Авторизация

Майя Плисецкая   Maya Plisezkaya

Майя Плисецкая / Maya Plisezkaya

Карьера: Балет

Дата рождения: 20 ноября 1925, знак зодиака скорпион

Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация

Майя Плисецкая - великая советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Родилась 20 ноября 1925 года. Майя Плисецкая - народная артистка СССР, солистка Большого Театра в Москве. замужем за композитором Родионом Щедриным. В настоящее время балерина проживает в Германии.




Майя Плисецкая Биография

- Майя Михайловна, как вы думаете, зачем так случилось? - Разные ходят слухи, но слухов я не люблю, а что произошло на с амом деле - не знаю. - А мне говорили, ч то билеты несложно не покупают. - Возмож но. - Если так, зачем? - Наверное, оттог о, что Израиль - не чрезмерно балетная д ержава, и публика тут не самая театральн ая. Кроме того, не так давнехонько в это м месте гастролировала балетная группа М аксимовой и Васильева, а мы приехали без малого сию минуту же, "по горячим следа м". Сколько же не возбраняется бродить н а балеты? Между прочим, меня уламывали в ынести выступления в Израиле на больше п рипозднившийся срок, чтобы не воспрепятс твовать Васильеву с Максимовой, и я на э то пошла. - В результате они помешали ва м? - В каком-то смысле. Конечно, мне дор огу перебежать никто не может, нет никог о, с кем я не рискнула бы выступать одно временно; но в тот самый раз получилось что-то странное. А может, легко судьбина распорядилась, так, чтобы в этом месте у меня был только единственный спектакль . - В конце концов, вы потому что уже га стролировали в Израиле. - Да, года четыр е вспять, мы с труппой выступали в трех городах. - А тогда гастроли прошли благо получно? - Честно говоря, не помню. За э ти четыре года у меня столь поездок было по всему миру. Запоминается то, что про изошло недавно. - Еще бы: недавно в Моск ве вы отпраздновали пятидесятилетие свое го пребывания на сцене. - И в Москве, и в Испании и в Японии - только японцы уст роили не единственный, а целых пятнадцат ь вечеров. Потом - двенадцать выступлени й в Буэнос-Айресе: произвольный раз, ког да я уходила за кулисы, аргентинцы крича ли, как на стадионе. Я навалом встречала на свете темпераментных людей, но таких , как в Аргентине, пожалуй, не видела ни где. - Майя Михайловна, а позволительно единственный жестокосердный вопросительн ый мотив? Когда я говорила знакомым, что иду на ваш концерт, многие с удивлением спрашивали: "А что, она ещё танцует?" - Вопрос совсем не свирепый, а полностью логичный. Я - единственная балерина, про бывшая полвека на сцене. Быть может, нек оторые зрители вообще думают, что я пере двигаюсь с палочкой - они не обязаны рас полагать информацией, сколь я сберегла ф орму, понимаете? Я столь раз наблюдала, как костылями пользуются сорокалетние. У тех, кто вкалывает по многу часов, тело изнашивается чудовищно. Не потрясающе, что люди с трудом представляют меня, все ещё танцующей на сцене. - А истина, как вам удается танцевать до сегодняшнего д ня? - Говорят, что я немного работаю. Мо жет быть, но этим и спасаюсь. - Плисецка я немного работает... - Я имела в виду, что ни в жизнь не пыталась достигнуть не возможного, насилуя свой тело. Поэтому, несмотря на огромное численность травм, я, все-таки, до сих пор здорова. - Вы со блюдаете установленный порядок дня? - А как его соблюдать? Разные страны, постоя нные перелеты, малопонятно, где - день, где - темное время суток. Какой уж тут п орядок? - Как я понимаю, особой диеты та кже не придерживаетесь? - Правильно пони маете. Если прибавляется вес, нетрудно с ижу нежрамши - вот и все. - Курите-пьете ? - Могу хлебнуть фужер вина, но особой любовью к алкоголю не отличаюсь. Никотин а более того не пробовала. Запах сигарет мне отвратителен всю бытие, а вкуса не знаю. - Что, в таком случае, помогает ва м расслабляться? - Я этого, к сожалению, не умею, хотя и необходимо бы. Всегда н ехорошо спала и страстно завидовала бале ринам, способным, имея свободных двадцат ь минут, уснуть где угодно - хоть на тах те, хоть на полу. - Чему вы завидуете ещ ё? - Больше - ничему, никому и ни в жизн ь. - Ну, уж вам-то наверно завидуют. - Е ще как! По черному, по страшному. Причем , подчас без всяких на то оснований. К с ожалению, люди, главным образом, состоят из зависти. Поэтому врагов у меня хвата ет, некоторые без затей с удовольствием поприсутствовали бы на моих похоронах. А если и поплакали бы - то от радости. Я знаю авторов "анонимных" писем, желавших мне переломать ноги. Плисецкая неизменн о была костью в горле для всех ведущих б алерин. - Для всех? Вы уверены? - Пожалу й, помимо Максимовой, так же, как и я, н икому не завидующей и ни при каких обсто ятельствах не интригующей. - Вы с ней по други? - Нет, хотя знаю, что она - прили чный и интеллигентный дядя. В Большом я, в общем, ни с кем из женщин в особеннос ти не близка. Зато дружу с несколькими м ужчинами. - Что вас спасает от завистник ов? - А неужели от них позволительно спа стись? Если ты хочешь существовать в тво рчестве, совершать что-то новое, обладат ь счастливый момент - тут спасения не мо жет быть. - Что же вам "помощь и опора?" - Прежде всего, публика. Вот уж на нее я ни при каких обстоятельствах не обижаю сь. Плохой публики не бывает - если имею меньший счастливый момент, значит, легк о хуже станцевала и винить могу в этом т олько себя. Еще мне поддержкой - мой суп руг, Родион Щедрин, мужчина, тот, что за тридцать шесть лет совместной жизни ни разу меня ничем не огорчил. - Идеальный партнер? - Во всяком случае, для меня. И благороден, и умен, и это притом, что з авистников у него ещё больше, чем я. Он был председателем Союза композиторов поз же Шостаковича - и этого Родиону до сих пор не могут помиловать. Распустили слух и, что он был советским партаппаратчиком . Что за чушь! Да он более того в партии не состоял. И ни при каких обстоятельст вах никого не разобидел - только помогал . Между прочим, все композиторы имеют го сударственные квартиры от Союза композит оров. Бесплатные. Нам же никто ни при ка ких обстоятельствах не дал ничего: ни да ч, ни квартир, ни машин. Все, что у нас есть, куплено на собственные деньги: мал енькая дача под Москвой и квартирка в пе рвом доме Большого Театра. - Скучаете по России? - Я жалею эту несчастную страну , в которой ни при каких обстоятельствах славно не жилось. Даже животных передел ать воспрещено, а коммунисты все время с тарались произвести животных из людей. В результате превратили людей в рабов. Се йчас эту систему сломали, но люди, воспи танные уродливо, легко не знают, что раб отать со всей этой свободой. Поэтому в н астоящее время там убивают дружбан друга - совершенно вольно, средь бела дня. Не т, я не скучаю по России. А вот Щедрин с традает: весьма переживает, ему совершен но не наплевать, на то, что там делается . - Как вы думаете, а в Израиле существо вать могли бы? - Искренне желаю добра эт ой стране шибко. Здесь страсть сколько з амечательного: светило светит, пища вкус ная, головы светлые - придумали, в частн ости, капельное орошение, ах, какая прел есть! С иной стороны, все время висит то т самый "дамоклов меч"... Могла ли бы я существовать в Израиле? Наверное, нет. Я потому как непоседа и не задерживаюсь н а долгое время в одном месте. Даже когда была "не выездной" - перемещалась по Со юзу, танцевала в разных городах. Но всю дорогу возвращалась в Большой Театр, отт ого что в мире не знаю лучшей сцены. - Е сли бы в близкое время у вас в Большом в се сложилось удачно, вы бы так и жили в Москве? - Встрой ли. Все одинаково, по-в идимому, моталась бы по миру. Но "база" моя была бы, конечно, там. А в настоящий момент будто под корень подрезали: мне там работать нечего. Жаль... - Майя Миха йловна, я что-то не слышала, чтобы еврей ская предмет занимала бы какое-нибудь ме стоположение в вашем творчестве...? - Я - не мечтатель, а реалист. При советской власти это было нереально, а, значит, к чему об этом вещать или раздумывать? Да мне "Кармен" запретили, и вместо второг о спектакля назначили "Щелкунчик"! Фурце ва заявила, что я - предательница советс кого классического балета. Какая уж тут еврейская задача? Мне не возбраняется бы ло танцевать только "Лебединое озеро", а позже, вслед за тем жуткой нервотрепки, разрешили и "Кармен" - вот и все. - И в ы привыкли к таковый жизни? - Так и не с могла - оттого меня всю существование со провождали скандалы. Подписала послание супротив Сталина, в то время, когда это было воспрещено, - начались страшные гон ения. В скольких газетах моей фамилией п одписывали письма супротив кого-то, в то м числе - супротив Израиля. А я ничего н е подписывала, да и писем этих не сущест вовало. Полное, стопроцентное рабство. К репостное право - ребяческий лепет, игра ; более того когда оброк собирали, крепо стные получали пять процентов, а я - пол тора. - Любите вы советскую политическая элита! - У меня только одна греза - что бы коммунизм сдох. А когда эта сбудется, помечтаем и о другом. - Вам нравится в Мюнхене? - Кто его знает... Мужу моему и нтереснее там, чем в каждый европейской стране. Конечно, в России было бы лучше, но, если уж там - воспрещено, то сущест вовать ему нужно в Германии. Он - член в сех музыкальных академий: и Баварской, и Берлинской и ещё каких-то; там у него и здатели. С иной стороны, Германия - един ственная держава, где не нужно существов ать мне. Выступала я там немного, и, за исключением узкого балетного мира, меня никто не знает. По улицам Токио, Буэнос- Айреса, Парижа, Рима, Мадрида, одолеть п уть не могу, а по Германии хожу безмятеж но - автографов никто не просит. - У вас сложился круг общения? - В основном - н емцы, милые интеллигентные люди. Дружим и с русскими, в частности - с российским консулом. Впрочем, общаемся нечасто: Ще дрин сильно полно работает. - А вы джент льмен общительный? - Не шибко. Устаю от нескончаемых разговоров. И опосля люди п очему-то считают необходимым, как только они меня видят, хватать у меня беседа. - Камень в мой огород? - Для вас это слу жба. А вот мои театральные поклонники со провождают меня домой позже спектакля - и при этом задают тысячи вопросов. Но от того что я устала затем выступления и во обще согласия на беседа не давала. - Тер пите? - Иногда терплю, другой раз протес тую, но с лестницы никого не спускаю. - Поклонники, конечно, стихийное бедствие. Но и без них, надо думать, также не раз решено? - Я бы могла. - То есть, такое о божание не немаловажно для поддержания п опулярности? - Думаю, что не в такой сте пени. Кто захочет - тот придет; кому пон равится - тот будет аплодировать. - Фами лия Григорович для вас, вероятно, звучит неприлично? - Вообще-то, не шибко прили чно. Впрочем, я написала все, что о нем думаю, в своей книжке "Я, Майя Плисецкая ". Вообще, по-моему, в ней страсть сколь ко увлекательного для людей, интересующи хся балетом. - Кто помогал вам в работе над книгой? - Сама написала. Жизнь заста вила: навалом людей пыталось мне подсоби ть, но из этого совершенно ничего хороше го не вышло. Один газетчик написал прекр асную книжку, у которой был единственный недостаток: она - не моя. И манера, и з вук - все чужое. Вот и пришлось целые тр и годы строчить самой. Не могу проронить , что написала безупречно всю правду, но не наврала ничего. - Вы вечно говорите правду? - Это свойство многие за мной зн ают. Иногда делаю это себе в ущерб. Скаж ем, ни в жизнь не льщу. Если что-то мне не нравится - во что бы то ни стало это продемонстрирую, хотя куда проще поздрав ить с успехом. Но переделать себя, увы, не могу. Зато если уж мне что-то нравитс я - постоянно скажу, не боясь перехвалит ь. - Под каким знаком зодиака вы родилис ь? - Я "скорпион". - Так вы коварны и зл опамятны? - Напротив. Порой забываю боле е того то, что нужно бы не забывать. Но зато занимаюсь самокопанием до умопомрач ения - сама себя в зад кусаю. - С вами н есложно трудиться? - Мне кажется, да. Во обще-то, я не капризная, а если и создаю проблемы, то - только самой себе. Приче м, непреодолимые. - А мужу? - О, это да. Покойный мой брат Александр когда-то ск азал Щедрину, что за долготерпение он до стоин звания Героя Советского Союза. Это правда: ему со мной нелегко. - Майя Мих айловна, а вы хорошая хозяйка? - Так себ е: бытие меня к этому не приучила. Щедри н пришел ко мне не единственный, а с дом работницей Катей, которая работала в его доме давным давнехонько. Вот она и взял а на себя все хозяйственные заботы. А чт о я? Вечно в разъездах, по гостиницам. К акая на меня надежда? Плохая. Балетная б ытие. - Вы увлечены чем-то, помимо балет а? - А балетом, уместно сказать, я не ув лекаюсь. Это без затей моя специальность , за которую получаю зарплату. Ей-Богу, не могу наречь себя крупный балетоманкой . Очень люблю живопись, музыку; скульпту ру обожаю. Талантливо сделанные скульпту ры танцуют, вы не замечали? Однажды, пом ню, я увидела в Италии на крыше дома мра морную фигуру - и внезапно для себя само й воскликнула: "Ой, как она стремительно повернулась!" Честное словечко, я практ ически видела это движение - вот что зна чит здорово сделано! Я вообще заметила, что в музеях дольше задерживалась у скул ьптур, чем у картин. Знаете, что я ещё в есьма люблю? Цветы. Вот уж воистину - ди ковина природы! Каждый цветочек - что-то особенное, неповторимое. А дух... Как п ахнут лилии! Ни одни духи этого не перед адут. - Кстати, а какими духами вы польз уетесь? - Самые мои любимые называются " Бандит". Их придумал весьма популярный ф ранцуз Робер Пиге. - Я ни в жизнь о них не слышала. - Просто их никто не реклами рует. Правда, в отдалении не все, что ре кламируется, недурственно. - Так может, не все нужно рекламировать? - Как вам из речь... Однажды провели увлекательный эк сперимент: прекратили рекламу кока-колы. Как вы думаете, что случилось? Ее прекр атили приобретать. И это - безупречно ве стимо. - Тем не менее, вы потому как хра ните верность духам, которые не рекламир уются? - А я вообще рекламе не доверяю. Всю свою существование выбирала только т о, что нравится мне самой. Хорошо это ил и худо, но стадного чувства я не испытыв ала ни при каких обстоятельствах. Как чу дно, что люди сами себе не верят. Наприм ер, джентльмен слушает музыку прославлен ного и признанного композитора, и она ем у не нравится. Тогда мужчина думает: "На верное, я нетрудно не понимаю". Своему в кусу, ощущениям не верит. Именно потому люди и делают рекламу. Искусственно созд ается имидж - ладный ли, неважный ли - и живет. Имидж и стереотип. Я, скажем, же стко уверена, что Сальери не травил Моца рта. Но ярлык наклеен - все, не отодрать . Сальери в одно прекрасное время сказал и: "Говорят, что вы отравили Моцарта". О н так смирно спросил: "Разве я похож на убийцу?" Просто удивился, прочий реакции у него не было. К слову, он - один, кто дирижировал Моцарта в присутствии автор а и обучал музыке моцартовских детей. - В общем, вы супротив создания имиджа? - Категорически. Это потому как все искаже нная версия фактов. Представьте, что я с егодня начну вопить о том, что вы украли у меня пальтецо. А опосля это пальтецо обнаружу в глубине шкафа и более того пе ред вами извинюсь. Но все-то кругом знаю т: нет дыма без огня. И не отмыться вам ни при каких обстоятельствах. А позволит ельно и без затей человека оклеветать, и з воздуха. Многие так и поступают. - Как вы считаете, дядя рождается со сложивши мся характером или?.. - Нет, нрав нужно, все-таки, взращивать. И аккурат тогда, когда дитя ещё вовсе маленький. Этому ра зрешено поучиться у японцев: они, как ни кто, умеют взращивать нрав. Например, ес ли в России ребятенок орет, его или успо каивают, или бьют. В Японии же я наблюда ла удивительную картину. Идет японка в к имоно, хорошенькая, как куколка, рядом - маленький дитя. И тут крошка начинает и стошно вопить. Мамочка останавливается и замирает как статуя. А люди проходят ми мо, безупречно не реагируя. Мкрасный уже посинел от крика, а матушка практически "умерла", стоя на крошечных ножках. Про ходит минут пятнадцать, дитя, устав надр ываться, замолкает, мама "оживает", бере т его за руку - и они следуют дальше. От ныне он запомнит, что вопль - не наилучш ий метод постоять за себя. - А вы можете постоять за себя? - Знаете, я внезапно вспомнила историю, которая безупречно оп ровергает предыдущую: мне постоять за се бя помог как раз рев. Однажды мы с двумя дамами гуляли по Мадриду, а на плече мо ем висела вот эта самая сумка. И как гро м среди ясного неба она полетела куда-то вперед, а совместно с ней - парнишка, з доровущий, головы на три выше меня. Реак ция сработала молниеносно: я успела ухва титься за основание ручки обеими руками, да так, что выхватить сумку он не смог. Ручка сумки оказалась в его руке, а осн ование этой ручки - в моих двух. И мы с ним побежали... Бежали продолжительно, и я громко кричала: "А-а"а!" Одна из моих приятельниц также кричала, а вторая сто яла и молчком наблюдала. Мы бежали до те х пор, в то время как чувак ни понял, чт о ничего не выйдет: я ручку не отпущу, а его могут забрать. Он сумку кинул, а я по инерции ещё долговременно бежала и кр ичала, в то время как ни вмазалась в как ое-то дерево - оно только и смогло меня застопорить и приневолить умолкнуть. - Н епредвиденные ситуации случались и на сц ене? - Однажды в па-де-де во время адажи о Одиллии и Принца из "Лебединого озера" у меня как обухом по голове оторвалась тесемка от туфли. Бросить и Принца и зан яться тесемкой я, как вы понимаете, не м огла. И тогда я несложно наклонилась, сб росила туфлю с ноги и швырнула ее на рам пу. Весь финал, состоящий из пируэтов на левой ноге, я так и провела в одной туф ле, а правая нижняя конечность была боса я. Самое интересное, что публика осталас ь довольна. Потрясло меня больше всего н е то, что удалось брать беседа у великой Плисецкой, и более того не то, что поми мо меня пообщаться с Майей Михайловной н е пришло в голову ни одному (!) израильс кому журналисту. Самое неожиданное заклю чалось в другом: из трех заявленных преж де концертов два пришлось отменить. Зрит ели на Плисецкую не пошли... - Майя Миха йловна, как вы думаете, отчего так случи лось? - Разные ходят слухи, но слухов я не люблю, а что произошло на самом деле - не знаю. - А мне говорили, что билеты несложно не покупают. - Возможно. - Если так, зачем? - Наверное, потому как, что Израиль - не чересчур балетная держава, и публика в этом месте не самая театрал ьная. Кроме того, не так давнехонько в э том месте гастролировала балетная группа Максимовой и Васильева, а мы приехали б ез малого тотчас же, "по горячим следам" . Сколько же разрешено прогуливаться на балеты? Между прочим, меня убеждали выне сти выступления в Израиле на больше прип озднившийся срок, чтобы не воспрепятство вать Васильеву с Максимовой, и я на это пошла. - В результате они помешали вам? - В каком-то смысле. Конечно, мне дорогу перебежать никто не может, нет никого, с кем я не рискнула бы выступать одновре менно; но в тот самый раз получилось что -то странное. А может, нетрудно судьбина распорядилась, так, чтобы тут у меня бы л только единственный спектакль. - В кон це концов, вы оттого что уже гастролиров али в Израиле. - Да, года четыре обратно , мы с труппой выступали в трех городах. - А тогда гастроли прошли удачно? - Чес тно говоря, не помню. За эти четыре года у меня столь поездок было по всему миру . Запоминается то, что произошло недавно . - Еще бы: недавно в Москве вы отпраздн овали пятидесятилетие своего пребывания на сцене. - И в Москве, и в Испании и в Японии - только японцы устроили не единс твенный, а целых пятнадцать вечеров. Пот ом - двенадцать выступлений в Буэнос-Айр есе: произвольный раз, когда я уходила з а кулисы, аргентинцы кричали, как на ста дионе. Я невпроворот встречала на свете темпераментных людей, но таких, как в Ар гентине, пожалуй, не видела нигде. - Май я Михайловна, а позволительно единственн ый жестокосердный вопросительный мотив? Когда я говорила знакомым, что иду на ва ш концерт, многие с удивлением спрашивал и: "А что, она ещё танцует?" - Вопрос от нюдь не свирепый, а совершенно логичный. Я - единственная балерина, пробывшая по лвека на сцене. Быть может, некоторые зр ители вообще думают, что я передвигаюсь с палочкой - они не обязаны ведать, скол ь я сберегла форму, понимаете? Я столь р аз наблюдала, как костылями пользуются с орокалетние. У тех, кто вкалывает по мно гу часов, тело изнашивается чудовищно. Н е потрясающе, что люди с трудом представ ляют меня, все ещё танцующей на сцене. - А истина, как вам удается танцевать до сегодняшнего дня? - Говорят, что я чуть- чуть работаю. Может быть, но этим и спас аюсь. - Плисецкая немного работает... - Я имела в виду, что ни при каких обстоят ельствах не пыталась достичь невозможног о, насилуя свой тело. Поэтому, несмотря на огромное число травм, я, все-таки, до сих пор здорова. - Вы соблюдаете устано вленный порядок дня? - А как его соблюда ть? Разные страны, постоянные перелеты, малопонятно, где - день, где - темное вр емя суток. Какой уж тут порядок? - Как я понимаю, особой диеты также не придержи ваетесь? - Правильно понимаете. Если при бавляется вес, без затей сижу нежрамши - вот и все. - Курите-пьете? - Могу хлебн уть фужер вина, но особой любовью к алко голю не отличаюсь. Никотина более того н е пробовала. Запах сигарет мне отвратите лен всю бытие, а вкуса не знаю. - Что, в таком случае, помогает вам расслаблятьс я? - Я этого, к сожалению, не умею, хотя и надобно бы. Всегда скверно спала и ст растно завидовала балеринам, способным, имея свободных двадцать минут, задремать где угодно - хоть на тахте, хоть на пол у. - Чему вы завидуете ещё? - Больше - н ичему, никому и ни при каких обстоятельс твах. - Ну, уж вам-то точно завидуют. - Еще как! По черному, по страшному. Приче м, подчас без всяких на то оснований. К сожалению, люди, главным образом, состоя т из зависти. Поэтому врагов у меня хват ает, некоторые нетрудно с удовольствием поприсутствовали бы на моих похоронах. А если и поплакали бы - то от радости. Я знаю авторов "анонимных" писем, желавших мне переломать ноги. Плисецкая неизменн о была костью в горле для всех ведущих б алерин. - Для всех? Вы уверены? - Пожалу й, помимо Максимовой, так же, как и я, н икому не завидующей и ни при каких обсто ятельствах не интригующей. - Вы с ней по други? - Нет, хотя знаю, что она - прили чный и интеллигентный дядя. В Большом я, в общем, ни с кем из женщин в особеннос ти не близка. Зато дружу с несколькими м ужчинами. - Что вас спасает от завистник ов? - А неужто от них разрешается спасти сь? Если ты хочешь существовать в творче стве, работать что-то новое, иметь в рас поряжении фарт - тут спасения не может б ыть. - Что же вам "подмога и опора-? - П режде всего, публика. Вот уж на нее я ни в жизнь не обижаюсь. Плохой публики не бывает - если имею меньший фарт, значит, без затей хуже станцевала и винить могу в этом только себя. Еще мне поддержкой - мой супруг, Родион Щедрин, джентльмен, тот, что за тридцать шесть лет совместн ой жизни ни разу меня ничем не огорчил. - Идеальный партнер? - Во всяком случае, для меня. И благороден, и умен, и это п ритом, что завистников у него ещё больше , чем я. Он был председателем Союза комп озиторов позже Шостаковича - и этого Род иону до сих пор не могут извинить. Распу стили слухи, что он был советским партап паратчиком. Что за чушь! Да он более тог о в партии не состоял. И ни в жизнь нико го не огорчил - только помогал. Между пр очим, все композиторы имеют государствен ные квартиры от Союза композиторов. Бесп латные. Нам же никто ни при каких обстоя тельствах не дал ничего: ни дач, ни квар тир, ни машин. Все, что у нас есть, купл ено на собственные деньги: маленькая дач а под Москвой и квартирка в первом доме Большого Театра. - Скучаете по России? - Я жалею эту несчастную страну, в которо й ни при каких обстоятельствах ладно не жилось. Даже животных переделать не разр ешено, а коммунисты все время старались свершить животных из людей. В результате превратили людей в рабов. Сейчас эту си стему сломали, но люди, воспитанные урод ливо, без затей не знают, что совершать со всей этой свободой. Поэтому сейчас та м убивают товарищ друга - целиком беспре пятственно, средь бела дня. Нет, я не ск учаю по России. А вот Щедрин страдает: ш ибко переживает, ему вовсе не наплевать, на то, что там делается. - Как вы думае те, а в Израиле существовать могли бы? - Искренне желаю добра этой стране сильно . Здесь непочатый край замечательного: с ветило светит, пища вкусная, головы свет лые - придумали, в частности, капельное орошение, ах, какая прелесть! С прочий с тороны, все время висит тот самый "дамок лов меч"... Могла ли бы я существовать в Израиле? Наверное, нет. Я потому как не поседа и не задерживаюсь на долгий срок в одном месте. Даже когда была "не выезд ной" - перемещалась по Союзу, танцевала в разных городах. Но постоянно возвращал ась в Большой Театр, потому что что в ми ре не знаю лучшей сцены. - Если бы в бли зкое время у вас в Большом все сложилось успешно, вы бы так и жили в Москве? - В строй ли. Все одинаково, по-видимому, мо талась бы по миру. Но "база" моя была бы , конечно, там. А в настоящий момент вро де под корень подрезали: мне там действо вать нечего. Жаль... - Майя Михайловна, я что-то не слышала, чтобы еврейская пре дмет занимала бы какое-нибудь местополож ение в вашем творчестве...? - Я - не меч татель, а реалист. При советской власти это было нереально, а, значит, для чего об этом вещать или считать? Да мне "Карм ен" запретили, и вместо второго спектакл я назначили "Щелкунчик"! Фурцева заявила , что я - предательница советского класс ического балета. Какая уж тут еврейская предмет? Мне позволительно было танцеват ь только "Лебединое озеро", а позже, зат ем жуткой нервотрепки, разрешили и "Карм ен" - вот и все. - И вы привыкли к этаки й жизни? - Так и не смогла - вследствие этого меня всю существование сопровождал и скандалы. Подписала сообщение супротив Сталина, в то время, когда это было вос прещено, - начались страшные гонения. В скольких газетах моей фамилией подписыва ли письма супротив кого-то, в том числе - супротив Израиля. А я ничего не подпис ывала, да и писем этих не существовало. Полное, стопроцентное рабство. Крепостно е право - ребяческий лепет, игра; более того когда оброк собирали, крепостные по лучали пять процентов, а я - полтора. - Любите вы советскую верх! - У меня тольк о одна греза - чтобы коммунизм сдох. А к огда эта сбудется, помечтаем и о другом. - Вам нравится в Мюнхене? - Кто его зна ет... Мужу моему интереснее там, чем в в сякий европейской стране. Конечно, в Рос сии было бы лучше, но, если уж там - вос прещено, то существовать ему нужно в Гер мании. Он - член всех музыкальных академ ий: и Баварской, и Берлинской и ещё каки х-то; там у него издатели. С прочий стор оны, Германия - единственная держава, гд е не нужно существовать мне. Выступала я там немного, и, за исключением узкого б алетного мира, меня никто не знает. По у лицам Токио, Буэнос-Айреса, Парижа, Рима , Мадрида, одолеть путь не могу, а по Ге рмании хожу постепенно - автографов никт о не просит. - У вас сложился круг общен ия? - В основном - немцы, милые интеллиг ентные люди. Дружим и с русскими, в част ности - с российским консулом. Впрочем, общаемся нечасто: Щедрин сильно полно ра ботает. - А вы дядя общительный? - Не си льно. Устаю от нескончаемых разговоров. И затем люди почему-то считают необходим ым, как только они меня видят, забирать у меня беседа. - Камень в мой огород? - Для вас это служба. А вот мои театральны е поклонники сопровождают меня домой зат ем спектакля - и при этом задают тысячи вопросов. Но ибо я устала вслед за тем в ыступления и вообще согласия на беседа н е давала. - Терпите? - Иногда терплю, др угой раз протестую, но с лестницы никого не спускаю. - Поклонники, конечно, стих ийное бедствие. Но и без них, очевидно, также воспрещено? - Я бы могла. - То ест ь, такое обожание не значимо для поддерж ания популярности? - Думаю, что не до та кой степени. Кто захочет - тот придет; к ому понравится - тот будет аплодировать. - Фамилия Григорович для вас, надо пола гать, звучит неприлично? - Вообще-то, не весьма прилично. Впрочем, я написала вс е, что о нем думаю, в своей книжке "Я, М айя Плисецкая". Вообще, по-моему, в ней полно увлекательного для людей, интересу ющихся балетом. - Кто помогал вам в рабо те над книгой? - Сама написала. Жизнь за ставила: немало людей пыталось мне подсо бить, но из этого вовсе ничего хорошего не вышло. Один газетчик написал прекрасн ую книжку, у которой был единственный не достаток: она - не моя. И манера, и звук - все чужое. Вот и пришлось целые три г оды чиркать самой. Не могу заявить, что написала совсем всю правду, но не наврал а ничего. - Вы неизменно говорите правду ? - Это свойство многие за мной знают. И ногда делаю это себе в ущерб. Скажем, ни при каких обстоятельствах не льщу. Если что-то мне не нравится - во что бы то н и стало это продемонстрирую, хотя куда п роще поздравить с успехом. Но переделать себя, увы, не могу. Зато если уж мне чт о-то нравится - завсегда скажу, не боясь перехвалить. - Под каким знаком зодиака вы родились? - Я "скорпион". - Так вы к оварны и злопамятны? - Напротив. Порой з абываю более того то, что надобно бы дер жать в памяти. Но зато занимаюсь самокоп анием до умопомрачения - сама себя в зад кусаю. - С вами нетрудно трудиться? - М не кажется, да. Вообще-то, я не капризна я, а если и создаю проблемы, то - только самой себе. Причем, непреодолимые. - А мужу? - О, это да. Покойный мой брат Але ксандр когда-то сказал Щедрину, что за д олготерпение он достоин звания Героя Сов етского Союза. Это правда: ему со мной н елегко. - Майя Михайловна, а вы хорошая хозяйка? - Так себе: бытие меня к этому не приучила. Щедрин пришел ко мне не еди нственный, а с домработницей Катей, кото рая работала в его доме давным давнехонь ко. Вот она и взяла на себя все хозяйств енные заботы. А что я? Вечно в разъездах , по гостиницам. Какая на меня надежда? Плохая. Балетная бытие. - Вы увлечены че м-то, помимо балета? - А балетом, уместн о сказать, я не увлекаюсь. Это нетрудно моя специальность, за которую получаю за рплату. Ей-Богу, не могу окрестить себя здоровенный балетоманкой. Очень люблю жи вопись, музыку; скульптуру обожаю. Талан тливо сделанные скульптуры танцуют, вы н е замечали? Однажды, помню, я увидела в Италии на крыше дома мраморную фигуру - и вдруг для себя самой воскликнула: "Ой, как она резво повернулась!" Честное сло вечко, я практически видела это движение - вот что значит здорово сделано! Я воо бще заметила, что в музеях дольше задерж ивалась у скульптур, чем у картин. Знает е, что я ещё крайне люблю? Цветы. Вот уж воистину - диво природы! Каждый цветоче к - что-то особенное, неповторимое. А ду х... Как пахнут лилии! Ни одни духи этог о не передадут. - Кстати, а какими духам и вы пользуетесь? - Самые мои любимые на зываются "Бандит". Их придумал сильно по пулярный француз Робер Пиге. - Я ни при каких обстоятельствах о них не слышала. - Просто их никто не рекламирует. Правда , в отдалении не все, что рекламируется, недурственно. - Так может, не все нужно рекламировать? - Как вам произнести... Однажды провели любопытный эксперимент: прекратили рекламу кока-колы. Как вы дум аете, что случилось? Ее прекратили закуп ать. И это - идеально конечно. - Тем не менее, вы потому что храните верность ду хам, которые не рекламируются? - А я воо бще рекламе не доверяю. Всю свою бытие в ыбирала только то, что нравится мне само й. Хорошо это или нехорошо, но стадного чувства я не испытывала ни при каких обс тоятельствах. Как чудно, что люди сами с ебе не верят. Например, джентльмен слуша ет музыку прославленного и признанного к омпозитора, и она ему не нравится. Тогда джентльмен думает: "Наверное, я легко н е понимаю". Своему вкусу, ощущениям не в ерит. Именно вследствие этого люди и дел ают рекламу. Искусственно создается имид ж - ладный ли, дрянной ли - и живет. Ими дж и стереотип. Я, скажем, стойко уверен а, что Сальери не травил Моцарта. Но ярл ык наклеен - все, не отодрать. Сальери к ак-то раз сказали: "Говорят, что вы отра вили Моцарта". Он так смирно спросил: "Р азве я похож на убийцу?" Просто удивился , прочий реакции у него не было. К слову , он - один, кто дирижировал Моцарта в п рисутствии автора и обучал музыке моцарт овских детей. - В общем, вы супротив соз дания имиджа? - Категорически. Это потом у как все дезинформация. Представьте, чт о я сегодня начну надрываться о том, что вы украли у меня пальтецо. А позже это пальтецо обнаружу в глубине шкафа и боле е того перед вами извинюсь. Но все-то ок оло знают: нет дыма без огня. И не отмыт ься вам ни при каких обстоятельствах. А не возбраняется и без затей человека окл еветать, из воздуха. Многие так и поступ ают. - Как вы считаете, дядя рождается с о сложившимся характером или?.. - Нет, н рав нужно, все-таки, взращивать. И аккур ат тогда, когда дитятко ещё окончательно маленький. Этому не возбраняется поучит ься у японцев: они, как никто, умеют взр ащивать нрав. Например, если в России ди тя орет, его или успокаивают, или бьют. В Японии же я наблюдала удивительную кар тину. Идет японка в кимоно, хорошенькая, как куколка, рядом - мелкий дитятко. И тут крошка начинает истошно вопить. Мамо чка останавливается и замирает как стату я. А люди проходят мимо, идеально не реа гируя. Мкрасный уже посинел от крика, а мамаша практически "умерла", стоя на кро шечных ножках. Проходит минут пятнадцать , дитятко, устав кричать, замолкает, мат ушка "оживает", берет его за руку - и он и следуют дальше. Отныне он запомнит, чт о рев - не наилучший метод постоять за с ебя. - А вы можете постоять за себя? - З наете, я как снег на голову вспомнила ис торию, которая абсолютно опровергает пре дыдущую: мне постоять за себя помог акку рат рев. Однажды мы с двумя дамами гулял и по Мадриду, а на плече моем висела вот эта самая сумка. И внезапно она полетел а куда-то вперед, а вкупе с ней - парниш ка, здоровущий, головы на три выше меня. Реакция сработала молниеносно: я успела ухватиться за основание ручки обеими ру ками, да так, что выхватить сумку он не смог. Ручка сумки оказалась в его руке, а основание этой ручки - в моих двух. И мы с ним побежали... Бежали долговременн о, и я громко кричала: "А-а"а!" Одна из моих приятельниц также кричала, а вторая стояла и безмолвно наблюдала. Мы бежали до тех пор, покуда парнишка ни понял, ч то ничего не выйдет: я ручку не отпущу, а его могут взять. Он сумку кинул, а я п о инерции ещё продолжительно бежала и кр ичала, покуда ни вмазалась в какое-то де рево - оно только и смогло меня застопор ить и принудить умолкнуть. - Непредвиден ные ситуации случались и на сцене? - Одн ажды в па-де-де во время адажио Одиллии и Принца из "Лебединого озера" у меня ка к обухом по голове оторвалась тесемка от туфли. Бросить и Принца и заняться тесе мкой я, как вы понимаете, не могла. И то гда я без затей наклонилась, сбросила ту флю с ноги и швырнула ее на рампу. Весь финал, состоящий из пируэтов на левой но ге, я так и провела в одной туфле, а пра вая нижняя конечность была босая. Самое интересное, что публика осталась довольн а. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Афанасий Значение имени Афанасий В переводе с древнегреческого имя Афанасий переводится как «бессмертный». Происхождение имени Афанасий Имя Афанасий происходит от греческого имени Атанасиос, которое имеет корень "танатос" – "смерть". С приставкой отрицания "а-" слово переводится как "бессмертный". Характеристика имени Афанасий Афанасий добр и неконфликтен, зачастую характеризуется как добрый, скромный и немного нерешительный человек. Афанасий..
Валерий Значение имени Валерий В переводе с латинского, имя Валерий означает «здоровый». Происхождение имени Валерий Имя Валерий восходит к лат. "Valerius" - древнеримскому родовому имени Валериев. Помимо этого, в древнеримской мифологии «Валериус» - эпитет Марса. "Valerius" образовано от «valeo» — «быть сильным, здоровым». Характеристика имени Валерий Валерий обладает спокойным темпераментом, легко сходится с людьми, имеет м..
Григорий Значение имени Григорий В переводе с греческого имя Григорий означает «бодрый». Происхождение имени Григорий Имя Григорий имеет древне-греческое происхождение и происходит от греческого «грегорео» - «бодрствую». Характеристика имени Григорий В детстве Григорий растет непоседливым и любопытным ребенком. Маленький Григорий стремится везде залезть, докопаться до сути всех окружающих его вещей. Аккуратностью маленький Гриша также похвастаться не может. П..
Евгений Значение имени Евгений Имя Евгений в переводе с древнегреческого означает «благородный». Происхождение имени Евгений Имя Евгений имеет древне-греческое происхождение и образовано от древне-греческого слова, означающего «благородный», «знатный». Характеристика имени Евгений В раннем детстве Евгений отличается особой живостью ума и смекалистостью. Евгений растет умным ребенком, рано начинает читать и писать, любит спокойные интеллектуальные игры. В школь..
Кирилл Значение имени Кирилл В переводе с древне-греческого языка имя Кирилл означает «господин». Происхождение имени Кирилл Имя Кирилл имеет два варианта происхождения. по одной из версий имя Кирилл происходит от персидского слова, означающего «солнце». По другой версии, корни имя Кирилл уходят в древнюю Грецию и имеют значение «повелитель» или «господин». Характеристика имени Кирилл С самого раннего детства Кирилл отличается повышенной любознательн..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Балерины

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Дженьюэри Джонс
Дженьюэри Джонс фото

загрузка...