Авторизация

Иван Бецкой   Ivan Beckoj

Иван Бецкой / Ivan Beckoj

Карьера: Деятель

Дата рождения: 3 февраля 1704, знак зодиака водолей

Место рождения: -

Бецкой, Иван Иванович, - русский государственный деятель, побочный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого , сокращенную фамилию которого впоследствии получил, и, вероятно, баронессы Вреде.




Иван Бецкой Биография

Родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме, где папа его был в плену, и там же прожи л детские годы. Получив в первую голову под руководством отца "преизрядное учени е", Бецкой был послан для дальнейшего об разования в Копенгаген, в тутошний кадет ский корпус; после этого краткосрочно сл ужил в датском кавалерийском полку, во в ремя учения был сброшен лошадью и здоров о помят, что, по-видимому, и принудило е го отступиться от военной службы. Он дли тельно путешествовал по Европе, а 1722 - 1726 годы провел "для науки" в Париже, где, сообща с тем, состоял секретарем пр и русском потом и был представлен герцог ине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II ), которая и в то в ремя, и позднее относилась к нему сильно милостиво. В России Бецкой в первую оче редь состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 г. определ ился на службу в коллегию иностранных де л, от которой зачастую был посылаем в ка честве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сес тре Анастасии Ивановне , жене принца Люд вига Гессен-Гамбургского, Бецкой стал бл изок ко двору Елизаветы Петровны . Роль его в перевороте в темное время суток с 24 на 25 ноября 1741 г., возведшем на пр естол Елизавету, раньше считалась значит ельной, но исследованиями П.М. Майкова у становлено, что он нимало не принимал уч астия в этом деле. Вследствие происков к анцлера Бестужева Бецкой был принужден (1747) вылезти в отставку. Он выехал за рубеж и по дороге туда старался, по собс твенным его словам, "ничего не пропустит ь из пространной активный книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные све дения к большому образованию сердца и ум а". За рубежом Бецкой прожил 15 лет, пре имущественно в Париже, где посещал светс кие салоны, свел знакомство с энциклопед истами и путем бесед и чтения усвоил себ е моднячие тогда идеи. Петр III в начал е 1762 г. вызвал Бецкого в Петербург и н азначил главным директором канцелярии ст роений и домов его величества. В перевор оте 28 июня 1762 г. Бецкой не принимал у частия и о подготовлениях к нему, по-вид имому, ничего не знал; может быть, потом у как, что вечно индифферентно относился к политике в собственном смысле. Екатер ина, знавшая Бецкого с самого приезда св оего в Россию, приблизила его к себе, оц енила его образованность, изысканный при вкус, его тяготение к рационализму, на к отором и сама воспиталась. В дела госуда рственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особу ю область - воспитательную. Указом 3 мар та 1763 г. на него было возложено управл ение Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сен тября того же года был обнародован маниф ест об учреждении московского воспитател ьного дома по плану, составленному, соот ветственно одним данным, самим Бецким, с оответственно другим - профессором Моско вского университета А.А. Барсовым , по у казаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Пе тербурге было открыто "воспитательное ср еда благородных девиц" (попозже Смольный институт), вверенное его главному попеч ению и руководству. В 1765 г. он был наз начен шефом сухопутного шляхетного кадет ского корпуса, для которого составил уст ав на новых началах. В 1773 г., по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова , было учреждено Воспитательное коммерче ское училище для купеческих детей. Ввери в Бецкому руководство всеми учебными и в оспитательными заведениями, Екатерина од арила его большими богатствами, значител ьную долю которых он отдавал на дела бла готворительности и в особенности на форм ирование воспитательных учреждений. По о бразцу московского Бецкой открыл воспита тельный обиталище и в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования. В 1778 г. Сенат в торжес твенном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль (бес примерный случай), с надписью: "За влюбл енность к отечеству". В качестве директо ра канцелярии строений Бецкой как собак нерезаных способствовал украшению Петерб урга казенными постройками и сооружениям и; самыми крупными памятниками этой стор оны его деятельности остались монумент П етру Великому (Фальконета), гранитная н абережная Невы и каналов и решетка Л етн его сада. К концу жизни Бецкого Екатерин а охладела к нему, лишила его звания сво его чтеца. Из ее выражения: "Бецкой прис вояет себе к славе государской" разрешен о раздумывать, что причина охлаждения ко ренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает засл угу воспитательной реорганизации, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную образ в этом деле. Бецкой скончался в Петербурге 31 августа 1795 г . и погребен в Александро-Невской лавре. Державин почтил его память одой, в кот орой, перечисляя его заслуги, говорил: " Луч милости был, Бецкой, ты". Эти слова высечены и на надгробном его памятнике. Основные начала предпринятой Бецким восп итательной реорганизации изложены им в д окладе: "Генеральное учреждение о воспит ании юношества обоего пола", утвержденно м императрицей 12 марта 1764 г. Ни в это м документе, ни в других однородных с ни м актах (уставы шляхетского корпуса и во спитательных домов) Бецкой не обнаружива ет самостоятельного идейного творчества. В "Генеральном учреждении" - общими афо ристическими выражениями, а в уставах - по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воз зрения западноевропейского рационализма. Творчество Бецкого состоит только в том , что он из в отдалении не совпадающих в оззрений Локка, Руссо и Гельвеция, прини мая одно и отбрасывая другое, составил ц ельную эклектическую систему. В ее основ е лежала проблема сотворить новую породу людей. Образ нового человека определенн о у Бецкого нигде не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для со временников. Отдельные положительные штр ихи таковы: "Человек, чувствуя себя чело веком, ...не должен пускать поступать с собою как с животным"; "чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердц е"; "джентльмен должен познать правила г ражданской жизни". Екатерина, бывшая, ка к и Бецкой, последовательницей просветит ельной философии, сочувствовала этой гра ндиозной идее, и "Генеральный план" сост авлен Бецким само собой позже предварите льного обсуждения основных его положений совместно с императрицей. Средством дос тижения "новой породы" является воспитан ие. Не отрицая значения общего образован ия, образования ума, Бецкой середина тяж ести переносит на образование сердца, на воспитание. "Корень всему злу и добру - воспитание", говорит он. "Украшенный ил и просвещенный науками ум не делает ещё доброго и прямого гражданина, но во мног их случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспит ан не в добродетелях". Согласно с Руссо, Бецкой признает, что джентльмен от прир оды не зол, а добр, и суть человеческая ребенка подобна воску, на котором не воз браняется чиркать что угодно. Бецкой пре длагает воспитательным учреждениям сочин ять на ней доброе: "Утверждать сердце юн ошей в похвальных склонностях, возбуждат ь в них охоту к трудолюбию, и чтобы стра шились праздности; обучить их пристойном у поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домост роительству..., особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте ". Важно образовать в этом направлении с перва первое поколение, "новых отцов и м атерей, которые бы детям своим те же пря мые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили он и сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки". Образованию отводится так же значительная образ, но она уступает р оли воспитания в выработке характера, и, во всяком случае, предпочтительно образ ование общее, а не специальное. Приписыв ая такое могущество воспитанию, которому "даруется новое существование и произво дится новоиспеченный род подданных", Бец кой возлагал обязанность взращивать насе ление на государство: только ему под сил у такая проблема. Но воспитание не может достичь своей цели, если первые воспиты ваемые поколения не будут безупречно изо лированы от смежных с ними старших, погр язших в невежестве, рутине и пороках. Эт у идея, только немножко намеченную Руссо ("нет врожденных пороков и злодейств, н о дурные примеры их внушают"), Бецкой ра звил до крайних пределов. Между старым п околением и новым, по мысли Бецкого, над обно сформировать искусств енную преград у, дабы первое, "зверообразное и неистов ое в словах и поступках", лишилось возмо жности оказывать какое-либо воздействие на второе. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные за ведения (интернаты), где, под руководств ом просвещенных наставников, дети и юнош и выдерживались бы до тех пор, в то врем я как не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18 - 20 лет. Подобно Локку , Бецкой признавал значимость физическог о воспитания и надобность считаться с те мпераментом ребенка, а аналогично Руссо "полагал надобность придерживаться по ст опам натуры, не превозмогая и не перелам ывая ее, но способствуя ей". С идеей пед агогической Бецкой сливал и политико-соц иальное стремление: сформировать в Росси и образованное третье сословие, "третий ранг людей". Он видел, как росло на Запа де нравственное, политическое и в особен ности экономическое значимость этого сос ловия, и сожалел, что в России только "д ва чина установлены: дворяне и крестьяне ", а купцы, мещане, ремесленники и связа нные с этими званиями отрасли государств енной жизни значения не имели. "В чужих государствах, - рассуждал Бецкой, - трет ий ранг народа, заведенный уже за немног о веков, продолжается из рода в род: но как в этом месте [в России] этот ранг ещ ё не находится, то мнится, в оном и нужд а состоит". "Прямое намерение нового учр еждения [Воспитательного дома] - изготов ить людей способных служить отечеству де лами рук своих в различных искусствах и ремеслах". Устройство ряда заведений (во спитательные дома, мещанские училища при шляхетном корпусе и при Академии Художе ств), кроме своих прямых и непосредствен ных задач - взращивать безродных детей, вручить образование детям низших классов , - имело целью как раз создание этого " третьего чина людей". ...

Новости

Нет новостей. Вы можете добавлять новости, используя соответствуюшую ссылку.
загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Агния Значение имени Агния В переводе с латинского имя Агния означает «непорочная». Происхождение имени Агния Имя Агния имеет древне-греческое происхождение.  В России имя Агния получило распространение в честь древнеарийского божества Агни, "огненный". Характеристика имени Агния Женщины с именем Агния крайне принципиальны, как правило, обладают сложным характером. Агния продумана, прагматична, не склонна совершать необдуманных поступков и действий. Агния талантлив..
Евгений Значение имени Евгений Имя Евгений в переводе с древнегреческого означает «благородный». Происхождение имени Евгений Имя Евгений имеет древне-греческое происхождение и образовано от древне-греческого слова, означающего «благородный», «знатный». Характеристика имени Евгений В раннем детстве Евгений отличается особой живостью ума и смекалистостью. Евгений растет умным ребенком, рано начинает читать и писать, любит спокойные интеллектуальные игры. В школь..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..
Максим Значение имени Максим В переводе с латинского языка имя Максим означает «величайший». Происхождение имени Максим Имя Максим произошло от латинского слова «maximus», которое переводится как «величайший», «самый большой». Имя Максим является римским родовым именем. На территории России имя Максим получило широкое распространение в начале XIX века. Повторный пик популярности пришелся на 70-е годы того же века. Характеристика имени Максим С самого..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Деятели

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Александр Гаврилович Абдулов
Александр Гаврилович Абдулов фото

загрузка...