Авторизация

Вольфганг Моцарт биография

печать
Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Биография Вольфганг Амадей Моцарт

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; папа – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 –скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал дарить дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль Нотная тетрадка с легкими пьесками пригодилась следом при обучении маленького Вольфганга. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал писать несложные менуэты. В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре – в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю – в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это турне положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.

Из Вены Леопольд с детьми двинулся по Дунаю в Прессбург (в настоящее время Братислава, Словакия), где они пробыли с 11 по 24 декабря, а после этого к рождественскому сочельнику вернулись в Вену. В июне 1763 Леопольд, Наннерль и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург только к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и вольно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как и на клавишных инструментах; во Франкфурте он реализовал свой скрипичный концерт (посреди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте). Затем последовали Брюссель и Париж, в котором семейство провела всю зиму 1763/1764.

Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были в первый раз изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты.

В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там больше года. Через немного дней после этого прибытия Моцарты были празднично приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, тотчас оценил немалый дар ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял совместно с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, любой по немного тактов, и делали это с таковой точностью, что создавалось ощущение, словно играет единственный музыкант.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, активный и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное ощущение формы и инструментального колорита.

В июле 1765 семейство покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, следом которого парнишка оправился только к февралю.

Затем они продолжили родное турне: из Бельгии в Париж, дальше в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, в конце концов, в Мюнхен, где курфюрст еще раз слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал сооружать планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семейство прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (в настоящий момент Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и сызнова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу – Мнимая простушка (La finta semplice), при всем при том ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед огромный и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг осуществил свою новую симфонию (К. 45а) в бенедиктинском монастыре в Ламбахе.

(Примечание по поводу нумерации сочинений Моцарта: В 1862 Людвиг фон Кёхель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора просто включают номер по Кёхелю – так же, как сочинения других авторов как правило содержат обозначение опуса. Например, полное наименование фортепианного концерта № 20 будет: концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром (К. 466). Указатель Кёхеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство «Брайткопф и Хертель» (Висбаден, Германия) опубликовало сильно переработанный и дополненный указатель Кёхеля. В него включено полно сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в больше ранних изданиях. Даты сочинений ещё уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а следственно, в каталоге появились новые номера, при всем при том сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кёхелевского каталога.)

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия – держава оперы и, конечно, держава музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий посредством Альпы. Они отсутствовали больше года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское турне превратилось в цепочка сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н.Пиччини и Дж.Б.Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н.Иоммелли, Дж.Ф. и Майо и Дж.Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г.Аллегри, которое после этого записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры.

Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе папа и сынуля выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся сагитировать эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, забрать Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены сообщение, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством»). Леопольд и Вольфганг были вынуждены возвратиться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый-самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, тот, что доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» Сон Сципиона (Il sogno di Scipione). Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал дозволение на поездку в Милан (Моцарт взялся черкнуть для этого города новую оперу); при всем при том свежеиспеченный архиепископ, в различие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское турне продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла (Lucio Silla), была исполнена на следующий день позже Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд понапрасну пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв ещё немного попыток провернуть сына в Италии, Леопольд уяснил близкое разгромление, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы больше туда не ретироваться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по финал сентября 1773. Вольфганг получил вероятность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, в особенности с драматичными симфониями в минорных тональностях Я.Ваньхаля и Й.Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор (К. 183).

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт полностью отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а ещё начальный струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 – начале 1774 (к примеру, К. 183, 200, 201), отличаются высокой драматургической цельностью.

Короткий роздых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма дал Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы (La finta giardiniera) с успехом прошла в январе. Но музыкант без малого не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная существование до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, при всем при том Вольфганг, сравнивавший нынешнее близкое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, потихоньку терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился посредством Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он припоздал в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся произвести с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он более того съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив матушка назад в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, сурово проучил тотчас ехать в Париж совместно с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось очень неудачным: 3 июля скончалась матушка Вольфганга, а парижские придворные круги лишились заинтересованность к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом осуществил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну ворочаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколь мог и в особенности припоздал в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совсем равнодушна к нему. Это был ужасный потрясение, и только ужасные угрозы и мольбы отца заставили его отбыть из Германии.

Новые симфонии Моцарта (к примеру, соль мажор, К. 318; си-бемоль мажор, К. 319; до мажор, К. 334) и инструментальные серенады (к примеру, ре мажор, К. 320) отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, которая поставила Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением неужели что Й. Гайдна.

В январе 1779 Моцарт сызнова начал к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был писать для воскресных служб, по глубине и разнообразию значительно выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis до мажор (К. 337). Но Моцарт продолжал проверять ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а оттого с радостью принял предложение накарябать оперу для Мюнхена. Идоменей, царь Критский (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора (в Мюнхене находилась его зимняя резиденция) в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий отрезок времени, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое сообщение.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедля тронуться в столицу. Здесь собственный конфликт Моцарта и Коллоредо потихоньку приобрел угрожающие масштабы, и следом громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за ворота.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мама невесты ухитрилась достигнуть от Вольфганга жутко выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, тот, что закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была до того же беспомощна в денежных делах, как и ее супруг, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 опера Моцарта Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела немаловажный счастливый момент, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и посреди посетителей концертов из третьего сословия. За немного лет Моцарт добился вершин славы; существование в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались всецело. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Летом 1783 Вольфганг и его молодая нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор (К. 427), которая дошла до нас не целиком (если композитор вообще закончил сочинение). Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано. (Констанца, судя по всему, была славный профессиональной певицей, хотя ее звук во многом уступал голосу ее сестры Алоизии.) Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония (К. 425). В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их громадный венской квартире рядом кафедрального собора (тот самый пригожий жилище сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог освободиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут крайне благополучно.

К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и Й. Гайдна. На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда Гайдн, обратившись к отцу, сказал: «Ваш наследник – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал». Гайдн и Моцарт оказали значительное воздействие дружбан на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило основательный отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, в особенности в Волшебной флейте. В те годы несть числа известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и Гайдн), масонство культивировалось и в придворных кругах.

В результате разных оперно-театральных интриг Л.да Понте, придворный либреттист, наследник знаменитого Метастазио, решил вкалывать с Моцартом в противовес клике придворного композитора А.Сальери и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше Женитьба Фигаро, причем к тому времени с немецкого перевода пьесы ещё не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели заполучить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro) была в первый раз показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела колоссальный фарт, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В.Мартина-и-Солера (1754–1806) Редкая вещь (Una cosa rara). Между тем в Праге Свадьба Фигаро завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели примерно месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно помышлять, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был приготовить не кто другой, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервой показана в Праге 29 октября 1787.

В мае 1787 скончался папа композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал основательный пессимизм; насовсем в прошлое ушли лоск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф Дон Жуана в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под финал жизни – нищета. Постановка Дон Жуана в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после этого спектакля оперу защищал единственный Гайдн. Моцарт получил пост придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со относительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император чуть-чуть что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев». Моцарту пришлось одолжить денежки у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене (сильное ощущение производят документы, подтверждающие, как резво легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин (апрель – июнь 1789), где надеялся сыскать себе местоположение при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали только новые долги, да ещё заказ на шесть струнных квартетов для его величества, тот, что был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины.

В 1789 пошатнулось самочувствие Констанцы, вслед за тем самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало нетрудно угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сберечь свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за свой счет, надеясь притянуть участливость публики. Это выступление (исполнялся «Коронационный» клавирный концерт, К. 537) состоялось 15 октября, но денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал позвать Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний период. Он тяжко плакал, провожая Гайдна и Заломона. «Мы больше ни при каких обстоятельствах не увидимся», – повторял он. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы Так поступают все (Cos fan tutte) всего двоих друзей – Гайдна и Пухберга.

В 1791 Э.Шиканедер, сочинитель, артист и импресарио, стародавний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (сегодняшний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал действовать над Волшебной флейтой (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу – Милосердие Тита (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф.К.Зюссмайер помог намарать некоторые разговорные речитативы (secco). Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, тот, что прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил близкое последнее инструментальное сочинение – концерт для кларнета с оркестром ля мажор (К. 622).

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь осуществить его под своим именем. Моцарт, убежденный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, в то время как силы не оставили его. 15 ноября 1791 он закончил Маленькую масонскую кантату. Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна хвороба мужа. 20 ноября Моцарт слег и сквозь немного дней почувствовал такую слабость, что принял причастие. В темное время суток с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был без малого час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была договориться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была чересчур слаба, чтобы сопровождать туловище мужа в дальний дорога на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, помимо могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась только относительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие затем кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал счастливый момент, тот, что имела у широкой аудитории Волшебная флейта. Немецкий издатель Андре приобрел права на большую доля неизданных сочинений Моцарта, охватывая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Личность Моцарта.

Спустя 250 лет потом рождения Моцарта нелегко сотворить отчетливое представление о его личности (хотя и не так тяжко, как в случае И.С.Баха, о котором мы знаем ещё меньше). По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высокая нравственность (хотя он не излишне жаловал церковь), рационализм, реалистический воззрение на существование. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, в частности о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец как-то раз написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо излишне терпелив, уж очень ленив, чрезмерно снисходителен, либо – временами – чрезмерно строптив и беспокоен, сверх меры торопит ход событий вместо того, чтобы дать им шагать своим чередом. И по прошествии столетий персона его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

Семья Моцарта. У Моцарта и Констанцы было шестеро детей, из которых выжили двое: Карл Томас (1784–1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791–1844). Оба занимались музыкой, старшего Гайдн отправил обучаться в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Б. Азиоли; и все-таки Карл Томас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. У младшего сына были музыкальные способности (Гайдн более того представил его публике в благотворительном концерте, тот, что проводился в Вене в пользу Констанцы), и он создал строй совершенно профессиональных инструментальных произведений.

МУЗЫКА МОЦАРТА

Невозможно нарыть другого композитора, тот, что бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Даже Бетховен не может сравниться с Моцартом в исключительной яркости оперных образов (что касается Фиделио, то это, скорее, монументальное изъятие в творчестве Бетховена). Моцарт не был новатором, как Гайдн, но у него встречаются дерзновенные прорывы в области обновления гармонического языка (в частности, известная Маленькая жига соль мажор, К. 574 для фортепиано – крайне показательный эталон, напоминающий о современной 12-тоновой технике). Оркестровое сообщение Моцарта не настолько поразительно ново, как сообщение Гайдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра – беспрерывный предмет восхищения как музыкантов, так и профанов, которые, говоря словами самого композитора, «наслаждаются, не давая себе отчета, чем именно». Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где было шибко воздействие Михаэля Гайдна, брата Йозефа), глубокое и продолжительное влияние оказали на него впечатления от многочисленных путешествий, совершенных в детстве. Самое значительное из таких впечатлений связано с Иоганном Кристианом Бахом (девятым, младшим сыном Иоганна Себастьяна). Моцарт познакомился с искусством «английского Баха» в Лондоне, и мощь и изящество его партитур оставили незабываемый след в сознании юного Вольфганга. Позже большую образ сыграла Италия (где Моцарт побывал трижды): там он воспринял основы драматургии и музыкального языка оперного жанра. А далее Моцарт стал близким другом и почитателем Й.Гайдна и был покорен гайдновской сильно осмысленной трактовкой сонатной формы. Но вообще в венский отрезок времени Моцарт создал свой, только самобытный манера. И только в 20 в. было до конца осознано удивительное эмоциональное состоятельность моцартовского искусства и его внутренняя трагичность, рядом соседствующая с внешней безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки. В былые времена только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, сейчас же многие музыканты и любители музыки считают, что это искусство нашло близкое самое совершенное выражение в творениях Моцарта.



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...