Авторизация

Иммануил Кант   Immanuil Kant

Иммануил Кант / Immanuil Kant

Карьера: Философ

Дата рождения: 22 апреля 1724, знак зодиака телец

Место рождения: Германия

Иммануил Кант - выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 года. Иммануил Кант известен как один из ярчайших родоначальников немецкой классической философии. Основными идеями Канта являются: категорический императив, трансцендентальный идеализм, «sapere aude», трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир.




Иммануил Кант Биография

Великий германский философ слыл педантом и буквоедом, прожил бытие холостяком и до конца дней своих любил хорошее винцо и красивых женщин. Сын шорника учил миро вое сообщество принципам морального сове ршенства. При прусском дворе его почитал и, но не любили и не жаловали. После его смерти две недели безутешные обитатели города откланивались со своим гениальным земляком, но не прошло и полгода - и ег о обитель был продан некоему купцу под к афе. Проссийский затворник - Иммануила К анта позволительно смело прозвать самой загадочной и самой знаковой личностью Ке нигсберга, - утверждает академический ра ботник Калининградского историко-художес твенного музея Вероника Чернышева. - Нес мотря на то что вся его бытие связана то лько с этим городом и прошла на виду у з емляков, и начальный вариант биографии ф илософа был написан ещё при его жизни, и мя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник завсегда гордился своим кенигсбергским п роисхождением и более того не подозревал , что следом смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверя ли, что в основу трудов Канта легли откр ытия Ньютона. В Азии до сих пор существу ет точка зрения, что базисом работ учено го послужили рассуждения имама Газали и аль-Араби. Бытует более того утверждение , что на склоне жизни на одном из вариан тов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: "Во имя Аллаха милостиво го и милосердного!" Это только сказка, н о, согласитесь, сказка красивая. Автором самой известной на постсоветском простр анстве легенды по праву считается Михаил Булгаков. Рассказ мессира Воланда, на п ервых страницах "Мастера и Маргариты" по ведавшего Берлиозу и Безродному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом , выглядит больше чем убедительно. - Мал енький момент романа, немного упоминаний об Иммануиле, которого жаркий и младой Иван Безродный жаждет упрятать на Соловк и, снова дал почву для серьезных изучени й и толков, - констатирует Чернышева. - Но приходится Булгакова опровергать. Во- первых, Кант ни при каких обстоятельства х не формулировал пяти доказательств сущ ествования Бога. В его трудах систематиз ированы мысли предшественников - философ ов античности, и сконцентрированы они то лько в три постулата: теологический, онт ологический и космологический. Собрав их формулировки воедино, Кант на самом дел е раскритиковал эти воззрения, за что вп ал в лютую немилость церкви. Уже следом его смерти кому-то из богословов крайне захотелось приписать философу ещё одно, четвертое, подтверждение Божьего бытия - нравственное, сформулированное как "осо знание наших обязанностей в виде божеств енных заповедей". Но Кант, не особенно о пасаясь прослыть безбожником, зачастую г оворил своим студентам: "В области разум а никаких доказательств Его существовани я не было и быть не может". Однако если все-таки условиться принять систему коор динат романа Михаила Булгакова, то будет правомерным и таковой деликатный истори ческий нюанс: Воланд, само собой, бывал в Кенигсберге. В любом другом городе мир а завтрак с Кантом произойти не мог - фи лософ ни в жизнь не покидал пределов сво ей малой родины, за что ещё при жизни по лучил прозвание "прусский затворник". Зн ачит, для теологического спора с гениаль ным человеком сатана приезжал к нему в К енигсберг. Пиво - еда дурного вкуса - Жи знь вряд ли могла сулить сыну бедного шо рника большие перспективы, если б не его неутолимая охота познаний, - продолжает расклад Вероника Чернышева. - Рано поте ряв мамаша и отца, Кант влачил в юности нищенское наличие. Бедность преследовала великого мыслителя без малого до самой смерти: только на склоне лет он мог разр ешить себе приобрести маленький дом. Пос тупив в Кенигсбергский универ, младой Ка нт не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. Зарабатывал на б ытие чем только мог - от репетиторства д о игр на бильярде и в карты. Нередко слу чалось: чтобы вылезти в град, грядущий п очетный гражданин Кенигсберга забирал вз аймы обувь у своих друзей по альма-матер . Сложилось взгляд, что Кант был великим педантом. Но в юности он совсем не был обязательным и сильно вольно трактовал с амо понятие "пунктуальность". К скрупуле зной точности во всем будущего мыслителя капельку ли не силой приучил его дружба н - британский купец Грин. Британец не п рощал Канту малейших опозданий и устраив ал по каждому поводу многообразные демар ши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная аккуратность и аккуратность вошли в привычку. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, абс олютно игнорировал беззубых собеседников . Пунктуальность, педантизм и приверженн ость традициям до того определяли уклад жизни Канта и задушевный комфорт, что до ходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного прис тупа. Но Вероника Чернышева уверяет, что , став эталоном аккуратности и более тог о аскетизма, Кант сумел сберечь в себе з адор отчаянного студента Альбертины - Ке нигсбергского университета. - Он обожал винцо и презирал пиво, - рассказывает он а. - В одном из своих трудов Кант дал на питку из солода и хмеля крайне нелестную оценку: "Пиво - еда дурного вкуса". К ж енской красоте постоянно относился с бла гоговением. Будучи уже глубоким стариком , во время приемов и торжественных обедо в он неизменно просил одну из юных краса виц присесть за столик рядом с ним с пра вой стороны. В то время все в Кенигсберг е знали: философ слеп на левый зрачок. Н есмотря на преклонение перед прекрасным полом, Кант так ни в жизнь и не был жена т. Причина, по которой он не смог рискну ть на создание семьи, довольно банальная : бедность. Кант иронизировал над своим холостяцким бытием: мол, когда была нужн а дама, он не мог ее прокормить, когда ж е положение позволило содержать жену, на добность в женщине отпала. Но тут же ого варивался: хотя вообще-то, ничто не опра вдывает безбрачия. Его ошибки были гениа льны... - Кант ни при каких обстоятельст вах не был диссидентом, - утверждает Вер оника Чернышева. - Напротив, первые, ещё не сильно зрелые свои труды, от которых в преклонном возрасте он постарался отр ечься, философ посвящал главе администра ции области Кенигсберга и императору Фри дриху II. Тем не менее ученая карьера Ка нта продвигалась с большими сложностями. Умные люди неизменно раздражают политич еская элита... Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Россий ской империи. Новоиспеченный подданный Е лизаветы Петровны в марте 1758 года обра тился к своей императрице с просьбой дат ь ему освободившуюся в университете вака нсию заведующего кафедрой логики и метаф изики. До государыни прошение не дошло. Рассмотревший челобитную по существу гла ва администрации области Восточной Прусс ии Николай Корф отказал философу по типи чно бюрократическим мотивам: прочий прет ендент на эту вакансию имел более значит ельный стаж преподавательской деятельнос ти, что и решило вопросительный мотив не в пользу Канта. Уже к середине XVIII ве ка перед его талантом преклонялась вся Е вропа. При прусском дворе философа ещё п очитали, но не любили и не жаловали. Про шения Канта о дальнейшем обустройстве Ал ьбертины и его собственных перспективах открыто волокитили. По мнению историка, Кант был гениален более того в своих оши бках. - На лекциях по физической географ ии философ рассказывал своим ученикам, ч то в России обитает рыбешка осетр, котор ая, чтобы погрузиться на дно, глотает ка мни. А под Оренбургом живут маленькие лю ди с небольшими хвостиками. Впрочем, ни капельки не все его парадоксальные утвер ждения были далеки от истины. Чего стоит , скажем, такое: "В далекой Сибири живут магометане, язычники и христиане. Магом етане вообще не пьют крепкого. Но нигде в мире не предаются так пьянству, как в Сибири остальные ее обитатели". Сам того не подозревая, Иммануил Кант вступил в заочную полемику с ещё не родившимся опп онентом - Владимиром Лениным. Эпатажный тезис вождя мирового пролетариата о том, что и кухарка способна править государс твом, прусский затворник предвосхитил ед ким афоризмом: "А кто из самих государст венных мужей может постичь истинное иску сство кухарок?" Гансы и Иваны, родства н е помнящие Со славой к Канту пришли и вс е сопутствующие ей издержки. Еще при жиз ни мыслителя по всей Европе начали являт ься авантюристы, именующие себя его деть ми. Томные красавицы из высшего общества спешили уведомить свет, что были любимы великим философом. Как правило, такие о ткровения прикрывали меркантильные интер есы. - Кант умер в достатке, - констатир ует Вероника Чернышева. - Он оставил сво им трем сестрам и брату состояние в 20 т ысяч гульденов. Смерть философа вызвала неподдельную скорбь во всем городе. Дост аточно вымолвить, что гражданская церемо ния прощания с ним длилась вместо положе нных трех дней без малого две недели. 28 февраля гроб учителя несли 28 лучших ст удентов Альбертины. Город был охвачен тр ауром: Кенигсберг потерял самого великог о своего сына. Но скорбь обитателей не п омешала им же самим дискредитировать пам ять о прусском затворнике. Не прошло и п олугода затем смерти автора "Критики пра ктического разума", как его дом был прод ан некоему купцу под кафе. Слабые голоса возмущенных коллег Канта потонули в мор е равнодушия. Никто из родственников или богатых друзей философа более того не п опытался протестовать. Спустя 90 лет тот самый жилище был снесен. Причина? Весьм а прагматичная: новым хозяевам понадобил ось местоположение для магазина дамских шляпок. В 1924 году Европа готовилась по дмечать 200-летие со дня рождения велико го философа. Чтобы "соблюсти лицо", бург омистр Кенигсберга под давлением "Общест ва друзей Канта" обязал коммерсантов пов есить на шляпном павильоне мемориальную доску. Надпись на доске отличалась безыс ходностью и циничностью: "На этом месте стоял жилье, в котором Иммануил Кант жил и учил с 1783 по 1804 год". - В том же году кенигсбержцы вспомнили ещё об одном месте, связанном с именем своего гениал ьного земляка, - рассказывает Вероника Ч ернышева. - Директор исторического музея Эдуард Андерсен взял на себя смелость у тверждать, что наконец-то установил точн ое месторасположение домика лесничего Во бзера - друга Иммануила Канта, у которог о философ зачастую гостил. В этом доме б ыл написан известный трактат "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного ". Жилище Вобзера стало местом паломниче ства путешественников. Но без малого сию минуту же появилось несть числа оппонен тов, которые не поленились досконально и сследовать загородные прогулочные маршру ты ученого и подвергнуть утверждения гла вного кенигсбергского краеведа сомнениям . Вызвавший споры дом существует и по эт от день. - Кант крайне гордился своей на циональностью, своим городом и, по-видим ому, сильно бы удивился, узнав о том, чт о основная ветка его генеалогического де рева прервется не в Германии, не в Прусс ии, а в Центральной России - точнее, в С ССР, - завершила свой расклад Вероника Ч ернышева. - В середине 30-х годов ХХ век а репрессировали единственного прямого п отомка брата Иммануила Канта, тот, что и мел бедствие быть одним из руководителей "Уралмаша". Вы удивитесь, но Кант был р оссийским подданным Иммануил Кант - герм анский философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма - роди лся 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (с егодня Калининград), умер 12 февраля 180 4 года там же. Четвертый ребятенок в неб огатой семье шорника. Наречен в честь св ятого Иммануила, в переводе это библейск ое имя означает "с нами Бог". Всю бытие прожил в Кенигсберге. С января 1757 г. п о июль 1762 г. - русский подданный. В 17 45 году закончил вуз. В течение девяти л ет жил и работал домашним учителем в ари стократических семьях, что давало матери альные средства для занятий - на досуге - философскими исследованиями. В 1755 го ду получил звание приват-доцента универс итета. Следующие 15 лет, в ожидании проф ессуры, служил в Кенигсбергской дворцово й библиотеке в должности помощника библи отекаря. Этот отрезок времени философско го развития Канта называют "докритически м". В числе основных работ - "Всеобщая е стественная история и доктрина неба" (17 55), "Новое освещение первых принципов м етафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766). С 1770 года принято н овости отсчет "критического" периода в т ворчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 года преподавал большой цик л дисциплин - философских, математически х, физических. К этому времени вызрело п ринципиально важное признание Канта о це лях его работы : "Давно задуманный проек т сравнительно того, как нужно обработат ь поле чистой философии, состоял в решен ии трех задач: 1) что я могу располагать информацией? (метафизика); 2) что я дол жен работать? (мораль); 3) на что я смею полагаться (религия); в конце концов, з а этим должна была следовать четвертая п роблема - что такое дядя? (антропология, лекции по которой я читаю в течение бол ьше чем двадцати лет)". В тот самый отре зок времени Кантом были написаны "Критик а чистого разума" (1781), "Критика практ ического разума" (1788), "Критика способ ности суждения" (1790) - фундаментальные философские работы, принесшие ученому р епутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное воздейс твие на дальнейшее формирование важный ф илософской мысли. Но более того далеким от философии людям известно его знаменит ое изречение: "Две вещи наполняют душу в се новым и нарастающим удивлением и благ ословением, чем чаще, чем продолжительне е мы размышляем о них, - звездное небоск лон необходимо мной и нравственный закон во мне". "Закон, живущий в нас, называе тся совестью" Так говорил Кант О роли об ъединяющей идеи для победы добра "...Выс шее нравственное благо не может быть осу ществлено только посредством стремления отдельного человека к его собственному м оральному совершенству, а требует объеди нения людей в одно целое для той же цели , т.е. системы благомыслящих людей, в ко торой и благодаря единству которой это б лаго только и может осуществиться..." О свободе слова "...Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь в распоряжении право открыт о высказывать близкое взгляд о том, каки е из распоряжений государя кажутся ему н есправедливыми по отношению к обществу.. . Свобода печатного слова есть один палл адиум прав народа..." О войне и мире "До лжно признать, что величайшие бедствия, терзающие культурные народы, сущность по следствия войны, а аккурат последствия н е столь происходящей сегодня или происхо дившей, сколь неослабевающего и более то го беспрерывно увеличивающегося приготов ления к будущей. На это тратятся все сил ы государства, все плоды его культуры, к оторые могли бы употребляться для ещё бо льшего распространения последней; свобод е наносятся во многих местах жутко чувст вительные удары, и материнская заботливо сть государства о единичных членах выраж ается в неумолимо суровых требованиях, к оторые оправдываются кроме того интереса ми внешней безопасности". "...Вечный мир (конечная мишень всего международного п рава) есть, разумеется, неосуществимая м ысль. Но политические принципы, нацеленн ые на то, чтобы входить в такие [междуна родные] связи, которые служили бы постоя нному приближению к состоянию вечного ми ра, полностью осуществимы..." О необходи мости соотнесения веры и морали "Если я принимаю веру в качестве принципа безотн осительно к морали... то такая вера совс ем не количество религии". О перестройке образования "...Способность суждения ес ть отличительная черта так называемой см екалки, и отсутствие ее запрещено воспол нить никакой школой, так как учебное зав едение может вручить более того ограниче нному рассудку, как бы вдолбить в него, сколь угодно правил, заимствованных у др угих, но способность точно пользоваться ими должна быть присуща более того учени ку, и если нет этого естественного дара, то никакие правила, которые были бы пре дписаны ему с этой целью, не гарантируют его от ошибочного применения их... Отсу тствие способности суждения есть, собств енно, то, что называют глупостью, и супр отив этого недостатка лекарства нет". О роли бессознательного в творчестве "...Н а крупный карте нашей души, так заявить, освещены только немногие пункты, - это положение может возбуждать у нас изумлен ие перед нашим собственным существом; по тому что если бы некая высшая мощь сказа ла: да будет свет!, то без малейшего сод ействия с нашей стороны перед нашими гла зами открылось бы как бы полмира (если, к примеру, мы возьмем писателя со всем т ем, что он имеет в своей памяти)". Катег орический императив Канта "...Поступай т ак, чтобы ты всю дорогу относился к чело вечеству - и в своем лице, и в лице всяк ого другого ещё - как к цели. И ни в жиз нь не относился бы к нему только как к с редству". ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Вадим Значение имени Вадим В переводе с древне-русского, имя Вадим означает "спорщик", "смутьян". Происхождение имени Вадим По одной из версий имя Вадим произошло от двух корней "вадить" и "има, имати". По другой верси имя Вадим произошло от древнерусского слова вадити, что значит обвинять, клеветать, сеять смуту, или как сокращение славянского имени Вадимир. Характеристика имени Вадим В детстве Вадим общительный и жизнерадостный ребенок. Активный, подвижны..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Философы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Летиция Каста
Летиция Каста фото

загрузка...