Авторизация

Карл-Густав Юнг   Karl Jung

Карл-Густав Юнг / Karl  Jung

Карьера: Философ

Дата рождения: 26 июля 1875, знак зодиака лев

Место рождения: Швейцария

Карл-Густав Юнг - философ, психолог, востоковед, теолог... Мастер. Всю жизнь он строил: каменную Башню в Боллингене на Цюрихском озере, свое учение в душе и в книгах... Свою Жизнь. Он искал "философский камень", который в трудах алхимиков не только превращал металлы в золото, но и показывал человеку путь к познанию его Божественной сути - Самости.




Карл-Густав Юнг Биография

У "колыбели" человека XX века стояли пси хоанализ Фрейда и система относительност и Эйнштейна. Не было только Бога, тот, ч то "умер", о чем объявил Ницше. Но челов еку не следовало об этом сочувствовать. Ведь перед ним была поставлена проблема превращения в Сверхчеловека, тот, что по д руководством единственно правильных "и змов" привел бы родное бессознательное и иное пространство-время в соответствие с "нормами человеческого общежития". По площадям тоталитарных государств с факел ами и без оных замаршировала человеческа я масса, слившаяся в едином порыве со св оим вождем. Из-за границ за этими шестви ями наблюдали ещё "несвободные" граждане ", поддавшись скрытому очарованию единог о порыва. Люди равнялись на "стойкого ар ийца" или "железного Феликса", которые м огучей рукой строили новую существование , не допуская в нее никакого слюнтяйства в виде рефлексий о смысле жизни. Душевн ый разлад европейца усугубился со времен Реформации, когда протестант остался ед инственный на единственный с Богом: самм ит, к которой он ещё не был готов. Таинс тво исповеди и отпущение грехов за прегр ешения вольные или невольные - вот что, в первую очередность, помогало выжить ка толику. Лишившись этого, мужчина мало-по малу стал осознавать, что "все позволено ". Но в его душе ещё теплилась надежда, что найдется кто-то, кто погладит по гол ове, даст конфетку и скажет: "Все путем! ". Профессиональные утешители - психоана литики, занявшие нишу, освобожденную свя щенниками, появились только в начале ХХ в. Психоанализ просторно распространился аккурат в протестантских странах, меньш е в католических и на практике был неизв естен в православной России с ее "грешит ь и каяться". Новоиспеченные исповедники стали подсоблять людям, превратившимся к этому времени в пациентов, осмыслить в хаосе бессознательной жизни, раскладыва я по полочкам: это, батенька, у вас проб лемы оральной стадии развития, тут "игра ет" Эдипов комплекс, тут - подавленная с ексуальность, а тут - в ближайшие годы, в то время как идет разбор, напротив, ни -ни. Психоаналитики выслушивали исповеди своих пациентов и учили их приспосаблив аться к миру. Но никто ещё не учил быть самим собой. "Наследный принц психоанали за" Февральским утром 1907 г. в ворота в енского дома Фрейда постучал мужчина. Он приехал из Цюриха по приглашению хозяин а. Это был врач Юнг, психиатр одного из швейцарских госпиталей. Из беседы, продо лжавшейся 13 часов, выяснилось, что у ни х немало общего, в первую очередность - касательно трактовки роли бессознательно го в жизни человека. Но были и разноглас ия: Юнг сию минуту же не принял ту чрезм ерную образ, которую Фрейд отводил сексу альности. Он имел право на собственное т очка зрения, потому как что к мэтру прие хал не неофит, а совершенно сформировавш ийся ученый. Юнг родился в 1875 г. в Шве йцарии в семье пастора евангелистской це ркви. Все предки его были теологами и вр ачами, а дедушка - более того одним из о снователей Базельского университета. Мол ва называла этого деда внебрачным сыном самого Гете, что для немецкоязычной част и Европы было овеяно своеобразным ореоло м святости (потому что их "все" - это Ге те). К концу жизни Юнг более того решил, что он сам является реинкарнацией Гете, причем не только его одного, но и герма нского мистика XIV в. Майстера Экхарда. У Юнга с детства без малого не было друз ей, их заменяли камни, растения, животны е. Особенно он любил единственный здоров енный булыжник у садовой ограды. Он мог продолжительно сиживать на нем и размышл ять: "Я сижу на камне, я - на нем, а он подо мною. Но потому что булыжник также может подумать: "Я лежу в этом месте, на этом склоне, а паренек сидит на мне". К то из нас прав и кто я на самом деле?" Е ще мальчику снились сны. В них он спуска лся по каменной лестнице в таинственную пещеру, где за тяжелыми занавесями видел алтарь непонятного божества. Еще он чув ствовал напряженность, царившую в семье и исходившую от отца. В единственный ужа сный для себя миг он понял, что папа - п астор, не чувствует того Бога, о котором говорит в проповедях. Мальчик попытался независимо найти решение вопросительный мотив о том, что дозволяет Бог. Днем и ночью он представлял себе страшное возме здие, которому подвергнется, если Всевыш ний узнает о его фантазии. Юнг воображал себе Бога, сидящего на престоле, под ко торым стоит ночная ваза. Обычно ему удав алось отогнать крамольную идея, но как-т о раз ломоть кала все-таки шмякнулся в г оршок. Ребенок подумал, что будет испепе лен на месте, но ничего не произошло. И он понял: это была ревизия степени его с вободы. Сам Бог дозволяет такие мысли. О тгоняя их, нереально познать истинную бл агость Бога. Отец же несвободен, в силу того что как существует в мире авторитет ов, не понимая, что возможен диалог с Го сподом, что уже получено благословение н а выход из общей толпы. Более того, оно предопределено. Юнг поступает на врачебн ый факультет Базельского Университета, з атем окончания которого становится ассис тентом в клинике нервных болезней. Он ра ботает с методом словесных ассоциаций, п озволяющим выявлять болезненные психичес кие зоны. Когда пациенту называют словеч ко, он должен отреагировать другим, по о дному ему известной ассоциации. Но подча с джентльмен затрудняется с ответом - эт о знак неблагополучия, означающий сущест вование комплекса. В 1900 г. выходит "То лкование сновидений" Фрейда, и Юнг знако мится с этой книгой. То, что он прочитал , соответствовало его пониманию внутренн его мира человека, в котором разум - тол ько верхушка айсберга. Душевный разлад н аступает только тогда, когда человечий " Титаник" сталкивается с невидимым бессоз нательным. Из Вены Юнг приехал воодушевл енный теплым приемом Учителя и его благо словением на психоаналитическую практику . У Фрейда ещё не было такого ученика - врача, профессионала в области психиатри и. Сам Фрейд не мог похвалиться чистотой "психиатрического" происхождения: тольк о надобность содержать семью сделала его практикующим врачом. Трудность была и в другом. Часто критики психоанализа боле е того не удосуживались вникнуть в сущно сть терапии, трактуя ее как очередное ев рейское извращение. В этом смысле визит Юнга, представляющего не только себя, но и Цюрихскую школу, был во всех отношени ях жутко ценным. Естественно, присутство вала и чисто человеческая симпатия: Фрей ду импонировал пышущий здоровьем младой мужчина. На его руки "каменотеса эпохи В озрождения" он обратил чуткость ещё при первой встрече. Уже сквозь год Юнг стано вится редактором "Ярбух фюр психоаналити к..." Затем его избирают Президентом Пси хоаналитического Общества. Формально Фре йд отходит на вторые роли, но все одинак ово всем ясно, кто "главный". Сам же Юнг лишен амбиций и относится к Фрейду как к учителю и отцу-королю, тот, что по как ой-то прихоти назначил аккурат этого "сы на" своим наследником. Тем не менее, раз ногласия существуют. Юнг не считает, что доктрина сексуального происхождения нев розов на все сто отвечает на все вопросы . Об этом говорит его навык работы с пац иентами в клинике. Кроме того, ученые бе з затей шибко разные: Фрейд, интеллектуа л в первом поколении, дедуля которого жи л ещё в "местечке", и Юнг, выросший в ат мосфере, пронизанной духом важный культу ры. И ещё двадцать лет разницы в возраст е: они принадлежали к разным поколениям. Разрыв Как-то в гостиной за чаем зашел разговорчик о "болотных трупах" - доисто рических людях, сохранившихся в виде мум ий в местных торфяниках. Фрейд не выноси вший никаких ассоциаций, связанных со см ертью, упал в обморок. Потом он решил, ч то разговорчик был сознательно затеян Юн гом, чтоб позлить его. В иной раз Фрейд рассказал Юнгу о беспокоившем его сне, н о отказался разъяснить некоторые детали. Авторитет оказался для него выше, чем н аучная правда. Это шокировало "принца". Последней каплей была история с одной из пациенток Юнга. Он открыто следовал тео рии, пытаясь узнать проблемы, связанные с инфантильной сексуальностью фройлен Са бины Шпильрейн из Ростова. Девушка могла длительно припоминать ребячество, связа нное с трудностями испражнения. Все шло гладко, и Юнг уже готовился внести тот с амый простой происшествие в раздел "Анал ьный характер" своей картотеки. Но как-т о раз пациентка заявила о своем желании произвести на свет от аналитика нового С пасителя по имени Зигфрид, тот, что наве чно соединит все лучшее арийской и семит ской рас. Жизнь оказалась богаче, чем пр едставлял себе медик Юнг. Пациентка прод емонстрировала ему строгий эпизод перено са любви пациента на своего аналитика, в котором видит не реально существующего человека, а героя, отца или Бога. Ситуац ия нормальная, если на ней не "зациклива ться", а, проработав, ступать дальше. Юн г тогда этого не знал, помимо того, он с ам, как хотя вообще-то и все аналитики к руга Фрейда, не был проанализирован. Так ого рода перенос сопровождает всех людей , за которыми идут как за духовными наст авниками: образец тому - Иисус, а в наше время - Махатма Ганди или Шри Ауробиндо . Юнг не явился исключением: всю свою бы тие он был окружен обожествлявшими его п ациентками, которые видели в нем нового Учителя. Одна из них, Тони Вольф, стала его ассистентом, другом и гражданской же ной. Венчанная подруга жизни Эмма была в ынуждена достичь согласия на таковый бра к втроем, смирившись с ролью "тихой гава ни" и воспитательницы детей. Но Юнгу в э то время было не до "тихой гавани". Он р аботает над книгой, в которой с неортодо ксальных позиций рассматривает образ сим волов, мифологических и сказочных образо в в формировании психики человека. Фрейд в письмах требует, чтобы "наследный при нц" вернулся в лоно "семьи" и продолжил исследование сексуального происхождения неврозов. Но это уже невозможно: Юнга ма нят неизвестные дали. Он пытается разыск ать тропинки в том бессознательном, куда до него только проваливались, превращая сь в болотные трупы. В октябре 1913 г. о н получает сообщение Фрейда о невозможно сти дальнейшего сотрудничества. Наставни к мертвых В годы после этого разрыва с Ф рейдом Юнг по-прежнему страсть сколько р аботает. Он уходит из Цюрихского госпита ля и в настоящее время принимает пациент ов в своем пригородном доме. Здесь он пр оводит навык самопознания, оттого что в прошлом чем трудиться с психикой пациент а, необходимо осмыслить с самим собой. Ф рейд также прошел сквозь тот самый опыт: только он спускался в глубины своего со бственного бессознательного и заново пыт ался распутать клубок отношений с родите лями, детских страхов и желаний. Дальше, как он считал, не было ничего. Но Юнг о пустился ещё ниже, на порядок памяти пок олений. Он разговаривал с давнехонько ум ершими людьми, задавал им вопросы и полу чал ответы. Временами казалось, что он с ходит с ума: "Я погружался в бессознател ьное, и были моменты, когда я чувствовал , что могу выйти с круга. Но я знал, что у меня есть врачебный диплом и я должен подсоблять больным, что у меня есть бла говерная и пятеро детей, что я живу в Кю снахте на Озерной улице, 228, все это бы ло той очевидностью, от которой я не мог покинуть. Я произвольный день убеждался в том, что на самом деле существую, что я не легкий лист, колеблемый порывами д уховных бурь, как это было с Ницше. Ницш е потерял почву под ногами, вследствие т ого что что не владел ничем, помимо собс твенных мыслей, и те имели над ним больш е власти, нежели он над ними". Впоследст вии Юнг убедился, что все это - привычно . Духовным наставником его знакомого инд уса был джентльмен, умерший 400 лет вспя ть. Впрочем, это было привычно для восто чной традиции, но не для христианства, к леймившего подобные опыты оккультизмом и мистикой. Своего рода парадокс: оккульт истом сочли дипломированного врача, тот, что ни на йоту не отступал от фактов, п олученных в результате наблюдения. В эти годы как бы существовало два Юнга. Один с утра погружался в осмысление ночных в идений или медитировал на берегу озера, строя замки из песка. Этот Юнг воочию ви дел потоки крови, хлынувшие в долину с г орных вершин, намедни Первой важный войн ы. В подвале его дома, превращенного при хотью бессознательного в старый собор, н а алтарном камне лежал принесенный в жер тву младой боец с белокурыми волосами. Б ессознательное, для которого все события синхронны, на своем языке давало быть в курсе о катастрофе, грозившей миру. Сов сем иной Юнг появлялся в середине дня, к огда приезжали пациенты. Это был собранн ый профи, единственный наружность которо го исцелял больных. Именно в текущее вре мя ему значимо было урузуметь, что он н е одинок во времени, и Юнг открыл для се бя гностиков - мыслителей первых веков н ашей эры. Он немедленно "почувствовал, п одобно тому как, в конце концов, нашел к руг друзей, которые понимают меня". У хр истианства в немалый степени гностически е корни - представления об Абсолюте, о Т роице, о Святом Духе. Но победившим хрис тианством гностические секты были объявл ены еретическими. Юнг чувствовал, что гн остицизм больше отвечал природе человека , как учение, не замкнувшееся в рамках д огм, способное к саморазвитию. Человек в этой системе был целостен, а мир не под елен на владения Бога, ни при каких обст оятельствах не ведающего ошибок, и Дьяво ла, на которого постоянно позволительно свалить свои грехи (мол, бес попутал). П оиск внешней причины бедствий является п ризнаком инфантильности человека в частн ости и человечества в целом. В первом сл учае во всех несчастьях повинны родители , во втором - дурное руководство, презид ент или "лица кавказской национальности" . Только джентльмен, ступивший на тракт самопознания, способен заметить, что все - и хорошее и плохое - находится в нем самом. Юнг интуитивно чувствовал, что гн остическая традиция должна быть продолже на. Что-то настоятельно требовало интелл ектуального и мистического соучастия в о бщем деле. Это заявочное пожелание выраж алось в ночных блужданиях привидений по дому, звонках в ворота, за которой никто не стоял. "Мертвые возвратились из Иеру салима, где не нашли того, что искали", - звучало в голове. А искали они человек а, тот, что разъяснил бы им, что есть Бо г и что есть Творение, что есть Живое и что есть Мертвое, что есть Полнота и что есть Пустота. Что есть Человек. В реакц ия Юнг написал "Septem Sermones ad Mortu os" ("Семь наставлений мертвым"), продем онстрировав близкое разумение гностическ ой традиции. "На том приумолкли мертвые и развеялись аналогично дыму над костром пастуха, что в ночи сторожил родное ста до". Выйдя из кризиса, он начал сооружат ь Башню, желая закрепить в камне свою ве ру. Каждый период самопознания материали зовывался очередным этажом: "Башня давал а мне такое чувство вроде я переродился в камне". Чуть позже Юнг "открыл" для се бя алхимию. Он был потрясен, поняв, что психология и алхимия решают одинаковую з адачу: познать самого себя. Юнг пришел к алхимии чисто эмпирическим путем. В сно видениях его пациентов нередко обнаружив ались непонятные для него мотивы, не вст речающиеся в мифах, но, похоже, настольк о же архаичные. Например, орел, взмывающ ий в небосвод, а далее пожирающий свои к рылья. Через немного лет он невзначай ув идел изображение такого орла в алхимичес кой рукописи. Это означало, что существу ет связь между психикой человека и алхим ическими образами. Это означало, что алх имики не легко смешивали или разлагали р азличные субстанции. Важно не то, какое вещество они в конце концов получали, а что при этом думали, как его описывали, какие аналогии проводили. Наблюдая за пр оцессом в плавильной печи, алхимики анал изировали себя. Очищая металл от примесе й, они "освобождали" Бога, "заснувшего" в материи. Но при этом будили и свою душ у, заставляя ее познавать себя. Цель опы тов - философский булыжник - означал не только вещество, способное преобразовать металлы в совершенные, благородные. В д уховном плане философский булыжник означ ал труднодостижимый идеал полноты и цель ности человеческого существования. Именн о цельность, а не совершенство считал Юн г целью своей терапии. "Наше золото - не золото черни" Слово "терапия" примените льно к процессу, происходящему в аналити ческом кабинете Юнга, достаточно условно . Это не врачевание, где эскулап снисход ит до пациента и просвещает его касатель но недуга. Это болтовня равных, в которо й аналитик только помогает "родиться" но вому знанию. Иначе говоря, это есть фило софия в изначальном смысле слова - как е е понимал Сократ, сравнивавший себя с по вивальной бабкой, которая помогает появи ться истине. Для Юнга его психология был а не столь наукой, сколь искусством. А в сфере искусства не значимо, болен мужчи на или здоров, оно вообще не занимается этими вопросами. Так задача нормы и пато логии отошла для Юнга на второй проект ( шизофреник стопроцентно нормален в общес тве шизофреников). На основополагающий п роект выступила подмога в прохождении че ловеком пути индивидуации к познанию смы сла жизни, Самости, на языке Юнга. Дейст вия любого человека бессознательно напра влены на раскрытие Бога в себе. Он ищет близкое местоположение в жизни, нетрудно плывя по течению, и в итоге, как правил о, так и не становится самим собой. Во в сех жизненных ситуациях он играет одну и ту же образ - профессора, чиновника, от ца семейства... Но когда он, в конце кон цов, ощущает, что существование не влезл а в рамки выбранной им роли, к Юнгу прих одит дядя с неврозом. С этого момента на чинается осознанный розыск самого себя. В обыденной жизни рассудок помогает чело веку сориентироваться в мире: взять квит ок на поезд, остановить свой выбор наряд в магазине, прочитать лекцию студентам. Но картезианское "мыслю - таким образом существую" не универсально. Сориентиров аться в себе позволительно, только прони кнув в бессознательные пласты психики. Д остичь этого, соответственно Юнгу, разре шено посредством разбор сновидений. Чело век излагает то, что видел во сне, и сей час в качестве "повивальной бабки" начин ает трудиться аналитик, разбирающий снов идения своего клиента. Он ищет в них ста бильно присутствующий устойчивый образ. Опыт анализа показал, что это могут быть реченька, жилище, дракон, леди, ребятен ок, книжка, пещера, алтарь, мандала.... За этими образами стоят архетипы коллект ивного бессознательного, которые прорыва ются в рассудок в виде легенд, мифов, ск азок либо в грезах, сновидениях. Так, ар хетип Анимы, бессознательной женской сто роны личности любого мужчины, может выра жаться в образах, варьируемых от Мудрой наставницы до коварной соблазнительницы. Архетип Самости - конечной цели процесс а индивидуации - является в виде соверше нных геометрических фигур, числа 4, манд алы. Если джентльмен истинно озабочен по иском своего места в мире, если он стоит на пороге принятия важного решения, то архетипы в сновидениях подскажут, как ос уществить верный для него отбор. Важно т олько перевести информацию с языка снови дения на свой личный, как мы переводим, к примеру, с английского на российский. В частности, джентльмен, в первый раз за думывающийся о своем предназначении, чащ е всего видит во сне недостроенный Дом и ли переезд на другую квартиру. Разлившая ся или бурная Река говорит о том, что че ловека ещё что-то привязывает к прежней жизни, мешая ему перейти на иной берег. Это - не осуществление желаний, как у Фр ейда, а подсказка на перспектива, причем не со стороны, а как раз от самого себя . Один из самых подробных "перечней" арх етипов, выказанный в художественной форм е, разрешено отыскать в повестях и расск азах консультировавшегося у Юнга Германа Гессе (в частности, в "Сиддхартхе"). Во спользоваться информацией, предоставляем ой бессознательным, может только джентль мен, достигший определенного уровня инди видуации. Не только аналитик, но и сам е го участник беседы становятся "штучным т оваром". "Наше золото - не золото черни" , - таков был девиз алхимиков, воспринят ый Юнгом. В знании о себе содержится бол ьшая доля горечи, и не так уж хоть отбав ляй людей способно ее снести. Существует байка о двух друзьях, единственный из к оторых пошел в разбор к Фрейду, а прочий - к Юнгу. Через год они встретились. Пе рвый сказал, что он всецело вылечился, о тбросил все свои дурацкие фантазии, полу чил повышение по службе, поменял квартир у и жену. Второй ответил, что он ещё не исцелился, но чуть-чуть яснее стал разби раться самого себя. Для чего все это, ра ди чего быть самим собой? Юнг ответил на тот самый вопросительный мотив, стоя на плато в Восточной Африке. Перед ним в б езмолвной тишине паслись многотысячные с тада в аккурат так же, как они это делал и в незапамятные годы. И у него возникло ощущение, что он только что создал тот самый мир. Мир, тот, что доселе не знал, что существует. В 1944 г. Юнг умер. Пер ежив клиническую кончина, он написал: ". .. тот самый мир все кроме того переполн яет меня: эти растения и эти животные, э ти облака, и день, и темное время суток, и самое вечность, заключенная в человек е". Затем наступил концевой период его ж изни, философского осмысления аналитичес кой психологии, разговорчик с Богом от и мени Иова. И тотчас стало ясно, что Юнги анский разбор - не несложно "штучный тов ар", он вообще не может быть за пределам и личности своего создателя. Не может бы ть затем 6 июня 1961, когда Юнг умер во второй раз. Апостол Петр (тот, тот, что Камень) открыл ключом ворота в бессознат ельное. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Антон Значение имени Антон В переводе с латинского имя Антон означает «из рода Антониев». Происхождение имени Антон По одной из версий происхождения имя Антон восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антон происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антон В детском возрасте Антон является любимцем учителей и воспитателей. Любит читать, усер..
Гавриил Значение имени Гавриил В переводе с древне-еврейского имя Гавриил означает «божественный воин». Происхождение имени Гавриил Имя Гавриил имеет древне-еврейское происхождение. В Библии Гавриил - Ангел, сообщивщий священнику Захарию о рождении Иисуса. Характеристика имени Гавриил Гавриил характеризуется спокойным, покладистым характером и темпераментом. В детстве Гавриил растет немного замкнутым ребенком, часто болеет, предпочитает проводить время дома с матерью, нежели играть во д..
Степан Значение имени Степан В переводе с древнегреческого имя Степан означает «венец». Происхождение имени Степан Имя Степан имеет древнегреческое происхождение и образовано от слова «стефанос» - «венец, венок, корона, диадема». Имя Степан является короткой формой церковнославянского имени Стефан. Характеристика имени Степан С самого раннего детства Степан растет непоседливым, подвижным ребенком. Степан любит шалить, во что втягивает всю окружающую его детв..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Философы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Тома Жуанне
Тома Жуанне фото

загрузка...