Авторизация

Айртон Сенна   Airton Sanna

Айртон Сенна / Airton Sanna

Карьера: Гонщик

Дата рождения: 21 марта 1960, знак зодиака овен

Место рождения: Сан-Паулу, Бразилия

Айртон Сенна - известный бразильский гонщик Формулы-1. Родился 21 марта 1960 года. Айртон Сенна являлся трёхкратным чемпионом мира по автогонкам в классе Формула-1 1988, 1990 и 1991 годов.




Айртон Сенна Биография

Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1 960 года, близко от бразильского города Сан-Паулу, в обеспеченной семье Милтона де Сильвы, преуспевающего торговца автом обилями и итальянской эмигрантки Нейды С енна из Неаполя. В семье он был первым м альчиком и без сомнения безотложно завое вал все отцовское внимательность. В четы ре года у де Сильвы младшего был уже и с вой карт с мотором в 1 л.с. от газонокос илки, и свой картодром, построенный прям о на семейной ферме по распоряжению отца . Кроме того быстро у будущего чемпиона появился и собственный гоночный менеджер - Армандо Ботелью. Отец очевидно рассчи тывал вырастить чемпиона. Его прозорливо сти разрешается только позавидовать. В д есять лет Айртон получил в презент больш е могучий карт, но ему не позволили выст упать в городских соревнованиях - там уч аствовали гонщики с 13 лет. Но ожидать о ставалось непродолжительно, и в 1975 год у он вышел на старт в своей первой гонки в Интерлагосе. Победа была без малого г арантирована, потому что благодаря отцов скому коммерциалу (комплектующие к автом обилям) отпрыск имел в распоряжении лучш ие шасси и лучшие моторы. В 1977 году он стал чемпионом Южной Америки по картинг у в категории "100 куб.см.", а годом поз же отправился в Европу. Конечно, и в Аме рике были автогонки, но Европа была "Мек кой" автоспорта. Сенна, с помощью своего менеджера, обратился на итальянский пре дприятие DAP в Mилане и заказал карт на свежеиспеченный период. По правилам он д олжен был сам оплатить участие в гонках. В том году Айртон закончил первенство т олько шестым. В 1979-м сызнова невезуха, но главным образом из-за недостатка вре мени на тестирование и настройку машины. Теперь, достигнув двадцатилетия, он при близился к верхушке мира картинга. Однак о, папа, озабоченный образованием сына п озвал его на родину и Айртон пошел в дел овую школу в Сан-Пауло. Однако быстро Ми лтон де Сильва уяснил свою ошибку. Друго й жизни, помимо гонок для сына не сущест вовало и весной 1981 года Сенна вернулся в Европу. Айртон поехал в Норфолк в над ежде заполучить автоагрегат "Формулы Фор д 1600". И получил его в команде "Van De iman", в значительной степени оплаченной его отцом. Свою первую гонку в новой ко манде Айртон закончил пятым, вторую - тр етьим. А уже сквозь неделю Сенна выиграл свою первую гонку - на мокрой трассе в Brands Hatch. Вскоре потом того, как Ден нис Рушен, босс Van Deiman, увидел побед у Айртона под дождем он предложил ему ко нтракт в 2000 фунтов на участие в гонках "Формула Форд 2000". В 1981 он выиграл ещё трассы RAC и Townsend Thoresen. Кста ти, как раз Деннис Рушен назвал его, впе рвой "человеком дождя". Ожидалось, что А йтрон будет выступать в "Формуле-3" в 19 82 году, но он опять объявил, что возвра щается в Бразилию. Несмотря на вереницу побед, он так и не смог откопать спонсор а, и в межсезонье - с октября 1981 до фе враля 1982, Айртон работал на заводе отц а в Бразилии. Сенна-старший согласился в кладывать доход в карьеру сына, понимая, что это окупится сторицей и к началу го ночного сезона FF2000 Сенна вновь вернул ся в Англию. После невеликий практики, с вязанной с гладкими шинами и антикрыльям и он установил рекорд круга. Тут же Tole man, McLaren, Williams и Lotus предложил и ему контракты, но он отклонил их. Год закончился удачно - он стал чемпионом FF 2000, а в ноябре уже тестировал болид Фо рмулы-3. Весь 1983 год Айртон провел в д уэлях с Мартином Брандлом в "Формуле-3". Он выиграл гонку в Thruxton и начал тес тировать болид McLaren "Формулы-1". В ко нце сезона он подписал контракт с команд ой Toleman "Формулы-1" на 1984 год. Вопр ос: "Тогда в детстве и юности, гоняясь н а картах, какую главную мишень вы пресле довали - нетрудно участвовать в состязан иях или во что бы то ни стало достигнуть победы?" Айртон Сенна: "И тогда, и позж е, выступая в Европе в гонках "Формулы Ф орд", "Формулы Форд-2000", "Формулы-3", стремился только к победе. Когда-то разб ирая до последнего винтика и сызнова соб ирая движок моего карта, скрупулезно гот овя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Макла рена" и по традиции бормоча про себя стр очки из "Отче наш", внутренне настраиваю себя на борьбу за всякий метр сизого ас фальта." Когда Дерек Уорвик перешел в "Р ено", "Тоулмен" нанял Сенну. Для обеих с торон это был компромисс. Прославленные звезды были чересчур дороги для невелики й независимой команды, а Сенна был уже д овольно известен. Его дебют в "Формуле-1 " состоялся в 1984 году в Рио за рулем " Toleman TG 184B-Hart". В Бразилии он сош ел, в Кьялами и Зольдере финишировал шес тым. ...Шестой период чемпионата мира-84 , проходивший на улицах Монте-Карло, на долгий срок запомнится всем. Невероятный ливень обрушился на разноцветную верени цу гоночных болидов. Из за большого скоп ления воды с трассы вылетели опытные Уор ик, Лауда, Тамбэ, Мэнселл, Патрезе. Впер еди осмотрительно, вроде бы киска, ощупы вая в темноте незнакомую дорогу, практич ески крался Пподъем. И тут журналисты в пресс-центре дружно бросились к экранам мониторов: в облаке водяной пыли от "Мак ларена" лидера показался бело-синий Тоул мен. Кто это? Номер девятнадцать, шлем т радиционных бразильских цветов - это же Айртон Сенна! С неба продолжали низверга ться водопады дождя, а бразилец с каждым куда ни глянь все ближе подбирался к Пр осту. Он мчался подобно тому как посуху, абсолютно не обращая внимания на буйств о воды кругом. И тем не менее не делал о шибок! Вот Сенна приблизился к "Макларен у" и, позже недолгой борьбы обойдя его, вышел в лидеры! Но тут по пресс-центру п ронесся вздох разочарования - оказываетс я, куда ни кинь раньше узловой арбитр со стязаний Жаки Икс дал предписание вывеси ть красные флаги, сочтя невозможным прод олжать гонку в таких условиях. Сенну лиш или заслуженной победы (или возможности завернуть себе шею в одном из следующих поворотов), Пувеличение получил за перво е местоположение только половину очков и з-за того, что участники прошли менее дв ух третей дистанции. А Джеки Стюарт, наб людавший гонку, произнес: "Сегодня мы ви дели будущего чемпиона мира - Айртона Се нну". В дальнейшем период сложился не лу чшим образом - громадное число техническ их сходов и два третьих места - в Брэндс -Хэтчс и Эшториле. Уже в Зандвурте он по дписал контракт с "Лотусом" на следующий , 1985 год. "Тоулмен" не позволил ему вы лезти на старт в Монце. В 1984 году у Се нны было немного заметных гонок и за пре делами "Формулы-1" - он выиграл "Гонку з везд" на Нюрбургринге, организованную "М ерседесом" для рекламы своей новой модел и 190, и на том же Нюрбургринге сообща с Пескароло и Йоханссоном финишировал вос ьмым в "1000 км Нюрбургринга" на "Порше 956" Пройдет немного лет, и единственный из мэтров гоночной журналистики, австра лиец Пол Третхарт, скажет: "Я невпроворо т видел на своем веку пилотов. Но тот са мый - особый. И занятие не только в том, что Сенна - водительский гений. Даже ес ли бы он был средним гонщиком, знакомств ом с Айртоном я мог бы гордиться. Мягкий , здравый, потрясающе интеллигентный дже нтльмен, с которым часами позволительно произносить о тысячах разных вещей, ни р азу не коснувшись ни формулы 1, ни автос порта вообще". В 1985 году, в Эшториле с остоялся первостепеннный поул Сенны. Сно ва был дождина, и к нему пришла первая в иктория. Середина сезона была отмечена с ерией сходов, но ближе к концу результат ы сызнова стали расти: второе местополож ение в Австрии, третье в Голландии и Ита лии, первое в Спа, в 28 секундах спереди Мэнселла, второе на "Гран-при Европы", где первую победу в карьере одержал Мэнс елл и первостепеннный титул чемпиона мир а заработал Пподъем. Коллегой по команде (и номинально первым номером) был Элио де Анджелис. Выходец из старинной дворян ской семьи, сильно приятный и доброжелат ельный, он разом предложил новичку свою дружбу. И не встретил отказа. Но вскоре оказалось, что на трассе де Анджелис не намерен уступать вундеркинду из Южной Ам ерики, и период они закончили без малого вровень. Тогда-то мягонький, интеллиген тный Сенна предложил менеджеру "Лотоса" Питеру Уорру подыскать на местоположение итальянца пилота без больших амбиций. В противном случае Айртон обещал бросить команду. Зимой в Лотосе появился шотланд ский аристократ Джонни Дамфриз. Ожидать от него побед в "Формуле-1" не могли бол ее того самые отчаянные оптимисты посред и британских болельщиков. Решение по выб ору Дамфриза в качестве второго пилота п ринадлежало Сенне, бразилец не желал, чт обы энергия "Лотуса" делилась между двум я равноценными гонщиками. 1986 год начал ся вторым местом в Рио, а в Хересе он за ново опередил Мэнселла и следом гонки бе з малого потерял разум от обезвоживания. "Я скоро пришел в себя, - сказал он реп ортерам, - виктория - лучшее лекарственн ое средство для восстановления сил>. Тре тий в Монако, второй в Спа, пятый в Монр еале, начальный в Детройте, второй в Хок кснхайме и на Хунгароринге, четвертый в Эшториле, третий в Мехико - таков список , позволивший ему с 55 очками занять чет вертое местоположение в чемпионате мира. Дамфриз набрал всего три очка. До оконч ания Гран-при Испании 1986 года оставало сь немного кругов. Чтобы сберечь шансы н а чемпионское звание. Сенне необходимо б ыло одолеть. А он шел только третьим, пр оигрывая в основном своим соперникам - П росту и Пике. Айртон предпринимал отчаян ные попытки достать лидеров, все чаще ри скуя сверх обычной для него меры. В конц е концов на одном из поворотов он допуст ил микроскопическую неточность, и черный Лотос вылетел за пределы трассы. Мотор не заглох, и бразилец попытался возврати ться на асфальт, но колеса бешено вращал ись на месте - агрегатина прочно сидела на брюхе. Он отчаянными жестами призывал маршалов поддержать ему выкарабкаться н а дорогу. Но те были невозмутимы - по пр авилам, если остановившийся авто не служ ит препятствием другим гонщикам, никто н е имеет права подсоблять ему сдвинуться с места. Наконец Сенна заглушил двигател ь, выбрался из кокпита и, подбежав к бли жайшему судье, ударил его по лицу. Всеоб щее возмущение на тот самый раз было вел ико. ФИСА пригрозила драчуну дисквалифик ацией, а Сенна со слезами на глазах увер ял журналистов, что его попутал бес. Уже в третий свой период в Ф1 Сенна стал од ним из главных претендентов на высший ти тул. Чемпионы мира Пике и Пподъем и боле е того Мэнселл, для которого не существо вало, кажется, никаких авторитетов, со в сей откровенностью опасались первого ном ера Лотоса. Его уже начали звать бразиль ским волшебником... Поставщиком моторов для "Лотоса" в 1987 году стала "Хонда" и , вероятно, ни единственный иной моторос троитель не был так очень мотивирован на счастливый момент, как японцы. Но все о динаково были проблемы. В Имоле обыкнове нный для "Хонды" увеличенный расход топл ива вынудил Сенну, экономя горючее, сдат ь позиции в тот миг, когда он шел вторым . Сенна был энтузиастом автомобилей с ак тивной подвеской, которые ещё раз появил ись в "Лотосе" вслед за тем ухода равнод ушного к ним Мэнселла. И компьютеризиров анная подвеска 99Т продемонстрировала ко лоссальный потенциал. Несмотря па уверен ность в традиционных пружинных подвесках , с которыми он финишировал третьим в Хо ккенхайме, Сенна доказал несомненные дос тоинства активных, финишировав первым на уличных трассах Монако и Детройта. В по льзу последних говорило то, что гонщик м еньше страдал от неровностей покрытия. Н о в целом данные, полученные при их эксп луатации, в то время как не довольно про анализированы. Вплоть до гонки и Мехико Айртон имел шансы на титул, и все-таки е го финальные результаты 1987 года ограни чились третьим местом в Сильверстоуне, в торым в Венгрии, пятым в Австрии, вторым в Монне. пятым в Хересе и вторым на Суз уке. В гонке за титулом он стал третьим, набран 57 очков. Как и Фанхио, Айртон н е страдал излишней сентиментальностью пр и выборе команды: это должна быть команд а, способная снабдить ему чемпионский ти тул. В 1988 году он перешел и "Макларен- Хонду" к Алену Просту Как и Пике двумя г одами раньше, Сенна завязал прочные отно шения с инженерами "Хонды", в результате чего Пике отправился в "Лотос" на замен у Сенне. Для того чтобы осознать подопле ку отношении двух бразильцев, нужно обор отиться на 1982 год, когда Сенна ещё гон ялся в "Формуле Форд 2000", а Пике уже б ыл в "Формуле-1". Однажды в Зольдере Пик е крайне пренебрежительно отозвался о св оем младшем соотечественнике. да н позже неоднократно позволял себе унизительные замечания н адрес Сенны. Оскорбленный д о крайней степени, Сенна поклялся превзо йти Пике. Дома, в Бразилии, на машине Се нны во время прогревочного круга отказал а коробка передач. Он сильно жестикулиро вал, сигнализируя, что не может сдвинуть ся с места, и следом повторного старта у шел на трассу на запасной машине. Но его дисквалифицировали - за то, что сменил машину затем того. как уже был дан зелен ый флаг к началу "Гран-при". В Монако Се нна твердо лидировал в течение 67 кругов , а потом на какое-то миг лишился концен трацию и въехал в ограждение прямо перед туннелем. Несмотря на незначительность инцидента. Сенна назвал его одним из клю чевых в своей карьере, аккурат эта авари я в Монако в 1988 году заставила его нас торожиться, заново разбудила его религио зность. В квалификации он ехал так одним духом, что ему показалось - он сгинул в какую-то иную явь. С этого момента все собственные успехи он связывал с верой в о Всемогущего. Постепенно разгоралось ос трое соперничество с партнером по команд е - Простом. Сенна уступил французу в Ме хико, потом выиграл у пего в Монреале н Детройте. В Сильверстоуне Пподъем с повр ежденным сцеплением сошел в сложной дожд евой гонке, за что был в пух и прах раск ритикован французской прессой, и мало-по малу Сенна своими постоянными успехами н ачал задвигать его в тень. Сенна одержал четыре победы кряду - в Сильверстоуне, Хоккенхайме, Венгрии и Спа, и Пподъем пр изнал, что бразилец довольно силен для т ого, чтобы сделаться чемпионом мира. В М онце последовала нехарактерная для него грубая ошибка: Сенна лидировал, и виктор ия в гонке была по сути дела у него в ка рмане, когда бразилец оказался жертвой с воего уникального умения обгонять отстав ших - он столкнулся с замыкавшим караван Шлессором и вылетел с трассы. Более дра матической развязки, чем та, что случила сь на Сузуке 30 октября 1988 года, предс тавить себе нелегко. McLaren стоявшего н а "поуле" Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красн о-белого металла и, воспользовавшись тем , что стартовая прямая в Японии идет чут ь-чуть под уклон, заставил свой "движок" ожить. Со старта он ушел только 14-м, н о ещё до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6 -м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м - Альб орето, на 10-м - Бергера. На 16-м сошел Капелли на March - Сенна стал вторым! И без малого тут же пошел дождина. Небеса очевидно давали располагать информацией, что им небезразличны усилия "человека д ождя" Айртона Сенны. В начале 28-го круг а, на выходе с главной прямой Сенна прош ел Проста и вышел в лидеры! Справедливос ти для стоит пометить, что как раз в тот самый миг у Проста выпала передача. Но ибо это также не возбраняется отнести к капризу судьбы... Еще сквозь пять кругов Сенна начал давать сигналы маршалам Гра н При Японии, требуя стопануть гонку - д ождик усиливался, и ехать становилось вс е опаснее. Но увещеваниям бразильца не в няли. Сенне понадобилось вытерпеть все э то до конца, чтобы постичь, что главное занятие своей жизни - сделаться чемпионо м мира, победив Проста - он уже сделал. Вспоминает ведущий фотограф "Формулы-1" Кейт Саттон; "Спал ажиотаж, рассосалась ватага, закончились пресс-конференции. Н а пит-лейн уже не было никого, помимо ме ня и ещё одного фотографа, французского. Айртон, сидя на стене, давал беседа бра зильскому телевидению и вместе с тем пог лядывал на огромный экран, где в повторе транслировалась только что закончившаяс я гонка. Гальвао Буэно, бразильский теле комментатор, шибко близкий Сенне джентль мен, спросил: "Теперь ты - чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как тара н, отказываясь в этой жизни от многих ра достей, теряя старых друзей. Теперь что- то изменится?" Айртон ничего не ответил. Он... заплакал". Команда "Макларен-Хонд а" стала обладателем Кубка конструкторов . набрав 134 очка. К концу сезона Сенна сделался кумиром паддоков - никем так не восхищались, как им, но и ни на кого та к не злились и не обижались, как на него . Здесь есть толк ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста: "Айр тон - что ни на есть стремительный и сам ый-самый профессиональный коллега ,по ко манде, которого я когда-либо знал. Лучше , чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефа н Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним . Он живет чемпионатом мира, думает о не м 24 часа в сутки, мне кажется, только е го и видит во сне. Порой это меня злит, оттого что я охотней сыграл бы в гольф и ли как-нибудь ещё отдохнул... Нет, если кто-то хочет побороть Сенну должен всеце ло посвятить себя спорту". Рон Деннис, к оторому принадлежит патент на создание " дьявольского дуэта", благодушно нежился в лучах полной, абсолютной и полностью з аслуженной славы: "С этими двумя я чувст вую себя богатейшим человеком Вселенной, хотя усилие внутри команды, которое они создали, позволительно потрогать руками . Но я все одинаково не жалею о своем вы боре: они в "Макларене", сообща - мне не чего больше хотеть! Их дуэль раздвигает горизонты и поднимает Формулу-1 на новую высоту" Сезон 1989 года начался в Рио, где Патрезе, Бергер и Сенна в то же врем я оказались в одной точке трассы, и "Мак ларен" потерял носовой обтекатель. Но да лее, выиграв в Имоле Айртон стал виновни ком внутрикомандной ссоры. Между ним и П ростом существовал своего рода негласный "пакт о ненападении". Еще в 88-м по пре дложению Проста они договорились, что, т ак как "Макларены" так сильны, нет смысл а затевать драку дружбан с другом уже в первом же повороте. Старт - и Сенна с "п оул-позишн" уходит в гонку первым. Но на 4-м круге в Тамбурелло загорелась "Ферр ари" Бергера. Гонку остановили и назначи ли свежий старт. Сенна сам напомнил Прос ту об их уговоре. Снова старт и в настоя щий момент уже в Тамбурелло первым входи т Пувеличение. Но Сенна - вот он, рядом, без малого касается колеса! Бразилец пр ошел-таки опешившего француза и выиграл гонку... На подиуме Пувеличение и Сенна в первый раз не подали товарищ другу рук , Ален не пришел на пресс-конференцию (з а что заработал от FIA штраф в 5000 долл аров), а в боксах обвинил партнера в пре дательстве. Рон Деннис вынудил бразильца доставить извинения, но это только осло жнило ситуацию. До конца сезона не сказа ли дружбан другу ни слова. В Монце итог Сенны на квалификации оказался ли не на две секунды лучше, чем у Проста, это го ворило о техническом преимуществе, котор ое дала ему команда. После того как в го нке Сенна сошел, а Пподъем выиграл, возн ик порядочный дебош на подиуме: Ален, де монстрируя свои антимаклареновские настр оения, на глазах Денниса выкинул в толпу фанов кубок, врученный ему как победите лю "Гран-при Италии". Затем наступила оч ередность Мэнселла проверять ледяное хла днокровие бразильца: они столкнулись в Э шториле. когда Мзнселлу уже показали чер ный флаг за недозволенное регламентом те хобслуживание в боксах. Мэнселла оштрафо вали и дисквалифицировали на одну гонку - "Гран-при Испании" в Хересе, где уже С енне был показан черный флаг во время кв алификации. Бразилец не подчинился сигна лу, был оштрафован на 20 тысяч долларов, но гонку все одинаково выиграл. Острейш ий конфликт между Сенной н Простом еле-е ле не вылился в аварию на сорок седьмом круге на Сузуке. когда француз захлопнул -таки калитку перед носом бразильца, уни чтожив тем самым шансы Сенны на титул че мпиона мира и подтвердив свои собственны е. Стюарды гонки но объездной части трас сы растолкали машину Сенны, он добрался до боксов, поменял поврежденный носовой обтекатель, вернулся на трассу, догнал н обогнал Наннини в том самом месте, где произошло столкновение с Простом, и выиг рал гонку, но только следом, чтобы угоди ть дисквалифицированным за срез поворота и содействие на трассе. Вмешательство Ф ИСА и президента Балестра сделало взаимн ую неприязнь партнеров но "Макларену" не сложно невыносимой. Ко всеобщему изумлен ию. Деннис подал протест, тот, что не бы л удовлетворен. Сенну подвергли штрафу в 10 тысяч долларов (мизер, принимая во в нимательность зарплату в 15 миллионов!) и отложенной дисквалификации на полгода. Финальная гонка в Аделаиде, обильно смо ченная дождем, ознаменовалась тем. что П увеличение отказался стартовать, заверну в в боксы вслед за тем прогревочного кру га, а Сенна из-за нулевой видимости фини шировал точь-в-точь в коробке передач "Б рэбхема" Мартина Брандла. В межсезонье х одили упорные слухи о том. что Сенна не получит от ФИСА суперлицензию на 1990 го д. Лишь в середине февраля Сенна и "Макл арен" урегулировали проблемы с Междунаро дной федерацией. Зато в команде все урав новесилось. Па местоположение Проста при шел Герхард Бергер, мастер практического юмора, как-то раз не нашедший ничего см ешнее, как выбросить из вертолета диплом ат Сенны, но Айртон нашел, что с этим па рнем ладить легче, чем с Простом. В Фени ксе лидировавший Сенна выдержал жаркую, острую и красивую схватку с дебютантом " Больших призов Жаном Алези на "Тиррелле" , но "Макларен" сберег местоположение и Сенна выиграл гонку. В Сан-Паулу его чут ь-чуть подтолкнул Накаджима и Сенна фини шировал только третьим. Затем выиграл в Монако, стартовав с поула, был первым в Хоккенхайме. на Хунгароринге выкинул с т рассы Наннини в схватке за второе местоп оложение, в Сна выиграл у Проста. В Монц е диспозиция повторилась - Сенна основоп олагающий. Пувеличение - второй, и следо м гонки, спровоцированные прессой, они п ожали товарищ другу руки. как будто бы з аключив мир. В Хересе Сенна, выиграв ква лификацию, в штормовом стиле завоевал св ой рекордный 50-й поул. Это был своего р ода акт мести треку, на котором в тот же уик-энд потерпел ужасную аварию Мартин Доннелли. На Сузуке выяснилось, что отбы вающий наказание и Монце мир с Простом б ыл и лучшем случае перемирием. В Японии Сенна имел шансы сделаться чемпионом. Но Пувеличение выиграл старт и в начальный разворот вошел раньше бразильца, позже чего Сенна по сути дела въехал в задний спойлер его "Феррари", оба вылетели в пе сок и Сенна, одним ударом выиграл второй чемпионский титул. "Феррари" разгневала сь и пригрозила уходом из гонок сцены. Г одом позже на Сузуке Сенна публично приз нал. что его действия были намеренными. напал при этом на ФИСА и его, к тому мом енту ушедшего в отставку президента Пале стра, обвинив их в том, что в 1989 году у него украли принадлежащий ему титул. В 1991 году Сенна начал чемпионат, одержа в на старте четыре победы кряду - в Фени ксе, на Интерлагосе, в Имоле и Монако, н о потом вперед вырвался "Вильямс-Рено". "Макларен-Хонда" внезапно перестала выиг рывать и Сенна не побеждал до самого Хун гароринга. Он выиграл в Спа, следом был вторым в Монце, Эшториле и на Сузуке. сл едом вновь первым - в Аделаиде. На тот с амый раз результаты всех шестнадцати гон ок шли в зачет, и Сенна добился титула, оттого что имел кроме того немного треть их, четвертых и пятых мест. В 1992 году "Макларен" попал под ещё более значитель ный прессинг со стороны "Вильямса". Фини шировав третьим в Кьяламе и в Имоле, Сен на выиграл в Монако, приехал вторым в Хо ккенхайме, первым на Хунгароринге, пятым в Спа, выиграл в Монце. опять был вторы м в Эшториле: "Фрэнк Вильямс и его пацан ы проделали огромную работу. В "Килами" мы убедились, как в отдалении они от нас ушли. Думаю, что в основном это превосх одство достигнуто за счет "активной" под вески. А оттого что я был первым пилотом , победившим с таковый системой, и отмен но знаю, сколь сложно довести ее до ума. Малейшие погрешности электроники, и вы вылетаете с трассы в самый-самый нежданн ый миг. Кроме того, отменно потрудились специалисты французской нефтяной компани и "ELF". В нынешнем году новые правила у становили максимальное октановое цифра б ензина 100 вместо 102. Это должно было о щутимо снизить мощность двигателя. Однак о в моторе "Рено" этого не произошло." В конце 1992 года "Хонда" решила закрыть лавочку. Сенна во всеуслышание заявил, ч то готов пилотировать "Вильямс" даром, н е получая за это никаких денег, желая пр едставить, что его интересуют не доллары , а вероятность угодить .за рулем лучшей машины. Но Пувеличение, вернувшийся в г онки после этого годичного перерыва, это му воспротивился, и "Вильямс" подписал к онтракт со своим тест-пилотом Деймоном Х иллом. В завершающий раз Сенна и Пувелич ение встретились в Аделаиде 1993 года. Ф ранцуз к тому времени уже выиграл чемпио нат и австралийский период стал прощальн ым в его карьере. Он покидал автоспорт, Сенна же собирался занять его местополож ение в "Вильямс" и, в свою очередность в крайний раз участвовал в гонке за "Макл арен", в которой провел лучшие годы свое й карьеры. Он выиграл... финальный раз в своей жизни. С уходом Проста кандидатур а Сенны на 1994 год для "Вильямса" разум елась сама собой. Но он оказался под чуд овищным прессингом со стороны Михаэля Шу махера и, может быть, начал период черес чур напряженно, пытаясь сию минуту же пр иступить побеждать на машине, которой оч евидно не хватало надежности. Да и ездил и сейчас пилоты на больше узких покрышка х. За рулем FW16 Сенна завоевал "поулы" на Интерлагосе и в Аиде, на "Гран-при Па цифик", но оба раза сошел. А следом была Имола. Можно, конечно, полемизировать, кто больше немалый, Пувеличение или Сенн а, но такие споры, похоже, беспредметны. Оба гонщика - две составляющие легенды, две составляющие магической формулы Про ст-Сенна. Оба они - олицетворение "Форму лы - 1". Зримое воплощение закона о един стве и борьбе противоположностей. И их с ражения на протяжении девяти сезонов соб ирали громадные аудитории во всем мире. Они умели в гонках все. И тот, кто свел их в одно время и в одном месте действов ал безошибочно: в их схватках было все о т трагедии до комедии. Воспоминания о то м времени, когда Пувеличение и Сенна выс тупали в одной команде до сих пор волную т души болельщиков "Формулы-1".Пувеличен ие тогда говорил, что "в команде выступа ют два самурая". За девять лет вдалеке н е вечно в их споре на первом месте стоял а виктория в "Гран-при". Гораздо чаще он и старались опередить дружбан друга, но их спору не суждено было завершится. Ппо дъем ушел из гонок, Сенна - погиб бывший соперник провожал его в крайний стезя. В своем беседа , в 1993 году, Пувеличени е сказал: " Вы знаете, когда он понял, ч то меня больше не будет на трассе, для н его мотивация стала вовсе иной. Даже сам а мишень его жизни - выступать в Формуле -1 стала совершенно иной. Победы, рекорд ы, титулы, но все это оставалось, на пра ктике на втором плане. Он говорил об это м, и его родные и близкие также. И то, ч то он сказал, что меня ему не хватает, н амедни последней гонки было совершенно о ткровенно. Это целая количество истории "Формулы-1", которая, к сожалению, от на с уходит. У меня ощущение, что погибель Айртона, разорвала меня наполовину. Ведь это было 10 лет моей карьеры, 10 лет мо ей жизни. Его уход - шибко тяжелая утрат а." В показательном выступлении в Берси в год смерти Сенны на комбинезоне Проста было две нашивки. Его и Сенны. Чемпионы не уходят. Они остаются навечно... Мы г отовы уговариваться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший толк. Го товы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта угроза внезапно оказывается победит елем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из беседа, на вопросительный мот ив об изменении правил "Формулы-1" Айрто н Сенна сказал "Предстоит период со множ еством аварий. Я более того рискнул бы в ымолвить, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы" АВАРИЯ На 16-й мину те пятничной квалификации Рубенс Баррике лло на "Джордане" врезается в заграждени е. Перелом носа и ребра. В тот же день С енна навестил его в медицинском центре т рассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на маш ине "Симтек-Форд" на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через ч ас он умер. У Сенны было весьма плохое п редчуствие. Столкновение на старте Лехто ("Бенеттон") и Лами ("Лотус") - ранено трое зрителей. Один - в коме. Перед стар том Гран-при Сенна пожал руку Просту, то т, что сказал: "Мы были соперниками, и б олее того больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем с делаться ими в будущем". 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на тр ассе имени Энцо и Дино Феррари вождь гон ки - Айртон Сенна на "Вильямсе-FW16" вош ел в резкий левый разворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он как обухом п о голове сорвался с него и перелетев вос емьдесят метров вспаханной зоны безопасн ости ударился в бетон. По данным телемет рии прыть в миг удара составляла 220 кил ометров в час. По результатам компьютерн ого моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключе ния физической причиной смерти гонщика п ослужил рычаг подвески, вонзившийся в ст ык шлема. По заключению технической коми ссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профе ссором Лоренцини, которому следствием бы ло поручено осмыслить в аварии Сенны, пр ичиной явилась неисправность рулевого уп равления. Рулевая колонка "Вильямса" был а повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после это го аварии, в госпитале "Маджиоре", не пр иходя в разум Айртон Сенна скончался. Тр агедия вызвала действительный шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национ альный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо А морим старался ускорить перевозки тела С енны и предложил свой авиалайнер, чтобы привезти его домой. Толпа в тридцать тыс яч дядя собралась у ворот итальянского г оспиталя. Никто не мог уверовать. Со сме ртью Сенны закончился единственный из са мых ярких этапов в истории Формулы-1. Ут ренние газеты в Англии и Италии, не изли шне сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовк ой машины командой "Вильямс". Френк Виль ямс, тот, что оставался в Италии, прилет ел в Англию, на предприятие команды вско ре следом полудня в понедельник, глаза е го были красными, его сразу отвезли на п редприятие. Ему нужно было время, чтобы поднять нужные слова. Позже он сказал: . FIA объявила, что она организует совеща ние в Париже в среду. Было сказано, что "FIA собирает отчеты своего технического , медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а кроме того имеющей касательство к делу команды и пе рсонала трассы. Как только эти отчеты бу дут получены, их станут заниматься изуче нием в срочном порядке". В Италии магист раты распорядились произвести вскрытие С енны и Ратценбергера, изъять машины и сх ватить под охрану трассу. Они конфискова ли всю съемку гонки. Шел разговорчик о в озможном уголовном деле, касающемся мене джера трассы, должностных лиц "Вильямса" и "Симтека". ВЕРСИИ Во вторник, 3 мая г азеты взорвались заголовками типа Техни ческий босс Патрик Хед цитировался итал ьянскими и бразильскими газетами : . Ита к первая версия - оплошность пилота. Пос ле двух кряду побед Шумахера в начале се зона-94, первый и, как многие считали, о дин фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе в ыглядел почему-то быстрее "Вильямса" бра зильца. Кроме того, несметные аварии на квалификационных заездах в Имоле и кончи на пилота Роланда Ратценбергера в суббот у угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решаю щий миг он не удержал машину на трассе. Именно с 1994 года FIA запретила примене ние на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А аккурат электроника помогала сберечь неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "форм улу" к дороге в повороте. В случае, если эта мощь исчезла хотя бы на миг, авто м огло сдернуть с дороги - он становился н еуправляемым. Получается, достаточно стр ойная схема: Сенна, раздосадованный пред ыдущими неудачами, хотел отстать от прес ледовавшего его Шумахера и в какой-то ми г, неверно оценив ситуацию, уж очень здо рово надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался едва-едва неров ным и авто подкинуло. Но, к тому моменту , Сенна промчался на уже сотни километр ов, в том числе и в условиях Бразильског о этапа и на многочисленных тестах. Тепе рь про видеозапись. На официально распро страняемой пленке запись изображения с м ашины Сенны обрывается на глаз за полтор ы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер легко переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись просто стерта. Но пленкой это й заинтересовались, через полгода позже аварии. А у Вильямса эта пленочка уже бы ла на следующий день. Говорят, что пресс -атташе FIA Франческо Лонганези видел за пись последних секунд. Утверждали более того, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не с лушаются. Однако сам Лонганези слухи рад икально опроверг. Была и версия номер дв а. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 г ода на сто процентов обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцеп ление колес с асфальтом. Чтобы его увели чить, как правило чуток снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна конта кта с дорогой. Однако в этом случае умен ьшается клиренс, агрегатина начинает скр ести днищем по неровностям дороги. Весьм а существенно ещё, что из-за аварии на с тарте первые пять кругов пилотов по трас се "возил пейскар". Температура шин на н ебольших скоростях могла понизится, а да вление - пасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели рези ну на шестом круге, так что эта версия т акже сомнительна. Гораздо больше вероятн ой сначала казалась версия номер три. Зл ополучное столкновение "Лотоса" Педро Ла ми и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что финал стартовой прямой и вх од в Тамбурелло оказался усыпан обломкам и разбитых машин. Один из них и мог повр едить покрышки. Однако, агент , следом о смотра покрышек разбитой машины, опровер г это предположение. Но все эти версии , были отвергнуты при продолжении рассмот рения дела в суде. Четвертой причиной ав арии могло сделаться физическое состояни е пилота. При гигантских перегрузках (бо ковые ускорения, действующие на водителя в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не ис ключена вероятность мгновенной потери со знания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку нереально. Причем не помогут бо лее того результаты вскрытия - врачебная наука не всесильна. Но тут масла в жар подливают люди, знавшие Айртона по гонка м. Они вспоминают, что изредка, для обос трения реакции он на долгое время задерж ивал дыхание. И все же обморок здорового , сильного, тренированного спортсмена вы глядит жутко маловероятным. Оставалась е щё версия, которая и была подтверждена т ехнической экспертизой - поломка рулевог о управления. Камера, установленная на " Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумах ера, ясно показала, что агрегатина Сенны в какой-то миг нежданно сошла с траекто рии поворота и пошла прямо. Такое могло сотвориться, если сломалась рулевая коло нка. Мало того, на многочисленных снимка х с места трагедии разрешается ясно разл ичить рядом с разбитым кузовом рулевое к олесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиб олее вероятной. СУД Официальное следстви е о гибели Айртона Сенны возглавил арбит р городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была созд ана специальная группа во главе с профес сором Лоренцини. В январе 1995 года груп па экспертов во главе с Лоренцини свою р аботу закончила: на столик судьи Пассари ни лег отчет на 600 страницах. Из него с тало ясно, что прямо перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена. Оказалось, что потом гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на те сноту в кокпите "Вильямса" своему гоночн ому инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы у величить пространство для рук пилота, ру левое колесо решили немножко вознести. Т рубку рулевой колонки разрезали и вварил и вовнутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка бы ла из стали плохого качества и имела деф екты, вызванные утомленность металла. Де ло усложнялось тем, что механики унесли с места аварии два . Конструктора "Виль ямса" допросили, но оказалось, что захва тить электронные накопители данных позво лил комиссар FIA Чарли Уайтинг для прове рки возможности продолжения гонки Деймон ом Хиллом. В ходе судебного заседания ве рсий становилось все меньше и меньше. Бы вший пилот Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айрто на Сенны следует винить техническую неис правность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помо щью компьютера и запечатлевшую аварию Се нны, Альборето сказал суду, с асфальтом в повороте - мало серьезная причина дл я того, чтобы выкинуть с трассы машину к ласса . В мае 1997 года, после этого оче редного заседания суда, арбитр Пассарини заявил журналистам: ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Афанасий Значение имени Афанасий В переводе с древнегреческого имя Афанасий переводится как «бессмертный». Происхождение имени Афанасий Имя Афанасий происходит от греческого имени Атанасиос, которое имеет корень "танатос" – "смерть". С приставкой отрицания "а-" слово переводится как "бессмертный". Характеристика имени Афанасий Афанасий добр и неконфликтен, зачастую характеризуется как добрый, скромный и немного нерешительный человек. Афанасий..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Гонщики

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Джейк Джилленхол
Джейк Джилленхол фото

загрузка...