Авторизация

Арсений Мацеевич   Arseny Matseevich

Арсений Мацеевич / Arseny  Matseevich

Карьера: Святой

Дата рождения: 10 марта 1772, знак зодиака рыбы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Историки знают: легенда сильнее, влиятельнее факта. Поэтому внимательны к народным сказаниям о чудесах, видениях, явлениях сверхъестественных. Да и то сказать: много ли мы поймём в нашем прошлом, если не примем всерьёз массовые верования и представления предков? Вы можете сами сколько угодно сомневаться в существовании домовых или в ясновидении юродивых, но если в это верили люди прежних времён, то примите хотя бы их веру как реальность.




Арсений Мацеевич Биография

Почти три века тому вспять факт и сказка неразделимо переплелись в биографии одн ого из столпов отечественного православи я. Среди сотен праведников и страстотерп цев, совершенно недавно причисленных к л ику святых Русской православной церковью , значится и Арсений Мацеевич. Дореволюц ионные и советские историки не жаловали его особым вниманием. При самодержавии н е любили припоминать о лицах, открыто вы ступавших супротив российского монарха. Да и в советское время уважительное вним ательность распространялось только на те х противников царизма, что заботились о народных массах и – как считалось – приб лижали верх коммунистов. Ничего этого в биографии Мацеевича нет. Странно, как её фрагменты вообще сохранились за два век а с лишним. Меньше чем за столетье до ко нфликта Мацеевича с начальством никониан ская церковь отучала верующих от сомнени й и лишних вопросов – на Красной площади стояли "срубы" (словно бы колодцев-поле нниц), в которых неспешно сжигали (точне е, коптили) приверженцев старой веры. Их непростительной виной было сомнение: не обходимо ли переиначивать церковные обря ды, при которых русские освободились от монгольского ига, от немецких захватчико в и польско-шведских интервентов? С Маце евичем, кроме прочего, связаны события, которые и нынче бы назвали чудесными. Но Церковь не каждому даёт право считаться свидетелем чуда, а уж его соучастником тем больше. Арсений (в миру Александр) М ацеевич, по происхождению польский шляхт ич, родился 305 лет обратно, в 1697 г., во Владимире-Волынском. Сын украинского священника, он окончил Киевскую духовную академию. После этого отправился в долг ое турне по Русскому Северу, чтобы в дис путах переубеждать старообрядцев ("раско льников"). В 1742 году Арсений Мацеевич стал митрополитом Ростовским и Ярославск им – ранг приблизительно соответствует с екретарю обкома по идеологии. Одновремен но Мацеевича сделали членом Св. синода. Резиденцией Мацеевича стал отменный крем ль в Ростове Великом. Предшественники Ма цеевича на этом посту завершали свой зло бодневный стезя худо. Митрополит Досифей (Глебов), причастный к заговору в польз у первой супруги Петра I, колесован. Ког да царь-плотник склонился над истерзанны м митрополитом, тот плюнул в него и скон чался. Следующий ростовский митрополит Г еоргий (Дашков) был вице-президентом Свя тейшего синода, которым Пётр I заменил п атриаршество. Георгия обвинили в умысле воротить его и самому заделаться патриар хом, то есть духовным лидером, не подвла стным императору. За это Георгия лишили духовного сана и отправили в ссылку. Сов ременники Мацеевича считали его "человек ом, богато одарённым, образованным, а гл авное – пламенно верившим в правоту свое го дела". К этому необходимо добавить фа нтастически дюжий дар предвидения и, вид имо, способность к массовому гипнозу. Ки пучую церковную занятие Мацеевич ухитрял ся совмещать с участием в грандиозном ми рском мероприятии. Поработав на Московск ую епархию, он в 1734–1736 гг. путешеств овал в Камчатской экспедиции. Затем его заподозрили в причастности к злоупотребл ениям, арестовали, но быстро выпустили. Если бы сомнения в его безгрешности оста вались, церковная карьера Мацеевича миго м зашла бы в тупик. Однако ещё до Ростов а Великого Мацеевич побыл недолгое время Тобольским (то есть сибирским) митропол итом. В Тобольске он защищал крещёных ин ородцев от произвола воевод, а местное д уховенство – от вмешательства светского суда. Во главе Ростовской митрополии Мац еевич проявил себя и как практичный эпик уреец. Он любил лошадей и довёл собствен ный табун до шестисот голов. Присматрива я за конными заводами, он не брезговал с амой черновой работой, прямо недостойной его сана. Мацеевичу ещё как-то сошёл с рук отказ доставить присягу императрице, обоснованный тем, что земной монарх ниж е Царя Небесного. Но агрессия, с которой он встретил указы Петра III и Екатерины II о секуляризации церковных земель, то есть об их передаче в светскую имуществ о, вызвала решительные ответные шаги имп ератрицы. Екатерина потребовала, чтобы С инод судил его "за превратные и возмутит ельные толкования Св. Писания и посягате льство на хладнокровие подданных". Строп тивость Ростовского митрополита давнехон ько навлекала на него неприязнь Петербур га. Мацеевич отказался размещать инвалид ов-нахлебников по монастырям своей епарх ии, требовал очистить Синод от светских лиц, призывал к восстановлению патриарше ства, а в феврале 1763 г. публично преда л анафеме "насильствующих и обидящих свя тые Божие церкви и монастыри". Вечером н амедни ареста, тот, что был устроен втай не, Мацеевич сказал келейнику, чтобы тот не запирал на темное время суток двери – будут гости. Так оно и вышло. Ночью пр ибыл офицер, державшийся на первых порах совершенно дружелюбно и почтительно. Ма цеевич сам прервал тягучий дипломатичный диалог, сказав, что понимает ещё не наз ванную мишень визита и готов к отправке. Мацеевича под конвоем привезли в Москву для суда и разоблачения. Этот термин, у коренившийся в жизни советских людей ста линской эпохи, пришёл из церковной практ ики. Низвергаемое духовное физиономия в буквальном смысле разоблачали – его колл еги поочерёдно срывали с осуждённого эле менты его архиерейского облачения. Арсен ий Мацеевич опережал своих разоблачителе й и сам передавал им атрибуты духовной в ласти, сопровождая эти действия провидче скими репликами. Снять клобук препоручил и митрополиту Петербургскому и Новгородс кому Дмитрию (Сеченову). Мацеевич сам об нажил голову и, передавая Дмитрию клобук , сказал: "Язык твой для меня был острее меча, им задохнёшься и умрёшь!" Через н екоторое время Дмитрия постигла странная и страшная смерть: "от паралича язык ег о вытянулся на четверть аршина, и наружн ость его представлял страшное зрелище; о т этого неестественного состояния языка, от длины его и толщины он мучительно ко нчил бытие свою". Бывший друг Мацеевича архиепископ Псковский Амвросий подошёл, чтобы снять омофор, и услышал от Мацееви ча: "... как вол, ножом заклан будешь". В 1771 г. (ещё при жизни Мацеевича) в Мо скве запылал чумной бунт. Амвросий попыт ался схорониться от толпы в Донском мона стыре, но в воротах обители какой-то мяс ник зарезал его. Архиепископ Болховский Афанасий, сменявший Мацеевича на ростовс кой кафедре, должен был снять с него пан агию и получил эдакий прогноз: "Язык тво й велеречив был на меня, как у Ария; ты и умрёшь, как умер Арий". Легендарный Ар ий "кончил бытие исходом вон всех своих внутренностей", и Афанасий повторил его конец. Петербургскому викарию Гавриилу н адлежало захватить архиерейский посох Ма цеевича. Тот обратился к истории Иоанна Предтечи, которому, по наущению развратн ой царицы Иродиады, отсекли голову в пре зент её дочке-плясунье, и пообещал: "За Иродиаду твою соперник задушит тебя, зан е плясавши с ней осудил мя еси". Викарий Гавриил позднее отбил у своего келейник а любовницу, и тот задушил хозяина пухов иком. Крутицкий архиепископ Гедеон, тот, что вознамерился снять с Мацеевича мант ию, получил от него такую характеристику : "Ты еси гроб позлащенный, совершенный смрада и разных непотребств, зато не уви дишь больше престола своего". Действител ьно, жизнелюбивые шалости Гедеона вскоре стали известны Екатерине II, он был с п озором отстранён от должности и умер, сл едуя под домашний арест. Мисаил, архиман дрит Новоспасского монастыря в Москве, д олжен был завершить обряд разоблачения, сняв с Мацеевича последнюю одежду под ег о мантией, и получил от него такое напут ствие: "Скоро испек еси хлеб, уготованны й мне, за то и сам, как хлеб, испечешься в печи". Позднее Мисаил основательно за хворал, обратился к знахарю, по его сове ту влез в протопленную печь, где неожида нно умер. На суде присутствовала и Екате рина II с тремя сановными клевретами. Ма цеевич походя предсказал ей бесславную к ончину в нужнике (что позже и свершилось ). Безжалостные и оскорбительные речи Ма цеевича так возмутили Екатерину, что она "зажала себе уши, а ему закляпили рот". Ещё до суда Екатерина хотела тайком гля нуть на опального митрополита. Он сидел на скамеечке в саду, спиной к любопытной царице, но, когда та тихо выглянула из аллеи, Мацеевич, не оборачиваясь, метко назвал свою противницу. По её указанию М ацеевича отправили в заточение под кличк ой "Андрей-враль", запретив строго-настр ого звать его истинное имя и былые должн ости. Но эта мера, предвосхитившая приём ы сталинской эпохи, была принята намного позднее. А покуда что, в завершение сем идневного суда, на Мацеевича надели прос тую одежду монаха, запретили ему участво вать в богослужениях и под военным конво ем отправили в Ферапонтов монастырь. Но разоблачённый митрополит и следом этого продолжал портить расположение своим свя тейшим судьям и их преемникам. В церкви, где проходил суд над Мацеевичем, "безо всякой причины обрушились своды". В 1788 г. была упразднена Ростовская митрополи я, просуществовавшая сотни лет. "Перенос кафедры сопровождался беспримерным расх ищением митрополичьей ризницы". Ещё позд нее в Ростовском кремле пришлось разобра ть скоротечно обветшавшую Красную палату для парадных приёмов (в брежневское вре мя её воссоздали заново и устроили в ней очаг весёлого разврата под вывеской пан сионата Центральной комсомольской школы) . В 1818 г. инженер-архитектор А. Бетанк ур (автор уникальных конструкций московс кого Манежа) предложил соорудить на мест е ростовского Архиерейского дома "гостин о-ярмарочный двор". Как ни необычно, Син од и здешний архиерей поддержали это дик оватое предложение. Ярмарка приносила ла дный барыш, хотя до этого размещалась на льду озера Неро (рядом с кремлём), "что содействовало его невероятному загрязне нию". Долгий дорога законспирированного арестанта захватил пасхальные дни. До са мой революции подконвойным разрешалось з аскочить в собор на пасхальное богослуже ние. Это правило не стали нарушать и кон воиры Мацеевича. В арестантском рубище о н вошёл в церковь на этапе, и местные пр ихожане тут же расступились. Они увидели в вошедшем не каторжника, а архиепископ а в богатом праздничном одеянии. Мацееви ч твердо прошёл к амвону, провёл пасхаль ное богослужение и покинул собор еще раз в арестантском обличье. Скончался Мацее вич 230 лет вспять, 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1772 г. в Ревельской ( Таллинской) крепости. Перед смертью к не му направили священника. Он с трудом вти снулся в каменный чулан, где пять лет му чился Мацеевич, и тут же отпрянул в кори дор каземата. На вопросительный мотив ст ражи, отчего батюшка не приступает к пре дсмертному напутствию, тот оторопело отв етил, что не имеет права соборовать духо вное лик человеческий до того высокого р анга. В безмолвном страдальце, одетом в арестантские лохмотья, священнослужитель увидел владыку в ризах митрополита – ка к когда-то прихожане маленькой церкви на глухом арестантском тракте. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Антон Значение имени Антон В переводе с латинского имя Антон означает «из рода Антониев». Происхождение имени Антон По одной из версий происхождения имя Антон восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антон происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антон В детском возрасте Антон является любимцем учителей и воспитателей. Любит читать, усер..
Евгений Значение имени Евгений Имя Евгений в переводе с древнегреческого означает «благородный». Происхождение имени Евгений Имя Евгений имеет древне-греческое происхождение и образовано от древне-греческого слова, означающего «благородный», «знатный». Характеристика имени Евгений В раннем детстве Евгений отличается особой живостью ума и смекалистостью. Евгений растет умным ребенком, рано начинает читать и писать, любит спокойные интеллектуальные игры. В школь..
Тарас Значение имени Тарас В переводе с древне-греческого имя Тарас означает «беспокойный», «бунтарь». Происхождение имени Тарас По одной из версий имя Тарас произошло от древне-греческих слов, означающий «бунтарь», «смутьян», «беспокойный». По другой версии имя Тарас образовано от названия древнегреческого города Тарас (ныне итальянский город Таранто). Характеристика имени Тарас В раннем детстве Тарас отличается особым упрямством и нас..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Святые

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Трэвис Баркер
Трэвис Баркер фото

загрузка...