Авторизация

Павел Флоренский   Pavel Florenskiy

Павел Флоренский / Pavel  Florenskiy

Карьера: Священник

Дата рождения: 21 января 1882, знак зодиака водолей

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Для философии культуры 20-х годов важной задачей, решить которую не могли философы предшествующего десятилетия, стал поиск онтологической основы, раскрывающей диалектику единичного, конкретного и всеобщего.




Павел Флоренский Биография

Наиболее детально разработанной категори ей феноменологического анализа культуры в теоретическом отношении следует призна ть «символ». Именно он становится центра льным элементом разнообразных культуроло гических построений в творчестве П. А. Ф лоренского и А. Ф. Лосева. Символ оказыв ается на редкость удачной структурой, да ющей вероятность заметить сопричастность человеческого бытия Абсолютному и выдел ить саму пограничность трансцендентной и имманентной областей действительности, т. е. местоположение их встречи, в качес тве особой сферы. «Бытие, которое больше самого себя, — таково основное определе ние символа, — отмечает П. А. Флоренский . — Символ — это нечто, являющее собою т о, что не есть он сам, больше его, и и в се-таки существенно чрез него объявляюще еся». Взятое в формальном виде понятие с имвола раскрывается как двуединство «сим волизирующего» (вещества, феномена) и «с имволизируемого» (идеи, ноумена), когда между идеей и вещью возникает не нетрудн о смысловое, но реальное тождество. Явля ясь содержащимся в действительности комп онентом, тот, что в буквальном смысле об ладает возможностью раскрывать. Абсолютн ое в определенном, символ есть, по опред елению П. А. Флоренского, «доля, равная целому», где «целое не одинаково части». В этом коренится исток его неисчерпаемо сти; он неадекватен всему, чем является. В качестве онтологической основы культу ры символ может проектировать и организо вывать существование индивида, позволяет человеку творить мироздание. Отражая ту сторону бытия человека, которая предшес твует его «состоявшести» и выступая в ка честве «инобытийной» структуры, символ в сю дорогу смещает и раздвигает границы « культурных определен ностей». Это дало в ероятность П. А. Флоренскому характеризо вать символ как реально присутствующее в реальности предельно «антиномическое» о бразование, как субстанциальное тождеств о метафизического и физического. Но анти номичность П. А. Флоренский квалифицируе т и не как возражение супротив символа, а, напротив, как «залог их истинности». Такое скрещение феноменологического и он тологического понимания символов вело к утверждению, что символы лежат «за преде лами пределов рационалистического понима ния». Здесь мы сталкиваемся с отличитель ной чертой отечественного способа строен ия феноменологии культуры в целом: для н ее характерно изначальное смещение из ср еды процесса описания культуры к вычлене нию основ «устройства» самого акта описа ния, тот, что, в свою очередность, есть в сущности «культурное» действо. Акцент ставится на одномоментной внутренней свя занности того, кто описывает, с тем, что описывается. От «события» культуры дума философа уходила в глубины «бытия», при ближаясь к основам того, что рождало при нцип «со-...», т. е. любую сопричастност ь культуре. Такой оригинальный методика укорененности диалектического процесса в онтологических устоях мира определялся не в последнюю очередность тем, что рели гиозно ориентированная философия определ яюще тяготела к рассмотрению «культурног о» становления с позиций его развертыван ия «позиций». «Символическое» видение де йствительности по-новому представляло ее собственную структуру. Каждый символ вы деляет и обособляет собой полностью опре деленный участок онтологичности мира. В принципе символы — это «метафизические к онстанты», содержащиеся в строении дейст вительности, подтверждение того, что «яв ляемое» привносит собою «являющееся» И е сли раньше исторически «реальным» объявл ялось нечто одно — или «сущее» культуры, или ее «существующее», то с возникновен ием основ философского символизма удалос ь совместить эти два подхода. С одной ст ороны, явь вообще и явь культуры в частн ости определялись в качестве конкретного ряда символических образований, имеющих разную смысловую насыщенность. Единство культуры с человеком, как и всеединство бытия личности в целом, поддерживается символическими субстанциями. С прочий ст ороны, описанием символов сквозь символы же утверждается знание метафизики культ уры наряду со знанием ее «физики». Культ ура мыслится процессом, охватывающим в п ервую очередность дело индивида как суще ства символического: явления культуры по средством символов воплощаются сию минут у и в веществе, и в идее. Вместе с тем с уть культуры раскрывалась и в практике п о нахождению символов, их описанию и тип ологизации, а кроме того в деятельности по воссозданию оптимальных условий функц ионирования символов как символов. Так к ак все интуиции культуры оказываются выз ваны к бытию символами, то сама культура могла осознаваться в качестве «вторично й» действительности, созданье которой не пременно раскрывается за ее границами. « ...В пределах самой культуры нет критери ев выбора, критериев различения одного о т другого... — пишет П. А. Флоренский. — Для расценки ценностей нужно вылезти за пределы культуры и разыскать критерии, трансцендентные ей». В качестве такого к ритерия П. А. Флоренский предлагает схем а организации пространства художественны х произведений. «...Вопрос о пространств е есть единственный из первоосновных в и скусстве и, скажу больше, — в миропонима нии вообще», — пишет он. Если техника — дело, организующая пространство жизненны х отношений, а философия и наука являютс я мыслительными моделями организации реа льности, то искусство есть особая форма переорганизации с целью придания телесно й действительности статуса духовного быт ия. Посредством анализа различных типов изобразительной перспективы — «прямой» и «обратной» — П. А. Флоренский выделяет два противостоящих товарищ другу построе ния искусства и культуры. Картина мира, основанная на «прямой» перспективе, «не есть факт восприятия, а только — заявочн ое пожелание, во имя каких-то, может быт ь, и крайне сильных, но совершенно отвле ченных соображений». «Прямая» будущность проиcтекает от субъекта и лишена органи зации, сквозь нее «передается содержание пространства, но не его организация...» . С различными вариациями распространени я прямой перспективы П. А. Флоренский св язывает успехи светского, секуляризирова нного искусства, а в больше глобальном и историческом отношении — и достижения в озрожденческо-новоевропейской культуры. Напротив, религиозная культура, проблема построения которой относится П. А. Флор енским в предстоящее, объективна и содер жит в себе свойства не эмпирического, а духовного пространства. Происходит это к ак раз благодаря «обратной перспективе». Конкретные формы религиозной культуры, такие как храмовое действо, иконопись и др., раскрывают явленный в них особенный пространственно-символический образ мир а, связывающий конкретные исторические д ействительности с соответствующим духовн ым опытом. Отстаивая концепцию органично сти смысла и формы, укорененности этого синтеза в глубинах общечеловеческого опы та постижения духа, П. А. Флоренский по существу доказывал бесперспективность ус илий по искусственному изобретению форм культуры, бесплодность попыток насилия н ад «культурным» пространством. Таким обр азом, для русских философов смыслы культ уры больше не были отвлеченными сущностя ми, но представляли собой «сгустки бытия », подлежащие своим законам и раскрывающ иеся постижению как особым образом внутр енне организованная культурная явь. П. А . Флоренский считал тот самый принцип ед инства смысла и формы качественным крите рием культуры и основанием ее типологиза ции. Одной из важнейших культурологическ их категорий, рожденных в недрах онтолог ической концепции культуры, стало поняти е «культ». Интуиция культа предопределял а многие философские построения Н. А. Бе рдяева, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина , С. Л. Франка, А. Ф. Лосева, при всем п ри том первостепенный вклад в разработку этой проблемы вписал П. А. Флоренский90 . Культ понимается П. А. Флоренским как какой-то первоакт жизни, тот, что предоп ределяет и направляет всю совокупность к ак практических, так и теоретических дей ствий человека. Это единство заключено в литургической деятельности, где происхо дит становление сакральных ценностей и и зготовление сакральных орудий, функцией которых является непосредственное единен ие идей (ноуменов) и вещей (феноменов). Поэтому толк культового действия постига ется в направлении «сверху — вниз», т. е . от трансцендентного к имманентному91. В призме культа любое действо культуры и искусства осознавалось и конкретным спо собом организации вещества в закономерно стях «земного» пространства и времени, и конкретной идеей, сращенной с идеальным пространством и временем Абсолютного. Т акая саммит разнородных субстанций предс тает в сознании человека антиномией, кот орая, в свою очередность, становится уже опорной точкой разума как в теоретическ ой, так и в практической областях жизнед еятельности. Культовое действо являет со знанию безусловное, но не синтетическое единство личности с бытием, которое, выз ывая «изумление», побуждает к развитию ф илософии, а порождая «страх», «трепет» и «благоговение», формирует основы религи озного чувства. Процесс генезиса культур ы, по П. А. Флоренскому, определяется сл едующим образом: поначалу оформляется ку льт, далее — миф, словесно объясняющий д ейство и надобность культа и выражающийс я в совокупности понятий, формул и терми нов, а позже возникают связанные, но все больше стремящиеся к самостоятельности светская философия, наука и литература. Таким образом, культура есть причастное культу по генезису образование, а культу рные ценности — это «производные от куль та». Как отмечает П. А. Флоренский, «вои стину великая культура начинается с „ей, ей" или „ни, ни" культу и на культе, зн ачит, ориентируется или положительно, ил и отрицательно». Культ есть не только на чало, но и ядро культуры, предопределяющ ее все ее содержание. Посредством культа осуществляется онтологическое единство культуры и сосредоточение метафизических принципов ее бытия в произвольный опред еленный миг ее протекания. В этом смысле культ преодолевает культуру, является с воеобразной сферой акультурности, концен трирующей критерии ее понимания и сущест вования. «Культурные» явления есть не чт о иное, как «застывшесть» культурного де йствия, отслоение от последнего. Естеств енным способом организации различных кла ссов культурного бытия становится иерарх ия, а мерой «состоявшести» культуры явля ется близость или отдаленность по отноше нию к культу. Итак, как раз осознание ро ли культового характера культуры и в пла не ее генезиса, и в аспекте ее смысловой целостности и неделимости оказывается н еизбежным моментом выделения субстанции культуры, кроме того как и классификации отдельных культурных типов. Вне культов ого основания культура утрачивает объект ивную явь. Согласно П. А. Флоренскому, н авык исторического развития ряда культур показывает, что в силу нарушения челове ком и обществом тонких закономерностей с вязи культа и культуры происходит разруш ение последней, а сам культ вырождается либо в обрядово-ритуальные действия, либ о в теоретико-схематизаторское фабрика. Для философии культуры 20-х годов важной задачей, постановить которую не могли ф илософы предшествующего десятилетия, ста л розыск онтологической основы, раскрыва ющей диалектику единичного, конкретного и всеобщего. В атмосфере исторического н игилизма и тотального разрушения, с одно й стороны, и утопического оптимизма ново го формотворчества — с прочий, надобност ь в концепции культуры, выявляющей ее су щность сквозь диалектику устойчивого и и зменчивого, реальной конкретности ее явл ений и духовной всеобщности сущности, ст ановилась все острей как теоретически, т ак и мировоззренчески. «Когда нет ощущен ия важный действительности, тогда распад ается и единство вселенского сознания, а далее и единство самосознающей личности », — писал П. А. Флоренский, для которог о существовала прямая связь между поняти ем «Целого» культуры и ее предельной еди ничной конкретности, запечатленной в «Им ени» культуры. Целое культуры, как наша собственная бытие, когда всякий чувствуе т себя духовно и творчески живущим, суще ствующим и действующим в ней как орган э того Целого, воссоздается сквозь органы нашего общения с реальностью, посредство м которых мы соприкасаемся с тем, что бы ло «обрезано до тех пор от нашего сознан ия», т. е. посредством символы, имена. « Имена», которым присуща высочайшая цельн ость, являются «фокусами» мысли и социал ьной энергии, а потому что высочайшей це нностью. Человечество верит им, доказыва я свою веру самим сохранением имен. Их н ереально изобрести, как запрещено изобре сти новые религии — «имеющиеся имена сущ ность кой-какой наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев». Бла годаря имени возможен ход познания: связ ь познающего с познаваемым, с познаваемо ю субстанцией «совершается посредством и мени». Каждое переименование «переворачи вает» недра культуры и начинает новую ли нию исторической типологии, но в то же в ремя прежнее имя остается в строении, ду ховном складе личности. Таким образом, в имени выступает навык всечеловеческий; и «нами», в нас, посредством нас говорит сама история. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Антон Значение имени Антон В переводе с латинского имя Антон означает «из рода Антониев». Происхождение имени Антон По одной из версий происхождения имя Антон восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антон происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антон В детском возрасте Антон является любимцем учителей и воспитателей. Любит читать, усер..
Василиса Значение имени Василиса В переводе с древне-греческого, имя Василиса означает «царственная», «царица». Происхождение имени Василиса Имя Василиса восходит к древне-греческому «басилисса, басилинна» - жена басилевса, правителя; царица. В древнегреческой мифологии «Басилис», «царственная» - эпитет богинь Геры, Афродиты, Персефоны. Характеристика имени Василиса В раннем детстве Василиса часто болеет, растет слабым и стеснительным ребен..
Георгий Значение имени Георгий В переводе с древнегреческого имя Георгий означает «земледелец». Происхождение имени Георгий Имя Георгий меет греческое происхождение и восходит к древне-греческому «Георгиос» - «земледелец». В древнегреческой мифологии «Георгос» - один из эпитетов Зевса, почитавшегося основным покровителем земледелия. Характеристика имени Георгий Георгий ответственный и целеустремленный. Хороший собеседник, любит посплетничать, однако с..
Григорий Значение имени Григорий В переводе с греческого имя Григорий означает «бодрый». Происхождение имени Григорий Имя Григорий имеет древне-греческое происхождение и происходит от греческого «грегорео» - «бодрствую». Характеристика имени Григорий В детстве Григорий растет непоседливым и любопытным ребенком. Маленький Григорий стремится везде залезть, докопаться до сути всех окружающих его вещей. Аккуратностью маленький Гриша также похвастаться не может. П..
Евгений Значение имени Евгений Имя Евгений в переводе с древнегреческого означает «благородный». Происхождение имени Евгений Имя Евгений имеет древне-греческое происхождение и образовано от древне-греческого слова, означающего «благородный», «знатный». Характеристика имени Евгений В раннем детстве Евгений отличается особой живостью ума и смекалистостью. Евгений растет умным ребенком, рано начинает читать и писать, любит спокойные интеллектуальные игры. В школь..
Илья Значение имени Илья В переводе с древне-греческого имя Илья означает «крепость Господня». Происхождение имени Илья Имя Илья является русской версией библейского (древнееврейского) имени Элиягу. Характеристика имени Илья Илья растет жизнерадостным, подвижным ребенком, доставляющим много радости своим родителям и родственникам. Илью часто балуют, поэтому некоторые мальчики, носящие имя Илья, вырастают немного избалованными. Повзрослев Илья сохраняет жизнерадостный настрой, одн..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Священники

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Адриана Франческа Лима
Адриана Франческа Лима фото

загрузка...