Авторизация

Александр Пыпин   Aleksandr Piupin

Александр Пыпин / Aleksandr Piupin

Карьера: Литературовед

Дата рождения: 6 апреля 1833, знак зодиака овен

Место рождения: Саратов, Россия. Российская Федерация

Александр Пыпин - известный исследователь русской литературы и общественности. Родился в 1833 году в Саратове. Александр Пыпин является автором «Истории русской литературы» (т. 1—4, 1911—1913), «Истории русской этнографии» (т. 1—4, 1890—1892), «История славянских литератур» (т. 1—2, 1879—1881, совместно с В. Д. Спасовичем), «Русское масонство XVIII и I четверти XIX вв.». Один из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».




Александр Пыпин Биография

Еще студентом напечатал свой первостепен нный работа - "Словарь к новгородской ле тописи", в "Сборнике Академии Наук" (185 2, № 3). Это было участие в работе над с ловарем древнего русского языка, предпри нятой И.И. Срезневским , и где другими у частниками были Н.Г. Чернышевский , П.А. Лавровский и др. Первой журнальной стат ьей Пыпина было изучение о драматурге XV III века Лукине ("Отечественные Записки" , 1853 год; повторено при собрании соч. Лукина и Ельчанинова , Санкт-Петербург, 1868); это был отрывок из его кандидатск ой диссертации. С тех пор он принимал до статочно деятельное участие в "Отечестве нных Записках" рецензиями и статьями по истории литературы. Сосредоточив свои за нятия на древней русской повести, Пыпин в 1857 году защитил магистерскую диссерт ацию "Очерк литературной истории старинн ых повестей и сказок русских". Здесь в п ервый раз дана история русской повести, начиная с заимствований из византийских и южнославянских источников и кончая пов естями, сложившимися под западным влияни ем, и первыми попытками оригинальной быт овой повести XVII века. Автор пользовалс я рукописными сборниками Публичной библи отеки и Румянцевского музея, в то время ещё чуть-чуть известными. Некоторые стар инные повести в первый раз исследованы П ыпиным, а некоторые ("Девгениево Деяние" , "Повесть о Горе-злосчастии") более тог о впервой открыты им при изучении сборни ков. "Очерк" Пыпина составил эпоху в обл асти разработки истории российский повес ти. Дальнейшие работы в этой области оче нь расширили исследование предмета, но р абота Пыпина был исходным пунктом для но вых исследователей. В 1858 году Пыпин бы л послан на два года за рубеж для пригот овление к кафедре истории европейских ли тератур. Во время этого путешествия он п обывал, между прочим, и в славянских зем лях (2 путевых очерка - "Из Венеции" и " Из Флоренции" появились в "Современнике" в 1859 году). По возвращении он был наз начен исполняющим место экстраординарног о профессора и в 1860/61 учебном году чи тал лекции по истории провансальской и с редневековой французской литературы. В н оябре 1861 года он подал в отставку (вме сте с тем с Кавелиным , Спасовичем , Ста сюлевичем и Борисом Утиным ), вследствие нарушения нормальной жизни университета потом студенческих волнений, вызванных введением новых правил (матрикул) и обяз ательного для всех студентов взноса за с лушание лекций. С 1863 года Пыпин принял ближайшее участие в "Современнике". Он был членом редакции журнала, а немного п озднее (с 1865 года до приостановки в 18 66 году) - ответственным редактором его (совместно с Некрасовым). К началу 60-х годов относятся работы Пыпина над апокри фами, на которые он единственный из перв ых русских ученых обратил чуткость. Плод ом изучения их явилось издание "Ложных и отреченных книг русской старины" (1861) , в III т. "Памятников старинной русской литературы". Объяснение к изданию помещ ены в "Русском Слове" 1862 года, а изуче ние о древней статье о книгах истинных и ложных напечатаны в "Летописи занятий А рхеографической Комиссии" (1862, вып. 1) . Этим закончились научные работы Пыпина в области старой русской письменности, к которым он только мимоходом вернулся в 80-х годах, издав книжки: "Сводный стар ообрядческий Синодик" (Санкт-Петербург, 1883), "Из истории народной повести" (Са нкт-Петербург, 1887), "Для любителей кни жной старины" (Москва, 1888) и "Подделки рукописей и народных песен" (Санкт-Пете рбург, 1898). С середины 60-х годов, и в особенности вслед за тем закрытия "Совр еменника", Пыпин некоторое время усердно занялся переводческой деятельностью. Ча стью под его редакцией, частью в его пер еводе появились историко-литературные и исторические сочинения Шерра, Геттнера, Дрэпера, Лекки, Тэна, Рохау, Бентама. Вм есте с М.А. Антоновичем он перевел "Исто рию индуктивных наук" Уэвеля. В 90-х год ах под редакцией Пыпина вышли "История н емецкой литературы" Шерера и "Искусство с точки зрения социологии" Гюйо. В 1865 году вышел первоначально составлявший до полнение к "Всеобщей истории литературы" Шерра, общий работа Пыпина и В.Д. Спасо вича (последнему принадлежит очерк истор ии польской литературы), "Обзор истории славянских литератур". В 1874 - 1881 гг. эта книжка появилась 2-м изданием в сущ ественно переработанном и расширенном ви де, под заглавием "История славянских ли тератур". Этот капитальный работа (перев еден на германский, чешский и французски й языки), представляющий собой единствен ное до сих пор обстоятельное изложение с удеб тысячелетней истории литературы зап адных и южных славян, жутко замечателен не только как свод того, что сделано в о бласти изучения духовной жизни славянств а, но и по истинно научному методу своем у. В то время как значительная доля наши х славистов, с удовольствием называя себ я в теории славянофилами, в реальности в падает в русофильство и отчаянно односто роннее навязывание всему славянству одно й веры и одного "общеславянского" (а на самом деле византийского) миросозерцания , Пыпин относится с величайшим уважением и с полной терпимостью к духовному скла ду каждой из отдельных славянских народн остей. Он является решительным противник ом поглощения одной народности иной и ис ходит из идеала совместного развития общ ечеловеческой культуры и национальных ин дивидуальностей. С основанием "Вестника Европы" Пыпин (с 1867 года) становится о дним из главнейших и виднейших деятелей его, и как член редакции журнала, и как самый-самый плодовитый работник журнала. В редкой книжке, на всем протяжении бол ьше чем 30-летнего существования "Вестни ка Европы", нет одной или нескольких ста тей Пыпина. Значительная доля этих стате й, в переработанном виде, вошла в состав особо изданных сочинений Пыпина: "Общес твенное движение в России при Александре I" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е изд., 18 85), "Характеристики литературных мнений от 1820 до 50-х годов" (Санкт-Петербург , 2-е изд., 1890), "Белинский, его бытие и переписка" (Санкт-Петербург, 1876), " История русской этнографии" (4 т., Санкт -Петербург, 1890 - 91), "История русской литературы" (Санкт-Петербург, 1898; в т о время как вышло 3 т., всех будет 4). О собо издан, в виде рукописи и в небольшо м числе экземпляров, "Хронологический ук азатель русских лож, от первого введения масонства до запрещения его" (Санкт-Пет ербург, 1873). Из статей Пыпина в "Вестн ике Европы", не вошедших в отдельные соч инения, больше замечательны: "Русское ма сонство в XVIII веке" (1867, т. II - IV) , "Русское масонство до Новикова" (1868, № 6 и 7), "Крылов и Радищев" (1868, № 5 ), "Феофан Прокопович и его противники" (1869, № 6), "Панславизм в прошлом и нас тоящем" (1878, № 9 - 12), "Литературный панславизм" (1879, № 6, 8, 9), "Польский вопросительный мотив в русской литерату ре" (1880, № 2, 4, 5, 10, 11), "История текста сочинений Пушкина" (1887, № 2), " Новые объяснения Пушкина" (1887, № 8, 9) , "Обзор русских изучений славянства" (1 889, № 4 - 6), "Идеализм М.Е. Салтыкова" (1889, № 6), "Русское славяноведение в XIX ст." (1889, № 7 - 9), "Журнальная за нятие М.Е. Салтыкова" (1889, № 10 - 12), "Литературные воспоминания" и "Переписк а" (1890, № 10 - 12), "Гердер" (1890, № 3 и 4), "Новые данные о славянских делах " (1893, № 6 - 8). Ряд статей и заметок по поводу текущих явлений литературной ж изни напечатан Пыпиным в литературных об озрениях "Вестника Европы". Все перечисл енные труды Пыпина являются ценным вклад ом в нашу литературу. "Общественное движ ение при Александре I" богато новыми мат ериалами и впервой дало цельную картину эпохи, до того известной по отрывочным д анным и официально-безличным документам. Здесь ослепительно обрисована смена све тлых надежд начала Александровского врем ени реакционно-пиэтическими стремлениями эпохи баронессы Крюденер, князя Голицын а и Аракчеева . В начале 1870-х годов Ак адемия Наук избрала Пыпина своим сочлено м по кафедре русской истории. Но вследст вие энергического противодействия тогдаш него министра народного просвещения граф а Д.А. Толстого - противодействия, довед енного до высших сфер, - утверждение зам едлилось, и Пыпин, чтобы кончить неловко е положение учреждения, отказался от изб рания. "Характеристики литературных мнен ий от двадцатых до пятидесятых годов" пр едставляют собой историю русских литерат урно-общественных направлений. Поэтому т ут рассмотрены, главным образом, предста вители нашей теоретической мысли: безусл овные апологеты русского государственног о уклада, следом Чаадае в, славянофилы, Белинский . Из художников автор анализир ует только дело Жуковского , Пушкина и Гоголя , но не с точки зрения эстетическ ой, а со стороны их общественно-политиче ских взглядов. Заслугой "Характеристик" является систематизация славянофильского учения и освещение теории "официальной народности". Этот термин создан Пыпиным и утвердился в нашей исторической литера туре для определения ведущей родное нача ло от министра народного просвещения Ува рова теории полной обособленности России , составляющей как бы особую количество света, к которой абсолютно неприложимы т ребования и стремления европейской жизни и которая сильна неподвижностью основ с воего государственного строя. Главное во зражение, которое автор противопоставляе т односторонностям славянофильства и тео рии "официальной народности", содержится в том, что "национальность, как стихия историческая, способна к видоизменению и усовершенствованию, и в этом как раз ве роятность и надежда национального успеха ". При неподвижности основ Россия не заи мствовала бы из Византии христианства, а московское самодержавие не сменило бы с обой удельно-вечевой быт. Биография Бели нского, по частям печатавшаяся в "Вестни ке Европы" 1874 - 1875 гг., в близкое вр емя привлекла к себе чрезвычайное внимат ельность. Она дает подробные и безупречн о новые сведения не только о самом Белин ском, но и друзьях его - Станкевиче, Вас . Боткине , Герцене , Бакунине и многих других, извлеченные из их переписки, вп ервой тут обнародованной. Разыскание и с истематизация переписки Белинского соста вляют крупную заслугу перед историей рус ской литературы. Письма Белинского, разы сканные Пыпиным, вводили в мир небывалой душевной красоты и произвели сильное ощ ущение. Все знали до сих пор Белинского- критика, ныне же вырисовался таковой луч езарный образ человека-борца за свои иде и, тот, что не разрешено было не возлюби ть более того больше Белинского-писателя . Создалось взгляд, что Белинский разыск анных Пыпиным писем, вольно отразившийся в этом месте во всей чистоте и идеально сти своего высокого духа, чуть ли не цен нее, чем в своих статьях, где его стесня ли условия печати того времени. - "Истор ия русской этнографии" дает значительно больше своего специального заглавия. Авт ор включает в свой поражающий эрудицией работа не только этнографов в узком смыс ле этого слова, но и всех исследователей русского народного творчества - Сахаров а , Буслаева , Афанасьева, Веселовского и др., и более того всех теоретиков вопр оса о народности, вплоть до публицистов- "народников" 80-х и 90-х годов, словно б ы покойного Каблица-Юзова . В соединении с тем, что в этом месте даны обстоятель ные биографии и характеристики длинного ряда русских ученых и публицистов, работ а Пыпина является одним из самых капитал ьных историко-литературных пособий наших . В "Истории русской литературы" нет обы чного в сочинениях подобного рода повест вовательного элемента. Краткие биографич еские данные приведены только в примечан иях к отдельным главам. Задача сочинения - подметить главные литературные течени я. Заслуга его в том, что это основопола гающий свод огромного количества специал ьных исследований последних 20 - 30 лет, нередко не приходящих ни к каким общим выводам. Пыпин интересуется только общим и контурами, общей картиной хода русской литературы, впервой тут представленной с таковой рельефностью. Многое, ускольза вшее от внимания специальных исследовани й, углублявшихся в детали, тут выдвинуто на начальный проект. Такова, к примеру, в III т. картина умственного возбуждени я в Москве намедни Петровской реорганиза ции, показывающая, что эта перестройка о тнюдь не была резким переломом, что она представляет собой только эффектное заве ршение целого ряда подготовительных попы ток. Каждого из 7 капитальных сочинений Пыпина, в совокупности составляющих 15 т омов (собранные вкупе журнальные статьи Пыпина составят не меньшее численность т омов), было бы безупречно довольно, чтоб ы снабдить ему весьма видное местоположе ние в истории русской учености. Принадле жность же всех этих сочинений, настолько приподнято авторитетных, одному лицу пр едставляет собой явление без малого бесп римерное в нашем ученом мире. Вот отчего общественное взгляд, без различия напра влений, с о собым сочувствием встретило в конце 1897 года известие, что Академия Наук, по прошествии 26 лет, заново избр ала Пыпина своим сочленом. На тот самый раз избрание Пыпина ординарным академико м (отделение русского языка и словесност и) получило утверждение. Умер в 1904 год у. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Артем Значение имени Артем В переводе с древнегреческого имя Артем означает «здоровый», «невредимый». Происхождение имени Артем Имя Артем происходит от греческого имени Артемий, из имени богини Артемиды. Характеристика имени Артем В раннем детстве Артем подвержен респираторным заболеваниям, ангинам. В школе особых проблем у Артема не возникает, учится хорошо, отличается хорошей памятью и сообразительностью. У Артема много друзей, Артем общителен и доброжелателен. Взрос..
Захар Значение имени Захар В переводе с древне-еврейского имя Захар означает «бог вспомнил». Происхождение имени Захар Имя Захар произошло от древнееврейского имени Зехариаху, что означает «Господь вспомнил», «вспомянутый Господом», «памятный Господу». Характеристика имени Захар В детстве Захар характеризуется как тихий и спокойный ребенок. Захар любитель уединенных игр, подвижным играм в компании друзей предпочитает игры требующие сосредоточенности..
Петр Значение имени Петр В переводе с древне-греческого означает «камень», «скала». Происхождение имени Петр Имя Петр происходит от древнегреческого слова «петра», означающего камень, скала, каменная глыба, утес. Характеристика имени Петр С самого раннего детства Петр растет довольно любознательным и подвижным ребенком. Петя интересуется абсолютно всем на свете. Зачастую подобная любознательность вылезает Петру боком. Петя компанейский и общительный ребено..
Степан Значение имени Степан В переводе с древнегреческого имя Степан означает «венец». Происхождение имени Степан Имя Степан имеет древнегреческое происхождение и образовано от слова «стефанос» - «венец, венок, корона, диадема». Имя Степан является короткой формой церковнославянского имени Стефан. Характеристика имени Степан С самого раннего детства Степан растет непоседливым, подвижным ребенком. Степан любит шалить, во что втягивает всю окружающую его детв..
Яков Значение имени Яков В переводе с древне-еврейского имя Яков означает «следует по пятам». Происхождение имени Яков Имя Яков имеет древне-еврейское происхождение и образовано от еврейского имя Иаков. Яков – библейское имя, в буквальном переводе с иврита означает «следующий по пятам» Характеристика имени Яков С раннего дества Яков удивляет взрослых своей расчетливостью и практичностью. Маленький Яша не капризен, может подолгу самостоятельно заниматься своими дела..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Литературоведы

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Тара Рейд
Тара Рейд фото

загрузка...