Авторизация

Анатолий Кторов   Anatoly Ktorov

Анатолий Кторов / Anatoly  Ktorov

Карьера: Артист

Дата рождения: 24 апреля 1898, знак зодиака телец

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Проходя мимо дома по улице Неждановой, где жили Кторов и Попова на пятом этаже, обращаешь внимание на мемориальные доски: Мейерхольду, Берсеневу, Гиацинтовой... Кторову доски нет, говорят, теперь доски не устанавливают. Могила его на Введенском кладбище. Там похоронена и Попова, там похоронена и Тарасова. Все эти имена принадлежат старому Художественному театру, которого тоже давно нет.




Анатолий Кторов Биография

В 20-х он был звездой экрана: герой филь мов Якова Протазанова "Закройщик из Торж ка", "Праздник святого Иоргена", "Марион етки", "Процесс о трех миллионах". Его в ызывающее изящество, блистающий цилиндр, крахмальные манишки, вся его отточенная пластика придавали особую притягательно сть мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем уже тогда была связана особая эстетика - эст етика торжествующего шика, блеска, ослеп ительного мужского магнетизма. В 1937 го ду Кторов сыграл Паратова в знаменитом ф ильме Протазанова "Бесприданница", ставш ем классикой русского кинематографа XX в ека. Роскошный Паратов-Кторов покорял вы сокомерием и обольстительностью, на экра не существовал прекрасный, блистательный фат. Долгие годы им определяли меру "ро ковой красоты". После Паратова Кторов не снимался 25 лет. Он играл на сцене Худо жественного театра. Кторов пришел во МХА Т в 1933 году потом закрытия театра Корш а, где он прослужил 13 лет. У Корша он и грал навалом. Первой актрисой этого теат ра была его подруга жизни Вера Николаевн а Попова, выдающееся дарование, влюбленн ость театральных зрителей и театральной Москвы тех далеких лет. Она играла Глафи ру в "Волках и овцах", Ларису в "Бесприд аннице", Анну Кристи в драме 0'Нила "Анна Кристи" и, по словам П. Маркова, была "одна из лучших актрис советской сц ены". Кторов всю существование боготвори л Попову. В 1932 году Кторов играл в "Бе сприданнице" Карандышева, спектакль став ил В. Сахновский, и вся театральная Моск ва стремилась осмотреть Ларису-Попову. Н о фатум этого спектакля была предрешена. Из письма Николая Радина Синельникову ( 5 февраля 1933 года): "31 января был кон цевой спектакль в театре Корш. Бесславно кончил он родное 55-летнее существовани е: люди, ликвидировавшие его, не посчита лись ни с чем... ни с прошлым, в котором было немало значительного, ни с самолюб ием работавших там актеров, ни более тог о с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распре делен между московскими театрами, сооруж ение передано со всем инвентарем МХАТу. МХАТ взял Попову, Кторова и Петкера". Уж е в 1933 году неспешно шло развернувшеес я потом удушение искусства. Театр видоиз менялся. Возникала новая организация цен ностей. Складывался свежеиспеченный тип культуры, грубо отличавшийся от культуры 20-х годов. Исторический толк этих пере мен будет осознан немаловажно позже. Фен омен Веры Николаевны Поповой мало-помалу оставался в стороне. Она, перейдя во МХ АТ, перестала быть первой актрисой време ни. Она играла во МХАТе Катерину в "Гроз е", замечательно ввелась на образ Насти в "На дне" Горького, поразила самых злых критиков своей Марго в "Глубокой развед ке" Крона, за что получила Сталинскую пр емию, но главной актрисой МХАТа Попова н е стала, хотя и сберегла в неприкосновен ности близкое имя и свой артистический д ар. Судьба Кторова сложилась по-другому. В 1916 году, когда он учился на первом курсе театральной студии Федора Комиссар жевского при Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской, к ним в студию пришел новоиспеченный преподаватель - Илларион Певцов, занимавший особое местоположение в ряду кумиров публики. В становлении К торова он сыграл большую образ. В студии предложил ему сделать "Записки сумасшед шего" Гоголя и длительно работал с ним, чувствуя его влечение к форме и сложным рисункам ролей. В юности Кторов заикался , при переходе на второй вектор движения было решено его сократить, оттого что н е может быть актер-заика. Отстоял его Пе вцов, доказывая, что заикание не органич еское и что оно пройдет. Кторов в студии был оставлен. В 1919 году Певцов познак омил молодого Кторова со своей партнерше й - Верой Николаевной Поповой, ей было т ридцать лет, она играла с Певцовым пьесу Леонида Андреева "Савва". Кторов влюбил ся сию минуту в ее женственность и несра вненный дар. Вскоре он стал единственной любовью Поповой, на всю существование. Кторов во МХАТе играл вводы: Шервинского в "Днях Турбиных" потом Прудкина, Джозе фа Сэрфеса в "Школе злословия" в очередн ость с Прудкиным, прокурора Скроботова в о "Врагах" следом Хмелева. Актер громадн ого таланта и мастерства, все довоенные и послевоенные годы он жаждал работы. Ме чтал сыграть Тузенбаха в "Трех сестрах", лорда Горинга в "Идеальном муже" Уайльд а, образ, казалось, созданную для него, но за ним прочно укоренилось амплуа акте ра на отрицательные роли. Во "Врагах" Кт оров блестяще играл прокурора, знаменита я сцена Татьяны-Тарасовой со Скроботовым -Кторовым неизменно вызывала зрительский экстаз. Ослепительная Татьяна-Тарасова, стройная, красивая леди, по мнению крит ика Б. Алперса, разглядывала существован ие и людей беспокойными, ищущими глазами ; рисунок роли Кторова был острый и стре мительный. Можно только представить себе резкий насмешливый воззрение Кторова, е сли бы он дожил до наших дней и прочел н а страницах одной из газет оскорбительну ю статью молодого критика Романа Должанс кого о Тарасовой в день ее столетнего юб илея. В столетний юбилей Кторова бестакт ностей не произошло, хотя бы в силу того что, что ему следом смерти "повезло" бо льше, чем Тарасовой: следом него осталис ь кино "Война и мир" Бондарчука и экрани зация спектакля "Милый лжец" на телевизи онном экране. Эти работы помогли сотвори ть миф Кторова или, точнее, его легенду. Он стартовал, когда коммерциализация ку льтуры делала в стране первые шаги. Блес к и новизна его экранного облика идеальн о соответствовали мечте среднего человек а. Но сенсационная слава киногероя не по мешала ему быть актером резкой индивидуа льности, художником, чей дар был сплетен из двух плоскостей. Он мало-помалу выте снял представление о себе как только об актере точной формы и безупречного шика. Эти качества были подчинены чему-то выс шему, и когда через четверть века он поя вился на экране в роли старика Болконско го в "Войне и мире", - это уже был иной Кторов. Триумф Кторова был связан со спе ктаклем "Милый лжец". "Кто бы мог раскин уть умом, что с этакий потрясающей силой как раз во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал сообщение Бернарда Шоу и что это полное трагизма послание прочте т артист, ни при каких обстоятельствах и ли без малого ни при каких обстоятельств ах, кажется, не выступавший в драматичес ких ролях", - писал Анатолий Эфрос в кни ге "Репетиция - влюбленность моя". Драма тические роли Кторов играл, но слава его была связана раньше всего с характерным и ролями. С блеском был сыгран маленький момент в "Плодах просвещения", за претв орение в жизнь роли барона Клингена он б ыл удостоен Сталинской премии. Шарма и и зящества в нем было постоянно невпроворо т и на сцене, и в жизни. В 30-е годы в д оме Кторовых зачастую собирались мхатовс кие актеры. В одном из писем А. Степанов ой к Н. Эрдману актриса сообщала: "Вчера шний вечерок прошел как снег на голову б урно. Миша Яншин кормил пять девушек бли нами, оттуда поехала на "булычевский" ба нкет к Поповой. Банкет был весьма шикаре н, в смысле ужина, обстановки и радушия, но, в силу многочисленности гостей, раз нобоен и шумен". То был ещё 1934 год. Кт оров замечательно напевал романсы, он зн ал их в большом количестве и любил распе вать, аккомпанируя сам себе. В него влюб лялись, им увлекались, но, в сущности, о н был верен одной "музе" - Вере Николаев не. Попова пережила его, она умерла на 9 3-м году жизни в 1982-м, сыграв крайне ч уть-чуть на сцене Художественного театра и оставив о себе память в том поколении , которого уже без малого нет. Кторова е щё при жизни называли великим артистом, в особенности затем "Милого лжеца". Спек такль был поставлен в годы, когда ко МХА Ту уже относились с предубеждением. "В т ечение целого вечера внимать, как два ак тера будут впитывать текст со сцены пись ма! Какая, видимо, предстоит нам скука!. . И кто бы мог помыслить, что разрешаетс я в течение нескольких часов сиживать, т о затаив дыхание, то смеясь, то плача, в нимать прекрасный контент пьесы, в котор ой нет обычного для театра сюжета и внеш него действия!" - восклицал Анатолий Эфр ос. Степанова и Кторов играли поразитель но, их художественная логика анализирова ла каждую фразу, находя удивительные пер еходы от одной мысли к иной и заражая св оим обаянием зрительный зал. Это была ге ниально сыгранная образ, Кторов играл Шо у гладко 14 лет: премьера была в 1962 го ду, а 23 октября 1976 года спектакль про шел в окончательный раз. Играть Кторову становилось тяжко. Он болел, забывал кон тент. Наступил день, когда Степанова отк азалась от роли. Что она могла проговори ть дорогому ей Анатолию Петровичу? Тольк о улыбалась извиняющейся улыбкой, когда он вопрошающе молчком смотрел на нее. Ду эт Шоу и Патрик Кэмпбелл был созданием у тонченного лиризма и изощренного интелле ктуального наполнения. Теперь тот самый спектакль разрешено кинуть взор по телев идению. А. Эфрос осуществил съемку спект акля, поставленного И.М. Раевским, и Сте панова и Кторов принесли на экран неповт оримость своего искусства. А начало его во МХАТе было нелегким. Первая образ - З вонцов в "Егор Булычев и другие", спекта кль был неудачен, прошел 28 раз и сошел со сцены. Потом начались вводы, начальны й - в "Пиквикский клуб" на образ Сэма Уэ ллера, сыгранную им блестяще. Но новых р олей или, точнее, новых премьер не было. Потом его ввели на Шервинского в "Днях Турбиных". Иногда попадались эпизоды, иг рал попа в "Земле" Николая Вирты, Долгор укова в "Последних днях" Булгакова. Он б езмолвно переносил несчастливость своей мхатовской судьбы. Был сдержан, строг, э легантен, но тень неудовлетворения все ч аще возникала на его лице, спасал прикол . После войны играл больше: Серебрякова в "Дяде Ване", Автолика в "Зимней сказке ", Суслова в "Дачниках", Забелина в "Кре млевских курантах", но событиями ни эти роли, ни спектакли не становились. Кторо в это понимал. Несколько раз он порывалс я покинуть из МХАТа, перерывы между роля ми были велики. "Я сам за последние восе мь лет сыграл только одну образ в "Убийц е" Ирвина Шоу, сыгранная образ Шоу в "Ми лом лжеце" была получена мною не от руко водства, а из рук Степановой, она была и нициатором этого спектакля", - писал он в очередном заявлении об уходе из театра 2 февраля 1964 года. Из МХАТа он не уше л, не позволила привязанность к театру и ощущение долга. Но терзаний было как со бак нерезаных. Проходя мимо дома по улиц е Неждановой, где жили Кторов и Попова н а пятом этаже, обращаешь внимательность на мемориальные доски: Мейерхольду, Берс еневу, Гиацинтовой... Кторову доски нет, говорят, в настоящее время доски не уст анавливают. Могила его на Введенском кла дбище. Там похоронена и Попова, там похо ронена и Тарасова. Все эти имена принадл ежат старому Художественному театру, кот орого также давнехонько нет. Кторов отли чался тем, что был духовной опорой для л юдей долгие годы. Он жил в стороне от то го, что считал неактерским делом, завсег да оставаясь самим собой. Много лет тот самый выдающийся артист ощущал себя нену жным в театре и неосуществившимся. Но то , что он сделал за свою творческую сущес твование, снискало ему огромную влюбленн ость и без малого культовое поклонение, хотя сам он этого не желал подмечать. Хо рошо помню, как фиксировали 80-летний юб илей МХАТа. По традиции на сцене сидела вся труппа, называли имени старейших, ещ ё многие были живы. Но не позабыть оваци и, что разразились в зрительном зале, ко гда произнесли имя "Кторов". Зал грохота л, торжественное совещание было прервано . То было восхищение талантом и открыто прожитой жизнью, человеком, тот, что ост авался редкой индивидуальностью на сцене и в повседневности. Артистичность и дар его были беспредельны. Шоу и Болконский поставили его в особое положение, так о н и ушел из жизни, оказавшись посреди мх атовских "стариков" "первым из первых". ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Ефим Значение имени Ефим Имя Ефим в переводе с древне-греческого означает «священный», «благочестивый». Происхождение имени Ефим Имя Ефим происходит от древне-греческого имени Эуфемиос. В Россию пришло из Византии вместе с христианством. Характеристика имеи Ефим В раннем детстве Ефим спокойный и домашний мальчик. Ефим часто болеет, отличается особой ранимостью и впечатлительностью. Маленький Ефим немного замкнут в себе. Родители, как правило, чрезмерно опекают Ефима, не д..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Тихон Значение имени Тихон В переводе с древне-греческого языка имя Тихон означает «удачный». Происхождение имени Тихон Имя Тихон имеет греческое происхождение и образовано от греческого слова «удачливый». Также считается, что имя Тихон происходит от имени греческой богини счастья Тюхэ (Тихэ). Характеристика имени Тихон В детстве Тихон характеризуется как спокойный, послушный и не капризный ребенок. Тиша рано начинает читать. Интересуется историей, любит приключенческие р..
Яков Значение имени Яков В переводе с древне-еврейского имя Яков означает «следует по пятам». Происхождение имени Яков Имя Яков имеет древне-еврейское происхождение и образовано от еврейского имя Иаков. Яков – библейское имя, в буквальном переводе с иврита означает «следующий по пятам» Характеристика имени Яков С раннего дества Яков удивляет взрослых своей расчетливостью и практичностью. Маленький Яша не капризен, может подолгу самостоятельно заниматься своими дела..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Артисты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Дэнис Ричардс
Дэнис Ричардс фото

загрузка...