Авторизация

Вера Васильева   Vera Vasileva

Вера Васильева / Vera  Vasileva

Карьера: Артист

Дата рождения: 30 сентября 1925, знак зодиака весы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

В.К. Васильева – секретарь Союза театральных деятелей (уже 20 лет), председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались «благотворительными». В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.




Вера Васильева Биография

Родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Отец – Васильев Кузьма Васильевич. Мать – Васильева Александра Андреевна. Супруг – Ушаков Владимир Пет рович, артист Театра сатиры, заслуженный артист России. Веру Васильеву любят зри тели, ей дарят цветы на спектаклях, ее у знают при встрече на улицах, провожают л асковыми, теплыми взглядами, добрыми улы бками. Любят издавна, ещё со времен праз дничных, ослепительно пестрых, как русск ие подносы или палехские шкатулки, фильм ов «Сказание о земле Сибирской» и «Свадь ба с приданым». В фильмах этих изображал ись деревни и селения, ничего общего с р еальными не имевшие. Сказочные изобильны е земли, где «реки молочные, берега кисе льные». Васильева играла в них повязанны х деревенским платком совершенно обыкнов енных девушек, но казалась простодушной царевной наивной полусказочной страны. « Ты, царевна, всех милее, всех румяней и белее». Лучистые, ясные глаза, звонкий з вук, ямочки на свежих, как яблоки, щеках и улыбка непритворная, соединяющая саму ю естественную веселость с таковый же ес тественной девичьей застенчивостью. Имен но с деревней связаны самые теплые воспо минания самой Веры Кузьминичны. Деревня для нее – это удивительные и прекрасные луговые запахи, неповторимые звуки и тиш ь, дух коровы и парного молока, лягушачь и концерты на маленьком заросшем пруду и народные песни, неповторимые по своему рисунку окна с наличниками в каждой избе , простодушные, добрые люди – честные и бесхитростные, как дети... Многие переех али в городок. Уехал в Тверь на заработк и и папа. Потом женился и вкупе с семьей обосновался в Москве, где устроился тру диться шофером на предприятие. Мама такж е работала на заводе, а вечером ещё и уч илась на инженера-плановика. Старшие сес тры уже были заняты своими девичьими инт ересами. Вера зачастую оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она полн о читала, в особенности любила дореволюц ионную детскую писательницу Лидию Чарску ю, автора романов «Княжна Джаваха», «Зап иски институтки» и др. Каждое лето они с мамой и двумя сестренками проводили на родине отца, – в деревне Сухой Ручей в Т верской области, что на берегу маленькой и быстрой речки Тьмака, впадающей в Вол гу. Собственного дома у них не было. Род ители отца умерли, и семейство снимала ж илье у кого-нибудь из соседей: все обита тели деревни были без малого родней, да к тому же все любили отца и подчас более того говорили: «Кузьма у нас святой чел овек». Однажды Вера впервой попала в теа тр на спектакль «Царская невеста» и была покорена, унеслась мечтами в сказочный мир. Сраженная музыкой, красотой, волшеб ством, самим театром, придя домой, села под столик, подняла, как в шатре, скатер ка и запела нечто похожее на оперу. И с тех пор, как только оставалась одна (а э то было без малого любой день), наряжала сь в диковинные самодельные костюмы и пе ла вымышленные арии. В 12 лет девчонка г отовила обед для всей семьи. Жили Василь евы на первом этаже, и всю дорогу, когда Вера чистила картошку, она пела свои ар ии, почему во дворе ее прозвали «Шаляпин ым». Вскоре она записалась в хоровой кру г во Дворце пионеров и один раз более то го выступала на сцене Большого театра. В школе Вера училась недурственно, но ста ралась в основном только для того, чтобы на нее меньше обращали внимания. Вся ее настоящая, реальная существование была сосредоточена на книгах, на театре, на н есбыточных и странных мечтах. После заня тий она пропадала в театральной библиоте ке, где перечитала без малого все имевши еся тогда мемуары великих артистов, подш ивки журналов «Рампа и жизнь» и «Театр и искусство», знала всех актеров и антреп ренеров по именам и фамилиям, разыскивал а старые рецензии, театральные фельетоны и т. п. В предвоенные годы Вера Василье ва подружилась с Катей Розовской, сегодн я известным театроведом. Вместе они бега ли в театр, в библиотеку, и обе мечтали как будут артистками. Тогда в особенност и полюбился подругам МХАТ с его старыми спектаклями, поставленными ещё К.С. Стан иславским, – «Синяя птица», «Мертвые душ и». Восхищали их блистательные А.К. Тар асова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, В .П. Марецкая, М.И. Бабанова, А.П. Кторов , А.А. Остужев. В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера со обща с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мамаша с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую де ревню, старшая сестра Валентина, окончив врачебный институт, уехала в Киргизию, другая сестра – Антонина – работала в од ном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го также уехала в эвакуа цию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на предприятие, гд е продолжал вкалывать шофером ее папа. Н есмотря на трудности военных лет, греза об актерской профессии не покидала Веру Васильеву, и в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училищ е, а в 1948 году, окончив его, стала арт исткой Московского академического театра сатиры, с которым связана вся ее творче ская существование. Театр сатиры без Вас ильевой представить нельзя. Всенародную известность артистке принес кинематограф . В кино актриса дебютировала ещё студен ткой в роли монтера в фильме Константина Юдина «Близнецы» (1945), а следующая об раз – Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (19 48) сделала ее знаменитостью и всеобщей любимицей. Ей, студентке, дали Сталинску ю премию, – значит, ее отметил Сам Вождь . Успех кинодебюта В.К. Васильевой был з начительнее, чем без затей фарт молодост и и миловидности. Ее героини становились воплощением народной мечты о фортуна, н адежды, жажды праздника, светлой радости . Наивная, доверчивая искренность артист ки превращала цветистую дезинформация фи льмов в искусство, нехай лубочное, но да лекое от пошлости, напоминающее об исток ах подлинной народности. Фильмография Ве ры Васильевой насчитывает больше 30 карт ин. Среди других фильмов с ее участием р азрешено особенно подметить сверхпопуляр ную «Свадьбу с приданым» (1953), комедию «Звезда экрана» (1974), драму «Несоверш еннолетние» (1976), музыкальную комедию Татьяны Лиозновой «Карнавал» (1981), мел одраму Виталия Мельникова «Выйти замуж з а капитана» (1985), комедийную ленту Эле ма Климова «Похождения зубного врача» (1 965). Своеобразной визитной карточкой Ве ры Васильевой стала ее улыбка – символ ц еломудренной, незамутненной русской женс кой души, полной доброты, жизнелюбия, ко т наплакал смущенного сознания своего же нского достоинства и прелести. Вера Кузь минична выглядит прелестно и в жизни, и на сцене. Она обаятельна, мила, узнаваем а: знаменитые ямочки на щеках и смелость , с которой она без труда освобождается от одежд, открывая плечи; и сами одежды – завсегда безукоризненные, подобранные с ее строгим вкусом; и звук, и юность... При выходе на сцену – в театре или на к аких-то праздничных юбилейных торжествах – ей метко в тягость стереть с лица улы бку, и эта улыбка действует постоянно на повал, заставляя порадоваться в отклик. Добрая, открытая, легкая. Легкость сопут ствует и ее походке, как подобно как чут ок танцующей (в разных ситуациях это мож ет быть пластика, близкая вальсу или бол ьше чопорному менуэту). Танцует же она б ез труда, с изяществом. Замечательная са ма по себе, так что публике по-прежнему неважно, скажет ли она без затей немного ободряющих полуофициальных слов или буд ет игрывать. Островский это или Жан Кокт о. Хотя Островский был бы, по-видимому, больше подходящим. Васильева – русская а ктриса с бытовой характерностью, мягким русским юмором, теплым и домашним, уютны м голосом. Лучшие, интереснейшие для себ я роли Вера Васильева получала там, где сначала дорого было само ее участие, сам наезд. Тверской драматический театр при гласил ее сыграть Раневскую в «Вишневом саде» А.П. Чехова (1984), Орловский драм атический театр – Кручинину в «Без вины виноватых» А.Н. Островского (1990). В Мо скве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Ан охин и предложил образ Пехтеревой в «Асс амблее» П. Гнедича (1996) и Сарытовой в пьесе А.Н. Островского «Блажь» (1997) – спектаклях, поставленных молодым режиссе ром А. Сергеевым на сцене Нового драмати ческого театра. В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека «Безумн ый день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1 968). Ее изнеженная графиня пленяла свои м грациозно женственным простодушием, аб солютной незлобивостью, без малого безро потной готовностью оправдать и извинить. «Ах, надуть меня не нелегко, я сам обма нываться рад». Графиня Васильевой была т рогательной потому что, что было ясно: в се ее радости состоят в этой подкупающей и счастливой способности обманываться. В.К. Васильева – сильно русская, национа льная актриса. Она способна сыграть силь ную драму, но никакой добросердечный сло м или надрыв, никакое исступление слез и жалоб не могут погасить живущую в ней д ушевную «предрасположенность» к счастью, исказить явственный мир ее души. Там, г де-то на самом дне всех драм или всех жи тейских хитростей, как на дне глубокого колодца, голубеет отразившая небосвод пр иродная, родниковая аккуратность. Василь ева как-то с юмором сказала, что с ранне й юности тянулась к драматическим ролям. Достоевский был для нее чуть-чуть ли не самым любимым писателем. В школе она чи тала расклад Неточки Незвановой, обливал ась слезами, а все неудержимо смеялись. «Очень уж не соответствовали жестокие ст радания бедной девочки моим нестерпимо р умяным щекам...» Потом она научилась при нуждать зрителей и слушателей сочувствов ать мукам своих героинь, но душевное сам очувствие не изменяло ей в самых драмати ческих ролях и ситуациях. А когда она иг рает лицемерок, пошлячек, хищниц – это н еизменно расклад о том, что может сверши ть бытие с хорошей женщиной. Несмотря на то что В.К. Васильева всю бытие работае т в Театре сатиры, в ее игре нет чертяка гротеска, сценического сарказма. Ее при кол мягок. Простота, естественность, иск ренняя лиричность – вечные свойства русс кой актерской школы, и актриса не изменя ет им, более того если спектакль требует предельной броскости красок. Секрет ее обаяния – в простодушии. Именно оттого в ней нет ничего от эксцентричности и шик а «звезды». Она артистка патриархальная, очаровательно «старомодная», полная сми рения перед искусством. Драматизм Вышнев ской – Васильевой в «Доходном месте» А.Н . Островского (1967) заключался как раз в том, что естественное созданье, создан ное для самого естественного счастья, ок азывалось в противоестественной ситуации . Категорически не умеющая, не способная продавать собой леди оказывалась куплен ной жестоко, без малого цинично. Простод ушие, наивность придают своеобразное оба яние и таким вульгарным героиням Василье вой, как городничиха Анна Андреевна в «Р евизоре» Н.В. Гоголя (1972) и маменька М елипольская в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щед рина (1987). Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова (1984) у Васильевой не полу парижанка. Она русская барыня, русская л еди, бесконечно привязанная к близкий зе мле, к родному дому и силой обстоятельст в трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажу тся нелепыми. Не порочность, а влюбленно сть в извечном русском понятии «любить-ж алеть» тянет ее к больному и одинокому ч еловеку, тот, что «булыжник на ее шее». Спектакль был показан во многих городах России, Греции, Германии, и В.К. Василье ва была приглашена на образ Раневской в польский городок Щецин. Именно редкое и драгоценное «простодушие» Васильевой убе дило режиссера Б. Львова-Анохина в том, что она идеально подходит к образу Домны Павловны в «Воительнице» Н.С. Лескова ( 1988). Лесков рисует колоритнейшую карти ну ушедшего времени, но колоритность, жа нр – только первостепеннный слой восприя тия «Воительницы». Когда копнешь глубже, открывается потрясающий смысл: как под влиянием «петербургских обстоятельств» в элементарный, активный человеческой душ е искажаются, извращаются все нравственн ые понятия и как чудовищное извращение э то становится искренним убеждением, приз наётся за что ни на есть натуральный и н епреложный закон жизни. Затем резкий раз ворот финала – боль, раскаяние, искуплен ие, очищение посредством мучение. И на э том фоне язык живописно-причудливый, кра сочно-парадоксальный, внезапный – без за тей дух захватывает от речений словоохот ливой кружевницы Домны Платоновны. Она я вляется в облачении пышных юбок, многочи сленных тальм и старинных шалей, а в фин але предстает как снег на голову аскетич еской, тонкой, в сером не то больничном, не то арестантском халате, в по-монашес ки повязанном платке. Печальное церковно е пение сопровождает ее исступленные мон ологи. Свет свечи выхватывает из темноты уже не круглое, сдобное физиономия с ул ыбчатыми ямочками, а строгий, измученный лик. С удивительной трагикомической ясн остью прозвучал у Васильевой основной па радокс: Домна Платоновна хитра, расчетли ва, убеждена, что все люди мошенники, по лна неиссякаемой энергии, но выходит так , что в конце концов врут, обкрадывают, проводят, оскорбляют как раз ее, что она то и занятие попадает впросак, подверга ется более того прямым надругательствам. Простодушие. Гомерическое, «вселенское» , российское простодушие. Недаром она за канчивает свою «прекратительную» существ ование окончательно нищей. Васильева раб отала над ролью Домны Платоновны одержим о, самоотверженно и доверчиво. Упорно ов ладевала она труднейшим, огромным тексто м. В этом помогало ей блестящие владение русским языком – а это одно из условий исполнения этой роли. Вэтого на сцене Те атра сатиры В.К. Васильева сыграла свыше 40 ролей. Среди них: Лиза – «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди по Д. Ленскому (1948) , Ольга – «Свадьба с приданым» Н. Дьякон ова (1950), Сафи – «Женихи» А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова – «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин – «Пролитая чаш а» Ван Ши Фу (1952), Катя – «Личная жизн ь» К. Финна (1952), Маша Ракитина – «Под руги» А. Симукова (1952), Галочка – «Где эта улочка, где тот самый дом» В. Дыхов ичного и М. Слободского (1953), Иларетта – «Судья в ловушке» Г. Филдинга (1954), Магда – «Последняя сенсация» М. Себасть яна (1955), Маша – «Чужой ребенок» В. Шк варкина (1955), Зина – «Поцелуй феи» З. Гердта и М. Львовского (1955), Виви – «П рофессия мадам Уоррен» Б. Шоу (1956), Шу ра – «Дело было в Конске» (Домик) В. Кат аева (1956), Аннунциата – «Тень» Е. Швар ца (1958), Дочь бензинщика – «Дамоклов м еч» Н. Хикмета (1959), Королева – «Волше бные кольца Альманзора» Т. Габбе (1959), Эллочка Щукина – «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (1960), Лика – «Слепое счас тье» А. Кузнецова и Г. Шсекрет (1960), Д жоан – «Четвертый позвонок» М. Ларни (19 61), Ганна Николаевна – «Яблоко раздора» М. Бирюкова (1961), Вера Горовая – «24 часа в сутки» О. Стукалова (1962), Клавд ия Бояринова – «Ложь для узкого круга» А . Салынского (1964), Вера Эдуардовна – « Женский монастырь» В. Дыховичного и М. С лободского (1964), Надежда Кленова – «Бе лый телефон» М. Гиндина и Г. Рябкина (19 64), Жанна Барбье – «Интервенция» Л. Сла вина (1967), Поля – «Баня» В. Маяковског о (1967), Соня – «У времени в плену» А. Штейна (1970), Придворная леди – «Обыкно венное чудо» Е. Шварца (1971), Лидия Сем еновна – «Таблетку под язык» А. Макаенка (1972), Ольга Ильинична – «Пощечина» С. Михалкова (1974), Баба-одноглазка – «Кл еменс» К. Сая (1976), Посол Объединенной Державы – «Ее превосходительство» С. Ал ешина (1979), Агнесса Павловна – «Восемн адцатый верблюд» С. Алешина (1983), «Мо лчи, грусть, молчи...» А. Ширвиндта (198 5), госпожа Соколова – «Последние» М. Го рького (1987), Анна Австрийская – «Молод ость Людовика XIV» А. Дюма (1992), Эстер – «Священные чудовища» Ж. Кокто (1996). В 2001 году Вера Кузьминична сыграла об раз Графини в премьерном спектакле «Орни фль» Ж. Ануя в постановке Сергея Арцибаш ева. «Состав таланта» во многом определя ется составом человеческим. Васильеву лю бят зрители. К ней с нежностью относятся и люди в театре – гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, про ста, горячо благодарна за малейшее внима тельность и подмога. В.К. Васильева – на родная артистка СССР (1986), лауреат Гос ударственных премий СССР. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и « За заслуги перед Отечеством» IV степени, удостоена театральной премии «Хрустальн ая Турандот» и премии имени А. Яблочкино й. В.К. Васильева – секретарь Союза теат ральных деятелей (уже 20 лет), председат ель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит шибко немало до брых дел из рода тех, что в старину назы вались «благотворительными». В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, б ольным, обиженным. В 2000 году в издател ьстве «Белые альвы» вышла книжка мемуаро в В.К. Васильевой «Продолжение души. Мон олог актрисы» (изд. 2-е). Живет и работа ет в Москве. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Любовь Значение имени Любовь Имя любовь является одним из «говорящих» имен и имеет значение «любовь». Происхождение имени Любовь Имя Любовь имеет старославянское происхождение. В старославянском языке имя Любовь являлось калькой древнегреческого слова, обозначающего «любовь». В русской культуре имя Любовь является одной из составляющих триады «вера-надежда-любовь». Характеристика имени Любовь Благодаря своему имени Любовь с самого раннего детства рас..
Надежда Значение имени Надежда Имя Надежда является одним из нескольких «говорящих» русских имен и в буквальном смысле означает «надежда» . Происхождение имени Надежда Имя Надежда имеет старославянское происхождение. В русский именослов имя Надежда вошло наряду с такими именами как Вера и Любовь. Кроме того, имя Надежда является древнерусской формой имени Надежа. Характеристика имени Надежда С раннего детства Надежда отличается упрямым и независимым характером. Надежда крайн..
Софья Значение имени Софья В переводе с древне-греческого имя Софья означает «мудрость». Происхождение имени Софья Имя Софья имеет древне-греческое происхождение. Вариантами имени Софья являются такие имена как София и Соня. Характеристика имени Софья С раннего детства Софья характеризуется как добрая и отзывчивая девочка. Соня не капризна, с удовольствием помогает маме по дому. Софья – любимица бабушек и воспитателей в детском саду. Помимо этого, Соня отличается особой сердобол..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Артисты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Ленни Кравиц
Ленни Кравиц фото

загрузка...