Авторизация

Феофан Прокопович   Pheofan Prokopovich

Феофан Прокопович / Pheofan  Prokopovich

Карьера: Деятель

Дата рождения: 18 июня 1681, знак зодиака близнецы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Феофан Прокопович - один из могучих людей своей страны и своего века, но его деятельность выразилась, главным образом, в постоянной борьбе с тайными и явными врагами и соперниками. Феофан всегда выходил победителем и безжалостно уничтожал все, что только отваживалось заявлять против него вражду.




Феофан Прокопович Биография

В XVIII веке из лиц духовного звания не было никого, кто бы имел такое важное зн ачимость, не только в сфере церкви, но и во всем политическом строе государства, как Феофан Прокопович. С его именем узк о соединяются: важнейшее занятие - основ ание Святейшего Синода и первая история этого учреждения. Феофан Прокопович роди лся в Киеве, в 1681 году, от бедного мес тного купца, тот, что умер, оставивши же ну и малолетнего сына Елеазара в крайней нищете. Вдова его резво за ним последов ала в могилу. Елеазар, оставшись круглым сиротою, был принят на попечение дяди, ректора киевской коллегии, Феофана Проко повича, а затем кончины дяди его прютил у себя какой-то киевский мещанин. Елеаза р учился в киевской коллегии и, отличаяс ь счастливою памятью и живою понятливост ью, стал лучшим учеником. Когда ему испо лнилось семнадцать лет, он отправился дл я окончания своего учения в польское учи лище; там он резво был совращен с правос лавия, принял унию и постригся в монахи, под именем Елисея. Униатский владимирск ий епископ Заленский увидел в нем необык новенные способности, и, при его покрови тельстве, младой затворник Елисей Прокоп ович был отправлен в Рим, в коллегию Св. Афанасия, учрежденную со специальною це лью распространять католичество между по следователями восточного православия в Г реции и в славянских землях. В Риме Елис ей, находясь под влиянием наставника иез уита, познакомился со всею мудростью схо ластического богословия, но изучал с бол ьшим прилежанием и древних классиков, ка к греческих, так и латинских. Здесь он п рисмотрелся к строю римской церкви, и вс е-таки не усвоил папистической нетерпимо сти и, как после этого сам сознавался, у же тогда внутренне насмехался над прокля тиями, которые папа Инокентий XII публич но сыпал на всех, не принадлежащих к зап адной церкви и не признающих верховной п апской власти. В 1702 году Елисей возвра щался уже в отечество сквозь Швейцарию. Прибыв в Почаевский монастырь, а по друг им известиям в Киев, он постригся в прав ославное монашество, отрекся от папизма и переменил имя, назвавшись из Елисея Фе офаном в память покойного дяди. Сделавши сь православным, Феофан как подобно тому как хотел загладить родное прежнее отст упничество неприязненным отношением к ка толичеству, в особенности меткими обличе ниями лукавства и фальшивости иезуитов. В 1705 году он получил местоположение пр еподавателя пиитики в киевской академии, а в следующем году перешел на кафедру р иторики. Преподавая то и другое, Феофан составил курсы пиитики и риторики и напи сал трагикомедию "Владимир", которая, не смотря на нелегкий стих и нечистый польс ко-русский язык, не лишена положительных поэтических достоинств и в особенности замечательна по свободомыслию и присутст вию таких идей, которые были выше своего века. Феофан писал и говорил проповеди, отличавшиеся тем, что в них не было ни тогдашней школьной рутины, ни утомительн ой длинноты. Одну из таких проповедей ск азал он 5 июня 1706 года в Печерском мон астыре в присутствии приехавшего в Киев Петра Великого. Государь тогда заметил п роповедника, но так как был здорово заня т военными и политическими делами, то и не сделал никакого распоряжения об измен ении скромной судьбы киевского профессор а. Феофан оставался ещё три года в акаде мии, преподавая философию, физику и мате матику, и сделался известным киевскому г лаве администрации области князю Дмитрию Голицыну. После полтавской победы Петр прибыл в Киев, и Феофан вновь произносил в присутствии царя проповедь в Софийско м соборе, рассыпая в этой проповеди восх валения Петру по поводу одержанной побед ы; и все-таки и на тот самый раз Петр не показал к нему особой милости. Более вы играл Феофан перед царским любимцем Менш иковым, когда в декабре 1709 же года про изнес при нем в церкви Братского монасты ря речь, в которой просил светлейшего кн язя не отказать в покровительстве академ ии. Меншиков вспомнил Феофана, очевидно, по его настоянию, вспомнил о нем Петр и во время турецкого похода потребовал к себе в Молдавию; когда Петр находился в Яссах и праздновал там прошлое полтавско й победы, Феофан говорил проповедь, кото рая понравилась государю. По окончании н есчастной прутской войны, Феофан был отп ущен в Киев, назначен, по желанию госуда ря, ректором академии и профессором бого словия. В этом звании пробыл он до 1715 года и оставил по себе память полезными преобразованиями, а в преподавание богос ловия ввел больше активный алгоритм. В э то время сблизился он с богатой малорусс кой фамилией Марковичей и подружился с о дним из них, Яковом Андреевичем, бывшим своим воспитанником в академии, вскоре ж енившимся на дочери черниговского полков ника Павла Полуботка. Феофан хоть отбавл яй лет поддерживал с этим человеком друж бу и вел с ним постоянную переписку, соо бщая ему о своих ученых работах. В 1715 году Петр вызвал Феофана в Петербург, но хвороба задержала его до осени 1716 год а. Призыв государя заблаговременно сочте н был знаком скорого посвящения Феофана в епископы. Собираясь в Петербург, Феофа н писал своему другу Марковичу: "Говорят , что меня вызывают для епископства; эта почесть привлекает меня так, как бы мен я приговорили кинуть на съедение зверям. Завидую митрам, саккосам, посохам, свеч ам и другим украшениям! Прибавьте к этом у больших и вкусных рыб! Если я интересу юсь этим, если ищу этого, то пускай Бог покарает меня чем-нибудь ещё худшим... У потреблю все усилия, чтоб отклонить от с ебя эту честь и поскорее возвратиться к вам!" Приехавши в Петербург в конце 1716 года, Феофан не застал там государя, бы вшего за рубежом, но был нежно принят Ме ншиковым, оставлен в Петербурге и занима лся произнесением проповедей, которые пе чатались и отсылались государю. В этих п роповедях Феофан разъяснял современные п олитические дела, стараясь угождать точк е зрения Петра, и составил родословную т аблицу русских государей, которая была п ослана царю, а после этого напечатана на отдельном листе с лицевыми изображениям и царствовавших в России лиц. По возвращ ении государя из-за границы, 10 октября 1717 года, Феофан составил от лица мален ьких царских детей поздравительную речь на день именин Екатерины, сказал в честь ее похвальное словечко, и это шибко пон равилось государю. В начале 1718 года Пе тр назначил Феофана псковским архиереем. Уже в это время Пeтp отметил этого чело века как незаменимого в деле церковных п реобразований и народного просвещения. П етр нашел в нем давнехонько желанного ра ботника для исполнения своих планов: опр еделить государственную политическая эли та выше церковной и совсем подчинить себ е церковь наравне с другими ветвями госу дарственного строя. Петр знал, что духов енство не расположено к нему, что середи на церковного противодействия находился главным образом в Москве, притом Петр зн ал, что не только в ряду приверженцев ст арины, но и между больше образованными д уховными царь мог повстречать недоброжел ателей своим видам. Стефан Яворский, блю ститель патриаршего престола, основной д ушевный сановник в государстве, при всей своей кротости и покорности, при всем у важении, которое к нему оказывал самодер жец, не совершенно расположен был слепо ходить за Петром и не раз заявлял, где т олько не возбраняется было, такое нерасп оложение. Между прочим, Яворский ещё в 1 712 году в своих проповедях осмелился кр итиковать учреждение фискалов. При своем несомненном православии, Стефан был нем ного наклонен к духу римского католичест ва, по крайней мере, по отношению к идее самостоятельности церкви и независимост и ее от светского произвола; то же ориен тация видно было и в других сановниках ц еркви, воспитанниках киевской академии, перешедших в Москву; таковы были, между прочими, Феофилакт Лопатинский, Стефан П рибылович, Гедеон Вишневский. Все они, н аравне со Стефаном Яворским, были против ники протестантских идей, которые вторга лись тогда понемногу в Россию. В 1713 го ду возникло знаменитое занятие об Иване Максимове и Дмитрие Тверитинове; первост епеннный был ученик славяно-латинской шк олы в Москве и распространял между своим и товарищами протестантское учение о неп очитании святых мощей и икон, не признав ал пресуществления в таинстве евхаристии и проч. Преданный пытке в московском Па триаршем приказе, он оговорил лекаря Дми трия Тверитинова, его двоюродного брата, цирюльника Фому Иванова, фискала Михаил а Андреева и двух торговых людей, Никиту Мартынова и Михаила Минина. Всех взяли в Петербург: допрошенные в сенате, эти л ица не были признаны еретиками и в июне 1714 года отправлены в Москву, к Стефану , чтобы освидетельствовать их духовно и принудить доставить публичное исповедани е веры. Но Стефан, пользуясь тем, что ем у дали право духовно освидетельствовать присланных, старался, при помощи разных доносителей, обвинять их, а главным обра зом Тверитинова, у которог о найдены был и составленные им сочинения в духе, прот ивном православию. Обвиненные сидели в о ковах, но пускались в церковь. В одно из таких посещений церкви, 5 октября 1714 года, Фома Иванов перерубил ножом по лиц у образ святого Алексея митрополита, что бы всенародно явить свой еретический дух . Дело кончилось не раньше февраля 1716 года. Фанатик Фома Иванов был казнен, а прочие, принесшие покаяние, были разосла ны под надзор архиереев. Вслед за ересью Тверитинова, в 1717 году, судим был в П реображенском приказе иной круг вольноду мцев мужского и женского пола, обвиненны х в проповедовании противных православию толков о непоклонении иконам и всяким с вященным вещам и об отрицании церковных преданий. Главными лицами в этом кружке был Иван Зима, с женой своей Настасьей. Всех прикосновенных к этому делу подверг али пытке кнутом, заставили повиниться и покаяться. Царь признавал необходимым, для прочности и спокойствия государства, защищать единство официальной религии, но лично питал склонность к протестантст ву и как собак нерезаных раз выражал ее непочтением к старорусским суевериям и п редрассудкам, сильно вошедшим во внутрен ность русской церкви; больше всего, что нравилось государю в протестантстве, - б ыло учение о верховности государственной власти над церковью. Московским духовны м, получившим киевское образование, не п о душе было расположение государя к прот естантству, и тем сильнее примыкали они к началам римского католичества; их, пом имо того, соблазняли разгульные выходки Петра и его кощунские насмешки над духов енством, выражаемые в вакхических праздн ествах всепьянейшего собора. Феофан с пе рвого же раза поставил себя по иному и, готовясь к посвящению в епископы, сумел подделаться к Петру, произнеся проповедь о власти и чести царской. В этой пропов еди он делал явные намеки на московских духовных, укорявших Петра за разгульную существование и проповедовавших самостоя тельность духовного класса. "Есть люди, - говорил Феофан, - которым кажется все грешным и скверным, что только чудно, ра достно, велико и славно: они самого счас тья не любят; кого увидят здорового и до бро живущего, тот у них не свят; хотели бы они, чтобы все люди были злообразны, горбаты, темны, неблагополучны... Многие думают, что не все люди обязаны одинаки м долгом, что священники и монахи от это го исключаются, - вот поистине змеиное ж ало, папежский дух, не знаю каким путем достигший и коснувшийся нас!" Петру приш лось шибко по душе такое ориентация, но духовные не простили его Феофану и подня ли супротив него целую бурю; они старали сь обвинить Феофана в неправославии и не предположить до епископства; к ним прис тали и знаменитые своей ученостью братья греки, Лихуды. Стефан Яворский, совмест но с Лопатинским и Вишневским, подбивали других епископов протестовать супротив посвящения Феофана и хлопотать государя отодвинуть его рукоположение, покуда Фео фан не отречется от своих неправославных мнений. Но они ничего не могли свершить супротив воли Петра: царь удовольствова лся письменным ответом Феофана, в которо м финальный опровергал воздвигнутые супр отив него толкования; в подтверждение св оего расположения Петр кушал у Феофана с о своим любимцем Меншиковым, а позже, вы званный в Петербург, Стефан Яворский при нужден был отступиться от обвинения и хл опотать у Феофана прощения. Оба соперник а облобызались, и занятие сложилось так, как подобно как между ними наступило бр атское примирение, но на самом деле оста лось у них приятель к другу взаимное нер асположение. Феофан сделался епископом, и с тех пор, при всяком удобном случае, старался быть по нраву Петру; так, говор я проповедь в день Александра Невского, он крайне сноровисто восхвалил царя: "Ты един показал еси занятие превысокого са на царского быти собрание всех трудов и попечений... ты являеши нам в царе и про стого воина, и многодельнаго мастера, и многоимянитаго делателя, и где бы довлел о повелевати подданным должное, ты повел ение твое собственными труды твоими пред варяешь и утверждаешь... Аще бы всех кня зей наших и царей целая к нам пришла ист ория, была бы то малая книжица противо п овести о тебе едином". Благодаря своей г ромадный начитанности и учености, Феофан , по воле государя, написал "Апостольску ю географию", "Краткую книгу для учения отрокам" и популярный "Духовный регламен т". Его книжка для учения отроков вооруж ила супротив себя молдавского господаря Дмитрия Кантемира, написавшего без своег о имени возражения, в которых указывалас ь неправославность некоторых выражений Ф еофана. Таким образом, Кантемир нашел, ч то Феофан, изъясняя вторую заповедь, при числяет почитание икон к идолослужению, выразившись, что тот есть идолослужитель , кто поклоняется какому-нибудь изображе нию, боится его и надеется на него, как на имеющего некоторую удивительную силу. Не понравился возражателю намек Феофана и на то, что зачастую, под покровом свя тости, обманщики, с целью прибытка, заяв ляют простых людей в почитании ложных мо щей, млека Пресвятые Богородицы, крови И исуса Христа и волос бороды Его. Но ника кие возражения подобного рода не могли и меть в распоряжении силы, когда все, что ставили в вину Феофану, до чрезвычайнос ти было в соответствии со взглядами и на мерениями государя. Не менее в духе Петр а было тогда же написано сочинение Феофа на "О мученичестве", где автор обличал т ех фанатиков, которые, будучи недовольны государем за введение иностранной одежд ы и за бритье бород, сами добровольно от важивались на поступки, которые влекли з а собой высочайший гнев, а часто и казнь . Из всех русских архиереев, Феофану мог быть единственный только соперник - Фео досий Яновский, архимандрит Невского мон астыря, опосля возведенный Петром в сан новгородского епископа. Он был близок к государю, совершал с ним и с Екатериной турне за рубеж без малого в продолжение трех лет и, не менее Феофана, усвоил иск усство подделываться к Петру; он при вся ком удобном случае служил видам царя, и за это его недолюбливали духовные. Феофа н, в дальнейшем погубивший этого человек а, при Петре старался оказывать ему почт ение как старшему, и во всем отдавал ему наружное превосходство. В январе 1721 г ода учреждена была духовная коллегия, вс коре в том же году переименованная в Свя тейший правительствующий Синод. Это учре ждение руководилось регламентом, сочинен ным Феофаном. Председателем Синода по ст аршинству, с титулом президента, назначе н был Стефан Яворский, но на деле больше влиятельными были два вице-президента: первым был Феодосий, вторым - Феофан; фи нальный был всех ученее и искуснее в уме нии угадывать волю государя, а потому чт о он собственно и заправлял всеми важным и делами. На первых же порах своего суще ствования Синод посылал распоряжения за распоряжениями: они клонились к уничтоже нию всех тех обычаев, какие только разре шено было отменять без нарушения сущност и православной веры. Стефан внутренне на многое смотрел по-другому, но должен бы л достигать соглашения, не отваживаясь х одить супротив воли государя. Только по поводу вопроса "о возношении имени восто чных патриархов в церковном богослужении " Стефан заявил было протест. По проекту , написанному Феофаном, Синод определил не упоминать в богослужении имен восточн ых патриархов, так как потом учреждения Святейшего Синода русская церковь в иера рхическом отношении обособилась от грече ской. Стефан, желая сберечь единство все ленской церкви и независимость ее от вся ких национальных видов, сочинил супротив этого распоряжения вопросо-ответы; но м онарх не терпел нигде и ни при каких обс тоятельствах противоречий своим воззрени ям: он приказал Синоду отвергнуть эти во просо-ответы "яко зело вредные и возмути тельные" и отрядить к Стефану указ, чтоб он никому их не сообщал и не объявлял, "опасаясь не без трудного перед его царс кого величества ответа". Стефан проглоти л эту неприятную пилюлю и, зная, что все му виною Феофан, хотел во что бы то ни с тало удалить его из Синода. Упразднилось местоположение киевского митрополита; С тефан предлагал Святейшему Синоду опреде лить на это местоположение Феофана, но П етр не поддался на эту уловку. Стефан ви дел, что ему ничто не удается: ещё со вр емени смелой проповеди супротив фискальс тва Петр невзлюбил его, и хотя не делал ему решительного зла, но постоянно без м алого обращался с ним морозно, отвергал всякие его заявления и делал все наперек ор ему. В июле 1722 года Стефан письмом к царю просил прощения за все, в чем цар ь считал его виновным, и по-прежнему жел ал, чтоб его уволили на мир. Ему не отве чали. Осенью в том же году Стефан сконча лся. Синод остался без президента с двум я вице-президентами. Значение Феофана вс е больше и больше усиливалось; ловкий ар хиерей вечно мог уместно сказать предста влять перышко близкое к услугам государя , сообразно текущим обстоятельствам. Ког да Петр издал прославленный указ 5 февра ля 1722 года о престолонаследии, Феофан взялся, по царской воле, оберегать, всею силою научных доводов, верность и полез ность такого закона и напечатал книгу "П равда воли монаршей". Потакая давнему и постоянному стремлению Петра быть фактич еским господином и правителем русской це ркви, Феофан написал и напечатал "Розыск исторический", в котором доказывал, что христианский правитель имеет право прав ить делами церкви, хотя ему неприлично о тправлять богослужение. Петра, по соотве тствию с событиями его собственной жизни , занимал вопросительный мотив о браках; Феофан написал два рассуждения: одно - "О браках правоверных с иноверными", дру гое - "О правильном разводе мужа с женою ". В последнем - Феофан полагает, что в случае развода, совершившегося по вине о дного из супругов, разрешено дозволить в ходить в свежеиспеченный брак не только невинному лицу, но и виновному, оттого ч то муж прелюбодейный в первом супружеств е может быть верным во втором. Феофан, п о воле государя, составлял небольшие уве щания к раскольникам, которые публиковал ись в виде указов от Святейшего Синода; между прочим, им были написаны: увещание о том, чтобы раскольники безбоязненно я влялись в Синод для рассуждений о своих сомнениях, сочинение: "О продерзателях, нерассудно на мучение дерзающих", которо е Святейший Синод предписал впитывать те кст два раза в месяц, и сочинение: "О по ливательном крещении", где доказывалось, что поливательное крещение имеет такую же силу, как и крещение с погружением. П оследнее сочинение навлекло на Феофана у коры не только от раскольников, но и от православного духовенства. В своих пропо ведях Феофан все время касался современн ых событий и при всяком случае восхвалял деяния Петра, так что его "Слова и речи ", изданные при Екатерине II, могут счит аться скорее не церковными проповедями, а политическими руководящими статьями. В своих восхвалениях Петру Феофан чуть-чу ть пускался в праздную риторику, но завс егда касался практической стороны и поле зности для государства мероприятий госуд аря. Все тогдашние уставы, касавшиеся це рковного управления, писаны были Феофано м. Он составил устав семинарии или духов ной академии, которую Петр предположил з авести для приготовления пастырей церкви . Феофан составил душевный штат, не прив еденный в претворение в жизнь при жизни Петра. Наконец, в январе 1724 года, Феоф ан, соображаясь с видами государя, по ег о приказанию, написал указ об устроении монашества, указ, которым предполагалось определить монастыри по древнейшему обр азцу на такую уровень, чтобы иноческое ж итье ни чуточки не было бесполезным и мо настыри не делались притоном ленивцев, н о приносили бы свою пользу обществу, как и все другие общественные учреждения. Т руды Феофана не ограничивались сферою це ркви. Как дядя, владевший недурственно п ером, он, по поручению Петра, писал уста вы и законоположения, относившиеся к дру гим сферам государственного порядка; так , им написано было предисловие к морском у регламенту. Вероятно, и в других случа ях употреблял его Петр: между прочим изв естно, что в 1722 году Феофан получил по ручение от государя пополнить историю Пе тра, написанную неизвестно кем, быть мож ет, самим Петром; она в значительной сте пени была исправлена и выглажена Феофано м, а напечатана была уже при Екатерине I I. Эта история обнимает первую половину царствования Петра до Полтавской битвы. Несмотря на близость Феофана к государю, любимец Петра не получил материальных б огатств, как бы следовало дожидаться, и непрерывно жаловался на скудость. Госуда рь пожаловал ему два подмосковных села, но, по свидетельству Феофана, по причине хлебных недородов, они приносили ему на первых порах убыток вместо пользы. Его псковская епархия была бедна и не достав ляла ему надлежащих средств для прожития в Петербурге; царь поддерживал его свои ми частными подачками. Петр Великий скон чался; псковский архиерей совместно с тв ерским присутствовали при его смертном о дре. Возник величавый вопросительный мот ив о наследстве. Феофан полно способство вал возведению на престол Екатерины и, с о свойственной ему убедительностью, дока зывал, что хотя покойный монарх не остав ил завещания, но довольно указал на свою волю, короновавши императрицу Екатерину . Он припомнил, как Петр, намедни ее кор онования, говорил своим верным слугам, ч то коронует ее с тою целью, дабы она по смерти его стала во главе государства. П о предложению Феофана, акт провозглашени я Екатерины императрицею положили окрест ить не избранием, а только объявлением в том смысле, что ещё при жизни своего су пруга она была избрана править по его ко нчине государством, а сейчас только объя вляется об этом во всенародное сведение. Екатерина была признана и в значительно й степени была обязана своим воцарением ловкости Феофана. При погребении Петра Ф еофан произнес речь, считающуюся лучшею из говоренных им в своей жизни речей. Пр и Петре Феофан действовал как единственн ый из вернейших исполнителей, пособников и, так заявить, угадывателей воли Петра ; он действовал преимущественно в литера турной сфере и старался неизменно исполь зоваться к текущим событиям своего време ни. После Петра Феофан вращается в госуд арственной сфере; он - единственный из м огучих людей своей страны и своего века, но его дело выразилась, главным образом , в постоянной борьбе с тайными и явными врагами и соперниками. Феофан вечно вых одил победителем и безжалостно уничтожал все, что только отваживалось говорить с упротив него вражду. Первою жертвою его был джентльмен, которому некогда он стар ался угождать - новгородский архиепископ Феодосий. Этот сановник, зазнавшись сво им значением, позволил себе неосторожные выходки, которыми тут же воспользовалис ь те, которые могли на его погибели пров ернуть близкое собственное возвышение. Н е пропущенный во дворец посредством мост караульным солдатом, Феодосий, махая па лкой, сказал: "Я лучше светлейшего князя !" Этим он раздражил Меншикова, которому не преминули донести о выходке архиерея . Через немного дней следом того, находя сь в синодальной палате в кругу духовных , Феодосий в разговоре с ними жаловался, что в его время нет доброжелательства к духовному сословию, и по этому поводу у грожал гневом Божиим и междоусобною бран ью. Многие духовные уже в прошлом не люб или Феодосия за его высокомерие и заносч ивость. Феофан и с ним трое архимандрито в, заседавших в Синоде, подали императри це донос в том, что Феодосий произнес "с лова противные и молчания не терпящие". Государыня 24 апреля дала повеление заде ржать Феодосия и допросить. На прочий де нь затем этого ареста спрошены были друг ие синодальные члены. Тверской епископ Ф еофилакт Лопатинский показал, что преосв ященный Феодосий бранил весь русский нас еление "безумными, нехристианами, горшим и турков и всяких варваров, атеистами и идолопоклонниками, говорил, что над церк овью совершаются тиранства, толковал, чт о хворь государю Петру пришла смертельна я от безмерного женонеистовства и от Бож ия отмщения за его посяжку на душевный и монашеский чин", что "излишняя его охот а к следованию тайных дел показывает муч ительское его сердце, жаждущее крови чел овеческой". Другие члены ещё не добром п омянули Феодосия в своих ответах, когда им задавали вопросы. Новгородский архиеп ископ просил письменно милости и прощени я у государыни, винился в том, что на мо сту назвал часового, не пропустившего ег о во дворец, дураком, но отрицал приписы ваемые ему речи, подобно тому как бы про изнесенные в синодальной палате, и уверя л государыню, что он, по верности своей к ней, раньше других учинил и подписал е й присягу. Но позже, при вторичных допро сах, Феодосий сознался в некоторых небла говидных замечаниях, произнесенных перед тверским архиереем о том, что сенаторов пригласили ко столу во дворец, а синода льных членов не пригласили, и что в наст оящее время ухаживают за сенаторами, а к огда окажется несогласие в народе, тогда начнут ухаживать и за духовенством. Фео фан не остановился на первом ударе, нане сенном своему сопернику, но пользуясь те м, что концевой начинает сам виниться, н астоял, чтобы у Феодосия забрали всю его переписку и арестовали нескольких монах ов из Невского монастыря. 11 мая составл ен был Феофаном указ, подписанный госуда рыней, о ссылке Феодосия в далекий корел ьский монастырь, на устье Двины. 13 мая тот самый вердикт был публично прочитан; вдогонку за тем Феодосия отвезли в мест оположение заточения и поместили в келье , устроенной под церковью. Вместе с Феод осием был осужден и сослан в Соловецкий монастырь за разные неисправности синода льный обер-секретарь Варлаам Овсянников. Потом сделан был допрос другим лицам, а рестованным по делу Феодосия; из них еди нственный, Григорий Семенов, думал очерн ить и самого Феофана, но ему не удалось, и, запутавшись в собственном доносе, до носчик был осужден на кончина за то, что , слышавши по собственному сознанию от Ф еодосия и Варлаама Овсянникова "злохулит ельные слова на царскую особу", своеврем енно не донес. Монахи Невского монастыря , арестованные по делу Феодосия, наговор или на своего опального владыку, что он принуждал их, как своих подчиненных, при сягать на в ерность себе, вроде бы царст вующей особе. Тогда составлено было "объ явление о Феодосии", в котором изложены были вины новгородского архиепископа. Он о было отдано на просмотр Феофану. Феофа н, воспользовавшись этим, двинул занятие до того, что Синод, по высочайшему пове лению, приказал снять с Феодосия архиере йский и священнический сан и усадить его в тюрьму с малым оконцем, не пускать к нему рядом людей и не одаривать ему для пропитания ничего, помимо хлеба и воды. Граф Платон Мусин-Пушкин, по царскому по велению, приехал в корельский Никольский монастырь и пригласил туда холмогорског о архиерея. Последний в церкви снял с Фе одосия сан, а опосля Феодосий был посаже н в ту же келью, где сидел раньше, но уж е не в архиерейском сане, а в звании про стого монаха, под именем чернеца Федоса. В его келье заложили большое оконце и о ставили для света маленькое отверстие в четверть аршина; его кутузка была с трой ною дверью за замками и печатями; у двер и поставлены были двое боец. Как и чем с уществовал чернец Федос в своей тюрьме о т половины октября до конца января 1726 года, - неизвестно, но в конце января ар хангельский глава администрации области Измайлов приехал в корельский монастырь и приказал перевести узника в другую тюр ьму: Феодосий был так слаб, что не мог б родить, и его перенесли на руках, а 5 фе враля караульный фендрих Григорьев рапор товал главе администрации области, что ч ернец Федос умер. Тело Федоса, по указу тайной канцелярии, вынули из земли, отве зли в Кирилловский монастырь и там захор онили 12 марта. 25 июня того же года имп ератрица сообщила Святейшему Синоду, что она соизволила Феофана, псковского архи епископа, перевести на новгородскую архи епископию. Тогда началось у Феофана небе зопасное для него занятие с бывшим архим андритом Маркеллом Родышевским, до того времени находившимся раньше в приближени и у Феофана. Этот Маркелл сообщил Феофан у, что какой-то боец на улице сделал ему намек о колокольном набатном звоне, за которым должен следовать всенародный мят еж, с целью погубить духовных, подозрева емых в неправославии и поругании святых икон. Феофан донес об этом правительству , и так как донесенное ему Маркеллом кас алось народного возмущения, то Феофан сд ал Маркелла в ужасный Преображенский рас поряжение. Там Маркелл начал наговариват ь на Феофана, показывая, между прочим, ч то он дурно отзывался об императрице. Не много через, Маркелл начал сыпать на Фео фана в 47 пунктах обвинения в неправосла вии, которое, по его объяснению, высказа лось во многих сочинениях Феофана; Марке лл направлял, чисто из этих сочинений ви дно, что автор их думает, что христианин может оправдаться перед Богом верою, а не делами с верою, что он не признает, к ак следует, творений святых отцов, не по читает икон, называет суеверием водоосвя щение, смеется над акафистами, порочит м инеи, прологи и кормчую книгу, держит у себя в доме музыку, говорит, что добро б ыло бы ввести ее в церквах и остальное. Тайная канцелярия взяла с Феофана подроб ное и письменное опровержение таких обви нений, но кто знает, как бы Феофан тогда отделался, если бы, на его фортуна, не пал быстро Мен-шиков, находившийся уже н е в дружелюбном отношении к новгородском у архиепископу, и в силу того что мирвол ивший Родышевскому. С падением Меншикова , Феофан уже смелее и резче прежнего опр овергал своего противника Родышевского, освобожденного из Преображенского приказ а по распоряжению верховного тайного сов ета и проживавшего в Невском монастыре. В январе 1728 года Маркелл бежал оттуда в Москву, был пойман по распоряжению Фео фана и привезен в Синод, но тут объявил за собой "государево слово" и был сызнов а взят в Преображенский команда, где про должал чиркать на Феофана доносы; позже его отпустили в Симонов монастырь и прик азали содержать под караулом, но караул тот самый не был строг. К этому времени двор переехал в Москву, совершилась коро нация Петра II, далее - его конец, призв ание на престол Анны Ивановны. Потрясени я, происходившие тогда одно за другим, м ногих погубили, но Феофан только пользов ался ими, чтобы крепче утвердиться. Ловк ий и проницательный, он смекнул, что зат еи членов верховного тайного совета огра ничить самодержавие со вступлением Анны на престол не осуществятся, что самодерж авие уж очень приросло к общественной ру сской жизни, и, несмотря на все свои под писки и обещания, Анна возвратит русском у престолу известную форму, от которой е е принуждали отречься. Феофан стал на ст орону противников верховного совета; не смея в то время как открыто делать супро тив него, Феофан молчал, когда нужно был о ещё хранить молчание, втайне смеялся н ад верховниками и побудил, некогда совер шения присяги в смысле нового образа пра вительства, прочесть публично форму этой присяги. Верховники, не смея, со своей стороны, грубо сообщить своих намерений, создали тогда такую форму присяги, кото рую присягавшие не целиком, так произнес ти, раскусили. Феофану этого и было нужн о, чтобы вслед за тем была вероятность т олковать, что занятие понималось нимало не так, как его хотели представить сторо нники ограничения царской власти. Когда Анна была встречаема в Москве, Феофан не посмел выложить ей публично того, что б ыло бы ей славно, но в своей речи, котор ую произносил перед нею, вставил немного двусмысленных выражений, на которые пот ом разрешено было сориентировать, как на подтверждение его верности самодержавию . Есть известие (неизвестно - правильно ли), что Феофан подарил Анне столовые ча сы, в которых под доскою государыня могл а нарыть начертанное Феофаном наставлени е, как поступать ей. Не длительно пришло сь Феофану таиться и вилять. По просьбе, представленной разом несколькими стами мужчина из шляхетства, Анна отреклась от условий, на которых принуждена была при нять престол от верховного совета, разор вала их публично, и самодержавная полити ческая элита государя была восстановлена в России на прежних, стародавних основа х. Феофан спешил и в речах и в стихах пр ославить это событие, подсмеиваясь над н еудавшимися затеями и угрожая тем, котор ые бы когда-нибудь вздумали воспроизвест и подобные затеи: Всяк, кто ни мыслит вв одить строй отманный, Бойся самодержавно й, прелестницы, Анны: Как оная бумажка в си твои подлоги. Растерзанные, падут под царские ноги. В наступившее царствовани е, Феофану вновь, до самой своей смерти, пришлось сражаться с кознями своих враг ов. Родышевский, проживая в Симоновом мо настыре, сошелся с духовником государыни , троицким архимандритом Варлаамом, с бы вшим директором типографии Аврамовым, за нимавшимся при Петре писанием истории, и с другими лицами. Было намерение повред ить Феофану посредством посредство духов ника государыни. Но все козни не удались . Родышевский написал житие Феофана, ста раясь выставить в самом дурном свете сво его противника, а главное - обвинить его в неправославии. Тот же неугомонный Род ышевский составил огромную критику на ду шевный регламент и на объявление о монаш естве; Родышевский силился расквасить то чка зрения Петра на монашество, явленный в указе, в котором излагался план новог о преобразования монастырей. Маркелл пря мо называл эти документы сочинением Феоф ана. Феофан, со своей стороны, написал о тклик, защищая новоиспеченный точка зрен ия на монашество, но Маркелл не расчел т ого, что, поражая Феофана за такие сочин ения, которые были изданы не от его имен и, а как правительственные документы, он вызывал на борьбу с собой уже не Феофан а, а руководство, и потому что в январе 1732 года ему поставили это в вину и, по высочайшему повелению, сослали в заточе ние в Кирилло-Белозерский монастырь, раз ом с ним отправили Аврамова и ещё двоих лиц в монастыри. Варлаам успел в пору ув ернуться. Зато в 1732 году Феофан низлож ил своего злейшего врага Дашкова, тот, ч то, будучи членом Синода и энергическим приверженцем старины, давнехонько уже ду мал произвести вред Феофану, тем больше, что у него были в душе честолюбивые меч ты заделаться патриархом. Случилось, что Синод должен был судить воронежского ар хиерея Льва Юрлова за то, что, уже вслед за тем вступления на престол Анны Ивано вны, тот самый архиерей, вместо нее, пом инал при богослужении мамаша Петра II, Е вдокию Феодоровну, объясняя это в дальне йшем тем, что не получил указа от Синода о вступлении на престол новой государын и. Когда в Синоде собирались собрать ука з о том, чтобы воронежского архиерея пос адить и везти в Петербург, Георгий Дашко в советовал помедлить, обождать нового д оношения от воронежского главу администр ации области по этому делу, а когда прив езли Льва в Петербург, то окончательный показал, что он просил заступничества у Георгия Дашкова. Льва лишили сана и пред али гражданскому суду, но и Георгия, как уличенного заступника его, удалили из с инода в монастырь. Тогда Феофан поднял с упротив Георгия занятие о взятках в рост овской епархии; это занятие решилось не в пользу Георгия, и Феофан испросил у го сударыни построже наказания виновному: е го лишили сана и сослали в Каменный воло годский монастырь. Пользуясь большим поч етом у императрицы Анны, Феофан употребл ял близкое положение для того, чтобы вре дить своим врагам и преследовать более т ого тогда, когда они находились в соверш енном падении; Феофан был безжалостен не только к своим врагам, но не прощал и т ем, которые оказывали сострадание к его бессильным врагам. Бывший некогда коломе нским митрополитом, Игнатий Смола, сторо нник Дашкова и давнишний недоброжелатель Феофана, был сослан в Свияжский монасты рь за нерешительность в деле осуждения Л ьва. Его принял радушно казанский митроп олит Сильвестр Холмский. За это, по наст оянию Феофана, Игнатия выслали подалее н а берег Северного моря, в Никольский кор ельский монастырь, для содержания под кр епким караулом, а Сильвестра, у которого при обыске в бумагах нашли доказательст ва, что и он не менее Игнатия и Георгия питал злобу к Феофану, сослали в Крипецк ий монастырь близ Пскова. Сильвестр объя вил за собою "словечко и дело" и привезе н был в Москву; там он запутался в показ аниях: тогда его лишили сана и сослали в заточение в Выборг. Дашков, сосланный в вологодский Каменный монастырь, принял схиму под именем Гедеона, но Феофан узна л, что его держат в монастыре с послабле нием, и отправил секретно синодского обе р-секретаря Дудина познать об этом детал ьно. Оказалось, что монастырское руковод ство воистину обращалось с заточенным не жно. По этому поводу взяли под арест кам енского архимандрита и казначея, привезл и обоих в Петербург к суду Синода. Архим андрит, страшась пытки, умер в тюрьме; п о показанию казначея, притянули к делу в ологодского архиерея Афанасия Кондоиди, за то, что он переменил у Георгия Дашков а караульных служителей. Афанасий как-то отделался от беды и, воротившись в свою епархию, начал содержать Дашкова уже с такою строгостью, что более того сам Син од приказал произвести послабление осужд енному. Дашков от тоски заявил, что у не го есть "государево словечко и дело", но Синод, руководимый Феофаном, не обратил внимания на это заявление низложенного архиерея и приказал сослать его в Нерчин ский монастырь в той надежде, что, наход ясь в таковой дали, он уже не будет трев ожить руководство. Еще Стефан Яворский н аписал книгу "Камень веры", направленную , главным образом, супротив лютеранства; она была издана уже затем смерти автора , в 1728 году, под наблюдением тверского архиепископа Феофилакта Лопатинского. В след за тем в Лейпциге явилось на латинс ком языке опровержение этой книги, сочин енное Буддеем, человеком в близкое время знаменитым по учености. Рецензент обвин ял Яворского в угодничестве католичеству и предостерегал русских от его книги. Т огда в России появилось сочинение в защи ту Яворского, составленное доминиканцем Рибейра, находившемся при испанском посл аннике герцоге Делирия, а позже сам Феоф илакт написал "Возражение на сообщение Б уддея", но не добился у правительства до зволения издать родное сочинение. Тогда как Феофилакту не дозволили чиркать сочи нение в защиту Яворского, книжка Рибейры была переведена на российский язык двум я духовными лицами, архимандритами и чле нами Синода: Евфимием Коллети и Платоном Малиновским. Против "Камня веры" написа н был "Молоток на Камень веры", сочинени е в протестантском духе. Феофан, и неког да расположенный к протестантству, увиде л, что открыто сделаться на протестантск ую сторону сейчас будет выгодно, в силу того что что, с могуществом любимца импе ратрицы Анны, Бирона, немцы-лютеране под няли голову и получили первенствующее ва жность в России. Феофан притянул в тайну ю канцелярию переводчиков книги Рибейры и написал кабинетным министрам записку, в которой старался льстить протестантам, наводнившим тогда служебные сферы в Рос сии. "Иностранных в России мужей, - выра жался Феофан о Рибейре, - ругательно нар ицает человечками или людишками и предае т, что русское держава их питает, а церк овный закон оным гнушается...презуса пет ербургской академии,злодейством опорочив , предает сию речь: и то не дивно понеже вси лютеране сущность, что таковая их и стина и вера в делах гражданских. Всех с плошь протестантов, из которых многое ци фра честные особы и при дворе, и в воинс ком и в гражданском чинах рангами высоки ми почтены служат, неправдою и неверност ью помарал, из чего великопочтенным особ ам не малое учинил огорчение". Противник и Феофана не дозволяли ему торжествовать , и, при невозможности ратовать супротив него открыто, стали строчить подметные письма. В одном из таких писем обвиняли Феофана более того в наклонности к папиз му. Автор укрылся, но Феофану хотелось в о что бы то ни стало сыскать его, и подо зрение упало раньше всего на одного из д авних его врагов, Аврамова, содержавшего ся в Иверском монастыре. По настоянию Фе офана, произведено было над Аврамовым сл едствие, но оно ничего не открыло. Тогда Феофан приступил за Евфимия Коллети и П латона Малиновского, принимавших участие в переводе книги Рибейры на российский язык; с ними были арестованы ещё немного лиц духовного звания. Феофан старался п редставлять императрице, что в этой поле мике, поднятой супротив него в защиту Ст ефанова сочинения, видны иностранные, вр аждебные России, происки. И Евфимий, и П латон в 1734 году были исключены из числ а членов Синода; у них отняты были монас тыри, которыми они управляли, а в июне 1 735 года Евфимий Коллети был лишен свяще нства и монашества и переименован в преж нее мирское имя Елевферия. После расстри жения, его подвергли допросам и пыткам. К делу привлекли директора московской си нодальной типографии Барсова и с ним тип ографских рабочих: было подозрение, что самая книжка Рибейры в подлиннике печата лась тайно не за границею, а где-нибудь в России. Но розыск по этому вопросу не привел ни к чему, помимо догадок. Отыски вая составителя подметного письма, Феофа н ухватился, между прочим, за секретаря придворной конторы Яковлева, сосланного по делу Алексея Петровича в Сибирь и воз вращенного Екатериной I. Яковлев, под ст рашной пыткой, наговорил на другого Яков лева, учителя греческого языка; у послед него нашли проповеди, с приписками в вид е примечаний, давнего Феофанова врага Ма ркелла Родышевского, жившего в заточении в Кирилловском монастыре. Феофан приказ ал доставить Маркелла в Петербург, - но на след сочинителя подметного письма не напали. Феофан возбудил подозрение на Ио сифа Решилова, тот, что, бывши некогда в расколе, по принятии православия употре блялся Синодом в разных поручениях по ра скольничьим делам и находился в связи с Феофилактом Лопатинским. Взятый в тайную канцелярию, Решилов в своих показаниях притянул к делу калязинского архимандрит а Иоасафа Маевского. За ним начали тянут ь в тайную канцелярию других духовных, и в конце концов тверского архиерея Феофи лакта Лопатинского. Допрашивая Феофилакт а, старались запутать его в занятие о пр оизнесении разных сомнительных слов о пр естолонаследии и держали под стражей. Ук оличество его была решена уже по смерти Феофана. Но в то время, когда Феофан бес пощадно старался найти автора подметного письма, здорово раздразнившего его, поя вился прочий пасквиль на Феофана и совме стно на государыню, пасквиль, присланный , вместо доношения, из новгородской губе рнской канцелярии. Подьячие этой канцеля рии были наказаны кнутом, виновника же н е нашли. Много лиц притянуто было к делу о подметных письмах; страсть сколько лю дей сидело в тюрьмах и подверглось страш ным пыткам. Шли месяцы за месяцами, поше л новоиспеченный 1736 год; в конце концо в 8 сентября этого года, в половине пято го часа пополудни, Феофан скончался. О с мерти его сохранилось известие, что, чув ствуя приближение кончины, он приставил ко лбу указательный перст и сказал: "О г лаво, главо, разуму упившись, куда ся пр иклонишь". Тело его отправлено было водя ным путем в Новгород и погребено в Софий ском соборе. Из завещания его видно, что , помимо деревень, приписанных к его сан у, которые позже его смерти были взяты в казну государыни, у него было немного д еревянных и каменных домов в Петербурге и Москве, библиотека, стоившая 4500 рубл ей, и полно ценных вещей, между прочим 1 49 картин, писанных масляными красками. Феофан был одним из самых ученых и разви тых людей своего времени, но совместно с тем грубо носил на себе все пороки свое го века. Пока жив был Петр, Феофан был д еятельным, энергичным и полезным его сот рудником: где только нужна была умственн ая бытие, ученый работа и свежая идея, о бращенная к практическим потребностям вр емени, там Феофан являлся понятливым и т рудолюбивым исполнителем предположений и видов Петра, преимущественно в сфере це ркви и народного воспитания. Умевши обза вестись доверие и расположение государя, он, в то же время, мог соблюдать со все ми окружающими доброе согласие и отличал ся характером благодушия, украшающего уч еного человека. Но вслед за тем кончины своего покровителя, Феофан нежданно очут ился в страшном омуте интриг, козней и л укавства. Ему приходилось: или подвергну ться опасности быть выкинутым из обществ а, в котором жил, сохранивши за собою па мять честного человека, - или, предупреж дая угрожавшие ему опасности, приступить без зазрения совести выкидывать всех те х, которые становились ему на дороге и б олее того могли, по его соображению, сов ершить ему какое-нибудь зло. Феофан, соо бразно своей природе, выбрал концевой тр акт, и из мирного ученого времен Петра с тал, после этого его кончины, ужасным ти раном, не разбиравшим никаких средств, к огда приходилось пихать других, мешавших ему на пути, - стал бессердечным эгоист ом, безжалостным мучителем, тот, что теш ился страданиями своих жертв более того и тогда, когда они переставали быть для него опасными. ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Игорь Значение имени Игорь С древне-германского языка имя Игорь переводится как «бог-защитник». Происхождение имени Игорь По одной из версий имя Игорь произошло от скандинавского имени Ingvarr или Inglar. По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard. Характеристика имени Игорь В детстве Игорь живой и подвижный ребенок. Ни одна дворовая игра не обходится без участия Игоря. В школьные годы..
Константин Значение имени Константин Имя Константин в переводе с латинского означает «постоянный». Происхождение имени Константин История имени Константин имеет латинские корни и происходит от латинского слова constans , которое переводится, как «твёрдый, постоянный». Характеристика имени Константин В раннем детстве Константин растет крайне эмоциональным и тревожным ребенком. Константин робок и застенчив, часто плаксив. Трудно адаптируется в детском коллективе. В более взро..
Леонид Значение имени Леонид В переводе с древнегреческого языка имя Леонид означает «подобный льву». Происхождение имени Леонид Имя Леонид произошло от древнегреческих слов «леон» - «лев» и «идеа» - «внешность, облик». Дословно имя Леонид означает «сын льва», «подобный льву». Образовавшись от этих двух слов, имя Леонид стало самостоятельным именем. Характеристика имени Леонид С самого раннего детства Леонид мнител..
Марк Значение имени Марк В переводе с латинского имя Марк означает «молот». Происхождение имени Марк По мнению ученых имя Марк имеет древне-римские корни и происходит от имени Маркус, которое, в свою очередь, происходит от имени бога войны Марса. Характеристика имени Марк С самого раннего возраста Марк отличается хорошо развитым в нем эгоцентризмом. Марк старается жить так, чтобы все внимание и интерес со стороны родственников, друзей и знакомых был прикован исключительно к его персо..
Федор Значение имени Федор В переводе с древне-греческого имя Федор означает «дар Божий». Происхождение имени Федор Имя Федор происходит от древне-греческого имени Теодор, что означает «Божий дар». Характеристика имени Федор С самого раннего детства Федор растет несколько замкнутым, угрюмым ребенком. Федя избегает больших компаний, с трудом находи общий язык с детьми. Друзей у маленького Феди не много. В детском коллективе Федор предпочитает держаться в стороне. Федю..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Деятели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Ричард Армитаж
Ричард Армитаж фото

загрузка...