Авторизация

Рихард Авенариус   Rihard Avenarius

Рихард Авенариус / Rihard  Avenarius

Карьера: Философ

Дата рождения: 19 ноября 1843, знак зодиака скорпион

Место рождения: Швейцария

Швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма.




Рихард Авенариус Биография

С 1876 – совместно с Вундтом – начал изд авать в Германии «Трехмесячник научной ф илософии». Преподавал «индуктивную филос офию» в университете Цюриха (1877–1896). Основные сочинения: «Философия как мышл ение о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыт а» (1876), «Критика чистого опыта» (в 2- х томах, 1888–1890), «Человеческое понят ие о мире» (1891), «О предмете психологи и» (1894–1895) и др. Собственную философ скую позицию А. именовал «эмпириокритици змом» – «надпартийным» философским подхо дом, критически рассматривающим все, яко бы проверенные, истины. Целью А. являлас ь разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих д исциплин. Согласно А., «любая область на шей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: «Эт о следует проверить». Если же, по мысли А., «среда – предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт». Содержа нием утверждения в таком контексте высту пает «испытанное». Критикуя «чистый опыт », А. призывает возвратиться к «естестве нному понятию мира», постулирующему нали чие индивидов, элементов окружающей сред ы, а ещё – множественность актуальных от ношений между всеми ними («закон жизненн ого ряда»). По версии А., содержание опы та «естественного понятия мира» включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движен ия моих близких определенным значением – точнее, трактует их /движения – А.Г./ к ак высказывания. Это у А. – «основное эм пириокритическое допущение принципиально го человеческого равенства». Началом исс ледования, его исходным пунктом, А. имен ует «ближнего», «не затронутого никакой – ни дикой, ни цивилизованной философией ». Под опытом подразумеваются только мыс ли, находимые ближним данными, но только «такими, какими он находит их данными». Поэтому естественное понятие о мире, в соответствии А., искажается интроекцией – истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактов ку интроекции А. обозначил так: «В то вр емя как я оставляю дерево предо мною, ка к виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, – господствующая же психология вкладывает дерево, как «виденное», в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание «виденного » вовнутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция». А. разработал учение об «эмпириокритическо й принципиальной координации», уловив на добность естествознания в философском об основании новых научных картин исследуем ой действительности, идеалов и норм теор етического объяснения. По замыслу А., уч ение о «принципиальной координации» долж но было вскрыть вероятность для преодоле ния дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человек е, открыть результат воздействия познава тельных субъекта, средств наблюдения и т .п. на образ исследуемого объекта. По А. , индивид и среда противопоставлены, но они оба как действительности принадлежат одному опыту – то, что описывает критик , сущность интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. «Исхо дный ближний» и «близкий ближний», по сх еме А., принимают некоторую составную ко личество окружающей среды за количествен но единую для них обоих и называют ее «к иноварью». Как писал А.: «Я называю чело веческого индивидуума, как (относительно ) постоянного члена некоторой эмпириокри тической принципиальной координации, цен тральным членом последней; а составную д оля окружающей среды – безразлично, буде т ли она опять-таки человеком или дерево м, – называю противоположным членом... Н екоторая же составная доля моей окружающ ей среды – ближний – есть центральный чл ен некоторой принципиальной эмпириокрити ческой координации». Различие между физи ческим и психическим оказывалось не прин ципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационн ый ход биологического порядка, как опера ция «восстановления равновесия», как суб ъективная окраска элементов среды. Наше «Я», в соответствии А., ни чуточки не на делено категориальными структурами (в ра зличие от мнения Канта): комплекс наших представ лений сущность плод нашей успеш ной адаптации к среде. Основанием адеква тного теоретического объяснения А. счита л принцип «экономии мышления», обусловле нный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде (« мышление как наибольший итог при наимень шей мере силы»); б) функцией философии к ак «критики чистого опыта» – элиминирова ние из культурной сферы излишних ее фраг ментов типа материализма или спиритуализ ма. Исходный принцип учения А. – нерасто ржимое единство «системы С» или централь ного члена, и «системы R» или противочле на, т.е. субъекта и объекта («без субъек та нет объекта и без объекта нет субъект а»). Общее понятие, под которое, соответ ственно А., разрешается подвести все сущ ее и которое не может быть подведено ни под какое другое больше общее понятие – это «ощущение». В картине мира понятию о щущения А. отводил ключевую образ. Учени е А. о «принципиальной координации» не с могло зайти в теоретическое основание ес тественных наук того времени, так как не признавало независимого существования о бъективной действительности, а ещё излаг алось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах п редлагал более того сотворить особый тол ковый словарь философии А. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Александра Значение имени Александра В переводе с древнегреческого имя Александра означает «защитница людей». Происхождение имени Александра Имя Александра является женской формой от мужского имени греческого происхождения Александр. Характеристика имени Александра Александра капризна, своенравна и упряма, особенно если растет единственным ребенком в семье. Сложно адаптируется в коллективе и знакомится с детьми. Повзрослев, Александра начинает интересоваться спортом, добивается неплохи..
Виктор Значение имени Виктор В переводе с латинского, имя Виктор означает «победитель». Происхождение имени Виктор Имя Виктор происходит от латинского "Victor" - «победитель». В древнеримской мифологии "Victor" - эпитет богов Юпитера и Марса. Характеристика имени Виктор В детстве Виктор растет добрым и доверчивым ребенком. Любит книги о приключениях, шпионах и разведчиках. С удовольствием занимается конструированием. Маленький Виктор раним, однако быстро..
Герман Значение имени Герман В переводе с латинского имя Герман означает «единородный», «единокровный». Происхождение имени Герман Имя Герман имеет древне-латинское происхождение и образовано от латинского слова "germanius" - «единоутробный», «близкий», «родной». Характеристика имени Герман Герман во всех возрастах вспыльчив и раздражителен. В различных стрессовых ситуациях Герман способен «вспыхнуть как спичка», пр..
Клавдия Значение имени Клавдия В переводе с латинского языка имя Клавдия означает «хромоножка». Происхождение имени Клавдия Имя Клавдия является женским вариантом имени Клавдий, происходящего от латинского "клаудус": хромой. Прилагательное "клаудус" было одним из эпитетов хромоногого бога Вулкана, Гефеста. Характеристика имени Клавдия В детстве Клавдия растет спокойным, уравновешенным ребенком. Немного повзрослев Клавдия становится более капризной. Клавдия добрый и о..
Павел Значение имени Павел В переводе с латинского имя Павел означает «малыш, маленький». Происхождение имени Павел Имя Павел происходит от латинского слова «паулюс», что означает «малый, не большой». В Библии Павел – один из апостолов, который выступал против учения Иисуса Христа, участвовал в разрушении храмов и гонениях христиан. Характеристика имени Павел С самых ранних лет Павел растет добрым и отзывчивым ребенком. Павел воспитан, умеет правильно себ..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Философы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Константин Александрович Кедров
Константин Александрович Кедров фото

загрузка...