Авторизация

Петр Лесгафт   Petr Lesgaft

Петр Лесгафт / Petr  Lesgaft

Карьера: Основатель

Дата рождения: 20 сентября 1837, знак зодиака дева

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия. Российская Федерация

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.




Петр Лесгафт Биография

Петр Лесгафт родился 20 сентября 1837 го да в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира Иоганна Петера От то Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец был сдержанным человеком, подчас су ровым, любил строй, дисциплину, экономно сть во всем и приучал к тому же своих де тей. Этому способствовали не только черт ы его характера, но и незначительные дох оды семьи. Он числился всего только купц ом третьей гильдии, имел небольшую ювели рную лавочку с мастерской, где вынужден был проводить большую количество времени , чтобы хоть как-то снабдить семью. Скро мные должности государственных чиновнико в занимали и его братья. Вильгельм был б ухгалтером в комиссии погашения долгов, Василий — письмоводителем канцелярии Ака демии наук. Пожалуй, только их папа мог считаться самым именитым посреди родстве нников. Он был художником-гравером, имел свою небольшую мастерскую и время от вр емени получал заказы. Обстановка, окружа вшая маленького Петера, наложила отпечат ок на всю его последующую существование. Получив начальное образование дома, Пет ер, или, как чаще его называли, Петр, по примеру старших братьев в 1848 году пос тупил в училище Св. Петра, знаменитую «П етершуле», свойство преподавания в котор ой считалось одним из лучших в Петербург е. Учился он удачно, и все-таки после эт ого трех лет обучения в школе папа решил возвратить его в ученики к знакомому ап текарю. Поначалу растирание порошков и п риготовление бумажных пакетиков понравил ось мальчику, но исподволь однообразная служба стала невыносимой для его активны й и деятельной натуры. Сбежав от аптекар я, он вернулся домой, к великому огорчен ию матери и откровенному гневу отца. Мат ериальные затруднения в это время в семь е были в особенности ощутимы. Защитником Петра в возникшем конфликте выступил ст аршой брат Александр. С его помощью Петр подготовился к старшим классам гимназии и осенью 1852 года поступил для заверше ния среднего образования в мужское отдел ение «Апненшуле», учебного заведения, по льзовавшегося ещё хорошей репутацией. В 1854 году к моменту окончания школы Петр у было 17 лет. Невысокого роста, худощав ый, черноволосый, с пристальным взглядом , порывистыми движениями, острый на язык , он не невзначай получил кликухо Заноза . Чувствуя свою правоту, он с радостью в ступал в спор, с жаром отстаивал свои вз гляды. По-видимому, кратковременное нахо ждение в учениках аптекаря все же пробуд ило в Петре заинтересованность к медицин е и химии. После некоторого колебания он подает документы в Медико-хирургическую академию, и в 1856 году его зачисляют в цифра студентов. Поступление П.Ф. Лесга фта в академию совпало с положительными изменениями в ее административном, научн о-педагогическом и хозяйственном управле нии. В начале 1857 года президентом акад емии был назначен П.А. Дубовицкий, дядя прогрессивных демократических взглядов, деятельный, предприимчивый, волевой. Был о расширено преподавание всех наук, внес ены изменения в программы, привлечены к работе в академии молодые талантливые уч еные, созданы новые кафедры, ладно оснащ енные учебными пособиями, развернулись и нтенсивные работы по строительству новых зданий и перестройке старых. Ближайшими помощниками и сподвижниками П.А. Дубови цкого были вице-президент И.Т. Глебов и ученый секретарь Н.Н. Зинин. Во время уч ебы Петра Лесгафта в академии состав ее профессоров был одним из лучших: кафедры и клиники возглавляли такие знатоки сво его предмета, как Я.А. Чистович, Н.Ф. Зд екауер, Т.С. Иллинский, А.Я. Крассовский , В.Е. Экк, П.П. Заболоцкий-Десятовский, И.М. Балинский. С конца третьего курса Петр внезапно увлекся анатомией и отдалс я ей со всей страстью. Анатомия стала де лом его жизни, его неизменной и верной с путницей. Впоследствии в медицинских кру гах П.Ф. Лесгафта называли «поэтом анато мии», а его учителя, профессора В.Л. Гру бера, «Пименом русской анатомической шко лы». Венцеслав Леопольдович Грубер приех ал в Россию из Праги весной 1847 года по личному приглашению Н.И. Пирогова, увид евшего в нем опытного, добросовестного п розектора, владеющего прекрасной анатоми ческой техникой. Чех по национальности, говоривший на смеси немецкого, русского и латинского языков, он был грозой и люб имцем многих поколений студентов академи и. Целиком посвятивший себя изучению ана томии, он все дни проводил в наполненном удушающими миазмами помещении — препаро вочной, разбираясь в многочисленных аном алиях, в открытии и описании которых он не знал себе равных в Европе. В «Автобио графических записках» И.М. Сеченов вспом инал: «Знал он одну анатомию, считал ее одним из китов, на котором стоит вселенн ая. Чувство долга и ощущение справедливо сти было развито в Грубере до непостижим ой для нас степени». У Грубера, как и у Пирогова, был нелегкий нрав. Они (Пирого в и Грубер) повздорили из-за пустяка и б ыли в ссоре восемь лет. В годы своего уч ения Петр Лесгафт ещё не мог зреть опред еленную научную ограниченность В.Л. Груб ера, находившегося в плену формально-опи сательной анатомии, господствовавшей тог да повсеместно и представлявшей собой об ычный эталон «мертвой» науки, требовавше й только изучения и запоминания строения и взаимного расположения множества анат омических образований. Позднее П.Ф. Лесг афт радикально порвал с описательной ана томией и нашел выход из тупика фактологи и в установлении тесной взаимосвязи межд у строением и функцией органов. Он стал основоположником функционального направл ения в анатомии. А в то время как Петр с похвальным упорством и редким прилежани ем постигает технику препарирования и зу брит латинские названия мышц, костей и с уставов. Свручить экзамены Венцеславу Гр уберу считалось трудным делом. Многие пр иходили к нему по 10-15 раз, и значитель ная доля студентов ежегодно оставалась н а второй год. Чтобы облегчить сдачу экза менов, студенты литографическим способом отпечатали своеобразную шпаргалку на 32 страницах, получившую наименование «гру берка». Без ее заучивания ни единственны й студент не рискнул бы придти на экзаме н. Еще была книжка, наводившая ужас на с тудентов и в шутку прозванная ими «Житие всех мучеников груберистики». В нее Гру бер вносил отметки о сдаче анатомических препаратов, характере ответов, числе пе реэкзаменовок, пропусках занятий и стави л оценку за устный отклик. Летом 1860 го да в академии была открыта новая кафедра практической анатомии под руководством В.Л. Грубера. Петр Лесгафт вскоре стал о дним из самых ревностных посетителей пре паровочной. Скальпель и пинцет в его рук ах исподволь приобретали груберовскую см елость и ловкость. Это не осталось незам еченным Грубером, тот, что стал привлека ть Лесгафта к серьезным работам в качест ве своего помощника: поручал ему пригото вление учебных препаратов, питал доверие ассистировать при бальзамировании. Сам Венцеслав Грубер говорил, что он предпол агал дать Лесгафту штатное местоположени е, «удостоверившись в его способности бы ть прозектором ещё в течение 1859-1860 г одов». В 1860 году за умело выполненную работу по бальзамированию тела императри цы Александры Федоровны студент 5-го кур са Петр Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей. Эти монеты пришлись уместно сказать. Поступив в академию, П етр ушел из родного дома, снял комнату п од боком от зданий клиник и зарабатывал на бытие только случайными уроками. Жест кая экономия была его спутником в течени е всех лет учебы. Наконец вектор движени я медицинских наук был удачно преодолен. 10 июня 1861 года конференция Медико-хи рургической академии вслед за тем испыта ния признала лекаря Лесгафта достойным з вания уездного врача. 18 июня состоялся праздничный акт, во время которого молод ому врачу был вручен диплом на латинском языке об окончании им академии с серебр яной медалью. По окончании Медико-хирург ической академии Петр Лесгафт был оставл ен при ней и работал у В.Л. Грубера на к афедре практической анатомии прозектором . В конце 1861 года он выдержал экзамен на уровень доктора медицины и хирургии. С этого же года Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-ф ельдшерской школы. Одновременно он стоял во главе практическими занятиями студен тов второго курса и занимался с группой женщин-вольнослушательниц. В марте 1863 года Петр Лесгафт получает место сверхшт атного ординатора в главном военно-сухоп утном госпитале в клинике профессора А.А . Китера и в то же время читает лекции п о анатомии студентам 5-го курса Медико-х ирургической академии. 29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертаци ю на уровень доктора медицины. «Диссерта ция его есть одна из лучших, которые ког да-либо появлялись в Медико-хирургическо й академии», — писал Грубер. — Она основ ывается на огромном числе исследований и составлена с крупный точностью и любовь ю к научной истине». Через три года появ ляется статья Лесгафта «Колотомия в лево й поясничной области с анатомической точ ки зрения». Его высокая анатомическая те хника, несомненные преподавательские спо собности и появившиеся в печати первые н аучные труды обратили на себя участливос ть руководителей медицинского факультета Киевского университета, и он был пригла шен туда на кафедру анатомии. К этому же времени был объявлен конкурс на место з аведующего кафедрой физиологической анат омии в Казанском университете. П.Ф. Лесг афт направляет туда требуемые документы, и 11 сентября 1868 года девятью голосам и супротив одного совет университета изб ирает его экстраординарным профессором. В Казанском университете профессор Лесга фт делает неординарный шаг. Для помощи в приготовлении учебных препаратов и пров едении практических занятий он на первых порах привлекал студентов старших курсо в, но в сентябре 1870 года он добился оф ициального прикрепления к кафедре учениц ы повивального класса Евгении Мужсковой. Так, в первый раз в России дама надела прозекторский фартук и встала рядом с му жчинами. Петру Францевичу принадлежит мы сль создания антропологического музея, т от, что благодаря его стараниям стал рез во пополняться ценными экспонатами». Три года, проведенных Петром Францевичем в Казанском университете, оставили видимый след. «Один из самых ярких анатомов, ка ких производил свет», — так написала о н ем в декабре 1870 года казанская газета «Неделя». «Дело Лесгафта», вызвавшее бол ьшое беспокойство научной общественности России, совпало по времени с событиями, смертельно напугавшими царское правител ьство: в сентябре 1870 года во Франции н ачалась революция, приведшая к падению и мперии и созданию республики. Началось о но на уже подготовленной почве неприязни к попечителю П.Д. Шестакову. Толчком же послужили экзамены, которые вместо проф ессора Лесгафта принял профессор патолог ической анатомии А.К. Петров. При разбор е дела в совете университета выяснилось, что экзамены были проведены с нарушение м требований, без препарирования трупа. Возмущенный этим обстоятельством, Петр Ф ранцевич написал сообщение в газету, в к оторой вышла сенсационная статья «Что де лается в Казанском университете». Так бы л вынесен сор из университетской избы на двор всей России. Скомпрометированный П .Д. Шестаков добился у царя увольнения п рофессора Лесгафта без права преподавани я. Остро переживая приневоленный отрыв о т научно-практической и преподавательско й работы, Петр Францевич с неофициальног о разрешения Петербургского градоначальн ика П.А. Грессера открыл у себя на кварт ире бесплатное читка лекций по анатомии, знаменитые «курсы Лесгафта», которые на протяжении всех последующих тридцати с лишним лет привлекали к себе сотни молод ых умов. К этому времени относится начал о работы П.Ф. Лесгафта над теорией и пра ктикой физического образования. Пожалуй, в первый раз он основательно заинтересо вался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение докто ра А.Г. Берглинда. Заведение это было од ним из немногих, где на гимнастику смотр ели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необх одимым знание анатомии и физиологии чело века. Доктор медицины А.Г. Берглинд полу чил образование в Стокгольме в Центральн ом гимнастическом институте. В 1848 году он прибыл в Петербург, где и остался, з анявшись организацией занятий врачебной гимнастикой. Он считался опытным кинезот ерапевтом, то есть врачом, тот, что лечи т движениями, и его врачебно-гимнастичес кое заведение пользовалось широкой попул ярностью. П.Ф. Лесгафт был знаком с двух томным трудом Берглинда «Врачебная гимна стика по системе шведского гимназиарха Л инга» — начальный солидной работой таког о плана, изданной в России в 1860 году. Надо полагать, что Петра Францевича прив лекало тяготение автора определить препо давание гимнастики на научную основу, фу ндамент которой должны собирать анатомия и физиология. Увлеченный открывшейся во зможностью применять скрытые резервы гим настики, изготовить ее максимально полез ной, в особенности для детского и юношес кого организма, профессор Лесгафт обрати лся в Главное управление военно-учебных заведений и предложил свои услуги. Его п редложение было принято, и с декабря 184 7 года он начал к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военно й гимназии. Убедившись в большом педагог ическом мастерстве, с которым Лесгафт пр оводил занятия, в его увлеченности и эне ргии, босс гимназии предложил ему официа льно перейти из Медицинского департамент а на постоянную службу при Главном управ лении военно-учебных заведений. 15 марта 1875 года Медицинский департамент дал с огласие на переход Лесгафта в качестве ч иновника по особым поручениям. Первое та кое «особое поручение» было уже согласов ано с ним заблаговременно и состояло в т ом, что в течение 1875-1876 годов с конц а марта до конца октября П.Ф. Лесгафт еж егодно командировался за рубеж «для подр обного ознакомления с педагогической гим настикой и с учреждениями для специально го приготовления учителей этого искусств а». В остальные месяцы Петр Францевич пр одолжал свои специальные занятия с отдел ьными группами воспитанников 2-й Петербу ргской военной гимназии по немецкой и шв едской системам, а ещё по системе, предл оженной им самим. В это время в России б ыла введена приват-доцентура, позволяюща я желающим показать свои научные познани я и преподавательские способности и в да льнейшем располагать вероятность занять штатное местоположение профессора. Воспо льзовавшись этим обстоятельством и освоб одившись в конце концов от запрета препо давать, П.Ф. Лесгафт обратился к попечит елю Петербургского учебного округа с про сьбой дозволить ему впитывать текст лекц ии по анатомии в качестве приват-доцента . Прошение было удовлетворено, и 24 сент ября 1886 года Петр Францевич занял мест оположение за университетской кафедрой. Начался новоиспеченный период его препод авательской деятельности — десять лет ра боты в прославленном столичном университ ете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоо логии, анатомии и физиологии. По достоин ству оценив важность открытия В. Рентген а, он одним из первых стал применять све жий приём — рентгенологическое изучение для изучения внутренних органов и сустав ов. П.Ф. Лесгафт был одним из основополо жников лечебной гимнастики в нашей стран е. Многие приемы, применявшиеся им для к оррекции врожденных и приобретенных дефе ктов развития костно-мышечной системы у детей, благополучно используются и в нас тоящее время. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практиче ском внедрении их в некоторые учебные за ведения Петербурга. Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего пе рвым в России гигиеническим музеем. Напи санная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инстр укция для измерения живого человека» был а первым отечественным руководством по в рачебному контролю, практическое обучени е которому он проводил на открытых им уч ебно-гимнастических курсах. Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследователь ских институтов, в котором в советское в ремя работали такие крупные ученые-акаде мики, как Л.А. Орбели, А.А. Борисяк, В.Н . Любименко, В.А. Омелянский и др. Труды Петра Францевича сыграли важную образ в развитии научных основ прогрессивной пе дагогики. «Руководство по физическому об разованию детей школьного возраста» было первой фундаментальной работой, в котор ой физическое воспитание и образование с троятся на научных основах с учетом анат омо-физиологических и психологических ос обенностей учащихся. Велики заслуги проф ессора Лесгафта в деле женского медицинс кого образования, страстным защитником к оторого он был всю существование, а ещё в деле развития физической культуры в на шей стране. После революции 1917 года на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физичес кого образования был открыт Государствен ный институт физического образования, в настоящее время Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1959 году на территории института был сооружен монумент П.Ф. Лесгафту. Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простуд ился и несладко занедужил. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи настойчиво рекомендовали ему сухой знойный климат и санаторное врачевание. В Гелуани находи лся санаторий, которым возглавляли русск ие врачи. Туда и решили отвезти П.Ф. Лес гафта. К сожалению, хворь зашла чрезмерн о неблизко, и 28 ноября 1909 года Петра Францевича не стало. Хоронили его в Пете рбурге при огромном стечении народа. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Макар Значение имени Макар В переводе с древнегреческого имя Макар переводится как «блаженный», «счастливый». Происхождение имени Макар Имя Макар произошло от древнегреческого слова «макриус», переводящегося как «счастливый». Характеристика имени Макар Макар с самого раннего возраста характеризуется как довольно упрямый и своенравный человек. Макар темпераментен, подвержен перепадам настроения. Макар доброжелателен и общителен. Вокруг Макара всег..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Основатели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Роуз МакГоун
Роуз МакГоун фото

загрузка...