Авторизация

Екатерина Максимова   Ekarerina Maximova

Екатерина Максимова / Ekarerina Maximova

Карьера: Балет

Дата рождения: 1 февраля 1939, знак зодиака водолей

Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация

Екатерина Максимова - легендарная советская и российская балерина, Народная артистка СССР. Родилась 1 февраля 1939 года. С 1990 года Екатерина Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра.




Екатерина Максимова Биография

Фото: Челябинский рабочий В издательстве "АСТ-Пресс" готовятся к публикации мему ары Екатерины Максимовой "Мадам Нет" (ли тературная запись Елены Фетисовой). Кром е воспоминаний знаменитой балерины, в сб орник войдет Энциклопедия Максимовой - е е балетные партии, роли в кино и на ТВ, балетмейстеры, ставившие ей танцы, театр ы, где она гастролировала, кинофильмы, в которых снялась, и т. д. Выход книги в свет планируется на август этого года. " НГ" публикует фрагменты из двух глав: "Я - звездочка?!" и "Кино и тв - что получ илось". "Я - звездочка?!" Никогда ни зве здой себя не ощущала, ни примой, ни свер хбалериной, ни при каких обстоятельствах не считала, что мне все дано. Да, конеч но, я народная артистка СССР, орденоносе ц, лауреат ряда престижных премий (посре ди которых, к примеру, премия Парижской академии танца как лучшей балерине мира) . Но для меня это отнюдь не основание дл я того, чтобы увериться в своей исключит ельности. В жизни мой "звездный" статус никак не проявляется: меня никто нигде н е узнает, на разные вечера, презентации, встречи постоянно кто-нибудь "за ручку" проводит. Бывали случаи, когда кто-то и дет спереди, заявляет: "А я с Максимовой !" Его пропускают - меня нет. Я вижу вор ота, на которой написано: "Посторонним в ход воспрещен", - меня туда арканом не з атащить! Мне изредка говорят: "Скажи, чт о ты Максимова!" (чтобы одолеть путь куд а-то, достигнуть чего-то). А мне все вре мя кажется - вот я приду, скажу, что я М аксимова, и услышу в ответ: "Ну и что?" Правда, как-то раз произошел безупречно анекдотичный эпизод, когда мое имя помог ло продвинуться в очереди. Ехали мы тогд а с Володей из Лондона в Париж - свойски й микроавтобус перегоняли. Из Парижа отп равились в Москву и увязнули на польско- советской границе. Стояли долговременно, в Бресте выстроилась дикая очередность, двое суток там проторчали, по полметра в час продвигались. Когда Володя уставал , уже несложно "вырубался", за руль сади лась я. А не дай Бог, заснешь - тут же к то-нибудь на твое местоположение втиснет ся. Наконец подъезжаем - и, конечно, в н астоящий момент начинаются какие-то бума ги, бесконечные кабинеты, подписи, разре шения. Ходим, мыкаемся, заглядываем во в се двери. И вот в одном кабинете сидит к акая-то леди, смотрит на меня и неожидан но начинает ойкать: - Ой! Неужели?! Вы М аксимова?! - Да... - Ой, знаете, я вас в идела в "Пламени Парижа"! - Как вам это удалось?! Я потому что всего единственны й раз в жизни тот самый балет станцевала ! - Ну как: я приезжала в Москву, ходила в Большой театр и видела вас на сцене! Мне так повезло, я такая счастливая! Тут же откуда-то притащила букет: "Какие ма шины! Какая очередность!"… И вот иду я с цветами, другие автовладельцы на нас во все глаза глядят, а леди командует: - В аша агрегатина? - Да. - Поезжайте, а вы все - пропустите! Но обыкновенно, когда начинаются разговоры: "Ах, вы такая звез дочка!" - я вспоминаю, как танцевала в О ктябрьском зале в Ленинграде. Там, в мал енькой комнатке, где ещё и гладили, и ши ли, мне обустроили угол для переодевания . И вот позже выступления собрались в на шей комнатке гримерши, костюмерши, портн ихи, окружили меня, и я услышала (как вы сшую уровень восхищения, одобрения, приз нания): "Екатерина Сергеевна! Мы вас так любим! У вас этакий счастливый момент - ну... как у Аллы Пугачевой!"... Или с К обзоном произошла история в том же Ленин граде, когда я в начале восьмидесятых пр иехала туда на гастроли с ансамблем Моск овского Классического балета и жила в го стинице "Октябрьская". В здании гостиниц ы одно крыло предназначалось для "уважае мых людей", а другое - для всех остальны х. Приходила я в свой номер (в крыле "дл я всех остальных"), забиралась на ложе - в свитерах, в шерстяных носках, в вален ках, закутавшись ещё и в одеяла, потому что что мороз стоял страшный, не топили вовсе! И вот заглянул ко мне Иосиф Кобзо н, подивился: "Ты что тут делаешь?!" А я , прямо как по анекдоту, ответила: "Ну ж иву я в этом месте..." Он меня пригласил на свой концерт, посадил в ложу дирекци и, посвятил мне одну из песен… А вслед з а тем того как Иосиф Давыдович уехал, ко мне пришла администратор гостиницы и с поклонами перевела в номер, где жил Кобз он: шикарный, с роялем, с живыми цветами в вазах, а главное - шибко теплый, и я в конце концов могла больше не кутаться. Оказывается, это "уважаемый человек" Ио сиф Кобзон распорядился: "Переведите ее в мой номер!"... * * * Я нередко сталкив алась с возмущенным неодобрением, когда решалась на что-то новое, интересное для меня, но непривычное для зрителей. Прих одилось преодолевать и инерцию восприяти я своих коллег. Начать с того, какое рез кое непонимание встретило мое стремление станцевать партию Китри. Ведь первое вр емя я считалась чисто лирической балерин ой. "Жизель", Сильфида в "Шопениане", Ма рия в "Бахчисарайском фонтане", "Золушка ", Муза в "Паганини" - я перетанцевала в се лирические партии репертуара и захоте ла чего-то совершенно иного. Как меня от говаривали, как пугали: "Ты что, с ума с ошла?! Нельзя так дерзать! Китри - нимал о не твое амплуа!" Никто не верил, все с читали, что "Дон Кихот" не мой балет. Да же Галина Сергеевна - она говорила: "Ну что ж, попробуй, конечно..." - а сама не верила. Но Китри получилась, и тогда бы ло забавно чувствовать от людей, впервой увидевших меня как раз в "Дон Кихоте", совершенно другие речи: "Максимова - иде альная Китри! Не может быть, что она тан цует ещё и Жизель!" Но в настоящее время на меня навешивался свежеиспеченный ярл ычок: отныне во мне хотели видать только бравурно-комедийную балерину. А я танце вала и трагическую Юлию в балете "Ромео и Юлия" Мориса Бежара, и самовлюбленную, жестокую Розу в "Голубом ангеле" Ролана Пети, потому как что для меня стремлени е проверять что-то новое оказывалось сил ьнее страха неудачи, боязни провала. "Ты сломаешь себе шею, ты сломаешь себе кар ьеру!" - слышала я непрерывно, но меня э то не останавливало... Всю бытие меня од олевали письма недовольных с традиционно -однообразным началом: "Как Вы могли?! М ы Вас так любили, а Вы…" - и дальше очер едное обвинение: "Вы такая лиричная Жизе ль, на что Вам тот самый "Дон Кихот"?!", "Вы - эталон классической балерины, как Вы посмели так унизить близкое искусств о в эстрадной "Галатее"?!" (К моему глуб окому огорчению, "Галатею" так и не приз нала Уланова: она полагала, что я "не до лжна размениваться", и с моими телеработ ами ее, как говорил Володя, примирила то лько "Анюта".) А уж что следом "Ромео и Юлии" творилось! Завалили письмами и нас , и местком, и партком театра, и газеты: "Мы Вас так уважали, а Вы позволяете се бе на сцене то, что разрешается только в постели! Вы предали искусство хореограф ии!" И сызнова та же песня: "Как Вы могл и…" Кино и тв - что получилось Идея "Гал атеи" всецело принадлежит Александру Арк адьевичу Белинскому. Он рассказал мне св ой проект соорудить фильм-балет по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион", в котором про фессор Хиггинс будет преподавать цветочн ице Элизе хорошие повадки, но обучая ее не правилам произношения, а правилам дви жений классического танца. Идея меня вес ьма заинтересовала, но... ожидать пришло сь целых десять лет! В Москве нам долгов ременно снимать не давали. Белинский наз ывал разных балетмейстеров, но все они н е устраивали телевизионное руководство. Хотя на самом деле это был только предло г, чтобы не запускать сам кино. Время шл о, Александр Аркадьевич, кот наплакал пе реждав, вновь пытался активизировать пер еговоры, заскочить с прочий стороны, пре дложить другие фамилии, но вновь все "по висало". В конце концов Белинский решил: "Хватит! Здесь - все ясно! Конечно, у н ас в Ленинграде нет хорошей техники, нет приличных условий, но давай снимать там !" К тому времени в Ленинграде начинал с тановить юный балетмейстер Дмитрий Брянц ев, и Александр Аркадьевич предложил ему вкусить изготовить какую-нибудь сценку для "Галатеи". Брянцев пришел, мы посмот рели, что он придумал, мне понравилось, и я сказала, что меня это устраивает. Ко гда начинали работу над "Галатеей", нас совсем не занимали мысли о том, что мы н епременно создадим шедевр, и гарантий, ч то вообще что-нибудь получится, не было никаких. О нашей затее все говорили как о безумии. Каким образом "Пигмалиона", г де все построено на словах, на проблемах языка, позволительно свершить без слов? ! А как мне созидать образ Элизы Дулиттл , не имея в своем распоряжении остроумне йшего текста Бернарда Шоу?! Что хорошего тут может удаться?! К тому же, когда на чали к съемкам, оказалось, что у нас нич его нет. Просто ничего! Ни техники, ни д екораций, ни костюмов, ни денег, ни мате риалов. Что-то шили на "Ленфильме" из ка ких-то остатков, что-то мне делали в мас терских Большого театра. Бижутерия - вся своя, украшения - свои. Белинский преду преждал: "Приготовься заметить камеру, к оторой снимали ещё Веру Холодную". И ког да я осмотрелась на съемочной площадке, когда поняла, в каких условиях предстоит действовать - мне стало нетрудно плохо, появилось стремление тотчас отседова сп ешить! Это были трагические съемки! Помн ю, как же я на "Галатее" рыдала! А ссори лись мы сколь! Вся служба находилась на грани срыва! Постоянно слышала от Белинс кого: "Ах, ты, конечно, вновь ничего не понимаешь?!" Да, мне необходимо понимать : что и к чему делаю, а слепо ступать ту да-сюда, руку вверх-вниз таскать не умею , не буду, и вынудить меня нелегко. Я пр ивыкла к другому стилю работы - привыкла выстраивать спектакль, выстраивать обра з, когда из одной сцены переходишь в дру гую, когда формируется соответствующее м оменту ощущение и расположение - оттого что в театре я вижу всю партию всецело и проживаю ее последовательно. А на съемк ах мне приходилось все время исполнять к акие-то отдельные фрагменты, хореографич еские "кусочки": я не понимала, отчего я тут появилась, что происходило раньше, что с чем будут монтировать? Никакой лог ики, никакого психологического развития образа! Поэтому я требовала от Белинског о: "Объясните мне, что в конце концов по лучится на экране?" Но Александр Аркадье вич считал, что пояснять безупречно необ язательно. Конечно, это приводило к конф ликтам: у Белинского - нрав, но и у меня - нрав! С Брянцевым также было непросто . То, что он предложил, оказалось шибко любопытно - и крайне нелегко! Трудно тан цевать на каблуках - ни при каких обстоя тельствах раньше не приходилось. Правда, в училище нам преподавали специфический танец, но мне он не нравился, и я польз овалась любым предлогом, чтобы убежать с урока. Во время работы весьма пожалела об этом! Трудно воплотить все хореографи ческие фантазии Брянцева: он придумал и "завернутые" ноги, и пародийно-классичес кие па, и в пластике - море необычных, н епривычных вещей, ни при каких обстоятел ьствах не встречавшихся мне в других бал етах. Смотрю в текущий момент и думаю: р азве я такое вытворяла, помню, дурака ва ляли прямо! Сквозь слезы, истина... А Ма рис Лиепа сколь у меня на этих съемках к рови выпил! Марис, тот, что приехал твор ить, но сам дико нервничал - может быть, в глубине души он сомневался в успехе н ашей затеи. …В "Галатее" есть такая сцен а - "Чаепитие": просматриваю ее и любой раз пытаюсь осознать, видно на экране ил и нет, что у нас там на самом деле твори лось? Потому что во время работы "Чаепит ия" я перессорилась первоначально с Брян цевым, затем - с Лиепой. И в тот миг, ко гда уже нетрудно дошла до истерики и, по мимо ненависти и слез, во мне ничего не оставалось, Белинский сказал: "Все, хват ит! Включаем камеру и начинаем снимать!" Если звучит музыка, то волей-неволей на чинаешь передвигаться. Вот и начала рисо вать что положено по роли: сделала улыбо чку, но слезы-то градом лились, и Марис пихал меня рукой, и я вздрагивала! А в т екущее время смотрю кино, и мне непостиж имо, мне любопытно: каким образом это по лучилось - да, на экране видно, что я ту т в действительности улыбаюсь... И мой в опросительный мотив, мое отсутствие пони мания - каким образом?! - относится, в о бщем, ко всему телебалету. Потому что мы всегда сталкивались с тем, что кадры - забракованы, пленочка - линяет, исправит ь - ничего не разрешено и катастрофическ и не хватает времени (более того нет воз можности отсмотреть материал)... Согласн а - в конце концов "Галатея" в действите льности получилась, но получилась - вопр еки всему, что было! * * * Теперь Алекса ндр Аркадьевич Белинский захотел снять м еня в роли травести, переодеть в наряд м альчика. Зазвучало "Старое танго"... Мне предстояло сыграть, станцевать историю девушки, вынужденной переодеться в мужск ую одежду, чтобы выискать себе работу. Ф ранческа превращается в Петера - сюжет т елебалета позаимствован из популярного ф ильма тридцатых годов "Петер", в котором центральную образ исполняла любимица пу блики Франческа Гааль (это в честь нее Б елинский и назвал мою героиню). Мне было крайне занятно - ничего подобного я ещё не делала! Но сложностей в этом месте т акже хватало, может быть, более того ещё больше, чем в "Галатее". Ведь мне прихо дилось не нетрудно танцевать в мужском к остюме - в конце концов штаны они и есть штаны, - но мне приходилось совершать м ужские движения, известия партнершу в та нце и реализовывать поддержки за кавалер а! Брянцев заставлял меня кувыркаться, с тоять на голове, ползать по полу, куда-т о лазать: но то, что осталось в фильме, - только сотая доля того, что он на само м деле задумывал, и того, что происходил о на репетициях! Например, в "Старое тан го" вошло двенадцать (!) вариантов того, как Петер на сервировочном столике наез жал на Лакея. Из бесконечного разнообраз ия попыток Петера забраться в оконный пр оем (когда я карабкалась по Воришке, как по лесенке) в телебалете осталось тольк о пять. Роль Воришки исполнял необычайно артистичный и пластически шибко выразит ельный Гали Абайдулов. Но он жутко боялс я ронять "саму Максимову", как того треб овал постановщик. А Дима его ещё и подст егивал: "Что это ты так ласково? Давай п осильней!" Почти с каждой репетиции я пр иходила или с разбитой головой, или с ра збитой спиной, или в лучшем случае с раз битым коленом. Но когда я пыталась сетов ать, объясняя, что у меня что-то болит, Брянцев заявлял, что этого не может быть , вследствие того что что у него самого вообще ни в жизнь ничего не болит! Когда я говорила, что устала, в силу того что что подчас съемки продолжались двенадца ть часов кряду, он заново меня не понима л: "Что значит - устала?!" - и все мои м ольбы и жалобы повисали в воздухе. На съ емочной площадке всю дорогу что-то не ла дилось или пропадал какой-то реквизит (к примеру, ночью из павильона неожиданно таинственно исчезла огромная бронзовая с татуя негра, кругом которого танцевали П етер и Служанка). Я возмущалась, говорил а, что так трудиться нельзя, необходимо съемки отменять. А Дима от всей души уди влялся: "Зачем отменять?! Мы сегодня нес ложно что-нибудь другое придумаем, новое !" ...Пока работали над "Галатеей", а сл едом и над "Старым танго", я поменяла, к ажется, все гостиницы Ленинграда: жила и в "Европейской", и в "Астории", и в "Ан глетере", и в "Октябрьской", и в "Москве ", и ещё в каких-то гостиницах - и отовс юду сбегала. Дело в том, что наши съемки проходили по ночам (в другое время пави льоны на студии не давали), я возвращала сь поздненько, голодная, а покушать негд е. Идти в гостиничный кабачок - значит с иживать и дожидаться часа три. Никаких н очных магазинов тогда и в помине не было , а включать в номере электроплитку или кипятильник (чтобы хоть чаю согреть) не разрешалось. Повидаться ни с кем из друз ей я в своем номере не могла - вслед за тем одиннадцати часов вечера в гостиницу посторонние не допускались. Ладно, гост ям приспевать запрещено, но и массаж соо рудить нереально, массажиста в гостиницу вечером также не пускают. А мне воистин у следом целого дня репетиций и работы н еобходимо массаж совершить! И вот тогда я в Кировском театре как-то столкнулась с городским начальством и попросила: "По могите! Мне нужен массажист, а по гостин ичным законам ему вечером прибывать запр ещено..." Из обкома партии позвонили в г остиницу и указали: "Надо сходить навстр ечу народной артистке!" После чего всяки й день повторялась одна и та же история. В гостиничном коридоре у дежурной по эт ажу на столе под стеклом лежала бумажка, заверяющая, что "Максимовой разрешается иметь в распоряжении в номере мужчину з атем 23 часов". Но дежурная любой раз ос танавливала Володю (театрального массажи ста, тот, что согласился мне помочь), по дозрительно его оглядывала и спрашивала: "Молодой дядя, а вы знаете, что позже о диннадцати вечера в номере находиться во спрещено?" И только следом моего напомин ания: "Посмотрите, у вас лежит бумажка" - эта "ключница" говорила: "Ах да, вы Ма ксимова, вам разрешили мужчину" - и проп ускала его. Тут, конечно, открывались дв ери всех соседних номеров, все выглядыва ли и смотрели, как "к Максимовой шел муж чина"... История с массажистом стала пос ледней каплей, и я взмолилась: "Поселите меня на улице Зодчего Росси! Дайте хоть какую-нибудь комнату в театральном обще житии!" Так что во время работы "Старого танго" я перебралась в общежитие Кировс кого театра, где многие проблемы безотло жно решились: и массажист мог смирно явл яться, и какая-то пища всю дорогу находи лась (я, со своим больным желудком, ибо ещё и не всякую пищу есть могла: какие-н ибудь магазинные пельмени на скорую руку никак не годились). Но у нас замечатель ная фирма собралась, где все товарищ о д руге заботились. Причем в театральном об щежитии я с тех пор останавливалась ещё не раз, приезжая в Ленинград на другие с ъемки или на спектакли, и в разное время там проживали разные артисты, но атмосф ера настоящего общего жития царила неизм енно. Жили "общим столом", кто что имел - выкладывал, кто что мог готовить - тот и стряпал на всех, у кого находилось вр емя - тот и стирал, и строй наводил. Дир ижер Женя Колобов, в частности, на всех щи варил - десятилитровую кастрюлю. Его хозяйка, хормейстер Наташа Попович, котл етки домашние вертела. Муртазу Мурванидз е, художнику Кировского театра, из Грузи и привозили зелень разную, фрукты. Никог да не выясняли: чья колбасятина - твоя и ли моя, каждый из нас залезал в морозиль ник и хватал, что там лежало. Покупали п родукты в расчете на всех жильцов и на г остей, вследствие того что что к каждому из нас вечно приходили гости - и гости также становились общими. Все дни рожден ия, все праздники, все премьеры фиксиров али сообща. Там жил ещё и Валерий Гергие в (истина, недолго), и Дима Брянцев, и Н аташа Касаткина с Володей Василевым. И д ети там жили под общим присмотром рядом родителей (как с Женей Колобовым и Наташ ей - их прелестная дочь Марфуша). Котята какие-то завсегда под ногами вертелись - в общем, целиком домашняя, уютная была ситуация. В конце концов съемки "Старог о танго" закончились, кино показали по т елевидению, и все-таки такого успеха, ка к "Галатея", он не имел. У меня также ес ть свои претензии к этому телебалету, но , абсолютно, интересную работу над ролью Петера я не считаю потерянным временем. Ну и конечно, после этого "Старого танг о" мне начали предлагать свершить новые варианты старых фильмов: и "Веселых ребя т" уже собирались переделать на балет, и "Волгу-Волгу"... ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Арсений Значение имени Арсений В переводе с древнегреческого имя Арсений означает «мужественный». Происхождение имени Арсений Имя Арсений имеет греческое происхождение и пришло в Россию из Византии. Характеристика имени Арсений Арсений, родившийся летом достаточно закрытый человек, неразговорчив, с трудом добивается успеха в личной жизни и на работе. «Зимний» Арсений более смел, находчив, подвижен, однако в тоже время более упрям и сложен. Арсений, родившийся осень..
Генрих Значение имени Генрих В переводе с древне-германского имя Генрих означает «могущественный», «богатый». Происхождение имени Генрих Имя Генрих имеет католическое, немецкое происхождение. Характеристика имени Генрих Генрих амбициозен и тщеславен. Любит ставить перед собой «высокие» цели. К поставленным целям идет решительно и твердо. Несмотря на всю свою серьезность, Генрих добродушен и общителен. К выбору друзей подходит с крайней ответственностью, поэтому..
Григорий Значение имени Григорий В переводе с греческого имя Григорий означает «бодрый». Происхождение имени Григорий Имя Григорий имеет древне-греческое происхождение и происходит от греческого «грегорео» - «бодрствую». Характеристика имени Григорий В детстве Григорий растет непоседливым и любопытным ребенком. Маленький Григорий стремится везде залезть, докопаться до сути всех окружающих его вещей. Аккуратностью маленький Гриша также похвастаться не может. П..
Макар Значение имени Макар В переводе с древнегреческого имя Макар переводится как «блаженный», «счастливый». Происхождение имени Макар Имя Макар произошло от древнегреческого слова «макриус», переводящегося как «счастливый». Характеристика имени Макар Макар с самого раннего возраста характеризуется как довольно упрямый и своенравный человек. Макар темпераментен, подвержен перепадам настроения. Макар доброжелателен и общителен. Вокруг Макара всег..
Марк Значение имени Марк В переводе с латинского имя Марк означает «молот». Происхождение имени Марк По мнению ученых имя Марк имеет древне-римские корни и происходит от имени Маркус, которое, в свою очередь, происходит от имени бога войны Марса. Характеристика имени Марк С самого раннего возраста Марк отличается хорошо развитым в нем эгоцентризмом. Марк старается жить так, чтобы все внимание и интерес со стороны родственников, друзей и знакомых был прикован исключительно к его персо..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Балерины

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Джорджина Чэпман
Джорджина Чэпман фото

загрузка...