Авторизация

Александр Котляревский   Aleksandr Kotliarevskij

Александр Котляревский / Aleksandr Kotliarevskij

Карьера: Археолог

Дата рождения: 0 1837, знак зодиака

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия. Российская Федерация

Александр Котляревский - известный славист, археолог и этнограф. Родился в 1837 году в Санкт-Петербурге. Известен по таким трудам как: книга «О погребальных обычаях», «Старина и народность», «Истории русской жизни» и др.  




Александр Котляревский Биография

Общественное оживление первых лет царств ования Александра II сопровождалось раз нообразным подъемом народных изучений. К отляревский был увлечен этим движением и со студенческой скамьи полно работал в различных отраслях "старины и народности ". Он уже броско выдвигался посреди моло дых, когда несчастная случайность повела , в 1862 году, к его аресту; немного мес яцев заключения очень расстроили его сам очувствие, и, помимо того, арест по "пол итическому" делу потом затруднил для нег о преподавательскую занятие. Получив сво боду, в 1863 году, он принял деятельное участие в основании Московского археолог ического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 года Котляре вскому предложено было занять кафедру сл авянского и русского языковедения в Дерп те. В половине 1868 года он защитил дисс ертацию: "О погребальных обычаях языческ их славян", обратившую на себя большое у частливость в ученом мире. В Дерпте он п робыл недолго; с конца 1869 года стали о бнаруживаться признаки болезни, которая с тех пор уже не оставляла его. В 1872 г оду он отправился за рубеж, жил в теплом итальянском климате, оправлялся, после этого сызнова заболевал. Большую доля за граничного пребывания он провел в Праге, где, напечатаны его труды: "Книга о дре вностях и истории поморских славян в XII веке", "Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древнос ти" (Прага, 1874) и "Древности права бал тийских славян" (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертаци ей, которую он защитил в Петербурге в 18 74 году, при достаточно бурном споре с В .И. Ламанским . Приглашение занять кафед ру в Киеве было им принято, но занятие б ыло сызнова затруднено тем, что прежнее позволение преподавания ограничивало его профессорскую занятие одним Дерптом. На конец, Высочайшим повелением это запреще ние было отменено, и в конце 1875 года К отляревский поселился в Киеве. В течение нескольких лет он вел в этом месте курс ы по различным отделам "Энциклопедии сла вяноведения"; принимал участие в трудах "Общества Нестора летописца", председате лем которого он был избран; был кроме то го председателем славянского комитета, в то время, когда среда было возбуждено ю жнославянскими делами и шло движение доб ровольцев в Сербию; читал лекции на киев ских женских курсах; работал по изданию сочинений М.А. Максимовича : приготовил и издал в воронежских "Филологических За писках" (и особо, в нумерованных экземпл ярах) отличный "Библиографический навык о древней русской письменности" (Воронеж , 1881; общее историческое обозрение, ис тория изучения древнеславянского и древн ерусского языков и письма). В 1881 году он, по требованию врачей, выехал за рубе ж и умер в Пизе. Котляревский - выдающий ся агент того периода в развитии русской науки, тот, что последовал за первыми т рудами нашей славистики и влияниями Грим ма в изучении нашей народной старины: в славистике он был учеником Бодянского , но уже резво стал самостоятельным, в изу чениях народной поэзии, - учеником Бусла ева , от которого принял воздействие Гри ммовой школы, оставаясь, при всем при то м, свободным от крайних увлечений, в как ие впадали другие последователи этой шко лы, в частности, Афанасьев и Ор. Миллер . Первые его труды вызывались необходим остью определить те приемы исследования, которые приносила новая учебное заведен ие и которые не были довольно сурово соб людаемы в среде самих специалистов, и ус транить из науки многое, что ещё пользов алось авторитетом в ходячих понятиях. Та кова была его книжка: "Старина и народно сть" (1862); таковы были позднее специал ьные его разборы "Поэтических воззрений славян на природу" Афанасьева, "Истории русской жизни" Забелина и другие. Он сп особствовал новому направлению историко- литературного изучения, расширявшему обл асть исторического наблюдения данными ис тории общественной, народнопоэтического творчества. Основание археологического о бщества в Москве на некоторое время напр авило его интересы преимущественно на ар хеологию. В это время была написана его книжка "О погребальных обычаях", которая может служить образчиком его приемов ис следования: к изучению привлечены самые всевозможные источники - язык, предан ия , сохраненные летописью разных славянски х народов, предания современные, предста вляющие собой отголосок старого обычая, памятники вещественные, доставляемые арх еологическими раскопками, в конце концов , предания и обычаи других индоевропейск их племен. В Киеве он мог определить сво й вектор движения значительно шире, чем в Дерпте; его мечтой была энциклопедия с лавяноведения - систематическое обобщени е того, что сделано до сих пор в науке. Этот проект он старался осуществить в св оих курсах. Осуществить его в литературе ему не было дано, но тут, как и в ранни х его трудах, сказывается живое постижен ие потребностей науки в условиях нашего образования. Возникая обыкновенно из чуж ого источника или подчиняясь ходу западн ых научных теорий, она существовала отры вочно, эпизодически, лишенная и общих ос нований и приема, и обобщений, и в силу того что настолько же отрывочно она отра жалась и в общем образовании, в котором должна была располагать свою первоначаль ную опору. Поэтому, наряду с исследовани ями специальными, Котляревский считал не обходимыми общие обзоры и руководства. - Работы Котляревского, помимо особняком изданных им книг, рассеяны частью в общи х изданиях, частью в специальных, как во ронежские "Филологические Записки", "Тру ды" и "Вестник" Московского археологичес кого общества, "Отчеты об Уваровских пре миях при Академии Наук", "Беседы" Москов ского общества любителей российской слов есности, "Труды" Киевского общества Нест ора летописца и др. В 1889 - 1891 годах изданы при II отделении Академии Наук "С очинения А.А. Котляревского" (в "Сборник е", II отд., тома XLVII - XLIX и особняк ом, три тома); издание закончено четверт ым томом (том L "Сборника"), к которому присоединены "Материалы для биографии Ал ександра Александровича Котляревского", А.Н. Пыпина . Некрологи и воспоминания: "Поминки по Александру Александровичу Ко тляревскому" (Киев, 1881; статьи и речи П.И. Аландского , И.Н. Жданова , Н.П. Да шкевича ); "Sitzungsberichte der gelehrt en estnischen Gesellschaft" за 1881 год; "Neue Dorptsche Zeitung" (октябрь, 1881 ); А. Кочубинский "Итоги славянской и ру сской филологии" (в "Записках" Новоросси йского университета, том XXXIII, и отдел ьно: Одесса, 1882, страницы 229 - 236); "Биографический словарь профессоров и пр еподавателей Императорского университета святого Владимира" (Киев, 1884), "Воспо минания" Алексея Веселовского (Киев, 18 88; из "Киевской Старины"); А.П. Стороже нко "Александр Александрович Костляревск ий" ("Вестник Европы", 1890, июль); К.Н. Бестужев-Рюмин , по поводу 1-го тома "С очинений", в "Журнале Министерства Народ ного Просвещения", том CCLXIV; "Александ р Александрович Костляревский, как препо даватель" ("Русская Старина", 1893, июнь ); "Памяти отца наместника Леонида, А.А. Гатцука, Н.А. Попова и Александра Алекс андровича Котляревского" (как продолжени е "Исторической записки" Московского арх еологического общества, Москва, 1893; ст атья К.И. Линниченка). А. Пыпин (умер). ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Археологи

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Константин Александрович Кедров
Константин Александрович Кедров фото

загрузка...