Авторизация

Николай Сличенко   Nikolay Slichenko

Николай Сличенко / Nikolay Slichenko

Карьера: Артист

Дата рождения: 27 декабря 1934, знак зодиака козерог

Место рождения: Белгородская область, Россия. Российская Федерация

Николай Сличенко - известный советский и российский актер театра и кино, певец и режиссер. Родился 27 декабря 1934 года. Николай Сличенко является художественным руководителем Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн».




Николай Сличенко Биография

Родился 27 декабря 1934 года. Отец – Сли ченко Алексей Архипович. Мать – Сличенко Ольга Алексеевна. Супруга – Агамирова Т амилла Суджаевна, народная артистка Росс ии, актриса Московского цыганского театр а «Ромэн». Дети: Тамилла, Петр, Алексей. Внуки: Николай, Михаил, Ольга, Ника, Та милла. Правнучка – Елена. Николай Сличен ко вырос в здоровый цыганской семье, где помимо него было ещё четверо детей. Его первые впечатления, точнее – потрясения , связаны с войной. Она началась, когда Николаю шел седьмой год. На его глазах н емцы расстреляли отца. Отпечаток огромно го горя, боли, разрухи, голода, когда ря дом умирали люди, остался на всю бытие. Вскоре затем войны семейство остановилас ь в одном из колхозов Воронежской област и. Работали все – взрослые и дети, восст анавливали разрушенное войной хозяйство. Здесь Николай в первый раз услышал о су ществовании в Москве цыганского театра « Ромэн». Мысль о том, чтобы поступить в т руппу, приметить спектакли этого театра, сильно запала в разум. Это была заветна я греза, которая казалась недосягаемой и далекой. К искусству Николай тянулся за всегда, с ранних лет впитав в себя влюбл енность к народной цыганской песне, танц у. Сам нехило напевал, плясал. Во время вечеринок, которые нередко устраивались затем работы, он не раз слышал в свой ад рес: «В театр бы тебе, в “Ромэн”»». И он решился. В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в первостепеннный и од ин в мире цыганский театр – «Ромэн», у и стоков которого стоял А.В. Луначарский, театр, чьи первые шаги были поддержаны В .И. Качаловым, И.М. Москвиным, Н.П. Хмел евым, А.К. Тарасовой и направлены М.М. Я ншиным, руководившим коллективом рядом 5 лет. Поразительный гений цыганского мал ьчишки привлек к нему пристальное внимат ельность ведущих мастеров театра, ставше го для него насовсем близкий семьей, дом ом. Театра, где ему предстояло миновать все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного ре жиссера и художественного руководителя. Учителями Николая Сличенко и его партнер ами по сцене стали выдающиеся актеры ста ршего поколения: Ляля Черная, М.В. Сквор цова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф . Шишков, И.И. Ром-Лебедев, В.Ф. Бизев, Н.Г. Нарожный, С.С. Золотарев, И.В. Хрус талев и др. Они были для него эталоном а ктерского мастерства, беззаветной предан ности театру, высокой внутренней культур ы, бережного отношения к богатому наслед ию цыганского народа. Николай, тот, что в то время был самым младшим в труппе, п рисутствовал на всех репетициях, на всех спектаклях, участвовал в массовых сцена х и весьма резво уже знал наизусть текст ы без малого всех мужских ролей из репер туара театра. Выходя в народных сценах, он придумывал себе характеры людей, кото рых изображал, получал несказанное насла ждение поэтому, что дышал воздухом театр а, и... ждал. Ждал своей огромный роли. Помог хрестоматийный сценический происше ствие, истина, им самим же скрупулезно р азработанный и осуществленный при помощи ведущего артиста театра, одного из его учителей, Сергея Федоровича Шишкова. Шиш ков пользовался громадный любовью и уваж ением в труппе благодаря своему редкому актерскому дарованию, здоровенный челове ческой доброте и обаянию. ...В 1952 году театр выезжал со спектаклем «Четыре жен иха» по пьесе И. Хрусталева в Загорск (с егодня Сергиев Посад). Актеры ехали в ав тобусе, Николай сидел рядом с Шишковым. Решив, что настало время делать, он нача л уламывать Сергея Федоровича «заболеть» перед спектаклем. А он играл в спектакл е главную образ – Лексы. Герой Шишкова б ыл потрясающе чистым в своих поступках ч еловеком, душой окружавшей его компании. Конечно, Сличенко мечтал сыграть такую образ, великолепно выведенную драматурго м в этой веселой лирической комедии. И о н признался Сергею Федоровичу в своих на мерениях. Шишков верил в ученика и не то лько не отругал его за дерзость, но позв олил себя убедить. Спектакль прошел благ ополучно. Николай не помнил себя от радо сти, что в конце концов сбылась его грез а. Роль Лексы в «Четырех женихах» он зат ем играл долговременно, а позднее, по ме ре взросления, сыграл в этом спектакле е щё и образ Бади. Этот эпизод с заменой о сновного исполнителя в спектакле не прош ел бесследно. На Сличенко обратили внима тельность, в него поверили, и вскоре ему предложили сыграть Дмитрия в драме «Гру шенька» по повести Н. Лескова «Очарованн ый странник», где вкупе с ним были занят ы ведущие актеры театра Ляля Черная и Ив ан Ром-Лебедев. Эта образ позволила Слич енко ещё больше укрепиться в труппе, его стали вводить в спектакли текущего репе ртуара. Среди его первых актерских работ в театре был офицер Чанго в спектакле « Сломанный кнут». Так же, как и предыдущи е роли, он исполнял ее со всей искреннос тью и юношеской непосредственностью, пол ной самоотдачей на сцене. А вскоре Никол аю Сличенко доверили образ нимало иного плана – возрастную: он играл дедушку в п ьесе «Плясунья» И. Ром-Лебедева. В созда нии этого образа ему помогли жизненные н аблюдения, воспоминания детства и юности . И все же чем дальше, тем очевиднее ста новилось, что одного жизненного багажа м ало. С небывалой целеустремленностью овл адевая основами профессии в театре, Нико лай Сличенко вместе с тем постигал общео бразовательные предметы в школе, непочат ый край читал. Первой на сто процентов с амостоятельной работой стала для него об раз Василя в спектакле «Цыганка Аза» по пьесе М. Старицкого. Работая над этой ро лью, он впервой прошел весь подготовител ьный отрезок времени, давший крайне нема ло для ее понимания. Сличенко удалось не обыкновенно в аккурат передать на сцене нрав героя, его чувства, расположение. Т акое успешное начало стало центровой при чиной того, что уже сквозь 4–5 лет работ ы в театре Николай Сличенко прочно вошел в центровой репертуар. Помимо Дмитрия в «Грушеньке» и Чанго в пьесе «Сломанный кнут» он играл в спектаклях «Дочь шатров » (Марко), «Родился я в таборе» (Николай ), «Горячая кровь» (Барбаро), «Кабачок “ Макрель”» (Яшка-король), «Сын Мадонны» ( Дженарино), «Ром Баро» (Иван Кале), «Ты – герой, я – герой» (Ренальдо), «Марианн а Пинеда» (Фернандо), «Девчонка из табор а» (Коля), «Я – цыганка» (Лацо), «Вернос ть» (Василь), «Человек-волк» (Нандо), «Л юбовь и смерть» (Ярго), «Сонни и Махивал ь» (Махиваль) и во многих других. Вэтого он сыграл свыше 60 ролей в родном театр е, снялся в ряде фильмов, в том числе в картинах «В дождик и солнце», «Мой остро в синий», «Николай Сличенко», «Свадьба в Малиновке» и др. Закономерным на пути п одобного творческого расцвета был перехо д Николая Сличенко к режиссуре: от первы х проб в качестве ассистента режиссера н екоторых спектаклей до режиссера-постано вщика таких этапных для театра «Ромэн» п остановок, как «Грушенька» И. Штока по Н . Лескову, «Мы – цыгане» И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко, «Непоклонов» Н. Мирошнич енко, «Огненные кони» И. Ром-Лебедева, « Братья» З. Тоболкина, «Четыре жениха» И. Хрусталева, «Живой труп» Л. Толстого, « Верность» Г. Кашубы, «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П. Г радова и др. Николай Сличенко окончил Вы сшие режиссерские курсы, где его руковод ителем был всенародный артист СССР Андре й Александрович Гончаров. «Мне думается, – размышляет Николай Алексеевич о таком повороте творческой судьбы в своей книг е «Родился я в таборе» (1987), – что реж иссер начинается не с поступления в инст итут на режиссерский факультет и более т ого не с получения диплома о его окончан ии, а только с того момента, когда у нег о появляются своя задача в искусстве, ро дное касательство к явлению жизни, свой точка зрения на все, что совершается кру гом него». Тема человека, его назначения стала ключевой в работе Н. Сличенко как режиссера. Одной из главных тем своего дипломного спектакля «Грушенька» (1973) он видел родство душ цыганского и русско го народов. Его волновала социальная и н равственная задача произведения. Сличенк о не несложно возобновил старую постанов ку (пьеса прежде уже шла в театре), он с оздал безупречно свежий спектакль, окрас ив сценическое повествование о трагическ ой судьбе юный цыганки Грушеньки в трево жные и романтические тона. Журнал «Театр альная жизнь» писал о премьере: «Родилас ь новая “Грушенька”. И совместно с ней р одился новоиспеченный одаренный режиссер – Николай Сличенко». Так сложилась фату м этого спектакля, что Николаю Сличенко пришлось переиграть в нем все мужские ро ли, а за образ Голована он был удостоен звания лауреата первой премии «Театральн ая весна». В своем втором спектакле – «Е хали цыгане» И. Ром-Лебедева, уже на дру гом жанровом материале Николай Сличенко продолжает поиски новой эстетики, соедин яющей особенности современного театра с чертами традиционного цыганского искусст ва, его романтическими истоками. Поистин е визитной карточкой театра «Ромэн» стал спектакль «Мы – цыгане», где Н. Сличенк о выступает и как автор, и как режиссер- постановщик, и как исполнитель. Если в « Грушеньке» судьбы героев в силу социальн ой несправедливости рушатся, то в этой с воей работе Николай Сличенко хотел предс тавить обретение цыганским народом родин ы и счастья затем долгих скитаний по све ту. Так родилась эта пьеса, написанная и м совместно с И. Ром-Лебедевым. «Мы – цы гане» – спектакль специальный. Он вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган , воспетую гениями литературы и поэзии р азных стран, и стал в своем роде народны м представлением. Песни, романсы, танцы, вирши, фрагменты из пьес – все слилось тут в ослепительный, трогательный раскла д о многовековой судьбе народа вольного, смелого, независимого, живущего по свои м, особым законам. Это является главной причиной долголетия спектакля и неослабе вающего интереса зрителей к нему. Поздне е на Центральном телевидении был снят ки но по этой постановке. И. Ром-Лебедев, п исал о спектакле: «”Мы – цыгане” – нечто качественно новое и принципиальное в жи зни и творчестве “Ромэна”. И занятие не только в том, что необычен, сложен и оче нь ответственен жанр спектакля – “народн ое представление (литературно-музыкальна я фантазия)”. Главное, что это театральн ое представление – пожалуй, первая смела я и во многом удавшаяся попытка философс ки осмыслить средствами своего искусства судьбу цыганского народа». Судьба спект акля необыкновенна: он был показан во мн огих странах. Его увидели зрители Японии , Франции, США, Италии, Австрии, Индии, Турции, Югославии. И повсюду спектакль п роходил с неизменным успехом. Подтвержде нием тому могут служить слова супруги пр езидента Франции г-жи Миттеран, побывавш ей на спектакле 9 июня 1988 года во врем я гастролей театра «Ромэн» в Париже. «Сп асибо, огромное благодарю, – сказала она на встрече с труппой театра, – мы прове ли благодаря вам в эти дни дивный конец дня. Это было отлично! Спектакль оставля ет шибко сильное ощущение, и мы всем сер дцем почувствовали нынче историю вашего народа…» В постановке Н. Сличенко «Непок лонов» по пьесе Н. Мирошниченко современ ность соединяется с прошлым, производств енные проблемы перемежаются с нравственн о-этическими, и все вкупе складывается в увлекательный и самобытный музыкально-д раматический монолог-спектакль, в центре которого – герой Н. Сличенко (первая пр емия «Театральной весны»). Именно геолог Непоклонов определяет основной толк про изведения. Его жаркий, надменный, беспок ойный нрав служит главный пружиной разви вающегося действия. Таким играет его Н. Сличенко, привнося и тепло, и беспокойст во собственного сердца. Работая над пост ановкой пьесы «Огненные кони» И. Ром-Леб едева, Николай Сличенко создал сильно па триотический спектакль, совершенный вдох новенной романтики, яркой театральности. В 1981 году он поставил «Братьев» З. То болкина (премия Министерства культуры), где органично соединились традиционная и скренность, темперамент исполнителей с г лубоким драматизмом человеческих судеб. В 1982 году народная комедия «Четыре жен иха» обрела новую бытие в постановке Ник олая Сличенко. В разные годы он играл в ней разные роли, а придя в нее как режис сер и создавая партитуру спектакля, расш ирил традиционную заданность образов. Ве селый всенародный спектакль, нисколько н е потерявший при этом своего национально го своеобразия, стал апофеозом гуманизма , добра. Следом Н. Сличенко ставит совер шенно иной спектакль, посвященный тем, к ого унесла битва, – «Птицам нужно небо» И.И. Ром-Лебедева, в котором доводит дей ство до звучания трагедии. Долгие годы Н иколай Сличенко мечтал сыграть Федора Пр отасова в пьесе «Живой труп» Л.Н. Толсто го. Мечта стала реальностью вдвойне: в 1 984 году Н. Сличенко, уже будучи художес твенным руководителем театра, не только сыграл эту образ, но и осуществил постан овку спектакля. Николай Сличенко постави л спектакль как трагический поединок вол ьной, чистой, благородной души с монолит ом рассудочности, размеренности, унылой повседневности, каковые приняты в общест ве за эталон «порядочного», «добродетель ного», «нравственного» поведения. Сличен ко-режиссер поставил эту задачу, Сличенк о-актер блестяще ее решил. В роли Протас ова, вобравшей весь его сценический навы к, он предстает в безупречно новом для с ебя амплуа актера-трагика, добивается бе з малого зримого образа духовной красоты своего героя, возвышенности его личност и. В спектакле создан образ настоящего ц ыганского хора той поры. «Не вечерняя» с танет авторским рефреном спектакля – тем ой просветления души героя. Ибо не паден ием, а восхождением предстает его стезя из «высшего общества» на «дно жизни». «Н еожиданной новой гранью открывается тут и Сличенко-актер, и Сличенко-режиссер-по становщик. Начать разрешено с того, что в трактовке Сличенко образ Феди Протасов а вроде “очищен” от привычных рефлексий, метаний, самоуничижения. Это – дядя, уж е сделавший свой отбор, внутренне вольны й. Даже в падении он не жалок. И в конце концов, финал, внутренне как бы закольц ованный с первым появлением Протасова. Ц ыгане поднимают туловище и на руках возн осят его над сценой, над толпой обывател ей. Федя возвращается к ним, цыганам. Ту да, где свобода. Теперь уже навсегда…» ( М. Коровин). Помимо названных спектаклей Николай Сличенко поставил на сцене теат ра «Кровь земли» А. Поддубного, «Таборны е игры» Н. Сличенко и А. Кравцова (по мо тивам пьесы Р. Гершгорина «Римские игры» ) и др. Постановки Н. Сличенко выходят в отдалении за рамки рассказа о чисто цыг анской жизни. Они трактуют проблемы, кас ающиеся каждого современного человека. И при этом сохраняют самую дорогую специф ика коллектива – умение нести в зал этич еский заряд огромный эмоциональной зараз ительности. Особое местоположение в твор ческой судьбе Николая Сличенко принадлеж ит песне. С ней связана вся его существо вание. В театре, в кино, на эстраде... С тех самых пор, когда ещё в детстве вече рами у костра он слушал замечательные цы ганские песни, да и не только цыганские – это были и русские, и украинские, и бе лорусские народные песни. Увлечение эстр адой началось в театре. Сличенко нередко приглашали выступать в концертах. В 196 2 году он поехал с группой эстрадных арт истов в Рязань. Здесь, на родине Есенина , он начал репетировать «Письмо матери». .. Зрители изумительно сильно приняли пе сню, тонко почувствовав ее задушевность, теплоту и грусть. На глазах многих были слезы. «Это меня практически потрясло, – вспоминает Николай Алексеевич. – После памятного концерта я в первый раз серье зно задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственн ости артиста, выступающего с песней пере д широкой аудиторией». Один из концертов посетила племянница композитора Липатов а, тот, что написал музыку романса. Впос ледствии она подарила Сличенко поблекшую фотографию давних лет, на которой было написано: «Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но основополагающий и од ин, кто сделал это так, как хотели они о ба, – Николай Алексеевич Сличенко. На па мять ему». Вскоре Сличенко стали звать н а радио, тв, а посредством 2 года он вые хал в свою первую зарубежную поездку во Францию с Московским мюзик-холлом. «…Он красив – то полон буйной страсти, то сде ржан, – словом, подлинный цыган из леген ды», – писал о Николае Сличенко прославл енный французский критик. Есть удивитель ная черта таланта – его многогранность. Проявляя активно в каком-либо виде творч еской деятельности способности и духовны е силы, одаренный дядя сообща с тем оказ ывается, как правило, одаренным и во мно гих других. Именно таков Николай Сличенк о – артист, певец, режиссер, популярност ь которого огромна. Николай Сличенко нын че по праву единственный из тех замечате льных мастеров сцены, имеющих истинно об щенародную популярность. Для миллионов с лушателей он – олицетворение цыганского народа, его огня, его страсти, олицетвор ение самой его души. «Имя Николая Сличен ко вызывает ощущение мучительно-сладкой ностальгии. Сладкой, оттого что к горлу подкатывает тот что ни на есть “экстаз д уши”, восхищение самобытнейшим талантом и признательность за безоглядную щедрост ь, с которой тот самый дар дарится людям …» (В. Звездова, «Нижегородские новости» ). Подлинным чудом артистизма разрешено окрестить и то, что одним только движени ем руки и более того одним взглядом он м ожет принудить немалый зал приметить огн енную цыганскую пляску. Поэтому, надо ду мать, в одном из лучших спектаклей театр а «Ромэн» – «Мы – цыгане» его претворени е в жизнь роли поющего цыгана воспринима ется не только как эпизоды, основанные н а цыганском фольклоре, но и как апофеоз подлинно народного зрелища. Каждая песня в исполнении Николая Сличенко – небольш ой спектакль, вмещающий в себя человечес кую судьбу или какое-то законченное собы тие. Как певец в высшем значении этого с лова, он способен по-своему оригинально и сильно интерпретировать песню любого н арода, постичь ее тайну, заразить ею слу шателя. В чем же секрет его вечной молод ости? Щедро отдавая себя, он получает ог ромную энергию любви и добра от благодар ных зрителей. При этом Николай Сличенко – сильно скромный джентльмен, отнюдь не обремененный славой, превосходный семьян ин. Бог наградил его не только добрейшей , мудрой матерью, но и таковой же женой. Тамилла Агамирова – супруга, матушка, а ктриса, соратница, вернейший товарищ, со единяет в себе высшие достоинства женщин ы. «Она – моя вечная муза и ангел-хранит ель», – говорит Николай Алексеевич. 4 де кабря 1998 года на Площади звезд в Москв е заложена именная звездочка Николая Сли ченко. Пресса так писала об этом событии : «Чествование артиста, добившегося поис тине сказочного успеха – установления па мятника при жизни, – это в то же время и торжество всех цыган: Москвы, России, в сего мира… Это самый-самый громадный сча стливый момент цыганского артиста за 225 -летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в Рос сии». Н.А. Сличенко – не только ослепите льный артист, режиссер, исполнитель, но и отличный педагог. Заботясь о завтрашне м дне цыганского театра, он создал на ба зе Музыкального училища имени Гнесиных с пециальную студию для подготовки професс иональных кадров для театра «Ромэн». Пои ски талантливой молодежи для этой студии шли по всей стране. В октябре 1978 года студия начала свою существование, а в и юне 1982 года ее выпускники влились в со став труппы театра «Ромэн». Сегодня все они ослепительно, любопытно, перспективн о заявили о себе и заняты на практике во всех спектаклях текущего репертуара в о тветственных ролях. Н.А. Сличенко – всен ародный артист СССР, лауреат Государстве нной премии СССР (1987), премии Москвы, академик Международной академии театра ( 2001), Академии проблем безопасности, об ороны и правопорядка (2001), профессор. Николай Алексеевич награжден орденами Др ужбы народов и «За заслуги перед Отечест вом» IV степени. Именем Николая Сличенко названа звездочка в созвездии Тельца. Ж ивет и работает в Москве. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Леонид Значение имени Леонид В переводе с древнегреческого языка имя Леонид означает «подобный льву». Происхождение имени Леонид Имя Леонид произошло от древнегреческих слов «леон» - «лев» и «идеа» - «внешность, облик». Дословно имя Леонид означает «сын льва», «подобный льву». Образовавшись от этих двух слов, имя Леонид стало самостоятельным именем. Характеристика имени Леонид С самого раннего детства Леонид мнител..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Артисты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Роджер Далтри
Роджер Далтри фото

загрузка...