Авторизация

Иисус Христос   Iisys Christos

Иисус Христос / Iisys Christos

Карьера: Святой

Дата рождения: -

Место рождения: -

Основатель одной из величайших мировых религий – христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.




Иисус Христос Биография

Основная версия жизни и деятельности Иис уса Христа вышла из недр самого христиан ства. Она изложена раньше всего в своеоб разных свидетельствах об Иисусе Христе – особом жанре раннехристианской литерату ры, получившем наименование «евангелий» («благая весть»). Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признаетс я официальной церковью подлинными (канон ическими), и они оттого образуют ядро Но вого Завета; другие (Евангелия от Никоди ма, Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея, Евангелие детст ва) относят к категории апокрифов («тайн ых текстов»), т.е. неподлинных. Имя «Иис ус Христос» отражает суть его носителя. «Иисус» – греческий вариант распростране нного еврейского имени «Иешуа» («Иошуа») , что означает «Бог содействие / спасени е». «Христос» – перевод на греческий ара мейского слова «мешийа» (мессия, т.е. «п омазанник»). Евангелия представляют Иису са Христа необыкновенной личностью на пр отяжении всего его жизненного пути – от чудесного рождения до удивительного конц а его земной жизни. Иисус Христос появля ется на свет (Рождество Христово) в эпох у правления римского императора Августа (30 до н.э. – 14 н.э.) в палестинском го роде Вифлееме в семье Иосифа Плотника, п отомка царя Давида, и его жены Марии. Эт о отвечало ветхозаветным пророчествам о рождении грядущего мессианского царя из рода Давида и в «городе Давида» (Вифлеем е). Появление Иисуса Христа предсказано ангелом Господним его матери (Благовещен ие) и ее мужу Иосифу. Дитя рождается чуд есным образом – не в результате плотског о союза Марии с Иосифом, а благодаря сош ествию на нее Духа Святого (непорочное з ачатие). Обстановка рождения подчеркивае т исключительность этого события – младе нца Иисуса, рожденного в хлеву, славит с онм ангелов, а на востоке загорается ярк ая звездочка. Поклониться ему приходят п астухи; волхвы, тракт которым к его жили щу указывает движущаяся по небу Вифлеемс кая звездочка, приносят ему дары. Через восемь дней потом рождения Иисус проходи т обряд обрезания (Обрезание Господне), а на сороковой день в Иерусалимском храм е – обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славят праведник Сим еон и пророчица Анна (Сретение Господне) . Узнав о появлении мессии, нечестивый и удейский царь Ирод Великий в страхе за с вою политическая элита приказывает истре бить всех младенцев в Вифлееме и его окр естностях, при всем при том Иосиф и Мари я, предупрежденные ангелом, бегут с Иису сом в Египет. Апокрифы рассказывают о мн огочисленных чудесах, совершенных двухле тним Иисусом Христом на пути в Египет. П осле трехлетнего пребывания в Египте Иос иф и Мария, узнав о смерти Ирода, возвра щаются в свой близкий городок Назарет в Галилее (Северная Палестина). Затем, по свидетельству апокрифов, в течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в град, и повсеместно за ним тяне тся слава о совершенных им чудесах: по с лову его люди исцелялись, умирали и воск ресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана рас ступались. Ребенок, выказывая необычайну ю мудрость, ставит в тупик своих наставн иков. Двенадцатилетним мальчиком он пора жает необычайно глубокими вопросами и от ветами учителей Закона (законов Моисея), с которыми вступает в беседу в Иерусали мском храме. Однако следом, как сообщает арабское Евангелие детства («Он стал ут аивать Свои чудеса, Свои тайны и таинств а, доколе не исполнился Ему тридцатый го д». Когда же Иисус Христос достигает это го возраста, он принимает крещение в рек е Иордан у Иоанна Крестителя (это событи е Лука относит к «пятнадцатому году прав ления императора Тиберия», т.е. к 30 н.э .), и на него нисходит Святой Дух, тот, что приводит его в пустыню. Там в течени е сорока дней он борется с дьяволом, отв ергая одно за другим три искушения – гол одом, властью и верой. По возвращении из пустыни Иисус Христос начинает проповед ническую дело. Он призывает к себе учени ков и, странствуя с ними по Палестине, в озвещает близкое учение, толкует ветхоза ветный Закон и делает чудеса. Деятельнос ть Иисуса Христа развертывается в основн ом на территории Галилеи, в окрестностях Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на каждую Пасху он отправляется в Иер усалим. Смысл проповеди Иисуса Христа – благая весть о Царстве Божьем, которое у же рядом и которое уже осуществляется по среди людей сквозь дело мессии. Обретени е Царства Божьего есть избавление, ставш ее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отверг нет земные блага для духовных и кто возл юбит Бога больше самого себя. Проповедни ческая занятие Иисуса Христа проходит в постоянных спорах и конфликтах с предста вителями иудейской религиозной элиты – ф арисеями, саддукеями, «учителями Закона» , в ходе которых мессия восстает супроти в буквального понимания ветхозаветных нр авственных и религиозных предписаний и п ризывает постичь их подлинный дух. Слава Иисуса Христа растет не только благодар я проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцел ений и более того воскрешений мертвых (с ына вдовы в Наине, дочери Иаира в Каперн ауме, Лазаря в Вифании), это – превращен ие воды в винцо на свадьбе в Кане Галиле йской, чудный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч дядя, хождение по во де, насыщение семью хлебами четырех тыся ч дядя, обнаружение божественной сущност и Иисуса во время молитвы на беда Фавор (Преображение Господне) и т.д. Земная ми ссия Иисуса Христа неизбежно движется к своей трагической развязке, которая пред сказана в Ветхом Завете и которую он сам предвидит. Популярность проповеди Иисус а Христа, подъем числа его приверженцев, толпы людей, следующих за ним по дорога м Палестины, его постоянные победы над р евнителями Закона Моисея вызывают у рели гиозных лидеров Иудеи ненависть и намере ние расправиться с ним. Иерусалимский фи нал истории Иисуса – Тайная Вечеря, темн ое время суток в Гефсиманском саду, арес т, суд и казнь – без сомнения, самая про никновенная и самая драматическая количе ство Евангелий. Против прибывшего в Иеру салим на Пасху Иисуса Христа иудейские п ервосвященники, «учителя Закона» и старе йшины составляют заговор; Иуда Искариот, единственный из учеников Иисуса Христа, соглашается отдать своего учителя за тр идцать серебреников. На пасхальной трапе зе в кругу двенадцати апостолов (Тайная Вечеря) Иисус Христос предсказывает, что единственный из них предаст его. Прощан ие Иисуса Христа с учениками обретает ун иверсально-символический смысл: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть стан Мое, которое за в ас предается; сие творите в Мое прошлое. Также и чашу потом вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, кото рая за вас проливается» (Лк. 22:19-20); так вводится обряд причастия. В Гефсиман ском саду у подножья Масличной горы в ск орби и тоске Иисус Христос молит Бога из бавить его от грозящей ему участи: «Отче Мой! если может быть, да минует Меня ча ша сия» (Мф. 26:39). В тот самый роковой час Иисус Христос остается в одиночеств е – более того самые близкие его ученики , несмотря на его просьбы остаться с ним , предаются сну. Приходит Иуда с толпой иудеев и целует Иисуса Христа, тем самым выдавая врагам своего учителя. Иисуса х ватают и, осыпая оскорблениями и побоями , приводят в синедрион (собрание иудейск их первосвященников и старейшин). Его пр изнают виновным и передают римским власт ям. Однако римский прокуратор Иудеи Понт ий Пилат на находит за ним никакой вины и предлагает помиловать его по случаю Па схи. Но ватага иудеев поднимает ужасный вопль, и тогда Пилат приказывает достави ть воды и умывает в ней руки, говоря: «Н евиновен я в крови праведника Сего» (Мф. 27:24). По требованию народа он осуждае т Иисуса Христа на распятие и отпускает на свободу вместо него мятежника и убийц у Варавву. Вместе с двумя разбойниками е го распинают на кресте. Крестные муки Ии суса Христа длятся шесть часов. Когда он , в конце концов, испускает дух, вся поч ва погружается во тьму и сотрясается, за веса в Иерусалимском храме разрывается н адвое, и праведники восстают из гробов. По просьбе Иосифа Аримафейского, члена с инедриона, Пилат отдает ему туловище Иис уса Христа, которое он, обернув в плащан ицу, хоронит в гробнице, высеченной в ск але. На третий день следом казни Иисуса Христа воскресает во плоти и является св оим ученикам (Воскресение Господне). Он возлагает на них миссию распространить е го учение посреди всех народов, а сам во зносится на небеса (Вознесение Господне) . В конце времен Иисусу Христу суждено в озвратиться на землю, чтобы творить Стра шный Суд (Второе Пришествие). Едва возни кнув, учение о Христе (христология) сию минуту же породило сложнейшие вопросы, г лавными из которых стали вопросительный мотив о характере мессианского геройског о поступка Иисуса Христа (сверхъестестве нная политическая элита и крестные муки) и вопросительный мотив о природе Иисуса Христа (божественное и человеческое). В большинстве новозаветных текстов Иисус Христос предстает как мессия – долгождан ный спаситель народа Израиля и всего мир а, посланец Бога, творящий чудеса с помо щью Духа Святого, эсхатологический проро к и педагог, божественный супруг. Сама п о себе мысль мессии имеет безусловно вет хозаветное происхождение, и все-таки в х ристианстве она приобрела своеобразный т олк. Раннехристианское разум оказалось п еред сложной дилеммой – как согласовать ветхозаветный образ мессии как теократич еского царя и евангельское представление о мессианском могуществе Иисуса Христа как сына Бога с фактом его смерти на кре сте (образ страдающего мессии)? Отчасти это возражение снималось за счет идеи во скресения Иисуса и идеи его грядущего Вт орого Пришествия, во время которого он я вится во всей своей силе и славе и устан овит тысячелетнее царство Истины. Тем са мым христианство, предлагая концепцию дв ух Пришествий, существенно отступало от Ветхого Завета, обещавшего только одно П ришествие. Однако перед ранними христиан ами вставал вопросительный мотив – если мессии суждено прийти к людям в могущест ве и славе, ради чего он приходил к людя м в унижении? Зачем нужен страдающий мес сия? И в чем тогда толк Первого Пришеств ия? Пытаясь позволить это возражение, ра ннее христианство стало разрабатывать ид ею искупительного характера страданий и смерти Иисуса Христа – предавая себя на муки, Спаситель приносит необходимую жер тву для очищения всего погрязшего в грех ах человечества от наложенного на него п роклятия. Однако грандиозная проблема вс еобщего искупления требует, чтобы тот, к то решает эту задачу, был больше, чем му жчина, больше, чем нетрудно земной прово дник воли Бога. Уже в посланиях ап. Павл а особое значимость придается определени ю «сынуля Бога»; тем самым мессианское д остоинство Иисуса Христа связывается с е го особой сверхъестественной природой. С прочий стороны, в Евангелии от Иоанна п од влиянием иудео-эллинистической филосо фии (Филон Александрийский) формулируетс я представление о Иисусе Христе как о Ло госе (Слово Бога), вечном посреднике меж ду Богом и людьми; Логос с самого начала был у Бога, сквозь него произошло все ж ивое, и он единосущен Богу; в заблаговре менно назначенное время ему суждено было воплотиться для искупления грехов челов еческих, а после этого возвратиться к Бо гу. Таким образом, христианство стало ис подволь осваивать идею божественности Ии суса Христа, и христология из учения о м ессии превратилась в составную доля теол огии. Однако признание божественной прир оды Иисуса Христа могло определить под к олебание монотеистический нрав христианс тва (единобожие): говоря о божественност и Спасителя, христиане рисковали прийти к признанию существования двух богов, т. е. к языческому политеизму (многобожию). Все последующее формирование учения об Иисусе Христе пошло по линии разрешения этой коллизии: одни теологи склонялись к ап. Павлу, жестко различавшему Бога и е го Сына, другие ориентировались на конце пцию ап. Иоанна, узко связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответст венно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа и подчеркивали подч иненное положение второго по отношению к первому (модалисты-динамисты, субордина ционисты, ариане, несторианцы), другие ж е утверждали, что человеческая натура Ии суса Христа была на все сто поглощена пр иродой божественной (аполлинаристы, моно физиты), и более того находились те, кто видел в нем простое проявление Бога-отц а (монархиане-модалисты). Официальная це рковь избрала обычный дорога между этими направлениями, соединив обе противополо жные позиции в одну: Иисус Христос вмест е с тем и бог, и джентльмен, но не низши й бог, не полубог, и не получеловек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догм ат о Троице), равновеликий двум остальны м лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он н е безначален, как Бог-Отец, но и не сотв орен, как все в этом мире; он рожден от Отца в свое время всех веков, как сущий Бог от истинного Бога. Воплощение Сына о значало подлинное соединение божественно й природы с человеческой (у Иисуса Христ а было две природы и две воли). Эта форм а христологии утвердилась позже ожесточе нной борьбы церковных партий в IV–V вв. и была зафиксирована в решениях первых в селенских соборов (Никейского 325, Конст антинопольского 381, Эфесского 431 и Хал кидонского 451). Такова христианская, не сомненно апологетическая, точка зрения н а Иисуса Христа. В ее основе лежит еванг ельский расклад о жизни и деятельности И исуса Христа, тот, что для христиан не п одлежит сомнению. Существуют ли, и все-т аки, независимые от христианской традици и документы, способные удостоверить или опровергнуть его историческую достоверно сть? К сожалению, римская и иудео-эллини стическая литература I в. н.э. на практи ке не донесла до нас сведений об Иисусе Христе. К числу немногих свидетельств от носятся фрагменты из Иудейских древносте й Иосифа Флавия (37– ок. 100), Анналов К орнелия Тацита (ок. 58–117), писем Пгран ица Младшего (61–114) и Жизни двенадцати цезарей Светония Транквилла (ок. 70–140 ). Два последних автора ничего не говоря т о самом Иисусе Христе, упоминая только о группах его последователей. Тацит, со общая о гонениях императора Нерона на хр истианскую секту, замечает только, что н аименование этой секты идет «от Христа, тот, что в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пила том» (Анналы. XV. 44). Самым необычным я вляется знаменитое «подтверждение Флавия », где говорится об Иисусе Христе, живше м при Понтии Пилате, совершавшем чудеса, имевшем уймище последователей посреди и удеев и эллинов, распятом по доносу «пер вых мужей» Израиля и воскресшем на трети й день затем казни (Иудейские древности. XVIII. 3. 3). Однако ценность этих очен ь скудных свидетельств остается сомнител ьной. Дело в том, что они дошли до нас н е в подлинниках, а в копиях христианских переписчиков, которые совершенно могли вносить в контент добавления и исправлен ия в прохристианском духе. На этом основ ании многие исследователи рассматривали и рассматривают сообщения Тацита и в осо бенности Иосифа Флавия как позднюю христ ианскую подделку. Гораздо больше интерес а, чем римские и иудео-эллинистические п исатели, проявляет к фигуре Иисуса Христ а иудаистская и исламская религиозная ли тература. Внимание иудаизма к Иисусу Хри сту определяется жестким идеологическим противостоянием двух родственных религий , оспаривающих товарищ у друга ветхозаве тное наследие. Это чуткость растет также с усилением христианства: если в иудаис тских текстах второй половины I – начала III вв. мы находим только разрозненные сообщения о разных ересиархах, в том чис ле и об Иисусе Христе, то в текстах боль ше позднего времени они потихоньку слива ются в цельный и связный расклад об Иису се из Назарета как злейшем враге истинно й веры. В ранних пластах Талмуда Иисус Х ристос фигурирует под именем Иешуа бен ( бар) Пантира («Иисус, отпрыск Пантиры»). Отметим, что в иудаистских текстах полн ое имя «Иешуа» приводится только дважды. В остальных случаях его имя сокращается до «Иешу» – знак весьма пренебрежительн ого к нему отношения. В Тосефте (III в.) и Иерусалимском Талмуде (III–IV вв.) Ие шу бен Пантира представлен как глава ере тической секты, которого его последовате ли считали богом и именем которого исцел яли. В больше позднем Вавилонском Талмуд е (III–V вв.) Иисуса Христа называют ещё Иешу ха-Ноцри («Иисус Назорей»): сообща ется, что этого колдуна и «соблазнителя Израиля», «близкого к царскому двору», с удили с соблюдением всех юридических нор м (в течение сорока дней вызывали свидет елей в его защиту, но их так и не нашлос ь), а после этого предали казни (в канун Пасхи побили камнями и стан его повесил и); в аду он терпит ужасное возмездие за близкое нечестие – варится в кипящем ка ле. В Вавилонском Талмуде ещё просматрив ается тенденция отождествить Иисуса Хрис та с ересиархом Бен Стадой (Сотедой), ук равшем магическое искусство у египтян, в ырезав на теле таинственные знаки, и с л жеучителем Билиамом (Валаамом). Эта тенд енция фиксируется и в Мидрашах (иудаистс ких толкованиях на Ветхий Завет), где о Валааме (= Иешу) говорится как о сыне бл удницы и лжеучителе, тот, что выдавал се бя за бога и утверждал, что он уйдет, но в конце времен вернется. Целостная иуда истская версия жизни и деятельности Иису са Христа представлена в знаменитом Толь доте Иешу (V в.) – настоящем иудейском а нти-евангелии: в этом месте последовател ьно дискредитируются все основные событи я евангельского рассказа. Согласно Тольд оту, матерью Иешу была Мириам, супруга з аконоучителя Иоханана из царского рода, известного своим благочестием. Однажды в субботу злоумышленник и развратник Иоси ф бен Пандира обманом овладел Мириам, да ещё во время ее месячных. Таким образом , Иешу зачат в тройном грехе: совершено прелюбодеяние, нарушено менструальное во здержание и осквернена Суббота. От стыда Иоханан оставляет Мириам и уходит в Вав илон. Иешу отдают в обучение учителям За кона. Мальчик при необыкновенном уме и с тарании проявляет непочтение к наставник ам и произносит нечестивые речи. После т ого как правда о рождении Иешу обнаружив ается, он бежит в Иерусалим и там похища ет из храма тайное имя Бога, с помощью к оторого он получает вероятность творить чудеса. Он провозглашает себя мессией и собирает 310 учеников. Иудейские мудрецы приводят Иешу на суд к царице Елене, но она отпускает его, пораженная его спосо бностями чудотворца. Это производит смут у посреди иудеев. Иешу уходит в Верхнюю Галилею. Мудрецы убеждают царицу отрядит ь за ним воинский отряд, и все-таки гали леяне отказываются его выдать и, узрев д ва чуда (оживление глиняных птиц и плава ние по поводе на жернове), поклоняются е му. Чтобы разоблачить Иешу, иудейские му дрецы побуждают Иуду Искариота ещё похит ить из храма тайное имя Бога. Когда Иешу приводят к царице, он в подтверждение с воего мессианского достоинства поднимает ся в воздух; тогда и Иуда взлетает над н им и мочится на него. Оскверненный Иешу падает на землю. Потерявшего силу колдун а арестовывают и привязывают к колонне н а посмешище, но последователи освобождаю т его и уводят в Антиохию. Иешу отправля ется в Египет, где овладевает местным ма гическим искусством. Затем он возвращает ся в Иерусалим, чтобы ещё похитить тайно е имя Бога. Он въезжает в городок в пятн ицу перед Пасхой и входит в собор совмес тно с учениками, но единственный из них по имени Гайса выдает его иудеям, поклон ившись ему. Иешу арестовывают и приговар ивают к повешению. Однако ему удается за говорить все деревья; тогда его вешают н а огромном «капустном стволе». В воскрес енье его хоронят, но вскоре могилка Иешу оказывается пустой: стан похищают сторо нники Иешу, которые распространяют слух, что он вознесся на небеса и что он, так им образом, бесспорно был мессией. Смуще нная этим царица приказывает выискать ту ловище. В конце концов садовник Иуда узн ает, где находятся останки Иешу, похищае т их и передает иудеям за тридцать сереб ряников. Тело протаскивают по улицам Иер усалима, показывая царице и народу «того , кто собирался взойти на небо». Последо ватели же Иешу рассеиваются по всем стра нам и распространяют кругом клеветническ ий слух, что иудеи распяли подлинного ме ссию. В дальнейшем эта версия дополняетс я разнообразными и невероятными деталями и фактами. Так, в частности, в арамейск ой «Истории Иешу бар Пандиры», дошедшей до нас в переложении XIV в., рассказывае тся, что Иешу приводят на суд к императо ру Тиберию, где он одним своим словом де лает дочка императора беременной. Когда его ведут на казнь, он поднимается в неб еса и переносится первоначально на гору Кармель, а потом в пещеру пророка Илии, которую запирает изнутри. Однако преслед ующий его раввин Иуда Ганиба («Садовник» )приказывает пещере раскрыться, а когда Иешу пытается сызнова умчаться, ловит ег о за край одежды и доставляет на местопо ложение казни. Таким образом, в иудаистс кой традиции Иисус Христос – не бог, не мессия, а самозванец и шаман, творивший чудеса с помощью магии. Его появление на свет и его кончина не носили сверхъесте ственного характера, но, напротив, были сопряжены с грехом и позором. Тот, кого христиане почитают как Сына Бога, не нет рудно типичный мужчина, но худший из люд ей. Совершенно другой предстает мусульма нская (кораническая) трактовка жизни и д еятельности Иисуса (Исы). Она занимает п ромежуточное положение между христианско й и иудаистской версиями. С одной сторон ы, Коран отказывает Иисусу Христу в боже ственности; он – не бог и не отпрыск бог а; с иной, он никоим образом не чародей и не шарлатан. Иса – дядя, посланник и п ророк Аллаха, похожий другим пророкам, м иссия которого обращена только к иудеям. Он выступает как проповедник, чудотворе ц и церковный реформатор, утверждающий е динобожие, призывающий людей поклоняться Аллаху и меняющий некоторые религиозные предписания. Коранические тексты не даю т связной биографии Исы, останавливаясь только на отдельных моментах его жизни ( появление, чудеса, смерть). Коран заимст вует у христиан идею непорочного зачатия : «И Мы вдунули в нее [Марйам] от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением д ля миров» (21:91); «когда Марйам было се мнадцать лет, Аллах послал к ней Джабраи ла (Гавриила), тот, что вдунул в нее, и она зачала мессию, Ису бен Марйам» (Аль- Масуди. Золотые луга. V). Коран сообщает о некоторых чудесах Исы – он исцеляет и воскрешает мертвых, оживляет глиняных п тиц, низводит трапезу с неба на землю. В то же время Коран дает отличную от Еван гелий трактовку смерти Исы: в нем отрица ется действительность распятия (оно толь ко привиделось иудеям, на самом деле Иса живым взят на небо) и воскресения Иисус а Христа на третий день (Иса воскреснет только в последние дни мира вкупе со все ми остальными людьми), а кроме того веро ятность Второго Пришествия Иисуса Христа : в Коране Иса предвещает не родное скор ое возвращение, но пришествие главного п ророка – Мухаммеда, выступая тем самым в роли его предтечи: «Я – посланник Аллах а, подтверждающий истинность того, что н испослано до меня в Торе, и благовествую щий о посланнике, тот, что придет позже меня, имя которому Ахмад» (6:6). Правда в больше поздней мусульманской традиции под влиянием христианства возникает моти в грядущего возвращение Исы с целью уста новления царства справедливости. Иисус Х ристос как предмет христианского культа принадлежит теологии. И это – вопросител ьный мотив веры, тот, что исключает како е-либо колебание и не требует исследован ия. Тем не менее попытки пробраться в ду х Евангелий, осознать истинную суть Иису са Христа ни в жизнь не прекращались. Вс я история христианской Церкви полна ожес точенных схваток за право обладания исти ной об Иисусе Христе, о чем свидетельств уют и вселенские соборы, и выделение ере тических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Н о, кроме чисто богословских споров, фигу ра Иисуса Христа стала предметом обсужде ния и в исторической науке, которую инте ресовали и продолжают интересовать неког да всего две проблемы: 1). вопросительны й мотив о реальном содержании евангельск ой истории, т.е. был ли Иисус Христос ис торической личностью; 2). вопросительный мотив об образе Иисуса Христа в раннехр истианском сознании (каков толк этого об раза и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научн ых направлений, возникших ещё в XVIII в. , – мифологического и исторического. Миф ологическое ориентация (Ш.Дюпюи, К.Вольн ей, А.Древе и др.) на сто процентов отри цало действительность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало ег о только как факт мифологии. В Иисусе ви дели олицетворение то солнечного или лун ного божества, то ветхозаветного Яхве, т о кумранитского Учителя праведности. Пыт аясь выявить истоки образа Иисуса Христа и «расшифровать» символическое содержан ие евангельских событий, представители э того направления провели огромную работу по поиску аналогий между мотивами и сюж етами Нового Завета и больше ранних мифо логических систем. Так, к примеру, мысль воскресения Иисуса связывалась ими с пр едставлениями об умирающем и воскресающе м божестве в шумерской, древнеегипетской , западносемитской и древнегреческой миф ологиях. Евангельской истории пытались е щё вручить солярно-астральную интерпрета цию, крайне распространенную в древних к ультурах (стезя Иисуса Христа с 12 апост олами представляли, в частности, как год ичный стезя солнца сквозь 12 созвездий). Образ Иисуса Христа, по мнению приверже нцев мифологической школы, потихоньку эв олюционировал от первоначального образа чистого божества к больше позднему образ у богочеловека. Заслугой мифологистов яв ляется то, что им удалось разобрать обра з Иисуса Христа в широком контексте древ невосточной и античной культуры и явить его подневольность от предшествующего ми фологического развития. Историческая уче бное заведение (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Б ауэр, Д.Штраус и др.) считала, что еванг ельский расклад имеет определенную реаль ную основу, которая со временем, при все м при том, все больше мифологизировалась , и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) понемногу п ревращался в сверхъестественную персона. Сторонники этого направления ставили за дачу избавить подлинно историческое в Ев ангелиях от позднейшей мифологической об работки. С этой целью в конце XIX в. был о предложено применять способ рационалис тической критики, тот, что означал рекон струкцию «подлинной» биографии Иисуса Хр иста путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению, т.е. по сути дела «переписывание» Евангелий в р ационалистическом духе (Тюбингенская шко ла). Метод тот самый вызвал серьезную кр итику (Ф.Брэдли) и был вскоре отвергнут большинством ученых. Краеугольный тезис мифологистов о «молчании» источников I в . о Иисусе Христе, тот, что, по их убежд ению, доказывал мифический нрав этой фиг уры, побудил многих сторонников историче ской школы вынести близкое чуткость на т щательное исследование новозаветных текс тов в поисках исходного христианского пр едания. В первой четверти XX в. возникае т учебное заведение изучения «истории фо рм» (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью кото рой было реконструировать историю развит ия традиции об Иисусе Христе – от устных истоков до литературного оформления – и обусловить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакци й. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что более того выделенная из Евангелий перв оначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реал ьную биографию Иисуса Христа: в этом мес те он ещё остается только символическим персонажем; исторический Иисус Христос м ог наличествовать, при всем при том вопр осительный мотив о подлинных событиях ег о жизни еле-еле ли разрешим. Последовате ли школы изучения «истории форм» до сих пор составляют одно из ведущих направлен ий в современной библеистике. Ввиду отсу тствия принципиально новых документов и при информативной ограниченности археоло гического материала покуда нелегко дожид аться какого-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа. ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.
  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Святые

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Владимир Натанович Винокур
Владимир Натанович Винокур фото

загрузка...