Авторизация

Марис Янсонс   Maris Yansons

Марис Янсонс / Maris  Yansons

Карьера: Музыкант

Дата рождения: 14 января 1943, знак зодиака козерог

Место рождения: -

Завершился Зальцбургский фестиваль. Ярчайшей страницей его концертной программы стало единственное выступление амстердамского оркестра Концертгебау, исполнившего Шестую симфонию Густава Малера. За пультом стоял наш соотечественник Марис Янсонс, ныне возглавляющий этот прославленный коллектив. О своей работе с лучшими оркестрами мира, о новых записях и о многом другом Марис Янсонс рассказал в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.




Марис Янсонс Биография

- Маэстро Янсонс, Зальцбург готовится к юбилею Моцарта, тогда как вы собираетесь подметить юбилей Шостаковича. - Да, сво йский фестиваль состоится в Мюнхене в ок тябре следующего года. Помимо симфоничес ких и камерных концертов надеюсь учинить симпозиум - лекции, дискуссии... Я откр ываю фестиваль Седьмой симфонией, Бернар д Хайтинк продирижирует Восьмой, мы приг лашали и Ростроповича, но он не сможет п риехать. Зато Томас Зандерлинг привезет программу из песен, которые ещё ни разу не исполнялись. Оказывается, есть такие, их нашла вдова Шостаковича Ирина Антоно вна. Я хочу ее также позвать. Фестиваль продлится неделю, не больше, по-другому будет чересчур. Думаю, что столь Моцарта , сколь будет в Зальцбурге, в Карнеги-хо лле сквозь год - это угрожающе. Потом дв а года никто не сможет внимать Моцарта, а это сильно скверно. Несколько концерто в будет и в Амстердаме, где я буду стано вить кроме того 'Леди Макбет Мценск ого уезда'. - В последнее время вы не имели дела с оперой... - Да, но в тек ущий момент сызнова начну. В 'Леди Макбет' главные партии исполнят гол ландцы, русские солисты также непременно будут. Есть у меня планы и насчет Вены, и насчет Зальцбурга. Знаете, я же обожа ю оперу, я практически вырос в оперном т еатре в Риге. Мои родители там работали продолжительно, я сам навалом дирижирова л операми, а опосля у меня случился инфа ркт во время 'Богемы': я недод ирижировал на глаз семь минут, потерял р азум и упал. Это было в Осло. После этог о я шибко немало отменил оперных проекто в. А помимо того, без малого завсегда та к складывалось, что я возглавлял в то же время двумя оркестрами, а опере нужно в сецело посвятить два месяца, и их отыска ть достаточно сложно. Сначала я совмещал Санкт-Петербургскую филармонию и Осло, опосля Осло и Питтсбург, опосля Питтсбур г и Мюнхен, сейчас Мюнхен и Амстердам. - С какими из оркестров вам было интересн ее всего действовать? - Опыт работы в Пе тербурге - особый: я там вырос, учился, это мой жилище, там я прошел потрясающую школу и в десятилетке, и в Консерватори и, и, конечно, в Филармонии. С 'пер вым' филармоническим оркестром я не мало выступал, ездил за рубеж, а с 1979 года у меня началась шибко интересная сл ужба в Осло. - Каким образом это было ве роятно в то время? - Никакого официально го разрешения я не имел и контракт поста вить подпись не мог, а без разрешения ни чего было произвести не разрешено. Но мн е министр культуры разрешил. Только на с ловах. А в то время достигнуть разрешени я вкалывать за рубежом было сильно сложн о: Геннадий Рождественский работал с орк естром ВВС и после этого в Стокгольме, н о он тогда был уже крайне знаменитым чел овеком, - и то у него были сложности. Мн е сказали: ладно, работай. Но вечно был тот самый страх: пустят, не пустят... Бо льшое нервное усилие мне давали и 90 дне й, свыше которых ты не мог находиться за рубежом. А опосля вышло ещё и устное пр едписание, что два раза в год запрещено колесить в одну и ту же страну. Вы может е себе представить, что это такое для гл авного дирижера? Но у нас же все было то гда не разрешено, а в принципе все не во збраняется. Так что я не могу сетовать. Возможность колесить и вкалывать у меня была: я считался дирижером 'перспек тивным' (смеется). В Осло я работал 23 года, это был младой оркестр, когда я туда приехал, и я сам был младой. Хоро ший коллектив, но, что ли, второго класс а. Работали мы с большущим энтузиазмом и достигли колоссальных успехов. Оркестр вышел со временем на международную арену , мы крайне навалом концертировали, ныне это целиком аристократичный европейский оркестр с широким репертуаром, которым мы овладевали совместно. Возможность по сути дела сформировать и следом развить оркестр дала мне шибко невпроворот. Учиш ься возглавлять, быть главным дирижером. Кроме того, быть руководителем в Европе - это окончательно другое, чем в России , в этом месте иная организация, другой манера руководства. Норвегия - держава с высочайшей демократией, где единственны й джентльмен, более того начальник, в пр инципе, ничего не может принять решение. Там все обсуждается, а такая форма была мне не шибко знакома. Но мы крайне здор ово дружбан друга понимали и поддерживал и. Cильнейшей 'бомбой' в нашей карьере была запись всех симфоний Чайко вского на фирме Chandos. Мне было нетруд но несподручно уяснять текст рецензии, о ттого что писали, что это лучшая запись Чайковского, которая превосходит Караяна и Бернстайна. После этого успеха мы уже стали колесить везде, а потом я стал гл авным приглашенным дирижером в Лондонско м филармоническом оркестре. Впрочем, так же с работой в Осло я вечно дирижировал и в Вене, и в Берлине, немало гастролиро вал, изучал музыкальную существование во всем мире. - Каким образом вы затем поп али в Питтсбург? - У меня было крайне не початый край предложений сделаться главн ым дирижером, и я выбрал Америку. Там, к ак вы знаете, есть группа из восьми - де сяти оркестров потрясающего, высочайшего класса. И ещё полтора десятка оркестров первоклассных. Мне было занятно исследо вать, что такое быть главным дирижером в Америке. Я дирижировал и в Чикаго, и в Бостоне, и в Нью-Йорке, и в Филадельфии, и в Кливленде, но когда вы гастролер, о тношения вовсе не такие, как если вы осн овополагающий дирижер. Для меня это был идеально новоиспеченный навык, я весьма полно получил, хотя европейский манера м узицирования мне значительно ближе. Прав да, в американских оркестрах сильнейшие, виртуозные инструменталисты, и я узнал, что такое быть там главным. Там вы - бо сс; не диктатор, но босс. То есть вы реш аете без малого все, хотя и без поддержк и оркестра вам не устроиться. В Европе в се куда демократичнее. Поэтому сегодня я стараюсь сочетать разные системы работы , от советской и постсоветской до америк анской и европейской. А во время работы в Питтсбурге мне предложили возглавить с имфонический оркестр Баварского радио. Я что надо его знал, но перед тем как вру чить отклик, поехал ещё раз им продирижи ровать; я постоянно так делаю намедни пр инятия решения, стараясь увидать знакомы й коллектив глазами главного дирижера. И в антракте я сказал жене - беру! Это по трясающий оркестр, технически не уступаю щий коллективам Америки. Но после этого меня пригласили ещё и в Концертгебау! И тут я попал в сложную ситуацию... - Пред ложение, от которого нельзя отступиться? - Конечно, ну как отступиться от Концер тгебау? Это оркестр мирового класса, с т аковый традицией, я с ними столь выступа л, и передо мной встала дилемма: смогу л и я стоять во главе двумя ведущими оркес трами Европы? Я длительно шибко думал... и решил, конечно, забрать. Физически эт о угнаться не так нелегко, как кажется: в год я должен проводить двенадцать неде ль с Концертгебау и десять - с оркестром Баварского радио. Группу остальных орке стров, с которыми я работаю как гастроле р, пришлось уменьшить: стабильно дирижир ую в Берлинской филармонии, оттого что у нас весьма давние крепкие связи, они пр иглашают меня на три недели, но я ныне м огу им вручить только одну. Примерно то же с оркестром Венской филармонии, в тек ущее время они меня пригласили дирижиров ать первого января новогодним концертом, это большая честь. Буду заезжать в Амер ику, в Цюрих, в Лондон. А дирижировать с толь же, сколь и раньше, у меня уже нет времени и нет эдакий здоровущий потребно сти. Я и так в полном порядке, как у нас говорят (смеется). С моими оркестрами м ы ездим, пишем пластинки... - Скоро ли з акончится служба над циклом симфоний Шос таковича? - Этот план был начат достаточ но давнехонько. Дело в том, что обыкнове нно потому как, если дирижер хочет вписа ть симфонический цикл того или иного ком позитора, он берет свой оркестр и делает с ним, к примеру, все симфонии Брамса. - У него их не так полно, как у Шостаков ича. - Ну да, и не двадцать семь, как у Мясковского. Знаете, был подлинный проис шествие у нас в Петербургской консервато рии: на экзамене свойский отличный профе ссор Дмитриев поставил студенту пятерку за две секунды. Он спросил, чем отличает ся Семнадцатая симфония Мясковского от Д евятнадцатой. А студент ему, не раздумыв ая: номером! И получил пятерку за сообра зительность безотложно. Так вот, я решил соорудить цикл Шостаковича, которого об ожаю, - есть сильно как собак нерезаных записей, но не все исполнения достигают глубины его духа. И делал его исподволь, с разными оркестрами: туда включены Бер лин, Вена, Осло, Питтсбург, во что бы то ни стало Санкт-Петербург, Лондон, Филад ельфия... в общем, парад оркестров. Нако нец у меня осталось немного симфоний сам ых трудных и самых непопулярных: Вторая, Третья, Четвертая, Двенадцатая, Тринадц атая были записаны на Баварском радио ок ончательно недавно, осталась Четырнадцат ая. Через год совершенный комплект выйде т на EMI, мы будем его, уместно сказать, в Зальцбурге представлять. Туда войдут ещё два фортепианных и два виолончельных концерта. Мне крайне хотелось вписать д ля этого цикла и скрипичные концерты с М аксимом Венгеровым, но он уже записал их с Ростроповичем. Я не успел. Однако зна ете, что недурственно? У обоих моих орке стров сегодня есть свой лейбл, мы сами м ожем вносить и давать что хотим. Для EMI , BMG или Sony мы выполняем заказы, и он и могут проронить - вот это мы не хотим. Ведь коммерциал мелодический - в жутком состоянии: все записано уже столь раз, что сбыть это нереально, никого оно не и нтересует. - Есть ли тогда толк ещё раз делать запись всего Шостаковича? - Есть. Это протокол - не только для сегодняшне го дня, но и на будущее: как делали Шост аковича мы с моим оркестром. И в этом пр оекте EMI как раз коммерчески была заинт ересована. Разве не славно вам в эти дни , что мы можем внимать в таком количеств е Караяна? Ну добро, я был его учеником и проводил с ним полно времени, но иной юный дирижер понятия не имеет о том, как Караян работал. А то, что у нас есть ст оль записей Фуртвенглера, это же потряса юще. Совсем не хочу произнести, что я - Караян, но такие документы во что бы то ни стало надобно действовать. - Но если рынок перенасыщен? - Увы, больше чем - э то без затей наводнение. Большие компани и хотят давать то, что посредством год с могут окупить. Но что сегодня разрешено окупить за год? Записать оркестр стоит г ромадных денег, возвратить их без малого нельзя. За последние симфонии Шостакови ча для EMI я не получаю ничего - вероятн о, моим правнукам достанутся какие-то от числения... Поэтому я весьма рад, что мо гу с двумя оркестрами чиркать все, что х очу. В Мюнхене это тем больше несложно, потому как речь идет об оркестре радио и любая наша программа записывается. Пото м смотрим, что получилось, и решаем: иде т! Дальше делаем на концерте дописки, и таким образом может удаться хорошая плас тинка. Если слышим, что запись незрелая, - откладываем. Скоро, может быть, выпус тим Реквием Дворжака, Реквием Верди, сим фонии Гайдна... Я крайне люблю Гайдна и со всеми оркестрами, где был главным дир ижером, делал его Лондонские симфонии - это потрясающая учебное заведение для ор кестра. - Геннадий Рождественский за нем ного прошедших сезонов сделал в Японии в се симфонии Гайдна - сто с лишним. - Вы знаете, я не из тех людей, которые хотят многого и бьют рекорды, мне это не так существенно. Самое главное - свойство, и пускай это будет двенадцать симфоний, а не сто. Кстати, в Петербурге я первым с ыграл все Лондонские симфонии Гайдна. - Когда вы там дирижировали в концевой раз ? - На 300-летии города, два года вспять . - А в Москве? - В начале 1997 года, с петербургским оркестром. С московскими о ркестрами я крайний раз работал так давн ехонько, что более того не помню, когда. Раньше ибо я дирижировал в Москве всяки й год, чаще это был Госоркестр, реже - о ркестр Московской филармонии. Но затем я стал действовать на Западе, у меня не х ватало времени, а далее началась перестр ойка, и все пошло не так, как раньше. - Не собираетесь ли вы сызнова обозначитьс я если не в Москве, то хотя бы в Петербу рге? - Наверное, по всей видимости... ме ня все время приглашают, не забуду, коне чно, свой град, тем больше что я в нем ж иву. Правда, в году мы с женой там прово дим месяца три, но потом каждого турне в озвращаемся домой хотя бы на неделю. В с амолете я и то больше времени провожу. Н о мой натуральный обиталище, конечно, в Петербурге: там моя библиотека, мои книг и и записи, и ни Мюнхен, ни Амстердам не стали мне домом. Из Консерватории я уше л в 2000 году. Потому что педагог должен быть все время со своим студентом, а ко гда стало столь разъездов, то совесть не разрешила, пришлось покинуть. В последн ие годы у меня уже оставались только асп иранты, которых позволительно было консу льтировать раз в месяц. - Куда оркестр К онцертгебау отправляется из Зальцбурга? - Сейчас мы едем на фестиваль в Висбаден , после этого в Люцерн, везем туда три п рограммы. В первой - Концерт для оркестр а Лютославского и Первая симфония Брамса , во второй - 'Образы' Дебюсси и Вторая симфония Сибелиуса, в третьей - Шестая Малера, которую мы играли в это м месте. После этого мы отправляемся в Л ондон, там у нас два концерта. 'Аль берт-Холл' в это время - что-то нев ероятное: пять тысяч зрителей, посреди к оторых весьма невпроворот молодежи, прои звольный день концерты, и зал всю дорогу переполнен. Затем мы едем в Бирмингем и Дублин, позже возвращаемся в Амстердам, где даем ещё единственный концерт, и иг раем на фестивале в Берлине. В этом турн е у нас три программы, это рубеж, больше их и не должно быть, любой день переезд ы... после этого, не надобно терять из в иду, что мы играем Шестую Малера, она вы матывает изрядно. Так выглядит наша обыч ная летняя поездка на ведущие фестивали, все они проходят грубо в одно и то же в ремя. Осваивая глобус Марис Янсонс родил ся в Риге в семье дирижера Арвида Янсонс а. Закончил Ленинградскую консерваторию, учился дирижированию у Герберта фон Кар аяна в Зальцбурге и у Ганса Сваровского в Вене. Победил на Международном конкурс е Караяна в 1971 году. С 1973 года работ ал десница об руку с Евгением Мравинским в 'первом' оркестре Ленинград ской филармонии. С 1979 года возглавлял филармонический оркестр Осло, с 1997-го по 2004-й был главным дирижером Питтсбур гского симфонического оркестра. В 2003-м возглавил оркестр Баварского радио, в 2 004-м принял пост главного дирижера амст ердамского оркестра Концертгебау. Профес сор Санкт-Петербургской консерватории. Р егулярно выступает и записывается с круп нейшими симфоническими оркестрами мира. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Василий Значение имени Василий В переводе с древне-греческого, имя Василий означает «царственный». Происхождение имени Василий Имя Василий восходит к древне-греческому басилиос, басилейос - «царский, царственный» - в древнегреческой мифологии эпитет Зевса и Посейдона. Характеристика имени Василий В раннем детстве Василий растет добрым, заботливым мальчиком. Обожает домашних животных. У Василия всегда много друзей, Василия любят бабушки и дедушки. Повзрослев, Василий сох..
Григорий Значение имени Григорий В переводе с греческого имя Григорий означает «бодрый». Происхождение имени Григорий Имя Григорий имеет древне-греческое происхождение и происходит от греческого «грегорео» - «бодрствую». Характеристика имени Григорий В детстве Григорий растет непоседливым и любопытным ребенком. Маленький Григорий стремится везде залезть, докопаться до сути всех окружающих его вещей. Аккуратностью маленький Гриша также похвастаться не может. П..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Музыканты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

АннаЛинн МакКорд
АннаЛинн МакКорд фото

загрузка...