Авторизация

Ипполит Богданович   Ippolit Bogdanovich

Ипполит Богданович / Ippolit Bogdanovich

Карьера: Поэт

Дата рождения: 3 января 1744, знак зодиака козерог

Место рождения: -

Богданович, Ипполит Федорович, - известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к "чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова".




Ипполит Богданович Биография

На одиннадцатом году он был отправлен в Москву для "приказной службы" и там запи сан в юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии позволил ему в то же время зани маться в математической школе при сенатс кой конторе. Хотя Богданович "по успехам в математике считался между первыми отл ичнейшими учениками", но его больше влек ло к поэзии и в особенности к драматичес кому искусству. Однажды 15-летний Богдан ович явился с намерением поступить на сц ену в бывшему в то время директором моск овского театра Хераскову ; по словам Кар амзина , Херасков убедил юнкера в "непри личности актерского звания для благородн ого человека" и записал его слушателем у ниверситета, приютив его у себя в доме. Богданович выучился иностранным языкам и прошел "правила языка и стихотворства". В 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале "Полезное увес еление" свои первые пробы пера, которые были, более того по отзывам современнико в, "далеки от совершенства". В 1761 г., по окончании образования, Богданович был назначен надзирателем при университетск их классах, с чином офицера, а посредств ом год переведен в комиссию торжественны х приготовлений к коронованию Екатерины II , с поручением фантазировать надписи для триумфальных ворот. В 1763 г., по хо датайству "благодетельницы", Е.Р. Дашков ой , Богданович поступает переводчиком в штат графа П.И. Панина . Тогда же, при личном участии княгини, Богданович издае т в течение полугода журнал "Невинное уп ражнение", где, помимо статей и мелких о ригинальных стихотворений, поместил пере вод поэмы "На разрушение Лиссабона" Воль тера, воспевал "премудрую" Екатерину за то, что "столетний период златой дала уз реть", и "дедиковал" графу Панину перево д (с французского) "Малой войны, описанн ой майором в службе короля прусского". В 1765 г., в бытность переводчиком иностр анной коллегии в Петербурге, Богданович издает свою поэму "Сугубое блаженство", в трех песнях, посвященную наследнику Па влу Петровичу , и переводит трехактную к омедию Вольтера "Нанина, или Побежденное предрассуждение". Время с 1766 по 1769 г. Богданович проводит в Дрездене, в кач естве секретаря нашего посольства. В Пет ербурге, в течение наиболее продуктивног о периода своего авторства (1769 - 1775) , Богданович перевел разные статьи из фр анцузской энциклопедии, "Сокращение из п роекта о вечном мире" (из Сен-Пьера), "И сторию о бывших переменах в Римской респ ублике" аббата Вертота, издал собрание с воих оригинальных и переводных стихотвор ений под общим названием "Лира", "имел г лавное смотрение" за изданием "СПб. Ведо мостей" и, в конце концов, по выражению Карамзина, "положил на алтарь Граций" св ою "Душеньку", задуманную им ещё в бытно сть за границей; некоторые места поэмы, вне сомнения, навеяны картинами дрезденс кой галереи. Успех поэмы был большой. Ещ е до напечатания она распространилась в многочисленных списках. Сама императрица , по рассказу Карамзина, "читала Душеньк у с удовольствием и сказала о том сочини телю". За нею и придворные "старались из ъявлять ему знаки своего уважения и твер дили наизусть места, замеченные монархин ею. Тогдашние стихотворцы писали эпистол ы, оды, мадригалы в честь и славу творца Душеньки". После "Душеньки" Богданович не сочинил ничего выдающегося более того по понятиям того времени. Между 1775 и 1790 годами Богданович, уже "с небрежени ем, как подобно как бы нехотя, или в дре моте гения", написал I количество "Истор ического изображения России" (доведенног о только до 1015 г.), "Радость Душеньки, лирическую комедию, последуемую балетом ", драму "Славяне" небольшое численность мелких стихотворений, напечатанных в "С обеседнике любителей Русского Слова". Во претворение в жизнь воли императрицы, Б огданович собрал и издал русские послови цы, переложив их в вирши, и сочинил 3 те атральные пьески на тему им же придуманн ых поговорок. "Венок Душеньки", по выраж ению Карамзина, "остался единственным на голове Богдановича". В 1780 г. Богданов ич был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. сос тоял в нем председателем до выхода в 179 5 г. отставку. В 1796 г. Богданович посе лился в Сумах, где готовился вступить в брак, но вскоре, по невыясненной причине , был вынужден распроститься с своей нев естой. В 1798 г. Богданович переехал в К урск, откель пространной одой, бывшей уж е лебединой его песнью, приветствовал вс тупление на престол Александра I . Умер Богданович 6 января 1803 г. Поставленный на могиле Богдановича в 1834 г. монумен т, в виде статуи Психеи ("Душеньки"), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в го родской сквер. Смерть Богдановича произв ела сильное ощущение на современное ему среда. Редакция "Вестника Европы" (1803, № 3) объявила конкурс на лучшую эпитафи ю Богдановичу. В посвященных его памяти стихах благодарные современники называли Богдановича любимцем муз и граций и бол ее того "гением", "так мило" воспевшим Д ушеньку. Зефир ему перышко из крыл своих давал, Амур водил рукой: он Душеньку пи сал, - говорит Плат. Бекетов в надписи к портрету Богдановича. Знаменитая поэма Богдановича - произведение не оригиналь ное. Содержание ее заимствовано из повес ти Лафонтена "Les amours de Psyche", в с вою очередность, почерпнутой из сатириче ского романа Апулея "Золотой осел". Древ ний миф, изображающий у платоника Апулея в аллегорических образах, судьбу души ч еловека, очищаемой суровыми испытаниями, позднее не раз воспроизводился в живопи си, скульптуре и поэзии. В конце XVII ст олетия Лафонтен превратил религиозно-поэ тическую аллегорию в остроумную и пикант ную новеллу. В "Юпитерово время", - глас ит поэма Богдановича, - жил неглупый цар ь, с тремя прекрасными дочерьми, из кото рых младшая, Душенька, была до того пора зительной красоты, что ее не только смер тные, но и амуры и зефиры, оставив Венер у, "особенно обожали". Оскорбленная боги ня приказывает своему сыну Амуру "за дер зость Душеньку порядком постращать". Душ еньку нежданно-негаданно покидают все "в здыхатели". Родители "несчастной" дочери обращаются к оракулу и, соответственно его "бестолковому" изречению, отвозят Ду шеньку "на самую вершину неведомой горы" и оставляют поджидать там чудовище, кот орому судьбой обречена она в супружество . Невидимый Зефир переносит Душеньку в о тличный дворец Амура, где "полки духов" ей прислуживают и развлекают ее "райским и утехами". Ее муж Амур, не открывая сво его вида, посещает ее под покровом ночи или в темноте грота. По просьбе Душеньки Зефир переносит к ней ее сестер, которы е, "завистью дыша", уговаривают Душеньку хлопнуть во время сна таинственное "чуд овище". При свете лампады Душенька видит "на местоположение аспида" спящего бога любви и, любуясь им в немом восторге, н ечаянно проливает на него горячее масло. Амур от боли просыпается и покидает ее. Очутившись на той самой беда, где она б ыла оставлена своими родителями, Душеньк а в отчаянии пытается лишить себя жизни "всеми видами смертей"! Но невидимая мощ ь любой раз спасает ее. После многих мыт арств Душенька приходит к Венере, котора я осуждает ее на тяжкие испытания, с цел ью "привесть сколь разрешено в дурноту". Между прочим, ей приказано пойти в ад к Прозерпине и доставить от нее "некакий" затворенный горшочек. Подстрекаемая люб опытством, Душенька раскрывает горшочек; оттуда незамедлительно вылетает черный дым, покрывающий лик человеческий и груд ь Душеньки несмываемой чернотой. Душеньк а с отчаяния прячется от всех в пещере. Но Амур, отомстив злым сестрам Душеньки, является к ней в пещеру, примиряется с Душенькой, объявляет в грамоте во всеобщ ее сведение, что Закон времен творит отл ичный внешность худым, Наружный лоск в о чах преходит там как дым, Но красоту душ и ничто не изменяет: Она единая постоянн о и всех пленяет. Венера возвращает "сно хе" за перенесенные страдания прежнюю кр асоту, и боги соединяют Психею с Амуром навеки. Вышеприведенное четверостишие, п о мысли автора "Душеньки", должно формул ировать возвышенную мораль поэмы, лежащу ю и в основе древнего мифа. Но такая мыс ль совсем не вяжется ни с тоном, ни с по дробностями содержания игривой поэмы. Не соответствие идеи произведения и его цен тровой ткани с нынешней точки зрения - к рупнейший минус. Но современники Богдано вича не замечали в поэме тех слабых стор он, на которые указала позднейшая критик а. Успех ее продолжался больше полувека. Еще в 40-х годах она находила почитател ей посреди простонародья, для которого о фени разводили по ярмаркам лубочное ее и здание, (ср. Губерти , "Матер. для русс. библ.", вып. II, стр. 128). Впервые кни жка "Душенька" явилась в печати в 1778 г . Через пять лет ее издал в полном виде товарищь Богдановича, Алексей Ржевский , с предисловием, являющимся отголоском в зглядов тогдашнего общества. Первый по в ремени обстоятельный отзыв о "Душеньке" принадлежит Карамзину, напечатавшему о Б огдановиче большую критико-биографическу ю статью немедленно позже его смерти в " Вестнике Европы" (1803, № 9 и 10). Слича я поэму Богдановича с повестью Лафонтена , Карамзин пришел к выводу, что "Душеньк а" "во многих местах, приятнее и живее" своего оригинала, так как Богданович, "н е выпуская из око Лафонтена, идет своим путем и рвет на лугах цветы, которые укр ылись от французского поэта". Главная за слуга Богдановича в том, что он "первост епеннный на русском языке играл воображе нием в легких стихах: Ломоносов , Сумаро ков , Херасков могли быть для него образ цами только в других родах". Батюшков , ближний преемник Богдановича в области " легкой" поэзии, виде в "Душеньке" "сущий и огромный талант". Пушкин , не признав ая Богдановича "великим", упоминал о нем как о "милом" поэте, находил в его поэм е "вирши и целые страницы, достойные Лаф онтена" и более того подражал Богданович у в "Руслане и Людмиле". Баратынский на зывал Богдановича "поэтом живым, затейли вым и нежным, всю дорогу пленительным, х оть немного небрежным". С течением време ни благосклонное касательство к автору " Душеньки" переходит в беспощадный над ни м вердикт. Еще в 1813 г. П. Вяземский с читал недостатками поэмы однообразие, по чему "Душенька" напоминает "цветочек све жий и прекрасный, но без запаха", смешен ие греческой мифологии с русским сказочн ым эпосом и склонность автора к "шутовст ву". Белинский в "Литературных Мечтания х" (1834) отозвался о "Душеньке" как о п роизведении "не без достоинств, не без т аланта", но 7 лет через полагал, что "тр уда и поту стоит прочесть" пресловутую с казку, написанную неуклюжими стихами, с насильственными ударениями, "лишенную вс якой поэзии, игривости, грации, остроуми я". Самая обстоятельная оценка всей лите ратурной деятельности Богдановича была с делана А. Галаховым в "Отечественных За писках" (1849, № 5). Подробное сопоставл ение поэмы Богдановича с повестью Лафонт ена и рассказом Апулея привело Галахова к выводу, что "Душенька" - комическая па родия на мифологический мир Греции и мог ла бы быть названа "Психеей, вывороченно й наизнанку". Вместе с тем, он усматрива ет историческое значимость Богдановича д ля дальнейшего хода русской литературы в том, что в "Душеньке" совершен "довольн ый разворот от затворничества поэзии, от кабинетной книжности к общенародному сл ужению - совершен легким тоном поэмы, сб лижением ее выражения с выражением житей ским". - Остальные произведения Богданов ича ничем не замечательны. Комедия "Радо сть Душеньки" состоит в том, что боги ск акали сороками и посредством голову кувы ркались, чтобы разогнать тоску Душеньки, не любящей ничего "блистающего". В драм е "Славяне" автор заставляет Александра Великого как любителя капусты и "простых славянских нравов" разговаривать с "про стодушной" огородницей Потапьевной. Друг ие театральные представления Богдановича пусты и безжизненны. В области лирики Б огданович дал образцы духовных и торжест венных од, хвалебных гимнов, стансов, по сланий, песен, эпиграмм, басен, надписей , эпитафий и других мелких стихотворений . Его песнопения высокопоставленным особ ам - изделия ремесленного стихо творства в духе тех самых одописцев, над которым и сам Богданович иронизирует в своей "Ду шеньке". Любовные стихотворения Богданов ича, из которых особенной славой пользов алась песня "Пятнадцать мне минуло лет", - неграциозны, и подчас нескромны (в ча стности, "Идиллия"); его басни и притчи не занимательны, эпиграммы - вялы и плос ки. Значение наиболее удачных из этих ст ихотворных опытов - только стилистическо е. В предисловии к "Историческому изобра жению России", представляющему неудачное извлечение "наиважнейших сведений", гла вным образом, из истории трудолюбивого и почтенного Щербатова , Богданович заявл яет, что он не чурается употребления сло в "нынешних", не считая за маловажное до стигать соглашения с простонаречием живы х людей. С этой стороны автор "Душеньки" ещё не оценен. Богданович обратил внима тельность и на народную поэзию. Он пытал ся ввести всенародный поэтический компон ент в свою "Душеньку": в поэме, наряду с Гесперидами, зефирами и драконами упоми наются Кощей-Бессмертный, Царь-Девица, к исельные берега, мертвая и живая влага, Змей Горыныч и иное. Офранцуженную Психе ю Богданович перерядил в российский наци ональный сарафан. В его собрании "Русски х пословиц в подправленной стихотворной форме" "чистое золото неподдельной поэзи и и народного смысла", по справедливому замечанию Галахова, заменила "бесцветная , хотя и сглаженная речь". По словам Кар амзина, Богданович отличался "природной откровенностью", "милым простосердечием" ; "никто не замечал в нем авторского сам олюбия". Отсутствие авторского самомнени я у Богдановича, вероятнее всего, объясн яется тем, что Богданович близкое авторс тво, по примеру большинства тогдашних пи сателей, ставил значительно ниже своей с лужбы. "Я с Пиндаром не тщусь быть славо ю возвышен, Не славным в свете я, полезн ым быть хочу", восклицает Богданович в " Сугубом Блаженстве". Оценивая дело Богда новича с исторической точки зрения, запр ещено не признать за ним достаточно важн ой заслуги в истории русской литературы. В эпоху тяжеловесных поэм и напыщенных од он написал поэму, которая долговремен но считалась превосходным образцом "легк ой" поэзии. Будучи сам воспитан в псевдо классической школе под непосредственным руководством Хераскова, Богданович сдела л попытку, вопреки господствовавшим лите ратурным понятиям, ввести в поэзию "прос тоту и вольность" - вольготный по количе ству стоп и чередованию рифмы стих и лег кий, немудрёный язык. Но, лишенный поэти ческого дара, Богданович не оказался в с илах порвать с преданиями школьной пиити ки. Главная его заслуга состоит в том, ч то он единственный из первых, некоторыми своими произведениями, дал образец сбли жения литературного языка, в то время ск удного и необработанного, с "простонареч ием живых людей". "Душенька" издавалась как собак нерезаных раз. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..
Ульяна Значение имени Ульяна В переводе с латинского имя Ульяна означает «из рода Юлиев». Происхождение имени Ульяна Имя Ульяна является русской формой имени Юлиана и имеет римские корни. Само имя происходит от имени бога Юпитера. Характеристика имени Ульяна В раннем детстве Ульяна растет нерешительным, боязливым и капризным ребенком. Однако несмотря на непростой характер Ульяна легко находит общий язык среди сверстников, общительна, с удовольствием посещает детский сад и хорошо учитс..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Поэты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Аббас-Кули-ага Бакиханов
Аббас-Кули-ага Бакиханов фото

загрузка...