Авторизация

Иоганн Зейме   Iogan Gotfrid Seume

Иоганн Зейме / Iogan Gotfrid Seume

Карьера: Поэт

Дата рождения: 29 января 1763, знак зодиака водолей

Место рождения: Германия

Иоганн Зейме - немецкий поэт и писатель. Родился 29 января 1763 года. Наиболее известными произведениями Иоганна Зейме являются: "Wichtige Nachrichten über die Vorfälle in Polen 1794", "Zwei Briefe über die neuesten Veränderungen in Russland", "Obolen", "Gedichte" и др.




Иоганн Зейме Биография

Иоганн Готтфрид Зойме (Иоанн Готфрид Зей ме, нем. Johann Gottfried Seume; 29 янва ря 1763 - 13 июня 1810) — германский бел летрист и стихотворец. Сын бедного посел янина, изучал поначалу богословие, но, п роникшись скептицизмом, оставил Лейпцигс кий вуз. Схваченный гессенскими вербовщи ками, был зачислен в отряд, проданный ла ндграфом Фридрихом II англичанам, и отпр авлен в Америку. По возвращении Зойме де зертировал, но был опять схвачен прусски ми вербовщиками. Вторичная попытка нести сь не удалась, и только с трудом Зейме и збежал смертной казни. В 1792 Зойме приб ыл в Варшаву, стал секретарем генерала И гельштрема и благодаря ему — русским офи цером; был некоторое время в плену у пол яков. После смерти Екатерины II Зойме ос тавил русскую службу и, удалившись в Лей пциг, напечатал «Wichtige Nachrichten ьb er die Vorfдlle in Polen 1794» (1796); « Zwei Briefe ьber die neuesten Verдnderun gen in Russland» (1797) и «Obolen» (1796 -1798). В 1801 Зойме совершил на своих д воих турне в Сицилию сквозь Австрию, Ита лию и вспять сквозь Париж. Он описал его в «Spaziergang nach Syrakus» (1803). По добное же турне Зойме совершил в 1805 по средством Москву, Петербург, Финляндию в Швецию, описав его в «Mein Sommer im J. 1805» (1807). Человек честный, Зойме не преклонен в своих принципах; сурово и гр убо высказывал он их, не заботясь о форм е своих произведений. Эта черта его сочи нений придает им большую цену, несмотря на их недостатки в литературном отношени и. Интересную автобиографию начал Зейме в сочинении «Mein Leben» (1813; продолже на Клодиусом). Его «Gedichte» появились поначалу в Риге (1801). Его «Sдmtliche W erke» изданы в первостепеннный раз в 183 5; нов. изд. в «Nationalbibliothek» Гемп еля (1879). В Германии Иоганн Готфрид Зе йме (1763 – 1810) с легкой руки Гете изв естен раньше всего как «прославленный пу тешественник». Свой титул Зейме получил благодаря публикации путевых заметок «Пр огулка в Сиракузы в 1802 году» и «Мое ле то 1805 года». Эти два путешествия Зейме – первое на юг, второе на северо-восток – есть толк подвергать рассмотрению в е динстве, как отображение того политико–э стетического интереса, тот, что образова нные европейцы второй половины XVIII в. испытывали в равной мере к классическому Югу и возвышенному «оссианическому» Сев еру. Классическое и возвышенное, рассудо к и фантазерство, мера и безмерное в кон це XVIII в. выступают как конкурирующие сферы позднепросветительской эстетики. Э ти разнонаправленные принципы получают с вою точную географическую привязку: в пе рвом случае – Италия или (реже) Греция, во втором – Англия (Шотландия), Скандина вия или Россия. Зейме, как «профессионал ьный» путешественник, в своих странствия х, разрешено вымолвить, освоил важнейшие для просвещенного европейца конца XVIII в. крайности эстетического и житейского опыта: он побывал и в Италии, стране со лнечного света, тепла и ясности, и в «но чных», «лунных» северных странах (Россия , Швеция, Финляндия). Особые отношения с вязывают Зейме с Россией, представлявшей ся мыслящим европейцам XVIII в. средоточ ием «возвышенного» – природной мощи и по литической энергии. Задолго до путешеств ия в Россию и выхода в свет в 1806 г. «М оего лета» Зейме по сути дела считался о дним из специалистов по России. В 90-е г г., будучи секретарем главнокомандующего русской армией в Польше генерала Игельс трема, он стал непосредственным свидетел ем восстания в Варшаве в 1794 г. Эти кро вавые события описаны Зейме в одной из л учших работ – «Некоторые сообщения о соб ытиях в Польше в 1794 году». Перу Зейме принадлежат кроме того политико-публицис тические трактаты о российских самодержц ах («Два письма о новейших изменениях в России со времени восхождения на престол Павла I», «О жизни и характере российск ой императрицы Екатерины II») и «Анекдот ы к изображению характера Суворова». Нак онец, на закате жизни Зейме ещё раз стол кнется с Россией. В 1810 г. смертельно б ольному, обнищавшему Зейме по ходатайств у Виланда и герцогини Веймарской перед ц арской семьей назначается годовая пенсио нная выплата. Известие об этом приходит сквозь два дня позже его смерти. Что бы ни писал Зейме о России, его суждения от личаются взвешенностью и беспристрастнос тью. В то же время Зейме, имеющий извест ность посреди соотечественников своим пр ямодушием, отзывается о России с непривы чной для него дипломатичностыо. «Когда я думаю о России, в моей душе всю дорогу возникает необычное смешанное ощущение. Нигде в мире не встретишь лучших людей, чем в различных провинциях этого необозр имого государства: нигде в мире руководс тво не заботится так хоть отбавляй о бла госостоянии провинций; и нигде в мире не делается так всего ничего для гуманност и, справедливости и просвещения». Так за вершает Зейме русский момент своих стран ствий летом 1805 г., переправляясь из Фи нляндии в Швецию. Корень зла, абсолютно, – в крепостном праве. «В России нет все общего образования, а есть только отдель ные случаи рафинированности; нет всеобще й законности, а только отдельные случаи милосердия. Жуткое, непроходимое суевери е соседствует с необузданнейшим распутст вом, зачастую переходящим в атеизм, для которого мораль есть всего только узда д ля сдерживания глупцов. Здесь нет благос остояния, а есть только состоятельность и бедность, роскошь и нищета, между кото рыми нет перехода: зачастую они существу ют вместе; домовитость в этом месте – бо льшая редкость. И все это – следствие ра бства» . Такое удручающее признание, сде ланное Зейме уже за пределами России, ко нтрастирует с красочными этнографическим и картинками российской народной жизни, с восторженным описанием Петербурга, это го «Эльдорадо на берегах Невы», с доброж елательными и подробными отчетами о новы х и старых российских университетах в Мо скве и Дерпте (Тарту). Зейме заворожен д инамикой российской внешней и внутренней политики, красотой и мощью «российского имперского проекта», тот, что возник и начал реализовываться на глазах изумленн ых европейцев. Зейме убежден в том, что Россия полным ходом движется на Запад – и с целью этого готов помиловать многое российской монархии. Усилия Зейме направ лены супротив «варваризации» России в ев ропейском общественном мнении. В российс ких самодержцах, в противовес таким авто рам, как Рейналь, он видит раньше всего агентов западной модернизации и Просвеще ния. Так «республиканец» и «демократ» Зе йме в своих трудах, посвященных России, по сути дела выступает с консервативных, монархических позиций. С этой точки зре ния объяснима симпатия Зейме к Петру, Ек атерине, Александру. К Павлу I он также относится с неподдельным уважением, стар аясь выискать рациональное начало и логи ческую последовательность в реформах это го «Гамлета на троне». В своих «Письмах» о правлении Павла I Зейме старается быт ь объективным – и посвящает первое посла ние разбору промахов нового царя, во вто ром же концентрируется на оправдании его внутренней и внешней политики. Так, Зей ме со знанием дела разбирает нрав военно й реорганизации Павла I, сравнивая досто инства и недостатки оружия, снаряжения, воинских уставов различных стран, и прих одит к выводу, что российская вс в том в иде, какой она получила от Потемкина, в целом по своим боевым качествам могла бы , при сохранении собственных преимуществ и умелом использовании чужих достижений (в частности, больше совершенного прусс кого ружья), сделаться бесспорно лучшей армией в мире . Строже всего Зейме судит Павла I за его судебную и административ ную перестройки. По мнению Зейме, сокращ ение числа губернаторств в России привед ет к восстановлению дворянских привилеги й, которые, как он с жаром утверждает в предисловии к «Моему лету», по сути дела разрушают страна и препятствуют создани ю нации в подлинном смысле слова. «Обили е привилегий так же сомнительно, как и о билие законов, и в большинстве случаев и то и другое связано между собой» . Срав нивая административные реорганизации Ека терины и Павла, Зейме обращает участливо сть на принципиальный для России вопроси тельный мотив взаимоотношения центра и п ериферии, причем середина выступает у не го как начало рациональное, организующее и упорядочивающее, тогда как глубинке, губернии воплощают хаос, произвол, рабст во. Выступая горячим защитником централи зации в России, Зейме, разумеется, имеет в виду свою родную Германию с ее раздро бленностью. Говоря о политической ситуац ии в России, Зейме обращается раньше все го к своим соплеменникам. Наиболее очеви дна эта апелляция в предисловии к «Моему лету 1805 года», где Зейме с самого нач ала предупреждает читателя (немецкого), что его книжка имеет политический нрав. Что же Зейме понимает под политикой? «По литическое – все то, что как-то способст вует или должно содействовать общественн ому благу, quod bonum publicum promovet» . Политика есть для Зейме опека об общес твенном благе, которое, в свою очереднос ть, сводится к справедливости. В этом см ысле нацией для Зейме может именоваться только «политическая» общность людей, ос ознавших идею общего блага и справедливо сти. Единственной европейской нацией в э том смысле Зейме считает французов, да и те, по его мнению, родились как «полити ческая нация» из духа революционной спра ведливости в 1789 г. Никто, помимо франц узов, не заслуживает определения нации, более того греки и римляне, оттого что о ни «в высокой степени обладали чувством, но не понятием естественного права и пр ава народов». Справедливости для нужно п ометить, что попозже, по мере того как Н аполеон все отчетливее примерял на себя одежды нового европейского диктатора, Зе йме начал разочаровываться во французах как политической нации. Конечно, запреще но произнести, что местоположение францу зов как „идеальной нации» отныне занимаю т русские. И все же Зейме, при всем свое м неприятии российской крепостнической с истемы, кажется, порой готов связать над ежды на больше справедливое и гуманное п равление аккурат с Россией. Самое яркое подтверждение тому – работа «О жизни и х арактере российской императрицы Екатерин ы II», написанный прямо потом смерти имп ератрицы. Книга эта представляет собой а пологию Екатерины, ее возвышенный тон от личается от подчеркнутой сдержанности «П исем» о Павле I. Заявляя, что будет сочи нять в свое время всего о характере росс ийской императрицы , Зейме непоследовате лен в выполнении своей задачи. Его харак терология в данном случае восходит к ант ичным жизнеописаниям выдающихся людей – Плутарху и в особенности любимому им Тац иту. В портрете императрицы у Зейме как собак нерезаных идеализирующей риторики, индивидуальные черты отодвинуты на задн ий проект. Перед нами – чисто политическ ий образ, в котором выделены традиционны е черты сильного правителя: энергия, выд ержка, ум. В этом смысле «характер» Екат ерины немногим отличается от характера д ругих российских самодержцев Петра, Павл а, Александра. Сравнивая Екатерину с Пет ром I, Зейме указывает на преемственност ь их внутренней и внешней политики, отме чая следующее различие в их деятельности : «Петр Первый был творцом нации, его на следники водили ее на помочах, Екатерина Вторая отважилась сделаться ее воспитат ельницей» . В своем описании правления Е катерины Зейме сознательно останавливает ся на судебной, административной и хозяй ственных реформах. Он одобряет тяготение Екатерины отступиться от привилегий, во люнтаристских «указов» и обилия различны х локальных «прав» для единообразного «п рава». Под пером автора вырисовывается к артина социального мира, которому не хва тает последнего штриха – акта об освобож дении крестьян. Этот завершающий потрясе ние кистью, по мнению Зейме, императрице помешал соорудить лишенный смысла и нес воевременный бунт Пугачева. В целом Зейм е изображает российских царей не как зах ватчиков и колонизаторов, но как реальны х политиков, заботящихся о безопасности и благосостоянии своего государства. Для этого он более того вводит – совершенно в духе Макиавелли – понятие «двух полит ик», внешней и внутренней: «Нации живут между собой в природном состоянии и, соо тветственно понятию разума, не могут сущ ествовать иначе: граждане находятся в ус тановленных законом отношениях общения; и большинство сопоставлений, заурядно из влекаемых из сферы гражданских прав с це лью уяснения международного права, оттог о совершенно не верны» (. Пытаясь оправд ать российскую внешнюю политику фактичес ким отсутствием единого международного п рава, Зейме все же не удерживается от та ктичного совета не увлекаться больше тер риториальными приобретениями и ссылается при этом на Петра Великого: «Для России повышение площади еле-еле ли пойдет на пользу, и более того в самой империи кру гом придерживаются этой позиции. которую установил Петр Первый и которую он, уми рая, настоятельно рекомендовал своим нас ледникам» . Собственно «человеческому, ч ересчур человеческому» в характере Екате рины Зейме посвящает немного страниц в ф инале своей книги. Это «человеческое» из ображено в привычном для позднего Просве щения сентиментальном ключе. Зейме, в ча стности, в деталях останавливается на тр огательном эпизоде, связанном с некой юн ый актрисой, которая, желая избежать дом огательств престарелых вельмож, использо вала сцену театра для прямого обращения к императрице: «Не найдя иного способа, она во время спектакля отважилась демонс тративно прекратить свою игру, подойти к ложе императрицы и передать ей, трогате льно обливаясь слезами, свою просьбу в п исьменном виде. Государыня прочитала, да ла ход делу и обнаружила причину» . Соче тание чувствительности и классической ри мской справедливости ещё больше присуще портрету Суворова, которого Зейме, анало гично другому немецкому писателю Иоганну Петеру Хебелю, ценил крайне приподнято. Суворов в изображении Зейме объединяет в себе энтузиазм, чувствительность и чуд ачество – все те черты, которые были в о собенности милы сердцу просветителя конц а XVIII в. В то же время в общении со св оими солдатами тот самый «чувствительный полководец» обнаруживает явную склоннос ть к классицистической «стихомифии» – кр аткому, быстрому обмену репликами. Зейме с симпатией рассказывает о любви Суворо ва к остроумным, нехай более того и очен ь далеким от истины ответам своих подчин енных, о его эксцентрике и лаконичных по сланиях типа «Ура! Прага! Суворов!» . За вершая беглый обзор работ Зейме о России , укажем ещё раз на очевидную симпатию, которую тот самый демократ к вольнодумец питал к России как «стране возможностей ». Зейме рассматривает Россию как доля Е вропы, в контексте европейских идеи и со бытий. Россия в его глазах составляет не расторжимое единство с Европой, и залого м этого единства – тут республиканец Зей ме вынужден совершить уступку «реальной политике» – парадоксальным образом высту пает российское самодержавие. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Максим Значение имени Максим В переводе с латинского языка имя Максим означает «величайший». Происхождение имени Максим Имя Максим произошло от латинского слова «maximus», которое переводится как «величайший», «самый большой». Имя Максим является римским родовым именем. На территории России имя Максим получило широкое распространение в начале XIX века. Повторный пик популярности пришелся на 70-е годы того же века. Характеристика имени Максим С самого..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Поэты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Кендра Уилкинсон
Кендра Уилкинсон фото

загрузка...