Авторизация

Александр Морозов   Aleksandr Morozov

Александр Морозов / Aleksandr Morozov

Карьера: Конструктор

Дата рождения: 16 октября 1904, знак зодиака весы

Место рождения: Брянск, Россия. Российская Федерация

Александр Морозов - советский инженер-конструктор, генерал-майор-инженер. Родился 16 октября 1904 года. Александр Морозов является одним из создателей легендарного танка Т-34. В годы Великой Отечественной войны Александр Морозов являлся главным конструктором харьковского завода № 183 им. Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил.  




Александр Морозов Биография

Окончил машиностроит. техникум (1930). В 1931-38 глава группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, после этого н ач-к КБ и зам. гл. конструктора завода, с 1940 гл. конструктор. М. принимал непо средств. участие в разработке первого от ечественного, среднего танка Т-24 (1930) , а ещё лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Танки БТ наряду с Т-26 со ставляли в 30-х гг. основу танк, вооруже ния Сов. Армии. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. К ошкиным и Н. А. Кучеренко возглавлял раз работку среднего танка Т-34, принятого н а вооружение в 1940 году. Во время Велик ой Отечественной войны как стержневой ко нструктор стоял во главе модернизацией т анка Т-34, признанного лучшим танком пер иода 2-й важный войны. После войны под р уководством М. создан строй новых типов танков и др. бронетанк. техники. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1948) и Ле нинской премии (1967). Награждён 3 орден ами Ленина, орденом Октябрьской Революци и, орденами Кутузова 1-й степени, Суворо ва 2-й степени, 3 орденами Трудового Кра сного Знамени, орденом Красной Звезды, а ещё медалями. Четырнадцатилетним подрос тком А.А.Морозов, получив шестиклассное образование в реальном училище, пришел в марте 1919 г. на Харьковский паровозост роительный предприятие. Его трудовая зан ятие началась в технической конторе заво да в должности делопроизводителя. Дальне йшая служба в качестве копировщика, черт ежника и конструктора приобщила его к со зданию на заводе первых гусеничных тракт оров «Коммунар». С 1928 г. вернувшийся н а предприятие потом службы в Красной Арм ии (в авиабригаде авиационным техником-м отористом) Морозов в составе конструктор ской группы снабжал изготовление опытног о образца маневренного танка T-1-12, а д алее участвовал в проектировании и выпус ке последующей модификации танка, получи вшей марку Т-24. Этот танк был одним из первых танков отечественной конструкции, в нем были установлены сильный мотор и строй оригинальных узлов трансмиссии. Пе риод 1929-1931 гг. был связан для А.А.Мо розова с учебой на заочном отделении Мос ковского автомеханического института име ни М.В.Ломоносова, а потом – на вечернем отделении Харьковского машиностроительн ого техникума. По окончании техникума Мо розов принял непосредственное участие в проектировании и освоении серийного прои зводства колесно-гусеничного танка БТ. И м были спроектированы многие узлы и дета ли трансмиссии и ходовой части танка, вы пускавшегося в течение ряда лет в виде и сподволь совершенствовавшихся модификаци й (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конс трукторской деятельности А.А.Морозов в н едлинный срок приобрел солидный навык, д обился уровня ведущего конструктора, ста л возглавлять конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по но вому проектированию. Во второй половине 30-x годов перед конструкторами завода б ыла поставлена проблема по значительному повышению снарядной стойкости бронекорп усов танков и увеличению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок то го периода было проектирование колесно-г усеничного танка A-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущ их колес-катков и с корпусом и башней ор игинальной формы. В ходе выполнения этой работы в целях проверки возможности упр ощения конструкции танка было решено доп олнительно спроектировать близкий по пар аметрам танк, но без самостоятельного ко лесного хода. Новый танк A-32 во многом повторял А-20: схожие компоновка и форма корпуса, однотипный двигатель-дизель ти па В-2. Отдельные конструктивные решения , такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовой части без принципиальных измене ний были использованы в танках БТ, А-20 и A-32. В конце 1938 г. оба проекта (А-2 0 и A-32) были представлены на рассмотре ние Главного военного совета Красной Арм ии, где М.И.Кошкин – основополагающий ко нструктор завода имени Коминтерна и А.А. Морозов – его заместитель сделали сообще ния о своей работе. В результате позже о бсуждения представленных проектов было п олучено позволение на изготовление обоих танков с тем, чтобы, испытав их, произв ести окончательный отбор одного из них д ля принятия на вооружение. В июне-август е 1939 г. сравнительные испытания были п роведены. Никаких существенных преимущес тв колесно-гусеничного танка по сравнени ю с гусеничным выявлено не было, а в выв одах комиссии было записано: "танк А-32, как имевший припас по увеличению веса, целесообразно оберегать больше мощной бр оней, сообразно повысив прочность отдель ных деталей..." Поэтому вскоре танк А-32 был догружен до 24 тонн и подвергнут до полнительным испытаниям. Испытания подтв ердили вероятность увеличения массы танк а приблизительно на 5 т, что позволило у величить толщину брони корпуса с 20 до 4 5 мм и усилить строй узлов и агрегатов. Комитет Обороны при Совнаркоме СССР пост ановлением от 19 декабря 1939 г. принял свежеиспеченный обычный танк к изготовле нию на Харьковском заводе имени Коминтер на, присвоив ему марку Т-34. Так, благод аря смелому новаторскому подходу к решен ию сложной задачи по созданию среднего т анка нового поколения, конструкторами, р уководимыми первоначально М.И.Кошкиным, а после этого его смерти А.А.Морозовым, незадолго до начала великой Отечественно й войны был создан обычный танк Т-34, в котором в первый раз в мире удалось опти мально сочетать высокие показатели огнев ой мощи, противоснарядной защиты и подви жности при невысокой стоимости изготовле ния, надежности и простоте в эксплуатаци и. Постановлением правительства в 1942 г . за разработку конструкции танка Т-34 Г осударственная премия СССР была присужде на Александру Александровичу Морозову, М ихаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеев ичу Кучеренко, являвшемуся в тот отрезок времени начальником КБ серийного произв одства завода. Работа на Харьковском зав оде имени Коминтерна в предвоенные года не ограничилась постановкой на фабрика т анка Т-34. Группа конструкторов, прямо в озглавляемая А.А.Морозовым, продолжала п оиски дальнейших путей совершенствования средних танков. В результате продолжени я этой работы в 1942-1944 гг. на Уральск ом танковом заводе были разработаны ещё больше мощные средние танки Т-43 и Т-44. В первые дни Отечественной войны Советс кое руководство поставило веред конструк торами-танкостроителями задачу по обеспе чению значительного расширения производс тва танков Т-34, на их фабрика были пере ведены немного заводов Поволжья, Урала в Сибири. Освоение выпуска танков Т-34 за водами с различным составом оборудования , при невысокой квалификации большинства рабочих, посреди которых было страсть с колько подростков и женщин, стало возмож ным благодаря хорошей технологической от работанности конструкции, что в немалой степени, наряду с заслугой технологов, о пределялось в повседневной напряженной р аботой конструкторов по упрощению танка, изысканию заменителей дефицитных матери алов, приспособлению его конструкции к м ассовому выпуску. Вместе с тем боевые ха рактеристики танка Т-34 непрерывно улучш ались, а во втором полугодии 1943 г. тан к был радикально модернизирован, на нем был расширен погон, установлена новая ба шня с мощной 85-мм пушкой. Это явилось о тветной мерой на явление в немецко-фашис тской армии новых танков «Пантера», «Тиг р» и «Королевский тигр» и САУ «Элефант» («Фердинанд»). В работе по улучшению кон струкции танка Т-34 и усилению его воору жения принимали непосредственное участие под руководством А.А.Морозова и его зам естителя Н.А.Кучеренко конструкторы Я.И. Баран, А.А.Молоштанов, М.И.Таршинов, Б.А .Черняк, А.И.Шпайхлер и др. Всем им за к оренное усовершенствование существующего среднего танка и разработку конструкции нового среднего танка была присуждена Г осударственная премия СССР. За годы Отеч ественной войны было выпушено и передано в Красную Армию 52 тыс. танков T-34, лу чших танков второй важный войны. В этом немалая заслуга коллективов заводов, где директорами были Ю.Е.Максарев, Е.Э.Руби нчик, Б.Г.Myзруков, К.А.Задорожный и дру гие, полно сил и внимания уделили произв одству танка T-34 нарком В.А.Малышев, ег о заместитель А.А.Горегляд, И.М.Зальцман , М.Н.Попов. А.А.Хабахпашев и др. После окончания войны немного сот танков Т-34 были установлены на пьедесталы, стали па мятниками, символизирующими героизм сове тских воинов-танкистов, проявленный в бо ях за свободу и независимость нашей Роди ны, и рабочий геройский поступок советск их танкостроителей. В тяжелые годы войны А.А.Морозов, полностью отдавая себя раб оте, добился выдающихся успехов в деле у крепления боевой мощи бронетанковых войс к Красной Армии, за что был в январе 194 3 г. удостоен звания Героя Социалистичес кого Труда, а позже награжден высокими п олководческими орденами: Кутузова I степ ени и Суворова II степени. Ему было прис воено воинское звание генерал-майора инж енерно-танковой службы. Конструкторское бюро, руководимое A.A.Морозовым, было на граждено орденом Ленина. Послевоенный от резок времени деятельности А.А.Морозова связан с продолжением линии развития мас совых средних танков, частично воплощенн ой на завершающем этапе войны в танке Т- 44. Весь зажиточный навык производства и применения танка Т-34 был использован п ри создании танков Т-54 и Т-55. В их кон струкции находили отображение многие дос тижения науки и техники послевоенного пе риода, вследствие чего были созданы и вн едрены в серийное фабрика, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные пр иборы ночного видения, оборудование для подводного вождения, организация защиты от оружия массового поражения и др. Сред ние танки первого послевоенного поколени я, созданные под руководством и по идеям А.А.Морозова, имели высокие боевые хара ктеристики, при этом они были несложные по конструкции и надежные в эксплуатации . В их разработке принимали участие мног ие конструкторы КБ, в их числе П.П.Васил ьев, В.Г.Матюхин, В.К.Байдаков, А.В.Коле сников. За разработку танка Т-54 А.А.Мор озов был в третий раз удостоен Государст венной премии СССР. Во второй половине 5 0-х годов творческая существование А.А.М орозова была связана с закладкой основ к онструкции второго поколения танков посл евоенного периода. Он, как сторонник рев олюционного развития бронетанковой техни ки, смело пошел на резкий отрыв новых пе рспективных конструкций от конструктивны х решений, апробированных в то время в н ашей стране и за рубежом. В союзники был и привлечены научно-исследовательские ор ганизации промышленности и Министерства обороны. Особое внимательность уделялось минимизации объемно-весовых характерист ик узлов, агрегатов и машины в целом. Бу дучи отличным конструктором, А.А.Морозов невпроворот времени проводил прямо за ч ертежной доской, рассматривал и анализир овал сотни схем и чертежей. Весьма ответ ственные разработки осуществлялись ближа йшими соратниками А.А.Морозова – Я.И.Бар аном, Е.А.Морозовым, М.А.Набутовским, Б. Н.Поляковым, Г.А.Омельяновичем, М.Г.Степ ановым и другими в бюро нового проектиро вания и далее в ходе освоения серийного производства танка Т-64. В этом танке бы л уменьшен состав экипажа за счет примен ения автомата заряжания мощной гладкоств ольной пушки. Длина моторно-трансмиссион ного отделения существенно сократилась з а счет соосного поперечного расположения двухтактного дизельного двигателя и дву х симметрично расположенных планетарных коробок передач, в то же время выполнявш их образ механизмов поворота. На принцип иально новой основе были спроектированы системы управления огнем, переключения п ередач, комбинированной броневой защиты, дымовой маскировки и т.д. На танке были применены эжекционная организация охлаж дения, высокоэффективные воздухоочистите ли, максимально облегченная ходовая доля с мощными амортизаторами и с гусеницей, снабженной резинометаллическими шарнира ми и пр. За эту работу А.А.Морозов вкупе с Я.И.Бараном, Л.Л.Голинцом, В.И.Креопа ловым, В.С.Старовойтовым и другими был у достоен в 1967 г. Ленинской премии. А.А. Морозова по праву следует прозвать созда телем «морозовской школы» танкостроения. К характерным особенностям этой школы р азрешается отнести: целеустремленность, новизну решений, отсутствие неоправданно го риска, тщательность и аккуратность во всем, максимально возможную эффективнос ть и простоту конструкции боевой машины, сочетающуюся с высокой технологичностью и надежностью, при минимальных габарита х и массе. Трудовой стезя Александра Але ксандровича Морозова был достойно отмече н высшими наградами. Он был в 1974 г. во второй раз отмечен присвоением звания Г ероя Социалистического Труда. Награжден десятью орденами и многими медалями СССР . Член Коммунистической партии с 1943 г. , он избирался депутатом Верховного Сове та СССР. Ему было присвоено ученое знани е доктора технических наук, Заслуженного машиностроителя УССР. В жизни А.А.Мороз ов был весьма скромным и простым, любил дружескую шутку, нередко встречался с мо лодежью и выступал на комсомольских собр аниях, ворота его кабинета была без мало го вечно открыта, его всегда позволитель но было видать склонившимся над чертежам и и расчетами. Способность к творчеству и трудолюбие – вот мерила, которыми Моро зов оценивал работу своих сотрудников. В ся трудовая занятие Александра Александр овича является примером самоотверженного и безупречного служения избранному делу . Ради прогресса отечественного танкостр оения жил и вкалывал выдающийся конструк тор танков Александр Александрович Мороз ов. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Денис Значение имени Денис В переводе с древне-греческого имя Денис означает «посвященный Дионису, бог веселья». Происхождение имени Денис Имя Денис происходит от древне-греческого имени Бога виноградарства, виноделия, плодородия, вдохновения Диониса. Характеристика имени Денис Денис с самого раннего детства является очень общительным и добродушным. Денис дружит практически со всеми ребятами во дворе, его все знают. Маленький Денис с особым трепетом относится к домашним животным, осо..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Павел Значение имени Павел В переводе с латинского имя Павел означает «малыш, маленький». Происхождение имени Павел Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», что означает «малый, не большой». В Библии Павел – один из апостолов, который выступал против учения Иисуса Христа, участвовал в разрушении храмов и гонениях христиан. Характеристика имени Павел С самых ранних лет Павел растет добрым и отзывчивым ребенком. Павел воспитан, умеет правильно себ..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Конструкторы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Тейлор Коул
Тейлор Коул фото

а также можно посмотреть смотреть фото знаменитостей без макияжа

загрузка...