Авторизация

Евгений Евтушенко   Eugene Evtushenko

Евгений Евтушенко / Eugene Evtushenko

Карьера: Поэт

Дата рождения: 18 июля 1932, знак зодиака рак

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Евгений Евтушенко - выдающийся советский, русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Родился 18 июля 1932 года. Фамилия при рождении - Гангнус. Среди наиболее известный произведений Евтушенко можно выделить такие как: поэмы «Под кожей статуи Свободы» 1968 год, «Голубь в Сантьяго» 1974-1978 год, «Тринадцать» 1996 год, «Просека» 1975-2000 год, роман «Не умирай прежде смерти», сборники стихов «Обещание» 1957 год, «Нежность» 1962 год, «Интимная лирика» 1973 год и др.  




Евгений Евтушенко Биография

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на с танции Зима Иркутской области. Отец - Га нгнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермола евна (1910-2002), геолог, актриса, Заслу женный участник культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), эскулап, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (19 79 г. рожд.), газетчик, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Е вгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), у чится в средней школе в США. Евгению Рей ну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датиро ванный 1997 годом: «Россия – особая держ ава совершенно во всех отношениях, более того под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русску ю поэзию представляет единственный больш ой стихотворец. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцат ом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепочка. Вдумаемся в по следовательность: Державин – Пушкин – Ле рмонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единст венный Великий стихотворец с разными лиц ами. Такова поэтическая судьбина России» . Думается, что в отношении Евтушенко эт а формула может быть безошибочно пролонг ирована и на начало XXI столетия. В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгени я Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому город у посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие гл авы ранних поэм. Евтушенко с раннего дет ства считал и ощущал себя Поэтом. Это ви дно из его ранних стихов, в первый раз о публикованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 193 7, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или ка рандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочини тельство и опыты поддерживаются родителя ми, а далее и школьными учителями, котор ые активно участвуют в развитии его спос обностей. Поэт не раз с благодарностью в споминает родителей, которые с ранних ле т помогали ему сквозь каждодневное общен ие, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающег о мира, художественного наследия. «Отец часами мог гутарить мне, ещё несмышленом у ребенку, и о падении Вавилона, и об ис панской инквизиции, и о войне Алой и Бел ой роз, и о Вильгельме Оранском... Благо даря отцу я уже в 6 лет научился уяснять текст и сочинять, залпом читал без разб ора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимы й винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего около...» В посл едующие годы, несмотря на то, что у Алек сандра Рудольфовича образовалась другая семейство, он продолжал воспитание своег о старшего сына поэзией. Так, осенью 194 4 года они сообща ходили на конец дня по эзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая вирши Анны Ахматовой, Бориса Паст ернака, Михаила Светлова, Александра Тва рдовского, Павла Антокольского и других поэтов. Зинаида Ермолаевна не препятство вала встречам Жени с отцом, а ещё раньше , когда писала ему письма, посылала вирш и сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностя х мальчика, так до срока взявшегося за п ерышко. Мама верила в его способности и отдавала себе доклад в ценности его ранн их опытов. Она сохраняла тетради и отдел ьные листки со стихами, с работой по сос тавлению словаря рифм, ещё не существующ их, по его мнению, в поэзии. К сожалению , по разным причинам что-то все-таки был о утеряно, как тетрадка, которая включал а эдак рядом 10 тысяч рифм. Положительно е воздействие на создание эстетических в кусов поэта, мастерство эстрадных выступ лений и неподдельный заинтересованность к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, специальность мамы. В 19 38-41 годах она была солисткой Московско го театра имени К.С. Станиславского, око нчив в 1939 году музыкальное училище име ни М.М. Ипполитова-Иванова, в которое по ступила ещё будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - в след за тем того, как заняла первое мест оположение в смотре художественной самод еятельности вузов столицы. В ее доме быв али артисты - и ставшие потом знаменитос тями, и скромные труженики мосэстрадовск ой сцены, которых так трогательно выписа л через многие десятилетия стихотворец в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба». С начала войны по декабрь 1943 г ода она выступала на фронтах, после этог о - гастроли у хлеборобов Читинской обла сти (декабрь 1943 г.), во время которых она несладко занедужила тифом и пролежал а немного месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заве дующей зиминским Домом культуры железнод орожников, а в конце июля 1944-го вернул ась с сыном в Москву, откель, потом прие зда по вызову из Зимы ее матери, заново отправилась по фронтам в составе концерт ной бригады своего театра, домой вернула сь только в апреле победного 45-го. В по следующие годы она работала во Всесоюзно м гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссе ра по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсионную выплату в 1977 г оду. Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны р аспространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вст упающего в бурную творческую существован ие сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Р ощин, литературовед Владимир Барлас, сту денты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Бор ис Моргунов и Евгений Урбанский... Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическ ую студию Дома пионеров. Был студентом Л итературного института, в 1957 году искл ючен за выступления в защиту романа В. Д удинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1 949 годом. Принятый в Союз писателей ССС Р в 1952 году, стал самым молодым его чл еном. Первая книжка - «Разведчики грядущ его» (1952) - несла родовые приметы декл аративной, лозунговой, пафосно-бодряческ ой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книжка, датированы стих отворения «Вагон» и «Перед встречей», ко торые Евтушенко без малого четверть века через в статье «Воспитание поэзией» (19 75) назовет «началом... серьезной работы » в литературе. Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжк а», как аттестует ныне «Разведчики гряду щего» сам стихотворец, и более того не в торая - «Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая - «Обещание» (1957) книги, а ещё поэма « Станция Зима» (1953-56). Именно в этих с борниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в существова ние поколения, которое позже назовут пок олением «шестидесятников», и громко заяв ляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения». Мироощущение, умо настроение поэта складывались под воздей ствием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина. Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели », Е. Евтушенко пишет свой портрет, вбир ающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее стихотворец находит бро ские афористичные формулы, воспринимавши еся полемическим знаком нового антистали нского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой арбитр народу не сл уга. / Страшнее, чем принять врага за др уга, / принять торопливо друга за врага» . Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленче ство ко лжи / приспособленчеством ко сме лости». С молодым задором декларируя соб ственную разность, стихотворец упивается разнообразием окружающего его мира и жи зни и искусства, готов вобрать его в себ я во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотв орения «Пролог», и других созвучных стих ов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых т ой же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его - и не одним только прекрас ным - мгновениям, стопануть, объять кото рые неудержимо спешит стихотворец. Как б ы декларативно ни звучали при этом иные его вирши, в них нет и тени бездумного б одрячества, с охотой поощрявшегося офици озной критикой, - речь о максимализме со циальной позиции и нравственной программ ы, которые провозглашает и отстаивает «в озмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не нео бходимо половины! / Мне - дай все небеса ! Землю всю положь!» Ярость тогдашних ох ранителей канона вызвала прозаическая «А втобиография», напечатанная во французск ом еженедельнике «Экспрессо» (1963). Пер ечитывая «Автобиографию» в текущее время , по прошествии 40 лет, ясно видишь: деб ош инспирировался намеренно и инициатора ми его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по зави нчиванию гаек и выкручиванию рук - для о страстки и самого Евтушенко, и тех «инак омыслящих», кто оппозиционно воспринял п огромные встречи Н.С. Хрущева с творческ ой интеллигенцией. Лучший реакция на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие вирш и, прозу, статьи автобиографического хар актера и публикацией ее с небольшими сок ращениями в 1989 и 1990 годах. Идейно-нр авственный кодекс поэта был сформулирова н не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь звук заговорил о гражданственности , хотя дал ей вначале чертовски зыбкое, расплывчатое, приблизительное определени е: «Она вовсе не понуканье, / а добровол ьная махаловка. / Она - большое понимань е / и доблесть высшая она». Развивая и у глубляя ту же идея в «Молитве перед поэм ой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда больше ясные, чет кие определения: «Поэт в России - больше , чем стихотворец. / В ней суждено поэта ми появляться / только тем, в ком бродит надменный дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет». Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, также списывали сь бы на декларации, если б подтверждени ем им не были вирши, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, стан овилось крупным событием как литературно й, так и (не в меньшей, если не в больше й мере) общественной жизни: «Бабий Яр» ( 1961), «Наследники Сталина» (1962), «Пис ьмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праг е» (1968), «Афганский муравей» (1983). Э ти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразово го политического действия. Так, «Бабий Я р» прорастает из стихотворения «Охотноря дец» (1957) и в свою очередность отзывае тся в 1978-м другими созвучными строками : «У русского и у еврея / одна пора на д воих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их». Под сделаться верш инам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку прес ледуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчест ва, прав человека. Таковы несчетные теле граммы и письма протеста супротив суда н ад А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехосл овакии, правозащитные акции заступничест ва за репрессированных диссидентов - ген ерала П. Григоренко, писателей А. Марчен ко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, помощ ь Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войн овича. Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Си бири и Дальнему Востоку, стихотворец обя зан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Нем ало путевых впечатлений, наблюдений, вст реч влилось в сюжеты поэм - широкая геог рафия целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и тем ы. По частоте и протяженности не знают с ебе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он поб ывал на всех, помимо Антарктиды, контине нтах, пользуясь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейск их пирог - вдоль и поперек исколесил бол ьшинство стран. Сбылось-таки: «Да здравс твует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне м ешают... Мне неуклюже / не располагать и нформацией Буэнос-Айреса, Нью-Йорка». Но стальгически вспоминая «начальный день п оэзии» в так и озаглавленном стихотворен ии конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляе т поэзию, которая бросилась «на припадок улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затерты м / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило диковинка оживанья / довер ия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Н еудивительно, что аккурат его признали п ервым трибунным поэтом эстрады и телевид ения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, неизменно горячо ра товал за права слова звучащего. Но ему ж е принадлежит «осеннее» раздумье, относя щееся как раз к шумной поре эстрадных тр иумфов начала 1960-х: «Прозренья - это д ети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и только на тишину я полагаюс ь...» Кому, как не ему, оттого было необ ходимо энергично опровергать в начале 19 70-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в ни х недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственн ости? И, следуя себе, провозглашать непр икрашенную правду времени тем единственн ым критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или т ихой, - / не будь тихоней лживой ни при каких обстоятельствах!» Тематическое, жа нровое, стилевое многообразие, отличающе е лирику Евтушенко, в полной мере характ еризует его поэмы. Лирическая исповедаль ность ранней поэмы «Станция Зима» и эпич еская панорамность «Братской ГЭС» - не е динственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая и з 19 его поэм отмечена «лица необщим выр аженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» п оэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладае т собственным, специфическим своеобразие м. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам фа кт написания ее к 100-летию со дня рожде ния В.И. Ленина. Между тем «Казанский ун иверситет» - не юбилейная поэма о Ленине , тот, что и появляется, собственно, в д вух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской обще ственной мысли, «пропущенных» посредство м историю Казанского университета, о тра дициях просветительства и либерализма, в ольнодумия и свободолюбия. В русскую ист орию погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая больш е ассоциативна, вторая, приуроченная к 8 00-летию Куликовской битвы, - событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпиче скими картинами повествовательного плана , воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с совреме нностью. На виртуозном сцеплении многочи сленных голосов публики, падкой до будор ажащих зрелищ, быка, обреченного на закл ание, молодого, но уже отравленного «ядо м арены» тореро, приговоренного, в то вр емя как не погибнет сам, сызнова и ещё « укокошивать по обязанности», и более тог о пропитанного кровью песка на арене стр оится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «мысль крови», которой оплачены многовековые судьбы человечеств а, вторгается и в поэму «Под кожей стату и Свободы», где в единую цепочка кровопр олитных трагедий важный истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угл иче и президента Джона Кеннеди в совреме нном Далласе. В ключе сюжетных повествов аний о человеческих судьбах выдержаны по эмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная на дбавка» (1977). В первой поэмный проект воплотился в форме притчи о рождении тал анта, высвободившегося из оков недвижног о, освященного вековым ритуалом семейног о быта. Во второй - непритязательная жит ейская быль произрастает на сугубо росси йской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным с лепком, содержащим как собак нерезаных п ривычных, нетрудно узнаваемых подробност ей и деталей. Не в изначальном, а в дора ботанном виде включены в восьмитомное со брание сочинений Е. Евтушенко публицисти чески ориентированные поэмы «В совершенн ый рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1 975-2000). То, что разъяснено поэтом в а вторском комментарии ко второй, приложим о и к первой: он писал обе четверть и бо льше века «тому обратно, совсем от души цепляясь за остатки иллюзий, совсем не у битые... ещё со времен "Братской ГЭС"». Нынешний отказ от них чуть-чуть не побуд ил к отречению и от поэм. Но поднятая бы ло «длань опустилась, как бы независимо от моей воли, и верно сделала». Так же в ерно, как поступили друзья, редакторы во сьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сбере г в неприкосновенности реалии минувших д есятилетий. «Да, СССР больше нет, и я ув ерен, что не нужно было реанимировать бо лее того музыку его гимна, но люди-то, к оторые называли себя советскими, и в том числе я, ... остались». Значит, и чувст ва, какими они жили, - «это также доля и стории. А историю из нашей жизни, как по казали столькие события, вычеркивать нел ьзя...» Синтез эпики и лирики отличает р азвернутую в пространстве и времени поли тическую панораму современного мира в по эмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство п ринадлежит Е. Евтушенко в изображении та ких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской реальности 1980- х годов, как реанимация сталинизма и воз никновение отечественного фашизма. Евген ий Евтушенко сорвал плотную завесу стыдл ивых умолчаний о легализации русского фа шизма и его первой публичной демонстраци и в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то был а в действительности «жалкая кучка парне й и девчонок», «играющих в свастику». Но , как показало в середине 1990-х явление и нынче действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирован ий и пропагандистских изданий, беспокойн ый вопросительный мотив поэта прозвучал своевременно и более того с опережением: «Как сотвориться могло, / чтобы эти, ка к мы говорим, единицы, / уродились в стр ане / двадцати миллионов и больше - тене й? / Что позволило им, / а верней, помог ло возникнуть, / что позволило им / ухва титься за свастику в ней?» В поэтическом словаре Евтушенко словечко «застой» поя вилось ещё в середине 1970-х годов, то е сть задолго до того, как оно вошло в пол итический лексикон «перестройки». В стих ах конца 1970-х - начала 1980-х годов мо тив душевного непокоя, разлада с «застой ной» эпохой выступает одним из доминирую щих. Ключевое понятие «перестройка» появ ится через время, но чувство тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэ том. Закономерно оттого, что он стал одн им из тех первых энтузиастов, кто не нет рудно принял идеи «перестройки», но деят ельно способствовал их претворению в сущ ествование. Совместно с академиком А. Са харовым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым - как единственный из сопредседателей «Ме мориала», первого массового движения рос сийских демократов. Как социальный участ ник, ставший вскоре народным депутатом С ССР и возвысивший свой депутатский звук супротив цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее - от райкомов до ЦК - иерархии в кадровых вопросах и монополии государс тва на средства производства. Как публиц ист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как стихотвор ец, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в сти хах второй половины 1980-х годов: «Пик п озора», «Перестройщики перестройки», «Ст рах гласности», «Так дальше существовать нельзя», «Вандея». Последнее - и о лите ратурном бытии, в котором назревал неизб ежный раскол Союза писателей СССР, чье м онолитное единство оказалось одним из фа нтомов пропагандистского мифа, исчезнувш им вдогон за «гекачепистским» путчем в а вгусте 1991 года. Стихи 1990-х годов, во шедшие в сборники «Последняя попытка» (1 990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кро винка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золота я загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает в семи нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблок и» (1999), «Между Лубянкой и Политехниче ским» (2000), «Я прорвусь в двадцать нач альный столетний период...» (2001) или у видевшие свет в газетных и журнальных пу бликациях, а кроме того последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и ске псиса, усталости и разочарования. В конц е 1990-х и в первые годы нового века вид но понижение поэтической активности Евту шенко. Объясняется это не только длитель ным пребыванием на преподавательской раб оте в США, но и все больше интенсивными творческими исканиями в других литератур ных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей начальный навык - «Ягодные места» - вызвал разноречивые, от безоговорочной п оддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман - «Не умирай в свое время смерти» (1993) с подзаголовком «Р усская сказка» - при всей калейдоскопичн ости сюжетных линий, разнобойности насел яющих его героев имеет своим направляющи м стержнем драматичные ситуации «перестр оечной» поры. Заметным явлением современ ной мемуарной прозы стала книжка «Волчий паспорт» (М., 1998). Итог больше чем 20 -летней не несложно составительской, но исследовательской работы Евтушенко - изд ание на английском в США (1993) и русско м (М.; Минск, 1995) языках антологии рус ской поэзии XX века «Строфы века», фунда ментальный работа (больше тысячи страниц , 875 персоналий!). Зарубежный заинтерес ованность к антологии основывается на об ъективное признание ее научного значения , в частности, как ценного учебного посо бия по университетским курсам истории ру сской литературы. Логическим продолжение м «Строф века» станет ещё больше фундаме нтальный работа, завершаемый поэтом, - т рехтомник «В начале было Слово». Это ант ология уже всей русской поэзии, с XI по XXI столетний период, охватывая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на н ынешний российский язык. Евгений Евтушен ко был редактором многих книг, составите лем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял ради о- и телепрограммы, организовывал грамза писи, сам выступал с чтением стихов А. Б лока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Тв ардовского, писал статьи, в том числе дл я конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенин е, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межир ове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвее вой, Р. Казаковой и многих других). Всем у творческому пути Евтушенко неотлучно с опутствовал ни капельки не любительский и совсем не дилетантский заинтересованно сть к кино. Видимое начало его кинотворч еству положили «поэма в прозе» «Я - Куба » (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Б лаготворную образ творческого стимула на верное сыграла в дальнейшем приятельство с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а кроме того участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (197 9), где стихотворец снялся в главной рол и К. Циолковского. (Желание сыграть Сира но де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: удачно пройдя пробы, Евту шенко решением Комитета кинематографии н е был допущен к съемкам.) По собственном у сценарию «Детский сад» он поставил одн оименный кинофильм (1983), в котором выс тупил и как режиссер, и как артист. В то м же триедином качестве сценариста, режи ссера, актера выступил в фильме «Похорон ы Сталина» (1990). Не менее чем к экрану стихотворец творчески привязан и к сцен е. И не только как сверкающий исполнител ь стихов, то и как первоначально автор и нсценировок и сценических композиций («Н а этой тихой улочке» по «Четвертой Мещан ской», «Хотят ли русские войны», «Гражда нские сумерки» по «Казанскому университе ту», «Просека», «Коррида» и др.), потом как автор пьес. Некоторые из них станови лись событиями культурной жизни Москвы - к примеру, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под ко жей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас насов сем...» в Московском драмтеатре имени М. Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премье рах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Ес ли бы все датчане были евреями» в Герман ии и Дании (1998). Произведения Е. Евтуш енко переведены больше чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Толь ко в Советском Союзе, России, а это, сле дует признать, неблизко не большая колич ество изданного, к 2003 году вышло больш е 130 книг, в том числе больше 10 книг п розы и публицистики, 11 сборников поэтич еских переводов с языков братских респуб лик и одна - перевод с болгарского, 11 с борников - на языках народов бывшего ССС Р. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбом ы, а кроме того эксклюзивные и коллекцио нные раритеты. Прозу Е. Евтушенко, помим о упомянутых выше романов, составляют дв е повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Арда биола» (1981), а ещё немного рассказов. Только в средствах массовой информации р ассыпаны сотни, если не тысячи беседа, б есед, выступлений, откликов, писем (в то м числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра бы ли опубликованы также только в периодике , а фотографии с персональных фотовыстав ок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, - в буклетах, проспектах, газетных и жу рнальных публикациях. Десятки произведен ий поэта стимулировали создание музыкаль ных произведений, начиная от «Бабьего Яр а» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивш их Д. Шостаковича на еле-еле не запрещен ную «сверху» Тринадцатую симфонию и прип однято оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популя рными песнями «Бежит реченька, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вал ьс о вальсе», «А снег повалится, повалит ся...», «Твои следы», «Спасибо вам за ти шину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие. О жизни и творчестве Е. Евтушенко написан о примерно десятка книг, не менее 300 об щих работ, а численность статей и реценз ий, посвященных отдельным сборникам и пр оизведениям поэта, его поэтическим перев одам, языку и стилю нельзя подчитать - о но огромно. Эти сведения при желании поз волительно почерпнуть из опубликованных библиографий. Евгений Евтушенко - почетн ый член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейско й академии искусств и наук, почетный про фессор «Honoris Causa» Университета ново й школы в Нью-Йорке и Королевского колле джа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронна я бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Та бидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фре джене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия , премии города Триада (Италия), междуна родной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского тел евидения «Тэфи» за лучшую просветительск ую программу «Поэт в России - больше, че м поэт» (1998), премии имени Уолта Уитме на (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за за нятие по защите прав человека, специальн ым знаком за заслуги Йельского университ ета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протес та супротив войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай некогда смерти» был признан л учшим иностранным романом 1995 года в Ит алии. За литературные достижения в ноябр е 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия ). В декабре того же года он награжден з олотой медалью «Люмьеры» за выдающийся в клад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино. В мае 2003 года Е. Евт ушенко награжден общественным орденом «Ж ивая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Н ью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, шт ата Висконсин. В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской аст рофизической обсерватории (4234 Evtushen ko, диаметр 12 км, минимальное пространс тво от Земли 247 млн. км). ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Анна Значение имени Анна В переводе с древнееврейского имя Анна означает «миловидная», «милость божья». Происхождение имени Анна Имя Анна имеет русское, еврейское, украинское, православное, католическое происхождение. Характеристика имени Анна В раннем детстве  Анна отличается особой артистичностью, доброжелательностью, покладистостью и необычайной для ребенка душевной добротой и сердобольностью. Анна всеобщая любимица родных, учителей и воспитателей. У Анны всегда ..
Афанасий Значение имени Афанасий В переводе с древнегреческого имя Афанасий переводится как «бессмертный». Происхождение имени Афанасий Имя Афанасий происходит от греческого имени Атанасиос, которое имеет корень "танатос" – "смерть". С приставкой отрицания "а-" слово переводится как "бессмертный". Характеристика имени Афанасий Афанасий добр и неконфликтен, зачастую характеризуется как добрый, скромный и немного нерешительный человек. Афанасий..
Елизавета Значение имени Елизавета Имя Елизавета переводится в древне-еврейского как «божья помощь», «божья клятва». Происхождение имени Елизавета Имя Елизавета имеет древне-еврейское происхождение. Это имя носила супруга первосвященника Аарона. Характеристика имени Елизавета В раннем детстве Елизавета растет беспокойным, подвижным ребенком. Елизавета неусидчива и крайне любознательна. Елизавета проявляет живой интерес буквально ко всему происходящему вокруг. Елизавета доб..
Камилла Значение имени Камилла В переводе с древне-греческого языка, имя Камилла означает "девушка из знатной семьи". Происхождение имени Камилла Происхождение имени Камилла имеет несколько вариантов. Помимо древнегреческого происхождения, имя Камилла уходит так же корнями в Древний Рим, а так же в страны Востока. Так,  в переводе с арабского Камилла означает "совершенное" и имеет так же мужской вариант имени - Камил. В странах Европы имя Камилла получило широкое употребление..
Кирилл Значение имени Кирилл В переводе с древне-греческого языка имя Кирилл означает «господин». Происхождение имени Кирилл Имя Кирилл имеет два варианта происхождения. по одной из версий имя Кирилл происходит от персидского слова, означающего «солнце». По другой версии, корни имя Кирилл уходят в древнюю Грецию и имеют значение «повелитель» или «господин». Характеристика имени Кирилл С самого раннего детства Кирилл отличается повышенной любознательн..
Сергей Значение имени Сергей В переводе с латинского имя Сергей означает «стерегущий». Происхождение имени Сергей Имя Сергей восходит к латинскому «Sergius», римскому родовому имени, которое, в свою очередь, имеет русские корни. Характеристика имени Сергей В раннем детстве Сергей отличается болезненностью и слабостью иммунитета. Несмотря на болезненность, Сергей довольно энергичный ребенок, предпочитает подвижные игры, увлекается спортом, любит проводить время на открытом..
Степан Значение имени Степан В переводе с древнегреческого имя Степан означает «венец». Происхождение имени Степан Имя Степан имеет древнегреческое происхождение и образовано от слова «стефанос» - «венец, венок, корона, диадема». Имя Степан является короткой формой церковнославянского имени Стефан. Характеристика имени Степан С самого раннего детства Степан растет непоседливым, подвижным ребенком. Степан любит шалить, во что втягивает всю окружающую его детв..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Поэты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Константин Александрович Кедров
Константин Александрович Кедров фото

загрузка...