Авторизация

Михаил Кологривов   Mihail Kologrivov

Михаил Кологривов / Mihail  Kologrivov

Карьера: Авиатор

Дата рождения: 19 ноября 1919, знак зодиака скорпион

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями.




Михаил Кологривов Биография

Родился 19 Ноября 1919 года в селе Кокша йск, нынче Звениговского района Марийско й АССР, в семье рабочего. Окончил 1 вект ор движения техникума. С 1937 года в ВМФ . В 1939 году окончил Ейское военно - мо рское авиационное училище. С Июня 1941 г ода на фронтах Великой Отечественной вой ны. К середине Июня 1944 года начальник эскадрильи 6-го Гвардейского истребитель ного авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 возду шных боях сшиб лично 10 и в группе 1 сам олёт противника. Вэтого провёл 67 воздуш ных боёв, сшиб 10 самолётов лично и 2 в составе группы. 5 Ноября 1944 года за му жество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в морской авиации. В 1955 году о кончил Военно - Воздушную академию. С 19 57 года Подполковник М. М. Кологривов - в запасе. Жил в Одессе. Награждён ордена ми Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды, мед алями. Умер 16 Июля 1964 года. На здания х средней школы в деревне Кокшамары и де тсада в селе Кокшайск установлены мемори альные доски. * * * При впадении Большой Кокшаги в Волгу, на её восточно м берегу, раскинулось село Кокшайск. В Н оябре 1919 года тут в рабочей семье роди лся Михаил Кологривов, в этом месте он п ровёл детские и юношеские годы. Живописн ые, неповторимые по своей красоте берега рек и лесной массив, впритык подступавш ий к селу, - излюбленные места, где пров одил Миша свободное время. Купался в Вол ге, Кокшаге, сидел часами с удочками. Хо дил в лесной массив за ягодами и грибами . Зимой стремглав спускался на лыжах с к рутых, с уклоном до 70 градусов и с барь ерами гор. Бывало и так, что к подножию горы Миша летел кубарем. Но неудачи его не огорчали. Вскоре детские мечты захват ило новое увлечение - авиация. Увидев в воздухе самолёт, нечасто пролетавший над его селом, Миша подолгу стоял, как вкоп анный, смотрел вдогонку удалявшейся маши не. В 1927 году он пошёл обучаться в Кок шайскую начальную школу, а следом в Кокш амарскую среднюю школу. Окончив 9-й клас с, поехал в Ленинград, к старшему брату, студенту института. Его явление в студе нческом общежитии для Иосифа было полной неожиданностью. - Приехал поступать на учёбу в институт. За меня не беспокойся, вступительные экзамены сдам, - смирно и твердо сказал Миша. В институтах, куда обращался самоуверенный сельский паренёк , с ним беседовали, прозеряли документы и во что бы то ни стало требовали аттест ат об окончании средней школы. - Я подго товлен для института, знаний у меня дово льно, а что аттестат ? - настойчиво повт орял Михаил при каждом разговоре. Да, ат тестат подвёл... Неудача огорчила юношу, но он твёрдо решил не ретироваться в Ко кшанск. Поступил обучаться в Ленинградск ий техникум точной механики и оптики. Уч ился отменно, получал стипендию. В свобо дное от занятий время и дни отдыха работ ал грузчиком на кондитерской и табачной фабриках. Однако, избранная специальност ь его не удовлетворяла. Он твёрдо решил сделаться военным лётчиком. Его охота ис полнилось. По комсомольской путёвке он п оступил в Ейское военно-морское авиацион ное училище. Осенью 1937 года одел форму курсанта - авиатора. По душе пришлась к омсомольцу воинская работа. Он от всего сердца полюбил с первых дней пребывания в училище свою будущую профессию, с боль шим прилежанием выполнял нелёгкие курсан тские обязанности: ходил в наряд, нёс ка раульную службу и настойчиво учился. Хор ошая физическая подготовка, глубокое зна ние программы 9 классов средней школы, г од учёбы в техникуме, горячее тяготение в совершенстве освоить авиационную техни ку давали положительные результаты. По у спеваемости он был в числе лучших курсан тов. Остались сзади 3 года упорной учёбы . Приказом Министра Военно - Морскогр фл ота Михаилу Кологривову присвоено первое офицерское звание. Службу он проходил в ВВС Черноморского флота. В безоблачном пространстве крымского неба и над просто рами Чёрного моря, охраняя границы нашей Родины, совершенствовал лётное мастерст во. На Западе бушевал пожар Второй Миров ой войны. Молодой лётчик Михаил Кологрив ов хоть отбавляй внимания уделял изучени ю немецкой авиационной техники, тактики воздушной войны. На Крымском полуострове и застала его махаловка. 22 Июня 1941 г ода в 3:13 немецкая авиация совершила пе рвостепеннный налёт на Севастополь - гла вную базу Черноморского флота. Лётчики - истребители, и в их числе Михаил Кологр ивов, в первые же часы начавшейся войны вступили в борьбу с врагом. Днём и ночью встречали они врагов, смело вступая в м ахач и наносили противнику крупный урон, а когда приблизился фронт, активно помо гали сухопутным войскам и морякам, надёж но прикрывали их с воздуха и громили шту рмовыми ударами жирую силу и технику вра га. В конце Сентября 1941 года немецкие войска рвались в Крым. В районе Перекопа они сосредоточили крупные силы. Лейтена нту Кологривову с ведомым младшим лейтен антом Кириченко было приказано разгромит ь скопление активный силы и техники прот ивника. Самолёты до предела загружены бо мбами и снарядами. Отважные лётчики с се вастопольского аэродрома взяли вектор дв ижения на север. При подходе к линии фро нта путь полёта изменили, пошли на восто к. Линию фронта пересекли вдалеке от ско пления войск противника. К колонне врага подошли с тыла. Враг этого не ожидал. В незапно последовали стремительные штурмо вые удары. Бомбы и снаряды накрывали цел и. Колонна противника разгромлена. Возду х сотрясали сильные взрывы, заполыхали б ольшие пожары. На месте сосредоточения а ктивный силы лежали трупы немецких боец и офицеров. На артиллерийских позициях в алялись разбитые пушки. Налёт был до тог о быстротечным, что зенитчики противника не смогли более того вскрыть жар. Хорош о продуманный тактический маневр обеспеч ил скрытность выхода к цели и победу. На мечавшаяся вражеская штурмовая вылазка н аших позиций была сорвана. О боевом геро йском поступке Михаила Кологривова руков одство полка в наградном листе писало: " Уничтожил в районе Перекопа 3 танка, 12 автомашин, 3 батареи, 4 зенитно - пулемё тные точки, 13 повозок, 26 кавалеристов и до 3000 вражеских солдат". В Декабре 1 941 года грудь отважного авиатора украси ла первая высокая правительственная нагр ада - орден Красного Знамени. Воздушная разведка обнаружила на аэродроме в тылах немецких войск значительное скопление а виационной техники. Шла усиленная подгот овка к нанесению бомбового удара по воен ным объектам и нашим войскам в районе Се вастополя. Аэродром усиленно охранялся о т воздушного нападения. На выгодных пози циях установлены зенитные батареи и пуле мётные точки. В воздухе патрулировали ис требители. Нанести штурмовой потрясение по аэродрому руководство поручило бывалы м лётчикам - Кологривову и Кириченко. Из учив путь полета, систему заградительног о огня противника в районе аэродрома, лё тчики наметили проект выполнения боевого приказа. К аэродрому они подошли над об лаками. В воздухе находились 6 Ме-109, о хранявших подступ к аэродрому, но Кологр ивов и Кириченко умелым маневром обошли истребителей противника. Из облаков вышл и над аэродромом. В это время самолёты J u-52 заправляли горючим. Шла погрузка бо мб и боеприпасов. Советские лётики быстр о штурмовали скопления вражеской техники . Неоднократные штурмовые удары верно на крыли цели. На аэродроме поднялась сумат оха. Немецкие лётчики и обслуживающий пе рсонал в панике бежали в укрытия. Окрест ности огласились сильными взрывами. Вспы хнули большие пожары. Штурмовка немецког о аэродрома была только успешной: 15 сам олётов врага уничтожены и повреждены ! Налёт противника на наши военные объект ы не состоялся. Кологрпвов и Кириченко у дачно вернулись на свою базу. Командован ие и боевые друзья горячо поздравили их с очередной победой. Напряжённость боёв на земле и в воздухе нарастала. Немцы вв одили в мордобой, новые силы, рвались в Крым, надеялись на быструю победу, но ча сти Красной Армии и наша авиация преград или тракт противнику. Развернулись тяжёл ые оборонительные бои на Ишуньских укреп лённых позициях. Временное превосходство в активный силе и технике было на сторо не немцев и им ценой огромных потерь уда лось к 27 Октября вылезти на степные про сторы Крымского полуострова. Враг рассчи тывал с ходу овладеть и Севастополем. Но фашистское руководство жестоко просчита лось. Севастополь усилиями его обитателе й и воинов гарнизона был превращён в неп риступную крепость. В первых рядах защит ников города был и Михаил Кологривов. Не достаток самолётов советские лётчики ком пенсировали большим количеством вылетов. Каждый день они по 6 - 8 раз поднималис ь в воздух. Ожесточённые бои разгорались над городом и морем, передовыми рубежам и обороны. С Января по Апрель 1942 года недруг ни на суше, ни в воздухе особой а ктивности не обнаруживал. Им было за это время совершено 239 боевых вылетов, наш а же авиация продолжала наносить интенси вные удары по врагу, совершив за это же время 1927 боевых вылетов. И в эти относ ительно "тихие" дни черноморцы демонстри ровали боевое мастерство и умение ударят ь врага. Так, 20 Марта 1942 года в завяз авшейся над Севастополем воздушной схват ке 5 наших лётчиков, в числе которых был и Михаил Кологривов, сшибли 6 из 7 неме цких истребителей Ме-109, не потеряв ни одной своей машины. 20 Марта 1942 года К ологривов в паре с Кириченко патрулирова ли над главной базой флота. В 16:27 пока залась группа немецких бомбардировщиков и истребителей. Их было 12 ( 8 Ju-87 и 4 Me-109 ). Более чем 5-кратное превосхо дство ! Но несмотря на это Кологривов и Кириченко скоро пошли на сближение и ш турмовали врагов в отдалении от целей. У мелым маневром они разомкнули строй неме цких бомбардировщиков. Завязался жаркий воздушный мордобой. Атаки истребителей с ледовали одна за прочий. Немцы не выдерж али натиска, начали спешно сбрасывать бо мбовый груз и повертывать назад. Но не в сем им удалось спастись бегством. Наши л ётчики доложили о сбитии 3-х пикировщико в ( немцы официально признают потерю т олько одного Ju-87 - Wr.N.5367 ). За нач альный год войны он совершил 372 боевых вылета, из них 24 на штурмовку активный силы и техники врага. Его боевой налёт с оставлял 478 часов. В первую годовщину В еликой Отечественной войны, 22 Июня 1942 года, руководство ВВС Черноморского фло та наградило Старшего лейтенанта Михаила Кологривова вторым орденом Красного Зна мени. В конце Июня 1942 года черноморски е лётчики перебазировались на кавказское побережье. Здесь, как и в Крыму, их жда ла напряжённая боевая служба. Войска Чер номорской группы и Северо - Кавказского фронта готовились причинить сокрушительн ый потрясение по фашистским войскам, окк упировавшим Северный Кавказ и Таманский полуостров. В Январе 1943 года наши войс ка перешли в штурмование. Их активно под держивала и авиация Черноморского флота. 9 Апреля 1943 года Михаил Кологривов ед инственный вступил в мордобой с 4 Ме-109 . Немецким лётчикам казалось, что виктор ия на их стороне. Но не так думал превос ходный мастер воздушного боя. Хорошо зна я тактику врага и боевые возможности сво ей машины, Кологривов был уверен, что до бьётся победы. С первого же захода единс твенный самолёт врага подбил метким огнё м. Последовала вторая стремительная штур мовая вылазка. Точный прицел - и второй "Мессер" окутался чёрным дымом. Объятый пламенем, он рухнул на землю. Оставшиеся 2 Ме-109 спаслись бегством. Родина прип однято оценила боевой геройский поступок отважного лётчика. Его наградили 3-м ор деном Красного Знамени. В Мае 1943 года руководство назначило его, кавалера 3-х орденов Красного Знамени, опытного коман дира звена, на новую пост - командиром э скадрильи. Лётчики эскадрильи удачно вып олняли свои боевые задачи, густо прикрыв али военно - морские базы, суда на морск их коммуникациях, победно наступавшие ча сти Красной Армии, сопровождали штурмову ю и бомбардировочную авиацию, летали на перехват самолётов противника, вели возд ушную разведку. С Мая 1943 года до начал а Июня 1944 года лётчики эскадрильи под командованием Кологривова совершили 923 успешных боевых вылета, провели 87 групп овых и 28 одиночных воздушных боёв. В жа рких схваткам сшибли 22 самолёта противн ика. В 1943 году эскадрилья получила нов ую материальную количество. Личный соста в в недлинный срок освоил свежеиспеченны й самолёт Як-9. И в этом немалая заслуга командира, сумевшего в сложных условиях военного времени основать переучивание лётчиков. Командование дало высокую оцен ку деловых качеств Михаила Кологривова к ак командира эскадрильи. В боевой характ еристике, составленной 10 Декабря 1943 г ода, сказано: "Боевой и храбрый начальни к. Лётный состав воспитывает умело и гра мотно... Требователен к себе и подчинённ ым. Эскадрилья к боевым действиям подгот овлена неплохо. Занимаемой должности пол ностью соответствует". Командир эскадрил ьи показывал подчинённым собственный обр азец боевого мастерства. 23 Января 1944 года, в районе города Керчь, Кологривов самоотверженно провёл махач с немецкими самолётами и сшиб Ме-109. 10 Февраля и 1 Апреля в воздушных схватках сшиб ещё 2 таких же самолёта. Грудь отважного лётчи ка украсила новая правительственная нагр ада - орден Александра Невского. Воспита ние подчинённых - искусство. Командир эс кадрильи владел им в совершенстве. Он во спитывал лётчиков и словом и личным прим ером в бою. С начала Великой Отечественн ой войны до 10 Июня 1944 года совершил 5 83 успешных боевых вылета. Провёл 130 гр упповых и 64 одиночных воздушных боёв. Л ично сшиб 10 самолётов противника и 2 са молёта в паре с ведомым. Командир полка, Герой Советского Союза, Гвардии подполк овник М. В. Авдеев, представляя Кологрив ова к высшей правительственной награде, писал в наградном листе: "Растущий лётчи к - начальник, умеющий твёрдой волей взр ащивать подчинённых на выполнение постав ленных боевых задач по разгрому немецких захватчиков... Пользуется большим автор итетом подчинённых. Обладает хорошими ор ганизаторскими способностями, настойчив. Всегда рвётся в махач первым и ищет вра га, несмотря ни на какие метеорологическ ие условия летает днём и ночью". Славные ратные подвиги командира эскадрильи, ег о отвага, мужество и организаторский ген ий, проявленные в боях с немецким фашизм ом, приподнято оценила Родина. 5 Ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СС СР присвоил Гвардии капитану Кологривову Михаилу Михайловичу высшее военное разл ичие Советского государства - звание Гер ой Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Этот д ень запомнился ему на всю существование. Долгих 3 года Михаил находился в самом пекле войны, верой и правдой борясь супр отив фашизма за жизни миллионов людей. В стихотворении одного поэта есть такие с трочки: "... воинский геройский поступок я считаю высшим и самым бескорыстным на века". С этим не разрешено не сладиться . Так же думал и Михаил: "Стать Героем С оветского Союза - большая честь, но ещё большая честь - постоять за свободу Отеч ества". Михаил Кологривов принимал актив ное участие в обороне и освобождении от немецких оккупантов Крыма, города Севаст ополя, черноморского побережья Кавказа, юга Украины, Молдавии. Бил врагов Родины в небе Болгария. Здесь с лётчиками эска дрильи он совершил последние боевые выле ты, провёл последние воздушные бои. Радо стный и долгожданный торжество - День По беды над немецким фашизмом - Кологривов встретил на земле Болгарии. В Октябре 19 45 года опытного, боевого командира эска дрильи, Михаила Кологривова, назначили н а новую высокую место - заместителем ком андира авиационного полка. Родина довери ла ему воспитание молодых лётчиков. 5 ле т он передавал им свои знания, боевой на вык и мастерство. Возросший объём работы требовал не только опыта, практики, но и больших теоретических знаний. В 1950 г оду Кологривов поступил на учёбу в Военн о - Воздушную академию. После её окончан ия его назначили командиром авиационного истребительного полка. Организаторский гений командира полка развернулся на все сто на новой должности. Полк, прежде от стававший по боевой подготовке, дисципли не, проворно встал в ряды лучших. Высока я требовательность к подчинённым сочетал ась у него с проявлением постоянной забо ты о них. Благоустройство военного город ка, квартир, торговлишка и культурное об служивание - до всего доходил Кологривов . Военнослужащие и члены их семей любили Кологривова за человечность, остро разв итое ощущение товарищества, за большую б лагородную душу. Вера в коллектив, его с пособности и силы снабжали успешное закл ючение задач, стоявших перед полком. Уси лиями личного состава, в недлинный срок, без затрат государственных средств, был а создана заново образцовая учебная база . Полк под командованием Кологривова пос редством год стал лучшим в соединении. Н о годы войны, напряжённая служба и учёба , ранение давали себя располагать информ ацией. В Апреле 1957 года по состоянию з доровья Подполковник М. Кологривов ушёл в припас. Несмотря на ухудшение здоровья , Михаил Михайлович не думал об отдыхе. Он безотложно же активно включился в раб оту Ленинского районного комитета ДОСААФ , города Одессы, проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Его избрали в состав ревизионной комисс ии, коммунисты неоднократно избирали дел егатом на партийные конференции. В 1960 году Подполковник запаса поступил на раб оту в Одесский Главпочтамт - начальником радиоинспекции. И на этой работе он пок азал себя человеком высокого гражданског о долга. Коммунисты избрали его в состав партийного бюро. На заседании партийног о бюро Кологривов был избран секретарём. Партийная принципиальность, непримиримо сть к недостаткам в работе, чуткость, от зывчивость - снискали ему искреннее почт ение коллектива работников Одесского Гла впочтамта. Как ни верил Кологривов в сил ы своего организма, побороть немощь не м ог. Тяжёлый недуг приковал к больничной койке. Началась напряжённая схватка врач ей за его существование. Новейшие медици нские препараты не давали исцеления. Не помогло и вмешательство хирургов. 16 Июл я 1962 года перестало колотиться горячее сердце отважного советского лётчика, Ге роя Советского Союза, Гвардии подполковн ика запаса Михаила Михаиловича Кологриво ва. В честь славных побед черноморских л ётчиков в авнагородке, на берегу Чёрного моря, разбита аллея Героев. По её обеим сторонам установлены скульптурные портр еты Героев Советского Союза. В скульптур е Кологривова воплощены его характерные черты: несгибаемая мощь воли, хладнокров ие, мужество и большая душевная человечн ость. Память об отважном лётчике - истре бителе Михаиле Кологривове достойно увек овечена и на его родине. По решению Звен иговского районного совета депутатов тру дящихся на зданиях Кокшайской начальной и Кокшамарской средней школ, в которых у чился Миша, установлены Мемориальные дос ки. В школах созданы комнаты боевой слав ы, собранные в них документы и фотографи и повествуют о славном жизненной пути лё тчика. По решению Звениговского районног о совета депутатов трудящихся Заводская улочка Кокшайска переименована в улицу и мени М. М. Кологривова. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Александра Значение имени Александра В переводе с древнегреческого имя Александра означает «защитница людей». Происхождение имени Александра Имя Александра является женской формой от мужского имени греческого происхождения Александр. Характеристика имени Александра Александра капризна, своенравна и упряма, особенно если растет единственным ребенком в семье. Сложно адаптируется в коллективе и знакомится с детьми. Повзрослев, Александра начинает интересоваться спортом, добивается неплохи..
Виктор Значение имени Виктор В переводе с латинского, имя Виктор означает «победитель». Происхождение имени Виктор Имя Виктор происходит от латинского "Victor" - «победитель». В древнеримской мифологии "Victor" - эпитет богов Юпитера и Марса. Характеристика имени Виктор В детстве Виктор растет добрым и доверчивым ребенком. Любит книги о приключениях, шпионах и разведчиках. С удовольствием занимается конструированием. Маленький Виктор раним, однако быстро..
Герман Значение имени Герман В переводе с латинского имя Герман означает «единородный», «единокровный». Происхождение имени Герман Имя Герман имеет древне-латинское происхождение и образовано от латинского слова "germanius" - «единоутробный», «близкий», «родной». Характеристика имени Герман Герман во всех возрастах вспыльчив и раздражителен. В различных стрессовых ситуациях Герман способен «вспыхнуть как спичка», пр..
Клавдия Значение имени Клавдия В переводе с латинского языка имя Клавдия означает «хромоножка». Происхождение имени Клавдия Имя Клавдия является женским вариантом имени Клавдий, происходящего от латинского "клаудус": хромой. Прилагательное "клаудус" было одним из эпитетов хромоногого бога Вулкана, Гефеста. Характеристика имени Клавдия В детстве Клавдия растет спокойным, уравновешенным ребенком. Немного повзрослев Клавдия становится более капризной. Клавдия добрый и о..
Павел Значение имени Павел В переводе с латинского имя Павел означает «малыш, маленький». Происхождение имени Павел Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», что означает «малый, не большой». В Библии Павел – один из апостолов, который выступал против учения Иисуса Христа, участвовал в разрушении храмов и гонениях христиан. Характеристика имени Павел С самых ранних лет Павел растет добрым и отзывчивым ребенком. Павел воспитан, умеет правильно себ..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Авиаторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Джейк Джилленхол
Джейк Джилленхол фото

загрузка...