Авторизация

Александр Сокуров   Aleksandr Sokurov

Александр Сокуров / Aleksandr  Sokurov

Карьера: Продюсер

Дата рождения: 14 июня 1951, знак зодиака близнецы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Сокуров - лауреат Государственных премий России (1997, 2002) и национальных кинопремий России "Ника" - 2001 и "Золотой Овен" - 1997. Заслуженный деятель искусств России (1997).




Александр Сокуров Биография

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подо рвиха Иркутской области (сегодня местопо ложение затоплено искусственным озером), в семье военного. Отец - Сокуров Никола й Александрович (1926 г. рожд.), участни к Великой Отечественной войны - форсиров ал Вислу, освобождал Варшаву, хватал Бер лин; 25 лет был кадровым офицером. Мать - Сокурова Мария Андриановна (1924 г. ро жд.), работала секретарем-машинисткой в тех частях, где служил супруг. В детстве Александр переезжал с родителями с мест а на место: обучаться в школе начал в По льше в городе Легнице, закончил в Туркме нии, в городе Красноводске. Самым ярким художественным впечатлением детства Соку ров считает литературно-драматические ра диопередачи. Мечта сделаться режиссером радиотеатра возникла в ранней юности. По сле окончания средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьк овского университета. Во время учебы в в узе начал вкалывать в штате редакции худ ожественного вещания Горьковского телеви дения в качестве помощника режиссера, по сле этого ассистента режиссера. Работая на телевидении, активно осваивал кино- и телевизионную технологию, в возрасте 18 лет как режиссер выпустил свои первые т елевизионные программы. Освоил все телев изионные жанры: журналистский репортаж, общественно-политические, литературно-др аматические, спортивные передачи, реклам у. Опробовал разные телевизионные профес сии, охватывая работу телемонтажера, диз айн-оформителя студии, сценариста. Своим единственным учителем Сокуров считает р ежиссера Горьковского телевидения Юрия Б орисовича Беспалова, под началом которог о он работал на студии и на кинопроизвод стве "Горький телефильм". За 6 лет работ ы на Горьковском телевидении поставил не много телевизионных фильмов и строй теле программ прямого эфира. В эти годы была создана картина "Лето Марии Войновой", к оторую позднее во ВГИКе засчитали как ди пломную. В 1974 году Сокуров защитил дип лом на историческом факультете Горьковск ого университета. Ситуация на Горьковско й студии становилась все больше конфликт ной по мере развития самостоятельности и независимости молодого режиссера. Его р аботы по соображениям политической и эст етической цензуры не принимались начальс твом. Предварив увольнение, он поехал по ступать во ВГИК. В 1975 году Сокуров нач инает учебу на постановочном факультете ВГИКа, в мастерской документального кино Александра Згуриди. "Меня взяли ненарок ом, по ошибке", - вспоминает Сокуров нын е. Перед окончанием института мастер при гласил его в кабачок и в доверительной б еседе сказал: "Сам не знаю, зачем я вас взял на курс". Во время обучения во ВГИК е за отличную учебу получал стипендию им ени С. Эйзенштейна. Пользовался авторите том посреди товарищей и педагогов. Его г ений был безусловен и самобытен, его люд ской образ притягивал и удивлял высотой принятых критериев - как в профессиональ ных, так и в житейских вопросах. О Сокур ове - "легенде, совести" ВГИКа 1970-х го дов вспоминали годы через те, кто тогда учился или был близок к кинематографичес кому вузу. Из студенческой дружбы возник его творческий союз с будущими коллегам и - сценаристом Юрием Арабовым и операто ром Сергеем Юриздицким. В 1979 году, сда в экзамены экстерном, на год раньше срок а был вынужден довести до конца обучение во ВГИКе из-за острого конфликта с адми нистрацией института и руководством Госк ино: его студенческие кинематографически е работы категорически не принимались, е го обвиняли в формализме и в антисоветск их настроениях. Диплом во ВГИКе он защищ ал документальной картиной, сделанной ещ ё в Горьком. Первая художественная карти на Сокурова - "Одинокий звук человека" ( 1978) по мотивам повести русского писате ля Андрея Платонова, позже получившая ст рой фестивальных наград, вызвала сумасше дший конфликт, вышедший за пределы инсти тутских стен, не была засчитана руководс твом института как дипломная. На средств а, отпущенные на дипломные три части, Со куров снял полнометражный кино из 9 част ей. Консультантом картины стала вдова Пл атонова, чьи произведения в большей их ч асти были все ещё под запретом в Советск ом Союзе. Особая одухотворенность на экр ане неприкрашенных лиц никому не известн ых людей (конечно, непрофессионалов) и т ревожных пейзажей скудной российской глу бинке - все это удивляло непривычной под линностью без малого документа и в то же время силой художественного обобщения. Молодой режиссер уже в этом месте подоше л к главной теме своего будущего творчес тва - теме трагического разрыва между те лом и духом, и в этом он ощутил себя нас ледником русской литературной традиции. А в платоновской повести он увидел "исто рию "слабого сердца", для которого форту на оказалось "тяжким трудом"" - так он з аписал тогда в своем дневнике. Механика насилия над природой и человеком показан а режиссером сквозь хронику безрадостных будней, выхолащивающих душу и корпус. А влюбленность и продолжение рода для его героев - заветная, но недостижимая грез а. Молодой режиссер открыл кинематографи ческий эквивалент и непреходящую актуаль ность послереволюционной прозы Платонова . Уже в первой своей картине Сокуров пре дстает зрелым художником не только сложи вшегося мироощущения, но и особой новато рской кинематографической эстетики: ее о познавательные знаки: длительная протяже нность планов - растянутое время смыслов ых акцентов, многослойность пространстве нного образа, изощренность методов съемк и и обработки материала, соединение доку ментальных и игровых кусков, макета и на туры, игры актера и непрофессионального исполнителя. Эстетика и трагическая фило софия творческого посыла молодого режисс ера вызвали резкое отрицание руководства института. Госкино предписало картину л иквидировать. Авторам удалось спасти нег атив только прибегнув к рискованной аван тюре, благодаря чему кино был через годы восстановлен и выпущен. Именно это врем я для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального Андрея Тарковского, п риподнято оценившего начальный кино моло дого режиссера. Дружба Сокурова с Тарков ским не прерывалась и следом отъезда пос леднего из России. По рекомендации А. Та рковского в 1980 году Сокуров был зачисл ен в штат киностудии "Ленфильм", где соз дал свои первые игровые картины "Разжало ванный" (1980), "Скорбное бесчувствие" ( 1983), где работает и в эти дни. Паралле льно он сотрудничал с Ленинградской студ ией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кино картины. Уже первые фильмы, сделанные Со куровым в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и Госкино. В течение длительного времен и, вплоть до перестройки (финал 1980-х), ни единственный из его фильмов не был р азрешен советской цензурой к показу. В к онце 1980-х годов строй снятых Сокуровым прежде игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское к ино на многих международных кинофестивал ях. В 1990-е годы он активно работал и в сфере общественно-просветительной: прин имал участие в благотворительных програм мах для молодежи на радио, занимался с г руппой молодых начинающих режиссеров при киностудии "Ленфильм". В 1998-99 годах вел на ТВ цикл передач "Остров Сокурова" , в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре. В 1980-90 годы режиссер интенсивно работал , снимая игровые и документальные картин ы, нередко немного фильмов в год. "Для м еня не существует различия между докумен тальными и игровыми фильмами. Если меня лишат возможности действовать документал ьные фильмы и заставят работать только и гровые, я, надо полагать, не смогу дейст вовать режиссером" - такова его точка зр ения и нынче. Этапные картины Сокурова э тих лет посвящены современному миру, в н их действует - точнее, провоцируется к д ействию - младой герой, живущий на сломе социального уклада, что интерпретируетс я автором как бытийный катаклизм. Фильмы "Дни затмения" (1988), "Круг второй" (1 990), "Камень" (1992) связаны одной колл изией: постоянное сосуществование реальн ой повседневности, так заявить, бытовой жизни, и вестей или заложников Оттуда - из Небытия. Административно-социальное д авление, до того остро ощущаемое в эти г оды всеми, режиссер рассматривает как эк зистенциальный тупик, выход из которого лежит за пределами логического осмыслени я. В фантастической повести братьев Стру гацких "За миллион лет до конца света", по мотивам которой снят кино "Дни затмен ия", Сокуров взял только потусторонний, инфернальный ориентир чуждого внедрения неведомых сил, тревожащих вестников, взр ывающих быт. Все три картины сняты в реа льных интерьерах, на документальной "нат уре". "Дни затмения" имели просторный пр окат и зрительский фарт. На рубеже веков Сокуров снял знаменитые фильмы о людях Власти, о трагедии личности, не выдержав шей ее бремени и ставшей залогом трагеди и своего народа, - о Гитлере ("Молох", 1 999) и Ленине ("Телец", 2001). Сокуров п редполагает продолжить свою тетралогию о Власти. С середины 1990-х годов режиссе р со своими коллегами начал освоение вид еотехнологии, которое продолжается до си х пор. Группой Сокурова снят строй докум ентальных видеофильмов. Несколько из них сделано в Японии по заказу японских ТВ каналов благодаря энтузиазму и бескорыст ному участию японских друзей. Сокуров "в ыращивает" свои работы на перекрестке дв ух основополагающих тенденций кино: доку ментальности и художественного преображе ния впечатлений действительности. Сделав за два с лишним десятилетия работы рядо м 40 игровых и документальных картин, он продолжает розыск собственного языка ки но, тот, что, по его мнению, все ещё не обретен столетним младенцем - кинематогр афом. Сокуров продолжает быть шокирующе непредсказуемым, оставаясь верным своей стилистике. Человек из жизни - исконная природа кинематографа - появляется у Сок урова в ином качестве, чем у его предшес твенников: в частности, у авангардистов кино 1920-х годов, ценивших в лице натур щика маску, или у его любимых режиссеров Флаэрти и Брессона, фиксировавших какой -то теперешний психосоциальный тип. Соку рова интересует Человек и его Судьба: пе чать исторической Судьбы на Человеке, то т, что у Сокурова неизменно - модуль нар одной жизни. Отсюда его заинтересованнос ть к непрофессиональным исполнителям. Да же если тот самый Человек - артист, то н е его профессиональные или внешние данны е, но его нераскрытая человеческая суть привлекает к нему внимательность режиссе ра. Сокуров выстраивает образ-портрет не на характерных приметах, хотя и не прен ебрегает ими. Главное для него - скрытая сущность, онтологический драматизм личн ости, неизменно обобщающий навык поколен ия, эпохи, цивилизации. Уникальный навык смены контрастных, несопоставимых масок на одном лице он проделал с актером Лео нидом Мозговым, сыгравшим в его фильмах Чехова ("Камень" 1990), Гитлера ("Молох" , 1999), Ленина ("Телец", 2001"). Портре тный грим исторического лица Сокуров скл онен мнить условным знаком, маской - про пуском на карнавал исторических эпох. Та кой гротескный карнавал он развернул в е динственный долгий полуторачасовой кадр в фильме "Русский ковчег" (2002), где эк ранное время связывает 3 столетия русско й истории пространством Эрмитажа, главно го российского музея - хранилища культур ных и исторических ценностей, хранилища нашей памяти о царственных особах от Пет ра I до Николая II, о ритуалах и атмосфе ре сменяющих дружбан друга эпох. Этот ос новополагающий и один в мировом кинемато графе навык съемки фильма одним кадром С окуров осуществил как свой художественны й манифест. Так же сложен у Сокурова ком плекс понятия "натура" применительно к п ейзажу и вообще к изображению "среды". В его фильмах картина мира открыта для вс ех непредсказуемых подробностей объектив ной действительности, и в то же время он а является некой абстрактной композицией , художественным символом. У Сокурова не т изобразительных цитат. Он предпочитает вольную систему ракурсов, у которой не бывает прямой аналогии с каким бы то ни было шедевром, с каким-то определенным а втором или эпохой. Он и героев своих не называет именами исторических или литера турных прототипов. Он предлагает зрителю игру своего воображения на знакомые тем ы. Мотивы композиций Курбе разрешено раз ыскать в грандиозной панораме похорон из фильма "Спаси и сохрани" по роману Г. Ф лобера "Мадам Бовари", а романтические л андшафты в самом известном на Западе фил ьме Сокурова "Мать и сын" (1996) навеяны столь же пейзажами К. Давида Фридриха, сколь и русской иконой. Сокуров не идет от предваряющего художественного впечатл ения - он идет к контакту с предваряющим и культурными эпохами, зачастую со всеми эпохами разом. В этом смысле программны м для режиссера стал видеофильм "Элегия дороги" (2000), документально зафиксиров авший тракт съемочной группы из Санкт-Пе тербурга в Роттердам к одному из шедевро в средневековой голландской живописи, хр анящемуся в коллекции Роттердамского муз ея. В то же время это одно из самых инти мных лирических повествований в современ ном кинематографе. Поэтическое откровени е становится в особенности пронзительным , когда в качестве материала режиссер бе рет хронику, протокол. Здесь к потаенном у смыслу зрителя ведет авторский звук, т от, что постоянно озвучивает сам режиссе р. При этом документальные кадры служат не для иллюстрации или интерпретации нек ой концепции или идеи, но для открытия н еожиданного эмоционального состояния у з рителя, протокол как бы насыщается лирич еским чувством. Таковы грандиозные "воен ные эпопеи", сделанные с огромным напряж ением воли на грани возможного. Пять сер ий видеофильма "Духовные голоса" (1995) сняты на суше - на таджикско-афганской г ранице, пять серий видеофильма "Повиннос ть" (1998) - в Северном море. На телеэкр ане - реальные люди в конкретных экстрем альных обстоятельствах, ставших обыденно стью: в обоих случаях - пограничники, со вместно с которыми автор переживает трев ожное и опасное время их военной службы. Волею режиссера они превращены в персон ажей разворачивающейся на наших глазах ч еловеческой драмы с неведомым концом, но с перипетиями духовного сюжета. Здесь и охота общения, и боязнь смерти, и хандр а по неведомой норме жизни. Главный геро й в обоих фильмах - рассказчик, автор, н аблюдатель и участник, тот, что остается за кадром, но как раз он ведет зрителя по страницам своего живого дневника. Хро никальный жанр взят тут не как телевизио нная модель, но как традиция романтическ ой литературы - дневник лирической испов еди. Видеотехника стала орудием современ ного письма, теледокумент - формой лирич еского монолога автора-режиссера. За кин о "Духовные голоса" на Международном кин офестивале в Локарно Сокуров получил осо бый приз корпорации «Sony» c программной формулировкой: "За смелую позицию по от ношению к кинематографическому языку, бл агодаря которой режиссер смог овладеть т ехнологией видео до такой степени, чтобы высказать в художественной форме неравн одушие и внутреннее волнение народа, тот , что непрерывно находится в состоянии в ойны". В 1990-е годы Сокуров делает цикл "Японские истории", тот, что сложился и з видеофильмов "Восточная элегия" (1996) , "Смиренная жизнь" (1997), "Dolce" (199 9), снятых во время посещений Японии - с траны, где его имя стало символом высших достижений художественного кинематограф а, где о нем изданы и продолжают издават ься книги, где устраиваются фестивали ег о картин. Скромные технические и финансо вые средства малобюджетных фильмов (режи ссер отправлялся в экспедицию в сопровож дении одного оператора и видеокамеры) те м не менее не отменяли сложной и масштаб ной художественной задачи. Сокуров стрем ился ликвидировать рубеж между документо м, запечатлевающим реальность: местополо жение действия, конкретных людей с их на стоящими, а не придуманными судьбами, и произвольным вымыслом, где автор-режиссе р выступал лирическим протагонистом экра нного действия, в то же время сочинителе м и слушателем-созерцателем чьей-то исто рии. Работа над фильмом завсегда начинал ась с поиска персонажей, со знакомства с людьми, выбранными в герои. Режиссер да л шанс героического самоосуществления об ыкновенным людям. Он увидел подспудную д войственность чужого быта как эстетическ ую и мировоззренческую проблему, общую д ля всех, в том числе и для самого себя. Именно Япония, держава "островного" само сознания, воспринявшая отраженно и древн юю культуру Востока, и нынешний технокра тический бум Запада, оказалась для Сокур ова прообразом инобытия - приютом идеаль ных, в силу того что что неосуществимых, "потусторонних" надежд. Надежд если не на фортуна, то на взаимопонимание. Новые технологии Сокуров вводит в разряд свои х образных средств, не подчиняясь общепр инятым нормам их использования, а, напро тив, подчиняя технические возможности св оим художественным задачам, все время об новляющимся и в силу того что опережающи м как современные методы кинопроизводств а, так и способы трансляции фильма. Пион ером технологии назвал Сокурова америкос ский режиссер Мартин Скорсезе, он же отм етил тяготение русского Мастера к рукотв орности созидания фильма. Авангардная те нденция творчества Сокурова исходит тем не менее из самого истока его кинообразн ости - из авторской преобразующей воли. Сам режиссер не любит, когда его называю т авангардистом. Он вечно говорит об это м в своих интервью: "Я только колечко в цепи важный культуры, и если это не так, то вся моя служба - хлам. В сущности, я и стремлюсь в каждом фильме нарыть связ ь с традицией. Поэтому не называйте меня авангардистом. Авангардисты стремятся.. . все давать начало с себя. Призыв к опр еделенной непрерывной связи, быть может, один интеллектуально построенный ингред иент в моей работе, другое возникает чис то эмоционально" ("Andere cinema", Ротте рдам, 01.02.1991). На вопросительный мот ив о новых течениях в кинематографе Соку ров отвечает ещё радикальнее: "Никаких н овых течений в кино я не вижу и не верю, что какие-либо новые течения вообще мог ут быть. Новым может быть только сам худ ожник. А искусство всегда - оно ни новое , ни старое" ("Skrien" /Экран/, 1998, № 11, Голландия). "Традиционализм" Сокуров а - в новаторском переосмыслении, в личн остном освоении культурного и собственно кинематографического наследия. Режиссер работал во всех основных жанрах кино, п омимо, пожалуй, комедии, да и то оттого, что мировоззренчески ему чужд тот самый легкомысленный отпрыск кинобалагана. Он снимал и монтировал хронику как оригина льный сюжет, документальные кадры подчин яя художественной композиции. В экраниза ции же литературного, подчас мифологизир ованного сюжета он шел не по канве перво источника, но путем собственных ассоциац ий - к его сокровенному смыслу. Так сдел аны "Спаси и сохрани" по роману Г. Флобе ра "Мадам Бовари", так сделаны "Тихие ст раницы" (1993) по "Преступлению и наказа нию" Достоевского, точнее, "по мотивам р усской прозы XIX века". Исторические пер сонажи и эпохи он моделировал силой лири ческого проницания, без малого минуя пот ребный антураж coulеur local, но вольной связью выбранных деталей метко воссозда вая достоверные среду, атмосферу, явлени я природы, к которым он постоянно относи л и человеческую персона. Поэтому в прит чевой "отвлеченности" его картин всю дор огу растворены мельчайшие подробности из области истории, психологии, физиологии , медицины и уж конечно из самых разных сфер быта - от североморского корабля до японской деревни, от гитлеровского "гне зда" до ленинских "Горок". Среди его гер оев-современников – политики Борис Ельци н ("Советская элегия", 1989, "Пример и и тонации", 1991) и Витаутас Ландсбергис ( "Простая элегия", 1990), выдающиеся деят ели культуры, известные всему миру, огро мный певец Федор Шаляпин ("Элегия", 1986 ), беллетрист Александр Солженицын ("Бес еды с Солженицыным", 1998), режиссер Анд рей Тарковский ("Московская элегия", 198 6) и никому не известные простые люди, т акие как русская крестьянка Мария Войнов а ("Мария", 1978-1988), как жительница г орного японского селения Умено Мацуеси ( "Смиренная жизнь", 1997). Свои документа льные картины о соотечественниках Сокуро в не бессмысленно называет элегиями. В с ущности, все они "Элегия из России", как называется единственный из программных его фильмов (1992), они - поэтическое пр ощание с уходящей эпохой, где все имели родное местоположение, свою горькую учас ть, охватывая автора - законодателя иера рхии образов. Сокуров врывается в репорт ажную структуру видео- или киноизображен ия с волей сочинителя, со страстным вопр осом собеседника и моралиста, он преобра зовывает этнографические вехи в фантасти ческие траектории заповедных путей к сто ронний культуре, к иному образу жизни - в поисках родственной (своей) души. В су щности, он художественно осваивает истор ию, географию, культуру, а больше всего - "вмемирную душу", наподобие той, котор ую заставил толковать чеховский Треплев. Сам Чехов, воскрешенный для контакта с нашей современностью в фильме "Камень", в чем-то сродни режиссеру, близок ему ме тодом освоения реальности: мощно и ласко во, требовательно и чутко соприкасаясь с объектом, художник создает с ним эстети ческий контрапункт - непростой субъект с воего и нашего видения. Все игровые и до кументальные кино- и видеоленты режиссер а дают многообразные, перетекающие одно в другое и всю дорогу непредсказуемые об разы чистой поэзии, которые составляют ц ельный пласт художественного кинематогра фа Александра Сокурова. Сокуров - участн ик и лауреат многих международных фестив алей, трижды его картины представляли Ро ссию на МКФ в Каннах, в разных странах м ира без малого ежегодно проходят ретросп ективы показа его фильмов. Он - лауреат премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковског о. В 1995 году по решению Европейской ки ноакадемии имя Александра Сокурова включ ено в цифра 100 лучших режиссеров мирово го кино за 100 лет кинематографа. В 1997 году он был удостоен приза Папы Римског о "Премия Третье тысячелетие" за кино "М ать и сын" - "за глубокое раскрытие темы жизни и смерти, любви и человеческого б ытия". Сокуров - лауреат Государственных премий России (1997, 2002) и национальн ых кинопремий России "Ника" - 2001 и "Зо лотой Овен" - 1997. Заслуженный участник искусств России (1997). В настоящее вре мя на основе съемочной группы Сокурова н а "Ленфильме" создана студия "Берег". Оф ициальный сайт А. Сокурова: http://www.s okurov.spb.ru ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Денис Значение имени Денис В переводе с древне-греческого имя Денис означает «посвященный Дионису, бог веселья». Происхождение имени Денис Имя Денис происходит от древне-греческого имени Бога виноградарства, виноделия, плодородия, вдохновения Диониса. Характеристика имени Денис Денис с самого раннего детства является очень общительным и добродушным. Денис дружит практически со всеми ребятами во дворе, его все знают. Маленький Денис с особым трепетом относится к домашним животным, осо..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Продюсеры

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Борис Владимирович Заходер
Борис Владимирович Заходер фото

загрузка...