Авторизация

Александр Покрышкин   Aleksandr Ivanovich Pokryshkin

Александр Покрышкин / Aleksandr Ivanovich Pokryshkin

Карьера: Герой

Дата рождения: 19 марта 1913, знак зодиака рыбы

Место рождения: Новосибирск, Россия. Российская Федерация

В годы Великой Отечественной войны командовал эскадрильей, авиаполком, авиадивизией. Совершил 600 боевых вылетов, провел 145 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов. 24 мая 1943 года А. И. Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда», а с 19 августа 1944 года стал трижды Героем Советского Союза. Награжден также многими орденами и медалями.




Александр Покрышкин Биография

Прославленный совдеповский пилот Алексан др Иванович Покрышкин родился в семье ра бочего. По национальности российский. Чл ен КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1932 года. После окончания семилетней ш колы работал на заводе слесарем, вечерам и учился на рабфаке. В 1933 году окончил Пермскую военную школу авиационных техн иков, а в 1939-м — Качинскую военную ави ационную школу. После Великой Отечествен ной войны А. И. Покрышкин с отличием око нчил Военную академию имени М. В. Фрунзе , а после этого с золотой медалью Академ ию Генерального штаба. Был на ответствен ных военных постах в войсках ПВО. Избира лся депутатом XIX — XXIV съездов КПСС, д епутатом Верховного Совета СССР восьми с озывов, является автором книг «Небо войн ы» и «Крылья истребителя». В 1969 году е му присвоена ученая уровень кандидата во енных наук. Ныне маршал авиации А. И. По крышкин возглавляет Добровольное среда с одействия армии, авиации и флоту. В апре ле 1945 года гвардейская истребительная авиационная дивизия, которой командовал трижды Герой Советского Союза А. И. Покр ышкин, принимала участие в наступлении н а Берлинском направлении. Советские войс ка, развивая фарт в ходе Висло-Одерской операции, завершили отбояривание польски х земель и сильно вклинились на территор ию гитлеровской Германии. Наши войска, п оддерживаемые с воздуха советскими летчи ками, сметали очаги вражеской обороны и быстро продвигались к Берлину. Наступлен ие наших войск радовало всех советских в оинов. Однако для действий авиации это ш турмование создавало дополнительные труд ности. Они состояли в том, что граница ф ронта стремительно отодвигалась от полев ых аэродромов все дальше на Запад, а нов ых взлетных полос было чрезвычайно самое малое. Время-то было весеннее. И вот на стал миг, когда наши истребители без мал ого всю свою заправку горючего расходова ли на то, чтобы достичь переднего края, побыть над полем боя считанные минуты и, возвратившись, усесться с сухими баками . «Шел апрель, — вспоминал те дни Герой Советского Союза полковник А. И. Труд. — Погода выдалась дождливой, почва практи чески раскисла. Взлетать было прямо невм оготу, того и гляди скапотируешь. Наши а эродромщнки замучились, уплотняя грунт щ ебенкой, соломой, фашинником. Создалась опасность, что мы накрепко завязнем и вы ключимся из боевой работы. И это — под с амым Берлином! Помню, свойский комдив с аэродромщиками метался на машине по поля м, изъездил десятки населенных пунктов. Возвращался сумрачный, недовольный. Его мучила задача аэродромного базирования к ак одна из главных. Надо было отыскать в ыход из, казалось бы, самого безвыходног о положения. И свой начальник нашел тот самый выход. О задуманном эксперименте н ам, летчикам, он ничего тогда не сказал. Аэродромщикам приказал выслать куда-то передовую команду, а мы должны были быть в готовности к вылету. Полковник Покрыш кин взлетел первым, сделал круг и взял в ектор движения на запад. Вскоре и летчик ам была дана команда перелетать на новои спеченный аэровокзал. И тут мы услышали новое, неожиданное: усаживаться на автос траду! Это был риск, большой риск. И соо бща с тем — смелость, дерзость. Вон она — полоска автострады, в ширину меряй хот ь сто раз, больше двадцати метров не нам еряешь, а для посадки нам нужна полоска шириной хотя бы в полсотни метров! Но на нее первым тогда сел Покрышкин, значит, мы должны воспроизвести его расчет и по садку. Ленточка автострады казалась свер ху несложно ниточкой. Как на нее очутить ся, как по ней изготовить пробег, не укл ониться в сторону ни на шаг? Ведь лента шоссе зажата с обеих сторон кюветами, у клонился на пробеге, и... поминай, как з вали... Но сели успешно. Колесами касали сь асфальтовой дороги прямо близ посадоч ного знака. Техники и механики расставил и машины на обочине, замаскировали. И на чалась служба! Для фашистов это было так овый неожиданностью, нелегко представить ! Как же их наземные и воздушные разведч ики стремились разгадать, где мы базируе мся, с какого аэродрома работаем! Ведь о ни свою аэродромную сеть знали, как свои пять пальцев, все площадки обшарили и у бедились, что советских летчиков там нет . Не могли они допустить, никак не могли предположить возможности полетов с доро ги». Гвардейская истребительная авиацион ная дивизия, которой командовал А. И. По крышкин, в битве за Берлин вписала полно ярких страниц в свою боевую летопись. Г вардейцы привнесли весомый вклад в общее занятие разгрома врага. И не только в в оздухе, где они уничтожили десятки «месс еров», «юнкерсов», «фоккеров». Гвардейцы громили врага и на земле. Их начальник мог сражаться с фашистами на всех высота х, он знал, как ударять гитлеровцев и на земле, его искусство истребителя-бомбар дировщика не раз проявлялось в бою. Случ илось так, что наземные войска окружили крупную вражескую группировку между Берл ином и Котбусом. Но колечко окружения бы ло не шибко плотным, и фашисты попыталис ь массированным ударом прорваться из ок ружения. Трудно пришлось нашим наземным войскам. И вот руководство поставило зад ачу бомбардировщикам и истребителям обра ботать лесной массив, заполненный активн ый силой и техникой врага. Полковник Пок рышкин повел эскадрилью истребителей на штурмовку вражеской группы. К этому гвар дейцы были готовы, они заблаговременно, в дни передышки, овладели искусством бом бометания с пикирования и ведения пулеме тно-пушечного огня по наземным целям. Эт о умение пригодилось в трудную минуту. Г вардейцы совершили сотни боевых вылетов на штурмовку. В отрезок времени Берлинск ой операции дивизия Покрышкина уничтожил а на земле больше 30 вражеских танков и штурмовых орудий, примерно 200 автомашин и транспортеров, немного складов боепри пасов и горючего, полно активный силы. Е ще пылали фашистские самолеты в воздухе и на земле, догорали чадными кострами бл из оголенных деревьев Тиргартена и на це нтральном берлинском аэродроме Темпельго ф, а гвардейцы дивизии Покрышкина, сдела в прощальный круг над Берлином, взяли ве ктор движения на Прагу, чтобы участвоват ь в уничтожении последней сопротивлявшей ся вражеской группировки. Там, в небе Че хословакии, выполняя свою интернациональ ную миссию, гвардейцы-истребители провел и свой окончательный воздушный махач, сб ив последнего фашистского аса, победно з акончив великие битвы войны. С чего же н ачалась боевая слава Покрышкина? Как вык овывалось его высокое летное мастерство, как вырабатывались его новаторские поис ки и открытия в тактике индивидуальных и групповых воздушных боев, его командирс кий дар? Мечта о полете в воздушном океа не возникла в сознании юного Александра Покрышкина в тридцатые годы. В годы перв ых пятилеток держава обрела могучие крыл ья. Советские летчики, такие, как М. М. Громов, В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки; к ак первые Герои Советского Союза А. В. Л япидевский, М. В. Водопьянов, Н. П. Кама нин и другие; как первые мастера воздушн ых сражений, ставшие дважды Героями Сове тского Союза, — Я. В. Смушкевнч, С. И. Г рицевец, Г. П. Кравченко и их несчетные крылатые сподвижники, на весь мир убедит ельно и зримо доказали силу отечественно й авиации. В те годы комсомол шел навстр ечу крылатой мечте молодежи, и тысячи ко мсомольцев по путевкам Ленинского Союза Молодежи шли в аэроклубы, летные школы, авиационные училища. И нет ничего удивит ельного в том, что слесарь одного из нов осибирских заводов, двадцатилетний Алекс андр Покрышкин, по путевке комсомола пое хал в авиационную школу. Только учебное заведение оказалась не летной, она готов ила техников. Первое разочарование в сам ом начале пути! Добился приема у начальн ика школы, тот успокоил: учись, стань хо рошим знатоком техники, а греза о полета х выведет тебя в стратосферу, поверь! И Покрышкин поверил. Успешно окончив школу , он стал вкалывать авиационным техником . В часы подготовки машины к вылету подо лгу сидел в кабине, запускал мотор, выво дил его на различные режимы работы, след ил за показаниями приборов, хватал ручку управления на себя и от себя, давил то левую, то правую ножную педаль, внутренн е взмывал в бездонную синеву неба. А неб осклон звало властно, призывно. Начальни ки на рапорты о переводе в летное училищ е отвечали односложно: отказать. Пришлос ь пробиваться своим, особым путем. Приоб рел гору учебников по самолетовождению, пилотированию, аэродинамике и штудировал их долгими вечерами. Весной 1938 года А лександр смело явился к начальнику Красн одарского аэроклуба, выложил свою мечту. Тот удивился: авиатехник в щеголеватой синей военной форме с двумя кубиками в п етлицах, просится в аэроклуб, сугубо шта тский, осоавиахимовский! Такого ещё не б ывало. И о чем просит? Вэтого за единств енный месяц отпуска хочет сдать и теорию и практические полеты за весь вектор дв ижения обучения. Наверное, сильно горячо и настойчиво просил Александр Покрышкин начальника аэроклуба, вследствие того ч то что тот уступил, хотя в душе был увер ен в несбыточности намеченного. Да, тот самый месяц был для Александра Покрышкин а жарким, трудным. Он сдал все зачеты по теории, поднялся на планере, прыгнул с парашютом, вылетел независимо по кругу н а самолете ПО-2 и закончил всю летную пр ограмму с отличной оценкой. Инструкторы отметили, что учлет Покрышкин славно чув ствует авиалайнер. Вернулся в доля с удо стоверением об окончании аэроклуба. Напи сал ещё единственный рапорт. На тот самы й раз начальники единодушно решили: отря дить воентехника 2-го ранга Покрышкина в летное училище. Знаменитая «Кача» — Кач инская авиационная учебное заведение лет чиков была окончена, как и аэроклуб, на «отлично». Покрышкину предложили остатьс я трудиться в школе инструктором, но он попросил послать его в строевую количест во. Прав оказался патрон авиационно-техн ической школы: бывшему технику самолет-и стребитель давался легче, чем другим лет чикам. Маневренный пилотаж в воздушном б ою был освоен. Для Покрышкина это означа ло только вступление на долговременный с тезя поиска и опыта, совершенствования и шлифовки тактических приемов. Особое пр истрастие Покрышкина — разработка тактич еских приемов воздушного боя. Он осмысли вает имеющиеся типовые атаки, анализируе т их, до конца выясняет летно-тактически е возможности своего самолета и потом ве дет учебные воздушные бои с опытными лет чиками полка. Другая составная формула п обеды — жар. Покрышкин ладно знал: как н и маневрируй, с каким искусством ни пило тируй авиалайнер, но если не умеешь метк о известия жар из бортового оружия, не в идать победы. Только снайперский жар, ра зящий врага намертво, должен венчать ата ку. В те годы летчики учились стрельбе п о конусу на попутно пересекающихся курса х. Сначала у Покрышкина не все шло гладк о. Маловато пробоин насчитывали в конусе вслед за тем его стрельбы, а другой раз и совсем их не было. Стал тренироваться на земле, засел за расчеты, научился с математической точностью предуготовлять дистанцию открытия огня, нашел оптимальн ое исходное положение для ведения огня с предельно короткой дистанции. Тренирова л глазомер, руки, нервы. И упорная, наст ойчивая учеба дала отличные результаты. В 1941 году авиационный полк, в котором Александр Покрышкин был командиром эскад рильи, стоял на западных, границах нашей Родины, примерно реки Прут. На рассвете 22 июня над аэродромом раздался вой сир ены, возвестивший боевую тревогу. Война началась. Первое боевое поручение оказал ось несложным. Покрышкин со своим звеном сопровождал группу наших бомбардировщик ов. В районе цели они отбомбились и возв ратились на свой аэровокзал. Встречи с в ражескими истребителями не было. В первы е дни войны пришлось реализовывать задач у намного сложнее. В паре с летчиком И. Я. Лукашевичем Покрышкин вылетел на разв едку вражеского аэродрома в районе Ясс. На подходе к аэродрому они встретили пят ерку «мессершмиттов». Три вражеских само лета шли ниже нашей пары, а два — выше. Покрышкин решил ступать в атаку на тройк у, находившуюся внизу. Покачав машину с крыла на крыло, он ринулся вниз. Резкий маневр — и вот уже явственно виден хвост ище вражеского самолета. В тот самый миг на машину Покрышкина свалился единствен ный из «мессеров» сверху и дал очередно сть. Пришлось отправляться из-под удара грубо вверх, так что потемнело в глазах от перегрузки. Маневр был совершен, высо та сызнова набрана. Опять стремительное пикирование на «мессершмитты» и выход на предельно малую дистанцию. Меткая очере дность для врага оказалась роковой. Фаши стский авиалайнер загорелся, свалился на крыло, далее в штопор и врезался в земл ю. В первые дни и месяцы войны таких бое в было непочатый край, но много было и н еудачных. Один из них запомнился на всю существование, в силу того что что для П окрышкина тот самый махач чуть-чуть не о казался последним. Это было под Запорожь ем. Он вылетел в паре с летчиком Степано м Комлевым на разведку. Вскоре они обнар ужили танки и автомашины врага. Надо был о ретироваться обратно, чтобы добытые св едения о враге быстрее отрапортовать ком андованию. Но неожиданно целая группа «м ессеров» свалилась на пару наших разведч иков. Завязался неравный махач. Покрышки н разорвал колечко вражеских самолетов, сшиб единственный из них, но и его агрег атина получила серьезное повреждение. За глох движок, осколки снаряда расшибли пр иборную доску, кровь залила физиономия. И все-таки пилот посадил свою машину вбл изи от линии фронта. В селе перевязали р аны. Отступавшие на восток наши пехотинц ы предлагали ему сообща с ними вылезать из окружения, а авиалайнер спалить. Но П окрышкин не послушал их. Летчик попросил пехотного командира, чтобы он разрешил привязать хвостище самолета к грузовику. И так совместно со своим «ястребком» он стал пробиваться из окружения. Попадали под минометный пламень. Дважды кидались в атаку — и вырвались. В свой полк Покр ышкин вернулся посредством немного дней, когда его считали уже без новости пропа вшим, а машину вписали в графу боевых по терь. Вскоре он был в строю, ещё раз кры лья истребителя взметнули пилота в подне бесье, навстречу врагу. На новые бои зва ла преданность Родине, влюбленность к не й! Глубокой осенью 1941 года на своем ви давшем виды самолете Александр Покрышкин вновь вылетел на разведку. Командующий армией возложил ему разыскать, где прячу тся танки гитлеровского генерала Клейста . Это было под Ростовом в дни ожесточенн ых боев на Южном фронте. Осенне-зимняя н епогодь. Туман, снегопад, метель — погод а, конечно, нелетная. Но летать нужно бы ло, крайне нужно. Требовалось во что бы то ни стало откопать эти танки Клейста, по иному они могли причинить неожиданный таранный потрясение огромной силы там, где их не ждут. Покрышкин летел на бреющ ем, без малого впритирку прижимаясь к бе лесой степи. Он искал танки, искал продо лжительно и нашел, когда горючее было уж е на исходе, по чуть-чуть заметным следа м гусениц. Свой бронированный кулак Клей ст упрятал и замаскировал у стогов солом ы, в лесопосадке, в степной балке. Клейс ту не удалось неожиданно штурмовать наши войска. Капитан Покрышкин получил высок ую награду Родины — орден Ленина. Эскадр илья Покрышкина не раз приподнято оценив алась командованием за успешное выполнен ие боевых заданий. Не раз бывало, что он а встречалась с большими группами вражес ких бомбардировщиков, прикрываемых истре бителями. Силы бывали очевидно неравными . Но Покрышкин мог скоро сыскать наиболе е верный в сложившейся ситуации тактичес кий прием. Наши истребители шли в атаку и добивались победы. Наступать, а не обо роняться, штурмовать расчетливо, одним д ухом, дерзко — таково было важнейшее пра вило летчиков эскадрильи. — Тактика боя не что-то застывшее, данное раз и навечн о. То, что было ладно вчера, может устар еть завтра. Тактика боя все время видоиз меняется, совершенствуется. Это закон на шей авиации, — внушал своим подчиненным начальник эскадрильи. Во время сражения над Кубанью в эскадрилью пришли новые ле тчики: А. Ф. Клубов, Н. Л. Трофимов, Г. Г. Голубев и другие. Некоторые из них ус пели посетить в воздушных боях, но на са молетах иной конструкции. Нужно было стр емительно ввести молодая поросль в строй и в то же время поспеть привести в соот ветствие горячность, смелость этой групп ы молодых, рвущихся в мордобой летчиков с их уровнем выучки, боевого мастерства. На первом этапе становления летчика все мысли должны быть о летном деле. Летное занятие — это искусство, которое требуе т от человека любви к своей профессии, з наний, навыков, сил. Равнодушие нетерпим о, оно дорого будет стоить в бою. Так уч ил летчиков Покрышкин. И вот — первостеп еннный боевой вылет с новыми летчиками. Главное в этом вылете — вселить в душу л етчика уверенность в победе. Как это соо рудить? Очевидно, личным примером команд ира. Получено боевое поручение, и эскадр илья сообща с ещё прибывшими летчиками п однимается в воздух. Командир должен был не только представить личное умение изв естия воздушный махач, но и мочь его соз дать. Это второе важное заявочное пожела ние, предъявляемое к каждому авиационном у командиру. Зная тактику противника, ле тные характеристики его самолетов, Покры шкин в соответствии с этим и построил бо евой строй группы. Пара опытных летчиков была выделена для прикрытия сверху и по днялась на большую высоту. Пришли в назн аченный район. Молодые летчики по радио докладывали командиру о воздушной и назе мной обстановке. Этим проверялась их спо собность новости слежение и справедливо оценивать обстановку. — Над линией фронт а «мессершмитты», — передали с пункта на ведения. Воздушный мордобой был коротким , но результативным. В двух стремительны х атаках Покрышкин уничтожил два «мессер шмитта», и одного уничтожила пара Трофим ова. Этот предметный наука в воздухе цел иком удался: командира радовало, что мол одые летчики подмечали все детали скорос тных атак, правильно оценивали воздушную обстановку, выдерживали близкое местопо ложение в строю. Вскоре молодые летчики уже летали ведущими пар, а следом звенье в и сумели достичь успехов в боях. Некот орые из них стали прославленными летчика ми. А. Ф. Клубов, сбивший немного десятк ов самолетов, был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Много вражеских самолетов, автомашин, зениток и иной бо евой техники уничтожил Покрышкин за годы войны. Но не меньше пользы принес он и своими предложениями об изменении тактик и воздушного боя, тем, что обучил многих летчиков-истребителей делать умело, тво рчески соединяя теорию и практику при по дготовке к воздушному бою и в самом бою. Вспоминается разговорчик Покрышкина с с оветским писателем Алексеем Толстым. Вот как писал об этом Покрышкин в своей кни ге «Небо войны»: «Я спросил Толстого, от чего наши литераторы так немного пишут о б авиации, о летчиках-фронтовиках. — Это правильно, — согласился Алексей Николае вич. — Но не пишут они не вследствие тог о что, что советская авиация не заслужил а повестей и романов. Просто наши писате ли чуть-чуть ее знают. Взять, к примеру, воздушный махач. Даже внешне он являет собой захватывающую картину. А оттого чт о это, помимо всего, сгусток храбрости, свобода, мастерство. Это — своего рода п роизведение военного искусства. Надо име ть глубокими знаниями, чтобы явить его д инамику, отчетливо, образно выписать все его оттенки. Значит, мне и другим писат елям нужно хорошенько исследовать ваше з анятие, раньше чем приниматься за перо». Да, всякий воздушный мордобой — это сгу сток храбрости, воли, мужества. Кроме то го, ибо всякий воздушный мордобой неповт орим, любой требует анализа обстановки и новых приемов в действиях летчика-истре бителя. Любое упущение, всякий просчет т ут недопустимы. 12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на здоровенный высот е, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары «мессершмиттов». Они находились выш е его. Излюбленная тактика фашистских ис требителей: вдруг, в спину причинить вне запный потрясение и вновь спрятаться. Но Покрышкин упредил фашистов. Резко, так что перегрузка сдавила туловище, взметну л он свой истребитель вверх. Набрав высо ту, перевалил его и с пикирования устрем ился в атаку. Меткая очередность — и еди нственный «мессер» пошел к земле. Еще в миг набора высоты Покрышкин заметил, что пару наших истребителей штурмует четвер ка «мессершмиттов». Поэтому он не стал ш турмовать ведомого сбитого им фашиста, а устремился на содействие товарищам. Све рху ударил снарядами по одному, проскочи л вниз, грубо развернул авиалайнер и пош ел в лобовую на третий вражеский истреби тель. Вспыхнув, стал разваливаться в воз духе третий авиалайнер, сбитый им в этом бою. Все в этой воздушной схватке решил и секунды. Три атаки — и каждая своеобра зна. Сверху, снизу, лобовая штурмовая вы лазка — все было. И в каждом положении н ужно было сыскивать и молниеносно претво рять в действо близкое заключение. К зна ниям, опыту, тренировкам нужно было приб авлять то, что в доли секунды воздушного боя заставляло чуть-чуть изменить манев р или прием, вписать что-то новое, рожде нное порой только что мелькнувшей, как в спышка, мыслью. Это умение молниеносно о бновлять известное, заблаговременно подг отовленное и продуманное не раз помогало Покрышкину в бою. С первых дней войны П окрышкин не оборонялся, а наступал. И на ступал не очертя голову, а продуманно, с холодной ясностью мысли, не позволяя не нависти к врагу туманить ум. Он не боялс я остаться единственный на единственный с любым количеством вражеских истребител ей, искал боя, навязывал его и воевал хр абро, вдохновенно. Многие летчики-истреб ители прославились в воздушных боях на К убани весной 1943 года. Не сходила тогда со страниц фронтовых и центральных газе т и фамилия Покрышкина. Вместе со своими товарищами он наводил жуть на вражеских летчиков. Одно его явление в воздухе вы зывало панику посреди них. Больше 30 сби тых самолетов было уже на его счету. ... 60 фашистских бомбардировщиков под прикр ытием истребителей устремились на бомбеж ку позиций наших войск. Навстречу и подн ялись наши истребители. Не успела вражес кая армада перелететь линию фронта, как появились наши самолеты. Покрышкин в два счета оценил обстановку. Команда — и не много истребителей навязывают мордобой « мессершмиттам», отвлекая их от сопровожд аемых бомбардировщиков. А четверка, ведо мая Покрышкиным, в это время штурмует бо мбардировщиков. Атака! С боевого разворо та Покрышкин дает короткую, но точную, к ак потрясение кинжалом, очередность. Всп ыхнул, окутался дымом, падает на землю б омбардировщик. Затем был сбит второй, тр етий, четвертый... Строй вражеской групп ы давнехонько нарушен. Сбрасывая бомбы к уда попало, чтобы только облегчить самол еты, бомбардировщики сворачивают с курса , разворачиваются и идут вспять. Но появ ляется ещё группа вражеских самолетов. И заново Покрышкин командует, штурмует. О н сшиб ещё два бомбардировщика, сам же о стался невредим. В боях на Кубани прояви лось не только летное мастерство Покрышк ина. Он показал себя умелым организаторо м и командиром. Многие тактические прием ы, осуществляемые им в воздушных боях, б ыли приняты на вооружение в авиационных частях как стандарт творческого подхода, умения совместить воедино теорию с прак тикой. Таким тактическим приемом оказалс я, к примеру, свежий боевой строй истреб ителей — эшелонирование групп по высоте. В апреле 1943 года, во время боев за по луостров Мысхако, в районе станиц Троицк ая, Мингрельская и хутора Ольгинского, в осьмерка наших истребителей прикрывала н аземные войска от ударов с воздуха. Боев ой строй состоял из двух четверок, эшело нированных по высоте. Ведущим нижней был Покрышкин. Ее и атаковала шестерка истр ебителей противника. Советские летчики н е свернули. Самолеты одним духом сближал ись. Тут-то и оправдался свежеиспеченный боевой строй. «Атакуйте сверху!» — ском андовал Покрышкин. Не выдержав атаки с д вух направлений, вражеские истребители с резким снижением вышли из боя. Еще четы ре вражеских истребителя вынырнули из-за облаков и устремились за группой Покрыш кина. Однако советские летчики были спок ойны — они знали, что сзади и выше их на ходятся товарищи, которые придут на соде йствие. И четверка Покрышкина продолжала преследовать первую группу вражеских са молетов — шестерку. Подойдя на дистанцию действенного огня, Александр Покрышкин и Григорий Речкалов сшибли по одному сам олету. В это время находящиеся во второй группе советские истребители штурмовали «мессеров», пытавшихся ликвидировать са молеты четверки Покрышкина, и сшибли ещё два самолета. Остальные «мессершмитты» поспешили оставить поле боя. А наши само леты продолжали патрулирование, заняв да вний боевой строй. Прошло немного минут. Покрышкин увидел на горизонте воздушный махач — четыре наших истребителя отбива лись от восьмерки «мессершмиттов», и он повел группу в атаку. С первой очереди П окрышкин сшиб вражеский истребитель. Вос пользовавшись замешательством противника , он опять пошел в атаку. Вместе с А. И. Трудом они сшибли ещё по одному самолет у. За единственный вылет — два воздушных боя. Сбито семь вражеских истребителей и единственный поврежден. Успех не был с лучайным. Новый боевой строй, четкое вза имодействие, хорошая подготовка летчиков , умелое руководство группой — все это и обеспечило победу. Каждый период боевог о пути летчика-истребителя, авиационного командира по-своему раскрывает его летн ый нрав, показывает подъем его мастерств а, боевой зрелости. Начав боевую работу в первостепеннный день войны над пограни чной рекой Прут, под Кишиневом, он сража лся с врагом в основополагающий же год в ойны в небе над Днепром, следом водил эс кадрилью под Ростовом, на Северном Кавка зе. В отрезок времени ожесточенных возду шных боев весной 1943 года на Кубани ком андовал полком. В тот самый отрезок врем ени А. И. Покрышкин удостоился первой «З олотой Звезды» Героя. Над рекой Молочная гвардейцы полка, ведомые Покрышкиным, у ничтожили десятки вражеских бомбардировщ иков, довели до совершенства алгоритм «с вободной охоты». Здесь они поздравили св оего командира со второй «Звездой» Героя . В начале 1944 года А. И. Покрышкин ста л во главе авиационной дивизии и в возду шных боях над Прутом, Яссами, во Львовск ой операции, на Сандомирском плацдарме р аскрыл свои незаурядные способности авиа ционного командира. На полевой аэровокза л на берегу Вислы 19 августа 1944 года п ришла весть о том, что в нашей стране пе рвым в созвездии кавалеров «Золотой Звез ды» стал трижды Героем Советского Союза офицер А. И. Покрышкин. Свой боевой стез я он продолжил затем этого события от Ви слы к Одеру и дальше к Берлину, совершив финальный боевой вылет над Прагой. Форм уляры эскадрилий, полка и дивизии, котор ыми командовал А. И. Покрышкин, свидетел ьствуют, что его ученики и воспитанники в годы Великой Отечественной войны сража лись с врагом мужественно и отважно. 30 летчиков стали кавалерами «Золотой Звезд ы», а трое — дважды Героями Советского С оюза. Командир-новатор, летчик-экспериме нтатор, первооткрыватель новых приемов в оздушного боя — таким знали Покрышкина в годы войны не только его однополчане, н о и летчики, бившиеся с врагом на других фронтах. На всем протяжении огромного с оветско-германского фронта тактические п риемы, разработанные Покрышкиным, находи ли последователей, внедрялись в боевую п рактику. Формула победы в воздушном бою «высота — прыть — маневр — огонь» была с формулирована не безотложно. Четыре сост авляющих победы вырисовывались понемногу , по мере накопления опыта и теоретическ ой учебы. Она, эта формула, давала летчи ку-истребителю ключ к тому, чтобы в возд ухе быть хозяином, последовательно раскр ывая перед ним секреты поражения воздушн ого противника. В близкое время воздушны й мордобой строился только в горизонталь ной плоскости и проходил на виражах. Поя вились новые самолеты, двигатели, увелич ились горизонтальные и вертикальные скор ости, и летчики «полезли на высоту». Эту тенденцию отметили передовые воздушные бойцы, такие, как Покрышкин. Запас высот ы был поставлен первой составляющей в фо рмулу победы. Теорией, расчетами из обла сти аэродинамики было доказано, что прип ас высоты дает летчику в потенции резерв скорости. А прыть — второе обстоятельст во победы. Кто быстрее займет выгодную п озицию для атаки, на большей скорости во йдет в нее, догонит противника, тот буде т иметь в распоряжении в своих руках нес равненное превосходство. Но для выхода в выгодную позицию атакующему требуется с делать в аккурат рассчитанный, безошибоч ный маневр, вычертить в воздухе невидиму ю траекторию, которая должна вывести его в точку открытия огня. Ошибка в маневре смерти подобна. Значит, маневр — третья составляющая формулы победы. Однако не возбраняется иметь в распоряжении и прип ас высоты по отношению к противнику, раз решается направить ее в прыть, следом вы лезти в точку открытия огня и в итоге — промазать. Или стукнуть по броневым плит ам, по малоуязвимым местам. Враг выживет , если ему не причинить смертельного, ра зящего огневого удара. «Огонь венчает ат аку» — так говорили фронтовики. И Покрыш кин поставил эту величину последней, зав ершающей формулу победы. Так родилась фо рмула. Но она могла быть мертвой, нежизн енной, умозрительной. Авиационный началь ник А. И. Покрышкин непрерывно сам училс я и учил своих подчиненных искусству поб еды. Он чертил схемы, делал расчеты, при менял формулы, законы аэродинамики дозву ковых скоростей. Летчикам был обширно из вестен его известный альбом типовых атак . Его землянку называли «воздушной акаде мией». Он считал, что не разрешено дават ь бойца в воздух, если тот не овладел вс еми элементами победы — резво набирать в ысоту, новости мордобой на вертикалях, г ибко маневрировать и метко палить. Учебн ый ход молодых, да и видавших виды летчи ков был подчинен отработке навыков в пре делах внятно выраженной формулы воздушно го боя. ...Вот уже три десятилетия минул о вслед за тем войны. Маршал авиации Але ксандр Иванович Покрышкин, первым из сов етских воинов ставший трижды Героем Сове тского Союза, продолжает служить Родине, возглавляя Добровольное среда содействи я армии, авиации и флоту. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Аркадий Значение имени Аркадий В переводе с древнегреческого имя Аркадий означает "счастливая страна". Происхождение имени Аркадий Имя Аркадий имет греческое происхождение и образовано от греческого слова Аркас - житель Аркадии. Характеристика имени Аркадий В детстве Аркадий всеобщий любимец, его обожают бабушки и дедушки, любят воспитатели и учителя, родители также не чают души в маленьком Аркадии. Несмотря на всеобщее обожание Аркадий крайне редко становится эгоистом. Повзрослев, Аркад..
Константин Значение имени Константин Имя Константин в переводе с латинского означает «постоянный». Происхождение имени Константин История имени Константин имеет латинские корни и происходит от латинского слова constans , которое переводится, как «твёрдый, постоянный». Характеристика имени Константин В раннем детстве Константин растет крайне эмоциональным и тревожным ребенком. Константин робок и застенчив, часто плаксив. Трудно адаптируется в детском коллективе. В более взро..
Максим Значение имени Максим В переводе с латинского языка имя Максим означает «величайший». Происхождение имени Максим Имя Максим произошло от латинского слова «maximus», которое переводится как «величайший», «самый большой». Имя Максим является римским родовым именем. На территории России имя Максим получило широкое распространение в начале XIX века. Повторный пик популярности пришелся на 70-е годы того же века. Характеристика имени Максим С самого..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Герои

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Анджелина Джоли
Анджелина Джоли фото

загрузка...