Авторизация

Франклин Рузвельт   Franklin Roosevelt

Франклин Рузвельт / Franklin Roosevelt

Карьера: Правители

Дата рождения: 30 января 1882, знак зодиака водолей

Место рождения: США

Франклин Рузвельт - 32-й президент США. Родился 30 января 1882 года. На времена правления Рузвельта пришлось тяжелое время мирового экономического кризиса, а также Вторая Мировая война. Кроме того, Франклин Рузвельт - единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.




Франклин Рузвельт Биография

Франклин Делано Рузвельт является самым выдающимся, мощным и результативным поли тиком США в XX веке. Он был президентом военного времени. Самый нелегкий экономи ческий кризис с начала промышленной рево люции и до сегодняшних дней, самая крупн ая битва важный истории дали ему двоякий шанс для исторического величия. В родно е время современники не только безгранич но уважали его, но и грубо критиковали и более того ненавидели, в свете же диста нции его вес возрастает по трем причинам : во-первых, с редким единодушием истори ки и политологи разделяют точку зрения, что "Ф.Д.Р." является основателем соврем енного американского института президент ов. Во-вторых: начиная с пребывания его на посту президента интервенционное держ ава и смешанная экономика (mixed economy ), в которые федеральное руководство в В ашингтоне вмешивается регулируя, поправл яя, планируя и управляя, принадлежат к п овседневной жизни американцев. В-третьих : во внешней политике он с несгибаемой в олей принял раньше, чем большинство амер иканцев, вызов немецкого национал-социал изма, японского империализма и итальянск ого фашизма. Когда в 1940/41 годах на ка рту было поставлено перспектива западной цивилизации, он был последней надеждой демократов и прямой альтернативой Гитлер у. Благодаря необычному сочетанию сознан ия силы и призвания, крепости нервов и т актических тонкостей он воспрепятствовал тому, чтобы США изолировались в Западно м полушарии. Рузвельт был великим победи телем второй важный войны, и когда он ум ер, США стали новой супердержавой мира. Его планы послевоенного порядка потерпел и крах. Ни Объединенные Нации, ни коопер ация с Советским Союзом, ни сотрудничест во четырех "полицейских мира" США, Совет ского Союза, Великобритании и Китая не с тали определяющими факторами послевоенно й политики. Также и неделимый, либеральн о-капиталистический важный рынок остался иллюзией. Франклин Делано Рузвельт роди лся 30 января 1882 года на солнечной сто роне общества. Дом, где он родился, нахо дился в Гайд-Парке, это было просторное поместье на реке Гудзон между Нью-Йорком и Олбани. Франклин был единственным реб енком от второго брака его тогда 54-летн его отца Джеймса Рузвельта с Сарой, кото рая была на 26 лет моложе мужа и принесл а приданое в единственный миллион доллар ов. Отец вел размеренную бытие сельского дворянина из лучших новоанглийских семе й голландского происхождения. Он был в т о же время фермером, коммерсантом и свет ским человеком, тот, что так же любил оп еру и театр, как и регулярные поездки в Европу. Хотя состояние Рузвельтов не шло в сопоставление с новобогатыми Вандерби льтами и Рокфеллерами, их общественное п оложение посреди ведущих семей Новой Анг лии было неуязвимо. Джеймс и Сара дали с воему единственному и любимому сыну соот ветствующее положению, бережное и вместе с тем богатое событиями и идеями воспит ание. Естественная надежность, которую и злучали родители и родительский обитель, перешла на восприятие жизни сына и зало жила основу его непоколебимой уверенност и в себе и мире. Эта уверенность в себе и чрезвычайная самодисциплина помогли ем у, когда он в 1921 году тяжко захворал п олиомиелитом. Несмотря на с здоровый эне ргией проводимые попытки в течение многи х лет побороть немощь, Рузвельт остался парализованным и привязанным к инвалидно й коляске. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, тольк о на костылях неторопливо и понемножку п ередвигался. Как бы внутренне он ни ропт ал на судьбу, внешне надевал безукоризне нную маску, полную надежд и уверенности. Он запретил себе всякую дума о разочаро ванности и жалости к себе, а своему окру жению - каждый сентиментальный жест. Бол езнь изменила кроме того и его жену Элео нор и нрав их брака. Рузвельт женился на Элеонор Рузвельт, дальней родственнице пятой степени родства из долины Гудзона и племяннице президента Теодора Рузвельт а, в 1905 году. Первый дитя, дочка, роди лась в 1906 году, в последующие 10 лет р одилось ещё 5 сыновей, единственный из к оторых умер в возрасте 8 месяцев. Из пер воначально робкой на публике и скромной домохозяйки и матери шаг за шагом сформи ровалась "Элеонор", леди, которой, вероя тно, больше всех восхищались в Соединенн ых Штатах в 30-е и 40-е годы. Наряду с е е многосторонней социально-политической деятельностью, ее неутомимым выступление м за равноправие женщин и профсоюзное дв ижение, вообще за угнетенных, униженных и бедных в американском обществе, наряду с ее деятельностью в качестве учительни цы, автора передовых статей, оратора и о рганизатора она, в особенности с 1922 по 1928 годы, стала заместителем Рузвельта и контактным лицом с демократической па ртией. Брак превратился в политическое р абочее содружество, в котором руководима я христианско-социальными убеждениями Эл еонор воплощала -"левую совесть" Рузвель та и в котором с течением лет возрастал ее свой авторитет, но она по убеждению п остоянно признавала политическое первенс тво своего мужа. Для Элеонор эта смена р оли означала вместе с тем бегство от вну треннего одиночества. Потому что афера Р узвельта в первую вмемирную войну с Люси Мерсер, привлекательной секретаршей Эле онор, вызвала трещину в их браке, ни в ж изнь больше не склеенную. С вступлением на пост президента в 1933 году Элеонор б ыла вынуждена бросить надежду на то, что ее супруг выделит для нее местоположени е в своей жизни, которого она так желала : местоположение равноправной доверенной и партнерши, разделявшей самые глубокие надежды и разочарования. Блистательный, остроумный и очаровательный Рузвельт, т от, что ещё до своего президентства как магнит притягивал мужчин и женщин, испол ьзовал их для своих политических амбиций и ожидал от них абсолютной лояльности, никому не открывая своих сокровенных чув ств, более того своей жене. После посеще ния одной из самых изысканных частных шк ол страны в Гротоне Рузвельт с 1900 по 1 904 годы учился в колледже Гарварда, а о посля с 1904 по 1907 годы был студентом правоведения в университете Колумбии. Он отказался от академического завершения учебы, сдал экзамен нью-йоркской палате адвокатов и поступил на службу в знамени тую нью-йоркскую адвокатскую контору в к ачестве умеренно оплачиваемого стажера. Так как он не испытывал никакой тяги вни кать в детали экономического права и пра ва картелей и уже имел финансовое обеспе чение и социальное признание, то единств енным объектом его ослепительно выраженн ого честолюбия стала политика. К тому же был ещё образец Теодора Рузвельта, кото рого Франклин и Элеонор полно раз посеща ли в Белом доме. Без всякой иронии в ход е беседы Рузвельт разработал отчетливый график движения наверх: в благоприятный для демократической партии год выборов о н хотел постараться сделаться депутатом парламента в штате Нью-Йорк, опосля его карьера должна придерживаться по пути Те одора Рузвельта: государственный секрета рь в министерстве военно-морского флота, глава администрации области штата Нью-Й орк, президент. По этому образцу его кар ьера и развивалась. В ноябре 1910 года о н стал секретарем штата Нью-Йорк, в парл аменте которого связал свою судьбу с "пр огрессивными" демократами. В марте 1913 год а был назначен государственным секре тарем министерства военно-морского флота , пост, обязанности которой он с восторг ом исполнял семь лет. В 1920 году демокр атическая партия назначила его более тог о кандидатом на пост вице-президента. Го д через затем поражения демократов на пр езидентских выборах и вслед за тем его з аболевания полиомиелитом он связал надеж ду на окончательное выздоровление с план ом возвращения в политику. В 1928 и 1930 годах Рузвельт стал губернатором штата Нью-Йорк, 8 ноября 1932 года следом ожес точенной предвыборной борьбы супротив на ходящегося в должности президента Гербер та Гувера он был избран президентом США. "Эта предвыборная битва больше, чем бит ва между двумя мужчинами. Это больше, че м схватка между двумя партиями. Это схва тка между двумя точками зрения на мишень и задачи правительства". Это предвыборн ое высказывание президента Гувера могло, бы словечко в словечко принадлежать Руз вельту, так как по смыслу он утверждал т о же самое в ходе своей предвыборной бор ьбы. В страстной полемике о причинах и о преодолении экономического кризиса, с к оторым прямо не справилось руководство Г увера, вопросительный мотив о том, имеет ли федеральное руководство во главе с п резидентом право и обязанность, и в како й степени, вмешиваться для регулирования и наведения порядка в экономику США с ц елью устранения кризиса и нужды, являлся решающей противоположностью между обоим и кандидатами. Вопрос касался ядра амери канского самопонимания. Глубокий и пожиз ненный антагонизм между Рузвельтом и Гув ером основывался на их несовместимых взг лядах на функцию правительства. В то вре мя как Гувер взывал к классическим амери канским добродетелям индивидуализма и до бревольности и предостерегал от тиранств а государства, Рузвельт агитировал за са мую радикальную государственно-интервенц ионистскую программу планирования, котор ая до тех пор ещё не формулировалась в м ирное время кандидатом в президенты. Уже весной 1930 года он написал: "Для меня не подлежит сомнению то, что держава дол жна быть достаточно радикальной, по край ней мере для одного поколения. История у чит, что нации, у которых это время от в ремени происходит, избавлены от революци й". Он понимал себя как хранителя и нова тора, как сторонника традиций и прогресс а в то же время. Никогда не собирался по двергать сомнению такие основы американс кой системы, как частная имущество, моти вация прибыли, региональное и функционал ьное разделение власти, воля прессы и не зависимость вероисповедания. Несмотря на резкие выпады супротив корыстолюбцев на вершине социальной пирамиды, он не был идеологом классовой борьбы. Это бы сильн о противоречило его основному убеждению, что президент является защитником общес твенных интересов. Он, конечно, не был м арксистом или социалистом, как утверждал Гувер на заключительной фазе предвыборн ой борьбы. Так же чуть-чуть хотел быть к лассифицированным как капиталист. На воп росительный мотив о его политических убе ждениях мог с обезоруживающей простотой вымолвить, что он христианин и демократ. Но если американская организация не мож ет соорудить то, что, по мнению Рузвельт а, она должна совершать, а аккурат, служ ить общему благу и снабдить каждого амер иканца приличным пропитанием, то тогда д олжно вмешиваться руководство. Этого тре буют здравый толк и человеческая порядоч ность. Глубоко неамериканская правительс твенная философия Гувера распространяет только сомнения, безнадежность и ужас по среди миллионов людей, которые без денег , власти и социального статуса прозябают у фундамента социальной пирамиды. Рузве льт же обещал в предвыборной борьбе "нов оиспеченный курс" и подразумевал под эти м понятием из лексикона игроков в карты, что США стоят перед новым началом. Тяже сть кризиса и убеждения Рузвельта привел и к тому, что произошел количественный и качественный скачок в значении институт а президентов. В больше широком масштабе , чем более того при Теодоре Рузвельте и Вудро Вильсоне, Белый обитель стал энер гетическим центром всей американской пра вительственной системы, источником новых идей, движущей силой торговли, двигател ем социального преобразования и тем самы м, по представлению Рузвельта, воплощени ем всеобщего блага. Для массы американск ого населения федеральное руководство и президент в основополагающий раз стали у знаваемой составной частью их повседневн ой жизни, центром их ожиданий и надежд. Образование современного американского и нститута президентов объясняется тем, чт о Рузвельт последовательно вывед всю стр ану из мирового экономического кризиса и из величайшей в истории войны. В опреде ленном смысле США всегда воевали эти две надцать лет, первоначально с экономическ ой нуждой, позже с внешними врагами. Дво йное чрезвычайное положение стало часом исполнительной власти. Примечательно, чт о при преодолении экономического бедстве нного положения метафора "война" играла первостепенную образ. "Рузвельт вел дело " до границ возможного, которые американ ская конституционная организация устанав ливает более того сильному президенту. О н был артист в политике власти. Как ни е динственный президент до него, он вырвал у Конгресса законодательную инициативу и в этом смысле расширил законодательную функцию института президентов. Рузвельт побил все рекорды использования власти вето, в общей сложности он наложил вето 635 раз. Он обхаживал и уламывал решающи х депутатов и сенаторов в личных разгово рах, использовал вероятность должностног о покровительства и, если было необходим о, оказывал давление на Конгресс с помощ ью общественного мнения. Рузвельт сконце нтрировал ожидания общественности на инс титуте президентов, в силу того что что мог оба средства массовой информации тог о времени, прессу и радио, несравненным образом применять как инструменты своей политики. Рузвельт был первым президенто м средств информации. Он господствовал в крупных газетных заголовках, не в после днюю очередность вследствие своей сувере нной политики "открытых дверей" по отнош ению к работающим в Вашингтоне журналист ам. Из года в год парализованный ниже по яса президент собирал дважды в неделю ок оло своего письменного стола до 200 журн алистов. Они могли задать ему всякий воп росительный мотив без предварительной пи сьменной заявки. Эти конференции были ше деврами умения влетать со свободной прес сой. По значимости их сравнивали с часом вопросов и ответов в британской палате общин. Тайна успеха его непринужденных б есед у камина (fire-side chats) no радио , которые завоевали миллионную публику, заключалась в том, что тот самый диалог с народом не был для Рузвельта манипуляц ионной уловкой, а касался сути его поним ания демократии. Смещение центра тяжести политики на исполнительную политическая элита проявлялось кроме того на кадрово м и институционном уровнях. Особенно меж ду 1933 и 1935 годами, а затем еще раз с 1939 все новые учреждения, ведомства, к омитеты, комиссии вырастали как грибы, н аходились в постоянном преобразовании, р оспуске и реорганизации, зачастую пересе кались и могли довести до отчаяния приве рженцев внятно разграниченных компетенци и и упорядоченного пути по инстанциям. В о время пребывания Рузвельта на посту пр езидента удвоился и более того утроился персонал исполнительных органов: в 1933 году в федеральном правительстве было за нято гладко 600 000 мужчина, а в 1939 го ду, перед началом европейской войны, ряд ом 920 000 мужчина. Когда японцы напали на Перл-Харбор, цифра увеличилось до бол ьше чем 1,5 миллиона, чтобы опосля в рез ультате войны ещё раз грубо возрасти. Ни при одном из его последователей цифра н е опускалось ниже 2 миллионов. Наконец, реорганизация и кадровое расширение служ бы президента сами предположительно прин адлежали к имеющим большие последствия в оздействиям мирового экономического криз иса на политическую систему США. После 1 933 года Рузвельт резво понял, что его б юро институционно не справляется с огром ными задачами и требованиями. Он назначи л комитет, популярный комитет Браунлоу. Этот комитет в 1937 году пришел к выводу : "Президенту нужна помощь". Он предложи л создание исполнительной службы президе нта, под крышей которого и работа Белого дома должна быть укомплектована компете нтными, энергичными сотрудниками, которы е должны разниться только одним: "страст ью к анонимности". После ожесточенного п олитического перетягивания каната Конгре сс в 1939 году издал закон о реорганизац ии института президента, тот, что Рузвел ьт претворил в бытие президентским распо ряжением © 8248. Благодаря этому президе нт получил самостоятельную бюрократию, к оторая дала ему вероятность конкурироват ь с ещё немаловажно возросшим бюрократич еским аппаратом Конгресса. Одновременно эта реорганизация таила в себе вероятнос ть злоупотребления, искушение справить в Белом доме силовую элиту, мало контроли руемую Конгрессом и общественностью, и с оздать, таким образом, "имперское презид ентство". Постоянные новообразования и п ерекрещивание инстанций принесли Рузвель ту славу плохого администратора. И до из вестной степени это точно, но в этом про цессе таился приём. Рузвельт делал ставк у на спонтанность, мощную инициативу, им провизацию, стремление экспериментироват ь, конкуренцию и соперничество как движу щую силу "нового курса", а позже и военн ой экономики. Расщепление власти ниже ур овня президента соответствовало технике "разделяй и властвуй", которой он виртуо зно владел. Он сохранял свою свободу при нятия решений и последнюю ответственност ь только благодаря тому, что в деловом, кадровом и институционном отношении оста влял открытыми альтернативы, постоянно и спользовал, полно информационных каналов , никому не предоставлял монополии на до ступ к президенту и принуждал спорящих м инистров и советников ко все новым компр омиссам. За полностью оправданными жалоб ами политиков из окружения Рузвельта на его неортодоксальные и непредсказуемые о бычаи получения информации и принятия ре шений зачастую скрывалось ещё уязвленное тщеславие. Преобразование института пре зидентов и усиление вашингтонской бюрокр атии были в то же время предпосылкой и с ледствием государственно-интервенционист ской политики "нового курса", цели, сфер ы, и противоречия которой в грубых черта х проявились уже в предвыборной борьбе. Согласно пониманию Рузвельтом власти как объединения заинтересованных лиц, полит ика придерживаться "диагонали", которая будет силиться подмогнуть всем группам и притянуть все сферы экономики. Рузвельт обещал краткосрочную содействие в кризи се, оздоровление экономики и долгосрочны е реорганизации, которые должны были сов ершить невозможным повторение беспримерн ой катастрофы. Законодательство "нового курса" отражало эти цели в различных сме сях, зачастую пытались одним мероприятие м вместе с тем осуществить две, а то и т ри цели. Рузвельт вступил на национальну ю сцену 4 марта 1933 года как исцелитель и покинул ее только после этого трехкра тного переизбрания в 1936, 1940 и 1944 г оду сообща со своей смертью 12 апреля 19 45 года. Даже не принимая во участливост ь ставшие знаменитыми 100 первых дней ег о президентства, в которые Вашингтон едв а не взорвался от активности и Конгресс большинство законопроектов одобрил в рек ордном темпе, Рузвельту, несмотря на нек оторые неудачи, вопреки растущей оппозиц ии слева и с правой стороны, без малого завсегда принадлежала инициатива. Когда Рузвельт вступил на пост, США находились в небывалом кризисе. В феврале 1933 год а всему банковскому делу грозил крах, и было немного случаев голодной смерти в с тране, страдающей от избытка продуктов п итания. Одной из областей, куда разом по том вступления на пост вмешалось руковод ство Рузвельта, объявив четырехдневные " банковские каникулы", была организация д енежного и кредитного обращения США. Все мероприятия в этой области служили трем целям: радикальная реорганизация достат очно хаотического банковского дела, надз ор и надзор торговли ценными бумагами и, что в особенности значимо было на начал ьной фазе, создание законных основ для и нфляционной политики государства, чтобы осилить дефляцию посредством новой денеж ной эмиссии. Наряду с открытием банков Р узвельт, если он хотел возвратить довери е населения к правительству, должен был спешно начать к неотложной социальной пр облеме - огромной безработице. Нельзя бы ло ожидать, в то время как перестройка з аконодательства принесет ожидаемые эконо мические плоды. Средствами временного ул учшения были прямые выплаты пособий соци ального обеспечения союза отдельным штат ам и общинам, но в прошлом всего широкая государственная программа трудоустройст ва, которая началась в марте 1933 года к ак временная вынужденная мера и закончил ась, вопреки первоначальным планам, толь ко с вступлением США во- вторую вмемирну ю войну. Как бы запутана ни была внешняя картина сменяющих и дополняющих дружбан друга программ и организаций, как бы ни соперничали приятель с другом интенсифи цирующие доход и работа проекты, основна я мысль Рузвельта была проста: он хотел прибрать с улицы тех трудоспособных безр аботных, которые не нашли рабочего места в частном хозяйстве, уберечь их от обни щания и отчаяния и воротить ощущение сам оценности посредством уверенности, что о ни заработают близкое пропитание, сознат ельно трудясь для общего блага. Если при плюсовать к этому членов семьи, то 25-30 миллионов джентльмен получат пользу от, хотя и скромных, зарплат за государстве нную работу. Администрация под руководст вом доверенного лица Рузвельта Гарри Хоп кинса построила 122 000 общественных зда ний, 664 000 миль новых дорог, 77 000 мо стов и 285 аэропортов. Работу получили б олее того учителя, художники и писатели, чем Рузвельт завоевал формирующую общес твенное взгляд прослойку для "нового кур са". К самым глубоким вмешательствам гос ударства в рыночную экономику относятся вспомогательные мероприятия в сельском х озяйстве, которое бесспорно являлось наи более пострадавшей отраслью экономики. О пираясь на неотложно изданные Конгрессом законы, руководство Рузвельта предприня ло широкую попытку регулировать фабрика и цену. Проклятие перепроизводства подта лкивало ещё к вмешательству в индустриал ьный сектор. С федеральным законом о вос становлении промышленности связывалась н адежда посредством своего рода кооперати вной саморегуляции под нестрогим надзоро м и при содействии правительства сменить "разрушающую конкуренцию" "честной конк уренцией". Правительство, предпринимател и и рабочий класс должны были добровольн о сотрудничать, чтобы стабилизировать фа брика, цены и зарплаты. Рабочий класс в этой концентрированной акции в первый ра з в истории США получил как вознагражден ие право свободной, стоящей над предприя тием организации и право известия коллек тивные переговоры по тарифам. Далее были согласованы предельный рабочий день и с амые низкие зарплаты, целиком был запрещ ен работа детей до 16 лет. Решающий шаг союза на пути к социальному государству был отмечен законом о социальном обеспеч ении 1935 года, тот, что ввел страховани е безработных и пенсионную выплату по ст арости. Но начала социального обеспечени я были весьма скромными. Почти половинка американцев была ещё лишена возможности пользоваться и без того незначительными выплатами. Не было введено страхование на эпизод болезни. Законодательство "нов ого курса", и все-таки, и нынче ещё опре деляет двойную структуру федерально-госу дарственной социальной политики. Оба осн овных принципа социального государства, финансированное за счет взносов социальн ое страхование и финансируемая из налого в социальная подмога или социальное обес печение уходят корнями в 30-е годы. До с их пор является спорным вопросительный м отив, сколь успешен был "свежеиспеченный курс". Правда, что "свежий курс" смог с мягчить, но не устранить безработицу и н ужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Только мах аловка принесла полную занятость и побив ающее все рекорды фабрика. Неорганизован ные группы населения и социально декласс ированные меньшинства, а кроме того черн ые, остались на краю "нового курса", нео динаковая архитектура возможностей и дох ода изменилась незначительно, монополии и концерны потеряли во влиянии, но не в размере. Никто не знал границ "нового ку рса* лучше, чем сам Рузвельт, оттого что он на свой второй срок провозгласил бор ьбу супротив нищеты низшей трети нации. То, чего он не добился, зависело не от н его, а от непреодолимых барьеров, которы е политико-экономическая организация США ставила более того перед сильными прези дентами. Его оба тяжелых внутриполитичес ких поражения, попытка реорганизации Вер ховного суда, тот, что оказывал сопротив ление централизующим тенденциям "нового курса", и изъятие консервативной оппозиц ии в собственной партии следом выдающейс я победы на выборах 1936 года являются я ркими тому примерами. Обе попытки, котор ые, по мнению Рузвельта, должны были сна бдить и продвинуть вперед "новоиспеченны й курс", не удались, потому как что он п ереоценил возможности и политическая эли та президента. Решающим было то, что Руз вельт дал новую надежду упавшей духом, н еуверенной в себе и не имеющей направлен ия нации. Единственное, чего должна была страшиться нация, как он провозгласил п ри введении в место, так это самого стра ха. Взаимозависимость, понимаемая как вз аимная подневольность всех слоев америка нского народа, была центральным понятием внутриполитического мышления, взаимозав исимость, понимаемая как взаимная поднев ольность всех государств мира, была цент ральным понятием внешнеполитического мыш ления Рузвельта. США не должны изолирова ть себя от остального мира, потому как ч то будущая секьюрити и общее благо стран ы неразрывно связаны с судьбой Европы и Азии. Правда, чтобы быть избранным и не затерять внутриполитическую поддержку дл я "нового курсам, Рузвельт был вынужден в 30-е годы сходить на уступки преоблада ющему изоляционистскому настроению в США , которое при любых обстоятельствах хоте ло уберечь Америку от новой войны в Евро пе и Азии. Но ограничение изоляции нацио нальными интересами в Западном полушарии и половиной Тихого океана он не разделя л ни при каких обстоятельствах. Его инте рнационалистическое миропонимание привел о его в силу экспансивной внешней полити ки Германии, Италии и Японии в 1941 году к дилемме, от которой он освободился то лько благодаря нападению японцев на Перл -Харбор и объявлению Гитлером войны США. В 30-е года в США росло опасение, что, может быть, предполагаемый "троянский ко нь" НСРПГ в США, "Союз друзей новой Герм ании", будет грозить внутренней безопасн ости США. Одновременно росло опасение, ч то внешняя политика "Третьего рейха" пре дставляет угрозу для мира на земле. Это двойное опасение привело не к превентивн ой интервенционистской политике в Европе , а, напротив, к усилению изоляционистск ого настроения американского народа ввид у этих сигналов опасности ещё решительне е изолироваться от Европы. Традиционные внешнеполитические рецепты, предполагаем ые выводы из неудавшегося "крестового по хода" 1917-18 годов и узкое разумение на циональных интересов США были важнейшими детерминантами американской внешней пол итики до начала европейской войны в 1939 году. То, чего Гитлер в 1940 году понап расну пытался достигнуть Пактом трех дер жав, нападением на Советский Союз в 1941 году и союзничеством с Японией, а аккур ат, удерживать Америку подальше от Европ ы и отпугнуть обратно в Западное полушар ие, америкосский Конгресс сделал сам, из дав закон о нейтралитете. Международно-п олитическая обстановка стала рскручивать ся в обратном направлении. В то время, к ак в Европе и Азии возрастали агрессия и экспансия, Конгресс законами о нейтрали тете от 1935 и 1937 годов пополнял реест р внешнеполитических мероприятий, запрещ енных для правительства Рузвельта на отр езок времени войны и кризиса. На уровне официальной внешней политики, поддержива емой Конгрессом, законодательством и общ ественным мнением, Рузвельт был в начале европейской войны в 1939 году невооруже нным пророком, бесконечно малой величино й, и как к таковому к нему сообразно отн осился Гитлер. Рузвельт уж очень славно знал, что завоюет себе свободу действий и вероятность действия в важный политике в той степени, сколь ему удастся измени ть "чувство угрозы", представления амери канского народа о потенциале угрозы наци онал-социалистической Германии и для Сое диненных Штатов. Он должен был втолковат ь и продемонстрировать американскому нар оду, что ограничение национальных интере сов Западным полушарием, изоляция себя в крепости "Америка" и предоставление соб ытий в Евразии их собственному течению я вляется для США опасной иллюзией. Готовн ость - промышленная, экономическая и пси хологическая подготовка к возможной войн е - была до 1941 года превалирующей цель ю его внешней политики. В этом смысле вн ешняя политика в значительной степени бы ла и внутренней. Методически и в институ ционном смысле Рузвельт действовал черто вски искусно. Чтобы не угодить под подоз рение в распространении своего мировоззр ения с помощью правительственной пропага нды, что только усилило бы обвинение нен авистников Рузвельта в желании соорудить себя "диктатором Америки", он сделал ст авку, как и в годы "нового курса", на не формальную, при всем при том жутко эффек тивную стратегию. В Белом доме, в многоч исленных министерствах и учреждениях был и созданы так называемые "информационные отделы", которые якобы имели только одн у мишень - информировать америкосский на селение о международном положении. После случая с Францией в 1940 году с правите льством скооперировались Голливуд, больш ое число студий документальных фильмов и хроник, радиостанции, газеты и журналы, чтобы вынудить изоляционистов и нон-инт ервенционистов перейти к обороне. В этой воспитательной кампании Рузвельт разраб отал родное интернационалистическое виде ние мира, основные взгляды на будущую об раз США в мире. И на этом фундаментально м уровне Рузвельт был отчаянно постоянен , он не был ни утешителем, ни жонглером, ни оппортунистом, ни аферистом, тот, чт о, обещая не входить в войну, только зат ягивал в нее США, - все это было только на тактическом уровне. Во внутриполитиче ском конфликте с изоляционистами он разв ернул диалектику глобализма США в его об оих компонентах: предостережение от миро вого господства врага и глобальное опред еление национальных интересов США, а как раз, в отношении содержания и радиуса д ействия национального интереса. Он разде лял точку зрения Томаса Джефферсона, Тео дора Рузвельта и морского стратега Альфр еда Тайера Мэхена, что равновесие сил на Европейском континенте является жизненн ым интересом для США. Вместе с Вудро Вил ьсоном он верил в идеал "такого мира", в котором самоопределение нации и принцип ы коллективной безопасности должны гаран тировать мир. Со своим министром иностра нных дел Корделлом Халлом он разделял уб еждения, что только свободная мировая эк ономика может вырабатывать товары и услу ги, которые необходимы, чтобы на долгий срок беречь мир во всем мире. Гитлер и " Третий рейх" прямо угрожали всему одновр еменно: равновесию сил в Европе, миру во всем мире и свободной важный экономике. Поэтому Рузвельт сформировал свои предо стережения, свой глобализм как тройное п редупреждение будущего. С каждым военным успехом агрессоров в Европе и в Азии, п о мнению президента и его сторонников, п риближалось грядущее, осуществление кото рого означало бы катастрофу для американ ской экономики: виктория Гитлера и Муссо лини в Европе, Японии на Дальнем Востоке принудят оба региона к системе без мало го независимого от импорта, планового хо зяйства, что означало бы финал либеральн ого, неделимого мирового рынка и серьезн ую угрозу американской экономической и с оциальной системе. Если США и их союзник и потеряют надзор над мировым океаном, п о Рузвельту, то он может быть использова н державами "оси" для нападения на Запад ное полушарие. Но надзор морей не может осуществляться только флотом США, он воз можен только в том случае, если в Европе и Азии не будут господствовать державы "оси" и разрешено будет располагать судо строительными мощностями двух континенто в. Францию, Британскую империю и Китай, а с середины 1941 года и Советский Союз нужно подсоблять, в силу того что что он и косвенно защищают и США. К тому же при ближающаяся битва имела для Рузвельта ещ ё до массового уничтожения нравственный размах. Она была для него крестовым похо дом на защиту свободы от агрессоров и ди ктаторов. Почти навязчиво повторяя, Рузв ельт стабильно объяснял: право народов н а свободное самоопределение и задолженно сть государств слушаться в международной политике принципам международного права неразделимы. Насилие и агрессия как сна добье изменения status quo являются неза конными. Еще до 1941 года он толковал во йну как эпохальную борьбу за грядущий об раз мира между агрессорами и мирными нац иями, между либеральной демократией и ва рварством, между гражданами и преступник ами, между добром и злом. Для Рузвельта не могло быть никакого мира с агрессорам и. Самой худшей возможностью, с его точк и зрения, был ^супер-Мюнхен" в Европе и Азии, тот, что развязал бы руки Гитлеру для его расовой империи в Европе, а япон цам для их империи в Восточной Азии. В т о время как он с учетом общественного мн ения и Конгресса до осени 1941 года прид ерживался фикции, что меры помощи, оказы ваемые США своим союзникам, должны убере чь саму страну от войны, Рузвельт ещё до Перл-Харбора знал, что США должны вступ ить в нее. Однако утверждение, что он бы л загодя информирован о нападении японце в на тихоокеанский флот и сознательно не предпринял никаких мер, относится к обл асти легенд. С вступлением США в войну п еред 61-летним Рузвельтом встали задачи, которые подтачивали его силы так, что с 1944 года каждому было видно физическое разрушение. К тому же относились ещё пе реход на военную экономику, военные и со юзно-политические проблемы "здоровущий к оалиции" супротив держав "осы" и Японии, новая дипломатия конференций в войне, с амоотверженно выполняемая Рузвельтом обр аз главнокомандующего всеми американским и вооруженными силами, с 1943 года пробл емы отношений с вражескими государствами потом ожидаемой победы, которые он долг овременно пытался откладывать и, в конце концов, крупный вопросительный мотив, к ак потом этой второй важный войны сформи ровать продолжительный миролюбивый строй . Все эти задачи Рузвельт вынужден был н аходить решение, всегда оправдываясь пер ед обществом, которое президенту не дало свободу действий более того в войне, но при этом оставило быть институты критик и. Общественное точка зрения. Конгресс, партийно-политические противоречия между демократами и республиканцами, в конце концов, выборы президента 1944 года оста лись и во время войны факторами, которые Рузвельт должен был учесть в слове и де ле. В этом отношении он был зависимее, ч ем Уинстон Черчилль, не говоря уже о Ста лине и Гитлере. Наряду с многообразием п роблем проявлялись ещё их глобальные мас штабы. Во время войны с большей силой де йствовало то, что Рузвельт сформировал е щё в 1941 году: задачи американской внеш ней политики так огромны и переплетены п риятель с другом, что каждая попытка тол ько представить их принуждает его считат ь о двух континентах и семи морях. В важ ный войне Соединенные Штаты, как и предс казывал Рузвельт, стали "арсеналом демок ратии". В 1943 и 1944 годах держава прои зводила 40% всех военных товаров мира. К ак главные враги Германия, Япония и Итал ия, так и главные союзники Англия и Брит анская империя, Советский Союз и Китай в ынуждали Рузвельта мыслить глобальными м асштабами. Важнейшие решения в Европе пр инимались с учетом Азии, и напротив. Гит леровская Германия была главным врагом н омер единственный, при всем при том, нач иная с наметившегося поражения, играла м енее значительную образ в планах президе нта на предстоящее. За два дня до Перл-Х арбора Рузвельт закончил беседу у камина полной надежд фразой: "Мы выиграем войн у, и мы выиграем мир". Но во время войны для него вторая мишень подчинялась перв ой. Внешняя политика Рузвельта в войне я влялась, в первую очередность, политикой для ее успешного завершения. Высшая вое нная и политическая цели были идентичны, а аккурат - истребление врага, хотя пре зидент сильно основательно относился к п ринципам для будущего мира, которые он п ровозгласил ещё в январе 1940 года в обр ащении к Конгрессу и уточнил в августе 1 941 года на встрече с английским премьер -министром Уинстоном Черчиллем у побереж ья Ньюфаундленда в Атлантической хартии. Из этого для Рузвельта следовали как ос новные принципы действий - обязать своих партнеров по союзу перед общественность ю к исполнению этих общих принципов и во спрепятствовать тому, чтобы возможные по литические конфликты по конкретным вопро сам послевоенного порядка, как, к пример у, о границах и репарациях, не взорвали большую англосаксонскую-советско-китайск ую коалицию. В случае конфликта следовал о сослаться на эти общие принципы, заклю чить компромиссы или отодвинуть спорные решения до победы. Политике Рузвельта по отношению к Советскому Союзу, зачастую критикуемой потом 1945 года, не было аль тернативы. Ему нужен был Советский Союз, потому как что Рузвельт должен был ново сти и достичь победы американскую войну, т. е. с беспримерным применением техник и и сравнительно незначительными жертвам и. США нужны были русские солдаты, чтобы одержать победу немецкие и японские вой ска. За каждого американца, погибшего в войне, умерло 15 немцев, 53 русских. Уже в 1942 году Рузвельт знал, "что русская вооруженные силы убьет больше людей дер жав "оси" и уничтожит больше военной тех ники, чем все 25 объединенных наций вмес те". Из этого вытекал неизбежный вывод, что мощь и воздействие Советского Союза затем совместной победы будет несравнимо больше, чем в 1939 году. Никто не мог в оспрепятствовать тому, чтобы виктория во второй важный войне сделала из Советско го Союза евроазиатскую народную державу, и, как следствие, затем самой убийствен ной войны в истории мир будет зависеть о т сотрудничества с Советским Союзом. От этой логики власти запрещено было покину ть, что Рузвельт и Черчилль понимали со всей ясностью. Но в начале этой причинно й цепочки стоял Гитлер. Иллюзия Рузвельт а заключалась в вере в то, что при всех признаниях потребностей Советского Союза в безопасности не возбраняется достичь сотрудничества с Атлантической хартией н а американских условиях. Он не понимал, что имперско-гегемонистская надобность С оветского Союза в безопасности не шла в Восточной и Южной Европе так в отдалении , чтобы посягать на международно-правову ю независимость этих государств и присое динить их к союзу государств СССР, что о на была с самого начала нацелена на то, чтобы сломить самостоятельную волю этих государств посредством трансформации в " антифашистские демократии нового типа", в "народные демократии", которые, по сов етскому мнению, представляли собой проме жуточную ступень на пути к диктатуре про летариата. Источники не дают ответа на в опросительный мотив, продолжал ли скепти чески настроенный Рузвельт в последние м есяцы перед своей смертью верить, вопрек и всем ожиданиям, или он, учитывая общес твенное точка зрения своей страны вслед за тем конференции в Ялте (4-11 февраля 1945 года), только делал обличье, что ве рит в общность целей союзников, чтобы не подвергнуть угрозе вступление США в Объ единенные Нации. Объективно, при всем пр и том, тотчас же потом его смерти, насту пившей вследствие кровоизлияния в разум 12 апреля 1945 года, распалось все, что Рузвельт хотел в то же время осуществить : политическое сотрудничество с Советски м Союзом 'и американское видение лу чшего мира. Он ещё не мог совместить реа листичные и идеалистические компоненты а мериканской внешней политики, политическ ая элита и фантазерство. Можно было бы и зрекать о трагизме, если бы эти категори и сильно не противоречили непоколебимому оптимизму и здоровой вере Рузвельта в п рогресс Нового мира. ...

загрузка...

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

Именины

Антон Значение имени Антон В переводе с латинского имя Антон означает «из рода Антониев». Происхождение имени Антон По одной из версий происхождения имя Антон восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антон происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антон В детском возрасте Антон является любимцем учителей и воспитателей. Любит читать, усер..
Антонина Значение имени Антонина В переводе с латинского имя Антонина означает «противница». Происхождение имени Антонина По одной из версий происхождения имя Антонина восходит к латинскому "Antonius" - древнеримскому родовому имени Антониев. По другой версии имя Антонина происходит от древне-греческого слова, означающего "состязаться", "вступать в бой". Характеристика имени Антонина С самых юных лет Антонина любит командовать и воспитывать. Отличается п..
Георгий Значение имени Георгий В переводе с древнегреческого имя Георгий означает «земледелец». Происхождение имени Георгий Имя Георгий меет греческое происхождение и восходит к древне-греческому «Георгиос» - «земледелец». В древнегреческой мифологии «Георгос» - один из эпитетов Зевса, почитавшегося основным покровителем земледелия. Характеристика имени Георгий Георгий ответственный и целеустремленный. Хороший собеседник, любит посплетничать, однако с..
Иван Значение имени Иван Имя Иван в переводе с древне-еврейского означает «Бог даровал». Происхождение имени Иван По мнению ученых имя Иван попало в славянские языки из древне Греции, где имело значение  «будет помилован», «(Бог пожалел», «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Характеристика имени Иван Имя Иван одно из самых распространенных русских имен. Иван, как правило, натура неординарная, в характере Ивана способны сочетат..


  • текст
  • список
  • фото
  • ссылка


Фотографии

Нет фотографий

рейтинг Правители

Персона в Сети

Нет ссылок

Случайное фото

Кэти Кэссиди
Кэти Кэссиди фото

загрузка...