Авторизация

Александр Опекушин   Aleksandr Opekushin

Александр Опекушин / Aleksandr Opekushin

Карьера: Скульптор

Дата рождения: 28 ноября 1838, знак зодиака стрелец

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 — 4.03.1923), скульптор-монархист. Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры.




Александр Опекушин Биография

Родился в с. Свечкино Даниловского у. Яр ославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика М. Е. Опек ушина. Среди крестьян Даниловского у. ре месло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промы слом. Начальное образование грядущий ску льптор получает в сельской школе с. Рыбн ицы, куда Саша с родителями и братом Кон стантином переехали существовать из близ лежащего Свечкино. Заметив весьма раньше времени проявившиеся творческие способн ости сына, Михаил Евдокимович, с согласи я своей помещицы Е. В. Ольхиной, увозит Сашу в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Общ естве поощрения художеств. Уже в тот сам ый отрезок времени выявились такие качес тва характера будущего скульптора, как ф антастическое трудолюбие и исключительна я преданность русскому искусству. Вместо положение положенных трех лет он блестящ е заканчивает школу в два года и в 1852 принят на обучение в мастерскую известно го петербургского педагога, академика ск ульптуры Д. И. Иенсена, которую оканчива ет за три года вместо пяти. Под руководс твом Д. И. Иенсена Опекушин приобретает феноменальную технику искусства орнамент а и мастерства скульптуры. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работ ы по скульптурному оформлению петербургс ких дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с больши м тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получае т от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Ка к ученик академика Д. И. Иенсена в 1859— 62 продолжил обучение в скульптурном кла ссе при Императорской Академии художеств , руководимом Давидом Ивановичем. 1862 с тал поворотным в жизни молодого скульпто ра. Ученый совет Академии художеств как снег на голову присуждает Опекушину малу ю серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово ». В этом же году заметивший его гений х удожник и скульптор М. О. Микешин пригла шает никому не известного молодого ваяте ля принять участие в сооружении грандиоз ного памятника «Тысячелетие России» в Но вгороде. По замыслу Микешина это был нем алый колокол, призванный благовестить по томкам о героическом прошлом России. Отк рытый 8 сент. 1862 монумент по количеств у изображенных российских исторических д еятелей явился самым крупным скульптурны м произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране м онументом, воздвигнутым не отдельной лич ности, а величию Государства Российского . Помимо Опекушина, в его сознании приня ла участие целая плеяда даровитых отечес твенных скульпторов: Р. К. Залеман, М. А . Чижов, И. П. Шредер, Н. А. Лаверецкий. В 1864 за скульптурные эскизы «Велизари й» и «Амур и Психея» Императорская Акаде мия художеств присуждает Опекушину звани е неклассного художника и награждает сер ебряной медалью. В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 — классного художника 1-й степ ени. В 1872 Александр Михайлович получае т диплом академика скульптуры за бюст це саревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских мо ряков Императорское среда любителей есте ствознания, антропологии и этнографии на градило его огромный золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается именитый дореволюционный мону мент русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (празднично открыт 21 мая 1873, уничтожен затем 1917). Совмес тной работой А. М. Опекушина, М. О. Мике шина и М. А. Чижова стал петербургский м онумент русской Императрице Екатерине II , установленный в сквере Александринског о театра 24 нояб. 1873. (Опекушину прина длежат в этом месте девять статуй сподви жников русской Императрицы). Всемирную с лаву А. М. Опекушину принес его популярн ый монумент А. С. Пушкину в Москве, откр ытый в обстановке общенационального торж ества 6 июня 1880. Право на его создание скульптор получил следом участия в черт овски напряженной конкурсной борьбе и уб едительной победы в последнем, третьем к онкурсе 1875. Все три конкурса (1873, 18 74, 1875) собрали на практике весь цвет тогдашней отечественной скульптуры. Сохр анились воспоминания А. М. Опекушина, св идетельствующие о тяжелой моральной атмо сфере конкурсных лет: «В течение ряда ле т ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них уча ствовали все скульпторы того времени. Ах , какая жара была! Ах, какая суматоха! С колько зависти приятель к другу; любой х отел быть ваятелем, по выражению Белинск ого, “вековечного памятника”». На торжес твах по случаю открытия памятника выступ или с речами без малого все великие русс кие писатели того времени. Известна, в ч астности, знаменитая речь Ф. М. Достоевс кого. Памятник А. С. Пушкину в Москве — начальный в России монумент великому рус скому поэту. Многократно воспетый в лите ратурных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, кален дарях и др. опекушинский бронзовый Пушки н стал неотъемлемым символом Москвы. Мен ее известны созданные Опекушиным памятни ки Пушкину в Петербурге (1884), в Кишине ве (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Ал ександр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памя тника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной беда 16 ноя б. 1886. Опекушиным создается и начальны й в истории России монумент поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пят игорске, ещё став неотъемлемой достоприм ечательностью прославленного курорта. За мечательным в художественном отношении б ыл и монумент русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной С ибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Ха баровске (1891) — что ни на есть немалый по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры сообща с постаментом составляла без малого 16 м. В то же время в памятнике не было ничег о официозного. Скульптору наряду с уника льным портретным сходством удалось откры ть неповторимую духовную суть Н. Н. Мура вьева-Амурского и величие его дел. Стояв шая на высоком берегу Амура красивая ста туя что надо просматривалась более того с далекого расстояния. В 1925 по безжало стному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничто жен, и в течение многих десятилетий боле е того упоминание о нем в печати оставал ось под негласным запретом. Ныне по сохр анившейся модели монумент воссоздан в ви де копии. Такая же судьбина и у опекушин ского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Откры тый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ ., в н. 20-х по решению местных большеви стских руководителей монумент демонтиров ан и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия. Монархическая задача — основная в творчестве скульптора, что в особеннос ти скрупулезно замалчивалось в послерево люционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупн ые произведения. Самыми известными и общ епризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские мону менты Александру II и Александру III. Вэ того к настоящему времени известно 12 та ких памятников. «Величайшими в России па мятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуков ским и Н. В. Султановым) и Александру II I примерно Храма Христа Спасителя (откры т 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыс лу скульптора, особую историческую мисси ю русского Самодержавия. Эти памятники с тали местами всеобщего паломничества мос квичей и гостей столицы. Газета «Московс кие Ведомости» отмечала: «Уже прошло бол ьше месяца со дня открытия памятника Имп ератору Александру II, а между тем любой день видишь возле него все те же верени цы, без малого толпы народа. Поучительно следить расположение толпы. Это не элем ентарный осмотр, публика ходит еле слышн о, с каким-то благоговением, разговорчик происходит еле-еле не вполголоса». Мене е известен столичный опекушинский монуме нт Екатерине II (1896). После 1917 он бы л спасен от уничтожения скульптором С. Д . Меркуровым и др. представителями армян ской диаспоры, сегодня находится в Ерева не. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрах ани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (188 6), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлино вке (1912), Владимире (1913), Рыбинске ( 1914) и др. городах. Опекушину принадлеж ит скульптурная отделка целого ряда моск овских зданий: здания Государственного б анка, Биржи на Ильинке, Незлобинского те атра, особняков Елисеева, Прове, Мазурин ых, Малкиеля, князей Щербатовых и др. Па мятник Александру II в Кремле В предрево люционный отрезок времени имя скульптора было сильно популярно в монархических к ругах. Его благоволили представители цар ской династии. По желанию Императора Але ксандра III аккурат Опекушину было поруч ено сотворить столичный монумент его отц у — Императору Александру II. В Москве с кульптору покровительствовал вел. кн. Се ргей Александрович. После 1917 большинст во из созданного Опекушиным варварски ун ичтожено революционными вандалами. Первы ми жертвами культурного террора стали ег о монументы русским Царям, снесенные в с оответствии с декретом В. И. Ленина «О с нятии памятников, воздвигнутых в честь ц арей и их слуг, и выработке проектов пам ятников Российской Социалистической рево люции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был возврат иться в родную деревню, где неспешно уми рал в ужасающей бедности и без медицинск ой помощи. Уже в 20-е многие вехи его тв орческой биографии намеренно замалчивали сь и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как « авторе одного гениального памятника». Ск ромная могилка скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл. Климаков Ю. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Дмитрий Значение имени Дмитрий В переводе с древнегреческого имя Дмитрий означает «принадлежащий Деметре- богине земли и плодородия». Происхождение имени Дмитрий Имя Дмитрий имеет гоеческое происхождение и связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры. Характеристика имени Дмитрий Дмитрий с детства характеризуется как волевой и в то же время вспыльчивый ребенок. С возрастом волевая составляющая характера Дмитрия не утихает. Дмитрий обладает хорошо развитым интел..
Филипп Значение имени Филипп В переводе с древнегреческого имя Филипп означает «любитель коней». Происхождение имени Филипп Имя Филипп – мужское имя греческого происхождения, образованное от древне-греческих слов «любить» и «лошадь». Характеристика имени Филипп С самого раннего детства Филипп отличается капризностью и упрямством. Филипп часто находится не в духе, с маленьким Филиппом сложно найти общий язык. Филипп вспыльчив и резок. У Филиппа не много..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Скульпторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Мэрилин Монро
Мэрилин Монро фото

загрузка...