Авторизация

Юрий Чернов   Yury Chernov

Юрий Чернов / Yury Chernov

Карьера: Скульптор

Дата рождения: 29 августа 1935, знак зодиака дева

Место рождения: Куйбышев, Украина

Начиная с 1957 года Ю.Л. Чернов - постоянный участник всех крупных художественных выставок страны, многих зарубежных выставок; его работы были представлены и на ряде персональных выставок. Лучшие произведения скульптора сегодня находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (42 работы), Государственного Русского музея, десятков художественных музеев России и других стран.




Юрий Чернов Биография

Родился 26 августа 1935 года в Москве. О тец - Чернов Лев Ильич. Мать - Чернова А нна Мироновна. Супруга - Чернова Инна Ри чардовна. Дочь - Чернова Екатерина Юрьев на. Юрий Чернов до срока осиротел: в 193 9 году был репрессирован и погиб его пап а, в 1944 году умерла матушка. Домашний очаг, истинно родительское тепло и забот у Юрий и два его брата обрели в семье ст аршей сестры матери Анны Мироновны и ее мужа Льва Ильича Черновых, которые усыно вили мальчиков, воспитали их и вывели на независимый житейский стезя. Заметив у Юрия способность к лепке, его отдали обу чаться в Московскую среднюю художественн ую школу (теперь - Московский государств енный художественный лицей) на скульптур ное отделение. Общение с товарищами, пос ещение экспозиций, музеев, в особенности Третьяковской галереи, которая находила сь напротив школы в Лаврушинском переулк е, сама атмосфера искусства, дружбы, ува жения к знаниям, к труду формировали пер сона будущего художника. В 1954 году, ок ончив школу, Чернов поступил в Московски й государственный художественный институ т имени В.И. Сурикова, где занимался в м астерской крупного советского скульптора Н.В. Томского. Н.В. Томский строил свою педагогическую работу, сочетая требоват ельность и доверие, прямоту и крупный та кт в оценках, стараясь максимально разви вать индивидуальные особенности даровани я каждого студента, обучить их пластичес ки мыслить, отталкиваясь от жизненных на блюдений. Он прививал своим ученикам влю бленность к русской классике. Много поле зного для овладения законами ваяния дал студентам ассистент Н.В. Томского, незау рядный педагог А.А. Древин. С юных лет Ч ернов считает своими духовными наставник ами А.С. Голубкину и И.Д. Шадра. В 1957- 58 годах, ещё будучи студентом, Юрий Чер нов начал участвовать в московских молод ежных выставках; его работы экспонировал ись ещё на всесоюзных выставках, приуроч енных к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве и к 40-летию ВЛКСМ ; они были положительно отмечены критико й. В 1960 году Чернов окончил институт и уже сквозь месяц был принят в Союз худо жников СССР. В поисках новых впечатлений , расширения представлений о мире в 1961 -1965 годах Чернов совершил строй творче ских поездок по стране и за предел. Вмес те с О. Кирюхиным он побывал в Мурманске , дважды ездил с О. Комовым на Алтай, по сетил Новгородскую землю и Псков, Прибал тику и Дальний Восток, а кроме того Венг рию, Германию, Грецию. Результаты этих п оездок были жутко плодотворны, они дали художнику богатейший материал и сыграли немаловажную образ в его становлении. На художественных выставках 1960-х годов о дна за прочий появляются новые работы Че рнова, другой раз объединенные общим сод ержанием в серию, как, к примеру, "Люди Заонежья", и другие, которые свидетельст вовали о том, что он нашел свою тему, св оего героя - человека труда, занятого лю бимым, привычным делом. Тема труда для Ч ернова становится предметом интереса мно гих лет ("На стройке", "Плотогон", "В ал тайском селе", "У колонки", "Строительны й батальон", "Монтажники", "Весной", "На реке", "Рыбаки" и др.). Наиболее значит ельным произведением этого периода являе тся композиция "В Мурманском порту". В э той работе скульптор, применив весь комп лекс скрупулезно продуманных и отобранны х выразительных средств, сумел сформиров ать одухотворенный образ созидательного труда, достигнув огромный силы эмоционал ьного воздействия произведения. Работы Ч ернова 1960-х годов, посвященные теме тр уда, принесли автору известность как сво еобразному мастеру жанровой скульптуры, раздвинувшему границы этого вида пластик и, открыли ему дорогу в большое искусств о. В 1968 году ему была присуждена перва я премия за участие во всесоюзной экспоз иции "50 лет ВЛКСМ", а в 1970 году он бы л удостоен звания Заслуженного художника РСФСР. С годами круг творческих интерес ов скульптора становится шире, охватывае т всё новые темы и образы, рожденные ярк ими жизненными впечатлениями и переживан иями. Мастер смело экспериментирует в ра зличных видах скульптуры: его увлекают п роблемы портрета и пластики малых форм, он пробует силы в монументальном искусст ве, участвуя в конкурсах на памятники, с трасть сколько работает над этюдами с на туры. Часто, начиная вкалывать над этюдо м, Чернов доводит его до эдакий степени пластической и образной завершенности, ч то он приобретает значимость самостоятел ьного художественного произведения ("Дев ушка с тканью", "Отдых", "У зеркала", "У тро", "День", "Вечер" и др.). Для Юрия Ч ернова на всем протяжении его пути в иск усстве главным источником вдохновения бы л и остается мужчина как высшее мерило э стетического и этического идеала. Скульп тора влекут к себе люди храбрые, мужеств енные, сложной судьбы, люди чести и долг а, преданные своим убеждениям. Не случай ны оттого посреди героев Чернова П.Е. Ды бенко и Я.Б. Гамарник, Л.Б. Красин и И.В . Бабушкин, А.М. Горький и Л.Н. Толстой, И.Д. Шадр и М.П. Мусоргский, Александр Невский и Юрий Гагарин... Пристальное уч астливость к человеку, влечение пробрать ся в его внутренний мир, постигнуть нрав во всей сложности обусловили основатель ный заинтересованность Чернова к работе над портретом. Среди первых его работ в этом жанре - образы родных и знакомых, а ещё людей, привлекших внимательность ск ульптора острой характерностью и выразит ельностью лиц (портреты Кати и Инны Черн овых, Л.И. Чернова, весовщицы Нины Пулка нен и "Девушки с Алтая", кубинского комп озитора и дирижера Энрике Гонсалеса Мант ичи, рабочего В.И. Танасова и скульптора Лео Ланкинена). Тонкое проникновение в нрав, удивительная теплота и мягкость от личают портреты дочери и жены скульптора - Кати и Инны Черновых. Образ человека высоких душевных качеств воссоздан в пор трете Л.И. Чернова - отца скульптора. От личающийся своей духовной наполненностью , богатством вызываемых эмоций, тот самы й портрет - одно из самых проникновенных произведений Юрия Чернова. В этих работ ах уже сказался композиционный дар масте ра, способного скупыми средствами, найде нными подчас с здоровый изобретательност ью (постановка и обрез головы, ее связь с основанием и т. п.), основать простран ство кругом скульптуры и подключить ее в окружающую среду. В этом смысле выделяе тся поясной портрет тренера А.И. Черныше ва, выполненный в дереве, в котором уже ослепительно проявились особенности поче рка Чернова как мастера композиционного портрета, получившие формирование в его будущих работах. По мере накопления опыт а, обретая профессиональную свободу, Чер нов ставит перед собой все больше сложны е задачи. Он обращается к групповому пор трету, выполняет различные портретные ко мпозиции. Такие произведения Чернова, ка к "Отец и сыновья", "Автопортрет с дочер ью", "Портрет Г.А. Илизарова", "Терентий Мальцев", "Скульптор Т. Садыков в новой мастерской", "Время идет (В кругу друзе й)", "Молодая художница", "Юрий Сенкевич ", "Олимпийский чемпион В. Капитонов", " Драматург М. Шатров" и другие по своему содержанию, сложной образно-психологичес кой полифонии перерастают рамки сугубо п ортретных задач. В них автор поднимает в ажные социальные, философские и этически е проблемы - осознание места каждой отде льной личности в современной жизни, верн ость призванию, взаимоотношения и преемс твенность поколений. В своих работах Юри й Чернов добивается пластической цельнос ти и гармонии, жизненной правдивости, пс ихологической глубины и художественной у бедительности (портреты геолога и поэта Эрнста Портнягина, итальянского путешест венника Карло Маури, актрисы Жанны Болот овой, знаменитых Тура Хейердала, Федора Конюхова и др.). Скульптору свойственно неоднократное возвращение к отдельным те мам и образам для реализации их в ином м атериале или композиционном ключе с цель ю достигнуть новых аспектов и психологич еских нюансов в восприятии пластического образа. В 1978 году за работы "Доктор И лизаров" (1969), "Юрий Гагарин" (1977), "Поэт и геолог Э. Портнягин" (1976) и "И ван Шадр" (1977) Юрий Чернов был отмечен серебряной медалью Академии художеств С ССР. Чернова постоянно влекла область мо нументального искусства - создание крупн ых памятников и ансамблей. Первой пробой сил в этом направлении являются выполне нный Черновым совместно со скульптором В . Михалевым и архитектором В. Кибиревым монумент воинам-архангельцам, погибшим в о время Великой Отечественной войны, для Архангельска (1969) и архитектурно-скул ьптурный ансамбль в честь павших в боях за Родину - для Оренбурга, созданный сов местно со скульптором Ю. Александровым и архитектором А. Андреевым (1973). С тех пор монументальная скульптура прочно вх одит в творчество мастера, понемногу зан имая в нем одно из ведущих мест. 1970-80 -е годы - время активной работы Юрия Чер нова над монументальными произведениями (большинство из них создано в соавторств е с архитектором Г. Исааковичем, с котор ым Чернов плодотворно работает многие го ды). По проектам скульптора сооружаются памятники Т. Мальцеву (1983) в селе Маль цево Курганской области и Л. Красину в К ургане (1978), Н. Швернику (1979) и М. К елдышу (1981) в Москве, А. Горькому во Ф рунзе (1981), И. Шадру в Шадринске (1984 ), Александру Невскому в Новгороде (1985 ), И. Бабушкину в Вологде (1987), П.Е. Д ыбенко в Новозыбкове Брянской области (1 987), Л.Н. Толстому в Николо-Вяземском Т ульской области (1988), Фритьофу Нансену в Спитаке (1989, Армения). В эти годы Ч ернов увлеченно работает над образом пер вого космонавта Юрия Гагарина: проектиру ет памятники для Москвы (1985) и Оренбур га (1986), выполняет портреты и портретн ые композиции, стараясь открыть в образе легендарного народного героя благородст во и гуманность его деяний, романтику св ершения геройского поступка, большое чел овеческое обаяние и простоту. В 1980-е г оды в составе творческого коллектива ску льпторов и архитекторов Юрий Чернов прод олжил работу над памятником Победы для М осквы, которую он начал ещё студентом, у частвуя в первом конкурсе на монумент, о бъявленном в 1958 году (его план был отм ечен поощрительной премией). 1987 год бы л ознаменован для Чернова открытием в Ка наде в деревне Веригино близ города Камс ак и в Музее русского быта в Каслгаре па мятников Л.Н. Толстому. Созданный скульп тором образ привлекает психологической г лубиной и человечностью, непринужденност ью и благородной простотой облика велико го русского писателя-мыслителя. Его памя тники Л.Н. Толстому установлены ещё в Ор енбурге, в Индии, в Коста-Рике. В 1990-е годы Чернов создает единый строй замеча тельных произведений станковой скульптур ы (портреты А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А .И. Пирогова, композиции "Мореплаватель Витус Беринг", "Фритьоф Нансен", "Фрам", "Этюды" и др.), работает над памятником хирургу Г.А. Илизарову, тот, что был ус тановлен в Кургане в 1994 году. Начало н ового века ознаменовалось для скульптора двумя крупными работами. Это - памятник и Шолом-Алейхему и его героям на Малой Б ронной в Москве (2001, архитектор Г. Коп анс) и А.П. Чехову в литературно-мемориа льном музее-заповеднике "Мелихово" (2002 , архитектор В. Бухаев). По масштабам и композиционным приемам памятники Илизаро ву, Толстому, Пушкину, Шолом-Алейхему бл иже к станковым работам. Поэтому они так соизмеримы с человеком и его окружением , не настолько официальны, больше одухот ворены. Такая образная направленность по лучила ещё большее формирование в мемори альных досках. Юрий Львович является авт ором больше 20 мемориальных досок выдающ имся деятелям отечественной истории, кул ьтуры, науки и сейчас признан одним из с амых значительных скульпторов-монументал истов в этой области. Среди его произвед ений мемориальные доски С.Я. Маршаку, Г. К. Орджоникидзе, Я.Б. Гамарнику, В.В. Ку йбышеву, С.А. Чуйкову, Д.Д. Шостаковичу, Ю.Б. Левитану, А.И. Райкину, К.И. Чуков скому, М.П. Мусоргскому. Юрий Чернов явл яется ещё автором надгробий Л.П. Орловой , Л.А. Руслановой и В.В. Крюкову, Л.О. У тесову, Е.К. Катульской, В.П. Бармину, В .С. Алхимову, А.И. Чернышеву и ряда друг их. Начиная с 1957 года Ю.Л. Чернов - бе спрерывный участник всех крупных художес твенных экспозиций страны, многих зарубе жных выставок; его работы были представл ены и на ряде персональных экспозиций. Л учшие произведения скульптора в эти дни находятся в собраниях Государственной Тр етьяковской галереи (42 работы), Государ ственного Русского музея, десятков худож ественных музеев России и других стран. Ю.Л. Чернов - Народный художник России ( 1979), действительный член Российской ак адемии художеств (1997), профессор (1995 ), действительный член Академии художест в Киргизии (1998). С 1977 по 1987 год - секретарь правления Союза художников ССС Р. Награжден орденами Дружбы народов, "З нак Почета". Живет и работает в Москве. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Аким Значение имени Аким Имя Аким в переводе с древнееврейского означает «Бог воздвигнет». Происхождение имени Аким Имя аким является сокращенной русской формой от древнееврейского имени Иоаким. Характеристика имени Аким Аким в детстве спокоен, но упрям, мало капризничает. Очень избирателен в дружбе, нетерпим к людским недостаткам. Наделен повышенным чувством справедливости. Доказать что-либо Акимо можно только спокойствием, вескими доводами и убедительными фактами. Во взрослой ж..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Скульпторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Миша Бартон
Миша Бартон фото

загрузка...