Авторизация

Дмитрий Лаптев   Dmitry Laptev

Дмитрий Лаптев / Dmitry Laptev

Карьера: Мореплаватель

Дата рождения: 0 1701, знак зодиака

Место рождения: Болотова, Россия. Российская Федерация

Дмитрий Лаптев - известный русский полярный исследователь. Родился в 1701 году. В 1731 году Дмитрий Лаптев был назначен в «Великую Северную экспедицию», имевшую своей целью обследовать впервые и нанести на карту громадное пространство северного побережья России, простирающееся на 130° долготы и от 64,°5 до 77,°5 северной широты и кроме того Охотское море и Камчатку, причём попутно было положено основание исследованию всех внутренних областей Сибири. Именем Дмитрия Лаптева назван пролив (Пролив Дмитрия Лаптева), а в честь него и двоюродного брата Харитона Прокофьевича - Море Лаптевых.  




Дмитрий Лаптев Биография

Участник Великой Северной экспедиции Дми трий Яковлевич Лаптев начал службу во фл оте в 1718 году гардемарином. Три года ч ерез, в 1721 году, его произвели в мичма ны, в 1724 году - в унтер-лейтенанты, в 1731 году - в лейтенанты. Столь быстрое продвижение по службе, достаточно редкое в то время, свидетельствует о том, что Дмитрий Лаптев был высокообразованным, о тлично знавшим близкое занятие офицером. Вся работа Д.Я. Лаптева проходила на ко раблях Кронштадтской эскадры, на которых он совершал плавания в Любек, Данциг и Архангельск. Подбирая для участия в Вели кой Северной экспедиции опытных, добро п одготовленных к суровым дальним плавания м офицеров, Беринг вписал в список ее бу дущих участников и Дмитрия Лаптева. В ию ле 1735 года Д.Я. Лаптев сообща с А.И. Ч ириковым прибыл в Якутск. Здесь ему разо м же было поручено провести караван небо льших речных судов с имуществом экспедиц ии по рекам Алдан, Мая и Юобиталище може т быть ближе к Охотску, отгрохать в коне чном достигнутом пункте склады, уложить в них груз и с судами возвратиться в Яку тск. Лаптев выполнил это поручение, дове дя суда до намеченного пункта - Юдомскрг о Креста. Первоначально предполагалось о пределить Дмитрия Лаптева в отряд Беринг а - Чирикова или в отряд Шпанберга. Но к о времени возвращения Лаптева в Якутск в ыяснилось, что отряд лейтенанта Ласиниус а, проводивший опись к востоку от устья Лены, находится в бедственном положении Питер Ласиниус, швед по национальности, был принят на русскую службу в 1725 году . Он немало плавал и был знающим родное занятие штурманом. В экспедицию Ласиниус вызвался добровольно. Беринг назначил е го начальником отряда, тот, что должен б ыл обрисовать берег от устья Лены до Кам чатки. Отряд располагал построенным в Як утске ботом "Иркутск" длиной восемнадцат ь метров, шириной пять с половиной метро в, с осадкой два метра. Ласиниус со свои м отрядом покинул Якутск 29 июня 1735 го да, в то же время с отрядом Прончищева. Оба отряда 2 августа прибыли к острову С толб, расположенному в начале ленской де льты. На вторые сутки "Иркутск", пройдя Быковской протокой, добился взморья. Еще посредством двое суток, дождавшись попу тного ветра, Ласиниус вывел близкое судн о в море. Плавание затруднялось большими скоплениями льда и неблагоприятными вет рами. Поэтому уже 18 августа Ласиниус вв ел бот в устье реки Хараулах, решив тут зимовать. Из плавника, валявшегося на бе регу, команда одним духом построила жиль е. Рассчитывая ещё на два года работы, Л асиниус решил сэкономить провиант и вдво е уменьшил рацион. Хроническое недоедани е при незнании противоцинготных средств привело к массовому заболеванию цингой, которая унесла жизни тридцати восьми дяд я. Одним из первых умер сам Ласиниус. Ко мандование отрядом перешло к штурману Ва силию Ртищеву. Но и тот был нелегко боле н, Беринг решил возвратить остатки отряд а Ласи-яуса в Якутск, а взамен его напра вить свежеиспеченный отряд под командова нием эия Лаптева. Перед отрядом Лаптева, помимо общих задач, были поставлены доп олнительно особые задачи. Против участка побережья, тот, что предстояло исследов ать отряду, на старых картах был показан какой-то остров, "якобы почва великая", где "бывали из сибиряков и людей видели ". Поэтому начальнику ряда предписывалос ь подступать ко всем замеченным во время плавания к островам и землям для отыска ния этой "великой земли". В инструк-"и г оворилось, что если при высадке на берег встретятся люди, то нужно ! ними поступ ать нежно и ничем не озлоблять", постига ть у них о вели-ане островов и о том, ко му они принадлежат. Если обитатели пожел ают самоизвольно" принять русское поддан ство, их следует "наипаче при-аскивать.. . охранение чинить, а ничем не отягощать , неужели какой сами : себя расположат и станут одаривать ясак". На тот происшес твие, если окажется, что "сибирский бере г с американским эшелся и оттого воспрещ ено до Камчатки пройти", памятка предпис ывала придерживаться сколь быть может к северу и попытаться познать, неблизко ли до лежащего по ту сторону перешейка "По луденного или Восточного моря" (Тихого о кеана), а следом возвратиться в Якутск и , "отрепертовав" Берингу, ехать в Петерб ург "с обстоятельным известием и с карто ю". А если "соединения американских земе ль" не окажется, шагать до Камчатки или в крайнем случае до устья реки Анадырь. В случае подхода к неизвестному раньше б ерегу, тот, что мог очутиться частью Аме рики, памятка дословно повторяла третий пункт инструкции, данной Петром I Беринг у в 1725 году при отправлении его в Перв ую Камчатскую экспедицию. Начальник отря да должен был топать вдоль открытого бер ега до встречи с европейским кораблем ил и до подхода к владениям "европейских го сударств", познать, как называется берег , посетить на нем, причинить его на карт у и узнать, какое держава им владеет. Вс ю работу следовало окончить в два года. Отряд имел в своем распоряжении тот же б от "Иркутск". Не дожидаясь вскрытия Лены , Лаптев направил к зимовке Ласиниу-са 1 4 джентльмен во главе со штурманом Михаи лом Щербининым "для помощи Ртищеву и его людям", а ещё для подготовки бота к пла ванию. Когда к началу июня Щербинин добр ался до зимовки, там в живых осталось вс его девять джентльмен, причем все они бы ли больны цингой. 30 мая 1736 года Лапте в с другой частью своего отряда вышел из Якутска на трех дощаниках, груженных пр овиантом. Пройдя Быковской протокой, он 25 июня вышел на взморье. Плыть дальше н е позволял лед, густо забивший весь зали в Буор-Хая. Поставив дощаники в Севастья новой губе, Лаптев отправился со своей к омандой к зимовке Ласиниуса пешкодралом по берегу. 18 июля "Иркутск" был готов к плаванию, но вылезти в море удалось тол ько 29 июля, когда лед отнесло к северу. Переход в Севастьянову губу за провиант ом и снаряжением отчаянно затянулся из-з а сильного встречного ветра и льда. Толь ко 7 августа бот подошел к дощаникам. 11 августа, пользуясь благоприятным ветром , "Иркутск" направился в море, держа век тор движения на северо-восток. На третий день бот добился 73° 16' северной широты на меридиане мыса Буор-Хая. Здесь был поголовный лед, пробиться посредств ом тот, что не удалось. Если бы Дмитрий Лаптев не стремился пробиться на северо- восток, а попробовал объехать непроходим ый лед с юга, держась ближе к материку, крайне надо думать, что ему удалось бы с ущественно продвинуться на восток. Но он не сделал этого, так как был сильно убе жден в том, что мыс Святой Нос простирае тся в отдалении на север и заканчивается где-то в районе 76°20' северной ши роты, и хотел объехать тот самый мыс. Та кое убеждение возникло у Лаптева в резул ьтате изучения старинных карт. Плавание на юг, по его мнению, только удлинило бы стезя, не дав никакого выигрыша во врем ени. Простояв во льду сутки, сжимаемый п орою так, что терял управление, "Иркутск " повернул обратно. На консилиуме, созва нном Лаптевым, 5ыло решено возвратиться на зимовку. 22 августа бот вошел в Быков скую эку ихтал вставать вверх по Лене. 6 сентября Лаптев привел бот (реку Борисо ву, впадающую в Лену на 7040' север ной широты. 8 сентяб-I Лена стала. Отряд построил для себя пять домиков и размес тился в них. Чтобы тредотвратить недуг ц ингой, Лаптев распорядился готовить отва р 13 коры и шишек кедрового сланика. Бла годаря этому больных было сильно но, и з а все время зимовки умер только единстве нный мужчина. С зимовки Лаптев послал Бе рингу в Якутск рапорт и заключение конси лиума, в котором доступ морем от Лены к Колыме признавался невозможным из-за спл ошного льда. По рассказам местных жителе й-якутов, теподвижньш лед, простиравшийс я до Святого Носа, не взламывался де-нет иями. 16 августа 1737 года Лаптев выехал в Петербург, где должен был гшаться воп росительный мотив о продолжении работы с еверных отрядов экспедиции в связи с око нчанием поставленного им срока. Как изве стно, 20 декабря 1737 года Адмиралтейств -коллегия приняла вывод довести картогра фирование побережья Северного Ледовитого океана до конца. Адмиралтейств-коллегия высказала точка зрения, что на пути от Лены до гатки непреодолимых препятствий не существует. Сведения, собранные истор иком Миллером, подтверждали, что русские суда плавали в про-ном от устья Лены до Анадыря. Поэтому Адмиралтейств-коллегия пред-шсала Лаптеву избирать для плавани я такое время, когда лед относит от ерег а к северу, а если в плавании "крайняя н евозможность от льда по-ягнет", ждать на месте изменения ледовой обстановки и пр и удобном шучае сразу же придерживаться дальше. Кроме того, коллегия предписала 1аптеву изготовлять в зимнее время обсле дование и опись устьев рек и морского по бережья на ещё не пройденных участках ма ршрута. Адмиралтейств-коллегия обязала С ибирскую губернскую, Иркутск и Якутскую канцелярии сформировать в удобных местах по пути следования ряда Дмитрия Лаптева склады с провиантом и необходимым имуще -гвом. Одновременно коллегия потребовала исполнения предыдущих ука-эв о постанов ке "маяков" и посылке геодезистов для ка ртографирования ерегов. Обо всех этих ре шениях Лаптев узнал, когда добрался до М осквы. Но он считал необходимым сообщить Адмиралтейств-коллегий свои соображения по поводу дальнейшего порядка работы от ряда и решил все-таки доехать до Петербу рга. Президент Адмиралтейств-коллегий ад мирал Н.Ф. Головин согласился с доводами Лаптева. Было принято заключение продол жать плавание только в том случае, "если надежда к тому морскому походу будет". В противном случае следовало, отправив с удно в Якутск или поставив "где способ-н ея", миновать сухим путем до устья Колым ы, а следом к Нижне-Колымскому острогу. При выполнении работ надлежало направить особое внимательность на картографирова ние мыса Святой Нос, бухт, заливов устье в рек. Составленную во время похода обст оятельную карту Лаптев должен был отправ ить из Нижне-Колымского острога в Петерб ург, в Адмиралтейств-коллегию, а далее т ронуться с отрядом на Камчатку сквозь Ан адырский острог или другой дорогой по св оему усмотрению. С Камчатки Лаптеву пред писывалось миновать морем к устью Колымы на судне, полученном от Беринга. При эт ом, в случае если бы Лаптев на месте уви дел, что удобнее приступить плавание от устья Анадыря, Адми-ралтейств-коллегия р азрешила ему требовать от Беринга присыл ки судна как раз туда. Берег от Анадыря до Колымы в то время разрешено было обри совать только с судна, так как на побере жье обитали "неподданные народы, называе мые чукчи, которые с имеющимися в поддан стве российской державе завсегда войну и меют". Лаптеву было приказано ничем не о злоблять чукчей, "являть им приласкание" и принимать в подданство, "если пожелаю т". Так как зимовать на побережье, засел енном воинственными чукчами, не представ лялось возможным, Лаптеву предписывалось в случае необходимости возвратиться на зимовку в Анадырь и продолжить плавание в следующем году. В плавании от Анадыря к Колыме Лаптев должен был уделить особо е участливость картографированию Чукотск ого Носа (сейчас мыс Дежнева) и острова, расположенного супротив устья Колымы. О днако предусмотреть совсем все Адмиралте йств-коллегия не могла, потому Лаптеву б ыло разрешено в случае необходимости отк лоняться от полученных инструкций и пост упать так, как он найдет нужным. Одновре менно Адмиралтейств-коллегия обязала мес тные Сибирские власти реализовывать все требования Лаптева. По пути из Петербург а в Якутск у Лаптева созрел единственный проект, о котором он сообщил президенту Адмиралтейств-коллегий в своем письме и з Усть-Кута 4 марта 1739 года. Убежденны й, что объехать Святой Нос с моря ему не удастся, Лаптев решил провести первую з имовку где-либо к западу от мыса и,одно временно направить взятых им из Якутска плотников на реку Индигирку, впадающую в море восточнее Святого Носа. В течение зимы плотники должны были соорудить судн о "на манер шлюпки или бота", на котором позволительно было бы ступать морем до Колымы, а после этого и к Камчатке. Вмес те с тем Лаптев предполагал объехать Свя той Нос во второе лето на боте "Иркутск" , тот, что должен был зимовать к западу от этого мыса. Следовательно, Лаптев пре дполагал закартографировать в течение ., .с лет берег от Лены до Колымы, разбив его на два участка - к западу Гк востоку от Святого Носа, - имея на каждом участ ке по одному судну 1 тот происшествие, е сли "Иркутск" не сможет достигнуть до ус тья Колымы. Еще до приезда в Якутск Лапт ев распорядился отрядить матроса Алексея Лошкина с заданием обрисовать берег от устья Лены до Святого Носа. Лош-кин по з имнему пути выехал из Якутска на Яну, от устья которой ему предстояло приступить картографировать берег. Дойдя до Святог о Носа, он должен был возвратиться на Ян у и продолжать картографировать берег в западном направлении до Лены. В Якутск е щё по зимнему пути был послан геодезист Иван Киндяков, которому поручалось карто графирование реки Индигирки от ее верхов ьев до устья. Лаптев из-за большого коли чества груза только в начале марта 1739 года добрался до Усть-Кута. Дождавшись в скрытия Лены, его суда спустились к Якут ску. Приведя в строй бот "Иркутск", Лапт ев 7 июня ушел в плавание. К 5 июля он д обился устья Лены и, пройдя Быковской пр отокой, вышел в море. Вскоре "Иркутск" к инул якорь в Севастьяновой губе. На море впритык к берегу стоял лед, и продвигат ься дальше было нереально. Во время стоя нки в Севастьяновой губе на бот прибыл А лексей Лош-кин, тот, что сообщил определ енное им истинное местоположение Святого Носа; это позволило Лаптеву больше верн о спланировать работу отряда. Он сообщил Адмиралтейств-коллегий, что собирается зимовать на Индигирке, то есть восточнее Святого Носа. Пока "Иркутск" стоял в Се вастьяновой губе, штурман Щербинин описа л мыс Буор-Хая и обнаружил идущую на сев еро-восток от этого мыса длинную косу, п окрытую льдом. На Быковском полуострове Лаптев, опасаясь, видимо, аварии судна, оставил капиталы, 400 пудов муки, сухари и десять дядя для охраны. На борту "Ирк утска" было оставлено тридцать пять джен тльмен, остальных Лаптев отправил в Якут ск. 22 июля бот вошел в открывшуюся у бе рега полоску воды, но вскоре возвратился назад. Полоска воды была до такой степе ни узка, что воспрещено было объехать ме ли. Только 29 июля "Иркутск" смог опять двинуться в стезя. Но уже к вечеру ветер стал крепчать, лед пришел в движение и сжал судно. Плохо пришлось бы "Иркутску" , если бы к следующему утру ветер не пер еменился и не отнес лед от берега, освоб одив тем самым бот. Но продвижение впере д шло чрезвычайно неспешно, так как вете р был встречным. 31 июля бот, чтобы пере ждать шторм, стал на якорь в устье реки Омолой. Только 4 августа Лаптев смог пов ести судно дальше. К вечеру того же дня "Иркутск" дошел до мыса Буор-Хая, где ст оял абсолютный лед, отделенный от берега узкой полоской воды. Эта линия оказалас ь крайне короткой, и "Иркутск", дойдя до ее конца, стал на якорь. Вскоре подул м ощный юго-западный ветер, тот, что забил и без того узкую полоску воды льдинами, отколовшимися от "стоячего" льда. В люб ую минуту бот мог быть сорван с якоря и выжат льдом на берег. Чтобы этого не слу чилось, Лаптев с огромным трудом провел "Иркутск" за большую льдину на мели, наи более устойчивую. На следующее начало дн я ветер отогнал лед от берега, и Лаптев повел судно дальше, рассчитывая объехать косу, обнаруженную штурманом Щербининым . Но осуществить тот самый проект ему не удалось. Широкая полоска воды броско су зилась и вскоре превратилась в узкий кан ал. Пришлось возвратиться назад к мысу. Усилившийся ветер забил льдом канал, да и сам канал находился в движущемся льду. Видя, что лед может затереть судно, Лап тев направил "Иркутск" к наиболее узкой южной части канала и повел его под парус ами по проходу, пробиваемому высланной н а лед командой. Наконец, ледяная преград а осталась сзади, и судно вошло в разреж енный лед. 7 августа бот подошел к устью западной протоки реки Яны, а 10 августа - к устью восточной протоки, но зайти в Яну не удалось из-за мелководья. Между тем северный ветер нагнал лед. Пришлось укрываться за крупными льдинами, задержа вшимися на мели. Только 13 августа "Ирку тск" смог продолжать тракт, но уже к веч еру этого дня, дойдя до мыса Чуркина, он вновь оказался под угрозой сжатия. Снов а пришлось укрываться ото льда и шторма. На следующий день "Иркутск" обогнул мыс Святой Нос, и вскоре на северо-востоке был замечен остров, тот, что Лаптев назв ал островом Меркурьева. Через некоторое время на северо-северо-западе увидели пр очий остров. Его назвали островом св. Ди омида. Теперь этих островов нет: они был и сложены из ископаемого льда и растаяли . К 17 августа "Иркутск" отошел от Свято го Носа на 105 миль к востоку. Море в эт ом районе было до того мелко, что когда бот шел над глубинами 2,5-3 метра, берег а не было видно. Сильные восточные и сев ерные ветры начали нагонять лед. Надо бы ло помыслить о надежной стоянке. Однако посылаемые Лаптевым шлюпки нередко не мо гли приблизиться к берегу из-за мелковод ья, а в тех местах, куда они подходили, удобных стоянок не оказывалось. Лучшим м естом для зимовки в этом районе могло бы ть устье реки Индигирки. Поэтому Лаптев 20 августа послал на берег матроса с яку тами для отыскания устья и постановки в его районе знака. 22 августа Лаптев обна ружил, что бот идет в пресной воде, и пр едподожил, что перед ним находится устье Индигирки. Для осмотра входа в него он отправил на единственной шлюпке лоцмана и матроса. В тот же день поднялся дюжий юго-восточный ветер, к ночи разыгрался ш торм. Шесть дней отряд Дмитрия Лаптева у прямо боролся со льдом. За эти дни "Ирку тск" отнесло к юго-востоку, и он снова о казался на соленой воде. Посланная к бер егу шлюпка не возвратилась. В поисках вх ода в реку Лаптев подвел бот ближе к бер егу. Район был ещё не изведан, и Лаптев вел бот неспешно, скрупулезно измеряя гл убины. С наступлением темноты "Иркутск" пришвартовался к стоявшей на мели громад ный льдине. За темное время суток матрос ы смастерили из бочечных обручей и просм оленной парусины две небольшие лодки, а утром, когда на море поднялось легкое бе спокойство, разломавшее младой лед, на б ерег отправился штурман Щербинин. Ему та кже не удалось сыскать вход в реку. Тогд а Лаптев отправил его вторично, "чтобы, вышед на землю и подле земли, искал усть е и жилых мест и чтоб им ко входу учинил и помощь". Мороз усиливался, к 1 сентябр я море сплошь покрылось льдом, тот, что проворно утолщался. Казалось, наступила зимушка, но 4 сентября ветром нагнало во ду, взломало лед и сняло все сидевшие на мели старые льдины. Поднявшийся шторм з а пятнадцать часов отнес бот в отдалении в море, а следом переменившийся ветер п онес судно к берегу. 7 сентября наступил о безветрие, и море снова стало покрыват ься сплошным слоем льда. Не имея никаких сведений ни от Щербинина, ни от лоцмана и матроса, Лаптев решил еще раз предпри нять поиски устья Индигирки. Посланные и м 10 сентября по льду на берег люди в то т же день возвратились с радостным извес тием: устье восточной протоки Индигирки находилось всего в четырнадцати верстах от судна. С ними вернулись и лоцман, мат рос и Щербинин. Эти люди перенесли полно лишений. Не имея возможности возвратить ся на бот за провиантом и теплой одеждой , они продвигались по берегу, терпя моро з и голод. У двоих были отморожены ноги. В таком состоянии их нашел геодезист Ки ндяков, тот, что ещё зимой был послан Ла птевым из Якутска для нанесения на карту Индигирки; закончив ее, он к 31 августа выехал на взморье. Оказав содействие бе дствовавшим товарищам, Киндяков возложил им явить Лаптеву вход в устье протоки, а сам отправился вверх по реке, чтобы пр ивести с зимовий нарты, на происшествие если во время шторма "Иркутск" потерпит крушение. Лаптев решил остаться в устье реки до весны. Поэтому он организовал пе ревозку всего провианта и имущества с су дна на берег. 22 сентября к боту прибыли собачьи упряжки, приведенные Киндяковым , что немаловажно облегчило эту тяжелую работу. Сразу же позже высадки на берег Лаптев отправил матроса Алексея Лошкина для нанесения на карту морского берега д о реки Алазеи и Гр-лыжинской протопи дел ьты Индигирки, а Щербинина и Киндякова - для картографирования средней и восточн ой проток. Когда Лошкин возвратился, вып олнив поручение, Лаптев отправил его в П етербург с рапортом в Адмиралтейств-колл егию. Лаптев, донося Адмиралтейств-колле гий о подробностях похода, сообщил свои планы на лето 1740 года. Он намеревался, если только позволит ледовая ситуация, продолжить плавание на восток "до реки К олымы, до Чукотского Носа и до Камчатки" . Далее Лаптев направлял, что в случае, если ему не удастся спасти весною "Иркут ск" от сжатия льдов, он построит на Колы ме новое судно, а берег между Индигиркой и Колымой опишет с суши. К рапорту была приложена карта берега от устья Лены до реки Алазеи. Лошкин добрался до Петербу рга только в июне 1740 года. Адмирал-тей ств-коллегия, обсудив рапорт Лаптева, пр едписала ему поступать "усматривая по та мошнему состоянию, по наилучшему его рас суждению". Месяцем раньше, 27 мая 1740 г ода, Адмиралтейств-коллегия заслушала ра порт Беринга от 30 апреля 1739 года, в к отором он сообщал, что не имеет на Камча тке ни судна, ни провианта для отряда Дм итрия Лаптева. Впрочем, Лаптев и не наде ялся на Беринга. В своем личном письме п резиденту Адмиралтейств-коллегий Н.Ф. Го ловину, ещё не зная о содержании рапорта Беринга, он прямо писал об этом. Во вре мя зимовки Лаптев нанес на карту реку Хр ома, мимо которой прошел отряд, следуя о т Святого Носа к устью Индигирки. 22 янв аря 1740 года на Колыму отправился на со баках Киндяков. Описав нижнее течение ре ки вплоть до морского побережья, он напр авился по нему к Индигирке, составляя по пути карту. 6 апреля он прибыл в Русско е Устье, где зимовал отряд. Выполнив эти работы, Лаптев начал подготавливаться к летнему плаванию. С большим трудом заго товив деревья, отряд начал к постройке ч етырех судов для перевозки провианта и д ругих грузов по морю до Колымы или Алазе и, в случае если бот не удастся сберечь. Внимательно осмотрев стоявший во льду б от, Лаптев пришел к заключению, что возн ести его на лед и передвинуть по льду к прибрежной полынье, как он рассчитывал р аньше, вряд ли удастся, так как для этог о не было достаточного количества леса и не хватало людей. Поэтому он решил разг рузить бот и, прорубив во льду канал до прибрежной полыньи, вывести в нее судно. К работам Лаптев решил притянуть не тол ько весь свой отряд, но и "всех, которые вблизости реки Индигирки обретаются". С о 2 июня весь собственный состав отряда и больше восьмидесяти местных обитателей начали пробивать во льду канал. От бота до открывшейся к этому времени прибрежн ой полыньи было возле 850 метров, толщин а льда достигала 1,5-2 метров. К 27 июня канал был готов, и бот выведен в полынь ю, но поднявшийся ветер сломал лед и пон ес его к берегу. Бот сдавило льдом и выж ало на мель. Несмотря на без малого песс имистичное положение судна, Лаптев решил не прекращать работ по его спасению. Пр ишлось разгрузить бот, снять мачты и под вести под остов бота ваги (рычаги). Нако нец, 11 июля "Иркутск" был снят с мели, и его начали готовить к плаванию. Лед пр одолжал теснить судно, приходилось непре станно изменять стоянку, укрывая бот за большими стоявшими на мелях льдинами. То лько к 29 июля "Иркутск" был всецело гот ов к походу. 31 июля лед начал отдалятьс я от берегов, и в тот самый же день "Ирк утск" отправился в плавание. 1 августа о тряд миновал устье реки Алазеи, а 3 авгу ста на горизонте был замечен остров, Лап тев назвал его островом Св. Антония*. На следующий день "Иркутск" стал на якорь супротив устья средней протоки Колымы. В реку для измерения фарватера была посла на шлюпка с людьми. Дав располагать инфо рмацией о себе в Нижне-Колымский острог, Лаптев 8 августа отправился дальше на в осток. Однако ледовая ситуация за это вр емя изменилась; вскоре показались отдель ные льдины, а далее бот вошел в плотный плавающий лед. "Иркутск" продвигался вдо ль высокого каменистого берега по узкому , местами шириной всего десять-двадцать метров, каналу. Часто большие льдины над вигались на бот, а откопать убежище у пр иглубого и ровного берега было нереально . На шестые сутки этого опасного плавани я "Иркутск" подошел к Большому Баранову мысу. Продвигаться дальше было не разреш ено, так как лед впритирку примыкал к бе регу, не оставляя никакогскпрохода. Лапт ев вынужден был завернуть ратно к устью Колымы. 23 августа "Иркутск" стал на яко рь у небольшого Нижне-Колымского острога , насчитывавшего всего десять жилых домо в. Здесь и пришлось расположиться на зим овку. Осенью геодезист Киндяков начал со бирать карту верховьев реки Колымы. На в озвышенном правом берегу устья восточной протоки Колымы отряд построил из плавни ка знак, неплохо узнаваемый с моря. Одно временно Лаптев послал штурмана Щербинин а в Анадырский острог для заготовки леса на постройку судов для плавания по Анад ырю. В следующем, 1741 году Лаптев решил предпринять ещё одну попытку одолеть пу ть морем от Колымы на восток. 29 июня 17 41 года "Иркутск" вышел из Нижне-Колымск ого острога. Вместе с ботом шли две боль шие лодки, построенные зимой по требован ию Лаптева. На каждой из них находилось по двенадцати местных казаков. 8 июля от ряд прибыл на взморье. Через немного дне й льды разредились, и отряд отправился д альше. Продвижение на восток шло чертовс ки неторопливо. Впереди бота плыли лодки , отыскивали во льду проходы, измеряли г лубины и сигналами указывали Лаптеву пра вильное ориентация. К 25 июля отряд внов ь добился Большого Баранова мыса. Ледова я ситуация оказалась тут таковой же, как и в прошлом году: льды преграждали доро га. У самого мыса не было удобной стоянк и, потому Лаптев отвел бот и лодки негус то обратно. 4 августа отряд снова подоше л к мысу. Посланные вперед лодки подвижк ой льда были отнесены в сторону от бота и вскоре раздавлены. К счастью, люди усп ели высадиться на лед и спастись. Видя, что за мысом стоит непроходимый лед, Лап тев созвал консилиум, тот, что, обсудив создавшееся положение, признал, что "за выше объявленными препятствиями прийти н а Камчатку невозможно", и постановил "вп редь на оное море ботом не выходить". 6 августа "Иркутск" отправился в попятный стезя и сквозь немного дней опять прибыл в Нижне-Колымский острог. Лаптев стал п одготавливаться к переезду на Анадырь су хим путем. Трудно изречь, знал ли он в э то время, что и на Камчатке не приготовл ено судно для плавания его отряда к Колы ме. Судя по достаточно продолжительному сроку, тот, что прошел со времени слушан ия Адмиралтейств-коллегией рапорта Берин га, разрешается подумывать, что Лаптев з нал об этом, но точных данных на тот сам ый счет нет. Вместе с тем Лаптев, по-вид имому, понимал, что если ему не удалось одолеть путь морем от Колымы до Камчатки , то, бесспорно, не удастся одолеть путь и в обратном направлении. Вероятно, пот ому он и решил шагать сухим путем от Ниж не-Колымского до Анадырского острога, по том низойти вниз по течению Анадыря и св язать таким образом опись берегов Северн ого Ледовитого океана с описью побережья Тихого океана. Связью этих описей Лапте в хотел завершить работу своего отряда. Такой проект Лаптев наметил ещё осенью 1 740 года во время зимовки в Нижне-Колымс ком остроге и сообщил о нем в письме Н.Ф . Головину. Этим и объясняется кажущаяся двойственность в действиях Лаптева, ког да он, готовясь к плаванию морем на вост ок от Колымы, в то же время послал Щерби нина на Анадырь создавать суда. 27 октяб ря 1741 года отряд Лаптева на 45 собачьи х упряжках отправился в дорога. Дорога л ежала вдоль правого притока Колымы - Бол ьшого эя. У устья реки Ангарки отряд пер егрузился на приготовленные в этом месте него нарты с запряженными в них оленями . Перевалив в верховье ьшого Анюя посред ством горный хребет Гыдан (Колымский) и выйдя на реку !блон (правый приток Анады ря), отряд Лаптева 17 ноября 1741 года п ри-эыл в Анадырский острог. Вскоре после этого прибытия отряда в Анадырский остр ог оттуда отправился армейский отряд под начальством казачьего пятидесятника Шип ицына для защиты коряков от чукчей. Восп ользовавшись этим, Лаптев ко-андировал к вартирмейстера Романова и бывшего поручи ка артиллерии 1овицкого, велев им собира ть карту по пути следования отряда Шипи- ,ша от Анадырского острога до устья реки Пенжины. Сам же Лаптев занялся подготов кой к плаванию по Анадырю. Веской 1742 г ода отряд начал к постройке двух больших лодок. 9 июня следом вскрытия реки Лапт ев со своими людьми отправился на этих л одках шуть. Почти от самого острога Анад ырь разветвляется и на протяжении нее ст а километров течет двумя рукавами: север ный из них называется Анадырем, а южный - протокой Майной. Лаптев отправился вни з по ше и, достигнув устья Анадыря, пове рнул обратно, чтобы воспроизвести картог рафирование. Нанесение на карту второго рукава было поручено Кин-дякову. После о кончания описи Анадыря работу отряда раз решено было считывать законченной. 19 ок тября 1742 года Лаптев со всем отрядом в ыехал по зимнему пути в Нижне-Колымский острог. Оставив в остроге команду охраны бота "Иркутск", он отправился в Якутск и прибыл туда 8 марта 1743 года. В Якутс ке в это время находился А.И. Чириков, п риевший на себя после этого смерти Берин га руководство Великой Северной экспедиц ией. От Чирикова Лаптев получил предписа ние тотчас вые-ать в Петербург для донес ения Адмиралтейств-коллегий о своей рабо те. В декабре 1743 года Лаптев был уже в Петербурге. Адмиралтейств-коллегия расс мотрела представленные им документы и ма териалы и постановила мнить работу закон ченной. Бот "Иркутск" решено было переда ть местным властям, которые обязывались "содержать его под хранением тамошних сл ужилых людей"; весь свой состав отряда п оступал в споряжение А. И. Чирикова. Дми трий Яковлевич Лаптев не ограничился пор ученным ему картографированием берегов. Вернувшись в Петербург, он написал и 2 ф евраля 1744 года представил Адмиралтейст в-кодлегии докладную записку о состоянии народностей, живущих на крайнем северо- востоке России. В докладной записке Лапт ев писал, что ему было поручено только т оложить на карту морской берег от устья Лены до Камчатки, но так как в том краю до него не было никого, кто мог бы угляд еть недостатки в управлении краем, он сч итает возможным заявить свои соображения по этому поводу. Лаптев ориентировал, ч то посреди живущих на Севере народностей необходимо распространить грамотность, и советовал погнать туда учителей и свящ енников. Характерно, что Лаптев заботилс я о сохранении природных богатств края. Он предлагал воспретить пожоги леса, рас капывание нор пушных зверей и истреблени е молодняка, что, по его словам, практик овали якуты. В этой же докладной записке Лаптев поднимает свой звук в защиту мал ых северных народностей. Говоря о злоупо треблениях при сборе ясака, он подмечал, что сборщики нещадно обирают местных об итателей, что сама организация определен ия размеров дани несправедлива и приводи т народ к обнищанию, что ее необходимо и зменить, оттого что это есть что ни на е сть верный схема облегчить материальное положение народов Севера. Одновременно Л аптев осуждал систему аманатов (заложник ов) в качестве меры для обеспечения поко рности северных народностей и своевремен ной уплаты ими дани. В этой же докладной записке Лаптев предлагал поощрять судох одство по Лене, считая, что для обитател ей низовий Лены, Яны, Индигирки и Колымы имеет первостепенное значимость доставк а крестьянами с верховий Лены хлеба, нит ок для сетей, железных котлов, ножей, то поров и других предметов, необходимых в домашнем обиходе, для охоты и рыболовств а. Еще во время пребывания в экспедиции Д.Я. Лаптев был произведен в капитаны 3- го ранга. По возвращении в Петербург его назначили советником "в экспедицию над верфями и строениями", то есть в управле ние Адмиралтейств-коллегий, ведавшее вер фями, зданиями и иными сооружениями, при надлежавшими флоту. В следующем, 1746 го ду Лаптев командовал одним из кораблей К ронштадтской эскадры. Осенью 1751 года Л аптева назначили секунд-интендантом Крон штадтского порта, следом он опять команд овал кораблем. В 1757 году Лаптев был пр оизведен в контр-адмиралы и назначен мла дшим флагманом Балтийского флота. В апре ле 1762 года он вышел в отставку в ранге вице-адмирала Дата его смерти неизвестн а. В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевы х море, простирающееся от Таймыра до Нов осибирских островов, берега которого пер выми исследовали Лаптевы, называется мор ем Лаптевых. На северной стороне ленской дельты, немного восточнее устья Туматск ой протоки, находится мыс Лаптева, назва нный в честь Дмитрия Лаптева. Пролив, ве дущий из моря Лаптевых в Восточно-Сибирс кое море между материком и Большим Ляхов ским островом, кроме того называется про ливом Дмитрия Лаптева. В устье восточной протоки реки Колымы, на правом ее берег у, находится мыс Лаптева. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Мореплаватели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Адриана Франческа Лима
Адриана Франческа Лима фото

загрузка...