Авторизация

Борис Кустодиев   Boris Kustodiev

Борис Кустодиев / Boris Kustodiev

Карьера: Художник

Дата рождения: 7 марта 1878, знак зодиака рыбы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось желание Кустодиева - он начал заниматься у И.Е. Репина.




Борис Кустодиев Биография

Борис Михайлович Кустодиев родился в 187 8 году в Астрахани. Его папа, Михаил Лук ич Кустодиев, преподававший в астраханск ой женской гимназии и в семинарии россий ский язык, литературу и логику, умер, ко гда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей ле гли на плечи матери, Екатерины Прохоровн ы. Мать арендовала мелкий флигель в доме богатого купца. «Весь уклад богатой и и зобильной купеческой жизни был как на ла дони, - вспоминает Борис Михайлович. - Э то были живые типы Островского...» Снача ла Борис учился в церковноприходской шко ле, а потом в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на го сударственный счет в духовную семинарию. Интерес к рисованию пробудился у мальчи ка крайне до срока. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервой увидев картины настоящих живописцев, он жестко решил сделаться художником. Пятнадцати л ет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое влияние, эти ческое воздействие были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его свои м первым и лучшим учителем. По совету Вл асова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в А кадемию художеств. Через два года исполн илось стремление Кустодиева - он начал з аниматься у И.Е. Репина. В его мастерско й он как собак нерезаных пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Обратив у частливость на успехи своего ученика, Ре пин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом - картиной «Торжественное совещание Госуд арственного Совета». Более двух лет вкал ывал Кустодиев под руководством Репина н ад созданием этого монументального полот на. Им было написано рядом двадцати подг отовительных этюдов и правая доля самой картины. Параллельно с этой работой Куст одиев создает портреты своих современник ов, духовно близких ему людей. Это портр еты художника И.Я. Билибина (1901), Д.Л. Молдовцева (1901), гравера В.В. Матэ (1 902). Портрет И.Я. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной экспози ции в Мюнхене. В 1902 году Кустодиев нач ал к выполнению картины на звание художн ика «Базар в деревне». В этом полотне по зволительно лицезреть будущего праздничн ого живописца, упоенного лубочной яркост ью купеческого быта. Художник использует в этом месте свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает де тали интерьеров и одежды своих персонаже й. 8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьене Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, зван ие художника и право на пенсионерскую по ездку за рубеж и по России сроком на еди нственный год. В декабре 1903 года молод ые супруги с новорожденным сыном Кирилло м отправляются в Париж, а затем в Испани ю. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. Кустодиеву увле кательно познакомиться с картинами лучши х зарубежных художников, но он рвется на родину: он хочет творить сам. Не исполь зовав и половины пенсионерского срока, х удожник возвращается и тотчас едет в про винцию и там, в Костромской губернии, пр оводит немного месяцев в напряженном тру де. Проходит немного лет, и появились се рии картин «Ярмарки» и «Деревенские праз дники» (1906-1910). Период исканий завер шился. Художник нашел себя, близкое мест оположение в искусстве. Он пишет небольш ую картину «Ярмарка». И хотя фигуры в не й ещё статичны, а цвет немного условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовы х юбок и платков крестьянок, пестрые тов ары в ларьках создают расположение празд ничности. В «Гулянье на Волге» (1909) ко мпозиция становится больше сложной, цвет больше декоративным. Здесь Кустодиев вп ервой прибегает к композиционному приему , в дальнейшем зачастую им употреблявшем уся: он смотрит на происходящее как бы с верху, с высокого холма. Это дает вероят ность выказать и бульвар над Волгой, по которому степенно проходят гуляющие, и п олярный зеленый берег с белым храмом. Ку стодиев возвращается в Петербург в конце 1904 года. Он активно работает в «левом » журнале «Жупел», а после этого его зап рещения правительством - в журнале «Адск ая почта». Он помещает в этих изданиях б ессчетные карикатуры на царских министро в и военачальников. Революционные событи я 1905 года вызвали активный отклик в ду ше художника. В рисунке «Москва. Вступле ние» (1905) он в аллегорической форме ра ссказывает о жестоком подавлении декабрь ского восстания. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисун ке «Февраль. После разгона демонстрации» (1906). В том же 1906 году он делает ко мпозицию «Первомайская демонстрация у Пу тиловского завода» и набросок «Человек с поднятой рукой», в которых создает обра зы рабочих, поднявшихся на борьбу с само державием. Слава художника тем временем растет. Его избирают членом и более того членом-учредителем ряда художественных группировок - «Нового общества живописце в», «Союза русских художников». А когда в 1910 году возобновляет родное наличие «Мир искусства», Кустодиев становится од ним из самых деятельных его членов. К ко нцу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Ирина Кустодиева, дочка художника, вспоминает: «Я помню о тца ещё молодым, необычайно подвижным, э легантным, веселым, ласковым. Помню квар тиру нашу примерно Калинкина моста, на М ясной улице, 19. Мы жили на третьем этаж е. Высота комнат необычайная. Комнат пят ь, все они размещались анфиладой. Первая - гостиная с зелеными полосатыми обоями . За гостиной - мастерская в два окна, с толовая, детская и спаленка родителей. П араллельно комнатам - циклопический, про сторный коридор, где мы с Кириллом носил ись на роликах, бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил к ататься на роликах. Дом свойский постоян но был полон собак и кошек. Папа участли во следил за их «личной жизнью», любил с ледить за ними, с удивительным мастерств ом имитировал их повадки. Мне кажется, ч то в этом он был похож на А.П. Чехова - и тот, и иной «уважали» животных и изобр ажали их в своих произведениях как равно правных «членов общества». В 1911 году К устодиев в первый раз начал действовать в театре: он создает декорации к спектак лю А.Н. Островского «Горячее сердце» для Московского театра А.Н. Незлобина. Деко рации и эскизы костюмов превосходно пере дают добро знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. В 1913 году он оформляет в МХА Те комедию М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерт ь Пазухина». Ближе всего по духу Кустоди еву драматургия А.Н. Островского. Он исп олняет декорации ко многим его пьесам: « Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да как снег на голову алтын», «Гроза», « Волки и овцы». Большинство декораций Кус тодиева при всей их театральности по исп олнению - законченные станковые произвед ения. В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купечески х образов. Главная граница жанровой живо писи Кустодиева этих лет связана с типам и и бытом провинциального города. Особен ности его таланта наиболее здорово раскр ываются в трех полотнах, мишень которых - сотворить обобщенные, собирательные об разы женской красоты, какая бытовала в п онимании народа: «Купчиха» (1915), «Деву шка на Волге» (1915) и «Красавица» (1915 ). Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н .А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Они олицетворяют сыт ую, сонную, застывшую в своей косности к упеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотр ящими на окружающий мир. Характерна в эт ом плане картина «Купчиха» 1915 года - с обирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красот е. В эту картину, как и во многие подобн ые свои произведения, Кустодиев вводит с очно написанный натюрморт. Он помогает о ткрыть содержание образа, сотворить сред у, характеризующую его героинь. Это всев озможные решета с фруктами и овощами («К упчиха»), булки и виноград, кавун и сини е с золотом чашки («Купчиха за чаем»), о жерелья, кольца и шелк («Купчиха с зерка лом»)... Как драгоценные камни они перел иваются яркими красками, радуя око своей нарядностью, пестротой и изобилием. В т о же время Кустодиев создает строй портр етов - Н.К. Рериха (1913), М.В. Добужинс кого (1913), И.Я. Билибина (1914), Е.Е. Лансере (1915), Н.Э. Грабаря (1916). Пор треты отличаются свободой и оригинальнос тью композиции, мастерством живописи. В 1913-1916 годах он работает над групповы м портретом художников объединения «Мир искусства». Среди множества картин, напи санных Кустодиевым, особой славой пользу ется портрет Ф.И. Шаляпина. Большая, нар ядная фигура певца занимает весь основоп олагающий план: ему узко в формате полот на, башка и ноги упираются в срезы рамы, финал трости уходит за пределы изображе ния. А за его спиной переливается радужн ыми красками веселая ярмарка, феерия сер ебряной и золотой русской зимы. Большинс тво картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря к олоссальной зрительной памяти и обилию п рошлых впечатлений. Еще в 1911 году Куст одиев уехал в Швейцарию. Тяжелые признак и болезни - опухоль спинного мозга - зас тавили его достичь согласия провести нем ного месяцев в частной клинике горного к урорта. С 1916 года ноги его парализован ы, и он навечно прикован к креслу. Несмо тря на это Кустодиев делает поездки в Фи нляндию, Астрахань, Крым, Кострому. В пи сьме к режиссеру В.В. Лужскому он пишет: «Только с целью бога, Василий Васильеви ч, не говорите о моей болезни никому - а , напротив, что я здоров, а главное, вес ел, хотя вообще-то, это истина, несмотря на ужасные боли, - я сам удивляюсь на с вою жизнеспособность и более того жизнер адостность. Уж сильно люблю, видно, «жит ь»!!» Но для того чтобы существовать, Ку стодиеву нужно было вкалывать, это и был а его форма жизни. В. Воинов рассказывае т: «В 1916 году в клинике он лежал два м есяца без движения. Профессор запретил е му работу - и он подчинился, но резво по чувствовал, что бытие уходит от него. То гда он умолил близких вручить ему бумагу и карандаш - тайком от докторов, пряча альбомчик, он стал набрасывать в него св ои мысли, и в этом процессе лихорадочной работы он стал испытывать, как совместн о с духовной горячкой к нему начали воро чаться физические силы». Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые ликующе приняли рево люцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех л ет. Первая служба Кустодиева, посвященна я революции, изображает день свержения ц аризма и называется «27 февраля 1917 год а» (1917). События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской сторон е, сохраняют в картине яркость и убедите льность непосредственного жизненного впе чатления. Звонкое зимнее солнышко зажига ет кумачовым цветом кирпичную стену дома , пронизывает чистый, свежий воздух. Дви жется густая гурьба людей, щетинится ост риями ружей. Бегут, размахивая руками, п однимают в воздух шапки. Праздничное воз буждение чувствуется во всем: в стремите льном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых кл убах дыма. Здесь ещё видна первая непоср едственная реакция художника на революци онные события. Через два года, в 1919-19 20 годах, в картине «Большевик» он попыт ался обобщить свои впечатления о революц ии. Кустодиев применяет обычный прием об общения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется в атага. Сияет яркими красками небосвод, с ветило расцвечивает снег на крышах, дела ет голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все кругом, тре пещет кумачовый, упругий на ветру стяг, сходный пламени радостного пожара. Звонк ие краски, открытый и звучный алый цвет - все придает полотну мажорное звучание» . В 1920-1921 годах по заказу Петроградс кого Совета Кустодиев написал два больши х красочных полотна, посвященных народны м торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого » и «Ночной торжество на Неве». В 1920 г оду Кустодиев создает свою известную сер ию акварелей «Русские типы» (1920), где раньше вялый и благодушный трактирщик (« Московский трактир») превращается в жест окое, заплывшее жиром созданье, злобно г лядящее на мир, а купчиха - в олицетворе ние твердого, устоявшегося веками мещанс кого быта. Кустодиев создает агитационну ю графику в духе народного лубка, обложк и к журналам «Красная Нива» и «Красная п анорама» привлекают участливость броскос тью, остротой сюжета. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старо русскую иконографию в книжке «Русь» (192 3). Подлинным событием в истории художес твенного оформления русской книги явилис ь иллюстрации художника к произведениям Н.С. Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923), Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческ ие замыслы мастера. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Афанасий Значение имени Афанасий В переводе с древнегреческого имя Афанасий переводится как «бессмертный». Происхождение имени Афанасий Имя Афанасий происходит от греческого имени Атанасиос, которое имеет корень "танатос" – "смерть". С приставкой отрицания "а-" слово переводится как "бессмертный". Характеристика имени Афанасий Афанасий добр и неконфликтен, зачастую характеризуется как добрый, скромный и немного нерешительный человек. Афанасий..
Вячеслав Значение имени Вячеслав В переводе с древне-славянского имя Вячеслав означает «более славный». Происхождение имени Вячеслав Имя Вячеслав имеет древнерусское происхождение и образовано от основ древне-русских слов вяще (вяче) - «больше, лучше» + слава. Сложение основ со значением «более славный». Характеристика имени Вячеслав В раннем детстве Вячеслав отличается крепким здоровьем. Выносливостью и особой подвижностью. Подрастающий Вячеслав с удовольствием ..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..
Филипп Значение имени Филипп В переводе с древнегреческого имя Филипп означает «любитель коней». Происхождение имени Филипп Имя Филипп – мужское имя греческого происхождения, образованное от древне-греческих слов «любить» и «лошадь». Характеристика имени Филипп С самого раннего детства Филипп отличается капризностью и упрямством. Филипп часто находится не в духе, с маленьким Филиппом сложно найти общий язык. Филипп вспыльчив и резок. У Филиппа не много..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Художники

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Татьяна Эдуардовна Кравченко
Татьяна Эдуардовна Кравченко фото

загрузка...