Авторизация

Теренс Уайт биография

печать
Теренс Хэнбери Уайт / Terence Hanbury White

Биография Теренс Хэнбери Уайт

У нас его знают мало; Пика, хотя вообще-то, не знают совсем. Оно и ясно. Люди серьезные пустяками как бы фэнтези не интересуются (хотя о Толкине, как правило, слышали, благо из троицы названных авторов только он и принадлежит полностью фэнтези со всеми ее литературными огрехами). Уайт и Пик попали в "киты" скорее по умыслу их американских издателей, чем по качеству и сути своих сочинений.

И то произнести - что есть фэнтези? В каталоге американского магазина, торгующего этой литературой, в разделе "Царство за коня и полпринцессы в придачу" чуть ли не первым значился марк-твеновский "Янки при дворе короля Артура". Для простодушных американцев что не реалистическая литература, то - фэнтези. "Нос", скажем, или "Собачье сердце" - самое оно.

Итак, Уайта у нас знают всего ничего - по выпущенной в 1993 г. издательством "Северо-Запад" тетралогии "Король былого и грядущего" да по основанному на первой из четырех этих книг диснеевскому мультфильму "Меч в камне". В прославленных своей бездуховностью Соединенных Штатах Америки "Меч в камне" включен в список книг, рекомендуемых для чтения в каждой школе. В немного больше духовной Англии сегодня, если питать доверие Интернету, происходит своего рода уайтовский бум - книги его переиздают, перечитывают и обсуждают заново.

ТЕРЕНС ХЭНБЕРИ УАЙТ родился в 1906 г. в Бомбее, получил начальное образование в Англии, а в 1928-м закончил с высшими отличиями Оксфорд, где изучал историю и литературу. Студентом он был, видимо, блестящим - когда позже первого курса у него обнаружился туберкулез, преподаватели собрали по подписке 200 фунтов, позволивших Уайту провести целительный год в Италии.

По окончании он 8 лет проработал преподавателем английской литературы в одной из лучших закрытых школ Англии. Все эти годы писал - по преимуществу детективы. Для фотографии на задней обложке этих изданий ему пришлось отрастить бороду: руководство школы точно не одобрило бы это его дело. В 1936 г. Уайт вышел в отставку, чтобы заняться только литературным трудом, арендовал на краю обступавшего школу обширного парка бывший дом лесничего и зажил там уединенной жизнью Мерлина, каким мы встречаем его в начале "Меча в камне", - в окружении самых разных животных и птиц. Стоит проронить, что Уайт был членом Королевского клуба соколиной охоты; найдя в лесу птенца ястреба, вырастил из него ловчую птицу - драматичный ход, описанный в книге "Ястреб". Упомяну и о том, что Уайт до смерти боялся аэропланов и избавился от этой боязни, только научившись водить авиалайнер. Лучший схема избыть хандра - это познать о ней что-нибудь новое.

В 1939 г. публикуются безотложно две книги артуровского цикла Уайта - "Меч в камне" и "Лесная колдунья" (позднее ставшая "Царицей воздуха и тьмы"). Последняя, четвертая книжка - "Свеча на ветру" - вышла в 1958-м. Тут нужно пометить, что артуровская тетралогия Уайта существует кроме того в начальном, трехкнижном варианте, издаваемом и поныне и имеющем своих поклонников. Окончательную же путаницу внесла публикация в 1977-м пятой книги - "Книги Мерлина", действо которой разворачивается еле-еле ли не в загробном мире.

Вот эта тетралогия и поставила его в строй вышеупомянутых "китов". Занимательный и незатейливый, как кажется на первых порах, пересказ "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори оказывается по сути своей вневременным: рыцари его нет-нет да и помянут нелегким словом коммунистов и нигеров; щука во рву рассуждает, что твой Макиавелли, о сущности власти, начальный попавшийся барсук пишет диссертацию о человеке, отличающемся от всего живого стремлением зазря укокошивать кого ни попадя, а маг Мерлин так и нисколько оказывается школьным учителем, "присланным" из нашего времени на предмет воспитания цивилизованного государя, которому предстоит сотворить в Англии первое в истории гражданское среда, к тому же жутко забывчивым, оттого что живет он "навстречу времени" - в различие от всех нас (не отседова ли и позаимствовали Стругацкие свою "контрамотацию"?). Закрыв книгу, не знаешь, что прочитал - рыцарский роман, исторический, роман воспитания, любовную историю, сказку? Все это - и ещё кое-что.

При всем том Уайт не был беллетристом в чистом виде. Он был ещё и поэтом, и живописцем. В качестве историка издал немного книг, посвященных истории Англии, в качестве спортсмена - описания своих охотничьих приключений, в качестве медиевиста - перевод старинного бестиария, разошедшийся в США тиражом в 20 000 экземпляров. И все же лучшими его произведениями, кроме "Короля былого и грядущего", остаются книги, написанные для умных детей: "Отдохновение мадам Мэшем" (1948), героиня которой, 12-летняя наследница обедневшего герцогского рода, обнаруживает в родовом парке колонию лилипутов, попавших в Англию с нелегкой руки Гулливера; и "Хозяин" (1958), двое героев которого, брат и сестра, ещё герцоги - Ланкастерские, ни больше ни меньше оказываются на голой скале в Атлантике, внутри которой обитает какой-то 165-летний старец ("Секрет вечной жизни состоит в том, чтобы постичь, на что, тебе нужна вечная жизнь", - записал он в своем дневнике ещё 24 марта 1849 г.), вознамерившийся завладеть политическая элита над миром, чтобы в конце концов навести в нем строй. Первая виртуозно построена на "Путешествии Гулливера", вторая - на шекспировской "Буре".

Слава, пришедшая к Уайту в 33-летнем возрасте, убывала и возрастала, но не покидала его всю существование. В 1963-м на денежки, полученные от студии Диснея за право экранизации "Меча в камне" и за мюзикл "Камелот", выдержавший на Бродвее 873 представления (позже легший в основу фильма с Ванессой Редгрейв и Ричардом Харрисом), Уайт отправился в США. Домой он плыл в 1964 г. кружным путем, сквозь Средиземное море. 17 января, когда судно вошло в Пирей, Уайта нашли мертвым в его каюте - остановилось сердце. Наследников, которые могли бы позаботиться о похоронах, у него не было, потому английское консульство похоронило его в Афинах. На надгробном камне его выбита надпись: "Писателю, тот, что из глубины своего измученного сердца доставлял людям отрада и восхвалял жизнь".

Он был одним из учителей человечества, незамеченным, может быть, оттого, что слова его были негромки, отчасти насмешливы и никаких немедленных кар (либо благ) никому не сулили.

Такого-то что же и внимать?



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...