Авторизация

Игорь Кустов   Igor Kustov

Игорь Кустов / Igor  Kustov

Карьера: Авиатор

Дата рождения: 7 июня 1921, знак зодиака близнецы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Старший сержант И. Е. Кустов к Апрелю 1942 года произвёл 71 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 12 самолётов противника. 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.




Игорь Кустов Биография

Родился 7 Июня 1921 года в городе Кувшин ово, в настоящее время Тверской области. Окончил 9 классов, далее аэроклуб в Бря нске, куда переехал вкупе с семьёй в 193 1 году. С 1940 года в рядах Красной Арми и. В 1941 году окончил Чугуевскую военну ю авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 19 41 года. Лётчик 728-го истребительного а виационного полка ( 3-я ударная вс, Кали нинский фронт ) Старший сержант И. Е. Ку стов к Апрелю 1942 года произвёл 71 боев ой вылет, в воздушных боях сшиб лично 7 и в составе группы 12 самолётов противни ка. В Марте 1942 года рядом с линией фро нта в районе города Кувшинова на бреющем полёте на истребителе И-16 таранил бомб ардировщик противника. На повреждённом с амолёте произвёл посадку в поле. 30 Янва ря 1943 года за мужество и отвагу, прояв ленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 22 Декабря 1943 года погиб в авиационной катастрофе. По хоронен в Киеве на Соломятинском кладбищ е. Награждён орденами Ленина, Красного З намени ( дважды ), медалями. На здании ш колы города Кувшинова установлена мемори альная доска, а в Брянске - монумент Гер ою. Школа № 27 Фокинского района Брянско й области, где он учился, носит его имя. * * * Игорь Кустов родился 7 Ию ня 1921 года в городе Кувшиново Тверской губернии. Окончил 9 классов и аэроклуб в Брянске, в 1941 году - Чугуевскую воен ную авиационную школу. Везде, где бы ни учился Игорь Кустов, он учился только на "отлично". Высокий, худощавый, тусклый юноша за блестящие успехи в лётном деле был оставлен в авиационной школе инструк тором, хотя в своё время как раз из - за роста и худобы его не хотели туда прини мать. Помимо природной одарённости, прил ежания и дисциплины, важнейшим качеством Игоря было упорство. В Декабре 1941 год а он добился отправки на фронт. ...Верхн еволжье. С заснеженного аэродрома поднял ись три истребителя. Ведущим идёт Игорь Кустов. Настроение у него прекрасное. Ещ ё бы ! Мечты молодого пилота исполнилис ь: он на фронте да ещё в близкий стороне . Только что Игорь отправил послание род ным: "Дорогие мои ! Вот я и в действующ ей армии. Вместе с другом Сашей Новиковы м добился отправки на Калининский фронт. Значит, буду ограждать родные места. Ве сь пыл своего сердца, всю волю разума от дам делу быстрейшего разгрома врага". Ис требители держат вектор движения на Пено . Вслед за Игорем летят Новиков и Мартын енко. Кустов видит знакомую с детства зе млю - зелёные леса, озёра, покрытые льдо м, узкие ленты дорог. Тут, в стороне, во все близко его близкий городишко Кувшино во. А вот и железная путь, станция Пено. 18 немецких бомбардировщиков приближают ся к ней, чтобы скинуть свой смертоносны й груз. Этого не разрешено предположить. Тройка истребителей врезается в строй в ражеских машин, открывает жар. "Юнкерсы" , завидев угроза, рассыпаются в стороны. Израсходовав в бою все боеприпасы, Куст ов решает таранить одного из бомбардиров щиков - он направляет свой истребитель п рямо в лоб противнику. Но в окончательны й миг германский лётчик не выдержал и от валил в сторону. Не сбросив бомб, "Юнкер сы" ушли восвояси. Первый удачно проведё нный махач окрыляет юного пилота. В доку ментах полка сохранились такие сведения о его дальнейшей деятельности: "Кустов с овместно с лётчиками Новиковым и Петренк о в Феврале 1942 года на аэродроме Холм сожгли 2 немецких транспортных самолёта, потом в групповых воздушных боях уничто жили 4 "Юнкерса", одного "Хеншеля - 126" , одного "Хейнкеля - 111" и одного "Юнке рса - 52". 18 Февраля Кустов сшиб "Юнкер са". На иной день одержал очередную побе ду, сбив "Хеншеля - 126". 23 Февраля Кус тов уничтожил германский бомбардировщик "Юнкерс - 88". Такого же типа самолёт сб ит им и 26 Февраля. За два дня - 8 и 9 М арта - Кустов в воздушных боях сшиб 3 вр ажеских самолёта". Схватка с немецким ис требителем 9 Марта чуть-чуть не закончил ась трагически. Когда Игорь сшиб бомбард ировщика, из - за облаков на него неждан но ринулся Ме-109. Кустов без малого усп ел увернуться от поражающего удара. Само лёт уцелел, но пилот получил тяжёлое ран ение. Игонь не растерялся. Превозмогая б оль, он вывел машину из боя и посадил её на своём аэродроме. Из госпиталя Игорь писал в Кувшиново: "Здорово же меня долб анул фриц ! Осколками снаряда зацепило лопатку, перебило ключицу. Одной рукой едва дотянул своего "ястребка" до линии фронта. Уже 2 месяца ремонтируюсь. Скоро , думаю, вновь буду за штурвалом. Ваш на следник и брат Игорь. 15 Мая 1942 года". Через два месяца Игорь сообщает родным: "Всё в порядке - поправился, вновь нача л летать на боевые задания. Вчера меня п риняли в кандидаты ВКП(б)". Как сражался Игорь Кустов, в те дни самые дни, мы уз наем из письма командира полка Майора Ос макова родным пилота, отправленное 8 Дек абря 1942 года: "Игорь провёл свыше 50 в оздушных боёв. Мне приходилось не раз ле тать сообща с ним. Бросается в глаза его хладнокровие при встрече с врагом, его мужество, уверенность в победе и исключи тельное мастерство владения техникой". В ыполнив свой основополагающий боевой выл ет 17 Января 1942 года, через всего непо лных два месяца 20-летний лётчик был пре дставлен к званию Героя Советского Союза . К тому времени в 71 боевом вылете на И -16 он уже лично сшиб 5 Ju-88, Ju-52 и H s-126, ещё 12 самолётов уничтожил в сост аве группы. 18 Августа 1942 года в соста ве шестёрки истребителей Кустов самоотве рженно провёл мордобой, сшиб бомбардиров щик Хе-111 и, несмотря на тяжёлое ранени е, из боя не вышел... После тяжёлого ран ения он вернулся в строй только в Октябр е 1943 года. Вспоминает прославленный лё тчик - истребитель дважды Герой Советско го Союза Арсений Васильевич Ворожейкин: "На фронте лётчики обыкновенно знакомятс я не по личным делам, а в небе. Но мне з ахотелось взглянуть личное занятие Младш его лейтенанта Игоря Ефимовича Кустова: уж крайне непочатый край о нём ходило ра зных легенд, а я не видел его более того на фотографии. Кустов был единственным лётчиком, тот, что совершил успешный тар ан на бреющем полете, практически у само й земли и практически над самой линией ф ронта. В личном деле Кустова в первую оч ередность привлекла участливость его шко льная успеваемость: одни отличные отметк и. В 13 лет он получил диплом за активно е участие во Всесоюзном слёте юных модел истов. В Брянске, учась в 9-м классе, с отличием окончил аэроклуб, а в 1940 году - Чугуевскую военную школу лётчиков. Ра ботал лётчиком - инструктором. А вот и п оследняя Августовская 1942 года аттестац ия. В ней описан и тот мордобой, после э того которого все считали, что ему больш е уже не видать небосклон. ...Воздушное сражение было только жестоким. И всё же лётчики на стареньких "ишачках" сокрушил и врагов и принудили его свалить бомбы н а свои же войска. Кустов в этом бою унич тожил 2 самолёта. И может быть, после эт ого этого боя и появилась сказка, что Иг орь приучил самолёт летать без своего вм ешательства. Очевидцы так рассказывали п ро его последнюю посадку. Тогда "ишачки" возвращались одиночно. И внезапно на КП наблюдатель сквозь рупор закричал на ве сь аэродром: "Внимание ! Самолёт садитс я без головы лётчика !" И воистину, лётч ика в кабине не было видно, но самолёт с ел стандартно, только не срулил с посадо чной полосы. Когда к машине подбежали лю ди, то на какой - то миг застыли от удив ления. На "ишачке" не осталось живого ме ста: весь иссечён пулями и снарядами, а кровь залила кабину и безжизненного лётч ика. Во время боя 20-мм авиационный снар яд разорвался в кабине, вырвал лётчику к лючицу, количество лёгкого, ранил в голо ву и руку... В бессознательном состоянии Кустов был отправлен в лазарет. После д олгого лечения он возвращается в полк, в свою родную 3-ю эскадрилью. ...Утром, к ак только я выбрался из кабины "Яка", пе редо мной оказался высоченный и прямой, как стрела, чувак с Золотой Звездой Геро я и орденом Ленина на груди. На его суро вом продолговатом бледном лице появилась застенчивая улыбка, которая проявила мо ре морщин, свидетельствующих, что этому человеку уже много пришлось потрудиться и ощутить. Игорь не принадлежал к той ка тегории людей, которые любят повествоват ь о своих физических муках. На наши вопр осы о госпитале, о том, как ему там дела ли операции, каким чудом у него восстано вилась прежняя ловкость и мощь, он отвеч ал только отрывистыми словами: врачи, оп ерация, гимнастика, терпение... И всё же мы заставили его раздеться по поясок, ч тобы своими глазами увериться как выгляд ит сейчас у него плечо, разбитое полтора года тому обратно снарядом. Есть как со бак нерезаных великолепных скульптур, си мволизирующих красоту и физическую силу человека. Но, глядя на Кустова, я убедил ся, что сам дядя бывает куда лучше самых удачных творений из мрамора. И это не д ар природы, а физкультура и спорт сделал и его таким сильным и красивым. Я более того забыл, к чему Игорь снял гимнастёрк у: до того поразила меня гармония его фи гуры. Но вот и левое плечо. На нем непоч атый край мелких шрамов. На месте ключиц ы мышца, и так искусно расположена, врод е всю дорогу была в этом месте, а шрамы как бы лучистая тень от неё. Игорь как з аправский акробат сделал сальто и, метко вкопанный, остановился на руках. Секунд ы 2 - 3 постоял в таком положении, затем рывком встал на ноги и так резво прошёл ся колесом около нас, что только пятки з асверкали". Игорь Кустов одним духом вош ел в строй лётчиков полка. С прежней отв агой он принял активное участие в боях з а Киев. Исключительно здорово Кустов сра жался над Днепром, где на Як-7Б уничтожи л 6 самолётов противника. Два из них - и стребитель FW-190 и корректировщик FW-18 9 в одном вылете 6 Ноября 1943 года. Име нно 6 Ноября, по его предложению, носы с амолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в багряный цвет. На фото, при веденном ниже, Игорь Кустов изображён у своего самолёта с выкрашенным носом. Это добро видно по разнице световых оттенко в краски. Интересно подметить тот факт, что аккурат 6 Ноября он довёл счёт личны х побед до 20. А вскоре случилось непред виденное... К концу Ноября 1943 года на полпути от Житомира к Киеву супостат был остановлен, и полк вслед за тем 5 месяц ев боёв выводился на переформирование. В тыл, за новыми самолётами Як-9Д, отправ или 10 лётчиков. В их числе был и Кустов . Правда, у Игоря на Новый Год была назн ачена свадьба, и все-таки он не стал отк азываться от этой командировки, заявив, что личные дела не должны влиять на служ бу. 22 Декабря начальник эскадрильи 728- го истребительного авиаполка Старший лей тенант И. Е. Кустов погиб в авиационной катастрофе под боком от Киева. Торопясь на свадьбу он, в условиях сложных погодн ых условий, вылетел в паре с лётчиком Ап риданидзе, надеясь проскочить до ещё бол ьшего ухудшения видимости. На маршруте о блачность стала понижаться, разом сливши сь с полосой тумана. Этого подвоха лётчи ки не заприметили и, вскочив в него, раз ом потеряли землю из виду. Верх оставить они не решились и стали снижаться, чтоб ы глазами ухватиться за землю. Но туман был так густ, что самолёты раньше врезал ись в землю, чем лётчики увидели её. Слу чилось это в 11 часов 15 минут... К тому времени отважный лётчик совершил пример но 200 боевых вылетов, сшиб 20 самолётов противника лично и 12 в группе с товари щами. [ Дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин в своей книге "Солдаты неба" пишет, что Игорь Кустов сшиб лично 21 самолёт. Эта виктория была одержана с 7 по 10.11.1943 года. Тогда И. Кустов и С. Лазарев сшибли по одному Ju-87. Кус тов сшиб 21-й, а Лазарев 13-й самолёт пр отивника ]. Его молодая - Люся, позже см ерти Игоря добровольцем ушла в армию. Бы ла связисткой и погибла 1 Мая 1945 года в Берлине при штурме Имперской канцеляри и... ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Роберт Значение имени Роберт В переводе с древне-германского, имя Роберт означает «неувядаемая слава». Происхождение имени Роберт Имя Роберт имеет древне-германское происхождение и образовано от древнегерманского слова «rod-berht», означающего «блестящий от славы». Характеристика имени Роберт с самого раннего детства Роберта называют «маменькин сынок», так как мать души не чает в собственном сыне. Легким и спокойным характер Роберта назвать сложно. ..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Авиаторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Леонардо ДиКаприо
Леонардо ДиКаприо фото

загрузка...