Авторизация

Марк Галлай   Mark Gallay

Марк Галлай / Mark  Gallay

Карьера: Авиатор

Дата рождения: 16 апреля 1914, знак зодиака овен

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия. Российская Федерация

Понятия "неизвестный Галлай" не может быть по определению. Летчик-испытатель Марк Галлай давал путевку в жизнь самолетам, представлявшим строгую государственную тайну, но сегодня эта техника стоит в музеях. Исследования, которые вел доктор технических наук Марк Галлай, давно рассекречены. Сорок с лишним лет назад полковник Галлай снял погоны, оставил самолетный штурвал и начал писать книги - так появился писатель Марк Галлай, благодаря которому весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний, мир, где соседствовали романтика мужской работы и строгая проза научных расчетов.




Марк Галлай Биография

Галлай Марк Лазаревич - заслуженный летч ик-испытатель СССР (1959), врач техничес ких наук (1972), профессор (1994), литер атор. Родился 3 (16) апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Работал токарем, училс я в Ленинградском институте инженеров ГВ Ф, следом - в Ленинградском политехничес ком институте. С 1935 года летал на план ерах и прыгал с парашютом в Ленинградско м аэроклубе. С 1937 года работал инженер ом в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил летную школу и в сентябре 1937 года стал летчиком-испытателем ЦАГИ. Участник Вел икой Отечественной войны. В июне 1943 го да был сбит над территорией, оккупирован ной врагом, и выпрыгнул с парашютом. Наш ел партизан Рогнединской партизанской бр игады (Брянская область) и сквозь 12 дне й на самолете был вывезен за линию фронт а. После этого вернулся на летно-испытат ельную работу. В 1950 году был уволен из ЛИИ им. Громова (увольнение Галлай связ ывал с начавшейся в стране кампанией гос ударственного антисемитизма). В 1950-195 3 годах - летчик-испытатель НИИ-17; пров ел испытания радиолокационного оборудова ния истребителей-перехватчиков И-320 и Л а-200. В 1953-1958 годах - летчик-испыта тель ОКБ В. Мясищева. За время летной ра боты освоил рядом 125 типов самолетов, в ертолетов и планеров. Звание Героя Совет ского Союза присвоено в 1957 году. Начин ая с 1958 года полковник М. Галлай - в з апасе. В 1958-1975 годах работал в ЛИИ с таршим научным сотрудником. В 1960-1961 годах - инженер-методист отряда космонав тов, работал с первой группой - "гагарин ской шестеркой". С 1959 года был замести телем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям. Опубликовал п римерно 30 научных работ. Преподавал в М осковском авиационном институте, Академи и гражданской авиации. Известный литерат ор, автор многих популярных книг, посвящ енных авиации и летно-испытательной рабо те. Умер 14 июля 1998 года. Именем Марка Галлая названа малая планета. Понятия " незнаемый Галлай" не может быть по опред елению. Летчик-испытатель Марк Галлай да вал путевку в существование самолетам, п редставлявшим строгую государственную та йну, но нынче эта техника стоит в музеях . Исследования, которые вел врач техниче ских наук Марк Галлай, давнехонько рассе кречены. Сорок с лишним лет вспять полко вник Галлай снял погоны, оставил самолет ный штурвал и начал строчить книги - так появился сочинитель Марк Галлай, благод аря которому весь Союз открыл для себя м ир неба, летных испытаний, мир, где сосе дствовали романтика мужеский работы и ст рогая проза научных расчетов. Эти книги позволительно смело снимать с полки, они не стареют. Понятия "незнаемый Галлай" не может быть по определению. Он участво вал в таких событиях, что, как ни скромн ичай, в тени не останешься. Он был челов еком, припоминать которого друзьям больн о - потому как что его нет, но и сладко - в силу того что что они знали его. А д рузья эти - люди пишущие, снимающие, уме ющие повествовать... Через разные этапы советской истории было суждено миновать Галлаю, но у него достало ума и мужества ни в чем не замараться. Красивая судьби на сильного, достойного и талантливого ч еловека. Понятия "безвестный Галлай" не может быть по определению. Но есть понят ие "Галлай малоизвестный". Это те подроб ности, которые сохранились в памяти самы х близких к нему людей. Сам он их, видим о, считал несущественными. Правильно или нет - решайте. По просьбе "Известий" пр о Марка Галлая ныне вспоминают: вдова Кс ения Вячеславовна, сынуля Юрий Маркович и пилот Ульрих Унгер (Германия) - дружба н и ученик. * * * Отец Марка Галлая, Ла зарь Моисеевич, был инженером-энергетико м, экономистом, работал с великим Вернад ским. Мать, Зинаида Александровна - актр иса, выступала в необычном, забытом нынч е жанре: сказительница. Выступала с чтен ием русских народных сказок. Ее сопровож дал аккомпаниатор с гуслями. Семья была вхожа в ленинградские артистические круг и, и, к примеру, с Александром Менакером (тот, что "Миронова и Менакер", папа Ан дрея Миронова), и с Леонидом Утесовым Ма рк Галлай был знаком с двадцатых. Сергей Королев, Борис Раушенбах, Константин Си монов - его приятели с довоенный поры: о баятельный, с отличным чувством юмора юн ый пилот располагал к себе. * * * В юнос ти Галлай занимался боксом - и благополу чно. Потом поступил в аэроклуб. Через не впроворот лет ненароком встретился с тов арищем по секции, тот стал тренером. "Ну и дуралей ты, что бокс кинул, - сказал он Галлаю. - Что тебе твоя авиация дала? А так бы чемпионом стал, весь мир объез дил!" Из-за режима секретности Галлай до лгие годы был невыездным. * * * Галлай у чился в Институте инженеров гражданской авиации, затем решил перевестись в Полит ехнический. Пришел к известному гидродин амику профессору Лойцянскому: "Хочу к ва м". - "Пожалуйста. Только... Дайте-ка ва шу зачетку. Молодой джентльмен, чтобы по ступить без потери курса, вам надобно до сдать семнадцать экзаменов. Сможете это соорудить за полтора месяца - милости пр ошу. Нет - извините". Студент Галлай сда л за полтора месяца семнадцать экзаменов . * * * Посмотрите на фотография с Калин иным. Все в форме, Галлай - в кожанке. А это 41-й год, Галлай получает орден (ме жду прочим, Красного Знамени) за сбитый в небе Москвы авиалайнер. Но формально о н ещё оставался штатским. Галлай входил в нарочно сформированную из летчиков-исп ытателей ЛИИ эскадрилью ночных истребите лей, которой командовал известный ас Анд рей Юмашев (экипаж Громов-Данилин-Юмашев , начальный перелет сквозь Северный полю с). На счету Галлая довольно собственных геройских поступков, чтобы не приписыва ть то, чего не было. Тот "Дорнье-215" - единственная вражеская агрегатина, сбита я им. Но "Золотую Звезду" Галлай мог при нять задолго до 1957 года. В 42-м звание Героя давали за тридцать боевых вылетов на штурмовку. На счету Галлая-фронтовог о летчика их было 28. Потом его с фронта отозвали, послали заново испытателем. * * * Галлай ушел в отставку полковником, Героем, имел совершенный комплект боевы х наград... При этом как жуткий дрёма вс поминал те немного случаев, когда ему пр иходилось гулять строем. * * * В 1943 го ду Галлай обучал летчиков дальней авиаци и работе с новыми двигателями. Специальн ого времени на обучение не было, решили обучать "в процессе" - инструктор участв ует в боевых вылетах в качестве второго пилота, попутно все объясняя. Галлай был включен в экипаж летевшего сквозь линию фронта ТБ-7, в районе Брянска их сшибли , Галлай со штурманом Гордеевым пробирал ись сквозь леса, наткнулись на партизан и уже с партизанского аэродрома их вывез ли вспять на Большую землю. Это известно . Но есть немного характерных подробност ей. Галлай прыгал с парашютом, когда на нем уже горели унты. Унты успели загорет ься, потому что что экипаж мог оставить машину раньше, но внизу был град, они не хотели, чтобы авиалайнер рухнул на дере вянные дома, и тянули в сторону до после днего. Шел дождик, было ветрено, парашют истов разнесло в разные стороны. Галлай повис, зацепившись куполом за деревья, п ри этом его с размаху ударило о торчащую ветку. Весь дальнейший переход по лесам он проделал с болями в спине. Потом выя снилось - травма позвоночника. "Дома" вр ачи запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но Галлай ещё два десятка лет продолжал летать - в корсете. Как удавал ось уламывать медкомиссию? Тайна. Ксения Вячеславовна: "Я спрашивала: "Почему ты никому не расскажешь, что полжизни лета л с поврежденным позвоночником?" Он отве чал: "Я ещё этим буду хвастаться?" Верну вшись в ЛИИ, Галлай увидел на стене летн ой комнаты свой портрет в траурной рамке , а на столе - посвященный себе некролог , подготовленный наркоматом для "Вестник а воздушного флота" и присланный в инсти тут для согласования. * * * Из рассказов сына. "В 1945 году наша семейство летом жила на даче близ Жуковского. Мне было шесть с половиной лет. Многих детей из п оселка родители взяли с собой на парад П обеды, и они затем перед теми, кто парад а не видел (в том числе и передо мной), сильно задавались. Я переживал - как же так, мой папа, подполковник, пилот, а са м на параде не был и меня не взял? Мама сказала отцу: "У Юры развивается комплек с неполноценности". Тогда папа взял меня на аэропорт, посадил сообща с сотрудниц ей ЛИИ во вторую кабину По-2 и сделал не много кругов над нашим поселком - как ра з тогда, когда наши мальчишки играли на улице. Так у меня появился ответный козы рь: "Зато я!.." * * * Из рассказов сына: "Конечно, я также хотел быть летчиком. Подал документы в аэроклуб, но меня зару била медкомиссия. Я этого не ожидал - чу вак был здоровый, уймище спортивных разр ядов. Через невпроворот лет папа признал ся: он попросил. Почему? "Хочу, чтобы мо й сынуля дожил до старости". * * * Гагар инское "Поехали!", уверяли меня, - от Га ллая. Он работал с космонавтами на трена жерах и перед началом упражнения спрашив ал: "Ну? Поехали?" "Поехали!" - отвечали ему. * * * Принцип галлаевских отношени й с начальством: если начальство (кто бы он ни был!) говорит тебе "ты" - начинай "тыкать" в реакция. * * * Твардовский, когда ему в "Новый мир" передали первую манускрипт Галлая, был недоволен. Ожидал , что будет очередная писанина графомана "с положением", решившего на досуге поб аловаться пером, - разновидность, котору ю Твардовский выносить не мог. Прочитав, позвонил Эммануилу Казакевичу (они с Га ллаем были соседями по даче, Казакевич Г аллая и убедил присесть за книгу): "Слуш ай, а кто твоему летчику пишет?" Казакев ич ответил: "Поговори с ним и все поймеш ь". * * * Первой галлаевской автомашиной был купленный в конце сороковых ДКВ (кт о сегодня помнит эту марку?) - двухцилин дровый, с без малого мотоциклетным двига телем, с особым расположением ручки пере ключения передач. Потом "Победа". Потом "Волга". Ездить обожал. Возиться с машин ой не терпел. (Ксения Вячеславовна: "Учт ите ещё, что с его спиной это было непро сто".) Был доверенный знакомый водитель, которому Галлай платил (немало) за то, что тот содержал машину в порядке. Перед автомобильным путешествием (а Галлай их шибко любил), выезжал на Кольцевую и дл ительно колесил, придирчиво вслушиваясь, как работает движок. "Как авиалайнер пр оверял", - сказали мне. На старости лет за рубежом впервой сел за руль "Вольво" и ахнул: с его позвоночником в салоне бы ло диковинно подходяще. Выложился, потра тил кучу нервов и сил, но подержанную "В ольво" купил одним из первых в Москве. Д ачи недолюбливал, говорил: "Я - урбанист ". Все его дачные обзаведения - только п од давлением жен, напиравших на необходи мость: дети, самочувствие... Ксения Вяче славовна: "Перед выездом на дачу - две т радиционные фразы: "Опять везешь меня от равляться кислородом?" и "А когда назад? " Был до крайности пунктуален. Все, что предстоит свершить за день, во что бы то ни стало записывал. Если в гости звали "часикам к семи", приходил гладко в 19.0 0. Ксения Вячеславовна: "Я говорила: "Ма рк, так также невежливо. Хозяйка к семи ни при каких обстоятельствах не успевает , мировой тон - минут на десять опоздать ". Он: "Но звали же к семи!" * * * Ульри х Унгер: "В 1991-м на День авиации мы с ним поехали на "Макс-шоу" в Жуковский. Б ыл весьма славный день, все прошло замеч ательно. Назавтра до срока утром меня бу дит звонок Галлая: "Ули! Включайте радио !" Это был путч. Мы встречаемся, завтрак аем, обсуждаем, что будет и как быть. Вт оварищ Марк Лазаревич: "Спасибо близкий коммунистической партии..." Я смотрю на него с удивлением. Галлай: "...за то, чт о она дала нам постепенно отпраздновать День авиации!" И ещё. Из тех же времен п ерестройки. Сидит Марк Лазаревич, перед ним - масса газет разных направлений. В одной пишут: надобно вешать всех коммуни стов. В другой: всех офицеров Советской армии (близилось 23 февраля, я как раз е го поздравлял). В третьей: всех евреев. Галлай усмехается: "Ули, как думаете, в какую я категорию попаду?" * * * В октяб ре 1993-го, когда Гайдар ночью по телеви зору призвал противников "Белого дома" п олагать у Моссовета, Галлай скомандовал жене: "Пошли!" Возле ТАССа их остановили какие-то автоматчики. Галлай сказал: "П ошли дворами". Ксения Вячеславовна: "Я в змолилась: "Марк, темное время суток, ря дом никого... Сгоряча подстрелит малопон ятно кто - и что опосля?" Он нехотя согл асился возвратиться. Потом говорил мне с укором: "Это я из-за тебя я там не был! " * * * Когда началась приватизация - с большим интересом пытался в ней осмыслит ь. Чара-банк его "кинул". Расстроился не столь из-за денег, сколь из-за самого ф акта обмана (с "Чарой" тогда многие моск овские литераторы влетели). Зато к "МЕНА ТЕПу" претензий не имел: выплатили все с полна, поздравляли, как и других Героев Советского Союза, с праздниками, приноси ли на обиталище продуктовые подарки. Воо бще - выиграл он или продул, когда пришл и новые времена? Как все. В олигархи не попал. Другое занятие, что - чего уж! - Галлай был Героем, человеком с именем, э то его защищало, в совершенно социально униженных не оказался. Но развал Союза п ережил тяжко. (Ульрих Унгер: "Один раз м ы с ним про это поговорили, и больше я т ему не поднимал: видно было, что Марку Л азаревичу больно".) Крах отрасли, тяжело е положение, в которое попали друзья-лет чики, также всегда расстраивали. Но терз ание, как полотнище стяга, не носил. Рад овался открывшейся возможности колесить по миру, новым друзьям. То, что медаль в честь 850-летия Москвы ему будет вручат ь Ельцин, воспринял как честь. В самое т яжелое время дал беседа с характерным на званием: "Из штопора мы выйдем..." * * * А ещё у него была привычка: часа за два до начала испытаний приспевать к самоле ту и беседовать с ним - как с живым. Ход ил кругом машины, гладил фюзеляж, крылья и что-то тихо говорил. "Ты чего?" - спр ашивали друзья. "Уговаривал не подвести в воздухе!" - улыбался он. Но какие слов а он для этого находил - мы уже не узнае м. * * * В начале 70-х годов Марк Галлай приехал к нам в МГУ с рассказами о свое й жизни и о знаменитостях, с которыми эт а бытие его свела. Одна из историй досто йна пересказа. В книге воспоминаний у Га ллая был абзац грубо такого содержания: в одно прекрасное время, ещё во время во йны, он присмотрелся к ребятам из БАО (б атальон авиационного обслуживания), кото рые что-то там подтаскивали к самолету. Это были зэки, и единственный из них чем -то заинтересовал Галлая. Как пишет Галл ай, "так я познакомился с Сергеем Короле вым, тот, что следом стал Генеральным ко нструктором". Было идеально бесспорно, ч то тот самый абзац цензура ни в жизнь не пропустит. Однако книги, в которых упом инались технические детали военного хара ктера, до обычной цензуры (Главлита) про ходили специальную военную цензуру. Прич ем было известно, что эта организация бы ла в такой степени придирчивой, что позж е нее в Главлите книгу обыкновенно уже н е читали и нетрудно "шлепали" печать. Та к вот, начальником этой военной цензуры был друг Галлая, к тому же собиравшийся на пенсионную выплату, и автор мемуаров упросил его покинуть связанный с опаснос тью абзац. Тот в конце концов согласился , после этого быстренько ушел на пенсион ную выплату, Главлит ничего не заметил - и книжка успешно вышла. Так в СССР впер вой стало известно, что Генеральный конс труктор космических аппаратов, огромный Сергей Королев, в родное время "сидел", и разумеется, по политической статье. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Никита Значение имени Никита В переводе с древне-греческого имя Никита означает «победитель». Происхождение имени Никита Имя Никита имеет древне-греческие корни и происходит от греческого слова «ника» - «победа». Характеристика имени Никита С самого раннего детства Никита отличается особой рассудительностью, серьезностью и последовательностью. Никита растет жизнерадостным, общительным  и открытым ребенком. Многие дети, носящие имя Никита одарены творчески. ..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Авиаторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Виктор Королев
Виктор Королев фото

загрузка...