Авторизация

Алихан Букейханов   Alihan Bukeyhanov

Алихан Букейханов / Alihan  Bukeyhanov

Карьера: Политик

Дата рождения: 27 сентября 1937, знак зодиака весы

Место рождения: Казахстан

Видный общественно-политический деятель Казахстана, один из лидеров партии "Алаш-орда", комиссар Временного правительства по Казахстану (1917).




Алихан Букейханов Биография

Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской об ласти в 1866 году, расстрелян в Москве 2 7 сентября 1937 года. Учился в Омском те хническом училище, на экономическом факу льтете лесотехнического института в Санк т-Петербурге, затем завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства п едагогическую и научную работу. В 1903 г оду в Петербурге вышел 18 том собрания п од общим названием "Россия. Полное геогр афическое изображение нашего края". В эт ом томе, посвященном Казахстану, одним и з авторов был Букейханов, написавший раз дел "Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культу ра". В этом разделе он дал общую характе ристику культуры казахского народа, прив лекая материалы "народной литературы", о становившись в особенности на анализе по эмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он нарочно выделяет Абая, припод нято оценивая его как "представителя нов ого течения" в казахской поэзии. Букейха нов и позже старался представить Абая ру сскому читателю, и это не ненароком, пот ому как поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государствен ное самоопределение казахского народа, в сячески подчеркивало близкое идейное род ство с Абаем, стремилось просторно освои ть культурное наследие прошлого как стим ул к пробуждению и развитию национальног о самосознания. В 1904 году Букейханов р аботал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому п ереселению русских крестьян на земли каз ахов. С 1905 года состоял в конституцион но-демократической партии, провел собран ие в Уральске и Семипалатинске с целью о рганизации казахского отделения партии к адетов. В 1905 году участвовал в Каркали нском движении протеста супротив притесн ений царизма, организовал подписи 14500 дядя под петицией, известной как Каркали нская петиция. В 1905 г. по Семипалатинс кому округу был избран депутатом в Перву ю Государственную Российскую думу, участ вовал в составлении документа, названног о Выборгским манифестом, осуждающим росп уск царской Думы. За интенсивную занятие супротив колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалати нска и Павлодара. В 1905-1907 годах рабо тал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. В 1910-19 14 годах пишет строй научных статей в "Н овом энциклопедическом словаре", в сборн ике "Формы национального движения в совр еменных государствах" статью "Казахи". К рупной вехой в стремлении пробудить ото сна национальное самосознание казахов и организации посреди них учебно-просветит ельской деятельности стало издание газет ы "Казах", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулат ов. Это было замечательное трио, обознач ившее появление демократической, патриот ической и прогрессивной казахской интелл игенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" (" Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казак" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель". В 191 6 году Букейханов возглавил отделение от сталых народов всероссийского земского с ъезда. Идея земства как широкого местног о самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным о бразом дополняющая - величавый ингредиен т политической программы Букейхана. Имею тся сведения, что его имя значится в пер ечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи "Полярная звезда". Основание самарс кой группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Сущ ествует кроме того соображение, что напр авление в 1917 году А. Н, Букейханова ко миссаром Временного правительства по Каз ахстану произошло по воле масонского бра тства, оказавшегося у руля власти. Основ анная в .1910 году ложа "Малая медведица " по-другому называлась "организацией Ке ренского". Масонское движение, возникшее в России вслед за тем 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством . Как правило, назначения местной админи страции при Керенском определялись масон скими связями, благодаря которым рекомен довались в свое время всего "братья". Ма сонская организация как и буржуазные пар тии, в которых она имела воздействие, ст авила целью свержение самодержавия и зах ват политической власти. А.Н.Букейхан сч итал, что аккурат сквозь масонство ему у дается достичь своих целей: совместно с Россией и под ее патронажем достигнуть а втономии Казахстана, включающий в себя л ичный парламент, самоуправление, т.е. пр аво на управления финансами и существова ние собственного законодательства и рядо м других атрибутов самостоятельной госуд арственности. Но его пути с кадетами и м асонами разошлись потом февральской рево люции, ибо он перестал выискивать поддер жку посреди них в самом главном вопросе - предоставление автономии казахскому на роду, а кроме того по другим принципиаль ным вопросам (землепользование и взаимоо тношение государства и церкви). Свои мот ивы он изложил в статье "Почему я вышел из партии кадетов", отметив в качестве с ути расхождений влечение товарищей по па ртии и масонских "братьев" "сберечь импе рию при существующих границах". Самоопре делившись, А. Н. Букейхан создает национ альную политическую партию "Алаш", идейн ые предпосылки которой были заложены газ етой "Казах", выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букей хана на П Всеказахском учредительном кур ултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов. Он участвовал в р аботе съезда сибирских автономистов в То мске, на котором было принято вывод о пр едоставлении в составе Сибирской республ ики автономии казахам. В гражданской вой не, развязанной большевиками, А.Н.Букейх ан и алаш-ординцы были по "ту сторону ба ррикад" сообща с сибирскими правителями без малого до конца 1919 года, когда они оказались единственный на единственный с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось сходить на единс твенно приемлемое, хотя и отчаянно тяжел ое заключение - зайти в соглашение с иде йными и политическими противниками в обм ен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейх ан вынужден был в этих условиях отступит ься от активной политической и государст венной деятельности. Он считал противоза конной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату вла сти. С ее осуждением он выступил в стать е "Общесибирский съезд", опубликованной в 1917 году в газете "Сарыарка". Посколь ку мысль автономии не отвергалась Советс кой властью, А Букейхан счел для себя во зможным на легальной основе действовать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ем у, давала условия для критического подхо да к национальной политике, прикрытой фр азами о пролетарском интернационализме, а на самом деле - имперской, русификатор ской, и к методам насильственно-репресси вного насаждения социализма. Но более то го сугубо культурническая занятие А. Бук ейхана и других интеллектуалов, поднявши хся на гребне роста национального самосо знания, была расценена не легко как оппо зиция и инакомыслие, а как "контрреволюц ионная битва супротив советской власти". Поскольку связь с "Алаш-Ордой" была одн им из стандартных обвинений сталинского режима супротив интеллектуальной элиты к азахского народа есть надобность в поясн ениях. Исторический термин "Алаш" был об щим именем для тех древних родов, которы е впоследствие получили этноним "Казах". Этим именем названа была партия, образо ванная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханов а и ставившая себе целью достижение неза висимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии "Алаш" было провозглашено первое самост оятельное страна в 1918 году, которое сн ачала ввиду имперской политики большевик ов вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компро мисс был большевиками попран в дальнейше м, а призыв "алаш-ординец-националист, н едруг народа" стал основой тотальных реп рессий супротив тех, кто составлял "инте ллект нации". Самое принципиальное в пол итическом наследии А.Букейханова - мысль национально-государственного самоопреде ления, она была выношена им и его соратн иками, которые отдали все силы на ее пре творение, провозгласив в декабре 1917 го да держава "Алаш-Орда", и в конечном сче те поплатившись за это собственной жизнь ю. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Политики

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Левон Акопович А.Тер-Петросян
Левон Акопович А.Тер-Петросян фото

загрузка...