Авторизация

Юрий Григорович   Yury Grigorovich

Юрий Григорович / Yury Grigorovich

Карьера: Танцор

Дата рождения: 1 января 1927, знак зодиака козерог

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".




Юрий Григорович Биография

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич бы л служащим. Мать - Григорович (Розай) Кл авдия Альфредовна вела домашнее хозяйств о. Супруга - Бессмертнова Наталья Игорев на, Народная артистка СССР. Родители Ю.Н . Григоровича с искусством связаны не бы ли, но любили его и относились к нему ши бко капитально. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщик ом, выпускником петербургской балетной ш колы, участником парижских сезонов в ант репризе С.Дягилева. Это в большущий мере повлияло на заинтересованность мальчика к балету, и потому что его отдали обуча ться в знаменитое Ленинградское хореогра фическое училище (нынче Государственная академия хореографического искусства име ни А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагогов Б.В. Шаврова и А .А. Писарева. Сразу позже окончания хоре ографического училища в 1946 году Ю.Н. Г ригорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас Мариинский театр), где он проработал со листом до 1961 года. Здесь он исполнял х арактерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Сред и его ролей этого времени - Половчанин в опере "Князь Игорь" А.П. Бородина, Нура ли в "Бахчисарайском фонтане" Б.В. Асафь ева, Шурале в "Шурале" Ф.З. Яруллина, Се верьян в "Каменном цветке" С.С. Прокофье ва, Ретиарий в "Спартаке" А.И. Хачатурян а и другие. Несмотря на успехи в танцева льном искусстве, молодого артиста с само го начала тянуло к самостоятельной балет мейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленин градском Доме культуры имени А.М. Горько го балеты "Аистенок" Д.Л. Клебанова и "С емеро братьев" на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались и обратили участливос ть специалистов на начинающего хореограф а. Однако настоящий счастливый момент пр ишел к Ю.Н. Григоровичу вслед за тем пос тановки им на сцене театра имени С.М. Ки рова балетов "Каменный цветок" С.С. Прок офьева (по сказу П. Бажова, 1957) и "Лег енда о любви" А. Меликова (по пьесе Н. Х икмета, 1961). Позднее эти спектакли был и перенесены на сцену Большого театра (1 959, 1965). "Каменный цветок" Ю.Н. Григо рович ставил кроме того в Новосибирске ( 1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962) , Софии (1965) и других городах; "Легенд у о любви" - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и других городах. Спектакли эти имели оглушительный фарт, вызвали огромную прессу, положили начало дискуссии о путях развития отечественно го балета. И хотя занятие не обошлось бе з сопротивления консервативных сил, они ознаменовали начало нового этапа в разви тии нашего балетного театра. Вспомним, ч то как раз на рубеже 1950-1960-х годов в о всех видах нашего искусства: в поэзии и в прозе, в живописи и в театре, в музы ке и в кино - выступило новое поколение талантливых молодых творцов, которые опр еделили главные достижения отечественной художественной культуры второй половины XX века. Впоследствии они получили наим енование славного поколения "шестидесятн иков". Ю.Н. Григорович принадлежит аккур ат к этому поколению. В чем же состоит т от принципиальный перелом, тот, что прои зошел в нашем балете с первыми зрелыми с пектаклями Григоровича? Они обобщили зав оевания предшествующего балетного театра , но подняли его на свежий порядок. Они углубили традиции хореографического иску сства, возродив забытые формы классики, и совместно с тем обогатили балет новато рскими достижениями. Эти спектакли содер жат глубокую идейно-образную трактовку л итературных первоисточников, положенных в основу их сценариев, отличаются послед овательной и цельной драматургией, психо логической разработкой характеров героев . Но, в различие от односторонне драмати зированных балетов-пьес предшествующего периода, где танец зачастую приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялся д раматическому спектаклю, тут царит на сц ене развитая танцевальность, действо выр ажается некогда всего танцем, а в связи с этим возрождаются сложные формы хореог рафического симфонизма (то есть танца, р азвивающегося аналогично музыкальной сим фонии), достигается больше тесное слияни е хореографии с музыкой, воплощение в та нце ее внутренней структуры, обогащается лексика (язык) танца. Основой хореограф ического решения в этих спектаклях был с трогий танец, обогащенный элементами дру гих танцевальных систем, в том числе нар одного танца. Элементы пантомимы органич ески были включены в танец, имевший до к онца действенный нрав. Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные фо рмы симфонического танца (ярмарка в "Кам енном цветке", шествие и видение Мехменэ Бану в "Легенде о любви"). Ю.Н. Григоро вич дает в этом месте не танцы на ярмарк е (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку в танце, не бытовое ш ествие, а танцевальный образ торжественн ого шествия и т.п. В связи с этим кордеб алет применяется не только для изображен ия на сцене толпы людей, но раньше всего в его эмоциональном значении, как лирич еский "аккомпанемент" танцу солистов. Мы потому что досконально остановились на новых принципах художественного решения первых зрелых спектаклей Ю.Н. Григорович а, что они будут предуготовлять все его последующее творчество. К этому надобно прибавить ещё два важных момента. Оба эт и спектакля оформлены выдающимся театрал ьным художником С.Б.Вирсаладзе, тот, что будет сотрудничать с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. С.Б. Вирсаладзе досконально знал хореографич еское искусство и был художником изыскан ного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмы поразительной красоты. Оформле нные им спектакли Ю.Н. Григоровича отлич аются цельностью изобразительного решени я, волшебством живописного колорита. Кос тюмы, созданные С.Б. Вирсаладзе, как бы развивают "живописную тему" декорации, о живляя ее в движении и претворяясь в сво еобразную "симфоническую живопись", соот ветствующую духу и течению музыки. Крой и цвет костюмов, создаваемых художником в содружестве с балетмейстером, отвечают характеру танцевальных движений и компо зиций. Про С.Б. Вирсаладзе справедливо г оворили, что он одевает не столь персона жей спектакля, сколь сам танец. Успех сп ектаклей Ю.Н. Григоровича в значительной мере определялся его постоянным содруже ством с этим замечательным художником. И ещё одно важное положение. Вместе со сп ектаклями Ю.Н. Григоровича вступило в су ществование новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения на шего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А. Колп акова, А.И. Грибов, в Москве - В.В. Васи льев и Е.С. Максимова, М.Л. Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н.Григорович а. Исполнение ведущих ролей в его балета х явилось этапом в их творческом пути. В полне конечно, что потом такого яркого б алетмейстерского дебюта Ю.Н. Григорович был назначен сперва балетмейстером театр а имени С.М. Кирова (в этой должности он проработал с 1961 по 1964 год), а далее приглашен в качестве главного балетмейс тера в Большой театр и занимал эту место с 1964 по 1995 год (в 1988-1995 годах о н назывался художественным руководителем балетной труппы). В Большом театре Ю.Н. Григорович следом переноса "Каменного ц ветка" и "Легенды о любви" поставил ещё двенадцать спектаклей. Первым из них ста л "Щелкунчик" П.И. Чайковского (1966). Э тот балет претворен им не как детская ск азка (как это было ранее), а как философ ско-хореографическая поэма с большим и с ерьезным содержанием. Ю.Н. Григорович со здал тут всецело новую хореографию на ос нове полной, без каких-либо изменений (к упюр или перестановок музыкального матер иала, что нередко делается) партитуры П. И. Чайковского. В центре спектакля - све тлые романтические образы главных героев , воплощенные в развитых танцевальных па ртиях. Детские сцены первого акта, в раз личие от предшествующих постановок, пору чены не ученикам хореографического учили ща, а артистам кордебалета, что позволил о существенно усложнить их танцевальный язык. Действие сновидений Маши развертыв ается как ее турне по рождественской елк е (символизирующей в этом месте единый м ир) к увенчанной звездой вершине. Поэтом у в нем участвуют елочные игрушки, соста вляющие "аккомпанемент" чувствам главных героев и получающие "портретное" раскры тие в дивертисменте второго акта (сюита стилизованных национальных танцев). Для спектакля характерна тенденция к единств у действенно-симфонического развития хор еографии, что достигается, в частности, преодолением дробности отдельных номеров и укрупнением танцевальных сцен (в част ности, три последних музыкальных номера слиты в единую хореографическую сцену). Подчеркнутое важность приобретает в этом месте обострение борьбы добрых и злых с ил (Дроссельмейер и Мышиный царь). Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б. В ирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом ут верждаемого на сцене добра. Он имел боль шой фарт, большую положительную прессу и до сих пор идет на сцене театра. Дальне йшее формирование творчество Ю.Н. Григор овича получило в постановке балета "Спар так" А.И. Хачатуряна (1968). Балетмейсте р создал героико-трагедийное произведени е о фортуна борьбы за свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествоват ельного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н. Григ орович построил спектакль по собственном у сценарию на основе крупных хореографич еских сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия, чередующиеся с танцева льными монологами главных действующих ли ц. Например, первостепеннный акт состоит из четырех крупных танцевальных компози ций: вражеское нашествие - страдания раб ов - кровавые развлечения патрициев - по рыв к восстанию. И эти сцены как бы "про слаиваются" танцевальными монологами, вы ражающими состояние и дающими "портрет" главных героев: Спартака, Фригии и дальш е других. Аналогично строятся и следующи е акты. Подобно тому как в музыкальном и скусстве существует жанр концерта для со лирующего инструмента (скрипки, фортепиа но) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил, что его постановка - это как б ы спектакль для четырех солистов с корде балетом. В этой шутке есть большая доля правды, отражающая принцип композиционно й структуры данного произведения. Совмес тно с композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальную ред акцию произведения, соответствующую ново му сценарию и общему композиционному пос троению. Основой хореографического решен ия в этом месте стал действенный строгий танец (с использованием элементов панто мимы, характерного и гротескового танца) , поднятый до уровня развитого симфонизм а. Каждый акт заканчивался своеобразной "финальной точкой": барельефной пластиче ской композицией, как в фокусе собирающе й прошедшее действо. Например, основопол агающий акт - группой рабов со щитами во главе со Спартаком, концевой - траурной группой с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему руками прославляющей его массы и т.п. Помимо таких статическ их групп, завершающих каждую картину, в спектакле было ещё много других эффектны х моментов, к примеру, танцы на пиру пат рициев, шествия и праздники, битвы и кон фликтные столкновения героев. А когда Сп артака поднимали на пронзающие его пики воины Красса, зал ахал от силы этого эфф екта. Но все эти и другие постановочные эффекты у Ю.Н. Григоровича ни в жизнь не были самоцелью. Они всю дорогу служили главному: воплощению глубокой идейно-фил ософской концепции. Успех "Спартака" опр еделился не только яркостью танцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой. Это был а не иллюстрация к эпизоду из древней ис тории, а поэма о борьбе с нашествием и г нетущими силами вообще, о трагической не одолимости зла, о бессмертии героическог о геройского поступка. И оттого происход ящее на сцене воспринималось потрясающе современно. Недаром железная поступь ког орт Красса (переданная развитой танцевал ьной композицией) вызывала ассоциации с гитлеровским нашествием на Европу и нашу страну, а заключительные композиции, на поминающие традиционные иконографические образы в изобразительном искусстве (сня тие с креста, положение во гроб, оплакив ание и т.п.), возвышались до воплощения важный скорби. Благодаря своей огромной обобщающей силе спектакль поднимался до протеста супротив тоталитаризма вообще. Успех Ю.Н. Григоровича в этом месте поде лили, как неизменно, художник С.Б. Вирса ладзе и отличный состав исполнителей. Сп артака танцевали В.В. Васильев и М.Л. Ла вровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофеева и С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием с тал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже до это го прославившийся как выдающийся строгий танцовщик, тут он создал образ, поразив ший единством танцевального и актерского мастерства. Его Красс - это злодей огро много масштаба, поднимающийся до символа мирового зла, чем подчеркивается образ и роль героической борьбы с ним и ее тра гического исхода. Как выдающееся произве дение отечественного искусства "Спартак" Ю.Н. Григоровича в 1970 году был удосто ен высшей награды - Ленинской премии. Эт о покуда единственное конкретное произве дение балетного театра, получившее Ленин скую премию. Показанный в США и в ряде е вропейских стран, спектакль повсеместно имел ошеломляющий фарт. Ю.Н. Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его затем на многих сценах в наше й стране и за рубежом. А в Большом театр е "Спартак" идет уже возле 40 лет, украш ая его репертуар. В нем сменилось немног о поколений артистов, и для каждого из н их участие в этом спектакле имело этапно е значимость в их творческом росте. В "С партаке" употребляется сюжет из истории, художественно претворенный так, что он, как было сказано, получает современное звучание. Эта черта в творчестве Ю.Н. Гр игоровича была продолжена в "Иване Грозн ом" на музыку С.С. Прокофьева, осуществл енном в Большом театре в 1975 году. В 19 76 году Ю.Н. Григорович поставил его кро ме того в парижской Опере. Здесь кроме т ого имеет местоположение воззвание к ист ории, на тот самый раз русской, приобрет ающей теперешний толк. Ю.Н. Григорович с ам создал сценарий этого балета, а компо зитор М.И. Чулаки - музыкальную композиц ию из разных произведений С.С. Прокофьев а, в том числе из его музыки к кинофильм у "Иван Грозный". В спектакле на основе уже выработанных и утвердившихся в творч естве Ю.Н. Григоровича художественных пр инципов раскрываются отдельные страницы русской истории, создается психологическ и непростой образ выдающейся личности, п роносящей свою идею посредством уймище т рудностей. Это своего рода моноспектакль , где в центре - персона главного героя, и все подчинено раскрытию его судьбы и внутреннего мира. Помимо массовых и соль ных танцевальных сцен в этом месте приме няется в качестве своеобразного хореогра фического лейтмотива танец бьющих в наба т звонарей. Этот танец неоднократно тран сформируется в соответствии с характером действия и отмечает все поворотные моме нты в исторической судьбе народа и главн ого героя. Необыкновенно впечатляла сцен а видения Ивана, когда ему является в ег о мучительных грезах отравленная его вра гами любимая благоверная Анастасия. Откр ытием этого спектакля стал артист Ю.К. В ладимиров, для которого хореограф сочини л партию главного героя, которую тот сде лал с поистине трагедийной силой. Первые три спектакля Ю.Н. Григоровича были пос вящены сказочно-легендарной тематике. Да лее мы рассказали о двух его спектаклях на исторические темы. Но Ю.Н. Григорович создал кроме того два спектакля на совр еменную тему. Воплощение современной тем ы в балете имеет особые трудности. Как с овместить условность танцевального искус ства и балетного театра с обликом челове ка и реалиями современной жизни? Балетме йстеры не раз спотыкались и терпели неуд ачи в решении этой задачи. Ю.Н. Григоров ич решил ее с присущим ему талантом. В 1 976 году он поставил в Большом театре ба лет "Ангара" А.Я. Эшпая, созданный по пь есе А.Н. Арбузова "Иркутская история", в те годы шибко популярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль о современной молодежи, подним ающий нравственные проблемы, раскрывающи й становление личности, отношения индиви да и коллектива. Благодаря своим новым т ворческим принципам, которые предполагаю т отказ от бытовизма, описательности, за земленности и создание обобщенных танцев ально-симфонических образов, Ю.Н. Григор овичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы. Классически й танец тут обогащен элементами народног о, бытового, свободной пластики и пантом имы, физкультурно-спортивных движений, с плавленными в единое хореографическое це лое. Пластический язык главных действующ их лиц индивидуально своеобразен и подчи нен раскрытию их характеров. Хореографич еский образ большущий сибирской реки Анг ары, создаваемый кордебалетом, в качеств е лейтмотива проходит сквозь весь спекта кль, выступая то как могучая стихия, пок оряемая трудом людей, то как "резонатор" чувств героев, то как воплощение их вос поминаний или мечты. За удачное художест венное вывод в балете "Ангара" современн ой темы Ю.Н. Григорович был удостоен в 1 977 году Государственной премии СССР. Вт орую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий. Другой спекта кль Ю.Н. Григоровича, связанный с соврем енностью, - это "Золотой век" Д.Д. Шоста ковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые тот самый балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в по становке других балетмейстеров, но успех а не имел из-за плохого, наивного сценар ия. Поэтому, обратившись к этому произве дению, Ю.Н. Григорович некогда всего соз дал безупречно новоиспеченный сценарий. В связи с этим возникла надобность допол нить и музыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостако вича: медленные части из первого и второ го фортепьянных концертов, отдельные ном ера из "Джаз-сюиты" и другие. В различие от первоначального спектакля, где общес твенный конфликт имел плакатно-схематиче ский нрав, тут он раскрывается посредств ом столкновение живых человеческих индив идуальностей. Наряду с сатирическими и д раматическими большое значимость приобре ли лирические сцены. Действие развертыва ется в крупных танцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит строгий танец, обогащенный элементами народного , бытового, характерно-гротескового, пан томимы, физкультурно-спортивных движений . Для характеристики 1920-х годов, когда происходит действо, использованы жанров ые черти бальных танцев того времени (фо кстрот, танго, чарльстон, ту-стэп). Испо лнительским открытием этого спектакля ст ал Г.Л. Таранда в образе двуличного глав ного героя, выступающего то как бандюга, то как жиголо в ресторане "Золотой век" . Новыми гранями заблистало ещё даровани е Н.И. Бессмертновой в главной женской р оли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсал адзе удалось сочетать приметы современно сти с условностью хореографического дейс твия. Костюмы легки, танцевальны, красив ы и совместно с тем напоминают одежду со временной молодежи. До сих пор речь шла о новых балетах, в первый раз созданных Ю.Н. Григоровичем. Но в его творчестве б ольшое местоположение занимают кроме тог о постановки классики. Он поставил все т ри балета П.И. Чайковского. Но в "Щелкун чике" старая хореография не сохранилась, и потому как балетмейстер всю ее сочини л заново. А в "Лебедином озере" и в "Спя щей красавице" ему пришлось встретиться с проблемой сохранения классической хоре ографии и сообща с тем развития и дополн ения ее в связи с новой образной концепц ией целого. Оба эти произведения Ю.Н. Гр игорович поставил в Большом театре дважд ы, создавая в произвольный раз новую ред акцию-версию. "Спящую красавицу" Ю.Н. Гр игорович первоначально воплотил ещё до п ерехода в тот самый театр на работу - в 1963 году. Но он остался неудовлетворенн ым этой постановкой и вернулся к данному произведению посредством 10 лет, в 1973 году. Балетмейстер бережно сберег в это м месте всю классическую хореографию, со зданную М.И. Петипа, но дополнил ее новы ми эпизодами (танец вязальщиц, царство К арабос и др.). Значительно развита танце вальная партия принца Дезире. Образ глав ного героя сейчас стал равнозначен образ у героини Авроры. Образ свирепый феи Кар абы также хореографически больше разрабо тан и решен на основе характерно-гротеск ового танца в сочетании с пантомимой. В результате укрупнен центровой конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил , усилено философское звучание произведе ния. Первая постановка "Лебединого озера " осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И. Чайковски м, главные герои в конце гибли. В сценич еской истории балета тот самый финал был изменен, и спектакль заканчивался торже ством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н. Григорович хотел в п остановке 1969 года возвратиться к траги ческому финалу. Но ему тогда это не разр ешили свершить руководящие инстанции, в результате чего проект балетмейстера, св язанный с усилением трагедийного начала на протяжении всего произведения, осталс я воплощенным не на все сто. Во всей глу бине Ю.Н. Григоровичу удалось осуществит ь тот самый проект только в 2001 году в новой постановке "Лебединого озера" в Бо льшом театре. Здесь впервой в сценическо й истории этого балета главным героем яв ляется не столь Одетта, сколь Зигфрид. Э то в свое время всего спектакль о Принце , о противоречиях его мятущейся души, о его трагической судьбе, о неумолимости т яготеющего над ним Рока. Разумеется, и н есчастная участь Одетты - мечты и идеала Зигфрида - входит в содержание спектакл я. Но она имеет подчиненное роль по отно шению к судьбе Принца. Роль эта не ослаб лена, но она сопряжена с центральным обр азом главного героя. Его хореографическа я партия в связи с этим существенно разв ита в сравнении с прежними постановками. Очень значимо кроме того значительное у силение трагедийного начала в спектакле. И тут занятие не только в катастрофично м конце, а в трагедийном накале всего де йствия, в трактовке Злого гения не как к олдуна, а как Рока, тяготеющего над Прин цем и сопряженного с противоречиями его души (что, уместно сказать, соответствуе т концепции злого Рока и в последних тре х симфониях П.И. Чайковского), в хореогр афическом развитии партии Злого гения - двойника Принца, в сочинении новых, насы щенных драматизмом его дуэтов с Принцем. Наконец, в общей мрачной атмосфере всег о действия (дополненной призрачными деко рациями С.Б. Вирсаладзе), то окутывающей начальный проект, то ощущаемой в подтек сте. Развитое трагедийное начало характе рно для всего творчества Ю.Н. Григорович а. Масштабным, вырастающим чуть ли не до символа мирового зла, стал у него образ феи Карабы в "Спящей красавице", не гов оря уже о насквозь трагедийных "Легенде о любви" и "Спартаке". Думается, что все это идет от конфликтности и катастрофич ности современного мира, которые чутко у лавливаются художником. Вспоминаются и а налогичные явления в других видах искусс тва, к примеру в симфоническом творчеств е Д.Д. Шостаковича. Следует подметить уд ивительное хореографическое совершенство этой постановки. Почти три четверти хор еографии в ней сочинены Ю.Н. Григоровиче м. И сделано это так, что неспециалист, не сведущий конкретно, какой танцевальны й момент кому принадлежит, ни при каких обстоятельствах не почувствует, что тут есть куски текста разных балетмейстеров. Ю.Н. Григорович необычайно тактично сое динил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Пет ипа, А.А. Горского и свою в единое, непр ерывно развивающееся, стилистически одно родное целое, в своеобразную хореографич ескую симфонию, в которой выявляются и х арактеры героев, и движение драматическо го действия, и смены эмоциональных состо яний, и целостная философская концепция произведения. Ю.Н. Григорович укрупняет хореографические сцены старых балетов, о бъединяя немного прежде самостоятельных номеров в единую развернутую, полифониче ски сложную танцевальную композицию. Вто рая картина спектакля - гениальное созда ние Л.И. Иванова оставлена Ю.Н. Григоров ичем без малого без изменений. Он вписал только немного небольших штрихов, разви вших и усиливших проект Л.И. Иванова и п ридавших ему окончательное завершение. П олучилась единая, цельная, полифоническа я музыкально-хореографическая композиция , к которой, абсолютно, стремился Л.И. И ванов, и на которую Ю.Н. Григорович нало жил штрихи, придавшие ей абсолютное сове ршенство. Уже в этом одном виден высочай ший порядок искусства Мастера. Из класси ческих балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре ещё "Раймонду" А.К. Гла зунова (1984), "Баядерку" Л.У. Минкуса ( 1991), "Корсар" А. Адана - Ц. Пуни и "До н Кихот" Л.У. Минкуса (оба - 1994), а ещ ё осуществил эти балеты, как и "Жизель" А. Адана, в различных городах России и в о многих зарубежных странах. Во всех эти х постановках он давал утилитарный реакц ия на просторно дискутировавшийся в те г оды вопрос: как становить балетную класс ику? Спектакли Ю.Н. Григоровича в равной мере чужды двух ошибочных крайностей: м узейного подхода к классике и ее искусст венной модернизации. Они органически соч етают традиции и новаторство, бережное с охранение классики и ее современное проч тение, подчеркивание всего лучшего в нас ледии и тактичное дополнение и формирова ние его в связи с новыми концепциями. Не льзя не вымолвить ещё о том, что Ю.Н. Гр игорович трижды ставил балет своего люби мого композитора С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта", создав три разные версии. Сначала он осуществил его в парижской Оп ере в 1978 году в двух актах. Затем созд ал трехактную версию в 1979 году на сцен е Большого театра. И, в конце концов, - новую редакцию на сцене Кремлевского Дво рца съездов в 1999 году. Этот окончатель ный спектакль в особенности совершенен, отличается отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он в особенности глубок и трагичен. Ю. Н. Григорович отошел более того от шексп ировского примирения двух враждующих сем ей в конце над трупами главных героев. М рак и безысходность финала заставляют гл убже осознавать трагедийность не только исторического, но и современного мира. Ю .Н. Григорович, в прошлом артист балета, а потом выдающийся балетмейстер, имеющи й теперь мировое имя, является кроме тог о и педагогом, и крупным общественным де ятелем. В 1974-1988 годах он был професс ором балетмейстерского отделения Ленингр адской консерватории. С 1988 года по нас тоящее время заведует кафедрой хореограф ии в Московской государственной Академии хореографического искусства. В 1975-198 5 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра. С 1989 года он президент Ассоциа ции деятелей хореографии, а с 1990 года - президент фонда "Русский балет". В 199 1-1994 годах Ю.Н. Григорович был художес твенным руководителем хореографической т руппы "Юрий Григорович балет", показывав шей свои спектакли в Москве, в городах Р оссии и за рубежом. Многие годы он был п редседателем жюри международных конкурсо в артистов балета в Москве, Киеве и Варн е (Болгария). Уйдя в 1995 году со штатно й работы в Большом театре, Ю.Н. Григоров ич осуществил море своих балетов и класс ических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем всяки й раз не механически переносил их на дру гие сцены, а создавал новые редакции и в ерсии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета н а многих сценах мира. В кино экранизиров аны балеты Ю.Н. Григоровича "Спартак" (1 976) и "Иван Грозный" (1977). Его творче ству посвящены фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (19 78), "Балет от первого лица" (1986), кни жка В.В. Ванслова "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" (М.: Искусство, 19 69, 2-е изд., 1971), альбом А.П. Демидов а "Юрий Григорович" (М.: Планета, 1987). Как и каждый выдающийся творец искусств а, Ю.Н. Григорович крайне требователен в работе, благодаря чему неизменно повыша ется художественный порядок трупп, с кот орыми он работает. Вместе с тем он чутки й и отзывчивый джентльмен, заботящийся о своих артистах, добрый друг. В свободны е часы он любит впитывать текст, посещат ь музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов в особенности любит П.И . Чайковского и С.С. Прокофьева, из писа телей - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П . Чехова. Любит путешествовать и занимат ься изучением старину. Все спектакли, со зданные Ю.Н. Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели огромную прессу и вызывал и восторженные высказывания и оценки мно гих выдающихся людей. Приведем только дв а суждения о его творчестве легендарных деятелей отечественного искусства. Гениа льная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих беседа говорила: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Од ержимый фанатик. Человек огромной работо способности. Когда ставит свежий спектак ль, всем бывает нелегко - крепкий, требо вательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней полагать, может глянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это крайне ценно. Каждая па ртия в балетах Юрия Николаевича решена д о мельчайших деталей. Воплотить все заду манное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только крайне талан тливым исполнителям. Не ненароком в его постановках многие актеры открылись с но вых сторон и тем определили свою судьбу" . Гений отечественной музыки Дмитрий Дми триевич Шостакович говорил: "В его хорео графических образах живет настоящая поэз ия. Все лучшее из области хореографии - в смысле соотношения классических традиц ий и современных средств. Здесь торжеств ует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобы тным, открывающим, я думаю, свежий перио д в развитии советского театра". Созданн ое Юрием Николаевичем Григоровичем - это наше национальное достояние. Вместе с т ем это период в развитии не только отече ственного, но и мирового балетного театр а. И несмотря на то, что мастером уже та к м ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

  • Юлия   14/01/2012 23:28

    хорошая биография,грамотно составлена.

Именины

Валерий Значение имени Валерий В переводе с латинского, имя Валерий означает «здоровый». Происхождение имени Валерий Имя Валерий восходит к лат. "Valerius" - древнеримскому родовому имени Валериев. Помимо этого, в древнеримской мифологии «Валериус» - эпитет Марса. "Valerius" образовано от «valeo» — «быть сильным, здоровым». Характеристика имени Валерий Валерий обладает спокойным темпераментом, легко сходится с людьми, имеет м..
Василий Значение имени Василий В переводе с древне-греческого, имя Василий означает «царственный». Происхождение имени Василий Имя Василий восходит к древне-греческому басилиос, басилейос - «царский, царственный» - в древнегреческой мифологии эпитет Зевса и Посейдона. Характеристика имени Василий В раннем детстве Василий растет добрым, заботливым мальчиком. Обожает домашних животных. У Василия всегда много друзей, Василия любят бабушки и дедушки. Повзрослев, Василий сох..
Григорий Значение имени Григорий В переводе с греческого имя Григорий означает «бодрый». Происхождение имени Григорий Имя Григорий имеет древне-греческое происхождение и происходит от греческого «грегорео» - «бодрствую». Характеристика имени Григорий В детстве Григорий растет непоседливым и любопытным ребенком. Маленький Григорий стремится везде залезть, докопаться до сути всех окружающих его вещей. Аккуратностью маленький Гриша также похвастаться не может. П..
Илья Значение имени Илья В переводе с древне-греческого имя Илья означает «крепость Господня». Происхождение имени Илья Имя Илья является русской версией библейского (древнееврейского) имени Элиягу. Характеристика имени Илья Илья растет жизнерадостным, подвижным ребенком, доставляющим много радости своим родителям и родственникам. Илью часто балуют, поэтому некоторые мальчики, носящие имя Илья, вырастают немного избалованными. Повзрослев Илья сохраняет жизнерадостный настрой, одн..
Лилия Значение имени Лилия Имя Лилия имеет «говорящее» значение и в прямом смысле означает цветок «лилия». Происхождение имени Лилия Имя Лилия происходит от названия цветка лилии, который является олицетворением чистоты и невинности. Характеристика имени Лилия Как правило, обладательницы имени Лилия характеризуются упрямством и своенравностью. Лилия не выносит подчинения, предпочитает сама решать, кого слушать, а к чьим советам прислушиваться не стоит. С самого раннего..
Макар Значение имени Макар В переводе с древнегреческого имя Макар переводится как «блаженный», «счастливый». Происхождение имени Макар Имя Макар произошло от древнегреческого слова «макриус», переводящегося как «счастливый». Характеристика имени Макар Макар с самого раннего возраста характеризуется как довольно упрямый и своенравный человек. Макар темпераментен, подвержен перепадам настроения. Макар доброжелателен и общителен. Вокруг Макара всег..
Таисия Значение имени Таисия В переводе с древне-греческого имя Таисия означает «мудрая», «поздняя». Происхождение имени Таисия Известно, что впервые имя Таисия появилось в древнем Египте около IV века до н.э. Характеристика имени Таисия С раннего детства Таисия отличается любознательностью, рассудительностью и общительностью. Таисия легко идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми. У Таисии много друзей и подруг, да и сама Таисия обожает находиться в центре внима..
Татьяна Значение имени Татьяна В переводе с древне-греческого языка имя Татьяна означает «устроительница», «учредительница». Происхождение имени Татьяна По одной из версий имя Татьяна имеет древне-греческие корни. По другой версии имя Татьяна имеет латинское происхождение и означает «принадлежащая Татию» (легендарному царю сабинян Татию Титу). Характеристика имени Татьяна С раннего детства Татьяна растет эмоциональным ребенком, не лишенным лидерских качеств. Мал..
Тимофей Значение имени Тимофей В переводе с древнегреческого имя Тимофей означает «богобоязненный». Происхождение имени Тимофей Имя Тимофей является русской формой греческого имени Тимотеос, от "тимао" – "славить" и "теос" – "бог". Значение имени Тимофей С раннего детства Тимофей отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью натуры. Тимофей крайне раним и обидчив. Зачастую подрастающие Тимофеи страдают заниженной самооценкой..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Танцоры

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Марк Руффало
Марк Руффало фото

загрузка...