Авторизация

John Rushworth Jellicoe / Адмирал

John Rushworth  Jellicoe

Карьера: Адмирал

Дата рождения: 5 декабря 1859, знак зодиака стрелец

Место рождения: -

Адмирал, лорд Скапа, командовал Гранд Флитом большую часть Первой мировой войны, включая Ютландское сражение. До сих пор историки спорят, мог ли флотоводец разгромить германский флот в бою.




John Rushworth Jellicoe Биография

На флот он поступил в 1872 году. В 1884 году окончил морской колледж, участвовал в колониальных войнах супротив Египта ( 1882) и Китая (1900). В 1907 году его пр оизвели в контр-адмиралы, в 1910 году - в вице-адмиралы. С 1913 года Джеллико бы л вторым морским лордом. Когда летом 191 3 года было решено провести учения по от ражению нашествия на Британские острова, распоряжаться этой операцией препоручил и Джеллико, а его противником стал Калла ген. Соотношение сил приблизительно соот ветствовало соотношению германского и ан глийского флотов. Учения максимально при близили к боевым условиям, погрузили на транспорты войска, изображающие экспедиц ионный остов. Джеллико следовало высадит ь эти войска между Блайтом и Сандерлендо м. Когда маневры начались, транспорты и корабли Джеллико прошли незамеченными и благополучно высадили десант, а линейный флот Каллагена понес большие “потери” о т развернутых Джеллико подводных лодок. Учения продемонстрировали такую неподгот овленность к отражению вторжения, что Че рчилль прекратил их, опасаясь, что сведе ния достигнут Германии. На следующих ман еврах в августе линейные крейсера Битти втянули корабли Джеллико в мордобой до п рихода флота Каллагена. Однако первая по пытка вызвала в Англии такую тревогу, чт о при Комитете Имперской Обороны возобно вила работу “комиссия по вторжению”, кот орая выдала рекомендации по организации территориальных войск для борьбы с десан тами противника. На 1914 год были заплан ированы бессчетные учения в водах метроп олии. Учения прервала махаловка. Во врем я Первой важный войны в 1914-1916 годах флотоводец был главнокомандующим Гранд Ф литом. 4 августа, в день объявления войн ы Германии, Джеллико получил распоряжени е с линейными кораблями Гранд Флита выле зти к меридиану 2 градуса восточной долг оты для перехвата неприятельских рейдеро в. А линейные крейсера с легкими силами направлялись к берегам Норвегии. О войне узнали уже в море. 7 августа, не найдя целей, флот вернулся в Скапа-Флоу для по полнения запасов топлива. Первые дни про тивники ограничивались действиями легких сил. Так как общественное взгляд в Англ ии возмущала бездеятельность флота, было решено штурмовать германские патрульные корабли и навести количество легких сил под орудия линейных крейсеров. Атаку на чали утром 28 августа. Кроме прежде наме ченных броненосных крейсеров, эсминцев и подводных лодок, Джеллико выделил 6 быс троходных легких крейсеров. Именно им в значительной мере пришлось новости мордо бой с противником, покуда на сцену не вы шли линейные крейсера. Германский флот л ишился 3 крейсеров и эсминца, многие кор абли получили повреждения. Эта первая ви ктория воодушевила британских моряков, а Битти, командовавшему линейными крейсер ами, и Тируиту, командовавшему флотилией эсминцев в Гарвиче, принесли славу. Раз очарованное в задуманной до войны страте гии ослабления противника действиями лег ких сил и подводных лодок, германское ру ководство предприняло 3 ноября обстрел Я рмута линейными крейсерами Хиппера. Англ ичане не смогли перехватить сию минуту ж е отошедшую германскую эскадру. Джеллико ограничился в качестве контрмеры переба зированием в Розайт 8 эскадренных бронен осцев и 4 броненосных крейсеров для отра жения нападений на восточное побережье. О следующем набеге германского флота уже стало известно от начавшей работу по ра сшифровке германских радиопереговоров “к омнаты 40”. Первым ее успехом стала инфа о выходе в море линейных крейсеров Хипп ера 15 декабря. Однако англичане не знал и, что в поддержку Хипперу выходит и Фло т открытого моря. Поэтому, помимо линейн ых крейсеров Битти, Джеллико направил то лько доля Гранд Флита. 4 линейных крейсе ра Битти вышли из Кромарти, эскадра крей серов - из Розайта. Командующим операцие й Джеллико назначил вице-адмирала Д. Уор рендера, тот, что со 2-й эскадрой линейн ых кораблей (6 новейших дредноутов) выхо дил из Скапа-Флоу. Этим силам следовало перехватить 16 декабря у Доггер-банки Хи ппера, когда тот будет ворочаться. Факти чески охранение британского флота утром 16 декабря встретилось и вело мордобой с охранением Флота открытого моря. Однако адмирал Ингеноль не знал, что супротив него выступают немаловажно меньшие силы, оттого не решился продолжить движение и повернул в свои порты. Битти, преследов авший германские корабли, ещё не знал, ч то спереди главные силы противника. Тем временем Хиппер безмятежно прошел к бере гам Англии, обстрелял Хартпул, Скарборо, Уитби и успешно вернулся, разойдясь в ш торм с британскими кораблями. Обстрел го родов вызвал возмущение в Англии, вперво й пострадавшей с середины XVII века. Но Джеллико не стал разыскивать виновных. О н ограничился переводом линейных крейсер ов в Розайт, ближе к цели возможного нов ого рейда. 23 января 1915 года в результ ате деятельности “комнаты 40” стало изве стно о выходе эскадры Хиппера, и на пере хват послали линейные крейсеры Битти. В бою у Доггер-банки 24 января англичане п отопили броненосный крейсер “Блюхер”, пр и всем при том основным силам Хиппера уд алось покинуть. Этот махач вызвал перест ановки и в британском, и в германском ко мандовании. Следующее столкновение произ ошло следом того, как командующим Флотом открытого моря стал Рейнгард Шеер. Весн ой 1916 года немецкий флот совершал выла зки, истребил немного английских корабле й. 31 мая выступил весь Флот открытого м оря. В тот же день вышли и главные силы Гранд Флита, что привело к Ютландскому с ражению. В авангарде германского флота ш ли 5 линейных крейсеров Хиппера. В 60 ми лях дальше двигались 16 дредноутов и 6 э скадренных броненосцев адмирала Шеера в охранении легких сил, всего 99 вымпелов. Кроме того, Шеер развернул 18 подводных лодок для оповещения о движения вражеск их сил. В английском флоте авангард сост авили 6 линейных крейсеров Битти и 4 при данных ему быстроходных сверхдредноута т ипа “Куин Элизабет” с охранением под ком андованием контр-адмирала Хью Эван-Томас а. Они двигались с запада на восток к пр оливу Скагеррак. В десятках миль северне е 2 колоннами шли главные силы Гранд Фли та под флагом Джеллико. Они включали 16 дредноутов, 3 линейных и 4 броненосных к рейсера с сильным охранением; линейные к рейсера контр-адмирала Горацио Худа сост авляли авангард главных сил. Поблизости шла вторая колонна вице-адмирала М. Джер ама (8 дредноутов, 4 броненосных крейсер а с охранением). Английские силы насчиты вали 155 вымпелов. Предполагалось, что Б итти завяжет мордобой с противником и на ведет его на главные силы, что позволит разгромить Хиппера. Но сходный проект бы л и у германского командования. Противни ки соблюдали полное радиомолчание и не з нали о движениях приятель друга. Так как немецкий флот направлялся к северу перп ендикулярно курсу английского, противник и могли разминуться, и только случайная саммит кораблей охранения стала завязкой морского сражения. Сначала сражение пош ло по германскому плану. Авангард Битти вступил в мордобой с эскадрой линейных к рейсеров Хиппера, тот, что своим отступл ением вывел английские линейные крейсера под жар всего германского флота. Корабл и Эван-Томаса, не принявшие знак Битти о решительном преследовании противника, п рибыли к месту боя с задержкой, и англич анам не удалось всецело расколотить неме цкий авангард до встречи с главными сила ми. В то же время они лишились 2 линейны х крейсеров. В рапорте, озаглавленном “О шибки, допущенные в Ютландском сражении” , Джеллико порицал Битти за то, что тот перешел в атакование, не дожидаясь Эван- Томаса. Однако Битти целиком резонно пол агал, что в случае задержки рисковал вып устить противника. Оказавшись под обстре лом Флота открытого моря, Битти повернул на попятный вектор движения и направилс я к главным силам Гранд Флита. Вскоре вс тупили в мордобой линейные крейсера Худа ; при всем при том единственный из них е щё взлетел на воздух. Германский флот ра дикально преследовал, в то время как спе реди не показались корабли Гранд Флита. Главные силы англичан двигались в настоя щий момент 6 колоннами по 4 дредноута. Ф лаг Джеллико развевался на сверхдредноут е “Айрон Дьюк”. Сначала англичане слышал и отдаленную канонаду, потом увидели мах ач авангардов. Джеллико начал перестраив ать 24 дредноута в боевую линию. Только затем 18 часов началась перестрелка глав ных сил. Шеер, видя превосходство против ника, повернул “все вдруг” на 180 градус ов и направился к своим портам, стараясь в сумерках отстать от Гранд Флита, тот, что перешел в штурмование. Германские к орабли до темноты совершили немного пово ротов для уклонения. Джеллико не решился на ночной мордобой. В условиях того вре мени он опасался обронить управление фло том и приказал снизить прыть до 14 узлов . Адмирал намеревался продолжить сражени е утром. В темноте происходили столкнове ния устаревших кораблей и легких сил. Но к 3 часам 3 июня Шееру удалось привести свои корабли с усталыми экипажами к Хор нс Рифу. Ему пришлось затопить линейный крейсер “Лютцов”. Остальные дредноуты, н есмотря на повреждения, вернулись на баз ы. К утру на английском флоте стало ясно , что противника упустили. В Германии ма хач оценили как “победу при Скагерраке”. В Англии в первую очередь путаная инфа для прессы вызвала в обществе ощущение п оражения. Действительно, потери британск ого флота (14 кораблей общим водоизмещен ием 111 тысяч тонн и 6784 офицера и матр оса) оказались немаловажно крупнее герма нских (11 кораблей водоизмещением 62 тыс ячи тонн и 3058 человек). Однако по сути дела Гранд Флит оказался следом сражени я боеспособным, тогда как Флот открытого моря требовал немного месяцев ремонта. Со временем, потом публикации “Рапорта а дмирала Джеллико о Ютландском сражении”, в Англии признали, что сражение явилось победой британского флота. Обе стороны наградили отличившихся. В рапорте о Ютла ндском сражении Джеллико сообщал, что то лько темень помешала довершить разгром г ерманского флота. Он утверждал, что стра тегия верна, тактика достойна восхищения , а традиции живут и побеждают. Пресса с равнивала Джеллико и Битти с Нельсоном. Однако уже 4 июня сам Джеллико, обращаяс ь к морякам Гранд Флита, заявил, что “сл ожившаяся к этому времени обстановка дае т мне полное право констатировать, что с лавные традиции, унаследованные нами от многих поколений отважных моряков, самым серьезным образом поколеблены”. В письм е военному министру он предлагал определ ить расследование, если его действия соч тут неверными. 24 июня адмирал направилс я для доклада в адмиралтейство. Встретив ший его в пути Битти увидел, как он мора льно и физически подавлен тем, что упуст ил вероятность одержать великую победу. После сражения, когда выяснились подробн ости, флот разделился на сторонников Дже ллико и Битти, причем последние обвиняли командующего в нерешительности и более того в трусости, считая, что Битти мог д остигнуть успеха. Противники же считали, что Битти бессмысленно ввязался в махач и не смог разумно применять свои силы. Джеллико пытался сгладить трения, органи зовав торжественную встречу линейных кре йсеров в Скапа-Флоу. Однако дискуссия в печати развернулась на долгие годы, и са ми герои, Джеллико и Битти, участвовали в ней. Надо вымолвить, что вина за ход с ражения лежала и на адмиралтействе, кото рое снабдило Джеллико непрофессионально интерпретированными переводами германски х радиограмм, и они ввели его в заблужде ние о расположении германских эскадр. 18 августа 1916 года Шеер вывел в море 18 дредноутов и 2 линейных крейсера в охран ении легких сил, предоставляя Джеллико п оследнюю вероятность. Получив сведения о выходе противника, Джеллико выступил бо лее того раньше германского флота. Однак о погибель от торпед подводной лодки кре йсера “Ноттингем” заставила его завернут ь обратно, и только посредством 4 часа а дмирал возобновил движение к югу. Если б ы не эта задержка, он наверное с 29 дред ноутами и 6 линейными крейсерами мог одо леть больше слабого врага. К 14 часам ав ангард Битти оказался в 40 милях от Флот а открытого моря. Однако в настоящее вре мя Шеер, получив известие с дирижабля о приближении английских линкоров (за кото рые приняли эсминцы), повернул и вечером приближался к своим базам. Джеллико при шлось ворочаться. На отходе германские п одводные лодки потопили крейсер “Фалмут” . Это событие привело Джеллико в уныние, и на совещании флагманов Гранд Флита 13 сентября он заявил, что при дальнейших попытках забежать южнее широты Хорнс Риф а флот ожидают большие потери. С ним все согласились. Германский флот ещё прекра тил активность вслед за тем нескольких п отерь до 1918 года. В ноябре 1916 года Д желлико позже нескольких дней раздумий п ринял предложение морского министра заня ть пост первого морского лорда. До конца 1917 года он занимал тот самый пост. По д его руководством была начата активная баталия с германскими подводными лодками . Еще 29 октября 1916 года, до развертыв ания неограниченной подводной войны, Дже ллико писал адмиралтейству: “Серьезная у гроза в том, что наши потери торгового т оннажа сообща с потерями торгового тонна жа нейтральных стран могут к началу лета 1917 года до того сказаться на ввозе пр одуктов в страны союзников, что это може т вынудить нас сходить на такие мирные у словия, которые не оправдывались бы воен ной обстановкой на континенте и в отдале нии не соответствовали бы нашим желаниям ”. Однако сторонник линейных флотов и ге нерального сражения, истребляющего флот врага, Джеллико выступал ярым противнико м организации конвойной службы, и только личное вмешательство премьер-министра Л лойд-Джорджа, тот, что 30 апреля 1917 го да посетил адмиралтейство и своей власть ю отправил основополагающий конвой, помо гло обезопасить перевозки в морях. Нереш ительность и осторожность Джеллико, усил енные моральной надломленностью затем 27 месяцев командования флотом, привели к тому, что в декабре 1917 года адмирал сд авал дела новому первому морскому лорду. После окончания войны Джеллико, как и Б итти, был окружен почетом и славой. Для двух флотоводцев были нарочно созданы ва кансии адмиралов флота, об этом было объ явлено 3 апреля 1919 года. 7 августа Дже ллико получил, как единственный из выдаю щихся флотоводцев, 50 000 фунтов стерлин гов (вдвое меньше, чем Битти). В феврале 1919 года адмирал Джеллико на линейном крейсере “Нью Зеланд” отправился в плава ние по доминионам. Он посетил Индию, Авс тралию, Новую Зеландию и Канаду. Исходя из необходимости достигать безопасности морских коммуникаций, адмирал пришел к в ыводу, что, несмотря на англо-японский с оюз, главным противником станет Япония с ее стремительно растущей морской мощью. По плану Джеллико следовало сформироват ь на Дальнем Востоке флот, сопоставимый с флотами других держав в этом районе, у крепить Сингапур и Гонконг супротив атак и линейных кораблей, сотворить мощные во енно-морские базы на берегах Австралии. Адмирал рассчитывал, что Австралия, Нова я Зеландия и Индия возьмут на себя значи тельную доля расходов по сооружению и со держанию этого флота. Однако ни в одном из доминионов флотоводца более того не п ринял премьер-министр. Доминионы уклонил ись от роста военных расходов. Кроме тог о, цена программы превышала возможности империи. Было принято заключение беречь союз с Японией, оттого что больше опасны м конкурентом Великобритании становились США. С 1920 года Джеллико был губернато ром Новой Зеландии. В 1925 году вышел в отставку. Он выпустил строй книг: “Гранд -Флит в 1914-1916 гг.; его создание, фор мирование и деятельность” (1920); “Кризи с морской войны” (1920); “Подводная опас ность” (1934). Скончался Джеллико 20 ноя бря 1935 года в Лондоне. 26 ноября катаф алк с гробом доставили к Собору Св. Павл а, где флотоводца предали земле. А 21 ок тября 1949 года Джеллико и Битти были от крыты памятники на Трафальгарской площад и. Памятники невелики по сравнению с кол онной Нельсона, и не все приходящие на п лощадь знают, что они символизируют. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Архипп Значение имени Архипп В переводе с древнегреческого имя Архип переводится как «начальник конницы». Происхождение имени Архипп Имя Архипп происходит от греческих корней "архи" – "высший" и "иппо" – "лошадь". Характеристика имени Архипп Архип отличается рассудительностью, спокойным темпераментом, не бросает лишних слов на ветер. Как правило, Архип не торопится с быстрыми выводами, тщательно взвешивает все «за» и &laq..
Максим Значение имени Максим В переводе с латинского языка имя Максим означает «величайший». Происхождение имени Максим Имя Максим произошло от латинского слова «maximus», которое переводится как «величайший», «самый большой». Имя Максим является римским родовым именем. На территории России имя Максим получило широкое распространение в начале XIX века. Повторный пик популярности пришелся на 70-е годы того же века. Характеристика имени Максим С самого..
Михаил Значение имени Михаил В переводе с древне-еврейского имя Михаил означает «подобный Богу». Происхождение имени Михаил Исторически имя Михаил происходит от древне-еврейского имя Михаэль – «равный, подобный Яхве (Богу)». Характеристика имени Михаил С раннего детства Михаил растет послушным и прилежным ребенком. Маленькому Мише просто необходимо делать все правильно и на отлично. Как правило, родители, воспитатели и учителя не знают проблем с Мишей. Родители зачаст..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Адмиралы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Сиенна Миллер
Сиенна Миллер фото

загрузка...