Авторизация

Мечислав Хоржовский   Mieczyslaw Horszowsi

Мечислав Хоржовский / Mieczyslaw  Horszowsi

Карьера: Музыкант

Дата рождения: 23 июня 1892, знак зодиака рак

Место рождения: США

Если имя пианиста Мечислава Хоржовского не включено в Книгу рекордов Гиннесса, то это большое упущение со стороны ее составителей - и по продолжительности исполнительской карьеры (с 1899 по 1993 год), и по широте репертуара, и по многим другим показателям Хоржовского уже вряд ли кто превзойдет. Но если его имя там есть, то пианисту это наверняка бы не понравилось...




Мечислав Хоржовский Биография

"Прежде чем активизировать обучаться на каком бы то ни было инструменте, обучающ ийся, будь то дитя, отрок или большой, д олжен уже обладать какой-то музыкой: так заявить, сохранять ее в своем уме, носи ть в своей душе и чуять своим слухом. Ве сь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первостепеннный р аз прикоснется к клавише... Вот зачем мл аденцем Моцарт "сразу" заиграл на фортеп иано и на скрипке". Г. Нейгауз, из книги "Искусство фортепианной игры" ХОРЖОВСКИ Й РОДИЛСЯ В 1892 ГОДУ во Львове, тот, чт о тогда назывался Лемберг и относился к территории Польши. Уже в три года он по слуху подобрал на фортепиано одну из Пес ен без слов Мендельсона, услышанную от м атери, которая сама была недурственный п ианисткой. В три с половиной года его на чали обучать музыке, и к 7 годам чудо-ре бенок играл наизусть уже ли не всего Ба ха, сочинил две фортепианные сонаты и ор кестровую пьесу, причем сам ее целиком о ркестровал. В 1899 году он дал первостеп еннный сольный концерт в Вене, удостоилс я приглашения игрывать при дворе императ ора Франца Иосифа II. Далее следуют Берл ин, Варшава, а в 1906 году в миланском т еатре Ла Скала он сделал в единственный конец дня до-минорный концерт Моцарта и Четвертый концерт Бетховена с собственны ми каденциями - чуть-чуть кто из сегодня шних "взрослых" пианистов решится на так ую программу. В том же году - триумфальн ый дебют в нью-йоркском Карнеги-холле, в Лондоне и Буэнос-Айресе. Его игрой вост оргаются Сен-Санс, Форэ и Равель. Кажетс я, что мальчику не пройти судьбы "раскру ченного" вундеркинда, тот, что со времен ем, как это происходило и происходит с б ольшинством чудо-детей, превратится в по средственного солиста. К счастью, этого не случилось. Не в последнюю очередность , по всей видимости, оттого, что в возра сте 7 лет его принял в свой класс в Венс кой консерватории ученик К. Черни Теодор Лешетицкий, выдающийся педагог и мыслит ель, воспитавший таких гениев фортепиано , как Фридман, Падеревский, Шнабель. Мож ет показаться странным, как из класса од ного педагога могли вылезти до того непо хожие приятель на друга и при этом насто лько яркие личности. Однако в этом нет н ичего удивительного - Лешетицкий больше всего стремился, не стесняя свободного р азвития своих учеников, изготовить их га рмоничными личностями. Он запрещал своим ученикам заниматься больше 3 часов в де нь - ученик, занимавшийся 4 часа, должен был признать себя лентяем. По количеств у гениальных учеников с ним может сравни ться только Генрих Густавович Нейгауз, ц итатой из книги которого начинается эта статья, и это не невзначай - совершенно по всей вероятности, что их методы были похожи. В 1905 ГОДУ в возрасте 13 лет Хо ржовский оканчивает консерваторию. Перед ним открывается блестящая карьера пиани ста-виртуоза, его приглашает к себе Римс кий Папа Пий X, его дружбой дорожат комп озитор Бойто и дирижер Тосканини. Однако Хоржовский недоволен собой. В 1911 году он нежданно перестает одаривать концерт ы и поступает в Сорбонну, слушает лекции по философии, изучает "Божественную ком едию" Данте, творчество Шиллера (он заме чательно знал европейские языки). Тут, б ыть может, исполнительское искусство XX века и потеряло бы его, если бы не вмеша тельство Пабло Казальса, величайшего вио лончелиста и дирижера. Сохранилась сказк а о том, как в 1906 году Казальс познако мился с Хоржовским. Вместоположение разг овора о светских пустяках он предложил м олодому дарованию поиграть с ним на форт епиано Французские сюиты Баха. Каждому д осталась партия только одной руки. Они п рошли, не останавливаясь, все 6 сюит (бо льше двух часов музыки) и остались друзь ями на всю бытие. Именно для удовольстви я игрывать с Казальсом Хоржовский вернул ся к музыке. Именно Хоржовскому любители музыки обязаны возвращением Казальса к концертной деятельности позже Второй важ ный войны. РЕПЕРТУАР ХОРЖОВСКОГО воистин у безграничен - все сонаты Моцарта, все фортепианные произведения Бетховена, ХТК Баха, колоссальный массив камерной музы ки. Он играет хоть отбавляй и по всему м иру, от Рио-де-Жанейро до Хельсинки, но все-таки значительно меньше, чем другие пианисты, претендующие на пальму первенс тва на музыкальном Олимпе, он сам опреде ляет свой репертуар, не позволяя это сов ершать агентам. Залы на его концертах не изменно переполнены, и публика в восторг е, при всем при том "записные" платные к ритики обходят его своим вниманием. Он д алек от поветрий резво меняющейся околом узыкальной моды, его творчество подчинен о высочайшим критериям профессионализма, потихоньку становящимся анахронизмом. Ф ирмы звукозаписи исподволь теряют заинте ресованность к музыканту, которого никто не раскручивает. В итоге с ним более то го разрывают контракт на запись ХТК Баха - и это позже того, как большая половин ка работы была уже сделана. ОДИН ЗА ДРУГ ИМ уходят из жизни друзья и единомышленн ики - Казальс, Сигети, А. Шнейдер. Время как словно остановилось около артиста, остающегося неизменным в своем подходе к музыке. Его интерпретации с годами меня ются (в частности, сложнейшее произведен ие Бетховена Диабелли-вариации в 1982 го ду Хоржовский сыграл на 5 минут быстрее, чем в 1951-м), но остаются до того же н есовременными. "Я чувствую себя частью м ира Дебюсси", - говорил артист в конце 8 0-х, и вправду, его дебют в Вене совпал по времени с премьерой оперы Дебюсси "Пе лиас и Мелизанда". Он продолжает препода вать в Институте Кертиса, одном из самых престижных музыкальных учебных заведени й Америки, в котором работал с 1943 года до самой смерти. Среди его учеников мэт ры современного пианизма - М. Перайя, Р. Гуд, С. Липкин, П. Серкин, они не жалею т слов благодарности для старого учителя , но идут в музыке собственной дорогой, созвучной времени. Переживал ли Хоржовск ий свою несовременность? Встрой ли. Да и не был он угрюмым фанатиком своего дела , думающим только о музыке. Он был страс тным автогонщиком, заядлым альпинистом, тонким ценителем литературы. С годами ос тепенился - в возрасте 89 лет начальный раз вступил в легитимный брак. И без как их-либо скидок на возраст играл перед св оей публикой. Только под самый-самый фин ал его жизни им заинтересовались компани и звукозаписи - между 1988 и 1991 гг. он записал 4 диска, причем не так, как зап исываются современные исполнители, диски которых монтируют из кусочков продолжит ельностью по нескольку минут, а в своем стиле, играя каждое произведение на прак тике полностью. Диски произвели фурор, п ричем, как вечно, посреди слушателей, а не посреди критиков. Слава настигла его перед самой смертью, а умер он на 102-м году жизни, сыграв свой финальный планов ый концерт практически за немного недель до конца. СОХРАНИВШИЕСЯ ЗАПИСИ Хоржовск ого только в незначительной степени отра жают широту его репертуара. Обычно его з аписывали либо официально в ансамбле с К азальсом и другими единомышленниками, по льзовавшимися благосклонностью фирм звук озаписи, либо нелегально, на его сольных концертах. Необходимо подметить историч еские записи Сонат для виолончели и форт епиано Бетховена и Брамса с Казальсом на фирме EMI, сделанные ещё до войны, когд а Казальс был в своей лучшей форме. Они по праву входят в цифра грандиознейших п амятников звукозаписи. То же самое позво лительно проронить о "активный записи" н еофициального концерта, данного Казальсо м с друзьями в Бонне в 1958 г. (предприя тие Philips). Недавно на фирме Naxos нап ечатан в великолепной реставрации 27-й ф ортепианный концерт Моцарта, записанный "вживую" в 1943 г. в Нью-Йорке с оркестр ом под управлением Тосканини. После смер ти Хоржовского, когда заинтересованность к его творчеству возрос, различные небо льшие фирмы стали давать записи, сделанн ые на его концертах "подпольно". Техниче ское свойство этих записей оставляет жаж дать лучшего, но художественная ценность их несомненна. Отметим полное собрание сонат Моцарта и солидную коллекцию произ ведений Баха и Бетховена, опубликованную на фирме Arbiter на 8 дисках, а кроме т ого живые записи с концертов разных лет (предприятие Pearl). На фирме Lyrinx выш ло уже 3 диска сольных записей Хоржовско го, сделанных во время фестивалей Казаль са в Праде. Принимая во чуткость число п оклонников Хоржовского, посещавших его , концерты по всему миру, позволительно п олагаться, что цифра подобных записей бу дет вырастать. Из студийных записей Хорж овского выделим в прошлом всего 4 диска, записанные незадолго до его смерти, - о ни изданы на фирме Elektra, входящей в к онцерн Warner. Они донесли до нас в без малого идеальном звучании творчество поз днего Хоржовского, не утратившего своей техники и музыкальности, но приобретшего умиротворенную просветленность, свойств енную великим музыкантам на пороге вечно сти (то же самое не возбраняется вымолви ть о предсмертных записях Горовица, Кемп ффа, Рихтера). В честь столетия Хоржовск ого предприятие Vanguard напечатала собр ание сонат для фортепиано и скрипки, зап исанное _в 1955 г. с великим скрипачом И . Сигети, и первостепеннный том ХТК Баха , записанный в 1979 году. Остается тольк о посетовать на ерундистика продюсеров, отказавшихся от записи второго тома. Впр очем, Хоржовский не был бы собой, если б ы его манера импонировал дельцам от музы ки - он не считал себя гением, произволь ный шаг которого следовало документирова ть, и как раз вследствие этого на протяж ении больше 90 лет своей творческой биог рафии оставался великим музыкантом. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Александр Значение имени Александр Имя Александр в переводе с древнегреческого означает «защитник», «мужчина», «оберегающий людей». Происхождение имени Александр Имя Александр имеет древнегреческое происхождение и образовано от древнегреческих слов «Алекс» - защищать и «Андрос» - муж, мужчина. Характеристика имени Александр Александр умен, храбр и силен, хотя в раннем детстве отменным здоровьем, как правило, не отличаются. Александр чет..
Алексей Значение имени Алексей Имя Алексей в переводе с древнегреческого означает «защитник». Происхождение имени Алексей Имя Алексей происходит от древнегреческого слова "алекс", означающего "защищать". Характеристика имени Алексей Алексей терпелив, старателен, трудолюбив и последователен. Во всем стремится к совершенству. Взявшись за дело, обязательно доводит его до конца, стараясь выполнить работу на максимально высоком уровне. Алексею хорошо дается кропотлива..
Антонина Значение имени Антонина В переводе с латинского имя Антонина означает «противница». Происхождение имени Антонина По одной из версий происхождения имя Антонина восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антонина происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антонина С самых юных лет Антонина любит командовать и воспитывать. Отличается п..
Василий Значение имени Василий В переводе с древне-греческого, имя Василий означает «царственный». Происхождение имени Василий Имя Василий восходит к древне-греческому басилиос, басилейос - «царский, царственный» - в древнегреческой мифологии эпитет Зевса и Посейдона. Характеристика имени Василий В раннем детстве Василий растет добрым, заботливым мальчиком. Обожает домашних животных. У Василия всегда много друзей, Василия любят бабушки и дедушки. Повзрослев, Василий сох..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Тимофей Значение имени Тимофей В переводе с древнегреческого имя Тимофей означает «богобоязненный». Происхождение имени Тимофей Имя Тимофей является русской формой греческого имени Тимотеос, от "тимао" – "славить" и "теос" – "бог". Значение имени Тимофей С раннего детства Тимофей отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью натуры. Тимофей крайне раним и обидчив. Зачастую подрастающие Тимофеи страдают заниженной самооценкой..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Музыканты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Луиза-Габриэла Бровина
Луиза-Габриэла Бровина фото

загрузка...