Авторизация

Сергей Волконский   Sergey Volkonsky

Сергей Волконский / Sergey Volkonsky

Карьера: Критик

Дата рождения: 16 мая 1860, знак зодиака телец

Место рождения: Шлосс-Фалль, Эстония

Сергей Волконский - русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор. Родился 16 мая 1860 года. Занимался широкой лекторской и педагогической деятельностью. Писал статьи и книги посвященне философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Являлся известным театральным критиком.  




Сергей Волконский Биография

Сергей Михайлович Волконский родился 4(1 6) мая 1860 в Фалле, имении Бенкендорфов -Волконских, нынче Кейла-Йова (Эстония), поблизости от Таллинна. Он рос в семье, прошлое которой неразрывно было связано с русской историей. Его папа - Михаил С ергеевич Волконский, записанный при рожд ении в заводские крестьяне и ставший поп озже товарищем министра народного просве щения - сынуля декабриста Сергея Григорь евича Волконского и его жены, Марии Нико лаевны, урожденной Раевской. (По материн ской линии Мария Николаевна была правнуч кой Михаила Ломоносова.) Мать Сергея Мих айловича - Елизавета Григорьевна Волконс кая, рожденная светлейшая княжна Волконс кая. Ее дедуля с отцовской стороны - Пет р Михайлович Волконский, герой Отечестве нной войны 1812 года, начальство главног о штаба при Александре I, а с материнско й - босс жандармов граф Бенкендорф. Елиз авета Григорьевна Волконская была одной из умнейших русских женщин своего времен и. Получив серьезное образование, владея беспрепятственно, (на уровне родного ру сского!) несколькими иностранными языкам и, она до семнадцати лет воспитывалась в Риме и смогла привить своим детям истин ную, нежную влюбленность к этой стране. Елизавета Григорьевна увлеченно занимала сь историей (написала книгу - изыскание "Род князей Волконских", не потерявшую з начимости по этот день; впервой издана с ледом смерти княгини, в 1900 году) и фил ософией, играла на любительской сцене (в домашнем театре Волконских), имела на в се свой самостоятельный и жесткий точка зрения. Когда она приняла католичество, в Петербурге - придворном и сановном - э то вызвало целую бурю споров и негодован ия. А следом выхода в Германии ее книги "О церкви" (в 1887 году), Победоносцев с казал о Елизавете Григорьевне, что "княг иня - самая опасная леди в России!" Влад имир Соловьев, близким другом которого о на была, называл ее "Женщиной редкой сил ы ума и сердечной прямоты". Детство и мо лодость Сергея Михайловича Волконского п рошли в петербургском доме родителей, бы вшем тогда одним из центров Петербургско й культурной, да и придворной жизни. Нас колько вестимо приближена была семейство Волконских к высшим кругам Петербурга р азрешено раскумекать из эпизода, о котор ом рассказывал позже Сергей Михайлович в своих "Воспоминаниях": "Встречалась нам в Летнем саду и императрица Мария Алекс андровна (супруга императора Александра II). Не раз она останавливалась, приветл иво кивая нам, а в одно прекрасное время вступила в разговорчик с нашей гувернан ткой Элизабет... Та, с приседанием на ка ждом ответе, рассказала все, что следует , а императрица, улыбаясь и нежно поглад ив по щеке младшего брата Гришу, велела передать маменьке поклон от нее... Может е представить гордыня нашу, когда мы с п рогулки принесли матери поклон - от импе ратрицы!" (Волконский С.М. "Васильевский остров". Отрывки из воспоминаний) В дом е Волконских бывали, кроме высших придво рных чинов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, Я .П. Полонский, А.Н. Майков, И.С. Тургене в, В.С. Соловьев и ещё единый строй люде й, чьи имена составляют славу и гордыня России. Именно на домашней сцене театра Волконских в 1892 году впервой состоялас ь премьера пьесы Алексея Константиновича Толстого "Царь Федор Иоаннович", до это го запрещенная цензурой к театральной по становке. Сергей Михайлович играл в ней образ царя Федора. С 1887 по 1880 годы С ергей Волконский учился в IV Ларинской г имназии на Васильевском острове. Его пед агогами были: Виктор Петрович Острогорск ий - выдающийся филолог, автор нескольки х научных трудов и методик преподавания, профессор Каэтан Андреевич Коссович - " родимый дедушка, отрешенный от мира" и " читающий беспрепятственно с листа древни е тексты на санскрите", и уймище других педагогов, благодарные строки о которых разбросаны по всему тексту обширных восп оминаний Волконского. К "светлейшим" уче никам относились сурово, спуску не давал и ни в чем, но учились Волконские блестя ще (Сергей был в гимназии сообща с брато м Владимиром), в особенности способны бы ли к языкам. Среди товарищей по гимназии Сергея Волконского был и Михаил Николае вич Чернышевский - отпрыск знаменитого а втора "Что действовать?". "Умный способн ый, одаренный рассказчик, он нередко вес елил нас тем, что читал вслух или выдумы вал на ходу истории с интересными сюжета ми. Часто сочинял оригинальные басни-поп урри и презабавно их рассказывал. Жаль, что ни одной из них я не помню!" - сетов ал позже Сергей Михайлович. Летом 1880 г ода, следом окончания гимназии, Волконск ие всей семьей выехали на роздых за рубе ж, в Испанию и Италию. Для Сергея это бы ло время серьезной подготовки к поступле нию и практики в итальянском и испанском языках. В сентябре того же года Волконс кий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, г де специализировался по романским языкам у профессора Александра Николаевича Вес еловского. Сергей Михайлович вспоминал: "Мой папа, как попечитель округа, был зн аком со всеми профессорами университета. По понедельникам, вечерами, у нас собир алось (в семидесятых годах) многочисленн ое и интересное среда... Здесь я видал з наменитого нашего слависта, Измаила Иван овича Срезневского. С белой бородой, тон енький, рослый дедушка. Человек весьма з доровый культуры и умевший заразить инте ресом к тому, что преподавал... Часто у нас бывали чтения. Алексей Константинови ч Толстой читал, Полонский читал, - оба читали хуже, чем погано. Майков читал ед инственный раз "Три смерти", прочий раз "Два мира" и многое другое. Вот это был всамделишный чтец, с ясным логическим и ослепительно художественным чтением. Тог да мы затеяли становить две сцены из "Ца ря Бориса", я играл Бориса и Майков взял ся мне, мальчику, в этом подсобить... Мо гу тут изречь, что поветрие - становить домашние спектакли - пошло в Петербурге из нашего дома, и тот навык, с Царем Бор исом, был начальный. Бывал у нас запрост о и временами и читал Владимир Соловьев" . (С. М. Волконский. Васильевский остров . Мои воспоминания) В университете Серге й учился нетрудно, по его собственным сл овам, "кончил приличным кандидатом. Боль ше всего меня радовала в этом отрада отц а. Сам кончивший только иркутскую гимназ ию, как сынуля государственного преступн ика, которому Николай I не разрешил пост упить в вуз, сказав: "Будет с него и гим назии!", папа мой до боли желал зреть сы новей своих студентами, а при выпуске - кандидатами..." (там же). По окончании у ниверситета Сергей Михайлович некоторое время служил в земских учреждениях Борис оглебского уезда Тамбовской губернии, а в начале 90-х годов он уже числится при министерстве народного просвещения. От м инистерства он был командирован в состав е русской делегации на Всемирную Выставк у в Чикаго, в 1893 году. Здесь Волконски й выступил с публичными лекциями о женск ом вопросе в России и своих впечатлениях об Америке... В 1896 Сергей Михайлович был снова приглашен в Америку Лоуэльским университетом в Бостоне. Он прочел весь строй лекций в крупнейших университетах США: Чикагском, Колумбийском, Корнуэльс ком... В Гарварде затем чтений Волконско го была основана кафедра славянских наре чий, давшая здоровый толчок изучению кул ьтуры России. В Гарварде Волконский позн акомился и сблизился с выдающимся америк анским ученым, литературоведом, профессо ром истории искусств Ч.Э. Нортоном. Проч итанный в Америке вектор движения лекций был опубликован отдельной книгой, получ ившей высокую оценку В.С. Соловьева, отм етившего, что "Волконский с большим успе хом сделал в Америке интересную задачу: представить Россию лицом. Это человеческ ое физиономия американцам было малознако мо и тем больше интересно". В это же вре мя Волконский зачастую выступает на стра ницах журнала "Вестник Европы" со статья ми по проблемам искусства и эстетики. Ча сто появлялись в этом солидном и читаемо м всеми журнале его остроумные, тонкие р ецензии - разборы новых балетных, оперны х и театральных постановок. В июле 1889 года князь Сергей Михайлович Волконский был назначен Директором Императорских те атров и за два года его пребывания на эт ом посту театральное искусство России оз наменовалось многими реформами. Произошл и крупные изменения в оперном, балетном, драматическом репертуаре. Новым директо ром были привлечены к работе на сцене им ператорских театров молодые и талантливы е художники из объединения "Мир искусств а": К. Коровин, А. Бенуа, К. Сомов, В. С еров, А.М. Васнецов, Николай Рерих, Ф. М алявин, А.Я. Головин и другие. Особенно хоть отбавляй сделал Волконский для разв ития музыкально-театрального искусства. Он вернул на сцену все оперы Римского-Ко рсакова. В репертуар Большого и Мариинки были включены ещё оперы Вагнера. Многие выдающиеся музыканты и дирижеры считали для себя честью действовать на сцене Им ператорских театров, под руководством Во лконского. Особо приподнято ценил его де ло легендарный Мариус Петипа, чья новизн а хореографии, ставшая классикой в текущ ий момент, тогда с трудом приживалась на сцене. Сергей Михайлович по своему хара ктеру, как ни необычно, не был ни чиновн иком, ни администратором... Он был "худо жником до мозга костей, горячо преданным искусству" (А. Бенуа), истинно творческ ой натурой. Не постоянно его порывы беск орыстия и преданности любимому делу - он унаследовал от своих знаменитых деда и бабки поистине аристократичный, декабрис тский дух - встречали разумение в среде не только чиновников от искусства, но и артистов... Дирекция императорских театр ов подчинялась министерству двора и была неизменно опутана сетью мелких интриг. Печальное недоразумение с Дягилевым, сос тоявшем при Волконском чиновником по осо бым поручениям, перешло в ссору, об этом каким-то образом стало известно при дво ре, и зимой 1901 года князь Волконский б ыл уволен от службы. В начале века имя е го все чаще появляется на страницах русс кой периодической печати. Он сотрудничае т в журнале "Аполлон" (с 1910 по 1914 го д). В книгоиздательстве этого журнала вы ходит немного книг Волконского: "Человек на сцене" (1911), "Художественные откли ки" (1912), "Выразительное слово" (1913) , "Отклики театра" (1914), а ещё книжка Жака д`Удино "Искусство и жест" - в пере воде Волконского (1912). Большое местопо ложение во всех этих работах отводилось основам сценической речи и движения. Над о изречь, что эти работы Волконского при поднято ценил К.С. Станиславский и много е из них положил в основу своей знаменит ой театральной системы. В 1912 году в из дательстве "Аполлон" выходит в свет и пе рвая художественная книжка Волконского: "Разговоры", написанная в форме диалогов на самые разные темы: о русском языке и литературе, о Художественном театре, о прошлом семьи автора. Многие из тем, под нятые в "Разговорах", были позже развиты в других книгах ("Мои воспоминания", "Р одина", "Медный всадник"). Волконский бы л в здоровущий дружбе с К. Станиславским , а тот необычайно приподнято ценил его и делал все, чтобы притянуть к сотруднич еству в Художественном театре, на сцене. Князь Сергей получил более того образ в пьесе Г.Д. Аннуцио "Мертвый город" и до лжен был быть в осенний период 1911-12 г одов зачисленным в труппу МХАТа. Но этом у помешала высокая придворная пост Серге я Михайловича - он был гофмейстером Двор а и это звание не позволило ему возникну ть на сцене театра, тот, что он безумно любил. Волконский считал театр "святым м естом, где непрерывно происходит служба духа, а только дух и возможен для настоя щей, радостной работы". (Волконский. "Ху дожественные отклики". 1912 г. С-Пб-г.) Для самого Сергея Михайловича был шибко характерен дух странствий, он объездил, надо думать, полмира, совершил кругосвет ное турне, в особенности любил случаться в Италии, называл ее вторым своим родны м домом. Стоит упомянуть, что в сознател ьном возрасте Сергей Михайлович принял к атоличество, и был так называемым католи ком восточного обряда. (В России переход в католичество был достаточно редким яв лением, существовавшем только посреди вы сших кругов аристократии и связан с зако стенелым, застывшим состоянием русской п равославной церкви... Но традиция перехо да в католическую веру все же была... До статочно вспомянуть М.С. Лунина, П.Я. Ча адаева, И.С. Гагарина. Серьезное влечени е к католичеству испытывал и В.С. Соловь ев - душевный наставник Волконского, пол но думавший об объединении церквей, прав ославной и католической...) И в то же вр емя тот самый утонченный европеец, спосо бный быть гражданином мира, питал какую- то нежную, детскую влюбленность к России , отчей земле. В имении Павловка Борисог лебского уезда Тамбовской губернии, Серг ей Михайлович основывает школы для крест ьян, больницы и аптеки, а кроме того пер востепеннный в России музей декабристов - на основе архива своего знаменитых пре дков. В этом музее хранились портреты де кабристов работы Бестужева, документы об участии генерала Волконского в наполеон овских войнах, его боевые награды, изыск анные письма бабушки на французском язык е, ее перстень, принадлежавший когда-то Пушкину, места каторги и ссылки - акваре ли Н.А. Бестужева, Н.Г. Репнина, А.П. Юш невского и других. Все это не без затей собиралось и хранилось, а было овеяно не жной привязанностью и любовью, более тог о каким-то благоговейным трепетом. В Пав ловке, перед самой революцией, Сергей Ми хайлович работал над многотомным издание м "Архива декабриста С.Г. Волконского". В этом издании деятельное участие приним ал Б.Л. Модзалевский. Оно не было заверш ено из-за вспыхнувшего пожара революции. .. Несколько раз существование Волконско го была практически на волоске из-за отч аянной ненависти к нему хулиганов и всяч еского сброда, смело записавшего себя в революционеры, мародерствующих матросов, которым был полон Борисоглебск. Сергей Михайловичу пришлось оставить родные мес та под угрозой расправы. Имение его было разгромлено, библиотека расхищена без м алого на все сто, только 8 книг сочинени й самого Сергея Михайловича удалось спас ти!.. С котомкой книг в одной руке и кот омкой белья в иной, появился "Сиятельный Князь" в Москве, чудом избежав гибели. Это было в ноябре 1918 года. Некоторое в ремя преподает Волконский в театральных студиях Москвы, читает лекции, пользующи еся бешеной популярностью, в особенности посреди рабочих Петроградской стороны. Может быть, сами того не понимая, они вы бирали подлинную культуру, подлинные зна ния, которые стояли за этим человеком... В декабре 1920 года состоялось знакомст во Сергея Михайловича Волконского с Мари ной Цветаевой. Для нее приятельство с ни м была одной из самых сильных духовных о пор в жизни. Ему посвящен цикл прекрасны х стихов "Ученик"... Свои удивительные п исьма к ней Волконский позже оформил в к нигу "Быт и бытие" - изумительную по сов ершенству стиля, выраженной силе духа и жажды творчества - и это в годы террора, голода, неустроенности и обычности Смер ти! Современная Россия до сих пор не про чла ее, как и остальные труды Волконског о, изданные за рубежом. В эти тяжелые, н еимоверно трудные годы, в квартире с гол ыми стенами, с гадким "кофе" (закрашенно й цикорием или свеклой водой!) на кероси нке, без света (из письма Цветаевой) Сер гей Михайлович продолжает вкалывать над своими книгами мемуаров и воспоминаний о декабристах, над новой книгой по сценич еской речи и движению... Все эти труды б ыли завершены за три неполных года - с 1 919 по 1921. А.Н. Бенуа вспоминает о сво ей встрече с Волконским в те годы: "При встрече меня поражает его внешний обличь е и страшная худоба, свидетельствующие о тяжелых бытовых условиях... Я сочувству ю и слышу в реакция вещи самые неожиданн ые: "Что Вы, я ни в жизнь не был счастли в, как в настоящий момент! Я, в конце ко нцов, весь могу отдаться своему делу, пр очее для меня не существует!.." Не подле жит никакому сомнению, что когда он на м осковском бульваре, уверял меня, что он счастлив, он был стопроцентно искренен!. ." Но в декабре 1920 года Сергей Михайло вич выезжает из Москвы, из России, чтобы уже ни в жизнь не возвратиться... Созна тельно обрекает себя на долю вечного стр анника. Пытаясь постичь, что же происход ит в России, он так и не смог заприметит ь своего места на этой исковерканной лож ью и кровью земле... Культура, силящаяся "появиться из самой себя", была ему чуж да и непонятна, он не видел будущего за нею. А все связи с прошлым были оборваны , растоптаны, вырваны с корнем! Последне й каплей, переполнившей безграничную чаш у терпения, была весть о разграблении де кабристской коллекции, настолько любовно им собираемой, и поджоге имения Павловк а сообща со школами и больницами! В 1922 -25 годах С.М. Волконский находится в Ге рмании и Италии, а с середины двадцатых годов живет в Париже. В различных учебны х заведениях европейской столицы он преп одает сценическую речь, читает лекции о русской литературе, культуре и истории, сотрудничает с крупнейшей эмигрантской г азетой "Последние новости", участвует в устроении знаменитых "Парижских сезонов" Дягилева. В 1936-37 годах, после этого смерти А.К. Глазунова, Волконский - шеф Русской консерватории в Париже. Продолжа ется его приятельство с Мариной Цветаево й, также переселившейся в Париж. Сергей Михайлович деятельно помогает Марине в у строении ее маленьких вечеров поэзии, а на одном из них 29 мая 1929 года, в зале Ванен, Волконский читает свой расклад " Репетиция и представление". Людей, знавш их Волконского, вечно поражала гармоничн ость его внешнего и внутреннего облика: ни одна черта не нарушала этой удивитель ной внутренней стройности. Сам он другой раз казался художественным образом, соз данным поэтом, в такой степени в нем не было ничего случайного. Эта гармония меж ду внутренним и внешним "я", эта безупре чность его "самоизваяния", составляли од но из его очарований, выделяли Волконско го посреди каждый толпы. По словам Юрия Сазонова "он обладал той спокойной душев ной грацией, которая достается только из бранникам..." (Ю. Сазонов. Памяти С.М. В олконского Париж "Последние новости" 18 декабря 1937 года. No.611). А он и был и м - избранником Серебряного Века, вестни ком Века прошлого, "страннейшим, удивите льнейшим и гениальнейшим человеком" (Мар ина Цветаева), не признававшим власти вр емен и стремившегося связать все оборван ные нити в одну... Удалось ли это ему? С удить только Вам, читатели! Умер российс кий странник, "потомок декабрьских вьюг" 16(17?) декабря 1937 года в Ричмонде (С ША), где и похоронен. 19 - 21 апреля 200 1 г. Светлана Макаренко. P.S. Это была о дна из самых нравственно тяжелых для мен я статей. Горько было уяснять текст и ст рочить (тем больше!) о сгоревшем имении, разграбленной библиотеке, разоренной ко ллекции, неточно, неаккуратно установлен ной дате смерти, неизданных, непрочитанн ых, неизвестных книгах, скудости материа лов в системе "Интернет". Неужели это од ин технология воздавать дань памяти, на тот, что способна Россия?.. Бог ей арбит р... (автор) * В подготовке данной стать и использованы материалы публикации журн ала "Наше наследие" No.4. 1991. "Волконс кий - герой Серебряного века". ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Павел Значение имени Павел В переводе с латинского имя Павел означает «малыш, маленький». Происхождение имени Павел Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», что означает «малый, не большой». В Библии Павел – один из апостолов, который выступал против учения Иисуса Христа, участвовал в разрушении храмов и гонениях христиан. Характеристика имени Павел С самых ранних лет Павел растет добрым и отзывчивым ребенком. Павел воспитан, умеет правильно себ..
Тимофей Значение имени Тимофей В переводе с древнегреческого имя Тимофей означает «богобоязненный». Происхождение имени Тимофей Имя Тимофей является русской формой греческого имени Тимотеос, от "тимао" – "славить" и "теос" – "бог". Значение имени Тимофей С раннего детства Тимофей отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью натуры. Тимофей крайне раним и обидчив. Зачастую подрастающие Тимофеи страдают заниженной самооценкой..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Критики

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Константин Александрович Кедров
Константин Александрович Кедров фото

загрузка...