Авторизация

Юрий Темирканов   Yury Temirkanov

Юрий Темирканов / Yury Temirkanov

Карьера: Дирижер

Дата рождения: 10 декабря 1938, знак зодиака стрелец

Место рождения: Нальчик, Россия. Российская Федерация

Юрий Темирканов - выдающийся советский и российский дерижер, народный артист СССР, руководитель ЗКР Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Родился 10 декабря 1938 года. Манера дерижирования Юрия Темирканова отличается особой эмоциональностью, темпераментом и глубиной.




Юрий Темирканов Биография

Родился 10 декабря 1938 года в Нальчике. Его папа, Хату Сагидович, возглавлял Ко митет по делам искусств Кабардино-Балкар ии. Когда началась Великая Отечественная махаловка, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Сред и них находились В.И. Немирович-Данченко , О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э . Грабарь, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковск ий, Ю.А. Шапорин и многие другие. Хату С агидович ведал их устройством. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая дело замечательн ых художников. По его инициативе Прокофь ев и Мясковский обратились к использован ию фольклора кавказских народов и создал и произведения, составившие фундамент ка мерного и симфонического творчества Каба рдино-Балкарии. В одной из статей, напис анной невпроворот лет через, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом «з амечательном человеке», «человеке широки х взглядов». Поглощенный работой над одн им из величайших своих созданий, оперой «Война и мир», Прокофьев немного раз нав ещал жилище Темирканова и посреди членов его семьи выделил ласковым вниманием ма ленького Юру. Мог ли Прокофьев тогда рас считывать, что тот самый хлопчик станет потом одним из лучших интерпретаторов ег о оперы, что судьбина определит Юрию быт ь главным дирижером театра имени С.М. Ки рова, того театра, тот, что сам Сергей С ергеевич посещал с детства и где как соб ак нерезаных позже, незадолго перед нача лом войны, состоялась премьера его балет а «Ромео и Джульетта»… Через немного мес яцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Т емирканов получил партийное поручение ос таться в тылу врага для подпольной работ ы. Комиссар партизанского отряда, он муж ественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему испо лнился тогда только 31 год. Мать Юрия, Б лина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев вручить всем отличное образование . Неповторимая краса родных мест, благор одные и гордые обычаи горцев, преданност ь друзей – это, по признанию Ю.Х. Темирк анова, – то, что неизменно с ним, где бы он ни находился, то, что рождает вдохно вение и поддерживает веру в свои силы. К ак вышло, что музыка стала делом его жиз ни? Когда Темирканова спрашивают об этом , он отвечает: «Совершенно ненароком. В Нальчике поселился по соседству музыкант , переехавший из Ашхабада. Как-то он вст ретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спро сил: “Хотите обучаться музыке?” Я сказал : “Хочу”, – только оттого, что не мог ос корбить отказом старшего». Темирканов ст ал музыкантом, хотя музыкой не ограничив ается его влюбленность к искусству. Друг им объектом притяжения была и остается ж ивопись. «Если бы я не стал музыкантом, – говорит он, – то стал бы, очевидно, ху дожником. Это было самое первое и, может быть, наиболее серьезное увлечение кром е музыки. Я прилично рисовал в детстве и сегодня другой раз не без радости просм атриваю некоторые из сохранившихся моих детских рисунков. Я люблю самый-самый ар омат масляных красок. Посещение картинны х галерей куда ни кинь, где мне доводитс я случаться, доставляет мне всю дорогу н еизъяснимое удовольствие». Начав занимат ься музыкой, Темирканов не помышлял ещё о профессии дирижера. Он имел о ней жутк о смутное представление, Правда, первая саммит с небольшим симфоническим оркестр ом, работавшим в Нальчике, произвола сил ьное ощущение, а мужчина, взмахнувший па лочкой, показался ему волшебником. Но от испытанного восхищения было ещё неблизк о до реальной мечты о дирижировании. Пер вый преподаватель Юрия Темирканова, Вале рий Федорович Дашков, обучая мальчика иг ре на скрипке, прививал ему влюбленность к музыке. Развитием слуха, теоретически ми предметами с ним занимался Трувор Кар лович Шайблер, композитор, ученик А.К. Г лазунова, петербургский интеллигент, дяд я добрейшей и возвышенной души. Его возд ействие на ученика было значительным и н е только в плане профессионального разви тия. Тринадцати лет, по окончании музыка льной школы-семилетки в Нальчике, Темирк анов приехал в Ленинград и был принят в специальную музыкальную школу при консер ватории. Нужно ли толковать, какие эмоци и у чуткого к красоте мальчика вызвал ве ликолепный и аристократичный вид города, как волновало то живое чувство истории, которое хранят его улицы, с каким трепе том подходил он к расположенным под боко м от школы храмам музыки – Консерватории и Кировскому театру, о которых некогда рассказывал ему в Нальчике старинный пед агог. С благодарностью вспоминает он чет ыре года, проведенные в этом месте, в ск рипичном классе отличного педагога – про фессора М.М. Белякова. В Консерватории, куда Темирканов поступил в 1956 году, он занимается на другом инструменте струнн ой группы – альте у Григория Исаевича Ги нзбурга, играет в студенческом оркестре, квартете (приобретенные при этом навыки крайне пригодились в его дирижерском бу дущем). По вечерам на хорах Большого зал а филармонии он слушает Е.А. Мравинского , воодушевляясь его на редкость глубоким и совершенным искусством, слушает многи х других отечественных и зарубежных дири жеров. И мысля самому приняться за дириж ерскую палочку все чаще и настойчивей по сещает его. В ту пору в Ленинградской ко нсерватории выделялись два класса симфон ического дирижирования, руководимые проф ессорами Николаем Семеновичем Рабиновиче м и Ильей Александровичем Мусиным. Темир канов поступил к Мусину, но, как вольнос лушатель, посещал и занятия Рабиновича, которого ещё считает своим педагогом. С 1962 года Темирканов был студентом, а да лее до 1968 года аспирантом дирижерского факультета. В классе Мусина Темирканов приобрел профессионализм, виртуозную тех нику жеста. Свобода и аккуратность дириж ерского языка – отличительная черта школ ы Мусина. Органически усвоив основы этой школы, Темирканов независимо развил их в своей дирижерской деятельности. Окончи в в 1965 году класс оперно-симфоническог о дирижирования, он дебютировал в Ленинг радском малом театре оперы и балета в сп ектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди друг их наиболее значимых в те годы дирижерск их работ – «Любовный напиток» Г. Доницет ти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина ( 1972). В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзн ого конкурса дирижеров в Москве. Сразу п осле этого конкурса он отправился на гас троли по Америке с К. Кондрашиным, Д. Ой страхом и Симфоническим оркестром Москов ской филармонии. С 1968 по 1976 год Юрий Темирканов возглавлял Академический сим фонический оркестр Ленинградской филармо нии. С 1976 по 1988 год он был художеств енным руководителем и главным дирижером Кировского (в настоящее время Мариинског о) театра оперы и балета. Под его руково дством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мертвые души» Р. Ще дрина (1978), «Петр I» (1975), «Пушкин» (1979) и «Маяковский начинается» А. Петр ова (1983), «Евгений Онегин» (1982) и «П иковая дама» П.И. Чайковского (1984), «Б орис Годунов» М.П. Мусоргского (1986), с тавшие значительными событиями в музыкал ьной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти спектакли мечтали угод ить меломаны не только Ленинграда, но и многих других городов! Художественный на чальник Большого драматического театра Г .А. Товстоногов, послушав «Евгения Онеги на» в Кировском, сказал Темирканову: «Ка к неплохо в финале вы расстреливаете оне гинскую судьбу...» (после этого слов «О, плачевный жребий мой!»). С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал н а гастроли во многие страны Европы, впер вой в истории прославленного коллектива – в Англию, а кроме того в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром Кировского театра. Ю. Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных оперных сценах. В 1 988 году Юрий Темирканов был избран глав ным дирижером и художественным руководит елем заслуженного коллектива России – Ак адемического симфонического оркестра Сан кт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Ш остаковича. «Я горжусь тем, что я дириже р “выборный”. Если не ошибаюсь, то в ист ории музыкальной культуры это первостепе ннный эпизод, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор в сех дирижеров назначали “сверху”, – гово рил о своем избрании Юрий Темирканов. Им енно тогда Темирканов сформулировал един ственный из своих основополагающих принц ипов: «Нельзя изготовить музыкантов слеп ыми исполнителями сторонний воли. Только сопричастность, только рассудок того, ч то мы все совместно делаем одно общее за нятие, может вручить желаемый результат» . И он не заставил себя продолжительно д ожидаться. Под руководством Ю.Х. Темирка нова авторитет и популярность Санкт-Пете рбургской филармонии необычайно возросли . В 1996 году она признана лучшей концер тной организацией в России. Юрий Темирка нов выступал со многими крупнейшими симф оническими оркестрами мира: Филадельфийс ким оркестром, «Концертгебау» (Амстердам ), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским , Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филарм оническими оркестрами: Берлинским, Венск им и др. В 1979 году Ю. Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельф ийского и Лондонского Королевского оркес тров, а с 1992 года он возглавил заверша ющий. Затем Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденс кой филармонии (1992–1997), Симфоническо го оркестра Датского национального радио (1988). Отметив двадцатилетие сотруднич ества с Лондонским Королевским оркестром , он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул почетного дириже ра этого коллектива. После военных событ ий в Афганистане Ю. Темирканов стал перв ым русским дирижером, выехавшим на гастр оли в США по приглашению Нью-Йоркской фи лармонии, а в 1996 году в Риме он дирижи ровал юбилейным концертом в честь 50-лет ия ООН. В январе 2000 года Юрий Темиркан ов становится главным дирижером и художе ственным руководителем Балтиморского сим фонического оркестра (США). Юрий Темирка нов – единственный из крупнейших дирижер ов XX века. Переступив порог своего 60-л етия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он при водит в восхищение слушателей ярким темп ераментом, волевой целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. «Это дирижер, скрывающий стра стность под суровой внешностью. Его жест ы нередко неожиданны, но вечно сдержанны , а его привычка лепить, придавать форму звуковой массе своими певучими пальцами делают из сотни музыкантов грандиозный оркестр» («Есlain Pirene»). «Полный обая ния, Темирканов работает с оркестром, с которым слились и его существование, и е го служба, и его образ...» («La Stampa») . Творческая повадка Темирканова самобыт на и отличается яркой экспрессивностью. Движение его рук называют видимой музыко й. Оно может быть гневным, ласковым, игр ивым, скорбным, вопрошающим, убеждающим – учебное заведение эмоциональных, образ ных оттенков его дирижерской речи бескон ечна. Он чуток к особенностям стилей ком позиторов разных эпох и тонко, вдохновен но интерпретирует их музыку. Его мастерс тво отличается виртуозной дирижерской те хникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительн а образ Юрия Темирканова в пропаганде ру сской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мир а. Достойна восхищения способность маэст ро несложно устанавливать контакт с любы м музыкальным коллективом и достигать ре шения самых сложных исполнительских зада ч. Юрием Темиркановым записано огромное численность компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со зву козаписывающей фирмой ВМG. Обширная диск ография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской фи лармонии, с Лондонским Королевским филар моническим оркестром, с оркестром Нью-Йо ркской филармонии... Совместно с «Соlumb ia artistst» в 1990 году Темирканов осущ ествил запись Гала-концерта, посвященног о 150-летию со дня рождения П.И. Чайковс кого, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман. Записи музыки С. Прокофьева к фильму «Александ р Невский» (1996) и симфонии ? 7 Д. Шост аковича (1998) номинировались на премию Grammy. Юрий Темирканов щедро делится св оим мастерством с молодыми дирижерами. О н – профессор Санкт-Петербургской консер ватории имени Н.А. Римского-Корсакова, п очетный профессор многих зарубежных акад емий, в том числе почетный член Междунар одной академии наук, промышленности, обр азования и искусства США (1998), Почетны й эскулап Санкт-Петербургского гуманитар ного университета профсоюзов (2003), поч етный эскулап Санкт-Петербургской госуда рственной консерватории имени Н.А. Римск ого-Корсакова (2003). Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филад ельфия), а ещё в Manhattan School of Mus ic (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиен а, Италия). Ю.Х. Темирканов – всенародны й артист СССР (1981), всенародный артист РСФСР (1976), всенародный артист Кабард ино-Балкарской АССР (1973), заслуженный артист РСФСР (1971), лауреат Государстве нных премий СССР (1976, 1985), лауреат Г осударственной премии РСФСР имени М.И. Г линки (1971), лауреат Государственной пр емии России (1999), Премии Президента РФ (2003), премии «Триумф» (2003). Награжд ен орденами Ленина (1983), «За заслуги п еред Отечеством» II (2003) и III степени (1998), орденом Кирилла и Мефодия (Болг ария, 1998), Орденом Науки и Культуры «Е катерина Великая» (2002). В 2004 году Ю. Х. Темирканов учредил Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканов а. Возродить, развить и преумножить насл едие духовной культуры Санкт-Петербурга, совершить его достоянием мирового сообщ ества – такова высокая миссия фонда. По роду своей деятельности Темирканову прих одится контачить с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественн ыми и зарубежными деятелями культуры и и скусства. Он гордится своей дружбой с И. Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А . Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. П лисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Т ретьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистам и. Живет и работает в Санкт-Петербурге. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Всеволод Значение имени Всеволод В переводе с древне-славянского имя Всеволод означает «всем владеющий». Происхождение имени Всеволод Имя Всеволод имеет древнеславянское происхождение и дословно означает "всем владеть". Характеристика имени Всеволод Всеволод часто упрям, обладает ярким, сильным темпераментом, эмоционален и самолюбив. Самолюбие Всеволода зачастую имеет гипертрофированную форму и при боле близком рассмотрении может не иметь под собой никаких оснований. Всев..
Гавриил Значение имени Гавриил В переводе с древне-еврейского имя Гавриил означает «божественный воин». Происхождение имени Гавриил Имя Гавриил имеет древне-еврейское происхождение. В Библии Гавриил - Ангел, сообщивщий священнику Захарию о рождении Иисуса. Характеристика имени Гавриил Гавриил характеризуется спокойным, покладистым характером и темпераментом. В детстве Гавриил растет немного замкнутым ребенком, часто болеет, предпочитает проводить время дома с матерью, нежели играть во д..
Роман Значение имени Роман В переводе с латинского имя Роман означает «римлянин». Происхождение имени Роман Имя Роман образовано от латинского слова «романус», что означает «римлянин», «римский». Характеристика имени Роман В раннем детстве Роман отличается шаткостью здоровья, склонен к респираторным заболеваниям. Во время болезни Роман становится капризным и требовательным. Однако, выздоровев, Роман также отличается некоторой неспокойностью характе..
Яков Значение имени Яков В переводе с древне-еврейского имя Яков означает «следует по пятам». Происхождение имени Яков Имя Яков имеет древне-еврейское происхождение и образовано от еврейского имя Иаков. Яков – библейское имя, в буквальном переводе с иврита означает «следующий по пятам» Характеристика имени Яков С раннего дества Яков удивляет взрослых своей расчетливостью и практичностью. Маленький Яша не капризен, может подолгу самостоятельно заниматься своими дела..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Дирижеры

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Скандар Кейнс
Скандар Кейнс фото

загрузка...
Поиск: сотрудника, вакансии, ERP-программист, Звукооператор, Мультипликатор на сайте www.Rabota.Ru.