Авторизация

Марис Лиепа   Maris Liepa

Марис Лиепа / Maris Liepa

Карьера: Танцор

Дата рождения: 27 июля 1936, знак зодиака лев

Место рождения: Рига, Латвия

Марис Лиепа - латвийский и советский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, актёр кино. Народный артист СССР. Родился 27 июля 1936 года. В 1955 году Марис Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. За год работы в Государственном театре оперы и балеты Латвийской ССР он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды".




Марис Лиепа Биография

Марис Рудольф Эдуардович Лиепа родился 2 7 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Е го папа, Эдуард Лиепа, работал машинисто м сцены Латвийской национальной оперы. М арис в детстве зачастую болел, и, по сов ету друга отца (директора балетной студи и), в целях укрепления здоровья, родител и отдали сына в балетную студию при Латв ийской опере, позже преобразованную в Ри жское хореографическое училище. В училищ е педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прош лом специфический танцовщик, и его учени ку Лиепе также прочили карьеру характерн ого танцовщика. В апреле 1950 г. на всес оюзной конференции хореографических учил ищ в составе Рижского училища Марис в пе рвый раз выступил в Москве. Из четырех н омеров, показанных Рижским хореографичес ким училищем на конференции, в трех учас твовал Лиепа. Занятия в училище Марис со четал с активными занятиями спортом, был неоднократным чемпионом Латвии по плава нью. На соревнованиях по плаванью он и б ыл замечен отдыхавшими на Рижском взморь е балетными педагогами из Москвы Е. Серг иевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги спо собствовали переводу перспективного учен ика Рижского училища в Московское хореог рафическое училище (МХУ). Перевод состоя лся в 1953 г.: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата. Также как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначальн о видели характерного танцовщика, но скв озь год он воплотил в жизнь партию Принц а в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпус кному концерту подготовил классические н омера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерк и". Это решило его дальнейшую судьбу – п осле этого выпуска из училища Марис Лиеп а становится классическим танцовщиком. В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Москов ское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребов ало возвращения выпускника МХУ в Ригу. З а год работы в Государственном театре оп еры и балеты Латвийской ССР он станцевал немного сольных партий, в том числе па- д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Райм онды". Специально к декаде латышского ис кусства в декабре 1955 г. в Москве Лиепа подготовил ведущие партии в национальны х балетах: русского воина Никиту в "Лайм е" Е. Тангиевой-Берзниек и скрипача Тотс а в "Сакте свободы" А.Скулте. В партии Т отса его увидела М. Плисецкая, и по возв ращении в Ригу М. Лиепа получил неожидан ное приглашение принять участие в ее гас трольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере" (редак ция Горского – Мессерера). Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 г. прошел удачно , большим успехом пользовался и станцова нный в тот же наезд Вацлав в "Бахчисарай ском фонтане" Р. Захарова. По возвращени и в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", возобновленном в кан онической редакции Иванова-Петипа. Это б ыла последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 г. Лие па принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Моско вского музыкального театра им. К.С. Стан иславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона , разом же получив ведущее положение. Пе рвой партией в театре стал Зигфрид в нов аторской для того времени редакции "Лебе диного озера" В. Бурмейстера. Сезон 1956 -57 гг. для танцовщика стал самым продук тивным из четырех сезонов в Музыкальном театре - Лиепа станцевал ещё три новых п артии: Феба в "Эсмеральде", Конрада в "К орсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк" В . Бурмейстера. В 1957 г. Лиепа участвова л в конкурсе классического и характерног о танца в программе VI Всемирного фестив аля молодежи и студентов и получил Золот ую медаль. В 1958 г. артист подготовил п артии Чабана в "Лесной фее" А. Чичинадзе и Синдбада в "Шехерезаде" В.Бурмейстера . Последней работой Лиепы в театре Стани славского стал Поэт в "Штраусиане" В. Бу рмейстера (1959 г.). Летом 1960 г. Марис а Лиепу пригласили участвовать в гастрол ьной поездке Большого театра в Польшу. Н а гастролях он станцевал партии в балета х "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот " и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фаус та" в хореографии Л. Лавровского. После гастролей в Польше в 1960 г. Лиепа получ ил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского пос тупить в труппу ведущего балетного театр а страны. В начале сезона 1960-61 гг. в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся е го официозный дебют на сцене Большого те атра. В этом сезоне Лиепа ещё станцевал Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, че рнокожего юношу, влюбленного в белую дев ушку, в балете "Тропою грома" (в постано вке К. Сергеева) - партии, подготовленны е артистом ещё к гастролям в Польше. В 1 961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Ле бедином озере" в знакомой ему по гастрол ям с Плисецкой редакции Горского – Мессе рера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта образ стала этапной в его артистической карьере, аккурат за нее Лиепа позднее п олучил в Париже премию имени Вацлава Ниж инского. В этом же году Леонидом Лавровс ким в первый раз "на Лиепу" был поставле н балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой М арис станцевал партию Юноши. 1962 г. был посвящен главным образом ролям в советс ких балетах. Это Георгий в "Страницах жи зни" (постановка Л. Лавровского), Армен в "Гаянэ" (постановка В. Вайнонена) и Сп артак в оригинальной по пластическому яз ыку версии "Спартака" А. Хачатуряна в по становке Л. Якобсона. За образ Спартака артист был удостоен памятной медали имен и К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой н аграды посреди артистов балета. Кроме со временных партий в том же году Лиепа ста нцевал и классическую партию Юноши в "Шо пениане". В том же году у Лиепы и его пе рвой жены, артистки Московского театра д рамы имени А.С. Пушкина Маргариты Жигуно вой, родился отпрыск Андрис, а в 1963 го ду – дочка Илзе. Позднее второй женой Ли епы стала балерина Большого театра Нина Семизорова. 1963 г. стал в творческой би ографии Лиепы годом "благородных" героев : Принц в "Золушке" (постановка Р. Захар ова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонд е" (постановка Ю. Григоровича по М. Пети па). В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и Джульетта". 1963 г. стал для Лиепы началом педагогической д еятельности (танцовщику исполнилось 27 л ет) – он взял мужеский класс в Московско м хореографическом училище, и началом тв орческой деятельности за пределами театр а: аккурат в 1963 г. Лиепа впервой подго товил свой творческий вечерок, минувший на сцене Концертного зала им. П.И. Чайко вского. С середины 60-х годов наступает отрезок времени творческой зрелости арти ста, тот, что совпадает с приходом в Бол ьшой театр в 1964 г. нового главного бал етмейстера – Ю.Н. Григоровича. В 1965 г. Григорович перенес из Кировского в Боль шой театр свою знаменитую постановку "Ле генды о любви". В этом спектакле Лиепа с оздал одну из своих лучших ролей в совет ском репертуаре – Ферхада. В сезоне 1964 /65 гг. в репертуар Большого театра воше л экспериментальный балет-пантомима И. С травинского "Сказка о солдате и черте" ( постановка эстонского балетмейстера Энн Суве), в котором сочетались танец, панто мима, пение и словечко. Начав репетирова ть образ Солдата, Лиепа по ходу репетици й "переключился" на многоликий образ Чер та и "сделал" его центральным персонажем балета. В течение шести лет артист зани мается восстановлением легендарного фоки нского балета "Виденье розы", премьера к оторого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль включен в репер туар с 1967 г. "Звездным" стал в биограф ии Лиепы стал 1968 год. В этом году сост оялась премьера нового балета "Спартак", в котором образ римского полководца Кра сса была поставлена Ю. Григоровичем наро чно для Лиепы. Первоначально Лиепа долже н был танцевать Спартака в очередность с В. Васильевым - образ Красса во всех пр едыдущих редакциях балета была второстеп енной, решенной пантомимными средствами. Григорович решил произвести эту партию танцевальной, и в процессе работы довери л эту образ Лиепе. В 1970 г. за образ Кр асса Лиепе была присуждена высшая госуда рственная награда СССР в области литерат уры и искусства – Ленинская премия. В 19 69 г. Лиепа снялся в роли Гамлета в одно именном телебалете "Гамлет" на музыку Шо стаковича (хореография В. Камкова). В 19 70 г. артист станцевал в новой версии "Л ебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 6 0-х – начало 70-х годов – отрезок времен и триумфальных зарубежных гастролей Боль шого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Ли епа получает мировое признание. В 1971 г . Марис Лиепа был признан Парижской акад емией танца лучшим танцовщиком года и на гражден премией Вацлава Нижинского. В эт ом же году Лиепа снялся в главной мужеск ий роли - Анри в телебалете "Имя твое" н а музыку Ф. Пуленка (хореография А. Лапа ури и О. Тарасовой). В начале 70-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшили сь, а Григорович к этому времени стал по лновластным хозяином в театре. Это приве ло не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях , но и препятствиям в создании им новых партий. После Зигфрида в "Лебедином озер е" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетирова л, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был заня т и в новой версии "Раймонды". Новые рол и на сцене театра потом 1970 г. Лиепа по лучает только в балетах других балетмейс теров, а "лицо" Большого театра по-прежн ему определяют постановки Григоровича. В 1972 г. Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р . Щедрина (постановка Н. Рыженко и В. Го лованова совместно с М.Плисецкой), в 197 4 г. - Каренина в этой же постановке. По явление Лиепы в этом же году в роли прин ца Дезире в новой редакции "Спящей краса вицы" Григоровича стало эпизодическим. В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизаци и балета Большого театра "Спартак" в рол и Красса. В этом же году Лиепа был удост оен почетного звания народного артиста С ССР. В 1977 г. Марис Лиепа станцевал сво ю последнюю крупную игровую партию в Бол ьшом театре - принца Лимона в детском ба лете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постанов ка Г. Майорова). На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балет е "Любовью за любовь" (постановка В. Бок кадоро), а в Дании – в роли Гирея в "Бах чисарайском фонтане". Однако в Москве на сцене Большого эти роли явить не удалос ь. В этом же году Лиепа сообща с Е. Макс имовой снялся в популярном телебалете "Г алатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская ак адемия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа. В 1978 г. Лиепа станцева л солиста в бессюжетном балете В. Василь ева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", и все-таки зрители его Ганс а на сцене Большого театра так и не увид ели. Низкая занятость в текущем репертуа ре Большого театра привела Лиепу к необх одимости поиска нового репертуара за пре делами театра. В 1977 - 79 гг. Лиепа под готовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где реализовал, в частности, образ Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервой в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в п остановке Ф. Аштона. После опубликованно й в 1979 г. в газете "Правда" статьи Лие пы с критикой методов руководства театро м Ю. Григоровичем рядом двух лет Лиепе н е давали танцевать на сцене Большого теа тра. В отрезок времени незанятости в Бол ьшом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 г. он станцевал Р огожина в "Идиоте" Бориса Эйфмана и соли ста в его же "Автографах" совместно с Ал лой Осипенко. В этом же году провел твор ческий конец дня в Большом концертном за ле в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, п оставил балет "Дон Кихот" и немного бале тных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета. Только посредством два г ода "безработицы" в театре по личному пр иказу Министра культуры СССР П.Н. Демиче ва 28 марта 1982 г. состоялось возвращен ие Лиепы на сцену Большого театра. Но тр иумфально станцованный в тот закат дня К расс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: затем "б енефиса" его вынудили оставить на пенсио нную выплату (артисту было 45 лет). Уход из Большого театра не стал концом балет ной и артистической карьеры Мариса. И в отрезок времени работы в Большом театре, и затем ухода он вел обширную творческу ю занятие за пределами театра. С 1963 по 1980 г. Лиепа преподавал в Московском х ореографическом училище, выпустил единст венный мужеский класс (самым известным т анцовщиком этого выпуска стал Б. Акимов) , после этого вел класс поддержки. Артис т активно сотрудничал с драматическим те атром в качестве постановщика сценическо го движения и танцев, в том числе постав ил "пластику" в знаменитом спектакле "Ан тоний и Клеопатра" Вахтанговского театра . Драматический дар Лиепы был востребова н на телевидении и в кино за пределами б алетной сферы. В 1978 г. Марис снялся в "синтетическом жанре" - популярном телев изионном цикле "Телебенефис" - в бенефис е знаменитой киноактрисы Л. Гурченко. В 70-80 годах Лиепа активно снимался в дра матических ролях в кино - в телефильме " В одном микрорайоне", кинофильмах: "Моги ла льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для ко торого поставил самую выразительную из в сех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к худо жественному фильму "Музыка ко дню рожден ию". В течение всей своей творческой био графии Лиепа активно сотрудничал с пресс ой, писал статьи в газетах, журналах, сб орниках, выпустил книги "Я хочу танцеват ь 100 лет" (1980 г.) и "Вчера и в эти дн и в балете. Марис Лиепа" (1986 г.). Сфер а его деятельности не ограничивалась дра матическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова. В 1983-85 годах п о приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руков одителем балетной труппы в Софийской Нар одной опере, где поставил 2 балета - "До н Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей " Лиепа создал свои последние игровые ро ли в балете - Короля Флорестана и Фею Ка рабосс. В 1985 г. болгарский балет отпра здновал 30-летие творческой деятельности Мариса Лиепы. В 1989 г. Моссовет принял заключение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лие па, а бывший ведущий специфический артис т Большого театра Сергей Радченко должен был сделаться директором. Но 26 марта 1 989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта, а у комплектованная при его жизни труппа Бал етного театра Мариса Лиепы была преобраз ована в "Фестиваль-балет" под руководств ом Сергея Радченко. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Ираклий Значение имени Ираклий В переводе с древне-греческого языка имя Ираклий означает «слава Геры». Происхождение имени Ираклий Имя Ираклий является православной формой древнегреческого имени Геракл. Характеристика имени Ираклий Ираклий – яркая, незаурядная личность. С самого раннего детства Ираклий удивляет родителей и учителей своими способностями и творческими задатками, особенно в литературе и музыке. Ираклий хорошо учится и пользуется авторитетом в кругу друзей. Ираклий о..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..
Степан Значение имени Степан В переводе с древнегреческого имя Степан означает «венец». Происхождение имени Степан Имя Степан имеет древнегреческое происхождение и образовано от слова «стефанос» - «венец, венок, корона, диадема». Имя Степан является короткой формой церковнославянского имени Стефан. Характеристика имени Степан С самого раннего детства Степан растет непоседливым, подвижным ребенком. Степан любит шалить, во что втягивает всю окружающую его детв..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Танцоры

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Дмитрий Анатольевич Певцов
Дмитрий Анатольевич Певцов фото

загрузка...