Авторизация

Анатолий Квочур биография

печать
Анатолий Николаевич Квочур / Anatoly  Kvochur

Биография Анатолий Николаевич Квочур

Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Черневецкого района Винницкой области. Отец - Квочур Николай Петрович (1918г.рожд.), агроном, всю существование проработал на полях, последние немного лет на колхозной скотоводческой ферме. Мать - Квочур (Грабченкова) Федора Марковна (1926г.рожд.), работала начальником сельского узла связи. Супруга - Квочур (Григоренко) Валентина Михайловна (1953-1995), по профессии и призванию педагог, трагически погибла в автомобильной катастрофе. Дочь - Квочур Ирина Анатольевна (1978г.рожд.), студентка Института иностранных языков имени М.Тореза. Сын - Квочур Александр Анатольевич (1986г.рожд.).

"Русская летающая легенда", "Летчик от Бога" - так называют Анатолия Квочура отечественные и зарубежные специалисты и средства массовой информации. 12 лет обратно зарубежные обозреватели включили его в символическую десятку лучших летчиков-испытателей мира.

В становлении Мастера в течение всей жизни огромную образ играет понятие Учитель. Для Анатолия Николаевича таковыми были в маленьком возрасте папа и мамаша, следом дедуля и крестный, первая преподавательница Надежда Петровна, преподаватели математики и физики в старших классах, которые к тому же были и прекрасными спортсменами, с которыми приходилось участвовать в различных спортивных соревнованиях.

Дед по материнской линии, Грабченков Марк Климович, благодаря своим многосторонним знаниям, самодисциплине, удивительному трудолюбию и жизнестойкости, а ещё его отпрыск, позднее крестный Анатолия, Грабченков Афанасий Маркович, будучи педагогом по профессии и обладая незаурядными личными качествами и педагогическими способностями, оказали огромное воздействие на создание жизненных ценностей и характера Анатолия Квочура. Летом, когда внуки собирались у деда, большая доля летних каникул проходила под их непосредственным руководством, в котором мальчикам уделялось особое чуткость с целью всестороннего развития и спартанского воспитания - забраться на самое высокое дерево, управиться со змеей, изготовить модель самолета, выстроить временное жилище для ночевки в лесу... При этом завсегда и во всем акцент делался на развитии в детях чувства патриотизма, любви к Родине, необходимости ее ограждать.

В результате с детских лет Анатолий приобрел уверенность, что джентльмен, в принципе, может достичь каждый цели при условии его целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия, любви к близкий земле. Видимо оттого, приблизительно с 10-летнего возраста в нем стало формироваться неистребимое стремление сделаться защитником Родины, что тогда ему представлялось в основном в роли военного летчика, и конечно, летчика-истребителя. Со временем это охота переросло в твердое убеждение и жесткую программу подготовки к поступлению в летное училище. В школе он усиленно занимался спортом, капитально относился к школьным предметам, в особенности к математике и физике.

После десятилетки Анатолий Квочур без особого труда поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М.Комарова. С началом первых полетов на учебном самолете в училище выяснилось, что специальность летчика - это не только умение летать, это без малого неограниченная вероятность самосовершенствования сквозь познание. Поэтому дальнейшее освоение летной профессии и новых типов летательных аппаратов, как в училище, так и в последующей карьере Квочура, проходило больше на инициативной основе, что выражалось в вечно потребности располагать информацией о мире летания как не возбраняется больше, в постоянном изучении всевозможных справочников и специальной литературы, необязательных, но полезных расчетов тех или иных характеристик самолета и конкретных маневров. В значительной степени, благодаря этому своему увлечению, многолетнее участие в летных испытаниях различной степени сложности было для Анатолия Квочура сравнительно простым и безопасным.

В училище Анатолию Квочуру повезло. Его учителя - летчики-инструкторы старшой лейтенант Засько Иван Николаевич (основополагающий учебный авиалайнер Л-29), капитан Никитенко Ким Владимирович и старшой лейтенант Кондратьев Валерий Иванович (начальный боевой авиалайнер - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б) - были настоящими патриотами своего дела, хорошими, а в чем то более того лучшими специалистами в учебных полках училища. И позже училища, когда в 1973 году лейтенанта Квочура направили для прохождения боевой службы в Группу Советских войск в Германии, ему посчастливилось повстречаться с настоящими мастерами своего дела. Один из них - заместитель командира боевого полка Леонтий Николаевич Григорьев, был для молодого летчика образцом не только летного профессионализма, но и мужества. Однажды на самолете Григорьева Су-7Б с бомбовым грузом во время учений над населенным пунктом остановился мотор. С риском для жизни он увел авиалайнер в безопасную зону и катапультировался без малого с нулевой высоты.

В Восточной Германии А.Н.Квочур в течение двух лет служил в качестве истребителя-бомбардировщика, следом командира звена истребителей-бомбардировщиков. В 1975 году начальник дивизии генерал В.В.Скарюкин, отметив дар лейтенанта Квочура, написал ему рекомендательное послание для поступления в Школу летчиков-испытателей. Письмо было адресовано выдающемуся летчику-испытателю, в то время шеф-пилоту ОКБ имени Микояна Александру Васильевичу Федотову. Содержание письма неизвестно, но Заслуженный летчик-испытатель СССР, многократный рекордсмен мира (до сих пор не побиты некоторые рекорды скорости и высоты, установленные им на самолете МиГ-25), Герой Советского Союза Федотов оказал содействие в вызове на вступительные экзамены в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности очевидно молодого для таковый работы лейтенанта. Лейтенант экзамены сдал удачно, но в процессе учебы и при распределении по ее окончании А.В.Федотов подчеркнуто не интересовался судьбой своего протеже. Лишь в 1981 году, когда из-за травм, полученных в результате аварий, вместе с тем три ведущих летчика-испытателя ОКБ имени Микояна, охватывая самого Федотова, на некоторое время выбыли из строя, Федотов организовал указание Министра авиационной промышленности о переводе летчика-испытателя Комсомольского-на-Амуре авиационного завода Анатолия Квочура в ОКБ имени Микояна.

Для того времени таковой перевод был достаточно редким событием. Работа в качестве летчика-испытателя во всемирно известной фирме МиГ была заветной мечтой большинства молодых летчиков-испытателей страны. По образному выражению М.М.Комарова, погибшего в испытательном полете в 1970 году и кроме того являвшегося воспитанником А.В.Федотова: "Вероятность сделаться летчиком-испытателем фирмы Микояна приблизительно равна вероятности выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету". Можно произнести, что Квочур этакий выигрышный квиток вытащил...

Анатолий Квочур как и многие другие летчики-испытатели бюро Микояна считает себя учениками А.В.Федотова. Именно он стал для них разработчиком философии летных испытаний. До него такую же образ в развитии школы летных испытаний сыграл шеф-пилот Квочура Григорий Александрович Седов. Школу Седова - Федотова Анатолий Николаевич называет школой безопасных и результативных испытаний. Благодаря этой школе многие летчики прожили значительно большую, чем среднестатистическая, летную бытие и принесли немалую пользу государству.

За годы работы летчиком-испытателем Анатолий Квочур провел бесчисленные испытания новых самолетов и вооружений, в том числе: летные испытания самолета Миг-29 (в 1982 году на нем впервой достигнута предельная по прочности самолета перегрузка 9 единиц, в сочетании с предельным углом атаки и критичным числом Маха - по заданию 9,0+0,5 - достигнуто 9,45); бессчетные испытания ракет нового поколения "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (первые сбросы, пуски на секьюрити отделения, заглохание двигателей, первое боевое использование этих ракет); испытания глубоких модификаций самолетов МиГ-29 и МиГ-31; испытания палубного варианта самолета МиГ-29, совместно с испытаниями систем первого отечественного авианосца "Адмирал Кузнецов" (первая посадка и начальный взлет с авианосца ночью, подготовка первых палубных летчиков к полетам с авианосца). С середины 80-х годов в качестве ведущего летчика-испытателя он принимал участие в работе над проектом истребителя нового поколения (МФИ), тот, что в первый раз поднялся в воздух в 2000 году.

В 1991 году А.Н.Квочур переходит в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова в качестве летчика-испытателя, начальника лаборатории эргономики. С 1996 года и по настоящее время он - заместитель начальника института по оборонной тематике. Сама служба в ЛИИ подразумевает существование двух весьма связанных между собой областей приложения усилий: летно-испытательной и научной. Кроме того, Квочур возглавляет созданный при ЛИИ "Пилотажно-исследовательский центр", в самом названии и концепции которого сочетаются понятия "летчик" и "ученый".

Государственное унитарное предприятие Пилотажно-исследовательский середина (до 1996 года - Пилотажная группа "Летчики-испытатели") было основано А.Н.Квочуром в 1992 году в ЛИИ имени М.М.Громова для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления маневренных самолетов, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним беспосадочным перелетам, сверхманевренности, медицине, а кроме того с целью профессионального выполнения показательных полетов на самолетах Су-27, Су-30 и МиГ-29 одиночно и в группе.

За миновавший отрезок времени пилотажная группа осуществила строй показательных выступлений в различных авиационных мероприятиях, охватывая такие известные, как: "Мосаэрошоу-92", "МАКС-93, 95, 97, 99", "Таиланд-93", "Дубай-93", "ИЛА-94", "Фарнборо-94, 98", "Австралия-95", "Ле Бурже-95", "Прага - 95, 97", "Сингапур - 96, 98", "Джакарта-96", "Чжухай-96, 98" (КНР), "ЛИМА-99", а кроме того десятки раз участвовала в авиапоказах в Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Австрии, Польше, Финляндии.

Особо выделяются уникальный сверхдальний перелет в Австралию и назад в марте 1995 года и сквозь Северный полюс по замкнутому маршруту в июле и сентябре 1999 года. Одноместный истребитель Су-27, пилотируемый командиром группы А.Н.Квочуром, преодолел примерно 15 тысяч километров с дозаправками топливом в воздухе и всего двумя промежуточными посадками на пути в Австралию. В полетах по отработке спутникового радионавигационного комплекса (СРНК) в акватории Северного Ледовитого океана с проходом над Северных полюсом были достигнуты рекордная дальность и продолжительность полета для одноместного истребителя (11 ч 29 мин).

В двух трансарктических полетах, проведенных во взаимодействии с 37-й воздушной армией, были выполнены комплексные исследования ряда новых научно-технических разработок, раньше всего, спутникового радионавигационного комплекса (СРНК), обеспечивающего высокоточное определение взаимных координат и скоростей двух самолетов, в частности, заправляемого самолета и танкера, или двух самолетных групп. При этом бортовое компьютерное обеспечение позволяет вывести заправляемый авиалайнер на заправочный конус с точностью 1-2 метра с расстояния до 800 километров.

Также оценивались шесть спутниковых навигационных приемников, новые бортовые вычислители и самописцы, новая индикация на лобовом стекле, а ещё многоцветный жидкокристаллический многофункциональный индикатор ЗАО "Русская авионика". Были получены ценнейшие медико-физиологические данные о состоянии летчика, записанные на кардиокассету.

Анатолий Квочур в совершенстве владеет многими фигурами высшего пилотажа. Многие из них он довел до совершенства на самолетах последнего поколения. Например, претворение в жизнь эдакий фигуры как "Колокол" А.Н.Квочур отработал на Миг-29, подготовил методику безопасности и впервой продемонстрировал сообща с другими летчиками-испытателями ОКБ имени Микояна на международной авиасалоне "Фарнборо-88".

Устроители всякий авиавыставки стараются заручится участием в ней аккурат Анатолия Квочура, вследствие того что что он - гарантия зрелищного показа, когда фигуры высшего пилотажа сменяют приятель друга без всяких пауз, на предельно малой высоте. Известный британский эксперт летчик-испытатель Джон Фарли, комментируя пилотаж Квочура, говорил: "Его я сравнил бы с исполнением классической музыки, в частности "Лунной сонаты", "к восприятию которой не возбраняется быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем. По поводу же личных впечатлений могу изречь, что пилот очевидно не "борется" с самолетом и такое полное взаимопонимание делает их как бы единым целым, приводя к совершенству всех движений".

Ныне Анатолий Квочур продолжает совмещать летную и научную работу. Это и формирование пилотажно-исследовательского центра, и разработка методик одиночного и группового высшего пилотажа на современных истребителях, и обучение летчиков ЛИИ и ВВС, и непосредственное руководство программами модернизации самолетов, разработки перспективной кабины, межобъектовой спутниковой навигации.

В 1992 году Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Он ещё награжден орденами Трудового Красного Знамени (1988) и "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Физической форме Анатолия Квочура разрешается позавидовать. Несмотря на два катапультирования и гигантский летный стаж, он по-прежнему идеально попадает в типаж настоящего Героя: атлетическое телосложение, безупречная осанка, сильные руки. "До 17 лет я пытался заниматься тяжелой атлетикой, - говорит Анатолий Николаевич. - Но в летном училище объяснили, что это не самое лучшее для здоровья летчика дело. Спорт, хотя вообще-то, не бросал ни при каких обстоятельствах. Десять лет занимался каратэ, но потом второго катапультирования пришлось покинуть это занятие. Теперь люблю горные лыжи".

В свободное время, когда удается не размышлять о работе, Анатолий Николаевич весьма любит впитывать текст, в особенности произведения Ефремова, Лемма, Стругацких. Его любимые фильмы - "Повесть о настоящем человеке", "Семнадцать мгновений весны".

Живет и работает в городе Жуковском Московской области.



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...