Авторизация

Даниил Дондурей   Daneel Dondurey

Даниил Дондурей / Daneel  Dondurey

Карьера: Корреспондент

Дата рождения: 19 мая 1947, знак зодиака телец

Место рождения: Ульяновск, Россия. Российская Федерация

Еще недавно кинокритики, социологи, культурологи били тревогу: отечественное кино в глубокой яме, прокат развалился, зрители забыли дорогу к кинотеатрам. Но с некоторых пор на экраны стали выходить один за другим российские блокбастеры, бьющие рекорды по кассовым сборам, – сначала «Ночной дозор» обогнал самого «Властелина колец», потом «Турецкий гамбит» обогнал «Ночной дозор». Кто обеспечивает кассовые сборы? Кто сейчас ходит в кино и почему? Об этом наш обозреватель беседует с социологом, кинокритиком, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.




Даниил Дондурей Биография

-Даниил Борисович, сегодня только и разг оворов, что о резком повышении интереса к кино в России, вроде в советские време на вернулись, когда кино было любимым и капельку ли не единственным видом досуга . Не шибко ли преувеличены слухи о сызно ва вспыхнувшей любви к кино? – Россия – держава, до сих пор любящая кино. Был ка кой-то отрезок времени – между 69-м и 72 -м годом, когда мы были слегка ли не чем пионами мира по количеству кинопосещений . Потом, в 70-е, пошло понижение. Здесь было немного периодов – начальный заверш ился в 86-м году, когда в первый раз за всю историю кино в нашей стране стало уб ыточным. Это оттого что постоянно живые гроши. Тебе дают на фабрика «мертвые» го сплановские, виртуальные, а в кассы прин осят замусоленные, настоящие, которые за втра утром выдадут учителям и врачам. Ки но с точки зрения экономики культуры веч но было базовым видом и финансировало на практике все другое. На фабрика шло тол ько 6% от всех сборов, а этого хватало, чтобы вырабатывать эдак 140 игровых филь мов, на глаз 300 неигровых, огромное чис ло мультипликаций – такая мощная индустр ия. Представляете – все это только на 6 копеек с рубля. – Но это были золотые го ды советского кинопроката, тот, что разв алился ещё до развала Советского Союза. Потом люди перестали гулять в кино... – Спад интереса к кино был связан с сильно многими факторами, в первую очередность с тем, что появились альтернативные вид ы – телеканалы стали просторно приобрета ть зарубежные фильмы. С середины 90-х го дов у нас был единственный из лучших кин опоказов на телевидении на 1-м канале и на НТВ. Телеканалы покупали картины за г роши – по 5–10 тысяч долларов за кино – гигантскими пакетами по 500 фильмов. Пок азывали потрясающие вещи, любые – фестив альные шедевры, авторское кино, фестивал ьные хиты – до десяти тысяч названий в г од. И все это состоятельность – штурмова я вылазка на кинотеатры. Зачем расходова ть монеты, когда по телику разрешено бро сить взгляд все задаром? В начале 90-х к инотеатры стали сдавать в аренду, там по явились автосалоны, мебель, туристически е агентства, игровые автоматы. Кинотеатр ы пустели, выросло целое поколение, кото рое не ходит в кино, многие молодые вооб ще не видели фильмы в кинотеатрах, а тол ько на домашнем экране. – То есть выросл о поколение людей, которые не умеют пони мать кино как кино, для которых кино – ч то-то как будто очередной передачи на те левидении между новостями и ток-шоу. Но это уже вовсе иная психология. Что случи лось в текущий момент, отчего эти люди у знали дорогу к кинотеатру? – Действитель но, это другая психология, другое взаимо действие, иной тип поведения. В 90-е год ы посещаемость кинотеатров упала в десят ки раз. Кино не только перестало быть пр ибыльным, оно стало фатально убыточным. Продюсеры и режиссеры понимали, что они могут свои экономические проблемы постан овить не на стадии показа фильмов, а в с итуации их съемки – это как ботинки, кот орые никто ни при каких обстоятельствах не будет носить, потому что что ты долже н получить, или спереть, когда ты их шье шь. А за полгода до дефолта американская группа «Кодак», которая уже работала с русскими производителями, увидела: в дор огих ресторанах полно народу, иномарки р азмножаются в невероятном количестве, по ТВ говорят, что население за чертой бед ности, а Чубайс занимает миллиарды долла ров за рубежом, на телевидении шикарные гонорары, Ельцина на второй срок выбрали , значит, рынок не будут отменять. Тогда «Кодак» сняла плохонький клубик у газет ы «Известия», поставила систему «Долби». Все ахнули, потому что что в 98-м году это был что ни на есть дорогой кинотеатр в Европе – билеты на премьеру стоили от 10 до 15 долларов. И с 99-го началась р еволюция по переустройству кинотеатров: появились миниплексы – это до 5 залов – и мультиплексы – больше 5 залов, десятиз альники, одиннадцатизальники, резво буду т, по всей видимости, и двадцатизальники , как в Брюсселе. Сейчас в стране 850 та ких кинотеатров, которые дают 97% всех д енег. Это качественные залы европейского уровня с европейским оборудованием, с v ip-залами, закусками... И начался иной х од, связанный с невероятными скоростями увеличения сборов. Если в 93–97-м годах у людей не хватало 20 рублей, чтобы сход ить в кинотеатр, то с появлением таких з алов у них почему-то стало хватать 250, чтобы сходить на премьеры. Днем цены ста ли валиться – 70 рублей, 50 рублей. В Мо скве уже 200 таких залов. С 96-го года п о нынешний день численность денег, котор ые собираются в кинотеатрах России, увел ичилось больше чем в 30 раз. В 97-м было 12 миллионов, в этом году ожидаем 400. Мы весьма резво дошли до европейской цен ы за билеты – 5–8 евро, и в настоящее вр емя они будут только валиться. – Получае тся, что люди легко «купились» на хороши е залы, поп-корн, удобные кресла? – Здес ь есть шибко значимый миг – у нас потряс ающее предложение по репертуару. Все фил ьмы, которые дают Голливуду вероятность «держать» 62% мирового экранного времени , нынче показываются в России. У нас отб ор более того лучше, чем в Америке, – ам ериканцы не любят взирать неамериканское кино, только коммерческие режиссеры про бьются на америкосский рынок, а у нас ид ет все. 150 американских картин, половин ка их них блокбастеры, 40 французских, л учшее европейское, азиатское кино. Росси йские дистрибьюторы уже купили все карти ны 2007 года. Все фильмы они проплачиваю т вперед, финансируют фабрика американск ого кино, используют маркетинговые, экон омические стратегии. В прошлом году мы п родали 80 миллионов билетов, (для сравне ния: в 96-м – всего 32 миллиона), а в эт ом году у нас, по статистике, будет уже больше чем квиток на двоих. Через три го да будет доводиться единственный квиток на каждого жителя страны, по деньгам это весьма навалом. – Кто же обеспечит эти большие монеты? – В основном в кино ходя т молодые люди с 12 до 30 лет. Известно, что молодые богаче родителей. У них ест ь стремление, время, капиталы родителей, собственные финансы, чтобы сходить в ки нотеатр. Более того, походы в кино стано вятся престижным культурным времяпрепров ождением, то есть мужчина не может не гл януть, допустим, «Матрицу», он обязан ее кинуть взор. В стране уже появились люд и, которые систематично ходят в кино. Их чуть-чуть – 5–6 миллионов, но ещё недав но и такого не было. Они не могут наполн ить все залы, но уже ходят в кино единст венный или два раза произвольный месяц, вовлекая все большее и большее число люд ей. – Несмотря на перечисление всех дост ижений проката, получается не крайне вес елая картина: кино перестает функциониро вать как искусство, уходит из сферы куль туры в сферу потребления наравне с прест ижными ресторанами, боулингом. Особой ра зницы нет – повести девушку в славный ки нотеатр или в хоть куда кабачок. – Интел лектуальные усилия, сложные переживания, восприятие затрудненной формы произведе ния – в действительности, это все «снима ется», все начинает функционировать по з аконам массовой культуры. А там свои зак оны, главные из которых – развлекательно сть и развлекуха. Человек становится «че ловеком играющим», получающим наслаждени е, а чисто интеллектуальные сферы ставят ся без малого вровень с психофизическими переживаниями – вкусная пища или, в час тности, боязнь, тот, что ты можешь ощути ть, глядя на экран, но затем будет непре менно спасительный хеппи-энд. Огромное ч исленность людей вовлекаются в тип эдаки й досуговой механической культуры. Как б ы мы ни врали органы статистики ЮНЕСКО, но людей, которые получают наслаждение о т искусства, тех, кто разбирается в иску сстве, менее 5% населения. И так было во все времена. Разумеется, предпринимател и, инвесторы, банки, финансово-промышлен ные группы не хотят трудиться с 5 процен тами, а хотят с 95. Культура становится мощнейшей сферой рынка, сильно эффективн ой частью индустрии, богатой, мощной, зн ачимой, приносящей колоссальные прибыли. Существуют традиционные киноведы, искус ствоведы, которые противятся этому, они всячески хулят эти произведения типа «Ти таника» или «Звездные войны», говорят, ч то это развлекуха. Давайте являть «8 1/2 » или фильмы Киры Муратовой. Им на это о твечают: плиз, у нас в Москве есть едины й кинотеатр, где «Зеркало» или «Настройщ ик» идут всю дорогу, но не трогайте наши остальные 199 кинотеатров. Мы делаем бо льшие денежки, в мире снимается ежегодно 6 тысяч фильмов, для подавляющего больш инства кино – это колоссальный психологи ческий и более того физиологический допи нг, как прекрасная французская кухня. – К сожалению, это неизбежное зло, которое диктуется рынком. Бороться с ним – все одинаково что противоборствовать с ветря ными мельницами. Но тем не менее – вам к ак культурологу не хочется побороться хо тя бы за частичное возвращение кино в сф еру искусства? – С этим ничего запрещено изготовить. Единственное, что не возбра няется и нужно, – оставлять возможности показа Тарковского и Муратовой, а с иной стороны, свойский цех должен всячески а гитировать людей ходить и глядеть как ра з их, а не «Властелина колец». Ведь одна из основных драм России как раз и состо ит в том, что не воспроизводится культур но продвинутая аудитория, напротив – она уменьшается, потому что что воспрещено докричаться, нереально растолковать, что если хочешь чувствовать себя человеком интеллектуальным, ты должен бросить взгл яд этих авторов. С иной стороны, как учи ли нас в 60-х лидеры новых левых: «будьт е реалистами – требуйте невозможного». Н адо требовать, вопить, шуметь: если у ры нка не хватает денег, то плечо должно по дставить страна, всевозможные благотвори тельные фонды, где фигурируют не только политические интересы. Надо, чтобы олига рхи не только финансировали вывоз шедевр ов за предел, но и думали о том, как пом огать киноклубы, всевозможные специальны е сеансы для продвинутой молодежи. Нефть же когда-нибудь кончится, или создадут альтернативное топливо в ближайшие 20 ле т. Если мы не научились совершать автомо били, шить ботинки и одежду, то уж «черн ые квадраты» мы уж классно в близкое вре мя умели творить и до сих пор продаваем за несметные финансы, вровень с Боттичел ли, от Родченко до Мельникова. Мы это ум еем. Так давайте поможем будущим Родченк о и Мельниковым. Давайте созидать россий ский креатив. Ведь грядущее не за народн ыми артистами СССР, а за новыми, сопливы ми, молодыми, у которых в эти дни нет и 30 копеек. Им нужно поддержать, их нужно выращивать – и мы завалим шедеврами мир . А если вы не понимаете, как это сооруд ить, то обратитесь к нам, мы расскажем, в кого нужно вкладывать денежки. У нас в стране все время формируется фантастиче ский наполненный смыслом перегной, выдаю щийся творческий чернозем. ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Василий Значение имени Василий В переводе с древне-греческого, имя Василий означает «царственный». Происхождение имени Василий Имя Василий восходит к древне-греческому басилиос, басилейос - «царский, царственный» - в древнегреческой мифологии эпитет Зевса и Посейдона. Характеристика имени Василий В раннем детстве Василий растет добрым, заботливым мальчиком. Обожает домашних животных. У Василия всегда много друзей, Василия любят бабушки и дедушки. Повзрослев, Василий сох..
Денис Значение имени Денис В переводе с древне-греческого имя Денис означает «посвященный Дионису, бог веселья». Происхождение имени Денис Имя Денис происходит от древне-греческого имени Бога виноградарства, виноделия, плодородия, вдохновения Диониса. Характеристика имени Денис Денис с самого раннего детства является очень общительным и добродушным. Денис дружит практически со всеми ребятами во дворе, его все знают. Маленький Денис с особым трепетом относится к домашним животным, осо..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Корреспонденты

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Павел Делонг
Павел Делонг фото

загрузка...