Авторизация

Мать Тереза Калькуттская   Mother Tereza

Мать Тереза Калькуттская / Mother Tereza

Карьера: Святой

Дата рождения: 27 августа 1910, знак зодиака дева

Место рождения: Скопье, Македония

Мать Тереза Калькуттская  -  католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Родилась 27 августа 1910 года. Мать Тереза Калькуттская причислена Католической Церковью к лику блаженных. Помимо этого, Мать Тереза является Лауреатом Нобелевской премии мира 1979 года. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.




Мать Тереза Калькуттская Биография

Она ждала меня у подъезда под дождем - с огбенная, седая, с внимательным взглядом . Нет, не мама Тереза - фрау Штарк. - Он а целовала каждого умирающего в лоб! Фра у Штарк, всю бытие проработавшая для орд ена иезуитов с больными детьми и старика ми, в июне 1988-го ездила в Калькутту. В идела мама Терезу и не может ее позабыть . Я слышала беспокойство и пафос в голос е фрау Штарк. Я чувствовала, что эта сце на занимает центральное местоположение в ее воспоминаниях. И не могла урузуметь отчего. - А куда ещё может чмокнуть мон ахиня умирающего человека? - Вы не поним аете. Европейцам это не ясно. В Европе н ет таких городов, как Калькутта, где в к устах водятся ядовитые змеи, а трущобы о саждают стены дворцов. Люди - миллионы! - там рождаются, живут и умирают на куча х мусора. И уходят из жизни практически под ногами прохожих. В Калькутте до сих пор так. И вот сестры Ордена милосердия, тот, что основала мамаша Тереза, свозил и эти живые останки в Sterbehaus, отмыва ли, откармливали, лечили. И они перед см ертью снова чувствовали себя людьми! - S terbehaus - это "жилье смерти" или "обит ель для умирающих"? Все одинаково. Это к олоссальный полутемный дом барачного тип а, где на матрасах лежат люди. Туда прин имали всех, более того самых пессимистич ных, от которых отказывались больницы. И вот их и целовала в лоб мама Тереза. На прощание. Вопреки всем представлениям о нормальной человеческой брезгливости. Э та леди излучала свет. К ней со всех сто рон тянулись руки. Всем хотелось ее трон уть. - И вам также? - Я сказала "всем". - А из мертвых она не воскрешала? - Она излучала влюбленность, великую влюбленно сть, влюбленность к каждому. Вам этого н егусто? Каких ещё чудес желаете вы? - Вы хотите произнести, она любила всех - ва с, меня. Но как же это вероятно? Ведь я и она - мы ни разу не встречались. - "В каждом человеке я вижу Христа. А потому что Христос навечно единственный, то для меня в данный определенный миг это тот, кто стоит передо мной". Так она говорил а. - Значит, она любила не людей, а Хрис та. - Она любила Христа и вследствие это го людей. Когда мы расстались, я посмотр ела на себя в зеркало. Никого, помимо се бя, я там не увидела. Но, благодаря стра нной идее об универсальной любви, сущест вование матери Терезы из вороха удивител ьных и непонятных событий выстроилась дл я меня в великолепное жизненное полотно. Как матушка захочет, так и будет Так го ворили сестры Ордена милосердия про свою матушка. Свобода, удивительная, завидна я воля, воля поступков и мыслей. Откуда она у стареющий, не крайне образованной монахини в грубых сандалиях? Да она вытв оряла несложно все что хотела. Принцесса Анна, Ясир Арафат, Джордж Буш, Фидель К астро. Рейганы, Рональд и Нэнси. Дэн Сяо пин, принцесса Диана, король Норвегии Ха ральд V, принц Чарльз. Пий XII, Иоанн XX III, Павел VI, Иоанн Павел II... Именной указатель в каждый биографии матери Тер езы озадачит вас самыми невозможными соч етаниями. Матери Терезе в действительнос ти открывались двери и хижин, и дворцов. Она могла: сделать обед на шесть тысяч человек; не дремать хоть отбавляй суток подряд; неизменно улыбаться; заскочить в посольство Иранка и бросить там записку аятолле с просьбой спешно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников; вып устить из памяти медаль лауреата Нобелев ской премии мира где-то в гардеробе коро левского дворца. Она утверждала, что нич то так не укрепляет дух и не открывает д уши беженцев, как вычищенная выгребная я ма (разумеется, она чистила ее неоднокра тно). Ей всю дорогу приходили в голову н естандартные мысли: в поисках возможност и дешевого перемещения в пространстве он а предложила себя Air-India в качестве с тюардессы. К сожалению, ей отказали. Она говорила с королями и нищими, держала р ечь перед полными залами. И ни в жизнь н е писала речей. Ей нужно было без затей помолиться, чтобы ведать, что изречь. Ра ди норвежского короля она надела носки, и об этом писали газеты. Почетный эскула п теологии Оксфордского университета, он а украшала свой быт статуэтками девы Мар ии и открытками с кровоточащим сердцем Х риста, лечилась от усталости и от болезн ей молитвой и постом, ей позволительно б ыло позвонить ночью - в всякий час - и у достоиться беседы, в Рождество она пела Христу "Happy birthday to you". "Невозмо жная мешанина святого Франциска с фельдф ебелем", - похвалил ее здешний работник Красного креста. В разрушенный войной Бе йрут она прибыла с пасхальной свечой и и коной девы Марии. Помолилась. Наступило перемирие. Потом она пересекла линию фро нта и притащила кучу замурзанных слабоум ных детей из какого-то разбомбленного де тского дома. Расцвеченная чудесами, исто рия ее жизни стала произведением устного народного творчества. Однажды, когда Ка лькутту в очередной раз осадила новая во лна голодных (Ганг разлился?) и мама Тер еза и сестры готовили обед на семь тысяч джентльмен, кончились продукты, и стало ясно, что завтра никто не получит благо творительного хлеба и супа. И как гром с реди ясного неба - о диковинка! - отцы г орода по непонятной причине отменили зан ятия в школах. И весь хлеб из школьных с толовых достался голодающим. Однажды мат ушка Тереза сидела пригорюнившись и лома ла голову, где бы ей раздобыть 50 000 ру пий, чтобы оборудовать ребяческий обител ь в городе Агра. И вот, когда ей соверше нно стало ясно, что дома у сирот скорее всего не будет, неожиданно - о диковинка ! - раздался телефонный звонок. Незнаком ый звук сообщил, что матери Терезе прису ждена некая филиппинская премия Magsaysa y Prise (вы слышали что-нибудь о таковой ?). И тогда, конечно же, всем стало ясно , что Бог желает ребяческий обитель в Аг ре. А вот быль о провидении, спасшем под ушечку. Однажды сестра Андреа, первая не мецкая сестра Ордена милосердия, прибыла в Калькутту и явилась к матери. И как ч ерт из табакерки оказалось, что спальное местоположение на полу есть, но вот нак рыть его нечем. И тогда матушка решила в спороть свою подушечку, чтобы из ее тряп ичного содержимого соорудить гостье матр асик. И только она занесла над подушечко й ножик, как - о диковина! - в ворота по стучали. Кто там? На пороге какой-то пок идающий Калькутту господин с матрасом в руках, тот, что ему больше не нужен. (По прочий версии, прибыла целая агрегатина с матрасами из отеля, в котором поменял и обстановку.) И конечно, диковинка о пе редвижных лепроклиниках также заслуживае т упоминания. Как известно, народ не люб ит прокаженных, в особенности в Индии, г де эту немочь считали проклятием, послан ным Богом за грехи. На благую весть об о ткрытии лепрозория народ отреагировало г радом камней. После многочисленных попыт ок мамаша Тереза поняла, что Бог категор ически супротив стационара. Чтобы услыха ть Божью волю, она углубилась в молитвы. И Бог выразился яснее. В течение двух м есяцев случилось следующее: матери Терез е пожертвовали 10 тысяч рупий, крупнейши й в Индии эксперт по проказе предложил м атери Терезе свои услуги, и, в конце кон цов, из Америки прибыла агрегатина скоро й помощи. И мамаша Тереза догадалась, чт о Богу угодно вместо стационарной раскры ть передвижную лепроклинику! Есть целая серия рассказов на темы: мама Тереза и С ПИД, мама Тереза и битва, матушка и апар теид, мама и проказа. "Как матушка захоч ет, так и будет", - говорили сестры. Как ? Почему? Откуда берутся идеи и силы? Кт о помогает? Кто советует? Кто поддержива ет? "Иисус Христос", - неизменно отвечал а мама Тереза. Журналисты были разочаров аны. А мамаша между тем говорила правду. Она постоянно чувствовала в своей жизни наличие Христа. И довольно длительно ст роила с ним свои отношения. Вперед, Хрис ту навстречу "Агнес была таковой хорошен ькой. Прекрасно пела, играла в спектакля х, писала для католической газеты. И вот передо мной стоит дама, которую больше, чем годы, состарили лишения", - прибывш ая в Калькутту мадам Куни, хозяйка магаз инчика из Мельбурна, расплакалась при ви де любимой кузины, бывшей Агнес Бояджиу. Они не виделись целую бытие, лет сорок. Агнес Бояджиу, будущая матушка Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 27 а вгуста 1910 года и была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителе й. Бизнес ее отца состоял поначалу в том , что он снабжал врачей Скопье лекарства ми. Потом он торговал товарами, привезен ными из Италии. Скопье - городишко на Ба лканах со всеми признаками турецкого нас ледия: с базарами, минаретами и невероят но пестрым населением. Все религии и сек ты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу добавляла этому букету пе строты: эти албанцы были католиками. Бол ьшая редкость. То есть представляли абсо лютное религиозное меньшинство и посреди албанцев, которые, как известно, в осно вном мусульмане, и посреди православных сербов. А с лежащей поблизости католичес кой Хорватией Сербию разделяла долгая и нудная вражда. Агнес была хорошая, послу шная, внимательная, доброжелательная. Пр екрасно пела в церковном хоре, помогала маме и отстающим. Была набожной и романт ичной. То хотела быть писательницей, то музыкантшей, то миссионером в Африке. Аф рику вскоре вытеснила Калькутта, куда в 1924 году отправилась группа католиков с Балкан. Ни первая мировая битва, ни пер екройка границ, ни провозглашение незави симости Албании не поразили семью так, к ак внезапная кончина отца. Агнес тогда б ыло четырнадцать, и она смогла сполна да ть оценку мужество и предприимчивость ма тери, которая сумела сама не только полу чать на семью, но и печься о бедных сосе дях. Впоследствии житие матери Терезы лю били представлять в живых картинах послу шницы основанного ею ордена. Сстоимость, когда семнадцатилетняя Агнес просит бла гословения матери сделаться монахиней и двинуться в Калькутту, удавалось им лучш е всего. Мама пережила шок. Агнес такая тихая, такая разумная, такая домашняя, п окладистая! Откуда эта прыть? Ах, и где эта Калькутта, на каком краю земли? Отда ть дочка Богу, а тем больше в Калькутту, означало, в особенности по тем временам , расставание навечно. Шок продолжался д вадцать четыре часа. Потом мамаша благос ловила. Брат Лазарь, тот, что учился в в оенной академии где-то в Австрии, счел в ывод своей младшей сестренки девической блажью, о чем ей и написал. Ответ Агнес бесконечно цитируют все ее несчетные био графы: "Ты считаешь себя значительным, п отому что что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами поддан ных? Я же буду служить королю всего мира ". 26 сентября 1928 года Агнес вошла в п оезд, идущий из Скопье в Загреб. Мама Др анка была права: больше она свою Агнес т ак и не увидела. Агнес посредством всю Е вропу едет в Дублин, в монастырь сестер ордена Лорето, где за два месяца ей пред стояло выучить британский. На пароходе д олой из Европы, посредством Суэцкий кана л, в Красное море, в Индийский океан плы ла навстречу своей судьбе уже не милая А гнес, а сестра Тереза (и корреспондент з агребской газеты "Католическая миссия"). Да, у бедняжки без малого нет багажа и плохое знание английского! На самом деле у сестры Терезы все было при себе. Она везла в свою землю обетованную самое важ ное, что разрешается было завладеть из р одного балканского захолустья, - стихийн ый экуменизм, которому попозже дивились передовые умы теологии. Экуменизм, вырос ший из традиций добрососедства, из матер инского хлебосольства, из открытости дом а Бояджиу. И из здравого смысла, подарив шего наблюдение: главное, чтобы дядя был хоть куда, а кто он - христианин, мусул ьманин, иудей, не так уж немаловажно. Чи стота и непосредственность восприятия Ев ангелия, которое для нее было всем - и т аинством, и инструкцией, и отдохновением - это также балканское наследство. Като лическая община Скопье была малой и спло ченной. Всех разрешено было пересчитать по головам. И словечко Евангелия казалос ь обращенным к каждой голове, как во вре мена первых христиан. А до времени овдов евшая матушка Дранка, на которую с возра стом все больше и больше, вплоть до жест ов и выражений, становилась похожа мамаш а Тереза, преподала ей наука трудолюбия, жизненной стойкости и деятельной любви. Прощай, монастырь "Идя по улице, я натк нулась на нищую, полуобнаженную семью, х лопотавшую над своим умершим родственник ом. Они готовили умершего в окончательны й дорога, раскрашивали физиономия, как т ого требуют традиции. Душераздирающая ка ртина! То, что сестры приняли за сухие в етки, оказалось истощенными ножками ребе нка, к тому же слепого. 'Если вы ег о не возьмете, я оставлю его на траве, п ускай достанется шакалам'. И это го ворит папа! Если бы наши люди это увидел и, воздержались бы от жалоб на свою учас ть и поблагодарили Бога, что живут в так ом изобилии", - вот, вероятно, крайний р епортаж из Калькутты сестры Терезы. В Ка лькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых шестнадца ть лет она преподавала бенгальским девоч кам на бенгальском языке историю и приро доведение. Целых шестнадцать лет она вер ой и правдой старалась образованием одол еть бедность, в полном соответствии с ко нцепцией ордена Лорето. И у нее неплохо получалось. Она и тут занималась с отста ющими. И пела в церковном хоре. И пользо валась заслуженным уважением учительског о, одинаково как и ученического коллекти ва. Стала более того директрисой одной и з школ. И как гром среди ясного неба... Мать Тереза (в 1937 году, приняв монашес кие обеты, она стала именоваться матерью Терезой) покинула монастырь. Оказываетс я, она, такая как будто бы открытая, два года вела переписку с Римом, чтобы дост ичь разрешения сделаться вольной монахин ей. 16 августа 1948 года мамаша Тереза, тридцати восьми лет, переодевшись в купл енное на рынке дешевое сари, покинула се стринскую обитель (где ей было неплохо, которая была ей родным домом, где ее люб или и ценили), чтобы пропасть в трущобах Калькутты. В кармане у нее было пять ру пий и намерение не ворочаться вспять ни при каких обстоятельствах. 10 сентября 1 946 года по дороге из Калькутты в Дарджи линг ей было откровение оставить орден Л орето и поселиться в трущобах Калькутты, чтобы служить беднейшим из бедных. А не задолго до откровения в жизни матери Тер езы случился эдакий момент - ужасная и о бычная для Калькутты история. Мать Терез а увидела, как покрытую коростой, заживо гниющую, обездвиженную женщину в городс кую больницу привез на тачке сынуля и ос тавил у входа. Мать Тереза попыталась ее в эту самую больницу пристроить. Умираю щую в больницу не взяли. Сначала мама Те реза попыталась умирающей подмогнуть, но не все в человеческих силах: "Я не могл а примерно нее находиться, ее затронуть, переносить ее дух. Я убежала. И стала м олиться: 'Святая Мария! Дай мне сер дце, полное чистоты, любви и смирения, ч тобы я могла принять Христа, Христа затр онуть, души не чаять Христа в этом разру шенном теле'. Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помог ла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что влюбленность Христова и влюбленность к Христу сильнее, чем моя с лабость". Годы через у одного журналиста , наблюдавшего по заданию редакции ежедн евную возню матери Терезы и сестер с уми рающими, вырвалось: "Я бы не сделал этог о и за миллион долларов!" "За миллион и я бы не сделала, - ответила мама Тереза. - Только задаром. Из любви к Христу". Т ереза беднейших из бедных "Господин Гоме с! Мне нечего есть. Дайте мне, плиз, пое сть". Такие записки до сих хранятся у Ал ьфреда Гомеса, тот, что по рекомендации местного священника пустил к себе в пуст ующий верхний этаж монахиню Терезу. Посе лившись на матрасике у господина Гомеса, мамаша Тереза идеально не знала, что же ей дальше действовать, как же служить б еднейшим из бедных. Никаких дальнейших у казаний "сверху" не поступало. Надо было выкручиваться самой. Целыми днями она с киталась по улицам, время от времени сов ершая попытки хлопотать подаяния. Основа ла "школу" посреди мусорных куч. Учила н икому не нужных детей мыть руки и чиркат ь на асфальте. (Тогда она, конечно же, н е знала, что тем самым положено начало с истеме детских приютов Ордена милосердия Shishu Bhavan для нежеланных и ненужных детей - младенцев из мусорных ящиков, м аленьких инвалидов, сирот.) Еще она стас кивала куда-нибудь под крышу умирающих б ездомных и старалась облегчить им страда ния. Она не знала, что пройдет время и м олва о блаженной монахине достигнет горо дских властей, которые никак не могли во спретить миллионам бездомных помирать гд е попало, и за это их критиковали газеты . Тогда ее найдут и предложат "подряд": развернуться в огромном полутемном помещ ении, примыкающем к храму богини Кали, г де некогда содержался жертвенный скот и было довольно места отдавать богу душу. Так появился Nirmal Hriday - здание для умирающих в Калькутте. Еще пройдет время , и газетчик BBC Малькольм Мугеридж возь мется снимать кино в этом полутемном пом ещении без всякой надежды на свойство и внезапно, проявив пленку, увидит, что вс е поле экрана залито каким-то мягким, пр иятным светом. "Это светится Божья непре ходящая влюбленность. Чудо! Свершилось д иковина!" Таков был комментарий. Но тот самый кино Something Beautiful for God в ышел на экраны только в 1969 году. А в 4 6-м матушка Тереза писала в своем дневни ке: "Господь! Что за муки одиночества се годня" - и не рассчитывала на чудеса. Те м не менее следующее, после этого святог о откровения диво случилось в ее жизни у же сквозь три года. ...Ее звали Субхасис ни Даш. Бенгалка, бывшая ученица матери Терезы. Будущая сестра Агнес, первая пос лушница, первая сестра. Вслед за ней в т ом же 1949 году к матери Терезе присоеди нились ещё одиннадцать последовательниц, в основном бывших ее учениц. Вы не пове рите, но всего их было, как и полагается для хорошего начинания, двенадцать. В с ледующем, 1950-м, Орден милосердия был п ризнан Римом. Io sete!** Эти слова распя того Христа разрешено прочесть в всякий часовне Ордена милосердия - хоть в Риме, хоть на Сейшелах. Для любого христианин а они символизируют вечную неутоленность в любви. "Пить! Любви!" - аккурат тот с амый призыв учила мама Тереза впитывать текст в глазах людей. По матери Терезе, мир описывается всего в двух терминах: " любовь" и "не любовь". И есть "простая" проблема - хотя бы удерживать рубеж межд у двумя этими областями. Как? Творить ма лое, но с крупный любовью. Сестры Ордена милосердия, которые помимо традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания) дают ещё обет служения бедн ейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они больше чем непр ихотливы в еде, моются простым мылом, ез дят только на общественном транспорте. И х имущество - сари, сандалии, зонтик на происшествие дождя, худой матрас. Но от беднейших из бедных монахинь отличает не только маленькое распятие у левого плеч а. Жизнь этих добровольцев трудна, одноо бразна, скучна. Это бескрайний тренинг л юбви с перерывами на работу. Работать - значит для них чистить, мыть, стирать, б интовать, являть чудеса терпения, выносл ивости и отсутствия брезгливости (омерзи тельных ран прокаженных сестры ордена ка саются без перчаток), порой находиться п од пулями (как, к примеру, в Белфасте ил и в Эфиопии). Все это, конечно, разрешае тся произвести (ещё не то совершали), во просительный мотив состоит в том, как пр и этом самому заполучить и другим переда ть заряд радостной бодрости (а в чем же ещё состоит любовь)? Тут существенно был о быть готовым к работе. Эту подготовлен ность мама Тереза определяла безошибочно - по улыбке тихой радости, отражающей д ушевную собранность и безмятежность. Нес обранным, беспокойным и нервным разрешен о было на работу не вылезать. Им предлаг алось читать молитву до тех пор, покуда не наступало прозрение, в то время как н е удавалось рассмотреть раны страдающего Христа во всех проявлениях человеческой слабости и безобразия. "Мы не социальны е работники, мы не бригады скорой помощи , мы из ордена любви Христовой". Тренинг любви начинался в четыре утра с молитвы св. Франциска Ассизского. Господь! Дай мне силы Утешать, а не быть утешаемым, П онимать, а не быть понятым, Любить, а не быть любимым. Ибо, когда отдаем, получа ем мы И, прощая, обретаем себе помилован ие. Этой молитвой начинался день, состоя щий опять-таки из множества молитв. Мать Тереза знала только одно действенное сн адобье супротив напастей, сомнения, боле зней - воззвание к Богу. Она прописывала молитву постоянно и от всех болезней. О ткровения Игнатия Лойолы, Франциска Асси зского дополнялись "творчеством" матери Терезы, которая во время так называемых медитаций принималась за перышко. Вот та кое, в частности, отображение круговорот а любви и покоя в природе: "Плод покоя - молитва, плод молитвы - вера, плод веры - влюбленность, плод любви - покой". По кой внутренний, безмятежность сердца, ми р языка, безмятежность зрачок, безмятежн ость духа, отрада, как правило, тихая. Л юбимые слова в лексиконе матери Терезы. Она учила сестер "выращивать" тишина, ка к реальный йог. И только такие, сильные, радостные, спокойные, они были готовы к ежедневным сражениям за влюбленность. В раг, с которым сражались сестры, надевал разные личины. В Индии он назывался "пр оказа". В Америке - "СПИД". В Южной Афри ке - "апартеид". Но для матери Терезы эт о была все та же нелюбовь, немилосердие, нежелание душевно вкалывать, эгоизм, чу шь - вечные человеческие пороки, отправи вшие на Голгофу Христа. И почерк матери Терезы, что в развивающихся странах, что в так называемых цивилизованных странах был одинаков. Она прибывала на поле бра ни одна и без оружия. Никого не проклина я, не обличая и не задабривая, открыто б рала под защиту тех, кто, по ее мнению, в ней нуждался. И, добившись общественно го прозрения, для закрепления успеха отк рывала миссию, в которой поселялись сест ры Ордена милосердия. В Индии она доказа ла, что проказа - это нисколько не прокл ятие Господне, а без затей немощь и ее р азрешается вылечить, если своевременно п риняться. Она оказалась упорнее и послед овательнее швыряющегося камнями населени я и родственников, вычеркивающих больных из памяти. Вместоположение лепрозория б ыл построен поселок, где прокаженные про живали семьями, до полного выздоровления или смерти и более того позволяли себе рожать - здоровых! - детей. Мать Тереза с радостью приглашала туда любопытствующ их на чаек. Ее способности вырабатывать сенсацию могли бы позавидовать имиджмейк еры политиков и кинозвезд. Она приехала в Нью-Йорк в 1985-м, в самый-самый разга р истерии в связи с эпидемией СПИДа. Пос етила тюрьму, где умирали трое инфициров анных преступников. Ужаснулась. Посетила главы администрации города Нью-Йорка. И он после этого встречи с нею в двадцать четыре часа умирающих освободил. К Рожд еству в Гринидж-виллидж открылся первост епеннный приют для больных СПИДом (она л юбила преподносить Христу ко дню рождени я дорогие подарки). И в то время как обы вателей трясло от страха, а священники н едоумевали, при чем тут христианское мил осердие (по отношению к лицам, совершивш им содомский проступок! За то и возмезди е!), Gift of Love ("Подарок любви" - так называется приют для больных СПИДом в Н ью-Йорке) принял первых несчастных посто яльцев. И матушка Тереза просветила наро д по телевизору, что СПИД - это предосте режение Господне, это знак. О чем? О нас тупающем конце света? Нет, конечно. Это знак, что следует в конце концов нам рас крыть сердца и возлюбить дружбан друга. Обыватели от такого просвещения несложно обалдели. И "Подарок любви" матери Тере зы как-то неприметно превратился в гости нец любви горожан своим несчастливым соб ратьям. "Я не понимаю, что такое апартеи д", - заявила она, появившись в Претории в что ни на есть разгар южноафриканских событий. Наверное, все-таки понимала. А может, и чисто по наитию были подобраны сестры: одна белая, одна черная, одна б енгалка и одна китаянка. Они истово труд ились на пользу бедным, являя собой акти вный образец интернациональной дружбы. " Вы лечите не причину, а следствие. Вы ла таете дыры. Вы выпускаете пар. Ваш работ а тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне". Мать Тереза не принимала эдакий критики. Она считала , что следует делать в полном соответств ии с буквой и духом Писания. "Я алкал - и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы п ришли ко Мне". Так в Евангелии от Матфея сформулированы простые правила жизни, о тличающие праведника от неправедника. А вот о необходимости борьбы за мировое со общество на уровне государственных струк тур или с государственными структурами в Евангелии нет ни слова. При этом колосс альные средства, стекавшиеся к матери Те резе со всего мира, на которые были пост роены детские дома, больницы, школы и пр июты, служили веским доводом обратному - что активизировать позволительно и с ма лых сих. "Малое, но с здоровенный любовь ю!" Никаких грандиозных проектов, которы е излишне нередко становятся надгробием любви. Святая? Сумасшедшая? Одержимая? М ать Терезу, которая вечно полно и неслад ко работала, носясь по всему миру, один раз все-таки настигла немощь. Сердце пер естало поспевать за своей хозяйкой. И во т вам образец, чем не возбраняется заним аться в больнице. Передо мной контент дл инной - на две книжные страницы - медита ции матери Терезы. Вот что значит распол агать время. Что для меня Иисус? Это мам а Тереза спрашивает себя. И тут же длинн о, обстоятельно и прямолинейно сама себе отвечает: "Иисус - это..." Дальше следу ет диковинный список: Иисус - это словеч ко, которое следует проговорить. Правда, которую... Путь, тот, что ... Свет, быт ие, влюбленность, веселье, мир. Идем дал ьше. Иисус - голодный, которого нужно на кормить. Жаждущий, которого... Бездомный , которого... Больной. Одинокий! Нежелан ный! Прокаженный! Нищий! Запойный! Душев нобольной! Слепой! Калека! Заключенный! И более того дама занятая в сфере услуг для взрослых, которую нужно спасти от оп асности и пристроить в жизни. Эта дама з анятая в сфере услуг для взрослых появля ется в самом конце, перед - и в этом мес те нимало уже курьезное сочетание - "Иис ус - это дядя с зачерствевшим сердцем, к оторому необходимо поддержать его смягчи ть". Далее следует мощная кода: "Иисус - мой Бог, мой Супруг, моя существование, моя единственная влюбленность. Иисуса л юблю я всем своим сердцем, всем своим су ществом. Я все ему отдала, более того св ои грехи, и он перемолол их во мне в неж ность и влюбленность. Я - супруга распят ого супруга". Ну, каково? Я показала нап исанное психиатру. Он работал в "Крестах ". Всякое видел. Он - понимает. Психиатр прочитал и сказал: "Огромная жизненная мощь. Цельная природа. Находится во влас ти навязчивой идеи. Скорее всего, сумасш едшая. Возможно, святая. Неопасна... Но скажите же мне, кто она?" "Я все ему отд ала, более того свои грехи". Грехи? У ма тери Терезы? Великая грешница. Мать Тере за и матушка Tirana. Perlat Rexhepi 5, S hk I ap. 4, Бояджиу Дранка, Бояджиу Ага. По этому адресу проживали мамаша и сест ра. Откуда мне известен адрес? Его стара лись издать все, кто писал о матери Тере зе. Они верно надеялись на то, что люди пошлют весточку маме матери (извините за невольный каламбур), томящейся за желез ным албанским занавесом. Письма в действ ительности приходили в Тирану, тысячи пи сем. Они стали главным утешением хорошей женщины Драны в старости. Иногда и мате ри Терезе передавали нерадостные письма оттуда. Сестра Ага писала, что матушка н есладко больна, весит 39 килограммов, чт о существовать ей осталось вовсе непродо лжительно и что перед смертью она мечтае т попрощаться со своей дочкой, бывшей Аг нес. Находясь в Риме, всемогущая защитни ца бедных и больных, всемирно известная мамаша Тереза, приятельница принцев и пр окаженных, посетила посольство Албании. Она заставила прослезиться посольского ч иновника, сказав ему на родном языке, чт о пришла к нему за помощью, как "чадо, и щущий матери". Она принесла ещё письменн ые заверения итальянских властей о готов ности принять близких матери Терезы. Ита льянская инициатива была оставлена без в нимания. Матери Терезе милостиво разреши ли въезд. Но не выезд. Что работать? Еха ть в Албанию и проститься с матерью? Это значит остаться там насовсем, сорвать о бет верности Христу, кинуть орден, покин уть поверивших ей сестер. Было кроме тог о известно, что более того на свободу в пределах Албании полагать не приходится: как служительнице культа, ей была приуг отовлена прямая стезя в тюрьму или лагер ь, в хорошую компанию ко всем остальным попам, распространителям религиозного ду рмана, которые не пожелали перекраситься и не успели спастись. Не ехать в Албани ю? Не проститься с матерью? Но как же то гда быть с проповедуемой во весь звук лю бовью к ближним? Любое заключение - греш ок. Выбора у нее не было. Она поехала. Н е в Албанию, а куда-то в Йемен, пособлят ь жертвам землетрясения. Помогла. В июле 1972 года в Калькутту пришло известие о кончине Драны Бояджиу, мамы. Через год умерла сестра Ага. В 1992 году президент свободной Албании Рамиз Алия присвоил м атери Терезе звание почетного гражданина , вручил премию за отличную работу на ни ве гуманизма и прогресса, а кроме того у чредил благотворительный фонд ее имени. Так мамаша Тереза побывала на дорогих мо гилах. К ее удивлению, они были ухоженны ми. Возможно, где-то вверху все-таки про исходит взаимозачет сделанного добра? Ни кто этого не узнает. В различие от несги баемых революционеров, которые у "религи озников" позаимствовали отличный принцип жертвовать личным для общественного и б лизкими для идеи, мамаша Тереза признава ла свой проступок. И она была доброй мат ерью. Для руководителя молодого, но влия тельного и набирающего силу ордена вела себя нетипично: она ни в жизнь не ставил а сестер перед выбором между общественны м и личным. Всемирно-историческое значим ость матери Терезы Останавливали ли вы в оенные действия, где и когда? Удавалось ли вам: инициировать мирные переговоры, марши мира, предотвратить народные волне ния, чреватые большим количеством жертв? На все эти вопросы соискатель Нобелевск ой премии мира матушка Тереза открыто от вечала: "Нет!" Малькольм Мугеридж (упоми наемый выше газетчик ВВС, снявший о ней кино и сделавший беседа, благодаря котор ому мамаша Тереза стала телезвездой; он позже крестился и стал католиком) понял, что так занятие не пойдет и взялся за п ерышко. И он разъяснил всемирно-историче ское значимость матери Терезы. Оно в том , что "мамаша Тереза, всю свою бытие на все сто и безоговорочно посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе рассмотр еть черты Спасителя и к нему сообразно о тноситься; и что она, совместно с сестра ми Ордена милосердия, став генератором л юбви в мире, тем самым противодействует индивидуальному и коллективному насилию во всех его формах". В конце следует при вести данные, свидетельствующие о процве тании Ордена милосердия, тот, что в эти дни насчитывает примерно 300 000 сотрудн иков в 80 странах мира, о сети детских д омов, приютов, больниц, лепрозориев. Мат ь Тереза умерла, а занятие ее живет. Но не в количестве лепрозориев ее занятие. "Выглянула в оконный проем и вижу: матуш ка Тереза идет! Весна во Фрайбурге - это готика и цветущие сады. А она в аккурат такая, какой я видела ее в Доме смерти - в сари, маленькая, слегка сгорбленная, целеустремленная, быстрая. Словно спеши ла на подмога, будто весь стезя от Кальк утты до Фрайбурга прошла пешкодралом. Я засмеялась - запрещено было не закатитьс я. Мне стало безмятежно и добро. Оказыва ется, во Фрайбурге открылся какой-то кат олический конгресс". Так вспоминает фрау Штарк свою последнюю встречу с матерью Терезой. Втоварищ выглянешь в оконный пр оем, а там - мама Тереза идет! Высадилас ь ли она как десант, прилетела, как Мэри Поппинс, на зонтике? У кого какая выдум ка. Важно быть в курсе, что время от вре мени случается нечто из ряда вон выходящ ее, если выглянешь в оконце. И я вкупе с "Домовым" с радостью поучаствую в распр остранении легенды о матери Терезе. Эта правильная и талантливая сказка, которая возвращает нас к основам. Ведь все мы в детстве хотели быть хорошими и старалис ь совершать так, чтобы нас любили. Мать Тереза и я Недавно я побывала в индийско м ресторанчике. В папке меню лежал листо чек. "Жизнь - это шанс, не упусти его. Ж изнь - эта краса, удивляйся ей. Жизнь - это греза, осуществи ее. Жизнь - это зад олженность, исполни его. Жизнь - это раз влекуха, так играй! Жизнь - это влюбленн ость, так люби. Жизнь - это секрет, разг адай ее. Жизнь - это беда, выдержи ее. Ж изнь - это похождение, решись на него. Ж изнь - это бытие, спаси ее! Жизнь - это фортуна, сотвори его сам. Жить - стоит. Не уничтожай свою бытие!" - Кто это напи сал? - спросила я хозяина. - Святая, - к инул он. Я села пить свой кофе. Открыла книгу о матери Терезе. Строчки со вклады ша в меню, те же самые строчки. Еще одна "медитация" матери Терезы. "Опубликован а" на стене при входе в приют для больны х СПИДом, открытый Орденом милосердия в нью-йоркском Гринидж-виллидж. У приюта е сть имя. Он называется "Подарок любви". ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Аркадий Значение имени Аркадий В переводе с древнегреческого имя Аркадий означает "счастливая страна". Происхождение имени Аркадий Имя Аркадий имет греческое происхождение и образовано от греческого слова Аркас - житель Аркадии. Характеристика имени Аркадий В детстве Аркадий всеобщий любимец, его обожают бабушки и дедушки, любят воспитатели и учителя, родители также не чают души в маленьком Аркадии. Несмотря на всеобщее обожание Аркадий крайне редко становится эгоистом. Повзрослев, Аркад..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Святые

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Велимир Владимирович Хлебников
Велимир Владимирович Хлебников фото

загрузка...