Авторизация

Валентин Катаев   Valentin Kataev

Валентин Катаев / Valentin Kataev

Карьера: Писатель

Дата рождения: 28 января 1897, знак зодиака водолей

Место рождения: Украина

Валентин Катаев - советский и русский писатель и поэт. Родился 28 января 1897 года. По произведениям Валентина Катаева снято множество художественных фильмов, а так же поставлено большое количество спектаклей. Наиболее известными произведениями Валентина Катаева являются: "Сын полка", "Цветик-семицветик", "Понедельник-день тяжелый", "Алмазный мой венец", эпопея "Волны Черного моря" и др.




Валентин Катаев Биография

Род. в семье учителя. Будучи гимназистом , начал строчить вирши, которые опублико вал в 1910. В 1915, не окончив гимназию, вступил добровольцем в действующую арми ю. Начинал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, дважды был ранен и [334] равлен газами; произве ден в прапорщики. В 1919 мобилизован в К расную Армию, командовал батареей на Дон ском фронте. Возвратившись в Одессу, раб отал в ЮгРОСТА, участвовал в различных л ит. кружках. Был дружен с Ю. Слешей, Э. Багрицким, вкупе с ними сочинял агитки д ля плакатов. В ранних произв. отразились впечатления детских и юношеских лет. Вп оследствии основу его прозаических произ в. составили события войны, интервенции, революции. К. был увлечен экспериментам и в области формы, в его прозе появились странные персонажи -загадочный оксфордс кий студент сэр Генри, чертяка в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры , заставляющие вспомянуть об Э. Т. А. Го фмане и Э. По ("Сэр Генри и черт", 1920; "Железное кольцо", 1923). В то же время писал документальную прозу - "Записки о гражданской войне" (1922), в которой пе редавал впечатления о пережитом. В. Кард ин считает, что в этом произведении "... с полной ясностью выявилось характерное для него сочетание: изобразительная дост оверность и очевидная пристрастность, уб еждающая подлинность деталей и субъектив ность их отбора" (Кардин В. Парус в море . М., 1982. С. 14). В 1922 переехал в Мо скву, где с 1923 работал в газ. "Гудок" и в качестве "злободневного" юмориста со трудничал со мн. изданиями. Свои журнали стские и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. Первый основательный лит. фарт и признание К. принесла пов. " Растратчики" (1926). Это фантасмагоричес кая история бухгалтера Прохорова и касси ра Ванечки, которые, соря казенными день гами, колесят по России в поисках красив ой жизни. Действие происходит в отрезок времени НЭПа, и перед персонажами предст ает безотрадная картина убогого сов. быт а и наглого нэпманства. Повесть была пер еведена за рубежом, стала бестселлером в США. К. С. Станиславский поставил "Раст ратчиков" во МХАТе по инсценировке К., н о спектакль не имел успеха. На малой сце не МХАТа впервой была сыграна комедия-во девиль К. "Квадратура круга" (1928). Пье са имела крупный фарт, ставилась по всей стране. После поездки в Магнитогорск К. написал роман-хронику "Время, вперед!" (1932), наименование которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута веро й Маяковского в то, что начало первой пя тилетки может быть воспринято как заря н овой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бугор бетонщиков Са енко - видят толк своей жизни в труде, о пережающем время и преображающем существ ование. В сер. 30-х гг. К. написал автоб иогр. рассказы "Барабан", "Сюрприз", "Те атр", которые, как и рассказы "Отец" (19 25) и "Море" (1928), содержали в себе сю жетные элементы лирич. пов. "Белеет пару с одинокий" (1936). Главными героями пов ести стали одесские мальчишки - гимназис т Петя Бачей (автор дал ему девичью фами лию своей матери и наградил его собствен ной наблюдательностью и обостренной восп риимчивостью) и мелкотравчатый наследник рыбака Гаврик Черноиваненко, сильно дер зновенный, деятельный, предприимчивый, н аходчивый. Активное участие в действии п ринимают матрос с броненосца "Потемкин" Родион Жуков, папа Пети -учитель Василий Петрович Бачей, торговка с привоза мада м Стороженко, дед Гаврика. И. Э. Бабель считал повесть важной для развития проза ической привычки К. Он писал: ""Парус... " помогал не только произвести описания скульптурными, но и возвратиться к поэти ческому видению каждой вещи, пейзажа" (Н аш современник. 1964. № 4). В увлекатель ной по сюжету повести автор приказывает времени застопориться, чтобы мечтательны й фантазер Петя мог полюбоваться и пляжа ми Ланжерона с низкими шаландами, лежащи ми на боку, и стайкой морских коньков, п охожих на шахматные фигурки. Сохранив па мять детства во всей свежести и неприкос новенности, он любовно описывает родную Одессу, гимназию, рыбачью хибарку дедушк и Гаврика, колоритную торговлю рыбой на Привозе. Одним из главных персонажей пов ести является море: оно кормит, прячет, выручает героев. В пов. "Белеет парус од инокий" были открыты и изначально затрон уты мн. важные темы, развитые К. в пов. "Хуторок в степи" (1956) и ром. "Зимний ветер" (1960) и "Катакомбы" (1961). В 19 61 литератор объединил эти произведения в тетралогию "Волны Черного моря". Сам К . называл "Белеет парус одинокий" то пов естью, то романом. В совр. литературовед ении первые 2 части тетралогии "Волны Че рного моря" принято считывать повестями, две заключительные части - романами. "Б елеет парус одинокий" сберег автономию, жизнестойкость и независимую завершеннос ть самостоятельной повести..." (Кардин В . С. 9-10). Персонажами пов. "Я, отпрыск трудового народа" (1937), действо котор ой происходит в разгар нем. оккупации Ук раины в 1919, автор избрал героев фолькл ора - удалого солдата (Семен Котко) и де вицу-красу (Софья). Эта повесть сложена им в духе нар. сказов и поэтич. легенд, в ней описано уймище красочных украински х обрядов и обычаев. Музыкальная напевно сть украинской речи, вплетаясь в контент повести, придала ей особую интонацию, к оторая привлекла композитора С. Прокофье ва; он написал на сюжет повести оперу "С емен Котко". В годы Великой Отеч. войны К. был воен. корреспондентом, писал очер ки, зарисовки, рассказы. В это время им был написан пронзительный по силе раскла д "Отче наш", в котором повествуется о б удничной жестокости обыкновенного фашизм а. В повести о судьбе мальчика-сироты Ва ни Солнцева "Сын полка" (1945; по сценар ию К. одноим. ф.; 1946, реж. В. М. Прони н, и одноим. пьеса, 1947) странным образ ом соединились махаловка и сказка со сча стливым концом. За эту повесть сочинител ь получил Сталинскую (Гос.) премию 2-й с тепени (1946). В 1957-62 К. - основопола гающий редактор ж. "Юность". В тот самый отрезок времени в журнале, тот, что ино й раз называют "романтическим", дебютиро вали мн. писатели-"шестидесятники". В 19 65 К. опубл. пов. "Святой колодец", пове ствовательная повадка которой свидетельс твовала о том, что автор отошел от сложи вшегося стиля, нашел свежий уголок зрени я, позволяющий ему зорче зреть, острее п онимать мир, обновить саму манеру письма . В "Святом колодце" и "Книгах памяти" л итератор с необычной доселе откровенност ью заговорил о времени, об окружающем ег о мире вещей и собственной душевной жизн и, обо всем прожитом и пережитом. Время в "Книгах памяти" и "Святом колодце" дви жется прихотливо, своеобразно, прерывист о. В "Святом колодце" внезапно возникает видение все пожирающего апокалиптическо го атомного взрыва. Действие ром. "Трава забвения" (1967) происходит в Одессе вр емен Гражданской войны. Многое из того, что было описано в ранних произв., вспом нилось со стереоскопической ясностью и п риобрело другой размах. К. не фиксировал участливость на отдельных эпизодах, а с оздал жесткую, впечатляющую картину безы сходных и бесчеловечных одесских "окаянн ых дней". В "Траве забвения" беллетрист назвал двумя своими главными учителями И . А. Бунина и В. В. Маяковского, которых он считал двумя полюсами одной ист. эпо хи. В молодые годы в Одессе К. навалом о бщался с Буниным, написал расклад "Золот ое перо" (1920), в главном герое которог о без труда угадывается Бунин. Текст пол он ядовитой насмешки над "академиком Шев елевым", написан враждебно по отношению к нему. Совершенно иное касательство к Б унину выражено в "Траве забвения": речь идет о лит. уроках, полученных у него мо лодым К., о том, как Бунин учил начинающ его поэта раскрывать наличие поэзии в са мых простых вещах, которые могут обратит ься в произв. иск-ва. Так, цветочек бего нии становится зловещим образом-символом в ром. "Трава забвения": в темно-красно й середине распустившегося цветка вроде бы бы загорается угрюмый жар войны и рев олюции, и в его воспаленный венчик, как загипнотизированные, неспешно вползают н а казнь маленькие рыжие муравьи. [335] Р ом. "Разбитая бытие, или Волшебный рог О берона" (1972) кроме того автобиографиче н: он состоит больше чем из 250 воспомин аний детства, которые предстают не по хр онологии, а в худож. беспорядке, свойств енном катаевскому процессу воспоминания. На реальных событиях основан ром. "Алма зный мой венец" (1978), вызвавший горячу ю дискуссию в печати. Название роману да ла черновая строчка Пушкина, отброшенная им при написании "Бориса Годунова". Кри тики находили неточности в описании лит. Москвы 20-х гг. в романе, хотя автор, п редвидя возможные обвинения, загодя пред упреждал, что не придерживался абсолютно го соответствия ист. фактам, а в портрет ах не добивался скрупулезной точности ме муариста; потому героям романа даны не с обственные имена, а поэтич. прозвища. Пи сателя упрекали и в том, что о талантлив ых друзьях своей молодости он говорит с иронией, тоном мэтра. В пору "Алмазного венца" К. ввел в воззвание словечко "мов изм" -от французского "mauvais" (плохо). В основе этого определения стиля лежала мысля автора о том, что в ту пору, когд а все пишут излишне что надо, необходимо познать чиркать нехорошо. В критич. ста тьях, поев, роману, появилось более того замечание о том, что мовизм вырвался на тот самый раз из рук многоопытного стил иста. Алмазный венец автора - это вирши любимых поэтов, которые он цитирует в св оей книге и которые живут в нем как выра жение его собственного мира, это приятел ьство, которой они его дарили и обогатил и. Ко времени революции относится действ о пов. "Уже написан Вертер" (1979), озаг лавленной строкой Б. Пастернака. Ее геро й, чудом спасшийся от расстрела юнкер Ди ма, воспринимает жуткую явь как дрёма. В повести описаны фантомы-вещи и фантомы- люди: черно-кожаные комиссары с маузерам и, сооружение гаража, в котором происход ят расстрелы, Наум Бесстрашный, утвержда ющий на крови народную революцию. На кро ви и предательстве основана и влюбленнос ть главных героев в дни, когда "и воздух пахнет смертью" (Б. Пастернак). В "Юнош еском романе" (1982) рассказана история, похожая на древний романс: о любви моло дого солдата Пчелкина к генеральской доч ке. Это роман в письмах, строительным ма териалом которого стали архивные находки . Последняя книжка К. "Сухой Лиман" (198 6) без малого не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в крайний раз сошлись совместно герои, объединились сюжеты мн. книг. Жи знь пропущена через призму далеких воспо минаний в соединении с поэтич. фантазией . В 1974 К. получил звание Героя Социали стического Труда. Незадолго до смерти со чинитель говорил о своей прозе: она "в п рошлом всего материальная, материальная во всем, что описываешь, не приблизитель но материальная, не отвлеченно-условная, как у символистов и декадентов, не блед ная, немощная, не дающая себе труда дост ичь до сути вещей проза некоторых не в м еру торопливых беллетристов, а как раз м атериальная. Для меня все, что я вижу, м атериально, и я сам существую в материал ьности уже примерно ста лет. Мне нужна п одлинность, материя, вещество, а уже пос ле этого, на основе подлинности, возника ют некие уродливые фантомы, кошмары, илл юзии и выдумки, потому что что все они е щё существуют в нас и около нас. И не од на только краса мира вещественна" (Галан ов Б. В. Катаев: Размышления о Мастере и диалоги с ним. М., 1989). Соч.: Собр. с оч.: В 10 т. М., 1983-86; Святой колодец . Алмазный мой венец. Уже написан Вертер . М., 1992. Лит.: Скорино Л. Писатель и его время. М., 1965; Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967; Сарнов Б., Гусев В., Гринберг И. [Дискуссия о "Траве заб вения" и "Святом колодце"]//Вопросы лит- ры. 1968. №1; Молдавский Дм. Гравитация прозы//Звезда. 1986. № 6; Панкин Б. Нагр ани двух стихий//Новый мир. 1986. № 8. Б . Е. Галанов. Цит. по: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М.: Бол ьшая Российская энциклопедия; Рандеву-АМ , 2000, сс. 333-335 ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Алена Значение имени Алена Имя Алена является производным от имени Елена. В переводе с древнегреческого означает «светлая», «сияющая». Происхождение имени Алена Имя Алена имеет несколько версий происхождения. По одной из версий имя Алена имеет греческое происхождение и является разговорной формой другого женского имени Елена. По другой версии, имя Алена - языческое имя, уходящее корнями в племена воинов – алены. Характеристика имени Алена В раннем детстве Алена насто..
Гавриил Значение имени Гавриил В переводе с древне-еврейского имя Гавриил означает «божественный воин». Происхождение имени Гавриил Имя Гавриил имеет древне-еврейское происхождение. В Библии Гавриил - Ангел, сообщивщий священнику Захарию о рождении Иисуса. Характеристика имени Гавриил Гавриил характеризуется спокойным, покладистым характером и темпераментом. В детстве Гавриил растет немного замкнутым ребенком, часто болеет, предпочитает проводить время дома с матерью, нежели играть во д..
Елена Значение имени Елена В переводе с древне-греческого имя Елена означает «светлая», «сияющая». Происхождение имени Елена Имя Елена имеет древне-греческое происхождение и восходит к имени Елены Прекрасной, героини цикла древнегреческих мифов и сказаний. Характеристика имени Елена В детстве Елена растет немного замкнутым в себе ребенком. Елена не любит выделяться и быть на виду, предпочитает уединенные игры. Елена добра и сердобольна, любит домашних животных, не проходит..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Павел Значение имени Павел В переводе с латинского имя Павел означает «малыш, маленький». Происхождение имени Павел Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», что означает «малый, не большой». В Библии Павел – один из апостолов, который выступал против учения Иисуса Христа, участвовал в разрушении храмов и гонениях христиан. Характеристика имени Павел С самых ранних лет Павел растет добрым и отзывчивым ребенком. Павел воспитан, умеет правильно себ..
Прохор Значение имени Прохор В переводе с древне-греческого имя Прохор означает «хормейстер». Происхождение имени Прохор Имя Прохор уходит корнями в древнюю Грецию и образовано от слова,буквально означающего «тот, кто перед хором», «начальник хора». Характеристика имени Прохор С самого юного возраста Прохор характеризуется как не слишком общительная и несколько замкнутая в себе натура. Прохор склонен к капризам, может выходить из себя и раздражаться по пустякам...


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Писатели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Кевин Дюхани
Кевин Дюхани фото

загрузка...