Авторизация

Павел Третьяков   Pavel Tretyakov

Павел Третьяков / Pavel Tretyakov

Карьера: Деятель

Дата рождения: 27 декабря 1832, знак зодиака козерог

Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация

Павел Третьяков - известный московский коллекционер, собиратель картин. Родился 27 декабря 1832 года. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.




Павел Третьяков Биография

Выдающийся участник отечественной культу ры Павел Михайлович Третьяков посвятил с вою существование одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным ег о словам, «нажитое от общества вернулось бы кроме того обществу (народу) в... по лезных учреждениях». И он воистину созда л такое полезное учреждение — начальный российский общедоступный музей, в которо м национальная живопись предстала не в р азрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей без ма лого полувековой собирательской деятельн остью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, ч ем идеологи «передвижников»— И. Н. Крамс кой или В. В. Стасов,— оказал воздействи е на создание художественной культуры Ро ссии второй половины XIX века и помог ее расцвету. К этому времени коллекциониро вание в России перестало быть чисто двор янским занятием. Инициатива, как и во мн огих других областях, тут переходит к пр освещенным кругам купечества и интеллиге нции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В . А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвер иков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Тр етьяков происходил, как и они, из купече ской среды и сам до конца своих дней ост авался купцом: совместно с братом, Серге ем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему с редства для истинного дела его жизни — с обирательства. Третьяков — коренной стол ичный житель, получил домашнее образован ие и, по его словам, «с юности беззаветн о любил искусство». Первые его приобрете ния — ещё случайные и незначительные — о тносятся к 1853 году, в следующем году о н покупает девять картин старых голландс ких мастеров — они до самой смерти Треть якова украшали его жилые комнаты. Но, не имея на первых порах опыта и разносторо нних знаний в области искусства и руково дствуясь глубоким патриотическим чувство м, Третьяков решил сосредоточиться на со бирании работ современных ему русских ху дожников. Годом зарождения его галереи п ринято считывать год 1856, когда были пр иобретены картины «Искушение» Н. Г. Шиль дера и «Финляндские контрабандисты» В. Г . Худякова. Затем последовала покупка ра бот И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагор ио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолет няя, самоотверженная собирательская служ ба, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков чуть-чуть не занедужил ог огорчения след ом восторженной статьи о нем Стасова и « сбежал» из Москвы от торжеств по передач е Галереи в дар городу). Можно проговори ть, что уже с самого начала коллекционир ования Третьяков имел ясное представлени е о цели своего труда. В завещании, сост авленном в 1860 году, всего сквозь четыр е года позже покупки первых картин, он п исал: «Для меня, истинно и пламенно любя щего живопись, не может быть лучшего жел ания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искус ств, принесущего многим пользу, всем удо вольствие». Убежденность Третьякова, его вера в родное занятие кажутся удивитель ными, если припомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русска я учебное заведение живописи как самобыт ное и значительное явление только смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой ве ликой художественной традицией Запада, м огучее древнерусское искусство было полу забыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и з а рубежом, когда не было ещё ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых нельзя в текущее время представить русское искусство. В характере Третьякова сердечная отзывчиво сть и доброта сочетались с требовательно стью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддержива л художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и настолько многим другим, что их более того тяжко перечислить; оп екал училище глухонемых, был организатор ом приюта для вдов и сирот неимущих худо жников. В то же время, покупая картины, он называл сильно умеренные цены, терпел иво торговался с авторами, иной раз отка зывался от чересчур дорогих произведений , которые шибко хотел обзавестись,— бере г капиталы все для той же цели: справить как позволительно больше произведений, представить русскую школу не только в лу чших ее проявлениях, но и со всей возмож ной полнотой. Чуткость к искусству, всег дашняя искренность, подготовленность ока зать материальную и нравственную поддерж ку, а главное, одушевлявшая Третьякова в ысокая мишень снискали ему глубокое почт ение и влюбленность художников. Все само е честное и передовое в искусстве того в ремени тянулось к Третьякову, помогало е му. Некий немногословный уговор художник ов о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его за пределами конк уренции с другими коллекционерами. Много летние дружеские связи соединяли его с К рамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Яро шенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его вид запеча тлен в ряде живописных и скульптурных пр оизведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Т ретьякова»). Он выделял в современном ем у искусстве самую живую и плодотворную с трую — передвижников, с их боевым, демок ратическим духом, страстной приверженнос тью к правде и глубоким сочувствием к уг нетенным. Именно произведения передвижни ков составили драгоценное ядро его колле кции, и до сих пор полнота и свойство эт ой части собраний галереи остаются непре взойденными. Этот героический отрезок вр емени русского искусства разрешается рас кумекать, прочувствовать и исследовать в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. Огромное патриотическое и художе ственное значимость имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной га лереи деятелей русской культуры. Обширна я галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перов ым, Репиным, Серовым и другими живописца ми и сберегла для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выра жению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художни ков (Л. Толстого, Достоевского, Тургенев а, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайков ского и других). Событиями в судьбе гале реи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собра ния коллекционера Ф, И. Прянишникова, ко ллекции картин В. В. Верещагина, таких к апитальных произведений, как «Утро стрел ецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурико ва, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом в Замоскв оречье, «в Толмачах», купленный в 1851 г оду, где было положено начало галерее, п отихоньку разрастался и перестраивался с ообща с ростом коллекции и уже с 70-х го дов обширно посещался публикой. И обител ь тот самый и бесценные собрания искусст ва были переданы Третьяковым в дар город у Москве в 1892 году в качестве общедост упного публичного музея. В состав коллек ции входило и прекрасное собрание францу зского искусства его умершего брата — Се ргея Михайловича (в 1925 году эти 84 кар тины перешли в Музей нового западного ис кусства, в настоящий момент они — в Госу дарственном Эрмитаже и Государственном м узее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о наци онализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила родное теперешнее наиме нование «Государственная Третьяковская г алерея», чем было увековечено имя ее осн ователя. Дело его жизни — истинный герой ский поступок, а сам он заслуживает благ одарности, памяти и уважения как национа льный герой. Использованы материалы стат ьи в кн.: 1982. Сто памятных дат. Худож ественный календарь. Ежегодное иллюстрир ованное издание. М. 1981. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Леонид Значение имени Леонид В переводе с древнегреческого языка имя Леонид означает «подобный льву». Происхождение имени Леонид Имя Леонид произошло от древнегреческих слов «леон» - «лев» и «идеа» - «внешность, облик». Дословно имя Леонид означает «сын льва», «подобный льву». Образовавшись от этих двух слов, имя Леонид стало самостоятельным именем. Характеристика имени Леонид С самого раннего детства Леонид мнител..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Деятели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Мэрлин Мэнсон
Мэрлин Мэнсон фото

загрузка...