Авторизация

Ибрай Алтынсарин   Ibray Altinsarin

Ибрай Алтынсарин / Ibray Altinsarin

Карьера: Учитель

Дата рождения: 1 ноября 1841, знак зодиака скорпион

Место рождения: Аракарагайская волость, Казахстан

Ибрай Алтынсарин - выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ. Родился 1 ноября 1841 года. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.  




Ибрай Алтынсарин Биография

Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 г ода в Аракарагайской волости Николаевско го уезда Торгайской области. Рано лишивш ись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года. Алтынсарин - солидный агент к азахского просвещения, педагог, социальн ый участник в области школьного образова ния. В числе его практических заслуг - о ткрытие первой народной школы (1864), вы пуск хрестоматии на казахском языке и вв едение ислама как предмета обучения на р одном языке. Его тяготение обучать детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщить ся к достижениям земледелия, промышленно сти встретили сопротивление с двух сторо н. Царская администрация была заинтересо вана в подготовке нижнего звена чиновник ов из местного населения, способных изве стия делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанны ми в духе приспособленности к колониальн ой политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынса рина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образо вания не оказывала никакой. С прочий сто роны, местное духовенство противодейство вало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и приготовить их к "солдатской сл ужбе" в русской армии. Алтынсарин истинн о выступал супротив невежества, суеверия , замыкания в рамках устаревшего кочевог о быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и б олее того в интересах имперской идеологи и, соответственно которой, "следуя Магом ету, будьте слугами белого царя". Алтынс арину как просветителю присущ культ знан ия и вера во всеспасительность знания дл я развития общества и каждой человеческо й индивидуальности. Современники, следив шие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли дать о ценку, сколь она отвечает потребностям н арода. В числе заслуг кроме собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборнико в народной поэзии и первых книжных произ ведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только пед агог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этом у чиновник, понужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки проти водействиям, интригам, клевете. Он делае т практически титаническую работу по орг анизации учебных заведений, подбору кадр ов, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетн ости и т. д. В понимании им возможных пу тей вхождения казахов в цивилизованное с ообщество центральное местоположение зан имает мысль "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и крити ка колониальной политики царизма. Послед няя прикрывалась лицемерно идеологически ми доводами о "пользе оседлости" и "циви лизаторской миссии" Русской империи, в т о время как на самом деле речь шла об от теснении казахов с их собственных земель . Мало того, что методы царизма непродук тивны по самой своей сути, они кроме это го отчуждают "инородцев" от русских.. "Н е разумнее ли - говорит Ибрай, - раньше нежели осмелиться опрокинуть искусственн ым образом народную бытие степняков, исс ледовать сперва тот самый население и эт у существование, изведать, есть ли в нар оде этом зачатки агрикультурного развити я, сколь принял он влияние непосредствен ных сношений своих с оседлым, господству ющим народом, в каких условиях окружающе й природы тот самый население находится и т. д., дабы не свершить опасной ошибки , т .к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает обратить нацию, вр еменами самую способную, в апатичную, ка к это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы может быть было враз прев ращать малолетнего ребенка во взрослого мужа". Самым решительным образом мысль п редпочтительности "естественного хода де л" выражена в статье Алтынсарина "По пов оду голода в Киргизской степи". Связывая просвещение и образование народа с осед лостью, с городами и удобными путями соо бщений, он категорически выступает супро тив проекта "как не возбраняется больше скорого" перехода от кочевья к оседлости путем "принудительных мер". Подобный пл ан он расценивает как грабеж сколько-ниб удь пригодной земли у колонизуемого наро да, оттого что подчеркиваются "особые пр еимущества" русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к это му не "принудить". Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что сами проявляют влечение достаточно настойчиво е к "переменам векового быта" в смысле о седлости. К этому он присовокупляет край не существенное замечание, связанное с б удущностью земледелия и скотоводства в к рае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над эти м замечанием и сегодня не возбраняется п ризадуматься. Существенным элементом мир овоззрения Алтынсарина является трактовк а им ислама, о чем разрешено судить по т ому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного ли берального ислама. Все творчество Алтынс арина пронизано идеей органического приж ивления инноваций к традициям и обычаям народа. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Артур Значение имени Артур В переводе с древнекельтского имя Артур означает «могучий медведь». Происхождение имени Артур Предположительно имя Артур произошло от валлийского слова «arth», которое переводится как «медведь», а «art-ur» (старое написание - Arto-uiros) - «человек-медведь». Характеристика имени Артур В детские годы Артур отличается спокойствием и уравновешенностью. Не склонен к баловству и непослушанию. Артур любимец родителе..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Феликс Значение имени Феликс В переводе с латинского языка имя Феликс означает «счастливый». Происхождение имени Феликс Имя Феликс имеет латинские корни и образовано от латинского слова «felix», что переводится как «счастливый», «плодородный», «приносящий счастье». Имя Феликс получило широкое распространение в средние века, как имя многих Пап Римских. Характеристика имени Феликс В детские годы Феликс отличается неуравновешенность психик..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Учителя

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Велимир Владимирович Хлебников
Велимир Владимирович Хлебников фото

загрузка...