Авторизация

Михаил Ковалев   Mihail Kovalev

Михаил Ковалев / Mihail Kovalev

Карьера: Поэт

Дата рождения: -

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Родился в Тифлисе. Умер в Москве.




Михаил Ковалев Биография

Примыкал то к эгофутуристам, то к имажин истам и прожил до глубочайшей старости, не бросая пера. Его поэтический звук чем -то неизменно напоминал мне певца Вадима Козина. Наследие его неравноценно, но б лестки поэзии рассыпаны по его чрезмерно , может быть, раздутым книгам. В лучших своих вещах Ивнев преодолевает сладковат о-мелодраматическую "романсовость", подн имаясь до высокого романса. До недавнего времени читатели, знакомящиеся с сборни ками избранных произведений поэта и всту пительными статьями к ним, не имели возм ожности заполучить верное представление о творческом пути поэта. Основное содерж ание их составляли произведения 60-70-х гг., раннее творчество 10-20-х гг. без м алого отсутствовало, причем публиковалис ь произведения ни чуточки не самые харак терные для поэта. В предисловии к сборни ку «Мерцают звезды» (1991) составитель р яда предыдущих изданий и хранитель архив а Рюрика Ивнева сообщал, что вынужден бы л, стремясь издать наследие поэта, сочин ять о нем, «как о горячем приверженце со циализма», что не соответствовало правде : Рюрик Ивнев, «безумно ринувшийся в 191 7 г. в революцию, наивно ожидал всеобщей свободы», но шибко быстро разочаровался в своих ожиданиях. Путь поэта был непро стым, во многом противоречивым. Родился Михаил Александрович Ковалев в Тифлисе в дворянской семье. Отец будущего поэта - офицер русской армии, юрист по образова нию, служил помощником прокурора Кавказс кого Военно-Окружного суда. Мать также п роисходила из военной среды: ее папа - п олковник Принц, предки которого являлись выходцами из Голландии, приехавшими в Р оссию ещё во времена Петра и правильно с лужившими русской короне. К ним обращает ся стихотворец в стихотворении «Предки» (1926), рисуя в романтическом ореоле «ад миралов» и «корсаров» из Нидерландов: Эт и руки сжимали с разною силой Канаты, ве сла, глотка и грудь. От самых пеленок до самой могилы Им некогда было перевести дыхание. Когда Мише Ковалеву исполнилось три года, умер его папа. На руках матер и, женщины редкого ума, красоты, твердог о характера оказалось двое маленьких сын овей. Чтобы вручить им образование, она вынуждена была разыскивать заработок и в скоре ей удалось обрести местоположение начальницы женской гимназии в городе Кар се. Согласно семейной традиции, решено б ыло готовить сына к военной карьере - с 1900 по 1908 г. Михаил Ковалев учился в Тифлисском военном корпусе. Годы пребыва ния в кадетском корпусе были важным этап ом в духовном развитии будущего поэта. В это время он знакомится с творчеством П ушкина, Лермонтова, А. К. Толстого, проя вляет заинтересованность к современной п оэзии, стихам Блока, Брюсова, И. Анненск ого, Бальмонта, Вяч. Иванова. Под влияни ем событий революции 1905 г. юноша решае т не продолжать военное образование: око нчив кадетский остов, идет не в юнкерско е училище, а поступает в Петербургский у нивер на юридический факультет, перейдя следом в Московский универ. В коллективн ом студенческом сборнике 1909 г. появляе тся его первое опубликованное произведен ие «В наши дни», проникнутое нотами разо чарования и усталости, характерными для времени реакции, наступившей потом подав ления революции 1905 г. В январе 1912 г. на страницах большевистской газеты «Зве зда» появляются его вирши, обличающие мо раль «сытых»: Веселитесь! Звените бокало м вина! Пропивайте и жгите мильоны. Хоро шо веселиться... И бытие не видна, И не слышны проклятья и стоны! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Веселитесь! За чем вам томиться и располагать информаци ей, Что в отдалении за столицей холодной ? Пальцы собственных рук он готов искуса ть, Этот люд, люд бездольный, голодный. («Веселитесь! Звените бокалом вина!..», 1912) По этим первым публикациям, казало сь, позволительно толковать о появлении ещё одного поэта-демократа, сотрудника б ольшевистских газет. Однако подобное зак лючение было бы преждевременным. Через г од, в 1913 г., выходит в свет первая кни жка сборника «Самосожжение», подписанная псевдонимом «Рюрик Ивнев», где стихотво рец предстает как обычный агент модерниз ма. Лирический герой сборника - разочаро ванный, истомленный, сосредоточенный на сугубо личных переживаниях, чувствующий себя ничтожным, обреченным на погибель. Я - невольник, незнающий и плачевный, Я - тела бледного комок. Удар приму от зло бной палки, Дморда от головы до ног. . . . . . . . . . . . . . . . Одно только с ловечко понимаю, Одну молитву только тво рю: «Сгореть», но сердцем не сгораю, А т олько неспешно горю. («Я - невольник, не знающий и плачевный...», 1913) Поэт, над еясь на духовное исцеление, обращается к Богу («Тебе, Создатель, я молюсь...», 1 912). Но и в вере он не находит исхода: Я танцую на острой бритве, Я пою изрезан ным ртом, И заброшен мой молитвенник, На до мною не плачет никто. («Я танцую на о строй бритве...», 1914) Эти вирши помеще ны в издании, объединяющем три книги «Са мосожжения» (1913-1916). Поэт для выраже ния настроения тоски, одиночества подчас находит неожиданные словосочетания, бро ские метафоры: Ах, не нужно звонких и ко лючих И беспощадно ужасных слов, Пусть н а небе вытанцовывают тучи, Постукивая гв оздиками каблуков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ах, не необходимо жестоко стей и уколов - Я изнервничался, дайте м не спокойствие. Вокруг, подобно тому как осенью, все голо, И не разрешено побесе довать с сочувствующей душой. («Ах, не н ужно звонких и колючих...», 1914) Душа ж е самого поэта «измученная», «перепачкан ная», «отвратительная» - и в то же время «родная». Те же темы, образы, тот же ду шевный потенциал сохраняется и в сборник е «Золото смерти»: О, как мне существова ть? Как мыслить? Как дышать? Как может с ердце делать и колотиться. Ты видишь - т олько высчитывать, да лгать... Да в жалк ие слова могу рядиться. («Блаженный губы - он заперт на замок...», 1914) В некот орых стихотворениях этих лет встречается намек на то, что суть человеческая поэт а в какой-то мере открыта впечатлениям о кружающего его мира: Вот солнышко льет ч ерез облачко лучи, И я глаза закрыл, как перед смертью. Благодарю Тебя за то, чт о научил Любить униженных и каторжникам доверять. («Я летний день давнехонько не целовал...», 1914) Лирический герой стр емится покинуть из страшного мира, где ц арит тлен и погибель, призывает «двуноги х, обросших шерстью», понять страх своег о существования и полагать о втором приш ествии. В этих стихах Рюрик Ивнев - обык новенный агент декадентства. Его сборник и замечены, перед ним открываются двери петербургских литературных салонов, он з накомится с Блоком. В 1915 г. Рюрик встр ечается с Есениным; эта саммит положила начало многолетним дружеским отношениям. Под впечатлением первых встреч Р. Ивнев посвящает Есенину стихотворение и вруча ет его ему 27 марта 1915 г. В свою очере дность Есенин ответил стихотворением «Рю рику Ивневу» («Я одену тебя побирушкой.. .»), в котором виден отклик на стихотвор ение Рюрика Ивнева «Я надену колпак дура цкий»: Я одену тебя побирушкой, Подпояшу оструганным лыком, Упираяся толстою клю шкой, Уходи ты к лесным повиликам. Есени н в этом месте ухватил главное в раннем Рюрике Ивневе - страстные, отчаянные пои ски выхода, своего пути. В воспоминаниях Рюрика Ивнева о Есенине содержится драг оценное подтверждение, опровергающее рас хожие мнения о Есенине как о малообразов анном поэте-самородке из народа, мало зн акомом с лучшими образцами русской поэзи и. По свидетельству Рюрика Ивнева, Есени н славно знал произведения поэтов XIX в. и своих современников. В присутствии пр авнука поэта Баратынского «тут же прочел немного стихотворений Е. Баратынского». Дружба Есенина с Рюриком Ивневым, как в идно из этих свидетельств, во многом был а основана на общей любви к поэзии, к ма стерам поэтического слова. Наступившую Ф евральскую революцию Рюрик Ивнев встрети л восторженно. Также восторженно приветс твовал стихотворец и Октябрьскую революц ию: Весь твой я, клокочущий Смольный, С другими - постыдно мне быть. («Смольный» , 1917) Очевидец революционных событий, он запечатлел их в ряде стихотворений (« Петроград», 1918; «Народ», 1918 и др.). Значительной для поэта оказалась его сам мит с А. В. Луначарским. Вначале - взвол нованный и восхищенный слушатель блестящ их выступлений Луначарского, после этого - его добровольный помощник, в конце ко нцов - его служебный секретарь, Рюрик Ив нев весь отдается деятельности, направле нной на укрепление советской власти. Он - корреспондент газеты «Известия ВЦИК», член коллегии по организации Красной Арм ии, работник агитационно-пропагандистско го отдела РККА. Летом 1919 г. стихотворе ц в составе агитпоезда едет по стране, а гитируя за советскую политическая элита, за ленинскую политику. Позицию Рюрика И внева, его дело приподнято оценил А. В. Луначарский. В письме к В. Я. Брюсову 4 декабря 1920 г. он писал: «...т. Ивнев у же по одному тому, что он практически в что ни на есть день Октябрьской революци и явился ко мне с предложением своих усл уг по немедленному налаживанию связи меж ду Советской властью и лучшей частью инт еллигенции, по тому, что он с большим му жеством в единственный из ближайших к ре волюции дней выступил с горячей защитой в то время отвергаемой без малого всей и нтеллигенцией новой власти, заслужил сам ое внимательное к себе отношение». Лунач арский рекомендует стихотворения Рюрика Ивнева к изданию. Однако содержание след ующего сборника поэта «Солнце во гробе» вряд ли могло удовлетворить новую верх. Стихотворения, вошедшие в сборник, свиде тельствуют о душевном смятении поэта, то т, что вновь хочет оставить от мира, зат еряться в просторах Родины странником. К нига, включающая 25 стихотворений, в отб оре которых принимал участие Есенин, отк рывается строками, датированными «7 нояб ря 1920, Москва, Петербург (дорога)»: По изрытым как оспа дорогам Судорожно мече тся Душа - проклятая, оставленная Богом, Еще теплая от ласк вечера. Будто судно, накренившийся Расщепленным корпусом, Не приютной блудницей шатается, Улыбается г лазами раскосыми. Как люблю тот самый ду х смертный Полоумных и светлых зрачок. С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессм ертный, Помилуй нас. «Отравленный жалом свободы» стихотворец взволнован тем, что он, так же «как государства и как народ ы», «отвернулся от креста». Сборник «Сол нце во гробе» вышел в издании имажинисто в, в группе которых Рюрик Ивнев некоторо е время состоял, и все-таки вскоре разор вал с ними. В письме к В. Г. Шершеневичу Рюрику Ивневу суждена была долгая бытие . В наследии поэта - строй больших проза ических произведений, посреди которых на ибольший заинтересованность представляют автобиографические повести «Богема» и « У подножия Мтацминды». Много внимания уд елял Рюрик Ивнев и переводам, перевел, в частности, поэму Низами «Семь красавиц» , эпос осетинского народа «Нарты». Но гл авным в его творчестве оставалась лирика . Как спецкор «Огонька» он немало путеше ствует по стране - и эти впечатления нах одят отклик в его стихотворениях: «Дагес тан» (1947), «Прощание с Камчаткой» (193 9), «Бакинское утро» (1942), «Сибирь» (1 928), «В Южной Осетии» (1946). Особенно проникновенны стихотворения Рюрика Ивнев а, посвященные Грузии, земле, где похоро нена его мама, Тифлису, где он родился ( «Пушкин в Грузии» (1937); «В огромный Мо скве часы и дни считаю...» (1938); «Груз ии» (1938); «Могу ли я позабыть...» (193 9); «Кура» (1943); «Тбилиси» (1947) и др .). Все проходит, как отблеск вечернего света, И плывущие словно во сне облака, Как взволнованный звук, как муки поэта, Как секунды любви, как года и века. Но н епрочность и тленность блаженства и слав ы Нас не могут, увы, ничему обучить. У п одножья горы, заливаемой лавой, Я готов любоваться тобой и иметь слабость. Я уви дел тебя. Это было невзначай, Что свело нас средь моря московских людей? И мингр ельская песня осталась как секрет, Недоп етая песня надежды моей. («Принеси мне о Грузии нежную весть», 1938) Много прони кновенных строк посвятил Рюрик Ивнев сво ей матери («Ни ограды, ни надгробных пли т...» (1941), «Не мучь меня, о светило з олотое!» (1947), «Матери» (1947, 1949 и 1952), «Образ матери» (1953) и др.). Как призыв и заклинание звучат строки сонет а: Явись ко мне через тысячи миров, Скво зь вихри звезд и лунные покровы, Сквозь гущу огнедышащих костров, Сквозь тьму ве ков и плит многопудовых. Явись ко мне, б редущему без крова, Сквозь пустыри облед енелых строф, Средь горьких снов, что со здал Саваоф, Явись во имя самого святого . Я жду тебя в душевном озаренье, Как ос новополагающий взлет младенческой весны, Как музыку, как фортуна, как спасенье, Как весточку неведомой страны. И все печ али, боли наважденья Твоей улыбкой будут сметены. («Матери», 1949) В стихах 40-7 0-х гг. Рюрик Ивнев выступает как мастер ясного, прозрачного стиха, традиционног о в своей основе, истоки которого близки поэтам XIX в. Говоря о Рюрике Ивневе тр ех последних десятилетий его жизни, восп рещено не произнести о стихах, посвященн ых природе. Поэт ощущает родное глубокое родство со всем живым на земле, стремит ся разобраться язык природы, слиться с н ею («Листья» (1945); «Наедине с природой » (1967); «Проносятся птицы» (1959); «В тиши глубокой Подмосковья...» (1960); «В се позабыть и держать в памяти только то ...» (1947) и др.). Листьев вечереющих п рохлада, Облака проходят не спеша. Сколь ко тысяч лет протянуть мне нужно, Чтобы успокоилась суть человеческая? Кажется, что все от жизни взято, Что умолк твой ю ношеский пир, Но только вспыхнут отблеск и заката - И иной перед тобою мир. И сно ва все начал бы в первую голову, Все дви женья повторил бы сызнова, В океане плыл бы без причала С тайной верой в вечную влюбленность. («Листьев вечереющих прохл ада...», 1951) Не часты у Рюрика Ивнева обращения к событиям реальности, к своим современникам. Исключение составляют не много стихотворений, написанных в годы В еликой Отечественной войны («Красной Арм ии» (1943); «В госпитале» (1943); «Киев наш» (1943); «Письмо солдата» (1944)), с тихотворения, посвященные С. Есенину и П авлу Васильеву. Поэтический мир зрелого Рюрика Ивнева - натура и влюбленность, з аключающие в себе тайну и дающие фортуна , несмотря на потери и утраты. Мы не зна ем, за что нам приняться, Чтобы время за стопорить. Пусть промчится столетий двад цать, Но должны мы себе признаться: Ариф метики нет у любви. Пусть влюбленность, как подбитая птица, Дух мятежный не в си лах спасти, Но не хочет она приземлиться И в небесные глуби летит. Чтоб в краю о слепительно белом Вспомнить прежнюю силу и страсть И оттуда трепещущим телом, А не мертвою птицей рухнуть. («Пусть промч ится столетий двадцать...», 1967) Послед нее стихотворение Рюрик Ивнев написал за немного часов до смерти: Из-под ног упл ывает почва,- Это скверно и неплохо. Это значит, что внутренне я От нее неблизко отошел. Это значит, что сердцу в груди Стало узко, как в темном углу. Это значи т, что все спереди,- Но уже на другом бе регу. Основные прижизненные издания * Са мосожжение: Лист I.- М., 1913. * Пламя п ышет.- М., 1913. * Самосожжение: Лист II .- СПб., 1914. * Самосожжение: Лист III. - СПб., 1916. * Золото смерти.- М., 191 6. * Самосожжение: Кн. стихов 1912-1916 гг.- Пг., 1917. * Солнце во гробе: Стихи .- М., 1921. * Моя страна: Стихи.- Тбили си, 1943. * Избранные вирши.- Тбилиси, 1 945. * Стихи.- Тбилиси, 1948. * Избранны е стихи/Предисл. К. Зелинского.- М., 196 3. * Избранные вирши.- М., 1965. * Памят ь и время: Стихи (1965-1967).- М., 1969. * Избранные вирши. 1912-1972/Вступ. ст. В. Перцова.- М., 1974. * Теплые листья: Стихи.- М., 1978. * Часы и голоса: Стих и, воспоминания.- М., 1973. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.
  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Поэты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Натали Имбрулья
Натали Имбрулья фото

загрузка...