Авторизация

Георгий Данелия   Georgy Daneliya

Георгий Данелия / Georgy Daneliya

Карьера: Режиссёр

Дата рождения: 25 августа 1930, знак зодиака дева

Место рождения: Тбилиси, Грузия

Георгий Данелия - советский, грузинский, российский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Родился 25 августа 1930 года. Наибольшую популярность принесли Георгию Данелии такие картины, как «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-Дза-Дза!». Георгий Данелия – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии «Золотой орел» в почетной номинации «За верность профессии» (2006).




Георгий Данелия Биография

Родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец – Данелия Николай Дмитриевич (1902– 1981), инженер-путеец, был бригадиром, н ачальником шахты, главным инженером Метр остроя Москвы и СССР. Мать – Анджапаридз е Мери Ивлиановна (1905–1980), долгие го ды работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссером, как режиссер-постанов щик сняла немного короткометражных фильм ов. Супруга – Данелия Галина Ивановна, р ежиссер-постановщик, сняла фильмы «Франц уз», «Божья тварь», а кроме того коротко метражные картины «Шутка» и «Текущий ден ь». Дети: Данелия Николай (1959–1985), р ежиссер, стихотворец, художник; Данелия Светлана, юрист; Данелия Кирилл, художни к. Внуки: Ирина, Маргарита, Алена, Саша, Денис, Петр. Правнучка – Александра. «К то таковый Данелия? – сказал один раз о Георгии Николаевиче отличный артист Е. Л еонов. – Во-первых, это даровитый и само бытный художник, завсегда различный и вн езапный более того для тех, кто его непл охо знает. И во-вторых, – это легко добр ый человек: и гений его добр и фильмы ег о добрые. В каждом он оставляет кусок до броты, кусок своего сердца, кусок своей любви к людям...» Детство Георгия прошло в Москве, в Уланском переулке, куда сем ейство переехала из Тбилиси в 1931 году. Здесь он учился в школе, в 1954 году ок ончил Московский архитектурный институт. В 1954–1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов («Гип рогор»). Увлечение архитектурой нашло от ображение и в его дальнейшей режиссерско й работе. «Замысел будущей картины, – пр изнается Георгий Николаевич, – начинаетс я для меня с визуального образа, картинк и, сочетания пропорций, ритмических соот ношений. По первому образованию я архите ктор, и это, видимо, неистребимо...» В 1 956 году Георгий Данелия поступил на Выс шие режиссерские курсы при киностудии «М осфильм». Его учителями были Михаил Ромм , Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов... Здесь, на р ежиссерских курсах, он снял две коротком етражные картины: курсовую «Васисуалий Л оханкин» (совместно с Ш. Аббасовым) и ди пломную, в двух частях, «Тоже люди» (195 9) – экранизацию отрывка из романа «Войн а и мир» Л.Н. Толстого. Обе ленты (и каж дая по-своему) заявили о своеобразии тал анта и интересах начинающего кинематогра фиста. В первой сатирическая острота соч еталась с необычайной мягкостью и челове чностью режиссера, во второй – в первый раз зазвучала та влюбленность к людям, к оторая лирической темой пройдет в дальне йшем посредством все его картины. В 1959 году Георгий Данелия начал вкалывать ре жиссером-постановщиком на «Мосфильме». П осле учебных работ-экранизаций, где начи нающий кинематографист проявил умение бл естяще действовать с первоисточником, ес тественным и логичным был ход к картине «Сережа» (1960) – режиссерскому дебюту Г . Данелия совместно с И. Таланкиным. «Не сколько историй из жизни весьма маленько го мальчика» – повесть «Сережа» Веры Пан овой, изданная в 1950 году, легла в осно ву фильма. С тех пор Георгий Данелия счи тает Панову своей «первой учительницей». «Сережа» принес создателям картины – ре жиссерам признание, славу, международные награды, начиная с «Хрустального глобус а» в Карловых Варах. После выхода в свет «Сережи» немало говорили о взаимодейств ии кино с литературой, об оригинальной д раматургии фильма, о новой мере реализма на экране. «”Сережа” – это фильм-исслед ование, фильм-наблюдение, где из поэтиче ских подробностей происходящего, настрое ния и интонации рассказчика встает лирич еский образ солнечного, доброго мира и м аленького человека, тот, что начинает в нем жить», – писали о фильме критики. В этом первом творческом опыте ослепительн о прорисовались коренные черты таланта н ачинающего режиссера. Прежде всего опред елилось его умение трактовать образ геро я аккурат как нрав. По мнению Данелия, н рав на экране выражается в непосредствен ном действии героя. «Главное, – считает он, – чтобы герой, лица фильма запоминал ись сами по себе, своей личностью, облик ом, поступками». Критики писали о режисс ере, что «он не боится знакомых актерски х лиц, потому как что может в чертах при вычных поймать нечто идеально неожиданно е, может завернуть знакомый профиль, оты скать ракурс, выявляющий сущность челове ка или раскрывающий ее окончательно по-н овому. Вот зачем многие актеры до того п ревосходно сыграли как раз в картинах Да нелия...» Так, посреди многочисленных за мечательных работ В. Меркурьева, быть мо жет, нет до такой степени филигранной, о рганически забавный миниатюры, как дядя- моряк в «Сереже». Вероятно, нет фильма, где был бы так прост, «домашен» С. Бонда рчук, как в роли Коростылева. Следующая служба Георгия Данелия – психологическая драма «Путь к причалу» – вышла на экран ы страны в 1962 году. Фильм подкупает зр ителя жизненной прозой, тонкими по психо логической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обстоятельствах проступает задача общече ловеческих ценностей. Перед героями филь ма (актеры Б. Андреев, О. Жаков, Л. Соко лова, А. Метелкин, В. Никулин и др.) сто ит выбор: бытие или честь, боязнь или бл агоразумие, жестокость или мужество. И л юбой из них находит близкое заключение. В 1963 году Георгий Данелия снял лиричес кую комедию «Я шагаю по Москве», которая органично вошла в историю отечественног о кинематографа. В картине особое роль п ридавалось изобразительному решению, исп ользованию музыки, тонкому раскрытию пси хологии героев. «Это картина о вовсе мол одых людях, – сказал о фильме М. Ромм. – Вспоминаешь ее – и хочется радоваться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами.. . Каждый ее кадр радует веселой изобрета тельностью режиссера и оператора». Фильм снимался радостно, азартно, без труда. В нем сыграли тогда ещё вовсе молодые, а в настоящее время выдающиеся актеры: Н. Михалков, А. Локтев, Г. Польских, Е. Ст еблов... В эпизодах снялись В. Басов и Р . Быков. В своем следующем фильме – «Три дцать три» (1965) с Е. Леоновым в главно й роли Георгий Данелия обращается к язык у острой сатиры, гротеска, которые замеч ательно соседствуют с добродушным юмором . После этой ленты Георгий Данелия нашел схема продолжить работу в этом жанре в качестве штатного режиссера киножурнала «Фитиль». В 1969 году в прокате появляет ся его картина «Не горюй!» – знаковая, ф ирменная служба режиссера, снятая по мот ивам романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжам ен». «...Добрая, умная, сердечная и безу коризненная по вкусу картина», – скажет о ней К. Симонов. В фильме собран велико лепный актерский ансамбль: С. Закариадзе , В. Кикабидзе, С. Чиаурели, А. Вертинс кая, В. Анджапаридзе, Е. Леонов, А. Шенг елая... «Не горюй» – единственный из люб имых фильмов режиссера. «Если обозревать объективно, – признается он, – ближе вс его к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме». В 1973 году вышел ки но Георгия Данелия «Совсем пропащий», сн ятый им по своему собственному сценарию по мотивам романа Марка Твена «Приключен ия Гекльберри Финна». Все фильмы Георгия Данелия – это истинно «актерские фильмы ». Уже начиная со своих первых картин, р ежиссер подбирал свою кинематографическу ю «труппу», не расставаясь с актерами, н аиболее полно отвечающими его представле нию о том, что такое славный кино. Это Е вгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзе Мкртчян. Позднее – Оле г Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Галина Волчек, Валентина Талыз ина, Юрий Яковлев, Станислав Любшин... К омедии Данелия зачастую включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковы «Афоня » (1975), «Мимино» (1977), «Осенний мара фон» (1979). По мнению драматурга Р. Габ риадзе, «хохот у Данелия – это постоянно думка, и грусть, и поэзия; его хохот – порой легкий, порой горький, но ни в жиз нь не бывает злым...» В картинах Георгия Данелия соединяются фортуна и беда, тра гизм и хохот, но они не легко смешат и п ечалят, не легко увлекают зрителя остроу мием мысли, прекрасной игрой актеров, он и заставляют напрячь мозги о смысле быти я. Незадолго перед премьерой «Мимино» ре жиссера спросили, о чем его свежеиспечен ный кино. Он ответил: «...Мой герой, каж ется, добился всего. Отличная служба. Мо сква, прекрасное положение... Но, как ма гнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэропорт... О чем эт о? Может быть, о человеке, тот, что не у спокоился, сумел возвратиться к самому с ебе? Может быть, о чувстве родины, об эт ом весьма конкретном, осязаемом уголке б лизкий земли?» Вышедшая на экраны следом за «Мимино» картина «Осенний марафон» б ыла названа критиками одной из самых сме шных посреди печальных комедий. Внешне в еселая, полная самых забавных перипетий история. «Главный герой – интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эт а доброта дорого стоиь не только ему одн ому, но и тем, кто его окружает. Это – д оброта от безволия. Мир кругом него – ра зноцветный, переменчивый, разные люди жд ут от него разного, подчас прямо противо положного, а он считает, что должен отоз ваться тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая обстановка. Милый и чистый джентльмен ищет спасения в прис пособленчестве...», – это слова автора з наменитой ленты. Данелия снял такие карт ины, как драма «Слезы капали» (1982), фа нтастическая комедия «Кин-дза-дза» (1986 , особый приз за изобразительную концепц ию на Международном кинофестивале в Рио- де-Жанейро), «Паспорт» (1990), «Настя» ( 1993), «Орел и решка» (1995). В 2000 год у, затем долгого перерыва, режиссер пост авил комедийную ленту «Фортуна». В насто ящее время работает над анимационным фил ьмом по мотивам комедии «Кин-дза-дза». В своих фильмах режиссер неизменно стреми тся разыскать гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решени ем. Музыка для Данелии – важнейшее выраз ительное снадобье, она придает его фильм ам как бы новое измерение, несет в себе то, что нельзя высказать с помощью слова , игры или изображения. Режиссер часто с ам предлагает музыкальные темы к своим б удущим фильмам. Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большин ства своих фильмов, а ещё соавтором сцен ария картин, снятых другими режиссерами, в том числе «Джентльмены удачи» (совмес тно с В. Токаревой), «Француз» (совместн о с С. Бодровым), «Привет от Чарли Труба ча» (совместно с С. Дерновым), «Анна». В 2005 году вышла книжка Георгия Данелия «Тостуемый пьет до дна». Г.Н. Данелия – всенародный артист РСФСР (1974), всенаро дный артист СССР (1989), лауреат Государ ственной премии СССР (1978) и Государств енной премии РФ (1997), лауреат премий « Золотой Овен» (1974) и Национальной прем ии «Триумф» (2002). Он обладатель беспре цедентного числа призов на различных кин офестивалях, в том числе главных на фест ивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Се бастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варн е, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах (в ра зделе «Перспектива кино»), а кроме того специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ван кувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Б ерлине, Солониках, Ереване, Сочи и др. Г еоргий Данелия – академик Национальной а кадемии кинематографических искусств и н аук, лауреат премии «Золотой орел» в поч етной номинации «За верность профессии» (2006). Георгий Николаевич необыкновенно работоспособен. По наблюдению его колле г, на съемочной площадке он ни при каких обстоятельствах не бывает растерян, зав сегда знает, чего хочет, и знает, как эт о необходимо совершить. Снимая кино, реж иссер живет только его проблемами, на ст о процентов отключаясь от всего другого, внутренне проделывая работу оператора, художника, актеров, композитора. «Надо т рудиться, более того если не получается, необходимо возвратиться и переделать, е сли открылось, что как раз не получилось и отчего. Мне больше всего дороги взвол нованная спокойствие зала в том месте, н а которое ты надеялся, или потрясение см еха, когда вспыхнули, грохнули все как е динственный, – это и есть лучшая саммит со зрителем» – это кредо Мастера, его тв орческий почерк. Георгий Николаевич увле кается живописью, графикой, музыкой, дом а собрал коллекцию барабанов. Любимые ре жиссеры – Феллини (в особенности кино «8 1/2»), Юрий Герман, Никита Михалков. Жи вет и работает в Москве. ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Александр Значение имени Александр Имя Александр в переводе с древнегреческого означает «защитник», «мужчина», «оберегающий людей». Происхождение имени Александр Имя Александр имеет древнегреческое происхождение и образовано от древнегреческих слов «Алекс» - защищать и «Андрос» - муж, мужчина. Характеристика имени Александр Александр умен, храбр и силен, хотя в раннем детстве отменным здоровьем, как правило, не отличаются. Александр чет..
Сергей Значение имени Сергей В переводе с латинского имя Сергей означает «стерегущий». Происхождение имени Сергей Имя Сергей восходит к латинскому «Sergius», римскому родовому имени, которое, в свою очередь, имеет русские корни. Характеристика имени Сергей В раннем детстве Сергей отличается болезненностью и слабостью иммунитета. Несмотря на болезненность, Сергей довольно энергичный ребенок, предпочитает подвижные игры, увлекается спортом, любит проводить время на открытом..
Степан Значение имени Степан В переводе с древнегреческого имя Степан означает «венец». Происхождение имени Степан Имя Степан имеет древнегреческое происхождение и образовано от слова «стефанос» - «венец, венок, корона, диадема». Имя Степан является короткой формой церковнославянского имени Стефан. Характеристика имени Степан С самого раннего детства Степан растет непоседливым, подвижным ребенком. Степан любит шалить, во что втягивает всю окружающую его детв..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Режиссеры

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Орландо Блум
Орландо Блум фото

загрузка...