Авторизация

Виктор Коротаев биография

печать
Виктор Коротаев / Viktor Korotaev

Биография Виктор Коротаев

Публиковался в областных газетах, альманахах, сборниках. В 1963 закончил историко-филологический факультет Вологодского педагогического института. Работал в газете «Вологодский комсомолец». В 1962 в Вологде вышла первая книжка стихов «Экзамен», в 1965 — книжка «Мир, тот, что люблю». В разных издательствах с 1962 по 1991 вышла 21 книжка стихотворений.

В 1973—1978 Коротаев возглавлял Вологодскую писательскую организацию.

Коротаев — самобытный агент т. н. «тихой лирики», «вологодской школы» 1960—70-х. Предшественниками и соратниками Коротаева были А. Яшин, А. Передреев, А. Прасолов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, А. Романов. Главная задача творчества Коротаева — влюбленность к громадный и малой Родине, кровная связь с Отечеством. Коротаева беспокоит фатум России, им движет ощущение неразрывной связи с миром деревни, с близкий землей и людьми, которые трудятся на ней. Коротаев раскрывает внутренний мир простых тружеников — крестьян, боец. «Поэтический нрав в поэзии Коротаева многосторонен. В нем юношеская жесткость и рассудок долга, и проникновенная нежность, неуемность и бескомпромиссность чувств (в особенности свойственные стихам о любви)» (В. Оботуров). «Ранний Коротаев — тоненький бытописатель, знаток народных обычаев, мастер разговорной речи. В его стихах — зоркость художественного видения, настоящий прикол, пунктуальность языка, естественность жизненных ситуаций» (И. Федоров).

В 1970—80-е в поэзии Коротаева нарастает ощущение гражданской ответственности за родину, за поэзию, за судьбу народа. Все ощутимее становится напряженность, звучит зов о неотложной помощи гибнущим деревням и вековой, связанной с ними культуре. «Притяжение» (1976), как и др. книги этого периода, — это дневник, исповедь взволнованной души, мучающейся, плачущей, жаждущей радости и откровений. Один из главных уроков поэзии Коротаева — «возделение быть, а не казаться» (В. Харчев). Книга «Вечный костер» (1984) — по мнению С. Куняева, — «попытка раскумекать русскую народную натуру, тайну ее живучести, попытка посмотреть на нее трезво, а порой и беспощадно, но для того, чтобы решительно уверовать в ее будущее».

Поэтическая организация Коротаева близка народной песне и романсу. Коротаев умело использует прием повторов, фольклорную метафоричность. Коротаев просторно вводит в поэтический язык разговорную речь. Его стихам присуща поэтика контрастов: влюбленность и ненависть, существование и кончина, добро и зло. В последние годы жизни его вирши овеяны болью за человеческую нищету, страдания, нищету и распад страны. Поэзия н. 1990-х — «это соприкосновение чуткой души поэта с горевыми вздохами всего российского народа. Это гнев и отрезвление от речей лукавых властителей» (А. Романов).

На слова Коротаева написаны песни «Девичья лирическая», «Марш металлургов», «Песенка о Вологде», «Матери рождают не солдат…». Коротаев обращался и к эпическим жанрам. В основе поэмы «Славянка» (1972) — сказка о спасении в годы войны памятника ценой жизни нескольких русских женщин.

На памятнике поэту в Вологде начертаны слова, которые не возбраняется считывать его творческим завещанием: «Но Русь была, и есть, и будет / При нас, до нас и после этого нас!»



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...